Танец хора и сырба ударение

Содержание
  1. Хора и сырба ударение
  2. Словари
  3. Сырба
  4. Связанные понятия
  5. Фонетический разбор слова «сырба»
  6. Фонетический разбор «сырба»:
  7. «Сырба»
  8. Характеристики звуков
  9. Смотрите также:
  10. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  11. Морфологический разбор слова «сырба»
  12. Фонетический разбор слова «сырба»
  13. Синонимы «сырба»
  14. Карточка «сырба»
  15. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  16. Что такое фонетический разбор?
  17. Фонетическая транскрипция
  18. Как сделать фонетический разбор слова?
  19. Пример фонетического разбора слова
  20. Фонетика и звуки в русском языке
  21. Гласные звуки в словах русского языка
  22. Фонетика: характеристика ударных гласных
  23. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  24. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  25. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  26. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  27. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  28. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  29. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  30. Позиционное оглушение/озвончение
  31. Мягкие согласные в русском языке
  32. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  33. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  34. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  35. Конспект урока музыки в 1 классе по теме «Музыка вокруг нас. Хоровод Муз».
  36. «Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»
  37. Словари

Видео:Молдавский танец "Сырба"Скачать

Молдавский танец "Сырба"

Хора и сырба ударение

Видео:Молдавский танецСкачать

Молдавский танец

Словари

884 Танец хора и сырба ударениехоро

Хоро́ — болгарский круговой танец типа хоровода. Сопровождается пением, игрой на волынке или другом народном инструменте. Метроритмика сложна и разнообразна (размеры 5 /8, 7 /8, 9 /8, 10 /8, 11 /8 и др.).

ХОРО — ХО́РО, болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный размер 2 /4, 5 /16, 9 /16. Распространен также в Румынии (хора, сырба).

ХОРО — болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный размер 2/4, 5/16, 9/16. Распространен также в Румынии (хора, сырба).

хо́ро, нескл., муж. (болгарский танец)

хо́ро, нескл., м. (болгарский танец)

сущ., кол-во синонимов: 1

ХОРОБА — жен., ·стар., южн., зап. болезнь, хворь. Преставися Святослав Юрьевич, имый на себе злую хоробу, ·летописн.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

ХОРОБРЫЙ, хоробрая, хороброе; хоробр, хоробра, хоробро (нар.-поэт.) Храбрый. Дружинушка хоробрая.

хоро́брый, хоро́брая, хоро́брое, хоро́брые, хоро́брого, хоро́брой, хоро́брых, хоро́брому, хоро́брым, хоро́брую, хоро́брою, хоро́брыми, хоро́бром, хоро́бр, хоро́бра, хоро́бро, хоро́бры, хоро́брее, похоро́брее, хоро́брей, похоро́брей

прил., кол-во синонимов: 1

хоробёр «храбрый», вятск. (Васн.), с.-в.-р., вост.-русск. (Даль), укр. хоро́брий, др.-русск. хоробры, хоробръ (Ипатьевск. летоп., Даниил Заточн. и др.; см. Срезн. III, 1386), ст.-слав. храбръ πολεμικός, φοβερός (Супр.), болг. хра́бър, хра́брен, сербохорв. хра́бар, ж. хра́бра, ср. р. хра́бро, словен. hrábǝr, чеш. chrabrý, стар. также chabrý, польск. chrobry, в.-луж. khrobɫy, н.-луж. chrobry, кашуб. Chrabrowo, местн. н.

Праслав. *хоrbrъ, возм., из *хоrbъ под влиянием слов dobrъ, bystrъ, ostrъ; родственно лтш. skar̂bs «острый, суровый», др.-исл. skarpr «острый»; см. Эндзелин, СБЭ 126; Младенов 671; Брюкнер, AfslPh 40, 131; KZ 51, 233; Х. Карстин, Festschrift Vasmer 225. Недостоверна связь с др.-инд. kharas «твердый, острый», греч. κάρχαρος «острый» (Мейе, Ét. 403). Неприемлемо сближение с гот. *harwa- «терпкий» (откуда фин. karvas «терпкий»), гот. gaÞrafstjan «утешать, подбадривать» (Хирт, РВВ 23, 333), с этнонимом сьрбъ (Соболевский, ИОРЯС 27, 323; Горяев, ЭС 401), с др.-инд. pragalbhas «мужественный, решительный» (Махек, «Slavia», 16, 197), с хорови́тый «хороший» (Агрель у Петерссона, Zur sl. Wortf. 22) или с лат. sorbus «рябина», вопреки Вуду (Phil. Quarterly 2, 266; см. «Glotta», 14, 274). Ср. сл.

ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА — музыка, звучащая в исполнении хора или предназнач. для исполнения хором. Развитие разл. хоровых культур как монодических или многоголосных находится в тесной связи с утверждением нац. особенностей и специфики конкретных языков. Факторами дифференциации Х. М. являются: 1) автономность либо включенность в ритуально-обрядовое действо; 2) тип взаимодействия с др. видами иск-ва (в синтетич. худож. жанрах); 3) замкнутость хоровой композиции либо ее вхождение в качестве составной части в более крупную форму; 4) состав хора; 5) изначальная предназначенность для хорового исполнения либо транскрипция для хора произведения, возникшего в условиях др. жанра; 6) наличие или отсутствие инструмент. сопровождения; 7) наличие или отсутствие словесного текста; в последнем случае звучание хора может трактоваться как одна из оркестровых красок; 8) в многоголосной Х. М. — тип многоголосия (полифоническое, гармоническое, монодийно-гармонические скдады и их разновидности).

Качеств. своеобразие разл. видов Х. М. и их роль в системе обществ. музицирования обусловлены принадлежностью к сфере «обиходной» или «преподносимой» музыки. По-разному в этих сферах понимается и сам хор как исполнит, коллектив: а) как нек-рое число одновр. поющих людей — в громадном большинстве жанров «обиходной музыки» в силу отсутствия задачи худ. интерпретации; б) как единый организм, направленный волей руководителя, — в «преподносимой музыке». Одним из противоположных полюсов является фольклорное хоровое пение (гл. черты: отсутствие авторства, каноничность и в то же время вариативность текста, всеобщая вовлеченность в процесс музицирования, т. е. отсутствие разделения на исполнителей и слушателей). Другой полюс — концертная Х. М., основанная на замкнутости авторского текста и четком разделении на исполнителей и воспринимающих.

Высока значимость Х. М. в системе обрядовых жанров, культовых и светских, также входящих в сферу «обиходной музыки». Роль Х. М. здесь обусловлена возможностями ее эмоционального воздействия. По мере историч. развития идет движение от анонимности и каноничности текста (григорианский хорал, знаменный распев) к авторским текстам, являющимся «обществ. достоянием» (мелодии протестантских хоралов; гугенотские псалмы К. Гудимеля; созданные крупными композиторами 15-16 вв. католич. мессы; принадлежащая многим рус. композиторам 18-19 вв. музыка к отдельным частям и к полному составу православной литургии; «Марсельеза» Р. де Лиля, «Интернационал» П. Дегейтера; мн. массовые песни и т. п.), и далее к музыке подлинно авторской, т. е. подлежащей худож. интерпретации. В силу этого последняя находится на грани между «обиходной» и «преподносимой» музыкой, чаще всего существуя именно как концертное произведение (мессы И. С. Баха, большинство Реквиемов, начиная с моцартовского, Литургии, начиная от П. И. Чайковского и др.).

«Преподносимая» музыка в наиб. общем плане делится на концертную и зрелищную (связанную с т-ром). Жанры Х. М., включенные в эту сферу, получили мощный импульс к развитию в 17 в., что связано с возникновением оперы и общим процессом секуляризации муз. иск-ва. Профессиональная Х. М., до этого развивавшаяся в европ. странах почти исключительно в рамках церкви, перестав быть только частью ритуала, обретает собств. эстетич. функции и вступает в плодотворное взаимодействие с др. видами музыки. Формируется жанровая система концертной и театральной Х. М., сохранившая свои гл. черты до наших дней. Крупными формами Х. М. являются оратория, кантата, цикл хоров; противостоит им хоровая миниатюра, особ, интенсивно развивавшаяся в романтич. музыке. В 19 в. во многих странах возникли орг-ции, объединяющие деятелей хоровой культуры и пропагандирующие лучшие образцы Х. М. среди широких слоев публики. В 20 в., с развитием средств массовой информации, этот процесс приобретает общемировой характер: к гастролям хоровых коллективов добавляются хоровые фестивали, конкурсы, издание спец. журналов.

Исключит. значение Х. М. для рус. культуры обусловлено традицией православного пения а капелла и преимуществ. хоровым характером муз. фольклора. После многовекового господства одноголосного знаменного распева под влиянием народного возникло строчное пение (кон. 16 в.); партесное пение (посл. треть 17 в.), претворившее черты многохорных композиций итальянских и немецких школ на нац. мат-ле, выдвинуло и утвердило новые для русской Х. М. жанры канта и духовного концерта, к-рый достиг вершины в творчестве Д. С. Бортнянского. Начиная с 1830-40-х гг. жанровая система и преобладающие формы бытования концертной Х. М. соответствуют сложившимся к этому времени в европ. странах. Театр. Х. М. (прежде всего оперная) в значит. большей мере обладала чертами самобытности. Уже к сер. 18 в. относятся характерные для России примеры применения хоров в опере-сериа (Фр. Арайя). Для комич. опер типичны большие хоровые сцены и хоры в народном духе (В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин). Значит. роль хор играл также в мелодраме (Фомин), трагедии с музыкой (Фомин, О. А. Козловский). Оперное творчество М. И. Глинки утвердило основополагающую роль хоровых сцен в драматургии рус. классич. оперы. Традиция продолжена в произв. А. С. Даргомыжского, А. И. Серова, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, О. С. Прокофьева.

Лит.: Успенский И. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971; Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980; Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины 17 — начала 20 века. М., 1985.

Видео:Молдавский хоровод "Хора и сырба" (фрагмент)Скачать

Молдавский хоровод "Хора и сырба" (фрагмент)

Сырба

Связанные понятия

Спортивно-бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина, но есть исключения, так как в Англии уже принято танцевать в однополых составах.(то есть соло )

Азербайджанские народные танцы (азерб. Azərbaycan xalq rəqsləri; آذربایجان خالق رقس‌لری) — танцевальное искусство азербайджанского народа. Музыкальный размер азербайджанских танцев — 6/8 и 3/4. Азербайджанские народные танцы имеют очень древнюю историю. Об этом свидетельствуют наскальные танцы, изображенные в Гобустане. Первые танцы носили ритуальный характер, начиная с раннего средневековья в Азербайджане начали формироваться различные виды танцев, которые благодаря бережности Азербайджанского народа.

Танцы цыган — танцы, созданные различными группами цыган. Как правило, предпосылками к их появлению была интерпретация танцев окружающих народов. Некоторые виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег.

Видео:Сюита Молдавских танцев: «Хора», «Чиокырлия», «Жок». Балет Игоря Моисеева.Скачать

Сюита Молдавских танцев:  «Хора», «Чиокырлия», «Жок». Балет Игоря Моисеева.

Фонетический разбор слова «сырба»

Видео:Урок 27 (2) Хора и сырба Молдавские народ наигрышиСкачать

Урок 27 (2) Хора и сырба  Молдавские народ  наигрыши

Фонетический разбор «сырба»:

Видео:Тинереця СырбаСкачать

Тинереця   Сырба

«Сырба»

Видео:Гордость Молдовы - Ансамбль «Жок»Скачать

Гордость Молдовы - Ансамбль «Жок»

Характеристики звуков

Видео:Коллектив Радуга - Хора ши сырбаСкачать

Коллектив Радуга - Хора ши сырба

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «сырба»

Фонетический разбор слова «сырба»

Синонимы «сырба»

Карточка «сырба»

Видео:Молдавский народный танец "Хора и сырба"Скачать

Молдавский народный танец "Хора и сырба"

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:FOLK БЕЗ ГРАНИЦ, Планета детства, Молдавская сырба. Planet of childhood, Moldavian syrba.Скачать

FOLK БЕЗ ГРАНИЦ, Планета детства, Молдавская сырба. Planet of childhood, Moldavian syrba.

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Танец "Сырба"Скачать

Танец "Сырба"

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Молдавский танец - ХораСкачать

Молдавский танец - Хора

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Танцевальный флешмоб: сырба, хора и бэтута!Скачать

Танцевальный флешмоб: сырба, хора и бэтута!

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Танцы на Первом: хора и сырба / Утренний эфирСкачать

Танцы на Первом: хора и сырба / Утренний эфир

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:3 курс МГКИ. Молдавский танец. Педагог А.А.СкрынниковСкачать

3 курс МГКИ. Молдавский танец. Педагог А.А.Скрынников

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Молдавский танец "Сырба""Rovesnik"-KazanСкачать

Молдавский танец "Сырба""Rovesnik"-Kazan

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Веселия ХОРА ШИ СЫРБАСкачать

Веселия ХОРА ШИ СЫРБА

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:Молдавский танец "Сырба"Скачать

Молдавский танец "Сырба"

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:Молдавский танец «СЫРБА»Скачать

Молдавский танец «СЫРБА»

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:Молдавский танец "Сырба"Скачать

Молдавский танец "Сырба"

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме «Музыка вокруг нас. Хоровод Муз».

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Танец хора и сырба ударение

«Музыка вокруг нас».
УРОК 2: «Хоровод муз» — 1 час

Содержание: Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных наро-дов мира. Хоровод, хор. Хоровод — древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сход-ство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.

Цель: пояснить детям мысль о том, что музыкальный язык разных народов мира, разных стран (несмотря на отличие разговорного языка) понятен всем без перевода.

Задачи:
— познакомить обучающихся с характерными особенностями песен и танцев разных наро-дов мира;
— разучить текст песни, выучить шаг хоровода и научиться исполнять песню-хоровод;

Музыкальный материал :

«Во поле берёза стояла» русская народная песня;

«Берёза» русский хоровод, обр. Е. Кузнецова;

«Хора и Сырба» молдавские народные наигрыши;
«Сиртаки» М. Теодоракиса;

«Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов

ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами продолжаем путешествие в удивительный мир музыки!
Мы продолжим учиться слушать и слышать музыку.
ЭПИГРАФ:
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна.
Как дождь в окно твоё стучится,-
Повсюду музыка слышна.
Т. Некрасова
На прошлом уроке мы слушали звуки, которые окружают нас.

— Вспомните, какие бывают звуки? (Нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные)
— Приведите примеры музыкальных и немузыкальных (шумовых) звуков? (ответы обу-чающихся)

Правильно. А ещё на прошлый урок приходила чудесная гостья — Муза.

Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед людьми чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Терпсихора подарила нам прекрасную музыку, которую мы с вами охарактеризовали словами: _____________________________________.

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (фрагмент)

— Вспомните название этого музыкального произведения? («Па-де-де» из балета «Щел-кунчик»)
— Назовите автора этой музыки? (Пётр Ильич Чайковский)

Правильно, эту музыку сочинил композитор – Пётр Ильич Чайковский.

— Вспомните, кто ещё нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор – исполнитель-слушатель)

3 этап. Изучение нового материала.
Правильно. В реальной жизни не всем доведётся быть исполнителями музыки или её композиторами. Для этого необходимо обладать природным музыкальным даром, редкими способностями. А чтобы быть внимательным слушателем нужно только желание.
Музыка сопровождает нас с самого рождения.
Сегодня мы будем знакомиться с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах.
Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка становится частью жизни.

Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед нами — слушателями особенности песен и танцев разных народов мира.
Обратите внимание на доску. СЛАЙД 1
Давайте все вместе почитаем тему нашего урока «Хоровод Муз».

Кто такие Музы мы уже знаем.

Но в Древней Греции было 9 Муз, покровительниц искусств. Сегодня мы встретимся с Музой по имени Терпсихора. Она покровительница танцев и познакомит нас с хороводами разных стран.

Слайд 2
— А что означает слово «хоровод»? (ответы обучающихся)

Хоровод – это народная песня-танец, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.
(Учитель обращает внимание обучающихся на доску). СЛАЙД 3
Посмотрите внимательно на это слово.
ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать.
Вот и получается что ХОРОВОД – песня-танец.

В театральных представлениях Древней Греции хор был одним из действующих лиц спектакля.

Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод – это всегда движение, чаще всего по кругу.

ФОНОГРАММА. Звон колокольчика.

— Вы слышали, как прозвенел колокольчик? (ответы обучающихся)

Это наша фея хочет, чтобы мы отправлялись в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали – РОССИЯ. (На доске открывается табличка) слайд 5
В РОССИИ существует множество хороводов. Русская народная песня-хоровод с которой мы будем знакомиться сегодня наверняка известна вам. Попытайтесь узнать её.
слайд 6
Слушать и смотреть видео ансамбля «Березка»: «Во поле берёза стояла».
слайд 7
— Узнали? Как называется эта песня? (ответы обучающихся)
— Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)

Попробуем спеть эту песню так же нежно, неторопливо, чисто.

ПЕНИЕ: «Во поле берёза стояла».
1. Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла. 2. Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. 3. Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
4. Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка. 5. Четвертую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени. 6. Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:
7. Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися. 8. Пойдем в терем веселиться.
Пойдем в терем веселиться,
Люли, люли, веселиться.

Но ведь «Во поле берёза стояла» не только песня. Это хоровод – песня-танец. Давайте подберём выразительные движения к этому танцу.

РАЗЫГРЫВАНИЕ ПЕСНИ: «Во поле берёза стояла»+ колокольчик.

Молодцы. Но снова прозвенел колокольчик , а это значит, Муза перенесла нас в новую страну. Это МОЛДАВИЯ. (На доске открывается табличка). слайд 8
Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. Называются они «Хора и Сырба».

Послушаем их.
СЛУШАНИЕ: «Хора» молдавский наигрыш
СЛУШАНИЕ: «Сырба» молдавский танец

— Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)
— Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)

Давайте ещё раз послушаем молдавскую «Хору» и попытаемся украсить её звучание ритмичными хлопками.

СЛУШАНИЕ: «Хора» молдавский танец + колокольчик

Колокольчик снова прозвенел. Мы отправляемся в новую страну, чтобы познакомиться с новым хороводом. Эта страна – ГРЕЦИЯ. (На доске открывается табличка — ГРЕЦИЯ)

Слайд 10
Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием
«Сиртаки».
слайд 11
СЛУШАНИЕ: «Сиртаки» греческий народный танец.

— Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)
— Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)

Давайте подберём выразительные движения к этому танцу.
РАЗЫГРЫВАНИЕ: «Сиртаки»+ колокольчик.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие интересные встречи приготовила для нас Муза. Она знакомила нас с древний вид искусства — песнями-танцами, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.

— Как называются такие песни-танцы? (Хоровод)
Правильно. Муза знакомила нас с песнями-танцами разных народов мира.

— Давайте вместе вспомним, по каким странам мы путешествовали?

слайд 12
«ХОРОВОД Муз!»
РОССИЯ
Х О Р О В О Д
МОЛДАВИЯ
Х О Р А
С Ы Р Б А
ГРЕЦИЯ
С И Р Т А К И

(Россия, Греция, Молдавия)
— Как назывались эти хороводы? (Русский хоровод «Во поле берёза стояла», молдавские хороводные пляски с пением «Хора и Сырба», греческий танец «Сиртаки»)
— Какой из хороводов вам понравился больше всего? (ответы обучающихся)

Сегодня на уроке у нас был целый хоровод муз. Мы слушали разную музыку: неторопливую и подвижную, весёлую и нежную. Вы познакомились с танцевальными движениями греческого «Сиртаки» и русского хоровода «Во поле береза стояла». Мы не знаем молдавского и греческого языка, но музыкальный язык разных стран и народов был вам понятен.
ПОТОМУ ЧТО музыка не требует перевода. Если вы внимательный слушатель – музыка понятна без слов.
Давайте поблагодарим нашу Музу за интересное путешествие.
(Учитель и обучающиеся аплодируют Музе)

Завершим наш урок работой над «Песней о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.
Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…
ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. Кабалевский

Словари

884 Танец хора и сырба ударениехоро

Хоро́ — болгарский круговой танец типа хоровода. Сопровождается пением, игрой на волынке или другом народном инструменте. Метроритмика сложна и разнообразна (размеры 5 /8, 7 /8, 9 /8, 10 /8, 11 /8 и др.).

ХОРО — ХО́РО, болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный размер 2 /4, 5 /16, 9 /16. Распространен также в Румынии (хора, сырба).

ХОРО — болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный размер 2/4, 5/16, 9/16. Распространен также в Румынии (хора, сырба).

хо́ро, нескл., муж. (болгарский танец)

хо́ро, нескл., м. (болгарский танец)

сущ., кол-во синонимов: 1

ХОРОБА — жен., ·стар., южн., зап. болезнь, хворь. Преставися Святослав Юрьевич, имый на себе злую хоробу, ·летописн.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

Хоробрит — храбрец. Родственные фамилии Хоробов, Храбров.(Э) Храбрых от храбрый.

ХОРОБРЫЙ, хоробрая, хороброе; хоробр, хоробра, хоробро (нар.-поэт.) Храбрый. Дружинушка хоробрая.

хоро́брый, хоро́брая, хоро́брое, хоро́брые, хоро́брого, хоро́брой, хоро́брых, хоро́брому, хоро́брым, хоро́брую, хоро́брою, хоро́брыми, хоро́бром, хоро́бр, хоро́бра, хоро́бро, хоро́бры, хоро́брее, похоро́брее, хоро́брей, похоро́брей

прил., кол-во синонимов: 1

хоробёр «храбрый», вятск. (Васн.), с.-в.-р., вост.-русск. (Даль), укр. хоро́брий, др.-русск. хоробры, хоробръ (Ипатьевск. летоп., Даниил Заточн. и др.; см. Срезн. III, 1386), ст.-слав. храбръ πολεμικός, φοβερός (Супр.), болг. хра́бър, хра́брен, сербохорв. хра́бар, ж. хра́бра, ср. р. хра́бро, словен. hrábǝr, чеш. chrabrý, стар. также chabrý, польск. chrobry, в.-луж. khrobɫy, н.-луж. chrobry, кашуб. Chrabrowo, местн. н.

Праслав. *хоrbrъ, возм., из *хоrbъ под влиянием слов dobrъ, bystrъ, ostrъ; родственно лтш. skar̂bs «острый, суровый», др.-исл. skarpr «острый»; см. Эндзелин, СБЭ 126; Младенов 671; Брюкнер, AfslPh 40, 131; KZ 51, 233; Х. Карстин, Festschrift Vasmer 225. Недостоверна связь с др.-инд. kharas «твердый, острый», греч. κάρχαρος «острый» (Мейе, Ét. 403). Неприемлемо сближение с гот. *harwa- «терпкий» (откуда фин. karvas «терпкий»), гот. gaÞrafstjan «утешать, подбадривать» (Хирт, РВВ 23, 333), с этнонимом сьрбъ (Соболевский, ИОРЯС 27, 323; Горяев, ЭС 401), с др.-инд. pragalbhas «мужественный, решительный» (Махек, «Slavia», 16, 197), с хорови́тый «хороший» (Агрель у Петерссона, Zur sl. Wortf. 22) или с лат. sorbus «рябина», вопреки Вуду (Phil. Quarterly 2, 266; см. «Glotta», 14, 274). Ср. сл.

ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА — музыка, звучащая в исполнении хора или предназнач. для исполнения хором. Развитие разл. хоровых культур как монодических или многоголосных находится в тесной связи с утверждением нац. особенностей и специфики конкретных языков. Факторами дифференциации Х. М. являются: 1) автономность либо включенность в ритуально-обрядовое действо; 2) тип взаимодействия с др. видами иск-ва (в синтетич. худож. жанрах); 3) замкнутость хоровой композиции либо ее вхождение в качестве составной части в более крупную форму; 4) состав хора; 5) изначальная предназначенность для хорового исполнения либо транскрипция для хора произведения, возникшего в условиях др. жанра; 6) наличие или отсутствие инструмент. сопровождения; 7) наличие или отсутствие словесного текста; в последнем случае звучание хора может трактоваться как одна из оркестровых красок; 8) в многоголосной Х. М. — тип многоголосия (полифоническое, гармоническое, монодийно-гармонические скдады и их разновидности).

Качеств. своеобразие разл. видов Х. М. и их роль в системе обществ. музицирования обусловлены принадлежностью к сфере «обиходной» или «преподносимой» музыки. По-разному в этих сферах понимается и сам хор как исполнит, коллектив: а) как нек-рое число одновр. поющих людей — в громадном большинстве жанров «обиходной музыки» в силу отсутствия задачи худ. интерпретации; б) как единый организм, направленный волей руководителя, — в «преподносимой музыке». Одним из противоположных полюсов является фольклорное хоровое пение (гл. черты: отсутствие авторства, каноничность и в то же время вариативность текста, всеобщая вовлеченность в процесс музицирования, т. е. отсутствие разделения на исполнителей и слушателей). Другой полюс — концертная Х. М., основанная на замкнутости авторского текста и четком разделении на исполнителей и воспринимающих.

Высока значимость Х. М. в системе обрядовых жанров, культовых и светских, также входящих в сферу «обиходной музыки». Роль Х. М. здесь обусловлена возможностями ее эмоционального воздействия. По мере историч. развития идет движение от анонимности и каноничности текста (григорианский хорал, знаменный распев) к авторским текстам, являющимся «обществ. достоянием» (мелодии протестантских хоралов; гугенотские псалмы К. Гудимеля; созданные крупными композиторами 15-16 вв. католич. мессы; принадлежащая многим рус. композиторам 18-19 вв. музыка к отдельным частям и к полному составу православной литургии; «Марсельеза» Р. де Лиля, «Интернационал» П. Дегейтера; мн. массовые песни и т. п.), и далее к музыке подлинно авторской, т. е. подлежащей худож. интерпретации. В силу этого последняя находится на грани между «обиходной» и «преподносимой» музыкой, чаще всего существуя именно как концертное произведение (мессы И. С. Баха, большинство Реквиемов, начиная с моцартовского, Литургии, начиная от П. И. Чайковского и др.).

«Преподносимая» музыка в наиб. общем плане делится на концертную и зрелищную (связанную с т-ром). Жанры Х. М., включенные в эту сферу, получили мощный импульс к развитию в 17 в., что связано с возникновением оперы и общим процессом секуляризации муз. иск-ва. Профессиональная Х. М., до этого развивавшаяся в европ. странах почти исключительно в рамках церкви, перестав быть только частью ритуала, обретает собств. эстетич. функции и вступает в плодотворное взаимодействие с др. видами музыки. Формируется жанровая система концертной и театральной Х. М., сохранившая свои гл. черты до наших дней. Крупными формами Х. М. являются оратория, кантата, цикл хоров; противостоит им хоровая миниатюра, особ, интенсивно развивавшаяся в романтич. музыке. В 19 в. во многих странах возникли орг-ции, объединяющие деятелей хоровой культуры и пропагандирующие лучшие образцы Х. М. среди широких слоев публики. В 20 в., с развитием средств массовой информации, этот процесс приобретает общемировой характер: к гастролям хоровых коллективов добавляются хоровые фестивали, конкурсы, издание спец. журналов.

Исключит. значение Х. М. для рус. культуры обусловлено традицией православного пения а капелла и преимуществ. хоровым характером муз. фольклора. После многовекового господства одноголосного знаменного распева под влиянием народного возникло строчное пение (кон. 16 в.); партесное пение (посл. треть 17 в.), претворившее черты многохорных композиций итальянских и немецких школ на нац. мат-ле, выдвинуло и утвердило новые для русской Х. М. жанры канта и духовного концерта, к-рый достиг вершины в творчестве Д. С. Бортнянского. Начиная с 1830-40-х гг. жанровая система и преобладающие формы бытования концертной Х. М. соответствуют сложившимся к этому времени в европ. странах. Театр. Х. М. (прежде всего оперная) в значит. большей мере обладала чертами самобытности. Уже к сер. 18 в. относятся характерные для России примеры применения хоров в опере-сериа (Фр. Арайя). Для комич. опер типичны большие хоровые сцены и хоры в народном духе (В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин). Значит. роль хор играл также в мелодраме (Фомин), трагедии с музыкой (Фомин, О. А. Козловский). Оперное творчество М. И. Глинки утвердило основополагающую роль хоровых сцен в драматургии рус. классич. оперы. Традиция продолжена в произв. А. С. Даргомыжского, А. И. Серова, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, О. С. Прокофьева.

Лит.: Успенский И. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971; Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980; Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины 17 — начала 20 века. М., 1985.

Поделиться или сохранить к себе: