- Урок русского языка в 3 классе «Предложение и словосочетание» план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Русский язык. 3 класс
- Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Словосочетания»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 📽️ Видео
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Урок русского языка в 3 классе «Предложение и словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе «Предложение и словосочетание». Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии проблемного обучения.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk-3_klass.docx | 33.88 КБ |
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№13 - Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».)Скачать
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
Села Середниково Шатурского муниципального района
(с использованием технологии проблемного обучения)
Учитель начальных классов
Филатова Ирина Николаевна
Тема: Различение предложения и словосочетания.
1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.
2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.
3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.
Оборудование : для учащихся : учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохоловой «Русский язык» 3 класс; В.А. Илюхина, Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева «Чистописание. 3 класс»; линейка, простой карандаш, карточки с заданием, сигнальные карточки, карточки со знаками +, -, ?.
для учителя : карточки со словарными словами; карточки с предложениями, словосочетаниями, группами слов; карточки с определением предложения и словосочетания, книги О.В. Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Словарные слова», «Толковый словарь», пустой конверт.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением технологии проблемного обучения.
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки,
Линейка, ластик, карандаш?
Зарядка для пальцев (проговаривая слова, дети поглаживают каждый пальчик)
- Здравствуй, пальчик, добрый день и т.д.
– Тетрадь по чистописанию на странице 21. Какую букву будем писать сегодня? ( Букву «к».) Какие звуки она обозначает? (Звуки [к], [к , ]) Дайте им характеристику. (Звуки глухие, непарные)
- Прочитайте предложение в тетради. ( С высокого неба изредка падали одинокие снежинки) Какое оно? (Распространённое, повествовательное, невосклицательное) . О каком времени года говорится в этом предложении? ( О конце осени или о зиме.) Назовите главные члены в этом предложении. (Снежинки падали ) Назовите словосочетания. ( С высокого неба, одинокие снежинки, падали изредка ) Выполните задание на этой странице.
Создание проблемной ситуации.
- Что записано на доске? ( Высказывания детей .)
- Я сейчас ничего вам не скажу, кто-то из вас прав, кто-то ошибается. Мы решим эту проблему в течение урока, вы сами в конце урока или по ходу урока сделаете вывод.
- Ребята, а что такое проблема, как вы думаете? ( Высказывания детей .)
- А что же об этом написано в «Толковом словаре»? Проблема — ….
- Начнём решение проблемы с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
– Какое упражнение вы выполняли дома? (Упражнение 41.) Прочитайте задание.
( Составьте предложение из каждой группы слов, добавляя предлоги по , в или с . Запишите составленные предложения. Из каждого предложения выпишите с вопросами где? откуда? словосочетание глагола и существительного с предлогом ).
- А теперь прочитайте предложения, которые у вас получились? ( Жёлтые листья падают с берёзы. По небу плывёт тяжёлая туча. В трубе гудит осенний ветер. )
- Прочитайте словосочетания, которые выписали. ( Падали (откуда?) с берёзы; ползёт (где?) по небу; гудит (где?) в трубе.)
- Вы уверены, что сначала вы выписали предложения, а потом словосочетания? (Высказывания детей.)
- Мы продолжим работать по учебнику, там есть очень хорошее упражнение по нашей теме. На следующей странице учебника упражнение 42 . Читаем задание. ( Чем предложение отличается от словосочетания? Прочитайте и объясните, какая группа слов является предложением, какая словосочетанием? )
Работа с предложениями:
- Найдите в упражнении предложения. ( Прошёл дождь. Туча унеслась.) Почему вы решили, что это предложения? ( В них есть главные члены.) А что вы можете сказать об этих предложениях, какие они? ( Нераспространённые, повествовательные, невосклицательные, невопросительные. )
- Распространите первое предложение. Что значит – распространить предложение? ( Добавить второстепенные члены .)
- Что же у вас получилось? ( Прошёл сильный дождь. Вчера прошёл дождь и т.д.)
- Запишем предложение: Прошёл сильный дождь . Готовим линейку и карандаш. Для чего они нам нужны? ( Подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о дожде. Что? дождь – это подлежащее, выражено существительным, дождь что сделал? прошёл – это сказуемое, выражено глаголом.)
- Покажите с помощью стрелочек связь слов в предложении. (Дождь какой? сильный – это второстепенный член, соединяем стрелкой. )
- Распространите второе предложение. Я вам предлагаю слова – подсказки, выберите наиболее подходящие.
Самостоятельная работа: Запишите предложение, выполните точно такую же работу, как и с первым предложением. Прочитайте, что получилось.
Работа со словосочетаниями
- Назовите словосочетания. ( Отборное зерно)
- Объясните свой выбор. ( Между словами можно поставить вопрос: зерно (какое?) отборное. )
- Запишите словосочетание: отборное зерно (какое?)
- Готовим карандаш, будем разбирать словосочетание. ( Главное слово: зерно, над словом ставим крестик, зерно какое?- отборное – это зависимое слово, ведём к нему стрелку, в скобках записываем вопрос (какое? ).
- Что значит «отборное зерно»? ( Очень хорошее, плохое выбросили, а хорошее осталось .)
Работа с группой слов:
- У нас в упражнении остались слова под номерами 2 и 4. Что вы о них скажите, почему мы их до сих пор не выписали? ( Это группы слов, они между собой не связаны. )
- Прочитайте 4 группу слов ( в городе машины )
- Составьте предложение. ( В городе по дороге едут машины. В городе много машин и т.д. )
- Запишите предложение. В городе по дороге едут машины. Какое оно? ( Распространённое. ) А могло ли оно получиться нераспространённым? ( Нет, здесь уже есть второстепенный член предложения.)
- Найдите в этом предложении словосочетания. ( Едут в городе, едут по дороге.)
- Объясните свой выбор. ( От одного слова можно задать вопрос к другому: едут где? в городе; едут по чему? по дороге .)
- А можно ли назвать словосочетанием – машины едут ? ( Нет. )
- Почему? ( Это предложение, грамматическая основа предложения.)
Работа с иллюстрацией.
– На страничке есть рисунок. Почему художник его нарисовал?
Физкультминутка на внимание.
- Говорю слово «ребята» — выполняем задание, не говорю – не выполняем.
- Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на карточках:
НАЙ’АБЫР’ МАРОС С’ЭВ’ИР
- Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано? (Н о ябрь, м о ро з , с е вер.)
- А что это за запись, которую я вам предложила? (Это звуковая запись – транскрипция.)
Запись на доске.
- Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? ( Ставить ударение и подчёркивать орфограммы. )
Один ученик выполняет задание на доске.
- Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.
Работа по развитию речи.
- Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?
1) Это словарные слова.
2) В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает моро з.
- Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.
Работа со словарём.
- Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.
Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово север имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».
Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть.
- Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).
Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц» (Новый год раньше начинался с марта).
- А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания. ( Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро. )
- Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)
- С любым словосочетанием составьте устно предложение.
Закрепление умения различать предложение и словосочетание.
- Я вам раздала карточки, прочитайте задание. Что вы будете делать? ( Надо найти предложение, записать его и выделить основу.)
Из трёх групп слов найди предложение, запиши его, выдели основу.
1. Из высокого, дым, небо, трубы, поднимается в.
2. Однажды жарким летним днём.
3. Небо хмурилось.
- Обоснуйте свой выбор. ( Объяснения детей.)
- А можем ли мы две другие строчки «превратить» в предложение?
- Что для этого надо сделать?
- Из высокой трубы в небо поднимается дым. 2) Однажды жарким летним днём мы пошли гулять.)
Закрепление изученного. Работа с сигнальными карточками .
- Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.
Тема. Обобщение знаний по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение; находить в предложении словосочетание., определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- Что мы уже знаем и над чем необходимо еще поработать в теме «Текст. Предложение. Словосочетание»
- Самостоятельно формулировать учебные задачи;
- Обобщать знания и умения по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Прочитаем подписи. Сравним их.
Кастрюля Красная кастрюля Мама варит суп в кастрюле.
Мы с Бобиком пошли на прогулку. Бобику очень понравился цветок. Подошёл он к нему, только хотел понюхать, а его укусила пчела. Ох, и больно бобику. Обиделся он. Пожалел я Бобика.
Проверим: на первой картинке изображена кастрюля. Это слово. На второй красная кастрюля. Это словосочетание. На третьей картинке изображено, как мама варит обед. Мама варит суп в кастрюле – это предложение. Четвертая картинка отражает понятие текст.
Сегодня на уроке мы обобщим все, что мы знаем о словосочетании, предложении, тексте. Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:
- что такое предложение,
- какие бывают предложения по цели высказывания и интонации,
- как определить главные и второстепенные члены предложения,
- как различить простое и сложное предложение,
- что такое словосочетание, научимся определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Проверим и повторим все, что мы знаем по теме «Предложение».
- Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.
- Предложения бывают разные по цели высказывания:повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нем повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нем задаётся вопрос.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.
- В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Птицы летят в небе.
Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения
Дует холодный ветер.
Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
- Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
- либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
- либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).
Весёлые воробьи громко кричат на улице.
В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.
В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.
В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.
- Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Пшеница (какая?) густая
Созрела (где?) в поле
- Прочитайте. Укажи, какая из записей является словосочетанием.
- На море.
- На Чёрном море.
- На море бьются огромные волны.
- На море бьются огромные волны. Бешено кричат чайки.
- Установите соответствия.