Тема урока ударение дошкольники

Видео:Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. Ударение

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Тема урока ударение дошкольники

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».

Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Скачать:

ВложениеРазмер
Понятие об ударении.24.3 КБ

Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».

ГБДОУ № 87 Приморского района

Воспитатель: Тетерина И.Ю.

г. Санкт- Петербург 2016 г.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Дать понятие об ударении и ударном слоге.

Упражнять в определении ударного слога.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Закреплять умение проводить полный звуко-слоговой анализ слов, работать над предложением.

Развивать коммуникативные навыки.

Кукла Буратино, предметные картинки, полоски-схемы, пособие «Звуковые часы», кубики и палочки, индивидуальные схемы для звукового анализа.

  • Садятся те, кто назовёт слово, состоящее из одного слога.
  1. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.
  • Ребята, кого вы видите на картинке?
  • Что делает мальчик?
  • Составьте предложение по картинке. («Мальчик читает книгу»)
  • Составьте схему к предложению.
  • Из чего состоит предложение? (Из слов.)
  • Посчитайте, сколько слов в предложении? (Три.)
  • Какое первое слово, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Какой знак поставим в конце предложения? Почему?
  • Можем ли мы разделить слова на части? Как называются эти части? (Слоги.)
  • Произнесите первое слово по слогам. Определите количество слогов. Как показать это на схеме? (Далее проводится аналогичная работа с каждым словом).
  • Ребята, хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Демонстрация книги А. Толстого «Приключение Буратино»).
  • Вам знакома эта книга? А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог произнести сразу всё слово целиком, а говорил по слогам. Давайте с вами представим, что я-папа Карло, а вы-Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы-по слогам. (па-па, ру-ка, Бу-ра-ти-но и др.)
  1. Введение понятия «Ударение».
  • Так как Буратино умеет говорить по слогам, сегодня он будет моим помощником. (Воспитатель показывает детям куклу Буратино).
  • Буратино хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги. Он приготовил вам такое задание: «Поставьте слова парами». (На магнитной доске выставлены картинки: пенал, ручка, карандаш, линейка). Нужно найти слова с равным количеством слогов.
  • Что нарисовано на этой картинке? (Ручка).
  • Проговорите по слогам. Сколько слогов? (Два). (Составляется схема под картинкой).
  • Что на этой картинке? (Карандаш). Сколько слогов? (Три). Можно поставит в пару эти слова? (Нет). (Картинка располагается отдельно, записывается схема слова. После анализа остальных слов, картинки раскладываются попарно).
  • Чем похожи слова в первой паре? (имеют два слога). А одинаковы ли они по произношению?
  • Прослушайте слово «ручка». Какой из слогов произносится с большей силой голоса-т.е. более громко, протяжно? (Первый-«руч»). Этот слог произносится с ударением в голосе, является ударным. Произнесите слово «ручка», выделив ударный слог. На схеме ударный слог обозначается так. (Показ). Это знак ударения. Только гласный звук может быть ударным.
  • Какой слог был ударным в слове «ручка» (Первый).
  • Послушайте слово «пенал». Какой слог произносится более громко, протяжно-т.е. с ударением? (Второй).
  • Итак, эти слова похожи, но не одинаковы. Чем же они отличаются? (Местом ударения). (Аналогично проводится работа со второй парой слов).
  • Чтобы не ошибиться и правильно поставить ударение в слове, нужно как бы пропеть или окликнуть предмет. «Кни-и-и-жечка»! «Ру-у-у-чка»!
  • Какой слог ударный в слове «книжечка»? А какой звук тянется? (Гласный). Значит звук (и)-гласный ударного слога.
  • Иногда ударение может изменить смысл слова. Вот, послушайте стихотворение:

-Не мук а , а м у ка,

(Дети выясняют значение слов «мук а » и «м у ка»).

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Упражнение в выделении ударного слога.

А теперь про ударенье

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

  • Буратино предлагает вам поиграть. Посмотрите, что он нам принёс. (Кубики и палочки). Кубики будут обозначать слоги, а палочки-наш ударный молоточек. Кто первым хочет начать игру? (Один ребёнок становится лицом к детям). Я называю слово «книга». Сколько в нём слогов? Сколько кубиков надо взять? Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдём ударный слог, ударим его молоточком. Какой это слог? (Первый). Кто хочет продолжить игру? (Проводится аналогичная игра со словами «парта», «тетрадь», «точилка»).
  • А теперь Буратино предлагает вам взять в руки карандаш и поработать в тетради. Он говорит, что оказывается слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный-маленьким. (Дети записывают: Хх-школа, ххХ-алфавит, хХ-перо и т.д.)
  • Буратино что-то поглядывает на часы, быть может он торопится? Нет, наоборот, он просто ещё не наигрался, ведь часы то не простые, а звуковые. А называется эта игра «Найди пару». (Выставляется пособие «Звуковые часы». Дети объединяют слова в пары, определяется ударный слог.)
  1. Звуко-слоговой анализ.
  • Буратино очень любит загадки и одну хочет загадать вам.

По чёрному белым

Пишут то и дело.

  • Что это, ребята? (Доска).
  • Буратино мне подсказывает, что теперь вы умеете делить слова на слоги и ставить ударение, а значит, сможете сделать полный звуковой анализ слова. (Дети работают со словом «доска», а Буратино проверяет).
  1. Итог занятия.
  • Кто напомнит Буратино тему сегодняшнего занятия? Какая была тема? Как можно определить ударный слог?
  • На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Ударение».

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».

Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

Тема урока ударение дошкольники Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №8.

Тема. Ударение.

Цель: дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка — Мишутка и Буратино)

— С чем мы познакомились на прошлом занятии?

— Как вы делите слова на слоги?

Чтобы определить количество слогов в слове,нужно:

ПЕРВЫЙ СПОСОБ — представить себя болельщиком на стадионе и проговорить слово.

ВТОРОЙ СПОСОБ — простучать слово карандашом по столу или прохлопать слово и сосчитайте хлопки.

ТРЕТИЙ СПОСОБ – расположить кисть руки чуть ниже подбородка и сосчитать сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

— Разделите свои имена на слоги.

1. Игра «Рассели в домики».

-А сейчас поиграем. Я буду давать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

• Чтобы поселить предмет в домик нужно сосчитать сколько слогов в названии этого предмета, а затем нужно выбрать тот прямоугольник –«домик», который разделён на столько частей, сколько в слове слогов.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

Назвали все картинки по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три,

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Легкая посадка – раз, два, три.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определим количество слогов.

. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы отправимся в лес

. 3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА —Произнесите слово мама. Разделим это слово на слоги. (Вызванный ребёнок произносит слово по слогам.)

Назовите первый слог, назовите второй слог. А теперь ещё раз послушайте и скажите, какой из этих двух одинаковых слогов я произнесу с большей силой — первый или второй.

(воспитатель несколько раз произносит слово, усиленно акцентируя ударный слог.

Для того чтобы дети безошибочно определяли ударный слог, слово следует произносить слитно, естественно, единым голосовым потоком. Нельзя при этом делить его на слоги. Слово, разделённое на слоги, теряет ударение, поскольку сила голоса распределяется почти равномерно между слогами. Поэтому операции по слогоделению и определению ударного слога нельзя объединять в одну.)

Дети также произносят слово мама. Делается вывод, что в нё сильнее произноситься первый слог.

Воспитатель рисует на доске схему слова с ударным первым слогом.

— Сильнее произносимый слог, — объясняет воспитатель, — называется ударным. По нему мы как бы ударяем голосом, и он произносится сильнее, чем другие.

Ударение в слове вы буде обозначать маленькой чёрточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Работа с картинками.

— Найдите схему, в которой ударение обозначено на первом (втором, третьем) слоге. Найдите и поднимите изображение того предмета, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что ударение может быть только в словах с двумя, тремя, четырьмя и более слогами. Если в слове один слог, ударение не ставят, ведь ударный слог – это более сильный, а здесь он всего один. Воспитателю нужно подбирать рисунки. На которых изображения предметов соответствуют словам с простыми слогами – слияниями,без смягчения согласных: лисица, корова и т. д.).

А теперь послушайте слова и скажите, какой из трёх слогов у них ударный: телёнок, ягнёнок, козлёнок, и т. д.)

(Все слова с ударным вторым слогом).

А что ещё можно сказать об этих словах? Что между ними общего?

(Все они называют детёнышей животных)

едленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

Составим слоговые схемы к слову замок (гвоздики, мука).

Ударение помогает нам различать отдельные слова.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

В русском языке ударение может падать на любой слог. А вот во французском языке ударение всегда падает на последний слог. Представьте, что вы французы и по – русски говорить не умеете. Вы повторяете слово, сказанное мной, но ударение ставите на последний слог.Например: я говорю «рыба», а француз говорит «рыба».

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?

Попробуйте дома поиграть с родными в игру «французы».

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Ударение. Ударение — это тот музыкальный тон, на который настраивается слово. [cut=Читать далее. ]тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все.

Видео:Русский язык 1 класс. Ударение. ВидеоурокиСкачать

Русский язык 1 класс. Ударение. Видеоуроки

Знакомство с ударением

Содержимое публикации

Тема: «Знакомство с ударением».

Цели: 1. Познакомить с понятием «ударный слог».

2. Учить выделять ударный слог.

3. Закреплять умение делить слова на слоги.

4. Развивать представление о смыслоразличительной функции ударения.

5. Развивать чувство ритма, ритмический слух, внимание.

6. Воспитывать умение работать сообща, двигаться в подгруппах.

Материалы и оборудование: игрушечный молоточек (с личиком), три вагона и поезд (с окошками для карточек) в полроста ребёнка, прищепки, соединённые короткой резинкой, которыми сцеплены вагоны, рисунок «замок» и «замок», стенд Замок с открывающимися воротами, замок на ворота Замка, карточки для окошек вагонов , ,  (два комплекта), 6 синих кубиков, 4 красных, 1 зелёный, 2 пятизвуковые схемы, слоги «МА», «ШИ», «НА», иллюстрации сказок с изображением Емели и Щуки, Колобка и Лисы, Машеньки и Медведя, картинки «гвоздики –гвоздики», «кружки – кружки», «стрелки – стрелки».

Раздаточный: по 2 пятизвуковые схемы, фишки красного, синего и зелёного цветов, бейджи с картинками: лев, кот, жук, волк, лиса, жираф, енот, собака, корова, кенгуру( по одному каждому ребёнку).

Перед занятием детям раздаются бейджи с картинками. Им предлагается рассмотреть свои картинки, назвать изображённое на них животное.

Разминка.(Дети стоят возле воспитателя)

В: ребята, у нас сегодня необычный гость – молоточек Ударялкин. Он пришёл, чтобы поделиться с вами несколькими секретами. Кто–нибудь из вас понимает язык молоточков? Никто? Тогда я вам буду переводить всё, что говорит молоточек.

Для начала он предлагает выполнить зарядку для пальчиков.

Тук-тук! – молоток. (поочерёдные удары кулачком по ладони)

Туки! – топоришко.( поочерёдные удары ребром ладони о ладонь)

Скоро, скоро для ребят (махи ладошками вперёд)

Выстроим домишко! (поочерёдное поднимание ладоней горизонтально одна над другой всё выше и выше, «домик» вытянутыми над головой руками)

Тук-тук!(удары кулачком о ладонь)

вот крыльцо, (ладони горизонтально одна на другой)

Ровные ступени. (хлопки по тыльным сторонам ладоней)

Тук-тук!(удары кулачком о ладонь)

вот порог, (ладони вправо)

А вот это сени. (ладони влево)

Закрепление умения делить слова на слоги.

В:Молодцы, ребята. А сейчас молоточек предлагает нам отправиться к Замку, там мы сможем узнать первый секрет. Давайте сядем по вагонам и отправимся в путь. Посмотрите, в каждом вагоне могут ехать только те, у кого количество слогов в названии животного соответствует схеме в окошке. Разделите свои слова на слоги и займите место в нужном вагоне.

Дети делят слова на своих бейджах на слоги и встают рядом с тем вагоном, в окошке которого соответствующая схема. После «проверяют билеты» пассажиров. Каждый произносит своё слово по слогам и называет количество слогов. Допустившие ошибку делят слова на слоги вместе с воспитателем, находят свой вагон.

Движение в подгруппах.

Воспитатель занимает место машиниста в поезде, дети — в вагонах и начинают движение к Замку, отмеряя ритм: та-та-та-та.Двигаются, соблюдая дистанцию между вагонами, следя, чтобы резинка не натягивалась и прищепки не слетали. В случае отцепления вагонов, сделать остановку, вновь сцепить вагоны, напомнить, что во время движения нужно подстраиваться под общий ритм, скорость.

Приехав к замку, ребята обнаруживают на его дверях замок.

В: Молоточек, что же нам делать? (Стучит молоточком). Ребята, молоточек говорит, что замок открыть очень просто: нужно составить звуковые схемы слов «замок» и «замок». Но для этого нам надо вернуться в детский сад. По вагонам!

Дети подходят к вагонам, но в окошках уже другой порядок схем. Снова выбирают схему, соответствующую слоговому составу своего слова. Двигаются к партам.

Звуковой анализ слов.

Дети рассаживаются за парты. На доске рисунки «замок» и «замок», под ними пятизвуковые схемы.

В: Назовите первый звук в слове «замок» ([з]). Какой он? (твёрдый согласный). Каким цветом обозначим его в схеме? (синим).

Назовите второй звук…

Т.О. дети разбирают слово, выкладывая цветные фишки на своих схемах. Воспитатель составляет схему у доски из цветных кубиков. Вопросы задаются индивидуально и фронтально. Иногда воспитатель выставляет кубик не того цвета. Дети поправляют, объясняют, в чём ошибка. Если ошибка не замечена, воспитатель просит проверить, всё ли правильно на доске.

— Сколько всего звуков в слове «замок»?

— Сколько гласных звуков?

— Сколько мягких согласных?

— Сколько твёрдых согласных?

— Назовите гласные звуки.

— Назовите согласные звуки.

Аналогично разбирается второе слово. Затем схемы сравниваются.

В: — Чем похожи эти схемы? (Характеристики звуков одинаковы)

— Есть ли в этих словах одинаковые звуки? (Да, все звуки одинаковые)

— Получается, это одно и то же слово? (Нет, это разные слова. Они обозначают разные предметы)

— Чем же отличаются эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Может, тогда что-то станет понятнее? (Воспитатель у доски раздвигает кубики в соответствии со слоговым делением).

— Отличаются эти слова по слоговому составу? (Нет, в каждом два слога)

— Давайте произнесём каждое слово по слогам и послушаем, как они звучат.

( Произносят, выделяя голосом ударные слоги, и ударяя по ним молоточком). Слог, который мы выделяем голосом, произносим более протяжно, громко, сильно, называется ударным. Мы словно ударяем по нему голосом. Какой ударный слог в слове «замок»? ( Первый) А в слове «замок»? (Второй)

Вот мы и выяснили, почему слова, состоящие из одних и тех же звуков, произносятся по разному – в них ударение падает на разные слоги. ( Ещё раз произносят слова, ударяя по ударному слогу молоточком или хлопком).

Развитие представлений о смыслоразличительной функции ударения.

В: Раз мы справились с заданием, замок на воротах замка должен открыться. (Подходит к замку и открывает ворота. За ними три карточки со слогами:МА, ШИ, НА.) Что это, ребята? (Слоги) Прочитайте их.(Читающие дети прочитывают слоги).

Давайте попробуем составить из этих слогов какое-нибудь слово. (Дети предлагают варианты. Получается слово МАШИНА. Карточки выставляются в соответствующем порядке на балконе замка.)

Проведём эксперимент: сделаем ударным каждый слог по очереди.

Далее произносят слово, выделяя голосом каждый слог, воспитатель ударяет молоточком, дети хлопком по парте. Определяют значение получившихся слов:

Машина – вещь, принадлежащая Маше

Машина – не имеет значения

В: Мы называли слова с ударением на разные слоги и получали либо слова с разными значениями, либо вообще без значения, бессмысленные. Какой можем сделать вывод? (От ударения зависит значение слова).

Подходят к столику, на котором разложены карточки-картинки стрелки – стрелки,ирис – ирис, кружки – кружки, гвоздики – гвоздики. Определяют количество слогов, находят ударный, произносят пары слов, выделяя голосом и хлопком ударный слог.

В:Молоточек предлагает вам поиграть с ним. Мы вместе с молоточком будем отстукивать разные ритмы.( Повторяют предложенные ритмы, сопровождая произношение хлопками в ладоши, по коленям, по бёдрам, кулачками и т.д.)

Закрепление нового материала.

В: Посмотрите, ребята, перед вами герои ваших любимых сказок. Я думаю, им будет интересно узнать, какой слог в их именах ударный. Вы уже научились это делать, поэтому очень быстро справитесь с этим заданием.

(Дети по очереди называют героев сказки, произносят имя по слогам, определяют ударный слог).

В: Вот и подошло к концу наше занятие. Молоточку очень понравилось с вами. Он хочет узнать, что вы узнали сегодня, с чем познакомились? (Дети повторяют усвоенное на занятии: в каждом слове есть ударный слог, он произносится более сильно, протяжно, иногда от ударения зависит значение слова)

Что бы вы хотели пожелать, сказать нашему гостю. (Дети высказываются, передавая молоточек из рук в руки, обращаясь к нему).

🔥 Видео

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 4. Слоги. Деление слов на слогиСкачать

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 4. Слоги. Деление слов на слоги

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)

Видеоурок 2. Слово и слог. Ударение. Чтение 1 классСкачать

Видеоурок 2. Слово и слог. Ударение. Чтение 1 класс

1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слогСкачать

1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слог

Обучение грамоте 1 класс. Ударные и безударные гласные.Скачать

Обучение грамоте 1 класс. Ударные и безударные гласные.

Как определить ударный слог?Скачать

Как определить ударный слог?

1 класс. Русский язык. Слог. УдарениеСкачать

1 класс. Русский язык. Слог. Ударение

Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школаСкачать

Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школа

Как объяснить УДАРЕНИЕ дошкольнику. Как научить ребенка читатьСкачать

Как объяснить УДАРЕНИЕ дошкольнику. Как научить ребенка читать

Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)Скачать

Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)

Слог, ударение и перенос слов | Русский язык 2 класс #6 | ИнфоурокСкачать

Слог, ударение и перенос слов | Русский язык 2 класс #6 | Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе: