Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Таблица с примерами

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Согласование

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Управление

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Видео:Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shorts

Примыкание

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Виды связей в словосочетаниях

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

О чем эта статья:

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Согласование, управление и примыкание/Как определить тип связи в словосочетанииСкачать

Согласование, управление и примыкание/Как определить тип связи в словосочетании

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Типы связей слов в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание.Скачать

Типы связей слов в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Типы подчинительной связи #русскийязыкСкачать

Типы подчинительной связи #русскийязык

Урок по русскому языку на тему «Типы грамматической связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание»

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

«Типы грамматической связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание»

ФИО: Курылко Валентина Владимировна

Место работы: МОУ «Школа 57 г. Донецка».

Должность: учитель украинского языка и украинской литературы, русского языка и литературы.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Типы грамматической связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Дата проведения: 06.10.2016 г.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал, презентация.

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Тип урока: усвоение новых знаний.

— повторение и обобщение знаний учащихся о типах грамматической связи слов в словосочетании;

— отработка умения определять типы грамматической связи в словосочетаниях;

— закрепление навыков правописания;

— обучение умению связно излагать свои мысли.

— развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

— развитие познавательной самостоятельности;

— овладение нормами литературного языка.

— воспитание ответственности за качество своих знаний;

— воспитание любви к родному русскому языку.

— Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

— Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

— Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

— Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Методические приемы : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), свободное письмо, объединение информации в блоки, синквейн.

Формы работы : парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

— стремиться к совершенствованию собственной речи;

— испытывать потребность в самовыражении через слово;

— толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

— самостоятельно формулировать тему;

— сравнивать и анализировать, выделять главное;

— устанавливать причинно-следственные связи.

— определять цель, проблему в деятельности;

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

— осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

— уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

— различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

— систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

— формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.

І. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.

Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. Ученики определяют тему – «Словосочетание».

II . Актуализация знаний.

Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Непродуманное решение, мочёные яблоки, желанный гость, крашеная скамейка, покрашенный забор, сложенный вчетверо лист, печёные пирожки, печённые в печи пирожки, жестяная банка, реабилитационный период, серебряное украшение, посеребрённое кольцо, глаженая рубашка, прореженные всходы, квашеная капуста, тканный золотом ковёр.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1. Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.

2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

— Прочитал в учебнике, книге.

— Слышал раньше от учителя.

— Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

— Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову:

1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

по зависимому слову :

1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Полная запись темы урока «Типы грамматической связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание»

— Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание.

III. Ознакомление с новым материалом.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 11.

1. Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом .

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал § 11 на стр. 39-40.

Сделайте пометки на полях:

«+» – если считаете, что это вам известно;

«-» – если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

« v » – если то, что прочитали, является новым;

«?» – если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знатьузнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного).

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

— Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

3. Применение теории на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.

IV. Практическое закрепление знаний.

Упражнение 64. Спишите и укажите вид подчинительной святи слов в словосочетаниях. Укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи.

2. Распределите словосочетания по таблице

Прочитать книгу, выучить наизусть, солнечный день, капли росы, относиться по-доброму, мамина сумка, поздняя осень, желание учиться, находиться в здании, надежда на успех, рассказать другу, посещение выставки, дружный класс, букет ландышей, собирать грибы, весь день, горячо любить, съезжать с горы.

Что нужно сделать, чтобы определить к какому способу связи относится каждое словосочетание?

(1)Где бы Гоголь ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (2) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (3) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (4) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

1. Докажите, что перед вами текст.

2. Определите стиль текста.

3. Определите тип текста.

4. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 1).

5. Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 2).

6. Какое сочетание слов из предложения 3 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

b) План объехать

d) Располагались как правило.

7. Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 3).

8. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

9. Какое сочетание слов из предложения 4 не является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

f) Как бы коллекцию

g) Собирал в душе

h) Коллекцию пейзажей

10. Придумайте название текста.

Ученики осуществляют взаимопроверку.

Верба, запломбировать, свёкла, квартал, дремота, сантиметр, черпать, щавель, счастливый.

Образуйте с данными словами (на выбор) три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

5. Диагностическая самостоятельная работа

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А) медведь заревел

Б) заревел неистово

В) Заревел и схватил

Г) схватил за комбинезон

Д) появиться в отдалении

Е) внезапно остановиться

Ж) Пошел и остановился

З) перед штормом

2. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены:

Е) порядковыми числительными

3.В каких словосочетаниях слова связаны управлением.

А) развевающегося флага

Б) ничем не интересоваться

Г) присутствовать на митинге

4.В каких словосочетаниях слова связаны примыканием.

А) серый от пыли

Б) очень грязный

В) Поворот налево

Г) возвратиться из похода.

5.Найдите ошибки в управлении.

А) скучаю по вас

Б) оплата за проезд

В) Благодаря своей воле

Г) опираться на фактах

Ученики осуществляют самопроверку.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

— А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием «Кластер». Составим коллективный портрет (кластер) «Типы грамматической связи слов в словосочетании»

Тип грамматической связи слов в словосочетании

Типы грамматической связи в словосочетании согласование управление примыкание

Пока обучающиеся работают с кластером, один обучающийся составляет синквейн по теме урока.

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

— Как вы это делали?

— Для чего нам это надо знать?

— Где будем использовать полученные знания?

— Что вам помогало в работе?

— Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

— Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице.

На уроке главным источником информации был текст параграфа, с которым вы будете еще работать на следующих уроках.

— Интересен ли был вам сегодняшний урок?

— Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Предлагаю заполнить небольшую анкету и оценить свою работу на уроке.

— Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

— Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

— Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

— Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

2. Выполнить задание на выбор:

а) Упражнение 64( Спишите и укажите вид подчинительной святи слов в словосочетаниях. Укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи).

б) Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи. С любыми тремя составить предложения.

в) Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по 3 примера на каждый способ связи.

1. Русский язык. 8 класса: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Троснецова, Т.А. Ладыжеская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский/.- М.: Просвещение, 2014.

2. Сборник диктантов. 5-9 классы / Сост. В.Н. Горшкова.- М.: ВАКО, 2016. – 320 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

📽️ Видео

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

ВПР, 8 класс. Задание № 11. Согласование, управление, примыкание. (Виды связи слов в словосочетании)Скачать

ВПР, 8 класс. Задание № 11. Согласование, управление, примыкание. (Виды связи слов в словосочетании)

B3. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.Скачать

B3. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Виды связи слов в словосочетании СогласованиеСкачать

Виды связи слов в словосочетании  Согласование
Поделиться или сохранить к себе: