Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.

2. Развивающие:развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.

3. Воспитательные:воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Задачи учащихся:

1) научиться выделять словосочетания из предложения;

2) научиться определять способ связи слов в словосочетании

Видео:Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать

Свободные и несвободные (цельные словосочетания)

Скачать:

ВложениеРазмер
slovosochetaniya_i_tipy_podchinitelnoy_svyazi_v_slovosochetanii._z.a._hayrislamova.doc98.5 КБ

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Предварительный просмотр:

Видео:11 класс. СловосочетаниеСкачать

11 класс.  Словосочетание

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

  1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
  2. Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
  3. Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

1) научиться выделять словосочетания из предложения;

2) научиться определять способ связи слов в словосочетании

Тип урока : повторительно –обобщительный, урок совершенствования ЗУНов;

Вид урока : урок практических работ;

Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная;

Методы: словесный, поисково — проблемный;

Ожидаемый результат : качественное выполнение задания из части В

(В 3 по материалам ЕГЭ)

Материалы и оборудование:

  1. компьютер, проектор, презентация к уроку;
  2. на столах вопросы для кроссворда, « Практикум №1, №2» тренажёр, задания для групповой самостоятельной работы; дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ (В 3)

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Ход урока

Орг. момент

Приветствие учителя, организация класса на урок. (1мин.)

Сообщение темы и цели урока. (слайды 2 и 3)

III . Актуализация опорных знаний .

Учитель: Чтобы определить, к какому разделу грамматики относится тема, которую мы будем повторять сегодня на уроке, предлагаю разгадать кроссворд.

Примечание: ответы на вопросы выплывают при нажатии на слово «кроссворд». Когда ученик даст ответ на вопрос, то можно нажимать. После того, как весь кроссворд будет решен, нужно опять нажать на слово «Кроссворд», и ключевое слово «синтаксис» окрасится в желтый цвет. (5 — мин.)

Вопросы к кроссворду:

  1. Состав словосочетания: «Главное слово + …».
  2. Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.
  3. Вид связи в следующих словосочетаниях: идем разговаривая, посмотрел направо, пришел учиться.
  4. Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.
  5. Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.
  6. Как называется разряд числительных, которые часто выступают в роли главного слова в словосочетаниях с согласованием?
  7. Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?
  8. Вид связи в следующих словосочетаниях: вышли из школы, будем у вас, букет из роз.
  9. Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты.

1. Найдите в кроссворде ключевое слово и назовите раздел грамматики, относящийся к теме нашего урока.

2. Дайте определение этому понятию

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис – греч.«составление», «построение»

(Слайд 5) определение

Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

4. Вот сейчас вы всё правильно сказали, но почему-то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание , совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема?

В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи.

5. Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.

Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании

6. Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, о том, какие бывают виды словосочетаний, способы связи слов в словосочетаниях .

IY. Работа по теме урока.

1.Повторение и обобщение ранее изученного материала. (5 – 6 мин.)

Виды словосочетаний . (слайд 6)

сочинительные подчинительные
слова равноправные одно слово подчинено другому
(однородные члены) главное слово зависимое
дождь и снег осенний дождь

Учитель : Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.

Работа в технике графического моделирования (фишбоун):

Способы связи слов в словосочетании . ( слайд 7)

Согласование Управление Примыкание

(Смотри приложение 3)

ЗАПОМНИ ! (слайд 8)

* ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

* СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: стоять возле)

2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях . (3мин.)

У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.

1вариант: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.

2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.

Словарная работа : навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. (слайд 9)

Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)

Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)

  1. Проверка знаний. Самостоятельная работа в группах. (5 мин.)

Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы и поработаем вместе над заданиями.

Задание для первой группы

  1. С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
  2. В предложенном тексте найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река — шумит и гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

Задание для второй группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление .
  2. В предложенном тексте найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Задание для третьей группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
  2. В предложенном тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Y. Проверка самостоятельной работы ( слайд 10)

Учитель: с какими трудностями вы столкнулись?

У чащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.

Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?

Ученик: предупредить ошибки по данной теме.

YI . Физминутка (упражнение для профилактики нарушения зрения) (слайды 11-14) (1мин.)

YII. Распределительный диктант. (3 мин.)

  1. Работа по учебнику стр. 227, упр. 329. (с комментированием у доски)

YIII. Групповая работа учащихся с тестами (5 — 7мин.)

Отработка задания ЕГЭ.

А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах 2011 года звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? ( Записываем их в тетрадь ) (слайд 15)

— выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.

— исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

— проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).

Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».

1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

Первая основа — кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

2 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

4 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь .

IX. Рефлексия. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Тренажёру». (слайд 16-26) (5 мин.)

1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Другие подходят к детективу серьёзнее , признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

2 Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц з амерзают , подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее , однако наши надежды не оправдались.

5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.

7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

8 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.

Способ проверки по «ключу»

Каков процент выполнения данного задания?

IX. Подведение итогов урока. (3 мин.)

Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» (Листочки потом сдаются учителю).

Видео:Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе общественно-гуманитарного направления

Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Цельные словосочетания. Строение и грамматическое значение словосочетания

Цель: повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучении. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Задачи: 1) вырабатывать умения определять грамматическое значение словосочетаний; конструировать словосочетания и делать схемы; 2) совершенствовать умения и навыки нахождения словосочетаний; 3) воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: тетради для контрольных работ, учебники, рабочие тетради.

Контрольно – подготовительный этап

Работа над ошибками в тетрадях для контрольных работ

Эпиграф к уроку

В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам слова А. Купр u на: «Русский язык в умелых руках и в опытных устахкрасив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Работа с текстом

Задание 1. Прочитайте текст упр. 33, стр. 38.

Вопрос о словосочетаниях в русском синтаксисе имеет большую историю. Еще М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755 г.) описал связи частей речи на основе синтаксических свойств стержневых слов. Однако и в настоящее время проблема словосочетания не является решенной.

Главным дискуссионным вопросом теории словосочетания является следующий: существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как «строительный материал» наряду со словоформой, или вычленяется из предложения наряду с другими сочетаниями слов?

В современной синтаксической науке существует два подхода к исследованию словосочетания.

Одни ученые (В. Виноградов и др.) рассматривают как Словосочетания лишь те слова, которые соединены подчинительной связью; другие называют словосочетаниями все соединения полнознаменательных слов, которые образуются в составе предложения и вычленяются из него.

Таким образом, в словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы: лексика, морфология и синтаксис. Поэтому словосочетание и можно определить как лексико-грамма-
тическое единство — сочетание двух (и более) знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью. ( В . Бабайцева)

Задание 2. Определите тему и основную мысль. Расскажите, что нового вы узнали о словосочетаниях.

Работа по теории. Уровневые задания.

1 уровень: закончите определения.

1. Словосочетание — синтаксическая единица, состоящая из . слов, соединенных . связью.

2. Словосочетание служит для более . , чем слово, называния предметов, явлений, действий и их признаков.

3. Словосочетание состоит из . и . слов.

2 уровень: сравните при помощи диаграммы Венна словосочетание со словом .
Найдите общее и выявите различия между ними.

3 уровень: составьте блок-схему на основе сравнения словосочетания с другими единицами: словом, предложением. Заполните таблицу словами, словосочетаниями и предложениями в рамках речевой темы «Искусство».

Работа по таблице: виды словосочетаний

— В русском языке известно несколько видов словосочетаний, которые выделяются на основании разных признаков: по главному слову; по структуре; по грамматическому значению; по степени спаянности компонентов. Пользуясь таблицей, подготовьте сообщение о видах словосочетаний. Приведите примеры словосочетаний разных видов.

Видео:Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.Скачать

Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.

Свободные и несвободные словосочетания — значение, состав и примеры

В данной статье рассмотрены типы словосочетаний в современном русском языке по степени связанности элементов: свободные и несвободные словосочетания.

В зависимости от признака, который положен в основу классификации, выделяют различные типы словосочетаний.

Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Свободные словосочетания

Свободные – это такие словосочетания, когда каждое слово имеет прямое значение, и в этих смыслах данные слова беспрепятственно могут сочетаться с другими. Элементы в их составе сохраняют свою самостоятельную лексическую семантику.

Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

Они образуются вследствие свободного соединения двух отдельных слов. Каждое слово в составе такого сочетания является и отдельным членом предложения.

Слова в них легко могут быть заменены другими, в зависимости от коммуникативной цели.

Примеры свободных словосочетаний:

раннее лето, позднее лето, знойное лето, холодное лето;

истинный друг, старый друг, хороший друг, весёлый друг;

истинная любовь, истинная правда, истинная дружба.

Как видно из примеров, каждое слово из исходного свободного словосочетания может выступать и в составе других сочетаний.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Несвободные словосочетания

В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.

Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

Мы с мужем были счастливы.

В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком.

Кто? – Мы с мужем.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Типы цельных словосочетаний

Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

В зависимости от категории главного слова или от вида связи между элементами, неделимые словосочетания делятся на несколько типов.

1. Именные (чувственный рот, объективный анализ), иногда они создают избыточность описания.

Наиболее употребительны количественно-именные:

Три певицы на открытии исполнили одну и ту же песню.

Словосочетание «три певицы» целиком выступает подлежащим.

2. С предлогом «из» в значении избирательности:

Кому из нас ты отдашь предпочтение?

Сочетание «кому из нас» целиком выступает дополнением.

3. Словосочетания со смыслом совокупности, совместности, с предлогом «с» (указывает на одинаковое участие в деятельности):

Нам с тобой повезло.

Сочетание «нам с тобой» целиком выступает дополнением.

4. Словосочетания с формами существительных типа «…с глазами», «…с лицом», «…роста» и определяющими их прилагательными.

добрый человек всё простит;

женщина с пышной грудью;

мужчина высокого роста.

А в этом предложении существительное и определяющее его прилагательное является цельным и представляет собой определение:

Люди с радостными лицами шли на праздник.

5. Словосочетания с метафорическим смыслом – это сочетания, в которых хотя бы один из компонентов имеет переносный смысл:

Слова «глубокая» и «золотое» здесь использовано в переносном значении и нельзя сочетать «глубокая весна», «глубокое лето» или «золотые почки», «золотая печень» и пр.

6. Словосочетания, несущие неясное, неточное значение; в них основное слово обозначается неопределённым местоимением, а второстепенное слово, как правило прилагательное или причастие, согласуется с основным в роде, числе и падеже:

7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых:

Она начала готовить ужин;

Студенты хотят перекусить, преподаватели начали дискуссию.

Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

Важно помнить, определяя цельное словосочетание, что их ключевой характеристикой является недостаточность смысловой нагрузки главной её части.

Он шествовал широким шагом.

Сочетание «широким шагом» является цельным, потому что главная его часть «шагом» не несёт достаточной смысловой нагрузки обстоятельства, а необходимый смысл передаётся зависимой частью «широким».

В то же время часто цельные словосочетания дают избыточную смысловую нагрузку.

В заключение отметим, что все указанные типы неделимых сочетаний с разной частотностью встречаются в современном русском языке. Знание цельных словосочетаний и умение их выделять существенно облегчает синтаксический разбор предложения.

Свободные и несвободные словосочетания урок в 11 классе

В этом сложном предложении целых три неделимых словосочетания.

🎬 Видео

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Русский язык 11 класс (Урок№9 - Публицистический стиль.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№9 - Публицистический стиль.)

Русский язык 11 класс (Урок№4 - Синтаксические нормы: сложное предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№4 - Синтаксические нормы: сложное предложение.)

Русский язык 11 класс (Урок№7 - Нормы пунктуации.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№7 - Нормы пунктуации.)
Поделиться или сохранить к себе: