- Словосочетания — это смысловые конструкции русского языка
- Что такое словосочетание
- В чем отличие предложения от словосочетания
- Виды словосочетаний и их примеры
- Типы словосочетаний на примерах
- Виды связи слов в словосочетании
- Как распознать словосочетания в предложении
- Комментарии и отзывы (1)
- Открытый урок русского языка презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
- 🎬 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетания — это смысловые конструкции русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком базовом понятии в русском языке, как словосочетание.
Казалось бы, все интуитивно понимают, о чем идет речь, но есть масса моментов, которые требуют разъяснения.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Что такое словосочетание
Словосочетание – это два или больше слов, которые связаны между собой по смыслу или грамматически, а часто и так и так.
Сразу скажем, что без словосочетаний просто не обойтись в повседневной жизни.
С их помощью мы акцентируем внимание на различных деталях и обстоятельствах.
Например, можно сказать ЭТА КАРТИНА или ЭТА КРАСИВАЯ КАРТИНА. В первом случае, это просто констатация факта, а во втором показано отношение конкретного человека, его оценка увиденного. Или, например, ПОШЛИ и ПОШЛИ ДОМОЙ. В первом случае это просто глагол, который несет в себе мало информации. А во втором – указание конкретной цели.
Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать
В чем отличие предложения от словосочетания
Предложение тоже состоит из ряда слов (иногда даже из одного), но представляет из себя законченную и оформленную мысль.
А вот словосочетание не выражает законченной мысли или какой-либо интонации. Хотя именно из них строятся предложения. Они как бы представляют из себя синтаксические единицы разного уровня.
Словосочетание — это самая малая синтаксическая единицу, которая передает некоторую информацию, но при этом не является отдельным суждением или завершенным сообщением.
А вот предложение – это уже языковая единица, которой свойственна смысловая и интонационная завершенность.
Предложение, в отличие от словосочетания, не просто информирует, а служит для выражения целостной мысли, побуждения к действию, формулировки вопроса, передачи эмоций.
Если говорить абстрактно, то словосочетание — это материалы для ремонта (обои, краска, паркет), а предложение — это отдельный уже законченный и оформленный в единое целое участок ремонтируемой площади (например, одна из отремонтированных комнат).
Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать
Виды словосочетаний и их примеры
Словосочетания бывают двух видов:
Подчинительные наиболее распространены. Они отличаются тем, что есть главное слово и зависимое/зависимые. Например:
ЗИМНЯЯ СТУЖА
ЛЕТИТ К ОБЛАКАМ
СИДИТ РОВНО
СВЕТИТ ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ КАРТИНУ
В таких словосочетаниях всегда можно задать простой вопрос от главного слова к зависимому. Как в популярной телепередаче – «Что? Где? Когда?». Ну а также – «Какой? Сколько? Как?» и так далее.
СТУЖА (какая?) ЗИМНЯЯ
ЛЕТИТ (куда?) К ОБЛАКАМ
СИДИТ (как?) РОВНО
СВЕТИТ (где?) ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ (что?) КАРТИНУ
И вот именно по этому принципу можно отличить словосочетания от простой пары слов. Так, МАЛЬЧИК ПИШЕТ, КОШКА ИГРАЕТ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ и тому подобное не являются словосочетаниями, так как тут нет простых вопросов («Что делает?» и «Что сделает?» к таковым не относятся).
А вот сочинительные словосочетания – это очень малочисленная группа. К ней относятся фразы, в которых нет главного слова и зависимого. Все слова равны. Чаще всего они соединяются различными союзами:
ВОЙНА И МИР
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
НЕ БЕЖИТ, А НЕСЕТСЯ
МАЛЕНЬКИЙ, НО ТЯЖЕЛЫЙ
Интересная особенность, что сочинительные словосочетания крайне редко используются нами в повседневной жизни. Но зато их часто можно встретить на страницах книг.
Видео:Как отличить словосочетание и предложениеСкачать
Типы словосочетаний на примерах
Также все словосочетания можно разделить по тому, из каких частей речи они состоят.
Например, главное слово – существительное, а зависимое – это прилагательное. Это, пожалуй, самый распространенный вариант. Проверочный вопрос в этом случае «Какой?» и все его разновидности.
КРАСИВЫЙ КОСТЮМ
ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
КЛУБНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ОСТРАЯ БОЛЬ
Другой вариант словосочетаний с существительным в главной роли, это когда зависимое слово также является существительным. Связывающие вопросы в этом случае – «Куда?», «Где?», «Чей?», «Для чего?». И очень часто для соединения слов используются предлоги.
ПОХОД В ГОРЫ
ОТДЫХ НА МОРЕ
КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС
ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА
Не менее распространены словосочетания, в которых глагол является главным словом, а зависимым становится существительное. Такая конструкция обозначает действие над каким-либо предметом. И отвечает на вопросы «Кто? Что? Кого? Чего?».
ИСКУПАТЬ РЕБЕНКА
УБРАТЬ МУСОР
ОПЛАТИТЬ СЧЕТ
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
А есть разновидность существительных, в которых вместе с главным глаголом используются зависимые наречия. Проверочный вопрос – «Как?».
БЕЖАТЬ БЫСТРО
ОТВЕТИТЬ ГРУБО
ВСТАВАТЬ РАНО
СДЕЛАТЬ НАЗЛО
Также словосочетания могут быть:
- Количественные – в роли главного слова выступает числительное. ТРИ ТОПОЛЯ, ПЕРВЫЙ ГЕРОЙ;
- Местоименные – местоимения является главным словом. НЕКТО НОВЫЙ.
- Наречные – местоимение (что это?) в качестве главного слова. ОСОБО ОПАСЕН, ДАЛЕКО ОТ ДОМА.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи слов в словосочетании
Еще одна важная характеристика словосочетаний – как связаны между собой главное слово и второстепенные. Тут выделяют всего три разновидности:
Согласование – это когда основное слово диктует второстепенным, в каком роде, падеже или числе они должны употребляться. Соответственно, если меняется одно слово, тут же под него подстраивается и другое. Причем главное слово – это всегда существительное, а вот зависимым могут быть разные части речи.
ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА — ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ — ИНТЕРЕСНЫМИ КНИГАМИ
ДВЕ ТЕТРАДИ – ДВУМЯ ТЕТРАДЯМИ
Управление – тип связи словосочетаний, в которых падеж зависимого слова не зависит от главного. И даже если основное слово изменится, второстепенное останется таким же, какое оно есть. В данном случае главное слово – это глагол, прилагательное или существительное, а зависимое – чаще всего существительное.
ПАСПОРТ ДРУГА – ПАСПОРТА ДРУГА – В ПАСПОРТЕ ДРУГА
ПЕРЕДАТЬ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАЛ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАДУТ ПОСЫЛКУ
УТОМЛЕННЫЙ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННАЯ СОЛНЦЕМ
И наконец, примыкание – это тип словосочетаний, в которых слова связаны преимущественно не лексически, а по смыслу. Главные слова чаще всего глаголы и существительные, а второстепенные – наречия и деепричастия (что это?). Отличительная особенность – зависимые слова остаются всегда неизменными.
БЕЖАТЬ НЕ СПЕША – БЕЖАЛИ НЕ СПЕША – УБЕЖАЛ НЕ СПЕША
УШЕЛ, НЕ ПРОЩАЯСЬ – УЙДЕТ, НЕ ПРОЩАСЬ – УХОДИТ, НЕ ПРОЩАЯСЬ
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как распознать словосочетания в предложении
Почти любое предложение – это набор самых разных словосочетаний. На уроках русского языка в 3-м классе, когда и проходят эти базовые понятия, школьников часто просят произвести синтаксический разбор какого-нибудь предложения. Сделаем это и мы.
Возьмем для примера фразу:
В СТЕННОМ ШКАФУ НА ВЕРХНЕЙ ПОЛКЕ ЛЕЖАЛИ ВАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.
При разборе этого предложения сразу исключим грамматическую основу – «Документы и канцтовары лежали». Эти слова являются подлежащим и сказуемым, но не является словосочетанием.
В вот теперь перечислим все словосочетания, которые здесь используются:
В ШКАФУ (каком?) СТЕННОМ
ЛЕЖАЛИ (где?) В ШКАФУ и ЛЕЖАЛИ (где?) НА ПОЛКЕ
НА ПОЛКЕ (какой?) ВЕРХНЕЙ
ДОКУМЕНТЫ (какие?) ВАЖНЫЕ
И тут же есть редкое сочинительное словосочетание – ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.
Вот собственно и все, что нужно знать о словосочетаниях. До встречи на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
В широком смысле — логически связанная цепочка слов. В отличие от предложения, которое обязательно содержит знаки препинания.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Открытый урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
«Различие между словосочетанием и предложением»
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_slovosochetanie.docx | 52.64 КБ |
otkrytyy_urok.pptx | 930.98 КБ |
zadaniya.docx | 45.62 КБ |
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40
имени М. К. Видова
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
урока по русскому языку
учитель начальных классов
Тема: Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, и предложением.
Цель: показать различия между словосочетанием, словом и предложением; закрепить умения находить словосочетания в составе предложения.
Познавательные – фиксирование несоответствия получаемого результата целевым требованиям;
Коммуникативные – разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения);
Рефлексивные — адекватное восприятие корректирующих указаний, планирование своих действий;
Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Оборудование : карточки настроения, разрезные карточки, карточка- помощник, интерактивная доска, компьютер, электронное приложение к учебнику.
I . Организационный момент
— Повернитесь друг к другу и прикоснитесь ладошками.
— Что почувствовали? (тепло)
— Пусть таким же тёплым будет наше с вами общение на протяжение урока.
— Прочитайте пословицу, которая записана на доске.
— Как вы понимаете её смысл?
«Мир освещается солнцем, а человек – знаниями»
(Главное для жизни на Земле – свет и тепло Солнца. Главное для жизни человека — Знания. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем лучше он видит окружающий мир.)
— Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. Запишите её в тетрадь, соблюдая каллиграфические правила.
— Можно ли сказать, что вы записали предложение? (доказать).
— Отправляемся вместе за знаниями.
III. Актуализация знаний
— Посмотрите на экран и сформулируйте задание.
В тетрадь запишите только буквы, которые нужно вставить в данные слова.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа.
Проверка по эталону ( на экране)
— Цель задания? (повторили орфограммы)
— Какие орфограммы встретились в словах?
Прочитайте слово, которое у нас получилось? (экология)
— Что такое экология? ( ответы детей)
— Где можем найти более точное определение? (в толковом словаре)
Один ученик читает определение слова по словарю.
— Почему это слово зазвучало у нас на уроке?
(С целью привлечения внимания людей к вопросам экологии. 2017 год объявлен годом
IV. Самоопределение к деятельности
Среди данных групп слов выпишите только те, которые связаны по смыслу, согласуются.
Экологические проблемы , природный наследие, Красная книга , живое природа, Кавказский заповедник , голубые планета.
— Как называются группы слов, которые выписали? (словосочетание)
— Сформулируйте тему урока:
( Словосочетания. Различие между словосочетанием и предложением)
— Сформулируйте цели урока:
— Узнать что-то новое о словосочетаниях, в чём различие между словосочетанием и предложением.
-Учиться выделять словосочетания, задавать вопросы, находить главное и зависимое слово.
— Что вы знаете о словосочетаниях?
— Выслушиваем ответы детей.
— Где мы можем проверить всё то, о чём говорили? ( открыть учебник и прочитать правило)
Работа над правилом.
— Что-то новое открыли для себя?
Следующий наш шаг какой? (выполнение тренировочных упражнений)
V. Работа по теме урока
1.Выполнение упражнения №126 на стр. 78.
Внимательно читаем задание. Составляем план выполнения.
Первое предложение коллективно, один ученик работает у доски.
В зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.
— А какая может быть жизнь в зимнем лесу ночью? (хруст веток, пробежал заяц-беляк, крик филина, завывание волков).
Жизнь (какая?) скрытая.
Продолжается (где?) в ночном лесу.
Продолжается (когда?) в ночи.
В ночи (какие?) зимние.
Второе предложение самостоятельно, с последующей проверкой.
На голом суку уселся головастый совёнок.
Совёнок ( какой? ) головастый..
Уселся (где?) на суку.
На суку (каком?) голом.
(Совы приносят немало пользы, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Сейчас некоторые виды стали редкими. Это вызвано истреблением и вытеснением из естественных местообитаний. Сова является символом мудрости.)
VI. Продолжение работы по теме урока:
— Наш мудрый совёнок задаёт нам вопрос.
На экране: Как различить предложение и словосочетание?
Работа в группах.
— Порассуждайте, в чём сходство и различия между предложением и словосочетанием. Свои предположения запишите в таблицу.
Предложения и словосочетания.
Группы слов, связанные Предложение, сообщает о ком-то
по смыслу. или о чём-то, выражает закончен-
ную мысль. Словосочетание только
называет предмет, действие,
признак, но более точно, чем слово
— Заслушиваем выступления представителей от каждой группы.
Как мы можем проверить ваши предложения?
— Послушаем объяснение И.И. Самоварова, а затем сравним и сделаем выводы.
Используем электронное приложение.
Делаем выводы. На экране таблица.
VII. Закрепление по теме урока:
Работа в парах. На столах лежат конверты, в которых находятся разрезные карточки: предложения и словосочетания.
Задание: выбрать предложения и наклеить на листах.
Проверка: — Какие это предложения по цели высказывания?
-К чему они нас побуждают?
— Что же у нас получилось? (правила поведения в природе)
VIII. Итог урока:
— Что же такое словосочетание? Составляем синквейн.
— Где эти знания нам смогут пригодиться в жизни? Более точно называть предметы, выражать свои мысли, чтобы наша речь была красивой, яркой.
— Давайте вспомним девиз нашего урока:
Знания- это огромная созидающая сила, но в руках безнравственных людей это страшное оружие, которое уничтожает, истребляет.
Карточки настроения в конвертиках у каждого на парте.
Зелёный цвет – тему понял, не испытывал затруднений, на уроке чувствовал себя комфортно.
Голубой цвет – тему понял, но при выполнении некоторых заданий
Красный цвет – тему не понял.
Выберите соответствующую карточку и приклейте на листе.
(по цепочке передавать друг другу по рядам)
Видео:КАК отличить словосочетание от предложения? 3 классСкачать
Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.
🎬 Видео
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать