- Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании» план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
- Ход урока
- Орг. момент
- Приветствие учителя, организация класса на урок. (1мин.)
- Сообщение темы и цели урока. (слайды 2 и 3)
- III . Актуализация опорных знаний .
- Методическая разработка урока русского языка в 11 классе общественно-гуманитарного направления
- Свободные и несвободные словосочетания — значение, состав и примеры
- Свободные словосочетания
- Несвободные словосочетания
- Типы цельных словосочетаний
- 🎬 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме
1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
2. Развивающие:развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
3. Воспитательные:воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Задачи учащихся:
1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании
Видео:Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetaniya_i_tipy_podchinitelnoy_svyazi_v_slovosochetanii._z.a._hayrislamova.doc | 98.5 КБ |
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Предварительный просмотр:
Видео:11 класс. СловосочетаниеСкачать
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
- Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
- Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
- Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании
Тип урока : повторительно –обобщительный, урок совершенствования ЗУНов;
Вид урока : урок практических работ;
Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная;
Методы: словесный, поисково — проблемный;
Ожидаемый результат : качественное выполнение задания из части В
(В 3 по материалам ЕГЭ)
Материалы и оборудование:
- компьютер, проектор, презентация к уроку;
- на столах вопросы для кроссворда, « Практикум №1, №2» тренажёр, задания для групповой самостоятельной работы; дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ (В 3)
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Ход урока
Орг. момент
Приветствие учителя, организация класса на урок. (1мин.)
Сообщение темы и цели урока. (слайды 2 и 3)
III . Актуализация опорных знаний .
Учитель: Чтобы определить, к какому разделу грамматики относится тема, которую мы будем повторять сегодня на уроке, предлагаю разгадать кроссворд.
Примечание: ответы на вопросы выплывают при нажатии на слово «кроссворд». Когда ученик даст ответ на вопрос, то можно нажимать. После того, как весь кроссворд будет решен, нужно опять нажать на слово «Кроссворд», и ключевое слово «синтаксис» окрасится в желтый цвет. (5 — мин.)
Вопросы к кроссворду:
- Состав словосочетания: «Главное слово + …».
- Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.
- Вид связи в следующих словосочетаниях: идем разговаривая, посмотрел направо, пришел учиться.
- Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.
- Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.
- Как называется разряд числительных, которые часто выступают в роли главного слова в словосочетаниях с согласованием?
- Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?
- Вид связи в следующих словосочетаниях: вышли из школы, будем у вас, букет из роз.
- Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты.
1. Найдите в кроссворде ключевое слово и назовите раздел грамматики, относящийся к теме нашего урока.
2. Дайте определение этому понятию
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис – греч.«составление», «построение»
(Слайд 5) определение
Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
4. Вот сейчас вы всё правильно сказали, но почему-то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание , совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема?
В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи.
5. Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.
Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании
6. Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, о том, какие бывают виды словосочетаний, способы связи слов в словосочетаниях .
IY. Работа по теме урока.
1.Повторение и обобщение ранее изученного материала. (5 – 6 мин.)
Виды словосочетаний . (слайд 6)
сочинительные подчинительные
слова равноправные одно слово подчинено другому
(однородные члены) главное слово зависимое
дождь и снег осенний дождь
Учитель : Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.
Работа в технике графического моделирования (фишбоун):
Способы связи слов в словосочетании . ( слайд 7)
Согласование Управление Примыкание
(Смотри приложение 3)
ЗАПОМНИ ! (слайд 8)
* ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
* СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: стоять возле)
2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях . (3мин.)
У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
1вариант: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
Словарная работа : навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. (слайд 9)
Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.
Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)
- Проверка знаний. Самостоятельная работа в группах. (5 мин.)
Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы и поработаем вместе над заданиями.
Задание для первой группы
- С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
- В предложенном тексте найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река — шумит и гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.
Задание для второй группы
- С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление .
- В предложенном тексте найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.