- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Подчинительная связь в словосочетании. Примеры
- Как определить подчинительную связь?
- Подчинительная связь в словосочетаниях
- Подчинительная связь в предложении
- Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
- Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
- Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку»
- Просмотр содержимого документа «Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку»»
- 💥 Видео
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Таблица с примерами
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Подчинительная связь в словосочетании. Примеры
Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.
При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью.
Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Как определить подчинительную связь?
Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:
В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.
Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами или предложениями, одно из которых выступает как главное, другое — как зависимое.
Сравним следующие синтаксические единицы:
Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и не являются словосочетанием.
Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.
За стеной этой ночью бушует сильный ветер.
Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Подчинительная связь в словосочетаниях
В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:
Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.
Например:
Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.
1. В роли главного слова выступает глагол:
- нести сумку ;
- открыть дверь ;
- слыть чудаком ;
- размышлять над проблемой ;
- обрадоваться успеху ;
- обидеться на шутку ;
- подтолкнуть к занятиям спортом ;
- предупредить об опасности ;
- сомневаться в правильности решения ;
2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:
- тень дерева ;
- мост через реку ;
- альтернатива поездке ;
- выбор между семьей и карьерой ;
- беспокойство о детях ;
- командующий армией ;
- тоска по нас .
3. Главным словом является числительное:
4. В роли главного слова употребляется наречие:
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.
Например:
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Подчинительная связь в предложении
Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».
Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».
Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».
Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).
С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.
Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
Видео:Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку»
Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку» составлено в соответствии со стандартом учебного материала и основан на текстах и заданиях, взятых из книги «Русский язык. ОГЭ-2019. 9 класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, С.В. Гармаш; под редакцией Н.А. Сениной.»- Ростов н/Д: Легион,2018
Просмотр содержимого документа
«Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку»»
Ключи к тесту по теме «Обобщение» 9 класс.
По сердечному велению
В природе Кавказа
Прощаться с прошлым
Человек созидатель, обогатитель, художник
Все говорят; никто не знает; это значит
Равнодушие один из пороков
Могла чувствовать, начал жить
Можно увидеть, можно постичь
Обособленное определение, однородные члены
Обстоятельственное условия, изъяснительное
«Обобщение» 9 класс. Вариант № 6
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала на долю Михаила Пришвина.
(2) Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца».(3) В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4) Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, — всегда созидатель, обогатитель и художник.
(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во всяком случае, он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (7) Просто на это у него не хватило бы времени. (8) Книги Пришвина, говоря его же словами, — это «бесконечная радость постоянных открытий».
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «просто не хватило».
2. Замените словосочетание «по велению сердца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
3. Выпишите из первого (1) предложения словосочетание со связью согласование.
4. Выпишите грамматическую основу четвёртого (4) предложения.
5. Из предложений 1 – 4 выпишите составные глагольные сказуемые.
6. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Определите вид(-ы) осложнения четвёртого (4) предложения.
8. Определите тип восьмого (8) предложения и запишите этот тип.
9. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений.
10. Определите вид подчинения в пятом (5) предложении.
11. Определите виды придаточных предложений в первом (1) предложении.
«Обобщение» 9 класс. Вариант № 7
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Мир вещей обновляется всё быстрее, заступают новые и новые марки электроплит, холодильников, телевизоров, автомобилей, пылесосов. (2) Куда-то деваются старые, появляются усовершенствованные. (3) Мы всё время избавляемся от забот, связанных с вещами. (4) К вещам не успеваешь привязаться, подружиться. (5) Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. (6) Иному кажется, что они торчат как ненужные пни, но для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета.
(7) Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. (8) Вещи могут вернуться. (9) С прошлым не стоит окончательно прощаться. (10) Детство рано или поздно напомнит о себе. (11) Дело не в ностальгии. (12) Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба.
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «вспоминается ярко».
2. Замените словосочетание «мальчишечья жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Выпишите из девятого (9) предложения словосочетание со связью управление.
4. Выпишите грамматическую основу десятого (10) предложения.
5. Из предложений 5 – 8 выпишите составное(-ые) глагольное(-ые) сказуемое(-ые).
6. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
8. Определите тип первого (1) предложения и запишите этот тип.
9. Определите тип двенадцатого (12) предложения и запишите этот тип.
10. Найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
11. Определите тип(-ы) придаточных в шестом (6) предложении и запишите его (их).
«Обобщение» 9 класс. Вариант № 8
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) С удивлением смотрю я на толпы туристов, поспешно пробегающих по залам картинной галереи. (2) Что же можно увидеть, что же можно постичь? (3) Название картин? (4) Рамы?(5) Внешний сюжет? (6) Суриков часами сидел в одиночестве перед грандиозным полотном А.Иванова в Третьяковской галерее. (7) Павел Дмитриевич Корин проводил в неподвижности часы перед полотнами Сурикова, перед мастерами Возрождения Италии.
(8) Однажды, будучи ещё студентами, мы с товарищем (теперь известным писателем) провели эксперимент, уговорились и простояли полдня перед картиной Левитана «Над вечным покоем», хоть и до этого знали её наизусть. (9) В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчётной готовности к любому свершению. (10) В это время товарищ повернулся ко мне, и я увидел в его глазах слёзы. (11) А сколько раз до этого останавливались перед картиной, говорили: «Да, здорово» — и бежали дальше?
(12) Надо дождаться, когда красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом.
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «вспоминается ярко».
2. Замените словосочетание «с удивлением смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
3. Выпишите подлежащее из восьмого (8) предложения.
4. Выпишите грамматическую основу девятого (9) предложения.
5. Из предложений 1 – 6 выпишите составные глагольные сказуемые.
6. Определите тип односоставного предложения, входящего в состав двенадцатого(12) предложения. Запишите его.
7. Среди предложений 8 — 11. Найдите предложение, осложнённое однородными несогласованными определениями.
8. Определите тип девятого (9) предложения и запишите этот тип.
9. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1 – 7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
«Обобщение» 9 класс. Вариант № 9
Прочитайте текст и выполните задания:
(1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлось бы, что ответить. (6) Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству – так я думала.
(7) И получилось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде.
(10) Когда я читала о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (11) С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу.
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «внутренний мир».
2. Замените словосочетание «в кавказской природе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Выпишите подлежащее из восьмого (8) предложения.
4. Выпишите грамматическую основу первого (1) предложения.
5. Определите тип сказуемого в восьмом (8) предложении.
6. Определите тип односоставного предложения, входящего в состав седьмого (7) предложения. Запишите его.
7. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение, одна из частей которого осложнена однородными составными именными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
8. Определите тип седьмого (7) предложения и запишите этот тип.
9. Найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное условия. Напишите номера этих предложений.
10. Среди предложений 5 – 11 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
11. Найдите сложное (-ые) предложение(-ия) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
«Обобщение» 9 класс. Вариант № 10
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю добра и счастья. (2) Это не просто выражение вежливости. (3) В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. (4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. (5) Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих себя людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
(6) Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из самых опасных пороков. (7) Быть равнодушным – значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. (8) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
(По В. Сухомлинскому)
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «желаю тебе».
2. Замените словосочетание «человеческую сущность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Выпишите подлежащее из шестого (6) предложения.
4. Выпишите грамматическую основу шестого (6) предложения.
5. Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое включают инфинитив. Напишите номер этого предложения.
6. Определите тип (-ы) односоставных предложений, входящего в состав четвёртого (4) предложения. Запишите его (их).
7. Найдите простое предложение, осложненное однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
8. Укажите количество грамматических основ 4 (четвёртого) предложения.
9. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Напишите номера этих предложений.
10. Найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
11. Дайте характеристику 5 (пятому) предложению.
💥 Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложенийСкачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№24 - Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.)Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ. РАЗБОР 4 ЗАДАНИЯ. ТИПЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать