Таблица различия словосочетания и предложения

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетания — это смысловые конструкции русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком базовом понятии в русском языке, как словосочетание.

Казалось бы, все интуитивно понимают, о чем идет речь, но есть масса моментов, которые требуют разъяснения.

Таблица различия словосочетания и предложения

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое словосочетание

Словосочетание – это два или больше слов, которые связаны между собой по смыслу или грамматически, а часто и так и так.

Таблица различия словосочетания и предложения

Таблица различия словосочетания и предложения

Сразу скажем, что без словосочетаний просто не обойтись в повседневной жизни.

С их помощью мы акцентируем внимание на различных деталях и обстоятельствах.

Например, можно сказать ЭТА КАРТИНА или ЭТА КРАСИВАЯ КАРТИНА. В первом случае, это просто констатация факта, а во втором показано отношение конкретного человека, его оценка увиденного. Или, например, ПОШЛИ и ПОШЛИ ДОМОЙ. В первом случае это просто глагол, который несет в себе мало информации. А во втором – указание конкретной цели.

Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

В чем отличие предложения от словосочетания

Предложение тоже состоит из ряда слов (иногда даже из одного), но представляет из себя законченную и оформленную мысль.

Таблица различия словосочетания и предложения

А вот словосочетание не выражает законченной мысли или какой-либо интонации. Хотя именно из них строятся предложения. Они как бы представляют из себя синтаксические единицы разного уровня.

Словосочетание — это самая малая синтаксическая единицу, которая передает некоторую информацию, но при этом не является отдельным суждением или завершенным сообщением.

А вот предложение – это уже языковая единица, которой свойственна смысловая и интонационная завершенность.

Предложение, в отличие от словосочетания, не просто информирует, а служит для выражения целостной мысли, побуждения к действию, формулировки вопроса, передачи эмоций.

Если говорить абстрактно, то словосочетание — это материалы для ремонта (обои, краска, паркет), а предложение — это отдельный уже законченный и оформленный в единое целое участок ремонтируемой площади (например, одна из отремонтированных комнат).

Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Виды словосочетаний и их примеры

Словосочетания бывают двух видов:

Подчинительные наиболее распространены. Они отличаются тем, что есть главное слово и зависимое/зависимые. Например:

ЗИМНЯЯ СТУЖА
ЛЕТИТ К ОБЛАКАМ
СИДИТ РОВНО
СВЕТИТ ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ КАРТИНУ

В таких словосочетаниях всегда можно задать простой вопрос от главного слова к зависимому. Как в популярной телепередаче – «Что? Где? Когда?». Ну а также – «Какой? Сколько? Как?» и так далее.

СТУЖА (какая?) ЗИМНЯЯ
ЛЕТИТ (куда?) К ОБЛАКАМ
СИДИТ (как?) РОВНО
СВЕТИТ (где?) ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ (что?) КАРТИНУ

И вот именно по этому принципу можно отличить словосочетания от простой пары слов. Так, МАЛЬЧИК ПИШЕТ, КОШКА ИГРАЕТ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ и тому подобное не являются словосочетаниями, так как тут нет простых вопросов («Что делает?» и «Что сделает?» к таковым не относятся).

Таблица различия словосочетания и предложения

А вот сочинительные словосочетания – это очень малочисленная группа. К ней относятся фразы, в которых нет главного слова и зависимого. Все слова равны. Чаще всего они соединяются различными союзами:

ВОЙНА И МИР
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
НЕ БЕЖИТ, А НЕСЕТСЯ
МАЛЕНЬКИЙ, НО ТЯЖЕЛЫЙ

Интересная особенность, что сочинительные словосочетания крайне редко используются нами в повседневной жизни. Но зато их часто можно встретить на страницах книг.

Видео:Как отличить словосочетание и предложениеСкачать

Как отличить словосочетание и предложение

Типы словосочетаний на примерах

Также все словосочетания можно разделить по тому, из каких частей речи они состоят.

Например, главное слово – существительное, а зависимое – это прилагательное. Это, пожалуй, самый распространенный вариант. Проверочный вопрос в этом случае «Какой?» и все его разновидности.

КРАСИВЫЙ КОСТЮМ
ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
КЛУБНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ОСТРАЯ БОЛЬ

Другой вариант словосочетаний с существительным в главной роли, это когда зависимое слово также является существительным. Связывающие вопросы в этом случае – «Куда?», «Где?», «Чей?», «Для чего?». И очень часто для соединения слов используются предлоги.

ПОХОД В ГОРЫ
ОТДЫХ НА МОРЕ
КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС
ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА

Не менее распространены словосочетания, в которых глагол является главным словом, а зависимым становится существительное. Такая конструкция обозначает действие над каким-либо предметом. И отвечает на вопросы «Кто? Что? Кого? Чего?».

ИСКУПАТЬ РЕБЕНКА
УБРАТЬ МУСОР
ОПЛАТИТЬ СЧЕТ
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО

Таблица различия словосочетания и предложения

А есть разновидность существительных, в которых вместе с главным глаголом используются зависимые наречия. Проверочный вопрос – «Как?».

БЕЖАТЬ БЫСТРО
ОТВЕТИТЬ ГРУБО
ВСТАВАТЬ РАНО
СДЕЛАТЬ НАЗЛО

Также словосочетания могут быть:

  1. Количественные – в роли главного слова выступает числительное. ТРИ ТОПОЛЯ, ПЕРВЫЙ ГЕРОЙ;
  2. Местоименные – местоимения является главным словом. НЕКТО НОВЫЙ.
  3. Наречные – местоимение (что это?) в качестве главного слова. ОСОБО ОПАСЕН, ДАЛЕКО ОТ ДОМА.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связи слов в словосочетании

Еще одна важная характеристика словосочетаний – как связаны между собой главное слово и второстепенные. Тут выделяют всего три разновидности:

Таблица различия словосочетания и предложения

Согласование – это когда основное слово диктует второстепенным, в каком роде, падеже или числе они должны употребляться. Соответственно, если меняется одно слово, тут же под него подстраивается и другое. Причем главное слово – это всегда существительное, а вот зависимым могут быть разные части речи.

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА — ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ — ИНТЕРЕСНЫМИ КНИГАМИ
ДВЕ ТЕТРАДИ – ДВУМЯ ТЕТРАДЯМИ

Управление – тип связи словосочетаний, в которых падеж зависимого слова не зависит от главного. И даже если основное слово изменится, второстепенное останется таким же, какое оно есть. В данном случае главное слово – это глагол, прилагательное или существительное, а зависимое – чаще всего существительное.

ПАСПОРТ ДРУГА – ПАСПОРТА ДРУГА – В ПАСПОРТЕ ДРУГА
ПЕРЕДАТЬ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАЛ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАДУТ ПОСЫЛКУ
УТОМЛЕННЫЙ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННАЯ СОЛНЦЕМ

И наконец, примыкание – это тип словосочетаний, в которых слова связаны преимущественно не лексически, а по смыслу. Главные слова чаще всего глаголы и существительные, а второстепенные – наречия и деепричастия (что это?). Отличительная особенность – зависимые слова остаются всегда неизменными.

БЕЖАТЬ НЕ СПЕША – БЕЖАЛИ НЕ СПЕША – УБЕЖАЛ НЕ СПЕША
УШЕЛ, НЕ ПРОЩАЯСЬ – УЙДЕТ, НЕ ПРОЩАСЬ – УХОДИТ, НЕ ПРОЩАЯСЬ

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Как распознать словосочетания в предложении

Почти любое предложение – это набор самых разных словосочетаний. На уроках русского языка в 3-м классе, когда и проходят эти базовые понятия, школьников часто просят произвести синтаксический разбор какого-нибудь предложения. Сделаем это и мы.

Возьмем для примера фразу:

В СТЕННОМ ШКАФУ НА ВЕРХНЕЙ ПОЛКЕ ЛЕЖАЛИ ВАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

При разборе этого предложения сразу исключим грамматическую основу – «Документы и канцтовары лежали». Эти слова являются подлежащим и сказуемым, но не является словосочетанием.

В вот теперь перечислим все словосочетания, которые здесь используются:

В ШКАФУ (каком?) СТЕННОМ
ЛЕЖАЛИ (где?) В ШКАФУ и ЛЕЖАЛИ (где?) НА ПОЛКЕ
НА ПОЛКЕ (какой?) ВЕРХНЕЙ
ДОКУМЕНТЫ (какие?) ВАЖНЫЕ

И тут же есть редкое сочинительное словосочетание – ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

Вот собственно и все, что нужно знать о словосочетаниях. До встречи на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

В широком смысле — логически связанная цепочка слов. В отличие от предложения, которое обязательно содержит знаки препинания.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Открытый урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Таблица различия словосочетания и предложения

«Различие между словосочетанием и предложением»

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_slovosochetanie.docx52.64 КБ
otkrytyy_urok.pptx930.98 КБ
zadaniya.docx45.62 КБ

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40

имени М. К. Видова

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

урока по русскому языку

учитель начальных классов

Тема: Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, и предложением.

Цель: показать различия между словосочетанием, словом и предложением; закрепить умения находить словосочетания в составе предложения.

Познавательные – фиксирование несоответствия получаемого результата целевым требованиям;

Коммуникативные – разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения);

Рефлексивные — адекватное восприятие корректирующих указаний, планирование своих действий;

Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Оборудование : карточки настроения, разрезные карточки, карточка- помощник, интерактивная доска, компьютер, электронное приложение к учебнику.

I . Организационный момент

— Повернитесь друг к другу и прикоснитесь ладошками.

— Что почувствовали? (тепло)

— Пусть таким же тёплым будет наше с вами общение на протяжение урока.

— Прочитайте пословицу, которая записана на доске.

— Как вы понимаете её смысл?

«Мир освещается солнцем, а человек – знаниями»

(Главное для жизни на Земле – свет и тепло Солнца. Главное для жизни человека — Знания. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем лучше он видит окружающий мир.)

— Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. Запишите её в тетрадь, соблюдая каллиграфические правила.

— Можно ли сказать, что вы записали предложение? (доказать).

— Отправляемся вместе за знаниями.

III. Актуализация знаний

— Посмотрите на экран и сформулируйте задание.

В тетрадь запишите только буквы, которые нужно вставить в данные слова.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа.

Проверка по эталону ( на экране)

— Цель задания? (повторили орфограммы)

— Какие орфограммы встретились в словах?

Прочитайте слово, которое у нас получилось? (экология)

— Что такое экология? ( ответы детей)

— Где можем найти более точное определение? (в толковом словаре)

Один ученик читает определение слова по словарю.

— Почему это слово зазвучало у нас на уроке?

(С целью привлечения внимания людей к вопросам экологии. 2017 год объявлен годом

IV. Самоопределение к деятельности

Среди данных групп слов выпишите только те, которые связаны по смыслу, согласуются.

Экологические проблемы , природный наследие, Красная книга , живое природа, Кавказский заповедник , голубые планета.

— Как называются группы слов, которые выписали? (словосочетание)

— Сформулируйте тему урока:

( Словосочетания. Различие между словосочетанием и предложением)

— Сформулируйте цели урока:

— Узнать что-то новое о словосочетаниях, в чём различие между словосочетанием и предложением.

-Учиться выделять словосочетания, задавать вопросы, находить главное и зависимое слово.

— Что вы знаете о словосочетаниях?

— Выслушиваем ответы детей.

— Где мы можем проверить всё то, о чём говорили? ( открыть учебник и прочитать правило)

Работа над правилом.

— Что-то новое открыли для себя?

Следующий наш шаг какой? (выполнение тренировочных упражнений)

V. Работа по теме урока

1.Выполнение упражнения №126 на стр. 78.

Внимательно читаем задание. Составляем план выполнения.

Первое предложение коллективно, один ученик работает у доски.

В зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.

— А какая может быть жизнь в зимнем лесу ночью? (хруст веток, пробежал заяц-беляк, крик филина, завывание волков).

Жизнь (какая?) скрытая.

Продолжается (где?) в ночном лесу.

Продолжается (когда?) в ночи.

В ночи (какие?) зимние.

Второе предложение самостоятельно, с последующей проверкой.

На голом суку уселся головастый совёнок.

Совёнок ( какой? ) головастый..

Уселся (где?) на суку.

На суку (каком?) голом.

(Совы приносят немало пользы, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Сейчас некоторые виды стали редкими. Это вызвано истреблением и вытеснением из естественных местообитаний. Сова является символом мудрости.)

VI. Продолжение работы по теме урока:

— Наш мудрый совёнок задаёт нам вопрос.

На экране: Как различить предложение и словосочетание?

Работа в группах.

— Порассуждайте, в чём сходство и различия между предложением и словосочетанием. Свои предположения запишите в таблицу.

Предложения и словосочетания.

Группы слов, связанные Предложение, сообщает о ком-то

по смыслу. или о чём-то, выражает закончен-

ную мысль. Словосочетание только

называет предмет, действие,

признак, но более точно, чем слово

— Заслушиваем выступления представителей от каждой группы.

Как мы можем проверить ваши предложения?

— Послушаем объяснение И.И. Самоварова, а затем сравним и сделаем выводы.

Используем электронное приложение.

Делаем выводы. На экране таблица.

VII. Закрепление по теме урока:

Работа в парах. На столах лежат конверты, в которых находятся разрезные карточки: предложения и словосочетания.

Задание: выбрать предложения и наклеить на листах.

Проверка: — Какие это предложения по цели высказывания?

-К чему они нас побуждают?

— Что же у нас получилось? (правила поведения в природе)

VIII. Итог урока:

— Что же такое словосочетание? Составляем синквейн.

— Где эти знания нам смогут пригодиться в жизни? Более точно называть предметы, выражать свои мысли, чтобы наша речь была красивой, яркой.

— Давайте вспомним девиз нашего урока:

Знания- это огромная созидающая сила, но в руках безнравственных людей это страшное оружие, которое уничтожает, истребляет.

Карточки настроения в конвертиках у каждого на парте.

Зелёный цвет – тему понял, не испытывал затруднений, на уроке чувствовал себя комфортно.

Голубой цвет – тему понял, но при выполнении некоторых заданий

Красный цвет – тему не понял.

Выберите соответствующую карточку и приклейте на листе.

(по цепочке передавать друг другу по рядам)

Видео:КАК отличить словосочетание от предложения? 3 классСкачать

КАК отличить словосочетание от предложения? 3 класс

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Таблица различия словосочетания и предложения

На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.

🎬 Видео

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать

Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Поделиться или сохранить к себе: