Видео:Существительные на -ий -ия -иеСкачать
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие
Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать
Что такое склонение имен существительных
Склонение существительных — это изменение их по падежам и числам.
При склонении имена существительные меняют окончания. В зависимости от окончаний в косвенных падежах все изменяемые существительные делятся на три группы: 1-е, 2-е и 3-е склонение. Таким образом, слово склонение имеет и второе значение:
Склонение существительных — это тип существительных, имеющих одинаковые или сходные окончания при изменении по падежам.
Видео:Склонение существительных окачивающихся на –ИЕ -ИЯ и –ИЙ. Русский язык.Программа Эльконина-ДавыдоваСкачать
Продуктивные и непродуктивные типы склонения
1, 2 и 3 склонения являются продуктивными типами склонения, т.е. основными. Исторически русский язык имел больше склонений, но в практике применения часть существительных переходила из одного склонения в другое (поэтому у нас до сих пор встречаются варианты: (из) дома/дому, хочу чая/чаю и т. д.), группируясь в три типа словоизменения. Утратившиеся склонения называют непродуктивными — они исчезли из языка.
Видео:Урок русского языка в 3 классе"Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий"Скачать
Правила склонения существительных на -ия, -ий, -ие
В современном русском языке существуют группы существительных, которые при изменении по падежам принимают окончания разных склонений. Такие существительные называют разносклоняемыми. Это 10 существительных на -мя и слово путь.
Существительные, оканчивающиеся в именительном падеже на -ие (знание, уравнение и т.д.), -ий (санаторий, планетарий и т.д.), -ия (ария, территория и т.д.), принято относить к тем склонениям, к которым их можно отнести по форме именительного падежа. Хотя в косвенных падежах у них встречаются окончания, не свойственные данным склонения. С таким же успехом эти существительные можно назвать разносклоняемыми. Для ясности рассмотрим примеры.
Существительное среднего рода знание в И.п. имеет окончание -е, следовательно, оно относится ко 2-му склонению. Сравним окончания слова знание и существительных 2-го склонения.
Склонение на -ие и 2 склонение | ||||
---|---|---|---|---|
Падеж | Склонение на -ие | 2 склонение | ||
И.п. | знание | -е | поле | -е |
Р.п. | знания | -я | поля | -я |
Д.п. | знанию | -ю | полю | -ю |
В.п. | знание | -е | поле | -е |
Т.п. | знанием | -ем | полем | -ем |
П.п. | о знании | -и | о поле | -е |
Судя по таблице, окончания слова знание совпадают с окончаниями второго склонения во всех падежах, кроме предложного. Поэтому слово знание и подобные ему, оканчивающиеся в именительном падеже на -ие, строго говоря, нельзя отнести ко 2-му склонению — в предложном падеже у него окончание 3-го склонения, как у слова лань (о лани). По сути это такое же разносклоняемое слово, как пламя или путь, т.к. сочетает в себе окончания двух склонений: 2-го и 3-го.
Рассмотрим следующий пример, с существительным, оканчивающимся в именительном падеже на -ий. Существительное мужского рода санаторий в И.п. имеет нулевое окончание, следовательно, оно относится ко 2-му склонению. Сравним окончания слова санаторий и существительных 2-го склонения.
Склонение на -ий и 2 склонение | ||||
---|---|---|---|---|
Падеж | Склонение на -ие | 2 склонение | ||
И.п. | санаторий | нулевое | огонь | нулевое |
Р.п. | санатория | -я | огня | -я |
Д.п. | санаторию | -ю | огню | -ю |
В.п. | санаторий | нулевое | огонь | нулевое |
Т.п. | санаторием | -ем | огнем | огнем |
П.п. | о санатории | -и | об огне | -е |
Как видно из таблицы, окончания слова санаторий такие же, как и окончания второго склонения во всех падежах, кроме предложного. Поэтому слово санаторий и подобные ему, оканчивающиеся в именительном падеже на -ий, не полностью вписывается в парадигму 2-го склонения — в предложном падеже у него окончание 1-го склонения, как у слова земля (о земле). По сути санаторий такое же разносклоняемое слово, как знамя или путь, т.к. во всех падежах, кроме предложного имеет окончание 2-го склонения, а в предложном падеже — как у 3-го.
Остается рассмотреть пример со словом, оканчивающимся в именительном падеже на -ия.
Существительное женского рода ария в И.п. имеет окончание -я, следовательно, оно относится ко 1-му склонению. Сравним окончания слова ария и существительных 1-го склонения.
Склонение на -ий и 2 склонение | ||||
---|---|---|---|---|
Падеж | Склонение на -ия | 1 склонение | ||
И.п. | ария | -я | песня | -я |
Р.п. | арии | -и | песни | -и |
Д.п. | арии | -и | песне | -е |
В.п. | арию | -ю | песню | -ю |
Т.п. | арией | -ей | песней | -ей |
П.п. | об арии | -и | о песне | -е |
Опять видим окончания, не совпадающие с продуктивным склонением. Окончания слова ария отличаются от окончаний 1-го склонения в дательном и предложном падежах. Поэтому слово ария и подобные ему, оканчивающиеся в именительном падеже на -ия, если учитывать дательный и предложный падежи, нельзя отнести ко 1-му склонению — в этих падежах у него окончания как у существительных 3-го склонения: родительный падеж (кому?) лани, предложный падеж (о ком?) о лани.
Видео:Правописание окончаний существительных на -ий, -ия, -иеСкачать
Падежные окончания существительных и–е
Большинство учебников и справочников относят существительные на -ие, -ий, -ие, в отличие от разносклоняемых существительных на -мя и слова путь, к продуктивным склонениям (сущ. на -ие, -ий — 2 скл.; сущ. на -ия — 1 скл.), но предлагают запомнить, что у них в дательном (сущ. на -ия) и предложном падежах (у всех трех групп) окончания, не свойственные их типу склонения.
Поскольку орфограмма «Падежные окончания существительных и–е» встречается очень часто, важно понимать, что сущ. на -ие, -ий, -ия представляют собой особую группу, отклоняющуюся от основных склонений.
Трудности в написании окончаний и–е возникают в родительном, дательном и предложном падежах. Окончания в именительном и винительном падежах (в словах поле, знанье, знание и проч.) орфограммой не являются; в творительном падеже окончания и–е не встречаются.
Для удобства представим окончания и–е в таблице.
Окончания существительных И–Е | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | Сущ. на -ия | Сущ. на -ие, -ий | Разносклоняемые |
Р.п. | -и | — | -и | -и | — | -и |
Д.п. | -е | — | -и | -и | — | -и |
П.п. | -е | -е | -и | -и | -и | -и |
Остается запомнить всего три случая, когда в существительных пишется окончание -е.
Типичная ошибка! Часто путают существительные типа: аллея — территория, репей — алюминий, везенье — везение. Для того чтобы слово попало в непродуктивное склонение, важны две последние буквы на его конце в именительном падеже. Первые слова в представленных примерах относятся к основным склонениям: аллея — 1 скл., репей — 2 скл. и везенье — 3 скл. — и склоняются строго в соответствии парадигмой этих склонений.
Видео:Падежные окончания существительных. Как правильно писать окончания?Скачать
Затеи грамотея
Автор, влюблённый в грамматику русского языка, с увлечением рассуждает о склонении имён существительных, производных предлогах, причастиях и деепричастиях. В результате изучения предложенных автором тем у читателя значительно улучшается правописание, предлоги начинают употребляться в нужном падеже, а запятые становятся послушными.Фото на обложке сделано автором Халеевой Мариной.
Оглавление
- От автора
- Падежные окончания существительных на -ия, -ие, -ий
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Затеи грамотея предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Падежные окончания существительных на — ия, — ие, — ий
Имена существительные, как известно, имеют три склонения, т. е. три варианта изменений окончаний по падежам.
Есть, конечно, слова, которые не относятся ни к одному из склонений (например, существительные на — мя, выделенные в особую группу) или же не изменяемые по падежам, несклоняемые заимствованные слова, но сейчас мы будем говорить об окончаниях существительных на -ия, —ие, -ий, в которых чаще всего ошибаются пишущие.
Имена существительные женского рода единственного числа на -ия относятся к существительным 1-го склонения, к которому относятся все слова женского и мужского рода с окончаниями -а, — я.
Самыми «опасными» падежами, где в окончаниях могут встретиться ошибки, являются родительный, дательный и предложный падежи.
Возьмём для примера обычные слова 1-го склонения «ласточка» и «земля» и посмотрим на их окончания в указанных падежах:
Р. (нет) кого? чего? — ласточки, земли;
Д. (даю) кому? чему? — ласточке, земле;
П. (думаю) о ком? о чём? — о ласточке, о земле.
Сравним склонение этих слов со склонением имён существительных женского рода на -ия: «армия», «география», «Филадельфия», «Наталия»:
Р. (нет) кого? чего? — армИИ, географИИ,
Д. (даю) кому? чему? — армИИ, географИИ,
П. (думаю) о ком? о чём? — об армИИ, о географИИ, о ФиладельфИИ, о НаталИИ.
Казалось бы, как замечательно: во всех этих падежах одно и то же окончание -ИИ и, при случае, надо только определить падеж нужного слова и написать на конце его то, что необходимо, а именно: -ИИ! И неважно, нарицательное это существительное или собственное!
Откуда бы в таком случае взяться ошибкам при написании существительных на -ия?
Мне кажется, окончания этих слов часто путают с падежными окончаниями обычных слов 1-го склонения.
Но как раз СЛОВА, которые мы разбираем, НЕОБЫЧНЫЕ: у них НА КОНЦЕ в именительном падеже, в его начальной форме, сразу ДВЕ ГЛАСНЫЕ. И этот их признак надо непременно запомнить!
Запомнил признак, увидел слово, поставил в «трудный» падеж и на конце написал -ИИ! И всё — ошибки нет!
Но есть ещё одна особенность у некоторых разбираемых нами существительных: одно и то же слово с одинаковым значением может иметь разное написание, ведь существуют слова «Наталия» и «Наталья», «Мария» и «Ма́рья»… Из-за разности в написании слов у некоторых и возникают ошибки правописания.
Теперь же, когда мы видим на конце слов женского рода единственного числа две гласные -ия, мы уже знаем, что делать: в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишем -ИИ.
Посмотрим внимательно на слова «Наталья» и «Марья»: после мягкого знака в этих словах на конце только одна гласная! И, рассмотрев их склонение во всех падежах, мы видим, что у них у всех окончания существительных 1-го склонения! И склонять их (а значит, и писать окончания) надо так же, как и все остальные существительные 1-го склонения, т. е. по обычному общему правилу:
И. (это) кто? — Наталья, Марья;
Р. (нет) кого? — Натальи, Марьи;
Д. (даю) кому? — Наталье, Марье;
В. (вижу) кого? — Наталью, Марью;
Т. (доволен) кем? — Натальей, Марьей;
П. (думаю) о ком? — о Наталье, о Марье.
НО, как известно, у всякого правила существуют разные «тонкости», «уточнения» или ИСКЛЮЧЕНИЯ: если в слове женского рода на -ия ударение падает на последний слог, то в предложном падеже будет окончание -е:
П. о ком? — о Зульфие́ (женское имя Зульфия).
Таким же исключением из правил является имя собственное «Ли́я»:
П. о ком? — о Ли́е.
Заметим также, что у существительных женского рода случаются и другие окончания с двумя гласными на конце. Например: Зея, Нея (названия рек), но это не наш случай, тут на конце другие две гласные! Эти существительные склоняются по общему правилу.
Мы рассматривали существительные 1-го склонения женского рода, но интересно, что с -ия на конце встречается и существительное мужского рода «судия», которое в словарях даётся с пометой «Устар.» и «Выс.» и часто используется в Библии. Интересно, что в родительном, дательном и предложном падежах так же, как и в словах женского рода, на конце этого слова пишется -ИИ:
Р. (нет) кого? — судии;
Д. (даю) кому — судии;
П. (думаю) о ком? — о судии.
Теперь рассмотрим существительные 2-го склонения единственного числа на —ие (ср. род) и -ий (м. род).
В этом случае «трудным» для написания падежом оказывается только предложный, именно в нём эти существительные оканчиваются на -ИИ.
Возьмём для примера слова «вдохновение» (ср. род), «гений» и «Василий» (м. род):
Р. (нет) кого? чего? — вдохновения, гения, Василия;
Д. (даю) кому? чему? — вдохновению, гению, Василию;
П. (думаю) о ком? о чём? — о вдохновенИИ, о генИИ, о ВасилИИ.
Один-единственный падеж легко запомнить, правда? Это окончание пишется как в нарицательных, так и в собственных именах существительных.
Позволю себе напомнить читателю, что предложный падеж не всегда употребляется с предлогом «о», ему «нравятся» и другие предлоги, он вообще без предлога не употребляется.
Например, предлоги в, на, при (в чём? в зданИИ, при ком? при ВасилИИ).
Поэтому, чтобы поставить правильно вопрос падежа, надо ещё и обладать умением подобрать нужный предлог!
Видео:Как правильно писать окончания? Как проверить безударные падежные окончания? Падежи существительных.Скачать
Существительные на -ия, -ие, -ий
Класс: 5
Презентация к уроку
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах
Планируемые результаты:
- Предметные умения:
- составление алгоритма действия при написании е—и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
- владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
- правильное применение правила на письме;
- Метапредметные умения:
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- адекватное восприятие текста на слух;
- умение аргументировать свои мысли при ответе;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Личностные умения:
- умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Структура и ход урока
Деятельность учителя | |||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |||||
Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | – Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите. – Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2) – Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи! | – Почему так важно настроение на уроке? Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | ||
II. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин.) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | |||||
Организует повторение знаний, закрепление умений | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова | (Учащиеся работают в группах по 3 человека) (Слайд 3) – Найди «третье лишнее» слово в каждой группе: 1) о народ _, к корон _, без туч _ 1 группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание —и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании —е. 2 группа: все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании —е, а «ель» – 3 склонения, окончание —и. Значит, лишнее слово «о ели» 3 группа: все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание —е. Существительное «здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже —е? 4 группа: все существительные 1 склонения, Д.п., окончание -е. | – Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны? Метапредметные результаты | ||
III. Проблемное объяснение нового знания (15 мин.) Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности | |||||
Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её исследованию. Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его Ставят цель, формулируют проблему и тему урока | Постановка проблемы (2 мин.) – Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним? | – Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании). | ||
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий | Открытие нового (10 мин) 1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме 2. Изучение материала в учебнике на с. 69. 3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление. 4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы) 5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и правил) | ||||
Организует физминутку | Выполняют физминутку | Физминутка – А теперь все встали! | |||
IV. Закрепление изученного Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий. | |||||
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. | Работают с учебником. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально) | Первичное закрепление (Слайд 8) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании —и. | – В чем разница правописания существительных? Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Оценка (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Личностные результаты Самоопределение (Л) | ||
Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами | Включение нового в систему знаний и повторение (Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1) Самостоятельная работа с целью контроля знаний (Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2) | ||||
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | |||||
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: | (Слайд 12) – Какую цель ставили? – Удалось достичь поставленной цели? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что вызвало особые затруднения? – Где можно применить новые знания? – Назовите ключевые слова темы. – Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите. (Слайд 13) Задание на дом. 1) Выполнить – упр.540, 542 (одно на выбор); – тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»). 2) Задание повышенного уровня: приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная? Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей. (Слайд 14) Спасибо за работу. | – Сравните свое настроение в начале и конце урока. – С чем это связано? Метапредметные результаты |
Список литературы:
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
- Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
- Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.
- Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.
- Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.
- Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / – М.: «Грамотей», 2009.
📸 Видео
Склонение существительныхСкачать
Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Окончания существительных первого склоненияСкачать
Русский язык, 6 класс ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 2Скачать
безударные окончания и, е имен существительныхСкачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний и предложений с именами существительнымиСкачать
Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать
Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать
Несклоняемые имена существительные. Как определить несклоняемое существительное?Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№69 - Склонение и падеж имён существительных. Гласные в окончаниях.)Скачать
урок 115. Слова на ий, ия, ие. Пишем грамотно Кузнецов, 3 класс, 2частьСкачать
Русский 10 Окончания имен существительных и глаголов Окончания имен прилагательных и причастийСкачать
Буквы е-и в падежных окончаниях существительныхСкачать