Суперсегментные единицы ударение интонация

Видео:Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать

Интонация  Логическое ударение. Уроки русского языка

Суперсегментные единицы языка: ударение, интонация. Типы и функции ударения. Проклитики и энклитики. Элементы интонации

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова, фонетические фразы.

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (интонациятон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон(интонация) — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность — время звучания сегмента речи.

Слог — это один гласный звук (или слоговый согласный) в отдельности или в сочетании с согласным (или согласными), произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха.

При письме слоги записываются с помощью знаков — букв.

В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

В чешском и сербском языках плавные согласные могут образовывать слог (как, например, в чешских словах prst, vlk и Brno).

Многие учёные писали в своих трудах о том, что слог — ничто. «Слог есть фикция» (Л. Р. Зиндер). Согласно теории Л. В. Щербы о том, что любая звуковая единица связана со смыслом фонемы, слог фиктивен, т. к. не имеет никакой связи со смыслом (в русском языке).

Ударение — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

слова в составе синтагмы — логическое ударение,

синтагмы в составе фразы — синтагматическое ударение.

высота звука — тоническое ударение;

сила звука — силовое ударение;

длительность звучания — количественное ударение;

отсутствие редукции — качественное ударение.

Семантические: выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему

Экспрессивная: выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи

Синтаксическая: синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом

Эвфоническая: способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений

Видео:Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать

Порядок слов в предложении  Интонация   Логическое ударение

Суперсегментные признаки: ударение и интонация. Функции данных признаков в языке

Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют.

Просодические признаки – ударение и интонация.

Суперсегментная фонетика

Раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства (от лат. super – «сверх»).

Напомним, что звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на фонетические единицы и фонетические признаки (свойства).
Фонетическими единицами называются линейные объекты (то есть, те объекты, которые могут следовать друг за другом). Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово, синтагма, фраза – состоят из сегментных единиц (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки).
Фонетические признаки тоже делятся на сегментные и суперсегментные. Суперсегментные признаки (ударение и интонация) организуют сегментные единицы в более крупные комплексы − единицы суперсегментные. Важное свойство всех признаков состоит в том, что они не могут существовать сами по себе, без какого-либо носителя; таким носителем как раз и являются фонетические единицы.

Таким образом, среди суперсегментных фонетических сущностей мы будем разграничивать:
• суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют
• просодические признаки – ударение и интонация.
Просодические признаки являются комплексными явлениями, состоящими из суперсегментных параметров, таких, как частота основного тона, интенсивность, длительность, паузы, и других средств (артикуляционных и фонационных), которые могут быть использованы суперсегментно – т.е. реализоваться не на одном сегменте, а на их комплексе – суперсегментной единице.
Термин «просодия» синонимичен термину «суперсегментная (или супрасегментная) фонетика», и употребляется обычно по отношению ко всем суперсегментным единицам, а термин «просодика» используется чаще всего только по отношению к слогу и фонетическому слову.

УДАРЕНИЕ

Раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения, называется акцентологией.
Ударение − это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение:

  • словесное (выделение одного из слогов в слове),
  • фразовое или синтагматическое — выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, /нодивная пора //. Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.
  • логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме). Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание.
  • эмфатическое (греч. emphatikos »выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].

В этом разделе речь будет идти о словесном ударении.

Функции ударения

Основные функции ударения:

  • кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);
  • сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);
  • делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Впрочем, иногда и в русском языке ударение может выполнять эту функцию, поскольку именно оно задает схему редукции гласных в слове: в частности, последовательность САСЪСА33 может быть разделена на словá только как САСЪ#СА, поскольку гласный [ъ] может находиться в заударном слоге, но не бывает в первом предударном).
  • Словоформирующая функция : фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.):
1) мелодика, т.е. движение тона по фразе,
2) различные типы ударения,
3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Функции интонации.

Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция –– выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!

Функции интонации можно разделить на:

1) основные
• оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные
единицы);
• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;
• выделение той или иной единицы из числа однородных;
2) вторичные
• модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);
• эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).

Суперсегментные единицы ударение интонация24.02.2016, 17792 просмотра.

Видео:Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

«Сегментные и суперсегментные фонетические единицы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально – гуманитарная академия»

Факультет начального образования

Кафедра дошкольного образования

Курсовая работа по русскому языку

Сегментные и суперсегментные фонетические единицы

студент 1 курса

заочной формы обучения

профиля «Начальное образование»

Зайцева Луиза Олеговна

Доцент кафедры дошкольного образования

Пудовкина Наталья Владимировна

Курсовая работа защищена

Оценка ______________ «___»___________2014г.

Глава 1. Возникновение фонетики……………………………………………. 6

1.1. Понятие и задачи фонетики………………………………………………. 6

1.2. Значение фонетических единиц русского языка………………………….11

Глава 2. Основные фонетические единицы и средства………………………..13

2.1. Сегментные фонетические единицы и средства…………………………..13

2.2. Суперсегментные фонетические единицы русского языка……………….17

2.3. Анализ данной темы по средствам речевого такта………………………. 21

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, — являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого ( значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств — обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Предметом фонетики является материальная (звуковая) сторона языка. 1

В задачи фонетики входит изучение не только минимальных произносительных единиц — звуков, но и более структурно организованных — слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз. Не менее важным является рассмотрение ударения и интонации.

Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы образуют речевую цепь и могут быть представлены как отдельные ее части — сегменты. Членение звукового потока на сегменты осуществляется благодаря интонации и ударению, которые «накладываются» на сегменты, организуя их. Поэтому звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы называются сегментными единицами, а интонация и ударение — суперсегментными единицами. Рассмотрим эти основные фонетические единицы.

Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутри фразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма – объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра | вечером. Увидимся | завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы.

Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья | поклонимся отчизне | по-русски | в ноги.

Фонетическое слово — часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова.

Слог — часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым.

Звук — наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Так же, не стоит забывать, что все фонетические единицы языка – фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук – связаны между собой количественными отношениями.

Объект исследования – фонетические единицы речи в процессе обучения русскому языку младших школьников.

Предмет исследования – фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки, интонация, ударение.

Цель исследования: выявить набор звуковых средств языка, определить системные отношения между ними и описать функционирование этих средств в реальных речевых актах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

понять предмет и задачи фонетики;

изучить фонетические единицы речи;

изучить фонетические средства языка.

Глава 1. Возникновение фонетики

1.1. Понятие и задачи фонетики

Начало зарождения фонологической теории было положено еще до нашей эры, только когда человек начал представлять себе звуки речи как некие особые сущности, стало возможным обсуждать их свойства и способы их фиксации. Говорить о звуках [a], [r], [i], [u], [s] и т.д., можно лишь в том случае, если они выделены из потока речи в качестве особых объектов. Что и стало причиной создания звукового алфавитного письма. Это письмо – последний этап развития письменности, которому предшествовала многовековая эволюция способов фиксации речи. Длительная история разных форм письма показывает, что путь к пониманию известной автономности звуковой стороны языка и к созданию алфавита был очень непростым.

Алфавитное письмо дало возможность передавать звучание произнесённого, отвлекаясь от его смысла, буква соотносится с абстрактной звуковой единицей – фонемой. Алфавитное письмо стимулирует и появление интереса к произношению. Это связано с несколькими обстоятельствами, прежде всего, это необходимость обучать чтению, т.е. умению соотносить звучание с письменным знаком; в Индии это было также связано с необходимостью сохранять звучание древних священных текстов. В Древней Греции рассуждения о качестве гласных и согласных связаны с интересом к эстетическому и эмоциональному воздействию звучания в ораторской и поэтической речи, а греческие философы, обсуждая проблему происхождения языка, рассматривали соотношение смысла и звучания (то, что в наше время называют фонетическим значением, или фоносемантикой).

Первоначально изучение строя языка и, в частности, фонетики, происходило независимо в Древнем Китае, в Древней Индии, в античном мире, позднее – в арабских странах. Фонетические описания строились на звуковом строе соответствующих языков, то есть зависели от числа звуковых единиц языка и фонетических характеристик их реализаций. В греческом, латыни, санскрите, арабском, такими единицами были фонемы. Поэтому санскритские описания, которые стали известны европейским ученым в конце XVIII веке, было нетрудно использовать в европейской традиции. Китайская традиция изучения фонетического строя языка своеобычна, так как основана на данных языка слогового строя; она не использовалась в европейской науке, да и известна стала довольно поздно; арабские труды тоже не были учтены европейскими авторами. Современная лингвистика в целом, и фонетика в частности, продолжали и развивали прежде всего греко-римскую традицию; только в конце XVIII в. европейские ученые познакомились с индийскими трудами по языкознанию, оказавшими воздействие на развитие лингвистической мысли и способствовавшими созданию сравнительно-исторического направления исследований.

Так же, в период Античности учениями о природе языка занимались Платон, Аристотель, Диоген Вавилонский, Дионисий Галикарнасский, Гиппократ, Гален. И благодаря трудам этих греческих философов и грамматиков уже были заложены те важные основы описания звукового строя языка, которые сохранились в последующие столетия. Понимание отдельных звуков речи как основных элементов, на которые разлагаются все значащие слова (что предвосхищает теорию фонемы); различение звука и письменного знака, выделение трех областей образования согласных, действительно соответствующих наиболее универсальным типам артикуляции; понимание тесной связи звуков в слоге и слогообразующей функции гласных – все это составляет ту базу, на которой в дальнейшем развивалось исследование звукового строя языка.

В дальнейшем, начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку, вызванное потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была сформирована в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Эрнста фон Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые передано в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872). Большой вклад в изучении фонетики внесли такие ученые, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

Изучать фонетику можно с различными целями и различными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика, на материале разных языков, подвергает рассмотрению теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика занимается исследованием звукового строя конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее долговременного периода времени, изучает изменения фонетической системы, случившиеся на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, т.к. фонетические явления подвергаются рассмотрению на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетике изучаются звуковое строение слогов и слов, ударение и интонация. 2

Фонетика занимает особое место среди других разделов языкознания. Её принципиальной особенностью является то, что она изучает именно внешнюю, материальную сторону языка: его единицы, лишённые самостоятельного значения. Сам по себе звук не имеет языкового значения, но он может входить в состав значимых единиц языка. Например, в русском языке звук [а] в пределах слова может быть морфом, несущим определённое значение: окончание –а в слове книга указывает на форму именительного падежа, единственного числа; в слове карандаша – на форму родительного падежа, единственного числа; в слове снега́ – на форму именительного падежа, множественного числа и т.д.; префикс а- в слове аморальный указывает на отсутствие признака; суффикс –а- в слове делать – на I тип спряжения. Звуком [а] также может быть выражено и отдельное слово – противительный союз а или междометие а ! Тем не менее, сам звук не обладает указанными значениями. Он лишь основа, кирпичик для построения единиц иного уровня, владеющих не только внешним, но и внутренним содержанием: лексическим или грамматическим значением.

Таким образом, освоение фонетики является необходимой частью изучения самого языка: речевые единицы образуют материальную оболочку морфем, слов, предложений и т.п. Без знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного состава языка. Наличествующие типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске также оформляются при помощи разных фонетических средств: пауз, интонации.

Фонетика оказывает важнейшую помощь при усвоении норм произношения, знакомит с тем, как образуются звуки речи, какие движения органов речи необходимы для образования каждого звука. Фонетика предоставляет теоретические основы для понимания соотношения между звуком и буквой и, как следствие, для изучения орфографии. Особенное значение приобретают фонетические знания и умения в условиях двуязычия.

Значение изучения фонетики состоит прежде всего в том, что она необходима для создания научно обоснованной методики обучения чтению и письму.

Для студентов факультета начального обучения усвоение основ фонетики имеет важное значение, поскольку школьный курс фонетики русского языка в младших классах ставит перед собой такие задачи: установить систему звуков и дать их простейшую классификацию, в частности, деление звуков на гласные и согласные, согласных – на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, обратить внимание на особенности произношения гласных в ударных и безударных слогах; доступно охарактеризовать условия образования звуков; научить выделять звуки в потоке речи, обозначать их на письме; установить основные изменения, которым подвергаются звуки в потоке речи; ознакомить с основными случаями чередования как гласных, так и согласных звуков и т.п.

1.2. Значение фонетических единиц русского языка

С ритмико-интонационной стороны наша речь представляет собой речевой поток, цепь звучаний, которая членится на следующие фонетические единицы: фразы, речевые такты (синтагмы), фонетические слова, слоги, звуки. 3

Наибольшей единицей, выделяемой при фонетическом членении речи, является фраза – относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Например, звуковая цепь: Была осень. // По большой дороге скорой рысью ехали два экипажа. // В передней карете сидели две женщины// (Л. Толстой) членится паузами на три фразы (границы между паузами обозначаются двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Фразы могут и не совпадать с предложениями. Например: Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя// (Л. Толстой). В приведённом тексте два предложения и три фразы.

Фразы в свою очередь могут члениться на речевые такты. Речевые такты – более или менее законченные по смыслу части предложения. Например: Было ветрено, / сыро/ и скверно — фраза состоит из трёх тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой). Однако следует иметь в виду, что деление — это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты. Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.: На другой день весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку (А. Пушкин). – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку. – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась/ по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение. Например, ср.: Надо учиться, / работать/ и отдыхать. – Надо учиться работать/ и отдыхать.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением. Например, во фразе В ту же ночь/ широкая лодка/ отчалила от гостиницы… (И. Тургенев) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова. В фонетических словах, состоящих из двух и более слов, безударные слова могут стоять впереди или после ударного слова. Например, в фонетическом слове от гостиницы безударный предлог стоит впереди слова с ударением (проклитика), а в фонетическом слове хотел бы безударное слово стоит после ударного (энклитика).

Фонетическое слово делится на слоги. Слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, в числе которых один – слогообразующий. Концы слогов обозначаются сплошной вертикальной чертой: [па□|рус] (парус), [к’и□|нул] (кинул).

А слоги делятся на звуки. Звук – это минимальная произносительная единица, соответствующая одной артикуляции [п], [а□]. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами. Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.

Глава 2. Основные фонетические единицы и средства

2.1. Сегментные фонетические единицы и средства

Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уровень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразеологизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является сложной системой или подсистемой, а совокупность их образует общую систему языка.

Язык — естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время — условие развития и продукт человеческой культуры. 4

Низший уровень языковой системы — фонетический, он состоит из простейших единиц — звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня — морфемы — состоят из единиц предшествующего уровня — звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня — слова — состоят из морфем; а единицы следующего, синтаксического уровня — синтаксические конструкции — состоят из слов.

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчайшая единица языка — звук речи служит для опознавания и различения морфем и слов. Сам звук речи значения не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

В звуковом потоке необходимо различать сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

Сегментные единицы являются отрезками, сегментами непрерывной цепи звучания в речевом потоке. К сегментным фонетическим единицам можно отнести: фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами. Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением. Слог- наименьшая единица речевой цепочки. Звук — минимальная фонетическая единица.

Фраза – это наиболее крупная единица членения звукового потока, отрезок речи, объединённый особой, законченной интонацией различного характера (вопросительной, повествовательной и т.п.) и отделённый от других фраз достаточно длинными паузами. 5 Границы фраз в транскрипции обозначаются так: ║. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, и её конец обычно совпадает с концом предложения. Однако не следует отождествлять предложение и фразу, т.к. они являются единицами разных уровней языка: предложение – единица смысловая, грамматическая, а фраза – фонетическая. Одно предложение может соответствовать и одной, и нескольким фразам. Например, высказывание: И опять было молчание, ║ и через приоткрытую дверь в сени прохладно пахло со двора свежей травой, напитавшейся росой. ║ (А. Платонов) членится паузами на две фразы.

Фраза может делиться на более мелкие произносительные единицы, отделённые друг от друга менее заметными паузами, – речевые такты.

Речевой такт – отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный менее длинными, чем фраза, паузами. Речевой такт произносится обычно на одном выдохе. Границы такта всегда проходят между словами. В транскрипции речевой такт обозначается так: │. Членение речевого потока на такты обусловлено смыслом высказывания. В зависимости от значения, которое говорящий вкладывает в своё высказывание, возможны варианты членения речевого потока. Так, например, фраза: На утёс одинокий орёл прилетел получит различные значения, если разделить её на такты по-разному: На утёс одинокий│ орёл прилетел или На утёс│ одинокий орёл прилетел. Если же для понимания смысла высказывания выделять его части не нужно, то фраза на речевые такты может не делиться.

Речевой такт состоит из фонетических слов.

Фонетическое слово – это комплекс звуков, объединённый одним ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Обычно в одно фонетическое слово объединяются самостоятельная и служебная часть речи, если одна из них (чаще служебная) не имеет отдельного ударения. Так, фраза: Не выйти ли нас с вами на свежий воздух? Включает 9 лексических слов (отдельных частей речи), но только 5 фонетических: не выйти ли; нам; с вами; на свежий; воздух.

Безударное слово, примыкающее к имеющему ударение спереди, называется проклитикой, а примыкающее сзади – энклитикой ( не выйти ли: не – проклитика, ли – энклитика).

При транскрибировании фонетическое слово, состоящее из нескольких лексических, обозначается так: [с ва́м`и].

Фонетическое слово состоит из слогов (одного или нескольких).

Слог — это звук или группа звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков в нём. Например: ко-ро-ва, си-дя-щи-е, есть. Слог является наименьшей произносительной единицей, т.к. насколько бы медленно и отчётливо мы ни проговаривали слово, отдельных звуков мы не произносим: они образуют как бы своеобразные «слияния», из которых и складываются слова (не [к]-[р]-[о]-[ш]-[к`]-[и], а [кро́]-[шк`и]). Но строятся слоги из звуков.

При транскрибировании границы между слогами обозначаются так: [ку/ла́к]

Звук речи – это минимальная, не членимая далее незначимая единица речевого потока. Звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей через органы речи.

Между языковыми единицами одного уровня (словом и словом, морфемой и морфемой, фонемой и фонемой) существуют отношения двух видов – парадигматические и синтагматические.

1.Парадигматические отношения – это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа вóрон – вóронавóрону и т.д. (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы – окончания различных падежей); кричу – кричишь – кричит (грамматическая личная парадигма, друг другу противопоставляются личные окончания); ворон – сокол – ястреб – коршун и т.д. (лексическая парадигма, друг другу противопоставлены слова, обозначающие хищных птиц). В нашей речевой деятельности мы в зависимости от смысла, который хотим выразить, все время выбираем тот или иной член из парадигматического ряда.

2. Синтагматические отношения – это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется в виду, во-первых, самый факт сочетаемости ( ворон соединяется с формой кричит , но не с формами кричу и кричишь , с прилагательным старый , но не с наречием старо ; сочетаясь с летит , кричит и многими другими глаголами, нормально не сочетается с поет или кудахчет ; мягкие согласные в русском языке соединяются с последующим и, но не с последующим ы ). Во-вторых, имеются в виду смысловые отношения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (например, в старый ворон слово старый служит определением к ворон ).

2.2. Суперсегментные фонетические единицы русского языка

Суперсегментные фонетические единицы не являются отрезками, сегментами речевой цепи, не могут существовать сами по себе, а накладываются на сегментные единицы, определяя их. К суперсегментным фонетическим единицам относятся интонация и ударение (фразовое, тактовое, словесное).

Ударение – это фонетическое выделение одного из слогов в слове. Если слово многосложное, один из слогов в нём – ударный. От безударных он отличается большей длительностью и силой звучания: беж а ть, д о мики . Ударение часто выполняет смыслоразличительную функцию: п о лки – полк и , дорог о й – дор о гой, св е чи – свеч и . Ударение в русском языке имеет две основные особенности: во-первых, оно является разноместным, т.е. не прикреплённым постоянно к какому-нибудь определённому слогу (например, последнему – как во французском языке, или предпоследнему – как в польском) или к определённой морфеме (корню, окончанию и т.п.). В разных словах ударными могут быть разные слоги разных морфем: в ы цвести, цв е т, цвет о к, цвел а . Во-вторых, ударение является подвижным, т.е. при изменении форм слова может меняться и место ударения: пон я ть, п о нял, понял а .

В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают следующие ударения:

словесное (выделение одного из слогов в слове: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз] );

фразовое (выделение одного, обычно последнего, слова во фразе или синтагме: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //. );

тактовое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме: Есть в осени первоначальной / короткая , / но дивная пора / и Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора; Очень обрадовало его / письмо брата и Очень обрадовало / его письмо брата ).

Ударение выполняет следующие функции:

кульминативная – обеспечивает цельность и отдельность слова путем выделения его вершины;

сигнификативная – различает идентичные сегментные последовательности (ср. рус. «за́мок — замо́к» ; англ. pérfect ‘совершенный’ — perféct ‘совершенствовать’ );

делимитативная – показывает границы слова, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слова. Но и в русском языке ударение может выполнять такую функцию, потому что именно оно задает схему редукции гласных в слове (Редукция гласных – это ослабление или полное выпадение гласных звуков в процессе речи в зависимости от соседних звуков или места ударения. В русском языке ослабление гласных, например, происходит из-за места ударения, как с первыми двумя о в слове проголодался .).

Есть еще очень важное средство русской речи – интонация. Существует множество определений того, что такое интонация, но наиболее общим можно считать следующее определение: Интонация – это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функций. 6 Функции, которые выполняет интонация можно разделить на:

оформление, то есть превращение слов в высказывания, например: Ты приехал на поезде ? и Ты что – не знал, что я приеду на поезде ?

членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности, например: Директор сказал / завхоз не поедет в Москву; Директор / сказал завхоз / не поедет в Москву.

выделение то или иной единицы из числа однородных

модальная, то есть противопоставление высказываний по их цели, например, утверждение/вопрос: Студенты вернулись. // Студенты вернулись?

эмоциональная, то есть выражение отношения, говорящего к высказыванию, например: Какая прелесть!; А я гриб нашла!

Итак, ударение и интонация являются фонетическими средствами, которые служат для различения смысла и высказывания.

В лингвистической литературе суперсегментные фонетические единицы называются также фонетическими средствами. 7 Фонетические средства русского языка так же выполняют две основные функции:

перцептивную, то есть функцию доведения речи до восприятия. Например, звуки речи, будучи воспринятыми органами слуха, становятся фактом сознания. В сознании владеющего языком существуют образцы звуков речи, их общие представления. В русском языке звуки [л] и [л’] и в немецком языке звук, обозначаемый буквой L – это разные по качеству звуки. Если в первом языке наблюдается дифференциация по твердости-мягкости, то для второго языка подобная оппозиция не имеет смысла; 8

сигнификативную, функцию различения значимых единиц языка и совокупностей языковых единиц. В частности, фонемы и морфемы как единицы языка обладают различительными функциями ( жар — шар ).

Так же, существуют основные значимые единицы языка, такие как: фонема, морфема, слово, словосочетание и предложение, имеющие переменную звуковую оболочку и единицы значения.

Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.

Морфема — это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.

Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.

Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.

Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений.

Каждая единица языка занимает свое место в системе и выполняет определенную функцию.

2.3. Анализ данной темы по средствам речевого такта

Каждый ребенок, идущий в первый класс, начинает свое знакомство с огромным богатством русского языка — с раздела фонетики. И тогда, его речь и всё, когда – либо услышанное, звучит в его голове иначе, приобретая новый смысл. Знакомясь в школе с яркой палитрой букв и звуков, с их значением и историей, понимаешь, что еще с ранних лет ты обладал великим богатством, которым еще не умел правильно пользоваться.

Но не стоит забывать, что фонетика важна не только для ученика, но и для взрослого. Назначения фонетики очень широки, ее можно использовать в самых разных областях. Например, врачи и педагоги используют фонетику при исправлении недостатков речи и при обучении звуковому языку глухонемых. Однако, самым важным назначением фонетика служит учителю русского языка, ведь только учителю известно какой важной основой фонетика служит для овладения навыками чтения и письма, для формирования правильного произношения и ударения. Поэтому, к изучению фонетики младшими школьниками стоит отнестись очень серьезно.

С первых дней пребывания в школе младший школьник начинает изучать фонетику с самой первой темы – звуки и буквы. При изучении звуков, мы знакомимся с особенностями звуковой системы русского языка, с очень интересной, но очень трудной темой. Но мне бы хотелось забежать вперед и приблизиться к фонетическим единицам, в которые входит такое понятие, как речевой такт.

Всем известно, что речевой такт – это часть речевой фразы между двумя короткими паузами, объединенная интонационно и одним тактовым ударением. 9 С помощью речевого такта мы определяем знаки препинания, а в стихотворном тексте – конец строки. Для школьника очень важно усвоить данную тему, что поможет ему не только при написании диктанта, но и при изложении своих мыслей. Ведь зачастую, теряя знаки препинания – истинный смысл фразы меняется. Все мы помним поучительную экранизацию режиссера Юрия Прыткова «В стране невыученных уроков», где мы наблюдали за приключениями Вити Перестукина. И всем запомнилась фраза: Казнить нельзя помиловать . Вот он, яркий пример того, что варианты членения речевого потока могут меняться, в зависимости от значения, которое говорящий вкладывает в свое высказывание. Исходя из этого, важно слышать эти такты и понимать, чтобы правильно трактовать высказывания.

Это умение особенно важно, как для дальнейшего обучения, так и для жизни в целом.

Итак, во времена античности число языков, которые считались достойными внимания, ограничивалось греческим и латынью, имевшими очень небольшой набор фонем. Для обучения чтению и письму достаточно было определить набор звуков (фонем) и их соответствие буквам, поскольку письменность была основана на фонемографическом принципе. Не было и настоятельной необходимости подчеркивать разницу между звуком и буквой, хотя разница между начертанием и звучанием осознавалась и отчетливо фиксировалась. Интерес же к качеству звуков речи был первоначально связан главным образом с рекомендациями, относящимися к ораторскому искусству, к благозвучию речи; потребности в объективном описании артикуляций были минимальны: произношение родного языка усваивалось естественным путем, а языки варваров не принимались во внимание. Сведения о строении человеческого тела и механизме звукообразования тоже были скудны. Только в эллинистическую эпоху, главным образом в ее конце, и позднее создаются классификации звуков (фонем) греческого языка, основанные на слуховых впечатлениях; позднее (в частности, Галеном и Аристотелем) сообщаются и некоторые сведения о образовании голоса и об артикуляции звуков.

Однако, средние века не принесли новых знаний в области артикуляторно-акустической фонетики, но к концу этого периода использование латинского алфавита для записи языков с иным, часто более богатым набором фонем, заставляет задумываться о соотношении звука и начертания, выяснять состав фонем новых языков, искать способы их адекватного отражения на письме, с учетом их фонетических характеристик.

И только спустя множество веков, благодаря труду всех мыслителей и грамматиков, внесших вклад в развитие фонологической теории, Л.В. Щербу удалось определить разницу между двумя аспектами при изучении звукового строя языка: функциональным – фонологическим и собственно-фонетическим. Итак, начавшись как интуитивная фонология, фонетическая наука перешла к изучению артикуляторно-акустических характеристик звуков вне зависимости от их функциональной нагрузки, а затем к созданию фонологической теории и анализу соотношений между фонетическими свойствами звуков и их функционированием как языковых единиц. Интерес к этой науки не проходит и по сей день.

Но, к сожалению, у молодого поколения в наше время больший интерес вызывает компьютер, современные дети все больше времени проводят в интернете, чем за чтением книг. По этой причине дети совершают грубейшие орфографические ошибки, успеваемость школьников и студентов падает. Знание родного языка с каждым днем становится все меньше. Страшно представить, что из-за отсутствия интереса к чтению, русский язык, в скором времени, утратит свою уникальность, ведь большинство молодежи используют в своем лексиконе иностранные слова. Разрушается целостность и чистота литературных норм письменной и устной речи.

Мне, как молодому специалисту и будущему педагогу, очень важна эта тема. Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы — особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Пусть же сбудется пророчество великой русской поэтессы А. Ахматовой:

«И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!»

Не стоит забывать, что фонетика служит основой для овладения навыками чтения и письма, и русского языка в целом. Поэтому для младшего школьника так важно овладеть фонетическими навыками – умением произносить правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо, произносить все интонационно правильно и многое другое.

Язык, как средство общения, возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме. Речь будет понята слушающим с трудом, искажена или вообще не понята, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Важность владения фонетическими средствами языка объясняется прежде всего тем, что звуковой язык всегда был и остается единственным языком человеческого общества. 10 Кроме этого хочется отметить, что, не зная фонетики, учащиеся не освоят современное письмо и не поймут грамматику.

Поэтому так важно начинать прививать желание изучать родной язык еще с дошкольного возраста, так как память ребенка наиболее восприимчива к новому материалу. Учитывая психологию детей, можем понять, что ввод нового фонетического материала должен производиться в форме игр, стихов и рифмовок, так как дети характеризуются неусидчивостью, быстрой утомляемостью и нетерпимостью к однообразным действиям. 11 Таким образом, не маловажным является подготовленность учителя к осуществлению задач по формированию фонетических умений, учащихся на уроках русского языка. Нужно иметь в виду следующее: если на начальном этапе будет что-либо упущено, то исправить это впоследствии очень трудно.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; 2011.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1960.

Л.Н. Андрейченко Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Москва «Флинта» 2003.

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.1956.

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Под редакцией Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. М.: Флинта,2003.

Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. М., 1982.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, изд-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников. Москва, изд-е «Флинта», «Наука». 2011.

Матусевич, М. И. Введение в общую фонетику/ М. И. Матусевич. — СПб.: Комета, 2000.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Комета, 2009.

Данеш Ф. Фразовая интонация с функциональной точки зрения. М., 1960.

Богомазов Г.М Современный русский литературный язык: Фонетика.

Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка. — СПб., 1998.

1 Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; 2011

2 Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1960.

3 Л.Н. Андрейченко Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Москва «Флинта» 2003.

4 Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.1956.

5 Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Под редакцией Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. М.: Флинта,2003.

6 Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. М., 1982

7 Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Под редакцией Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. М.: Флинта,2003.

8 Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, исп.-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010

9 Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников. Москва, изд-е «Флинта», «Наука». 2011

10 Матусевич, М. И. Введение в общую фонетику/ М. И. Матусевич. — СПб.: Комета, 2000.

11 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Комета, 2009.

🎥 Видео

Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок по русскому языку 1 классСкачать

Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок  по русскому языку 1  класс

Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звукаСкачать

Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звука

Языкознание для всех! Фонетика 2. Артикуляция... и другие приключения фонетических единицСкачать

Языкознание для всех! Фонетика 2. Артикуляция... и другие приключения фонетических единиц

О ФРАЗЕ, РЕЧЕВОМ ТАКТЕ, ФОНЕТИЧЕСКОМ СЛОВЕ, СЛОГЕ И ЗВУКЕ. СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫСкачать

О ФРАЗЕ, РЕЧЕВОМ ТАКТЕ, ФОНЕТИЧЕСКОМ СЛОВЕ, СЛОГЕ И ЗВУКЕ. СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Фонетика - что это такое?Скачать

Фонетика - что это такое?

Русский язык. Лекция 1. Русское ударениеСкачать

Русский язык. Лекция 1. Русское ударение

Виды интонации. Искусство речи / VideoForMe - видео урокиСкачать

Виды интонации. Искусство речи / VideoForMe - видео уроки

Видеолекция "Русская интонация"Скачать

Видеолекция "Русская интонация"

Фонетические средства русского языкаСкачать

Фонетические средства русского языка

Сегизбаева К.К.Фонетическое членение речиСкачать

Сегизбаева К.К.Фонетическое членение речи

Сегментный строй современного русского языка. ЗвукиСкачать

Сегментный строй современного русского языка. Звуки

Типы предложений. Интонация и цель высказывания.Скачать

Типы предложений. Интонация и цель высказывания.

Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

Русский язык. Фонетика. Ударение

Русский язык. Лекция 3. Русская интонацияСкачать

Русский язык. Лекция 3. Русская интонация

Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Видеолекция "Фонетика: основные понятия и термины"Скачать

Видеолекция "Фонетика: основные понятия и термины"
Поделиться или сохранить к себе: