- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Урок по русскому языку в 8 классе «Типы подчинительной связи в словосочетании» план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- 🔍 Видео
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Типы подчинительной связи #русскийязыкСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Таблица с примерами
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Урок по русскому языку в 8 классе «Типы подчинительной связи в словосочетании»
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Урок изучения нового материала «Типы подчинительной связи в словосочетании» содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, включающий использование презентации и интерактивных таблиц и тестов Единой цифровой образовательной коллекции, а также проверочный тест по данной теме. Урок предназначен для учащихся 8 и 10 класса.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_podchinitelnoy_svyazi.doc | 57.5 КБ |
tip_podchinitelnoy_svyazi.pptx | 100.32 КБ |
test_po_russkomu_yazyku_slovosochetanie.doc | 28.5 КБ |
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»
Разработала учитель русского языка Косенко Ольга Димовна.
1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании.
2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.
3. Подготавливать учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х классов (демонстрационная версия 2012г) и В3 в ЕГЭ по русскому языку.
1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие
речемыслительных и творческих способностей учащихся;
1. воспитание любви к русскому языку,
2. формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
4.активизация познавательной деятельности,
5. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
- Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
- Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Тип урока: изучение нового
- по характеру познавательной деятельности учащегося : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
- по степени активности учащегося : продуктивные, творческие;
- по источнику знаний : словесные, практические;
- стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;
- интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля : устный, самоконтроль, взаимоконтроль
- по организации деятельности : индивидуальные
На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, необходимы ПК с выходом в Инетрнет. Раздаточный материал – таблица и тесты.
Повторение и систематизация знаний о словосочетании
Найдите словосочетания (слайд №1)
Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.
Почему это словосочетания? Какое необходимое условие для словосочетаний? (наличие главного и зависимого слова, т.е подчинительная связь)
Формулирование темы урока (запись в тетрадь) : «Типы подчинительной связи в словосочетании».
Целеполагание . Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовится к решению таких задач на итоговой аттестации.
Работа с таблицей(. Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании всегда подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание. (слайд №2) Запишите тип связи в 1 колонку таблицы.
Тип подчинительной связи
Самостоятельная часть речи
Самостоятельная часть речи
Самостоятельная часть речи
Примечание. В начале урока можно раздать шаблон или предложить нарисовать эту таблицу в рабочей тетради(2 колонку можно заполнить сразу). По ходу урока колонки «Тип подчинительной связи» и «Зависимое слово» заполняются.
Согласование . Работа со словосочетанием деревянного мостика (слайд №3)
Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже)- Вывод: согласование. Есть ли еще такие словосочетания среди записанных нами( (запутанные нитки, с обеих сторон) Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово. Занесем в таблицу.
Управление .(слайд №4 ) Словосочетания играть на рояле. Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (оно остается в том же падеже) Вывод – управление, главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи (скучаю по вам) Какими частями речи выражены главное и зависимое слово? Запись в таблицу.
Примыкание .(слайд №5) Словосочетания поворот налево . Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?) Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова? Запись в таблицу. (слайд)
Формулируем вывод. Сверяем с правильным ответом.(слайд)
Какими частями речи чаще всего выражены главное и зависимое слово в разных типах словосочетания? (дорабатываем таблицу и делаем вывод)
Определите тип связи в словосочетаниях (слайд №6)
Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.
Дополните запись в таблице.
Работа с текстом . (слайд №7) Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи.
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.
Подготовка к ГИА
Алгоритм работы над заданием ГИА В2.(слайд №8)
Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление.
- Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная
Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.
Определи тип связи. (Согласование)
- Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
- Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:
серебряная ложка из серебра
Серебряная и из серебра – однокоренные слова.
Проверь тип связи. Это управление.
Ответ: ложка из серебра.
Подобные варианты: (слайд №9)
- Замени управление «в доме родителей» на синонимичное согласование.
родительском в доме родителей
Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме»
- Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление.
мамино возвращение мамы
Ответ: «возвращение мамы»
для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,
для замены управления на согласования – какой? чей?,
для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.
Тест со взаимопроверкой . (см.приложение) (слайд №10)
Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось легким, а что самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание .(слайд №11) Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи
Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.
Список использованных источников:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Предварительный просмотр:
Видео:Словосочетание. 8 классСкачать
Подписи к слайдам:
Выпишите словосочетания Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.
Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание
Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .) Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании Измените падеж главного слова. Деревянн ому мостик у (м.р., ед.ч , Д.п ) Измените число главного слова Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.) Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .
Измените главное слово в словосочетании играть на рояле Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,) Играла ( прош.вр , ж.р , ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .
Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ? Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .
Определите тип связи в словосочетаниях . Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.
Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи . Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.
Алгоритм действий Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово. Определи тип связи. ( Согласование) Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа: какая? из чего? Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос: какая? из чего? серебряная ложка из серебра Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление. Ответ: ложка из серебра.
Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование. чьём? кого? родительском в доме родителей Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме » Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление. чьё? кого? мамино возвращение мамы Ответ: « возвращение мамы » Запомни: для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом, для замены управления на согласования – какой? чей?, для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.
Ответы на тест 1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а 2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г
Домашнее задание Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.
🔍 Видео
ВПР, 8 класс. Задание № 11. Согласование, управление, примыкание. (Виды связи слов в словосочетании)Скачать