Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Таблица с примерами

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве пред­ло­же­ния.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем сло­во­со­че­та­ния:

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Например:

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

  • нести сум­ку ;
  • открыть дверь ;
  • слыть чуда­ком ;
  • раз­мыш­лять над про­бле­мой ;
  • обра­до­вать­ся успе­ху ;
  • оби­деть­ся на шут­ку ;
  • под­толк­нуть к заня­ти­ям спор­том ;
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти ;
  • сомне­вать­ся в пра­виль­но­сти реше­ния ;

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

  • тень дере­ва ;
  • мост через реку ;
  • аль­тер­на­ти­ва поезд­ке ;
  • выбор меж­ду семьей и карье­рой ;
  • бес­по­кой­ство о детях ;
  • коман­ду­ю­щий арми­ей ;
  • тос­ка по нас .

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Например:

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с зави­си­мым изъ­яс­ни­тель­ным, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва (место­име­ния) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­чи­ны.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании

Видео:Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)

Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку»

Тип подчинительной связи в словосочетании вспоминается ярко

Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку» составлено в соответствии со стандартом учебного материала и основан на текстах и заданиях, взятых из книги «Русский язык. ОГЭ-2019. 9 класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, С.В. Гармаш; под редакцией Н.А. Сениной.»- Ростов н/Д: Легион,2018

Просмотр содержимого документа
«Тесты для 9 класса «Итоговое повторение по русскому языку»»

Ключи к тесту по теме «Обобщение» 9 класс.

По сердечному велению

В природе Кавказа

Прощаться с прошлым

Человек созидатель, обогатитель, художник

Все говорят; никто не знает; это значит

Равнодушие один из пороков

Могла чувствовать, начал жить

Можно увидеть, можно постичь

Обособленное определение, однородные члены

Обстоятельственное условия, изъяснительное

«Обобщение» 9 класс. Вариант № 6

Прочитайте текст и выполните задания:

(1) Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала на долю Михаила Пришвина.

(2) Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца».(3) В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4) Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, — всегда созидатель, обогатитель и художник.

(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во всяком случае, он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (7) Просто на это у него не хватило бы времени. (8) Книги Пришвина, говоря его же словами, — это «бесконечная радость постоянных открытий».

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «просто не хватило».

2. Замените словосочетание «по велению сердца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

3. Выпишите из первого (1) предложения словосочетание со связью согласование.

4. Выпишите грамматическую основу четвёртого (4) предложения.

5. Из предложений 1 – 4 выпишите составные глагольные сказуемые.

6. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

7. Определите вид(-ы) осложнения четвёртого (4) предложения.

8. Определите тип восьмого (8) предложения и запишите этот тип.

9. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений.

10. Определите вид подчинения в пятом (5) предложении.

11. Определите виды придаточных предложений в первом (1) предложении.

«Обобщение» 9 класс. Вариант № 7

Прочитайте текст и выполните задания:

(1) Мир вещей обновляется всё быстрее, заступают новые и новые марки электроплит, холодильников, телевизоров, автомобилей, пылесосов. (2) Куда-то деваются старые, появляются усовершенствованные. (3) Мы всё время избавляемся от забот, связанных с вещами. (4) К вещам не успеваешь привязаться, подружиться. (5) Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. (6) Иному кажется, что они торчат как ненужные пни, но для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета.

(7) Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. (8) Вещи могут вернуться. (9) С прошлым не стоит окончательно прощаться. (10) Детство рано или поздно напомнит о себе. (11) Дело не в ностальгии. (12) Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба.

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «вспоминается ярко».

2. Замените словосочетание «мальчишечья жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Выпишите из девятого (9) предложения словосочетание со связью управление.

4. Выпишите грамматическую основу десятого (10) предложения.

5. Из предложений 5 – 8 выпишите составное(-ые) глагольное(-ые) сказуемое(-ые).

6. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

7. Найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.

8. Определите тип первого (1) предложения и запишите этот тип.

9. Определите тип двенадцатого (12) предложения и запишите этот тип.

10. Найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

11. Определите тип(-ы) придаточных в шестом (6) предложении и запишите его (их).

«Обобщение» 9 класс. Вариант № 8

Прочитайте текст и выполните задания:

(1) С удивлением смотрю я на толпы туристов, поспешно пробегающих по залам картинной галереи. (2) Что же можно увидеть, что же можно постичь? (3) Название картин? (4) Рамы?(5) Внешний сюжет? (6) Суриков часами сидел в одиночестве перед грандиозным полотном А.Иванова в Третьяковской галерее. (7) Павел Дмитриевич Корин проводил в неподвижности часы перед полотнами Сурикова, перед мастерами Возрождения Италии.

(8) Однажды, будучи ещё студентами, мы с товарищем (теперь известным писателем) провели эксперимент, уговорились и простояли полдня перед картиной Левитана «Над вечным покоем», хоть и до этого знали её наизусть. (9) В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчётной готовности к любому свершению. (10) В это время товарищ повернулся ко мне, и я увидел в его глазах слёзы. (11) А сколько раз до этого останавливались перед картиной, говорили: «Да, здорово» — и бежали дальше?

(12) Надо дождаться, когда красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом.

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «вспоминается ярко».

2. Замените словосочетание «с удивлением смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Выпишите подлежащее из восьмого (8) предложения.

4. Выпишите грамматическую основу девятого (9) предложения.

5. Из предложений 1 – 6 выпишите составные глагольные сказуемые.

6. Определите тип односоставного предложения, входящего в состав двенадцатого(12) предложения. Запишите его.

7. Среди предложений 8 — 11. Найдите предложение, осложнённое однородными несогласованными определениями.

8. Определите тип девятого (9) предложения и запишите этот тип.

9. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 1 – 7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

11. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

«Обобщение» 9 класс. Вариант № 9

Прочитайте текст и выполните задания:

(1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлось бы, что ответить. (6) Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству – так я думала.

(7) И получилось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде.

(10) Когда я читала о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (11) С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу.

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «внутренний мир».

2. Замените словосочетание «в кавказской природе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Выпишите подлежащее из восьмого (8) предложения.

4. Выпишите грамматическую основу первого (1) предложения.

5. Определите тип сказуемого в восьмом (8) предложении.

6. Определите тип односоставного предложения, входящего в состав седьмого (7) предложения. Запишите его.

7. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение, одна из частей которого осложнена однородными составными именными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

8. Определите тип седьмого (7) предложения и запишите этот тип.

9. Найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное условия. Напишите номера этих предложений.

10. Среди предложений 5 – 11 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

11. Найдите сложное (-ые) предложение(-ия) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

«Обобщение» 9 класс. Вариант № 10

Прочитайте текст и выполните задания:

(1) Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю добра и счастья. (2) Это не просто выражение вежливости. (3) В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. (4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. (5) Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих себя людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

(6) Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из самых опасных пороков. (7) Быть равнодушным – значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. (8) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.

(По В. Сухомлинскому)

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «желаю тебе».

2. Замените словосочетание «человеческую сущность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Выпишите подлежащее из шестого (6) предложения.

4. Выпишите грамматическую основу шестого (6) предложения.

5. Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое включают инфинитив. Напишите номер этого предложения.

6. Определите тип (-ы) односоставных предложений, входящего в состав четвёртого (4) предложения. Запишите его (их).

7. Найдите простое предложение, осложненное однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

8. Укажите количество грамматических основ 4 (четвёртого) предложения.

9. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Напишите номера этих предложений.

10. Найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

11. Дайте характеристику 5 (пятому) предложению.

💥 Видео

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложенийСкачать

ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложений

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Русский язык 9 класс (Урок№24 - Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№24 - Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.)

РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ. РАЗБОР 4 ЗАДАНИЯ. ТИПЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.Скачать

РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ. РАЗБОР 4 ЗАДАНИЯ. ТИПЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: