Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Расставьте запятые Термин «словосочетание» (1) казалось бы (2) объясняет себя сам : это сочетание знаменательных слов, которые образуют более сложную единицу языка, чем слово?

Русский язык | 10 — 11 классы

Расставьте запятые Термин «словосочетание» (1) казалось бы (2) объясняет себя сам : это сочетание знаменательных слов, которые образуют более сложную единицу языка, чем слово.

Но всякое ли объединение слов (3) может быть (4) словосочетанием?

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Надо поставить запятые в 1 и 2

в 3 и 4 не надо

Термин «словосочетание» , казалось бы , объясняет себя сам : это сочетание знаменательных слов, которые образуют более сложную единицу языка, чем слово.

Но всякое ли объединение слов может быть словосочетанием?

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Слово, понятие, термин, объект. Отличие термина от понятия // Л06.Терминологическая грамотностьСкачать

Слово, понятие, термин, объект. Отличие термина от понятия  // Л06.Терминологическая грамотность

Словосочетание со словом язык и словом плитка?

Словосочетание со словом язык и словом плитка.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Тест на СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. Необычные словаСкачать

Тест на СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. Необычные слова

Игра в снежки — это что словосочетание или сочетание слов?

Игра в снежки — это что словосочетание или сочетание слов.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Упр 117 по русскому языку?

Упр 117 по русскому языку.

Образуйте из данных словосочетаний сложные слова.

Завод по выращиванию коней, как назвать одним словом.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Как запоминать всё что угодно за 20 минут. Метод ЭббингаузаСкачать

Как запоминать всё что угодно за 20 минут. Метод Эббингауза

1. Словосочетание — это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по — — — — — — ?

1. Словосочетание — это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по — — — — — — .

2. Словосочетание — — — — — — — — — — , чем слово, называет предмет, действие, признак.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:23 Психологические Уловки, которые всегда РаботаютСкачать

23 Психологические Уловки, которые всегда Работают

Образуй сложные слова?

Образуй сложные слова.

Выжимать и сок, сочетание и слово.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.Скачать

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.

Помогите с русским языком, надо заменить словосочетания сложными словами?

Помогите с русским языком, надо заменить словосочетания сложными словами.

Предназначенный для звукоизоляции.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Составить словосочетание со словами съемка, подъехал?

Составить словосочетание со словами съемка, подъехал.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Словосочетания со словом единица срочнооо?

Словосочетания со словом единица срочнооо.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Политическая грамотность за 17 минут | Бородатая политологияСкачать

Политическая грамотность за 17 минут | Бородатая политология

Словосочетания со сложными словами в слове станция?

Словосочетания со сложными словами в слове станция.

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Видео:Как я проходил Fear and Hunger 2: TerminaСкачать

Как я проходил Fear and Hunger 2: Termina

20 БАЛЛ?

ВЫпишите ключевые словосочетания .

Определите их структуру , способ связи между главным и зависимым словом .

Укажите , какой частью речи выражено главное слово.

Сгруппируйте словосочетания в зависимости от морфл принадлежности главного слова .

Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения .

К основным единицам языка относят звуки речи , морфемы (части слова ) , слова , предложения Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы : звуки речи — фонетической уровень , морфемы — морфемный уровень , слова и фразеологизмы — лексический уровень , словосочетания и предложения — синтаксический уровень .

На странице вопроса Расставьте запятые Термин «словосочетание» (1) казалось бы (2) объясняет себя сам : это сочетание знаменательных слов, которые образуют более сложную единицу языка, чем слово? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Видео:Разговор нейробиолога и философа о природе сознания [Umwelt]Скачать

Разговор нейробиолога и философа о природе сознания [Umwelt]

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Упражнение № 1

Задание. Расставьте запятые. Над вводными словами напишите вв.с.

Вы вероятно думаете, что древние греки предпочитали белую одежду. Но это представьте себе было не так. Как утверждают исследователи жителей Древней Греции привлекали яркие и разноцветные ткани. Как ни странно желтый цвет считался приличным только для женщин. А молодежь по сведениям историков чаще обращалась к ярко-красным одеждам. Основной частью мужской одежды по мнению искусствоведов был хитон. Скорее всего именно так называли льняную или шерстяную рубаху без рукавов. Поверх хитона набрасывали плащ, и оказывается его называли гиматий. Безусловно древние греки вели весьма интересную жизнь.

Упражнение № 2

Задание. Расставьте запятые. Над вводными словами напишите вв.с.

1)Он оказывается человек редкой доброты и благородства. 2)Она была среднего роста, стройная и кажется очень хорошенькая. 3) Говорят актеры чувствуют настроение зрителей.4)Легко предположить например что там, где следовало подождать, он торопился.5)По мнению Николая Антоныча он всегда торопился. 6)К моему изумлению большинство членов суда согласились с общественным обвинителем. 7)На мой взгляд это была подходящая пара. 8)Исчезла между прочим картина Левитана, которая мне когда-то так понравилась. 9)Должно быть Николаю Антонычу подарили не только Левитана, потому что в столовой вообще стало как-то пустовато.10)В общем книг было немного, но все до одной интересные. 11)Очень хотелось попросить что-нибудь почитать, но я разумеется прекрасно понимал, что это неудобно. 12)Словом настроение было испорчено, и я стал собираться домой. (В.Каверин)

Упражнение № 3

Задание. Расставьте запятые. Над вводными словами напишите вв.с.

1)Никакой хозяйки он в сущности не боялся. 2)Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже вернее сказать как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать.3)«И тогда стало быть так же будет солнце светить!…»- как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова.4)Очевидно Мармеладов был здесь давно известен.5)Его разговор казалось возбудил общее, хотя и ленивое внимание.6)Но верно ей тотчас же представилось, что он идёт в другие комнаты.7)Конечно десятки раз случалось ему возвращаться домой, не помня улиц, по которым он шёл.8)Так по крайней мере казалось ему самому.9)Он к величайшей своей неприятности принужден был мало-помалу принять за факт, совершившийся и невозвратимый, то, что вчера ещё казалось ему происшествием почти фантастическим. (Ф.М.Достоевский)

Упражнение № 4

Задание. Расставьте запятые. Над вводными словами напишите вв.с.

1)Итак стоило только потихоньку войти 2)Приготовлений впрочем было немного. 3)Но по-моему тут не может быть значительной опасности, и вам право нечего беспокоиться.4)Нет, на родине лучше: тут по крайней мере во всем других винишь, а себя оправдываешь.5)Он помнил однако как друг, выйдя на канаву, испугался, что мало народу и что тут приметнее, и хотел было поворотить назад. 6)Надо заметить что с юридической стороны дело весьма тёмное. 7)Я рассказываю всё так, как было, чтобы во-первых напомнить вам, а во-вторых показать вам, что из памяти моей не изгладилась ни малейшая черта. 8)Конечно он понимал, что положение Сони есть явление случайное в обществе, хотя к несчастью далеко не одиночное и не исключительное. 9)Выходит красиво и назидательно одним словом вам беспокоиться нечего. (Ф.М.Достоевский)

Упражнение № 5

Задание. Расставьте запятые. Над вводными словами напишите вв.с.

1)Истинно великие люди мне кажется должны ощущать на свете великую грусть. 2)В самом деле точно все это снилось. 3)Да и вообще Петр Петрович принадлежал к разряду людей по-видимому чрезвычайно любезных в обществе.4)И вот к величайшему изумлению он вдруг услышал голос своей хозяйки. 5)Старуха разумеется была дома, но она подозрительна и одна. 6)По убеждению его выходило, что это затмение рассудка и упадок воли охватывают человека подобно болезни. 7)На счастье его в воротах опять прошло благополучно. 8)Никак он не мог например вообразить себе, что когда-нибудь кончит думать. 9)Никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства казалось не могли придавить его.10)Он бросал на него злобные взгляды, стараясь впрочем чтобы тот их не заметил. 11)Хозяин кажется нарочно сошел из верхней комнаты, чтобы послушать. (Ф.М.Достоевский)

Упражнение № 6

Задание. Расставьте запятые. Над вводными словами напишите вв.с.

1)Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или лучше сказать процесс самого чтения. 2) Это займет впрочем не много времени и места.3)Хотя конечно они лица не так заметные. 4)Словом виды известные. 5)Проехавши пятнадцатую версту, он вспомнил, что здесь по словам Манилова должна быть его деревня. 6)Зачем например глупо и без толку готовится на кухне? 7)А хорошее воспитание как известно получается в пансионах. 8)Вероятно он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение.9)А сделавшись приказчиком, поступал разумеется как все приказчики.10)Казалось как будто он хотел вынуть из него мнение относительно такого неслыханного обстоятельства.11)Дождь однако же казалось зарядил надолго. 12)Фетинья как видно была мастерица взбивать перины.13)Он везде между нами и может быть только ходит в другом кафтане. (Н.В.Гоголь)

Упражнение № 7

Задание. Расставьте запятые. Над вводными словами напишите вв.с.

В середине XVIII в. Францией как известно правил Людовик XV. Королевский двор надо сказать при нем жил в небывалой роскоши. И конечно казна из-за этого быстро опустела. И тогда король представьте себе назначил нового контролера финансов, человека без сомнения скромного и неподкупного. Молодой реформатор разумеется отменил все привилегии. Издал к ужасу знати закон против роскоши. Предложил к огорчению придворных ограничить расходы двора. Сначала это к удивлению всем очень понравилось. А потом естественно все опомнились. Где во-первых веселые пиры и карнавалы? Где во-вторых балы и гулянья? Таким образом контролер финансов стал предметом общих насмешек. Но имя его как ни странно известно и вам. Звали его честно признаться Этьен Силуэт. И возникший тогда жанр искусства – одноцветное изображение предмета на фоне другого цвета – парижские острословы назвали именем Силуэта. По-видимому посчитали что это искусство для бедных и жадных.

Упражнение № 8

Выделите запятыми вводные слова.

1)Истинная мудрость человека состоит в трех вещах: во-первых делать самому то, что он советует делать другим во-вторых никогда не поступать против справедливости и конечно терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. 2)Зайдёт бывало солнце, и ниспадёт на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел. Вокруг всё ощутимо темнеет, облитое будто тёплым сумраком, – ночь идёт. 3)Как гласит народная мудрость правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди правда осознают глубокий смысл этой пословицы. 4) «Евгений Онегин» может быть самый необычный роман в мировой литературе. И автор вероятно тоже отдавал себе в этом отчёт: роман и стихи всегда существовали отдельно, и никто никогда не писал романов в стихах. 5) В VIII веке н.э. Римская империя как известно прекратила свое существование. Однако это был лишь этап в истории Рима. Недаром Рим называли не только Великим, но и Вечным. 6) Менделеев по воспоминаниям друзей был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что непрерывные, долгие и упорные усилия необходимы. В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то казалось богатырская русская былинность.

Упражнение № 9

Выделите запятыми вводные слова.

1)Репин назвал Куинджи «художником света»: Архип Иванович и в самом деле умел воспроизвести красками даже свет лунной ночи и туманного утра. Подлинные ценители искусства понимали, какого большого труда стоит это по выражению Репина «чудо живописи». 2)Название площади Искусств вполне оправдано, так как во-первых она сама является произведением искусства во-вторых к площади обращены культурные учреждения Петербурга. 2)В стихах Есенина 1915—1916 годов немало подлинных лирических шедевров. Например его стихи о любви. В этот же период в его лирике проступают приметы каторжной Руси, по которой по словам поэта «бредут люди в кандалах». 3)Каких только рыб нет на свете, а между тем только немногие из них встречаются в наших водоёмах. Люди приходят на Птичий рынок полюбоваться и может быть купить какую-нибудь ярко-рыжую или с сиреневой полоской рыбку. 4) Правила как известно создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и следовательно должна быть заменена. 5) Ночью по-видимому стирается вся едкая мелкая пыль дня, тишина мягко гладит сердце. Но любой ночной звук по-дневному звучен, подчёркнутый чуткой тишиной.

Выделите запятыми вводные слова.

1)В картинах Поленова нет как говорится сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны даже для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания. 2)Мучительная искренность Л.Н. Толстого и недовольство собой конечно часть его живой души, но важнее всего для нас пожалуй то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве. 3)Что обозначают диалектные слова? Безусловно многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» например в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов. 4)Почему в XIV столетии по данным историков рос и хорошел Господин Великий Новгород? Во-первых он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых продавал великолепные изделия новгородских ремесленников. 5)Даниил Чёрный по мнению искусствоведов был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга однако в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

Упражнение № 11

Выделите запятыми вводные слова.

1)Автор «Горя от ума» конечно не отвергает основные принципы классицизма, соблюдая единство места, времени действия, но обращается с ними по его же словам очень свободно, приближая комедию к жизненной правде с небывалой смелостью. 2)Язык поэзии как известно не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это можно сказать чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое. 3)Звуковая организация стиха разумеется всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно очевидно это в стихах Бальмонта. 4)Язык по мнению лингвистов сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно однако полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообусловлены. 5)Я признаться не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её как будто хочет сорваться и умчаться вдаль. 6) Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной всё кажется иным, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку. Это бывает правда до тех пор, пока листва на берёзах не потемнеет.

Упражнение № 12

Выделите запятыми вводные слова.

1)Кислая и конечно очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая «сладкая» как говорят в народе клюква бывает, когда она перележит зиму под снегом. 2)Каждый русский писатель по мнению литературоведов считал для себя счастьем унаследовать хотя бы одну из особенностей творчества А.С.Пушкина. Н.А.Некрасов развивал народно-песенную стихию, а Л.Н. Толстой например – эпическую мощь и глубину психологической характеристики человека. 3)Память о том, как принял его первую книгу В.Г.Белинский осталась с Ф.М. Достоевским видимо навсегда. Писатель всегда исключительно с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком. 4)Зверей в лесу заставляет насторожиться должно быть даже шорох падающих листьев. 5)Очертание строившегося дома казалось похожим на корабль. 6) Несомненно есть великие люди, рядом с которыми все кажутся мелкими однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим. 7) Томас Эдисон говорят не первым изобрёл систему электрического освещения. Несколькими годами раньше для освещения улиц Парижа как раз применили электрические дуговые лампы. Однако лампа Эдисона сделала возможным освещение каждого обычного дома.

Упражнение № 13

Выделите запятыми вводные слова.

1)Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, то таков наверное и ум этого человека, ибо мыслит он как известно только при посредстве языка. 2) Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал исключительно создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги по воспоминаниям современников он записал в 18 лет. 3) Замечательная виртуозность Бетховена-пианиста поражала буквально всех, и он пользовался успехом и как музыкант, и как педагог. Притом он стал известным композитором и двадцати пяти лет конечно уже без труда продавал свои сочинения издателям. 4)А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов как правило старался применить на практике. Так например он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва». 5)Численность серых журавлей на Дальнем Востоке за последнее время очевидно значительно увеличилась. Этот факт может быть иллюстрацией того, как расширение заповедных территорий приводит к увеличению популяции охраняемых видов. 6) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике по мнению многих пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан как будто специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

Упражнение № 14

Выделите запятыми вводные слова.

1)В своей статье Фазиль Искандер «почти пропел гимн недосказанности в искусстве». Тем не менее он отмечает, что самые великие произведения искусства, такие скажем как «Война и мир» Толстого или «Возвращение блудного сына» Рембрандта, сильны прежде всего ясностью, хотя в них есть элементы недосказанности. 2)Среди поэтов Серебряного века А.Блок занимает несомненно особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов исключительно из глубины своей души. 3)В старших классах логические ошибки исчезают, но к сожалению сохраняются многие другие. Так например простейшие задачи на распознавание объектов вызывают затруднения у учащихся вплоть до окончания школы. 4)Стихи пишут затем, чтобы сказать конечно больше, чем можно выразить в прозе. Ту же мысль как известно выразил и Л. Толстой: «В стихах моя мысль потребовала бы большей законченности». 5)Комментарий к древнему памятнику может быть интересным не только специалистам, но и обычному читателю. Роль славянства в истории европейского человечества по мнению Хомякова явно принижалась немецкими историками и философами. 6)У природы как целого, как единого творца есть всё-таки свои любимцы. Таков по-моему Байкал, который называют жемчужиной Сибири.

Упражнение № 15

Выделите запятыми вводные слова.

1)Московскому Художественному театру суждено было сыграть поистине историческую роль в судьбах всей отечественной культуры. Именно в этом театре плодотворно работал гениальный режиссер К.С. Станиславский – создатель по признанию критиков одной из самых авторитетных во всём мире театральных систем.2) Медведь-камень на реке Тагил представляет собой без сомнения одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь по преданию зимовал со своим войском Ермак.3)Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но сосредоточенная и сразу конечно не раскрывающаяся красота её вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти и нежности.4) Бесспорно Шекспир является одним из самых выдающихся литераторов. Немногие читают сейчас наверное Чосера, Вергилия, Гомера, но постановка любой из пьес Шекспира тем не менее соберёт много зрителей. 5) 23 ноября 1837 года состоялась беседа поэта Пушкина с царём, о содержании которой можно к сожалению только гадать. По-видимому верно мнение, что Пушкин дал императору слово не доводить дело до дуэли. Однако 24 января произошёл перелом в его позиции. 6) В Академии художеств В.И.Суриков учился по его словам «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии разумеется окончил её с золотой медалью.

Упражнение № 16

Выделите запятыми вводные слова.

1)Если вы изучили звуковой состав чужого языка и его грамматику, но у вас бедный словарный запас, вы вероятно никогда не сможете понимать этот язык и говорить на нём. Но конечно одни слова без знания звукового состава и грамматического строя также не обеспечивают владения языком.2) Черновики Пушкина безусловно отражают не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в момент творчества. Каждый поворот, каждый изгиб творческой мысли по мнению специалистов запечатлевается в рукописи. 3)Если мы осознаём, что красивее нашей планеты нет пожалуй ничего в мироздании, то этим мы обязаны несомненно художникам и поэтам, которые помогают нам понять красоту природы, воспитывают в нас любовь к ней. 4)Ещё древнегреческий врач Герофил пришёл к выводу, что головной мозг во-первых центр всей нервной системы, а во-вторых орган мышления.5)Иван III как мы знаем относился к привезённой из Византии библиотеке очень бережно и заботился о её сохранности, книги эти однако так и не найдены. 6)Термин «словосочетание» казалось бы объясняет себя сам: это сочетание знаменательных слов, которые образуют более сложную единицу языка, чем слово. Но всякое ли объединение слов может быть словосочетанием?

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Словосочетание как синтаксическая единица

Термин словосочетание казалось бы объясняет

Работа ученицы 8 класса. Тема «Словосочетание как синтаксическая единица». Была представлена на муниципальной научно-практической конференции «Интеллектуалы 21 века» в номинации «Первые шаги в науку». Результат: 3 место.

Видео:Важные термины для понимания истории | История ОГЭ 2022 | УмскулСкачать

Важные термины для понимания истории | История ОГЭ 2022 | Умскул

Скачать:

ВложениеРазмер
Sklyar_A.rar106.97 КБ

Видео:Решаем вместе 3 задание ЕГЭ (комплексный анализ текста). ЧАСТЬ 1 (ТЕОРИЯ)Скачать

Решаем вместе 3 задание ЕГЭ (комплексный анализ текста). ЧАСТЬ 1 (ТЕОРИЯ)

Предварительный просмотр:

II муниципальная научно – практическая конференция «Интеллектуалы XXI века»

Словосочетания как синтаксическая единица

ученица 8 «В» класса

учитель русского я зыка

г. Балаково 2010 г.

Проблема словосочетаний в русской грамматике.

Словосочетание как синтаксическая единица.

  1. Три важных правила соединения слов в словосочетание.
  2. Виды подчинительной связи.
  3. Соединения слов, не являющиеся словосочетаниями.
  4. Словосочетание и культура речи.

Вопрос о словосочетании решается по-разному.

Слову свойственно лексическое значение. Но слова имеют и грамматическое значение. Обладая ими, слово способно объединиться с другими словами, включиться в предложение. Но прежде всего способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании.

Термин «словосочетание», казалось бы, объясняет себя сам: это сочетание знаменательных слов (не менее двух), которые образуют более сложную единицу языка, чем слово. Но на самом деле за этим «простым» термином скрывается много вопросов.

Предметом данной работы явилось словосочетание как синтаксическая единица. Цель исследования — выяснить:

-можно ли соединять любое слово с другим?

-как объединить два слова в одно словосочетание?

-всякое ли объединение знаменательных слов образует непременно словосочетание?

Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о «словосочетании», т. е. о соединении слов в предложении. Уже в «Русской грамматике» А.Х. Востокова дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка. Однако в работах последующих исследователей проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в. главным предметом синтаксиса стало предложение. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце этого века, и она становится центральной в лингвистической системе Ф.Ф. Фортунатова и его учеников. Синтаксис стал рассматриваться как учение о словосочетании, а предложение – как один из видов словосочетания. А.А. Шахматов разграничивал синтаксис словосочетаний, который занимается в основном второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, и синтаксис предложения, который занимается главными членами в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение, по А.А. Шахматову, тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные, которые выделяются из предложения (учение о законченных и незаконченных словосочетаниях первоначально было сформулировано Ф.Ф. Фортунатовым).

Иное решение проблемы выдвинул В.В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова. В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения, коммуникативной единицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. «Язык неистощим в соединении слов», — так сказал о богатых возможностях

сочетаемости слов А.С. Пушкин.

Действительно, сочетаемость – одно из фундаментальных понятий языковой системы. Поскольку отражает синтагматические* свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием двух слов, которое позволяет раскрыть, с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, — синтаксические отношения в словосочетании.

Из сказанного следует, что проблемы, связанные со словосочетанием (их объем, границы, возможности сочетаемости лексических единиц и т.д.), не решены до конца и продолжают развиваться в современной лингвистике.

Рассмотрим на примерах.

Возьмем слово словарь. Как существительное это слово может сочетаться с прилагательными – определениями, которые называют разные признаки этого предмета: размер : словарь (какой?) большой, маленький, карманный и т.п .

назначение: словарь (какой?) толковый, фразеологический, орфографический и т.п .

Соединяясь с прилагательными, существительное образует словосочетание. Если из каждого ряда определений возьмём по одному слову (с указанием одного, определённого, признака), то у нас получится сложное словосочетание:

Большой толковый новый словарь .

Как бы ни была велика эта цепочка (главное слово +1,2,3…зависимых) – это всего лишь словосочетание, хотя и сложное, а не предложение, так как мы только называем явления (предмет), но ничего о нем не сообщаем. В этом словосочетание

сближается со словом.

* Синтагматический – соотносящийся по значению с существительным.

Как видно из примеров, слово словарь достаточно свободно соединяется (сочетается) с разными прилагательными, образуя свободные словосочетания. Однако свобода эта относительна. Если мы возьмем ряд прилагательных: вкусный, интересный, прекрасный, эрудированный, длинный, быстрый, зимний , то окажется, что из этого ряда только прилагательные интересный и прекрасный могут сочетаться со словом словарь .

Что же ограничивает свободу сочетаемости, свободу «свободных словосочетаний»? Почему можно сказать глаза (какие? – цвет ) синие, карие, черные, серые, зеленые , но нельзя оранжевые, лимонные, апельсиновые и т.п .; глаза (какие? – форма) – большие, круглые и даже (в переносном значении) квадратные , но не ромбовидные и не треугольные; нельзя сказать овальные глаза, но можно миндалевидные и т.п.?

Как видно из примеров, при образовании словосочетания прежде всего учитывается грамматическая принадлежность главного (стержневого) и зависимого слова к частям речи: прилагательное сочетается (согласуется) с существительным; глагол сочетается (управляет) с существительным; наречие сочетается (примыкает) с глаголом (смысловая связь). Кроме того, возможность сочетаемости/несочетаемости слов определяется логико-смысловыми отношениями, а в некоторых случаях и традициями ( ср.: карие глаза, вороной или каурый конь, гашеная известь, гашеная марка, облигация и т.д.)

Следовательно, словосочетание как синтаксическая единица обладает тремя необходимыми признаками:

  1. компоненты словосочетания – только самостоятельные части речи;
  2. один из компонентов зависит от другого;
  3. словосочетание имеет систему форм – парадигму*, образованную формами главного слова. Поэтому в словосочетании выделяется его начальная форма, образованная начальной формой главного слова.

Итак, объединение слов в словосочетание происходит не стихийно, а закономерно.

Объединяясь в словосочетания, слова «присматриваются» к лексическому значению

*Парадигма – система форм изменяющегося слова.

друг друга, определяют возможность лексической сочетаемости. От чего же зависит лексическая сочетаемость слов?

П р а в и л о п е р в о е: соединяться в словосочетание могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Дерево может быть высоким и низким, хвойным и лиственным, но не может быть шерстяным или кирпичным; нельзя пить камень, пилить вату или сушить облака . Так не бывает в жизни, поэтому не образуются такие словосочетания.

П р а в и л о в т о р о е: необходимо учитывать особенности лексических значений слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то дерево мы назовем высоким (или низким), а платье – длинным (или коротким).

Когда соединяются слова, лексическая сочетаемость которых невозможна, возникает речевая ошибка. Например , «лобастый затылок», «меньшая половина».

П р а в и л о т р е т ь е: соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах скажут карие, о волосах – каштановые или (если они светло – коричневые) русые.

Что же необходимо для того, чтобы слова соединились?

Слова в словосочетании объединены подчинительной связью: в любом словосочетании есть главное слово и зависимое. Согласование, управление, примыкание – основные виды подчинения.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием (Т.п.), об интересном занятии (П.п.)

Средством связи при согласовании является окончание зависимого слова. В словосочетании золотая осень окончание имени прилагательного – ая указывает на его зависимость от главного слова в падеже (именительный), числе (единственное), в роде (женский). В словосочетании бабушкин сад согласование притяжательного прилагательного с именем существительным (в падеже, роде, числе) выражается нулевым окончанием зависимого слова (бабушкин ) . Только окончание связывает зависимое слово с главным, но связь эта очень прочная, потому что она оказывается двойной (падеж, число) или даже тройной (падеж, число, род).

Управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету.

Средством связи при управлении выступает не только падежное окончание зависимого имени существительного, но и предлог. Потому и управление бывает беспредложным и предложным. Примеров беспредложного управления много (решать задачу, избегать опасности, идти полем ). А вот словосочетания, в которых управление выражено только предлогом, встречаются не так часто: лишь в тех случаях, когда в роли зависимого слова выступает несклоняемое имя существительное ( разговаривать с конферансье, расспрашивать о колибри, подойти к метро). У таких слов нет падежных окончаний. Однако несклоняемое существительное, как и любое другое, может быть управляемым, то есть стоять в косвенном падеже, и предлог нередко помогает ему выразить падежное значение.

Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяются к главному слову по смыслу, например : стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо .

В словосочетаниях с примыканием слова связываются по смыслу, при этом учитывается грамматическое значение слова. Однако и порядок слов здесь тоже небезразличен: и он помогает неизменяемому слову соединиться с главным. Одни примыкающие слова предпочитают стоять перед главным (например, качественные наречия на -о, -е: быстро бегать, искренне радоваться ), другие – после главного (прочие наречия, деепричастия, инфинитив: понимать по – своему, идти прихрамывая, готовность помочь).

Не любое сочетание слов можно считать словосочетанием. Так из сочетаний новый ученик, работает во время каникул, во время каникул, работает и учится, ученик читает только два первых являются словосочетаниями, то есть имеют все три признака: каждое из слов является самостоятельной частью речи, одно из слов зависит от другого, словосочетание имеет парадигму. Сочетание во время каникул не имеет первого признака (во время – предлог, то есть служебная часть речи), сочетание работает и учится – второго (слова не зависят друг от друга), ученик читает – третьего.

Опираясь на третий признак, мы можем объяснить, почему сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения, не признается словосочетанием. Как известно, в сочетании подлежащего со сказуемым грамматически главным словом является подлежащее (в нашем примере — ученик). Если перед нами словосочетание, то главное слово может стоять в любой из своих форм, образуя парадигму словосочетания. Однако изменить падежную форму слова ученик в сочетании ученик читает невозможно. Следовательно, это сочетание не является словосочетанием, как и любое сочетание «подлежащее + сказуемое».

Не являются словосочетаниями в терминологическом значении этого слова группа однородных членов (сочинительное сочетание), так как она не является «распространенным словом», т.е. сложным наименованием явлений объективной действительности. Сочинительные сочетания образуются из слов с формальной неподчинённостью. Сочинительные ряды не являются словосочетаниями, они входят в словосочетание как его компоненты. Например: (Лес и поле) зазеленели. В предложении одно предикативное сочетание. Первый его компонент составляет подчинительный ряд слов. Это выражено грамматическими средствами – окончанием глагола – сказуемого в форме множественного числа. Из предложения (Мягкий и пушистый) снег падает на землю можно вычленить следующие словосочетания: мягкий и пушистый снег, падает на землю. Мягкий и пушистый – эти определения однородны, поэтому употребляются вместе.

Значит, словосочетание — это не простое соединение слов, а особая единица языка, выступающая как сложное название, это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов, выраженное с помощью подчинительной связи.

А теперь несколько слов о том, какую большую роль играет в речи маленькое словосочетание – минимальная единица синтаксиса. Где уж ей, казалось бы, тягаться с такими гигантами, как, например, сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. А между тем … Именно в словосочетании реализуется сочетаемость слов. Иными словами, оттого как мы строим словосочетание, зависит правильность, точность, чистота нашей речи. Но это не все. Подумаем, что вспоминаем мы, например, говоря о пейзажной поэзии Пушкина? Ну, конечно же, замечательный образ – «в багрец и золото одетые леса». А это в синтаксическом плане не что иное, как распространенное словосочетание. Маленькое словосочетание заключает в себе, фокусирует богатство, образность речи, её художественную выразительность. Иначе говоря, употребление словосочетания вбирает в себя все, что входит в понятие культура речи.

В наши дни стала очень распространённой ошибка, в результате которой возникает смешение моделей управления. Так, в предложении «Далее идет описание о том, что было до этого» соединены в одну две модели управления: «далее написано о том, что…» и «далее идёт описание того, что…».

Строя фразу, нужно внимательно следить за тем:

  1. какой тип управления (предложное или беспредложное) следует выбрать;
  2. какой предлог нужно употребить после выбранного вами слова;
  3. какой падеж нужен в этой конструкции.

Избежать ошибок, вызванных смешением моделей управления, нелегко. Но ведь это наш с вами язык, он подарен нам нашими предками. Стоит ли его так бездумно разрушать?

Существует группа глаголов, которые мы ежедневно употребляем. Тем не менее, каждый раз мы испытываем определённые трудности при построении фразы. Для этого важно помнить: с каким предлогом и в каком падеже следует употребить слово после данных ниже глаголов.

Обратимся к таблице, в ней представлены глаголы, которые вызывают трудности при выборе падежной формы управляемого слова.

🔍 Видео

УРОК 2 ТЕРМИНЫ И ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТСкачать

УРОК 2  ТЕРМИНЫ И ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТ

Почему воры В ЗАКОНЕ. Что такое воровской закон и как он появилсяСкачать

Почему воры В ЗАКОНЕ. Что такое воровской закон и как он появился

как быстро выучить стих #shortsСкачать

как быстро выучить стих #shorts

8 причин прокрастинации - советы для студентов и школьников от лектора с физтехаСкачать

8 причин прокрастинации - советы для студентов и школьников от лектора с физтеха

Словосочетания в турецком. Относительный (одноаффиксный) изафет.Скачать

Словосочетания в турецком. Относительный (одноаффиксный) изафет.
Поделиться или сохранить к себе: