Тихон никитич стрешнев ударение

Содержание
  1. Его Царского Величества Сберегатель
  2. СТРЕ́ШНЕВ
  3. Фонетический разбор «стрешнев тихон никитич»
  4. Фонетический разбор «стрешнев»:
  5. «Стрешнев»
  6. Характеристики звуков
  7. Фонетический разбор «тихон»:
  8. «Тихон»
  9. Характеристики звуков
  10. Фонетический разбор «никитич»:
  11. «Никитич»
  12. Характеристики звуков
  13. Смотрите также:
  14. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  15. Морфологический разбор «стрешнев тихон никитич»
  16. Фонетический разбор «стрешнев тихон никитич»
  17. Значение «стрешнев тихон никитич»
  18. Карточка «стрешнев тихон никитич»
  19. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  20. Что такое фонетический разбор?
  21. Фонетическая транскрипция
  22. Как сделать фонетический разбор слова?
  23. Пример фонетического разбора слова
  24. Фонетика и звуки в русском языке
  25. Гласные звуки в словах русского языка
  26. Фонетика: характеристика ударных гласных
  27. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  28. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  29. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  30. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  31. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  32. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  33. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  34. Позиционное оглушение/озвончение
  35. Мягкие согласные в русском языке
  36. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  37. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  38. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:Офис. Эпизод 13. Двойной удар.Скачать

Офис. Эпизод 13. Двойной удар.

Его Царского Величества Сберегатель

Иллюстрация: Портрет Тихона Тикитича Стрешнева.

В современной России мало найдётся людей, кто ничего не знал бы о Петре Великом, но ещё меньше найдётся тех, кто что-нибудь знал бы о его преданных сподвижниках, кроме тех, кого своенравное счастье вывело на сцену важнейших того времени происшествий и до наших дней по политическим и идеологическим мотивам со славой удержало.

Среди тех сподвижников царя, для упоминания о которых не нашлось места в школьной программе по Истории России, является Стрешнев Тихон Никитич (1644-1719).

Сын боярина Никиты Константиновича, дальний родственник царя Алексея Михайловича и «свой человек» в придворном царском обиходе, Стрешнев воспитывался в старинном укладе московской жизни и за свою преданность в 1668 году из стряпчих был произведён в стольники.

Вскоре после рождения Петра Алексеевича, он был приставлен дядькой к царевичу, заведовал покупкой и починкой игрушек, заказывал одежду и распоряжался, в какие дни и что именно из одежды подавать в царские хоромы. При венчании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей в 1682 году Стрешнев вёл царевича Петра под руки, а на другой день был пожалован в окольничие. В силу близости к Петру, с детства привязанного к нему, Тихон Никитич считал своим долгом исполнять все веления царя, принимал живое участие в его домашней жизни, в ученье и забавах. При этом, приходясь Петру дальним родственником, он был скромен и держался в стороне от политической деятельности. Тем не менее, влияние его на ход российской истории было очень велико. По его совету и прямому участию был осуществлён выбор в царские невесты Евдокии Фёдоровны Лопухиной. За это царь упрекал его и долгое время не мог простить, что, впрочем, не могло поколебать к нему безграничное с детства доверие Петра и веру в его преданность и готовность неустанно служить ему и Отечеству. Пётр часто поручал Тихону Никитичу дела различной степени конфиденциальности и важности.

В 1686 году Стрешнев был пожалован в бояре, а с 1690 года, уверенный в его беспри-страстии, Пётр поручил ему заведование Разрядным приказом, существовавшим до учреждения Правительствующего Сената и ведавшим определением по указам царя дворян, до стольников, на службу и осуществлением суда над ними. Новая должность ставила Стрешнева во главе всего военного управления Московского государства того времени. И, хотя, нет сведений об участии Тихона Никитича в действительных сражениях, это не мешало ему вникать в военные распорядки и здраво судить о ведении дел.

Горимый мечтой о создании российского флота Пётр, как известно, привлёк к кораблестроению всех именитых и состоятельных людей и разделил их на «кумпанства». Поддерживая инициативу Петра и подавая пример остальным, Стрешнев одним из первых создаёт личное «Кумпанство боярина Т.Н. Стрешнева». На средства Стрешнева датскими мастерами С. Петерсоном и Я. Эдреком был построен 26-ти пушечный корабль с названием «Три рюмки» («Дри рюмор») и девизом «Держите во всех делах меру».

Баркалона (баркалон — от итал. barca longo или длинная барка – прим. Автора) «Три рюмки» была заложена в 1697 году на Воронежской верфи и спущена в мае 1699 года, после чего вошла в состав Азовского флота.

Характеристики корабля: размеры — 34,7×7,3×2,6 м; вооружение – 26 — 36 (2–, 4– и 6-фунтовых) орудий и дробовиков; экипаж — 135 человек.

Парусно-гребные корабли, строящиеся для Азовского флота, хотя первоначально и назывались баркалонами, но не соответствовали этому типу кораблей. Они имели две-три мачты, прямые и косой паруса, 26–36 орудий и более походили на корабли 5 ранга по классификации, принятой в европейских флотах в конце XVII века. Вскоре после постройки «кумпанейских» судов название «баркалон» было заменено на «корабль».

Тихон Никитич Стрешнев пользовался особенной доверенностью Петра I и был одним из первых лиц в государстве. Даже в официальных документах его зачастую именовали просто «Тихон Никитич», поскольку всем было известно, о ком шла речь. В отсутствие государя к нему присылали приветствия иностранные послы, а секретарь австрийского посольства Иоганн Корб даже именовал Стрешнева громким титулом «Его Царского Величества Сберегателя». «Присвоенный» Корбом Стрешневу титул — лучшее свидетельство его преданности царю.

В числе провожавших Петра, покидавшего 10 марта 1697 года Москву, отправляясь в составе Великого посольства в заграничное путешествие, ближайших соратников, был боярин Т.Н. Стрешнев.

По указу монарха он становится одним из пяти лиц, на которых на время заграничной поездки Петра возлагалось управление государством. Ему, вместе с «князем-кесарем» Фёдором Юрьевичем Ромодановским (ок. 1640 – 1717), на верность которых Пётр совершенно полагался, были назначены помощники: Лев Кириллович Нарышкин (дядя Петра I), князь Борис Алексеевич Голицын и князь Пётр Иванович Прозоровский. Любопытным является тот факт, что все, без исключения, названные выше доверенные лица государя или были выходцами из Калужской земли, или получили в царствование Петра I здесь, как П.И. Прозоровский, большие земельные владения. Стрешнев и Ромодановский объявляли свои решения именем государя, и власть их настолько была велика, что Василий Осипович Ключевский, в своё время, остроумно заметил по этому поводу: «Старая законодательная формула «государь указал и бояре приговорили» могла бы теперь замениться другой: «Тихон Стрешнев или князь Ромодановский указал, и бояре смолчали».

Во время заграничного путешествия Петра, проявляя заботу об обеспечении корабельных верфей, армии и флота качественным продовольствием, Стрешнев просил его прислать из Амстердама хоть одного мельничного мастера для постройки мельниц на Яузе и на Воронеже.

Находясь в 1698 году в Лондоне, царь писал Л.К. Нарышкину, Стрешневу и духовнику своей жены, царицы Евдокии Фёдоровны, чтобы они склонили её к добровольному пострижению. Однако, не смотря на активное участие Т.Н. Стрешнева в заточении царицы в монастыре, Евдокия сохранила к нему добрые чувства и надеялась на его заступничество перед Петром. Это следует из письма к нему от невольной инокини, написанном в 1703 году: «Тихон Никитич, здравствуй на множество лет! Пожалуй умилосердися надо мною бедною, попроси у Государя милости: долго ли мне так жить, что его, Государя, ни слышу, ни вижу, ни сына своего. Уж моему бедству пятой год, а от него, Государя, милости нет. Пожалуй, Тихон Никитич, побей челом, чтобы мне про его, Государево, здоровье слышать. Пожалуй и о сродниках моих попроси, чтобы мне c ними видеться. Яви ко мне бедной милость свою, побей челом ему, Государю, чтобы мне пожаловать жить; а я на милость твою надеюся, учини милостиво. А мне нечем тебе воздать: так тебе Бог заплатит за твою милость; а мае, опришень милости твоея, некому толкать. Пожалуй, милостию заступи!»

Секретарь немецкого посольства Корб, бывший в Москве в 1698 — 1699 гоодах так отзывался о Стрешневе: «Стрешнев служит образцом ненарушимой верности, и слава его в этом отношении столь велика, что часто при публичных пиршествах, во время торжественных заздравных чаш, под именем Стрешнева разумеют всех верных царю: именем Тихона Никитича ознаменовывается память вернейших министров».

Надо полагать, что внешнее могущество давно не радовало Тихона Никитича. Читая свидетельства современников о боярине Стрешневе, поражаешься, с одной стороны, ве-личиной и одарённостью этой натуры, с другой, — болезненной раздвоенностью его харак-тера, существованием в одном человеке двух людей, живущих в постоянном противоречии. Тихон Никитич был по-русски благочестив и никогда не изменял своему старинному московскому жизненному укладу, внешним проявлением которого служила, оставленная ему Петром, в знак уважения к своему воспитателю и за его «испытанную преданность», в неприкосновенности «боярская» борода. Даже, когда ношение бороды было обложено пошлиной, боярин Стрешнев пользовался этим правом «беспошлинно». Кстати сказать, кроме Тихона Никитича, аналогичным правом на ношение бороды были пожалованы только патриарх, святостью своего сана и князь Михаил Алегукович Черкасский, уважением к его преклонным летам.

Из воспоминания современника пожара Москвы 1698 года следует, что святыни из Успенского собора Кремля несли «пешком Архиерей, и Архимандриты и священники, а посох Петра Митрополита нес Тихон Стрешнев в Никитский монастырь». Это описание свидетельствует только о большом доверии к Тихону Никитичу духовенства, так как мало кто из мирян мог удостоиться чести прикоснуться к этой великой православной святыне. Такое право не давало ни высокое положение, ни иные государственные заслуги.

Роль боярина Стрешнева в делах церковных была велика и нашла своё отражение даже в памятниках законодательства. После смерти Святейшего Патриарха Адриана, Стрешнев пытался подвигнуть Петра на скорейшее избрание Первосвятителя, но эти попытки оказались безуспешны. Тем не менее, Тихон Никитич был посредником между Петром I и Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским, с представителями высшего духовенства. Кроме этого боярин Стрешнев был известен в Православном мире и за пределами Русской Церкви. В 1700 году Иерусалимский Патриарх Досифей обсуждал с русским посольством вопрос о помощи России в деле воз-вращения православным Гроба Господня. Святейший Досифей передал послам грамоты, адресованные Патриарху Адриану, царю Петру и некоторым видным сановникам Московского государя, в том числе, и Стрешневу, которые могли повлиять на положительное решение этого вопроса.

После проводов царя в заграничное путешествие боярин Стрешнев находился в гнетущем душевном состоянии. В минуту расставания, впервые за несколько дней прощальных пиров, неумолкающих речей и похмелья, вдруг возникла тишина — молитвенная, покрывшая русскую землю тишина Великого поста. Задумчиво глядел Тихон Никитич вслед царю… События последних лет в краткий миг прощания с царём отчётливо встали перед его мысленным взором. Сердце исполнялось покаяния, а покаяние искало и внешней формы выражения, лучшей из которых благочестивому русскому человеку XVII столетия виделось основание монастыря. Под кров обители, созданной собственным усердием и трудами, можно было на склоне лет — Тихон Никитич стоял на пороге своего 50-летия — совсем удалиться от мира.

Подобный исход виделся не одному боярину Стрешневу. Мысль о создании монастыря зрела у Тихона Никитича не один год. Жизнь русского человека была неразрывно связана с Церковью. Под Её Покров прибегал он в горести и радости, и по русским храмам можно легко прочитать всю историю нашего Отечества. О самом существовании многих людей мы знаем только благодаря воздвигнутым ими храмам. Русь исполнена храмов и обителей, воздвигнутых по обету, в благодарность Богу, в утешение в постигшей скорби или в надежде отмолить душу заблудшего ближнего.

Подобным образом мыслили и Стрешневы. Пережив правление Софьи, утвердившись на высших государственных степенях, Никита Константинович и Тихон Никитич Стрешневы желали выразить свою благодарность Богу. В течение всей своей жизни они не забывали и обогатили значительными вкладами небольшую родовую обитель — родовой монастырь Стрешневых в небольшом городке Мещовске (в нынешней Калужской области). Но они делали в монастырь не только денежные вклады, Никита Константинович и Тихон Никитич Стрешневы жертвовали в обитель колокола, ризы, церковную утварь, богослужебные книги. О значительности их пожертвований свидетельствует тот факт, что в монастырском Синодике среди частных родов, которые «святую обитель во всем снабдевают и потребная подавают», род боярина Н.К. Стрешнева упоминается третьим.

С 1701 года Стрешнев начал управлять Приказом военных дел: выдача жалованья, набор, формирование и отправление рекрутов, денег, лошадей, оружия, амуниции, разных припасов в полки, а так же главный надзор за пленными — были под его контролем. По этому, с самого начала русско-шведской войны на его долю, как главы Разрядного приказа, выпали самые большие заботы и хлопоты по управлению, укреплению, комплектованию и обеспечению армии. 19 апреля 1703 года Пётр писал к Т.Н. Стрешневу о высылке трёх тысяч и более солдат к прежде отправленным, по причине убыли в людях, прибавляя: «того для не добро голову чесать, когда зубы выломаны из гребня». О всех своих «викториях» царь немедленно сообщал Стрешневу и получал от него поздравления. Вот как заканчивает Стрешнев одно из поздравительных писем: «А у Преображенскова князя (т. е. кн. Ю.Ф. Ромодановского) были мы вчерашнего дня, и стрельбы было пушечной и из мелкова ружья довольно, такжа питием и естьвою были издаволены. так что иные и спали там».

Основной административной единицей допетровской Руси был уезд. Уезды сильно отличались друг от друга по своей территории и численности населения, и могли включать в себя как целую территорию бывших княжеств, так и их отдельные, небольшие части. 29 декабря 1708 года Пётр I издал Указ, по которому вся Россия была разделена на 8 губерний. Так впервые была создана весьма обширная Московская губерния. Наряду с собственно подмосковными землями губерния включала территории современных Владимирской, Ивановской Рязанской, Тульской, почти всей Ярославской, частично Калужской и Костромской областей, всего около 50 уездов. По сути, Московская губерния Петровских реформ являлась аналогом Центрального Федерального округа современной России.

Первым московским губернатором (или по современным меркам главой ЦФО РФ – прим. Автора) 3 февраля 1709 года был назначен боярин Тихон Никитич Стрешнев. Назначение на такую ответственную должность именно этого человека не было случайным, так как он был доверенным лицом царя Петра I. Создание института губернаторов было связано с разделением России на губернии. Указов о назначениях первых генерал-губернаторов, к сожалению, не обнаружено; их фамилии устанавливаются по переписке царя, относящейся к началу 1709 г. Так, в письме от 18 февраля говорится: «Губернии ныне определили мы и, подписав городам росписи своею рукою, к губернаторам разослали. » Т.Н. Стрешневу такая «роспись» была отправлена 3 февраля 1709 года. На организацию губернских учреждений был отпущен один год. Во исполнение строжайшего предписания Т.Н. Стрешнев в спешном порядке создавал новый аппарат управления губернией: канцелярию и её подразделения.

Став генерал-губернатором Московской губернии, в которой находилось царское ме-стопребывание в главном городе Москве, Стрешнев одновременно являлся военным пре-зидентом, главным конюшим, дворецким, Landmarschall и заведующим всем, что относится к продовольствию, кушаньям и напиткам для царя, наследника, всего придворного чина и придворных служителей. Он был всецело на стороне государя, лояльно расположен к католикам и всегда проживал в Москве, но, надо полагать, правил Москвой без особых достижений.

Согласно указу об учреждении Сената от 22 февраля 1711 года Т.Н. Стрешнев был назначен одним из первых в число членов Государственного Сената, с чином тайного советника, а управление Московской губернией было поручено В.С. Ершову.

В 1715 году на потешной свадьбе Н.М. Зотова Стрешнев был одет католическим архиепископом и, вместе с Салтыковым и Батуриным, находясь в оркестре, играл на большом роге.

В 1718 году Т.Н. Стрешнев участвовал в суде над царевичем Алексеем Петровичем и в числе других подписал ему смертный приговор. Следственное дело царевича Алексея Петровича сохранило показание наследника престола, что он «надеялся на людей, которые старину любят так, как Тихон Никитич (Стрешнев); я познавал из их разговоров, когда с ними говаривал, и они старину хваливали. ». Подобное признание могло стоить головы любому, но преданность Тихона Никитича государю была общеизвестна. В силу этого он мог позволить себе некоторую «свободу убеждений» и то, что он, по показанию царевича Алексея, «старину хваливал», не имело для него никаких последствий.

Скончался Т.И. Стрешнев 15 января 1719 года в С.-Петербурге.

Пётр Великий, ценя заслуги и добродетели Тихона Никитича, не только почтил своим присутствием его погребение, но и шествовал в трауре за гробом до самого Невского монастыря. Любивший его Пётр часто называл «отцом», причём не только во время разговора, но и в письмах.

Так ли просто царь называл Т.И. Стрешнева «отцом» или у Пётра I были для этого ос-нования.

В «Записках князя Петра Долгорукова», изданных на русском языке впервые за 150 лет, говорится, что «…Боярин Тихон Никитич Стрешнев был одним из любовников царицы Натальи Нарышкиной и отцом Петра I. Во время суда над стрельцами они, не стесняясь, говорили об этом и добавляли: «Посмотрите на детей царя Алексея от первого брака; все они золотушные, все покрыты прыщами, даже царевна Софья, самая здоровая из всех; тогда как оба дитяти царицы Нарышкиной, Пётр и Наталья, — сильные, крепкие, пышут здоровьем».

Далее в «Записках…» описывался случай: «Однажды при дворе, после изрядно обильной трапезы, Пётр I, указав на графа Ивана Мусина-Пушкина, воскликнул: «Этот хоть знает, что он сын моего отца, а я вот не знаю точно, чей я сын!» — и, встав из-за стола, направился к сидевшему там же Стрешневу. «Тихон Никитыч, скажи мне правду: ты мой отец?» — Испуганный Стрешнев молчал. Пётр I, сильно пьяный, схватил его за ворот, встряхнул и закричал: «Отвечай или я задушу тебя!» — «Государь, не знаю по правде, что и сказать тебе: я ведь не один был. » — Пётр, закрыв лицо руками, выбежал из комнаты. Этот Тихон Никитич был умным, энергичным и жестоким человеком».

Вероятно, эти слухи о Стрешневе Т.Н., как об истинном отце братца Петруши, распускала мятежная царевна Софья. Вокруг молодой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, активно ломающей традиции и заметно оживившей придворную жизнь, с самого её появления в роли царицы ходили самые невероятные слухи. Шептались, будто первым её ребенком была дочь, а из династических соображений младенца подменили, и в царскуюде люльку подложили немчонка. Ещё более нелепой, хотя и стойкой, была сплетня об отцовстве патриарха Никона…

На сколько эти легенды, слухи и сплетни соответствуют действительности – мы уже никогда не узнаем…

Игорь Горолевич,
директор НП «Калужский областной исследовательский и
культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ»,
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб).

Видео:Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школаСкачать

Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школа

СТРЕ́ШНЕВ

  • В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 315

    Скопировать библиографическую ссылку:

    • Тихон никитич стрешнев ударение
    • Тихон никитич стрешнев ударение
    • Тихон никитич стрешнев ударение
    • Тихон никитич стрешнев ударение
    • Тихон никитич стрешнев ударение

    СТРЕ́ШНЕВ Ти­хон Ни­ки­тич [воз­мож­но, 1649, Мо­ск­ва – 15(26).1.1719, С.-Пе­тер­бург; по­хо­ро­нен в Алек­сан­д­ро-Нев­ском мон.], рос. гос. дея­тель, один из бли­жай­ших спод­виж­ни­ков Пет­ра I, боя­рин (1688), тайн. сов. (1711). Чет­ве­ро­юрод­ный пле­мян­ник ца­ри­цы Ев­до­кии Лу­кья­нов­ны Стреш­не­вой, ба­буш­ки Пет­ра I. Стряп­чий (1666–67; по­жа­ло­ван из жиль­цов), столь­ник (1667–82); околь­ни­чий [по­жа­ло­ван 26.6(6.7).1682 в свя­зи с вен­ча­ни­ем на цар­ст­во Ива­на V Алек­сее­ви­ча и Пет­ра I]. Воз­мож­но, один из по­мощ­ни­ков вос­пи­та­те­ля («под­дядь­ка») Пет­ра I Р. М. Стреш­не­ва (не ра­нее 1682), со­про­во­ж­дал ца­ря в по­теш­ных по­хо­дах (1680-е гг.), пу­те­ше­ст­ви­ях в Ар­хан­гельск (1694), Во­ро­неж (1699–1700) и Азов (1699). Сто­рон­ник Пет­ра I в борь­бе го­су­да­ря за власть с се­ст­рой ца­рев­ной Со­фьей Алек­се­ев­ной . Гла­ва при­ка­зов – Сы­ск­но­го (1689), Раз­ряд­но­го (1689–1711), Ко­ню­шен­но­го (1689, 1697–98), Боль­шо­го двор­ца (1697–1711), Суд­но­го двор­цо­во­го и Ка­мен­но­го (оба 1697–98). С нач. 1690-х гг. при­об­рёл зна­чит. влия­ние в «пра­ви­тель­ст­ве» Л. К. На­рыш­ки­на . Воз­глав­лял од­но из «кум­панств» по строи­тель­ст­ву ко­раб­лей близ Во­ро­не­жа (с 1696). Чл. бо­яр­ских ко­мис­сий – по управ­ле­нию Мо­ск­вой во вре­мя пу­те­ше­ст­вия Пет­ра I с «Ве­ли­ким по­соль­ст­вом» 1697–98 и по рас­сле­до­ва­нию Стре­лец­ко­го вос­ста­ния 1698 . Во вре­мя Се­вер­ной вой­ны 1700–21 ру­ко­во­дил Во­ен­ных дел при­ка­зом (1701–11; гла­вой чис­лил­ся на­хо­див­ший­ся в швед. пле­ну кн. Я. Ф. Дол­го­ру­ков ), ор­га­ни­зо­вы­вал обо­ро­ну Нов­го­ро­да и Пско­ва от воз­мож­но­го на­па­де­ния швед. войск (1701), за­ни­мал­ся ком­плек­то­ва­ни­ем пол­ков ре­гу­ляр­ной рос. ар­мии рек­ру­та­ми, да­точ­ны­ми и слу­жи­лы­ми людь­ми (160 тыс. чел. к 1711), а так­же снаб­же­ни­ем их об­мун­ди­ро­ва­ни­ем, про­ви­ан­том и др.; от­ве­чал за обес­пе­че­ние строи­тель­ст­ва С.-Пе­тер­бур­га ра­бот­ны­ми людь­ми. Уча­ст­во­вал в за­се­да­ни­ях Кон­си­лии ми­ни­ст­ров (1702–11). Гу­бер­на­тор Моск. губ. (1708–1711). Се­на­тор (с 1711; со­хра­нил за со­бой круг дел уп­разд­нён­но­го Раз­ряд­но­го при­ка­за). Один из ор­га­ни­за­то­ров пе­ре­ез­да ок. 1 тыс. «ца­ре­двор­цев и про­чих чи­нов лю­дей» вме­сте с семь­я­ми из Мо­ск­вы на по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во в С.-Пе­тер­бург (осу­ще­ст­в­лял­ся по ука­зам Пет­ра I в 1713–18). Чл. Вер­хов­но­го су­да над ца­ре­ви­чем Алек­се­ем Пет­ро­ви­чем (1718). Круп­ный ду­ше- и зем­ле­вла­де­лец (ок. 3 тыс. кресть­ян­ских дво­ров в вот­чи­нах Ка­шин­ско­го, Мо­с­ков­ско­го, Ме­щов­ско­го и др. уез­дов). На сред­ст­ва С. в Мос­ков­ском у. на ру­бе­же 17–18 вв. воз­ве­де­ны ка­мен­ные церк­ви в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в с. Уз­кое (ны­не в чер­те г. Мо­ск­ва) и Рож­де­ст­ва Хри­сто­ва (не сохр.) в с. Рож­дест­ве­но-Ша­ра­по­во.

    Видео:Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать

    Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

    Фонетический разбор «стрешнев тихон никитич»

    Видео:Мощный силовой прием от Никиты ЗадороваСкачать

    Мощный силовой прием от Никиты Задорова

    Фонетический разбор «стрешнев»:

    Видео:Оптимистическая трагедия. Прощальный бал (Queen - MAMA) Тихон Жизневский, Дмитрий ЛысенковСкачать

    Оптимистическая трагедия. Прощальный бал (Queen - MAMA) Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков

    «Стрешнев»

    Видео:Как создать ЭФФЕКТ Хора, Орущей или Поющей ТОЛПЫСкачать

    Как создать ЭФФЕКТ Хора, Орущей или Поющей ТОЛПЫ

    Характеристики звуков

    Видео:Философия Ницше за 10 минутСкачать

    Философия Ницше за 10 минут

    Фонетический разбор «тихон»:

    Видео:Е. Понасенков про Фридриха НицшеСкачать

    Е. Понасенков про Фридриха Ницше

    «Тихон»

    Видео:Ницше-Штирнер: Спекулятивная философияСкачать

    Ницше-Штирнер: Спекулятивная философия

    Характеристики звуков

    Видео:Дэвид Дикинсон СМЕРТЬ НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ - Радиоспектакль - Детектив - Бочкарев, Данилюк, ПерцеваСкачать

    Дэвид Дикинсон СМЕРТЬ НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ - Радиоспектакль - Детектив - Бочкарев, Данилюк, Перцева

    Фонетический разбор «никитич»:

    Видео:Удар головой в лицо - без киношеых фантазий \ как и когда это работаетСкачать

    Удар головой в лицо - без киношеых фантазий \\ как и когда это работает

    «Никитич»

    Видео:Как звучат ступени в музыке. Устойчивые и неустойчивые.Скачать

    Как звучат ступени в музыке. Устойчивые и неустойчивые.

    Характеристики звуков

    Видео:Евгений Понасенков о Фридрихе НицшеСкачать

    Евгений Понасенков о Фридрихе Ницше

    Смотрите также:

    Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

    Морфологический разбор «стрешнев тихон никитич»

    Фонетический разбор «стрешнев тихон никитич»

    Значение «стрешнев тихон никитич»

    Карточка «стрешнев тихон никитич»

    Видео:Дилетанты / Петр Столыпин / Часть 2 // 31.05.18Скачать

    Дилетанты / Петр Столыпин / Часть 2 // 31.05.18

    Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

    Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

    Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

    Список всех букв — это просто алфавит

    Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

    Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
    Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
    Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
    Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
    Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
    Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
    Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
    Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
    Яя«йа»

    Всего в русском алфавите используется:

    • 21 буква для обозначения согласных;
    • 10 букв — гласных;
    • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

    Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

    Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

    Видео:АМЕРИКАНЕЦ В МОСКВЕ: «русский мужик», «поверхностные американцы» и лихие 90Скачать

    АМЕРИКАНЕЦ В МОСКВЕ: «русский мужик», «поверхностные американцы» и лихие 90

    Что такое фонетический разбор?

    Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

    Фонетическая транскрипция

    Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

    • чёрный -> [ч’о́рный’]
    • яблоко -> [йа́блака]
    • якорь -> [йа́кар’]
    • ёлка -> [йо́лка]
    • солнце -> [со́нцэ]

    В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

    • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
    • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
    • ударный [´] — ударением;
    • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
    • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
    • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

    Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

    Видео:Музыка 14. Деревянные духовые — Шишкина школаСкачать

    Музыка 14. Деревянные духовые — Шишкина школа

    Как сделать фонетический разбор слова?

    Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

    • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
    • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
    • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
    • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
    • В транскрипции разберите слово по звукам.
    • Напишите буквы из фразы в столбик.
    • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
    • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
      • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
      • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
    • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

    Данная схема практикуется в школьной программе.

    Видео:Музыкальная династия в ТирасполеСкачать

    Музыкальная династия в Тирасполе

    Пример фонетического разбора слова

    Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

    Звуковая характеристика букв:

    я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

    Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

    Видео:Как возник т.н. "серый кардинал" Кириенко, почему до сих пор удержался, да еще и неплохо. БиографияСкачать

    Как возник т.н. "серый кардинал" Кириенко, почему до сих пор удержался,  да еще и неплохо. Биография

    Фонетика и звуки в русском языке

    Какие бывают звуки?

    Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

    — Сколько в русской живой речи звуков?

    Правильный ответ 42.

    Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

    Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

    • [б] — бодрый и [б’] — белка;
    • или [д]-[д’]: домашний — делать.

    А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

    Видео:Последствия ДОЛГОЖДАННОГО ЗАПОЯ. Эпилепсия и отрицание проблемыСкачать

    Последствия ДОЛГОЖДАННОГО ЗАПОЯ. Эпилепсия и отрицание проблемы

    Гласные звуки в словах русского языка

    Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

    Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

    — Сколько гласных звуков в русской фонетике?

    В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

    Видео:Александр Филиппенко об умирании власти и вечной классикеСкачать

    Александр Филиппенко об умирании власти и вечной классике

    Фонетика: характеристика ударных гласных

    Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

    • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
    • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

    В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

    Разбор по звукам ударных гласных

    Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

    Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

    Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

    Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

    • Я дома [йа д о ‘ма].
    • Новые дома [но’выэ д а ма’].

    В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

    • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
    • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
    • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

    Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

    Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

    • в первую очередь относительно ударного слога;
    • в абсолютном начале или конце слова;
    • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
    • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

    Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

    • гласные в первом предударном слоге;
    • неприкрытый слог в самом начале;
    • повторяющиеся гласные.

    Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

    (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

    • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
    • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

    Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

    • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
    • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
    • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
    • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

    Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

    Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

    Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

    При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

    ◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

    • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
      • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
      • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
    • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
      • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
      • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
      • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
    • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
      • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
      • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
    • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
    • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

    Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

    ◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

    • в самом начале слова:
      • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
      • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
      • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
    • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
      • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
      • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
    • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

    Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

    Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

    Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

    Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

    По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

    • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
      • ё — [о],
      • е — [э],
      • ю — [у].

      Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

    • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
      • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
      • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
      • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
      • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
      • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
    • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

    Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

    Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

    Сколько согласных звуков в русской речи?

    В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

    Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

    В нашем языке согласные бывают:

    • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
      • [б] — [б’]: б анан — б елка,
      • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
      • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
      • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
      • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
      • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
      • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
      • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
      • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
      • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
      • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
      • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
      • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
      • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
      • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
    • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
      • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
      • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
    • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

    Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

    Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

    • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
    • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
    • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

    Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

    Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

    Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

    Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

    Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

    Позиционное оглушение/озвончение

    В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

    • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
    • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
    • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

    В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

    При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

    По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

    Мягкие согласные в русском языке

    В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

    • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
    • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
    • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
    • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
    • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
    • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
    • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

    Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

    Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

    Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

    • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

    Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

    • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
    • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
    • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
    • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
    • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

    Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

    • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
    • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
    • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
    • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
    • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
    • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
    • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
    • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
    • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
    • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
    • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
    • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
    • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
    • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
    • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
    • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
    • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
    • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
    • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

    Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

    Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

    В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

    • «Т» — в сочетаниях:
      • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
      • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
      • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
      • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
      • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
      • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
      • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
      • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
      • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
      • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
    • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
      • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
      • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
      • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
      • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
      • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
      • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
      • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
      • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
      • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
    • «Л» — в сочетаниях:
      • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
    • «В» — в сочетаниях:
      • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

    Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

    • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
    • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

    Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

    • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
    • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
    • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
    • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
    • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

    Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

    Поделиться или сохранить к себе: