- Тема урока: «Словосочетание и предложение». план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока Синтаксис. Словосочетание и предложение»
- Урок по теме «Словосочетание и предложение».
- Просмотр содержимого документа «Урок по теме «Словосочетание и предложение».»
- 💡 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тема урока: «Словосочетание и предложение».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Форма урока: урок-практикум
Цели:
1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;
2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
Видео:6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.82 КБ |
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Словосочетание и предложение».
Форма урока: урок-практикум
1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;
2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
I. Слово учителя.
— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II. Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
- Что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения. )
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
- Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
- Назовите виды словосочетаний.
- Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
- Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
- Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
- Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –п одлежащее и сказуемое)
- — Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
- Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Что такое сложное предложение? Его основные признаки. ( Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией. )
- Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки) —
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? ( На зелёный ). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
— Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте его.
- Вставить пропущенные буквы.
- Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
- Найдите в тексте нераспространенные предложения.
- Найдите сложные предложения.
- Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
- Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
— Правильно – Х , неправильно – О .
- Выплыло из-за туч солнышко.
- Оно разослало на землю свои лучи.
- Две капли тяжело шлепнулись на лист.
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
- Стемнело.
- Утро сегодня прохладное.
- Потемнел лес.
- Листья плясали под его музыку.
- Замечательный день.
- Осень – волшебное время года.
3 Игра «Самый умный»
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Конспект урока Синтаксис. Словосочетание и предложение»
Синтаксис. Словосочетание и предложение
Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Образовательная цель: Закрепление основных сведений по данной теме и отработка умений разбирать с/с, простое предложение, ставить знаки препинания в простом предложении.
Воспитательная цель: Воспитание интереса к предмету через познавательную деятельность.
- развитие специальных умений и навыков;
- развитие сознательности, ответственности, внимания.
I Организационный момент. (2-3 минуты)
Приветствие учащихся . Проверка готовности к уроку (портфолио, закладки в книгах, рабочие тетради).
Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока.
Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задания , связанные с синтаксисом. Наша цель сегодня – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».
Проверка Домашнего задания
Упр. 47+разборы (около доски)
II Работа по теме урока. (6-7 минут) Повторение и обобщение материала. Контроль знаний над пройденным теоретическим материалом из раздела «Синтаксис».
-Проверка домашнего задания.
Опрос по теме: «Синтаксис»
-Что изучает «Синтаксис»? ( Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).
— Назовите основные единицы синтаксиса? ( словосочетание и предложение)
-Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль).
— Отличие простых предложений от сложных? ( Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы. Главные члены предложения – составляют основу предложения. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов).
— Какие бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают повествователь ные, вопросительные и побудительные.)
-Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
-Что называется словосочетанием? ( Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
-Какие вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?
1 ГРАМ. ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
2 СЛОВО С ПРОИЗВ.ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: Стоять возле )
одно слово подчиняется другому
главное слово + зависимое
Мы обращаем особое внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в текстах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетаниях
Какие вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?
Способы связи слов в словосочетании.
Х + завис. сл. Х + зав.сл. Х + зав.сл.
Сущ. прил . Гл. сущ. неизм.ч/р:
прич. Сущ. прил. н.ф.гл.
Изменяются ОБА слова Изменяется ТОЛЬКО
Закончите предложения. Примыкают…
Закрепление, работа с учебником
Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.
1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
1 Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа — кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
2 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
3 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».
1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
2 Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3 Из предложения выпиши с/ словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
Упр. 54 (устно), с. 48-49; упр. 57 (письменно), с.51
VI I Комментирование домашнего задания. ( 10- 12 минут)
Разъяснение вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода обучения, по принципу каждому по силам. Сильным учащимся раздаются карточки с соответствующими заданиями .
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным, при управлении — существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО — ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ — ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным ( БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).
А теперь попробуйте сами!
Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза —
4. голубоглазая девочка —
5. островерхие ели —
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
Слабым ученикам дается другое задание.
1 Составить словосочетания со следующими управляющими словами. Полно охарактеризовать тип связи.
Удивляться, обедать, признаться, обосновать, разочаровываться
2 Объяснить, являются ли данные единицы словосочетаниями.
Белый свет, наступила зима, в сторону реки, подле сада, проверка и исполнение, белее снега, более сильный.
V I Подведение итогов урока. Рефлексия. (2-4 минуты)
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу. (Листочки потом сдаются учителю).
Оценивание работы учеников.
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений» (8 с. 147).
Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к учащимся.
Выявление результатов обучения необходимо также и для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики и путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, преподаватель может обосновать выбор, применение тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний.
Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.
Велика воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В. А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся — укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь — учебного.
Поэтому тема работы является актуальной сегодня.
Нелишне вспомнить и точку зрения Б. Г. Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депресснрующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников» (1,с.145).
Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Целью курсовой работы стало изучить методику контроля знаний по русскому языку младших школьников. Задачи работы:
ü выявить основные виды контроля в начальной школе
ü показать методы и приемы, используемые при контроле
ü описать организацию контроля знаний младших школьников
Объектом данной работы стала деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учитель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность глубину и прочность его знаний.
В деятельности педагога оценивается его умение организовать классные занятия, его методы и приемы, стиль общения.
Предмет изучения – организация контроля как эффективного средства обучения.
Работа состоит из введения, заключения и литературы, двух частей, где дается теоретические знания и практическое применение организации контроля как одного из звеньев учебного процесса.
Глава 1. Контроль знаний – существенный элемент современного урока.
1.1 Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.(6,78).
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки — отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.(5, 64).
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как а процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «З». Это обстотельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «З». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».
1.2 Методы контроля.
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа — небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками национальной школы способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.
Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет). Их цель — проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем «звуковая модель слова», «состав предложения», «синтаксический разбор предложения», «животное — живой организм», «дикорастущие и культурные растения»; составление диаграммы «свойства воздуха»; графические рисунки «образование родника», «реки» и др.
1. 3.Специфика контроля по русскому языку.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений , тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания — динамичная форма проверки, направленная на установление уровня нормированности умения использовать свои знания. В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Определенное место в процессе повторения занимают тесты.
Тесты — это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма(5,76).. Последняя часто бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправильный — знаком «-», иногда поставить либо только «+», либо только «-»; нередко предлагается отметить выбранный ответ с помощью определенного сигнала-символа и т.п. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.
Различают несколько видов тестов. В тестах на выборку ответы даются в виде повествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по методу исключения понятия, когда ответ на вопрос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем зачеркивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание. Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда ученику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Последняя формулировка ответа может быть в разных вариантах: сомневаюсь, воздерживаюсь от ответа и т.п. Могут быть тесты, решение которых приводит к созданию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний. Работа с такими тестами помогает ребенку устанавливать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и достаточно интересной для начальной школы.
Тесты чаще всего предлагаются на специальных карточках отдельным (индивидуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.
Групповая работа с тестом в I классе организуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оптимальный вариант группы — три человека.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и закреплении знаний. Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить достаточно оперативную обратную связь о результатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность. Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.(8,132).
Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. Работа с тестами должна занимать не более 15 минут (стандартом образования на проверку и контроль знаний учащихся в начальной школе по окружающему миру специальные уроки не предусмотрены).
По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные.
Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закрепления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания. В новом поколении наших учебников словарики стали их правомерным структурным компонентом.
Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.
Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется ориентировочный рефлекс «Что это такое?», являющийся проявлением врожденного любопытства, что, в свою очередь, выступает основой развития любознательности.
Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный:
дифференцированными. Выводы по 1 главе
Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности их мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.
Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность студента, так и на контроль взаимодействия студентов и педагогов.
Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.
Целью контроля является установление обратной связи ученик – преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.
Контроль заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации Контроль знаний учащихся может быть итоговым и текущим, В итоговую проверку включается и тематическая, которая проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем. Правомерность ее проведения подтверждается практикой работы многих учителей страны.
Она помогает выявить уровень овладения основным содержанием темы каждым учеником, способствует более объективному выведению итоговой оценки знаний. Проводится такая проверка на итоговом опросе, итоговых контрольных работах по теме, диктантах, на уроках повторения, уроках обобщения и систематизации изученного, зачетных уроках и пр.
Практика показывает, что в последние годы учителя особенно увлекаются фронтальным видом опроса. Он имеет ряд положительных сторон: достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти школьников ранее изученное. При фронтальном опросе фиксируется не уровень знаний школьников, а главным образом их активность на уроке. Возникают условия для получения случайной оценки, а это порождает со стороны некоторой части учащихся иждивенчество. Используя этот вид опроса, учитель должен требовать от школьников развернутых ответов, обоснованности выдвигаемых положений, не односложного ответа, а краткого изложения материала.
Контроль может быть индивидуальным и коллективным.
Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный — для проверки усвоения формулировок понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого Выводы по 2 главе.
1.Контроль знаний учащихся может быть итоговым и текущим. В итоговую проверку включается и тематическая, которая проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем. Правомерность ее проведения подтверждается практикой работы многих учителей страны
2.Контроль может быть индивидуальным и коллективным.
Индивидуальный опрос может быть устным и письменным.
Устный — для проверки усвоения формулировок понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.
Организация на уроке систематического индивидуального опроса учащихся дает возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика, повышает личную ответственность школьников за результаты своего труда.
3. Знания учащихся проверяются, как правило, в процессе опроса, который проводится как в ходе изучения темы (текущий контроль), так и после ее изучения (итоговый контроль).
4.На этапе текущего контроля те же виды заданий, что и при обучении на этапе формирования учебно-познавательных умений и навыков. На этапе итогового контроля, как правило, применяются задания на полный разбор языковых фактов. Это фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, орфографический и пунктуационный разбор. Литература
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок по теме «Словосочетание и предложение».
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Словосочетание и предложение». На уроке применяется парная работа, индивидуальная работа с карточками, приём «Согласен-не согласен».
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Словосочетание и предложение».»
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Словосочетание и предложение.
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме, закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, совершенствование пунктуационных навыков, орфографических навыков,
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие самостоятельной , познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок практических работ
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха.
1. Работа с эпиграфом урока.
Как вы думаете, о чем эти строки?
2. На уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Словосочетание. Простое предложение». Цель урока определяем так: привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
Ребята, какие вопросы по данной теме встречаются в тестовых заданиях?
— Определите задачи урока. (закрепить умения выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетании; повторить типы простых предложений).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Орфографический диктант с взаимопроверкой.(1 вариант)
(По)прежнему, крепко(накрепко), когда(нибудь), справ — , налев — , в(третьих), изредк — , до(ныне), на(глухо), без(устали), по(осеннему), по(казахски), где(то), в(доволь), на(отмашь), замуж — , вскач — , точь(в)точь.
В(течени-) многих лет, в(следстви-) непогоды, не(смотря) на жару, в(виду) болезни, включить в( следстви-) новые документы, имей это в( виду), поговорить на(счет) похода. Что (бы) такое приготовить, что(бы) угодить гостям. Я очень устал, мои друзья то(же) держались из последних сил. На нем было то( же) пальто, что и в прошлом году.
( По-прежнему, крепко-накрепко, когда-нибудь, справа, налево, в-третьих, изредка, доныне, наглухо, без устали, по-осеннему, по-казахски, где-то, вдоволь, наотмашь, замуж, вскачь, точь-в-точь.
В течение многих лет, вследствие непогоды, несмотря на жару, ввиду болезни, включить в следствие новые документы, имей это в виду, поговорить насчет похода. Что бы такое приготовить, чтобы угодить гостям. Я очень устал, мои друзья тоже держались из последних сил. На нем было то же пальто, что и в прошлом году).
3. Индивидуальная работа по карточке. Правописание н-нн в прилагательных и причастиях.
Безветренный день, , бульонный кубик, разорванный рукав, нежданный дождь, груженная кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, балованный ребенок, глаженые-переглаженые брюки, позолоченное кольцо, глиняный горшок, вороной конь.
4. Повторение по теме «Синтаксис» . Прием «Согласен — не согласен»
Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)
1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.
2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.
3. Предложения могут быть простыми и сложными.
4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.
5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.
6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.
8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.
9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.
10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
( Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
III. Закрепление знаний , умений, навыков.
— Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.
— Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
— Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
— Приведите примеры. (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).
Виды словосочетаний
Виды связи в словосочетании
IV. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.
1. Выборочно-распределительный диктант (работа в паре)
Задание: данные словосочетания распределить в три столбика, учитывая способ связи слов в словосочетаниях. Ответ аргументируйте.
Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говоришь шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, светит ярче, моя профессия, желанным гостем, три товарища, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, очень хорошо, новое шоссе, отвлеченный взгляд, серый пиджачок.
💡 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)Скачать
Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Синтаксис словосочетания и простого предложенияСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№7 - Простое предложение.)Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
8 класс. Синтаксис и пунктуацияСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать