- Субстантивные словосочетания в английском языке примеры
- Атрибутивные субстантивные словосочетания в английском научно-техническом дискурсе: проблема восприятия, понимания и перевода Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
- Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авхачева И.А.
- Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Авхачева И.А.
- ATTRIBUTIVE SUBSTANTIVE COLLOCATIONS IN ENGLISH SCIENTIFIC AND TECHNICAL DISCOURSE: PROBLEM OF PERCEPTION, COMPREHENSION AND TRANSLATION
- Текст научной работы на тему «Атрибутивные субстантивные словосочетания в английском научно-техническом дискурсе: проблема восприятия, понимания и перевода»
- Субстантивация в английском языке
- There are hundreds of people on the streets today.
- Jack has an eight for Maths and two tenths for English.
- Please arrange the desks in threes!
- the ten of hearts
- the six of diamonds
- the seven of spades
- the eight of clubs
- It happened in 1980-s.
- She was the first to climb the mountain.
- Спасибо за отзыв!
- 🎥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Субстантивные словосочетания в английском языке примеры
Субстантивные словосочетания.
Типы субстантивных словосочетаний, т. е. словосочетаний с ведущим компонентом—существительным, весьма разнообразны. В основном можно выделить два типа словосочетаний с ведущим компонентом — существительным:
1. С зависимым членом в препозиции.
2. С зависимым членом в постпозиции.
Надеемся, данные сведения помогут вам выполнить контрольные работы и вы будете лучше понимать английский язык.
Субстантивные словосочетания с зависимым членом в препозици.
§ 45. В эту группу входят следующие типы словосочетаний:
С прилагательным: You’re a clever boy, my dear (Dickens).
С местоимением: Your grandfather sent me to help her (Galsworthy).
С числительным: He got only four dollars a week (London).
С причастием: He looked at the sleeping girl (Thackeray). Betrayed Spring (novel by J. Lindsay).
С существительным: the boy’s book (см. также «Притяжательная конструкция»).
§ 46. Промежуточное место между субстантивными словосочетаниями с прилагательными и существительными занимают словосочетания типа stone wall, evening paper, beer bottle, tank driver и т. п., в которых в качестве первого (зависимого) компонента выступает слово с основой существительного. Это слово иногда имеет отчетливые признаки прилагательного (адъективация), например, когда оно сочетается с наречием:
the most matter-of-fact order (Shaw), his exceedingly iron hand (Daily Worker). Иногда, наоборот, оно имеет грамматические признаки существительного: сочетаемость с прилагательным: mutual admiration society, суффикс множественного числа -s: fares rise ‘повышение платы за проезд’, translations editor ‘редактор переводных материалов’.
Примечание. Суффикс -s сохраняется во всех случаях, когда первый компонент относится к pluralia tantum: savings bank, customs policy и т. п., так как он является неотъемлемой частью слова, без которой оно меняет свое лексическое значение.
В большинстве случаев, однако, невозможно определить, является ли первый компонент словосочетания типа stone wall существительным или прилагательным, так как в данной позиции разница между этими двумя частями речи нейтрализуется (стирается). Тесная связь между двумя компонентами такого рода сочетаний приводит к тому, что существует тенденция к их слиянию в сложное слово (отсюда колебания в написании: head master и head-master, picture gallery и picture-gallery и т. п.).
К этому же типу относятся более сложные сочетания, в которых первый компонент образован путем стяжения субстантивного словосочетания или даже целого предложения; например: a five-hundred-dollar-a-week contract (0. Henry).
Такого рода образования характерны для языка газеты, особенно для заголовков.
Субстантивные словосочетания с зависимым членом в постпозиции.
§ 47. В этой группе самый распространенный тип — сочетания, связь между компонентами которых выражена при помощи предлога (чаще всего of). Сюда относятся словосочетания:
С существительным: «The Man of Property by Galsworthy.
С местоимением: That girl of yours got in a frightful row (Hemingway).
С герундием: I hate the thought of being married (Shaw).
Смысловые отношения внутри словосочетаний такого рода могут быть весьма разнообразными. Особенно выделяются своей многозначностью сочетания с предлогом of. Ср.:
The centre of the city — часть от целого;
A man of importance — предмет и его качество;
The construction of the bridge — действие и его объект;
Houses of stone — предмет и материал;
The house of my parents — предмет и его обладатель;
The city of London — предмет и его название и т. д.
Реже встречаются беспредложные субстантивные словосочетания с зависимым членом в постпозиции:
С прилагательными и причастиями; в постпозиции к существительному могут употребляться некоторые прилагательные и причастия II, например: necessary, present, reliable, possible, notable, imaginable, accepted и некоторые др.: the only thing possible, the people present, the issues involved и т. п.
Сюда же относятся субстантивные словосочетания с прилагательными, имеющими префикс a- (alive, ashamed, asleep и т. д.); например: the poorest girl alive (см. § 158).
Прилагательное стоит в постпозиции к существительному также в некоторых фразеологических словосочетаниях: Secretary General, court martial и др. (кальки с французского языка).
С субстантивными словосочетаниями (второй компонент — субстантивное словосочетание, обозначающее размер, возраст, цвет и т. д.): a child the same age, the plank the right size и т. п.
С наречиями: Britain Today (название журнала).
С инфинитивом: I’m dying for a drop to drink (Shaw). (См. также § 407—411.)
§ 48. Кроме словосочетаний с ведущим компонентом, существительные участвуют также в образовании словосочетаний без ведущего компонента:
а) С сочинительной связью (см. § 442): father and son;
б) С аппозитивной связью, при которой оба (реже более чем два) слова обозначают одно и то же лицо: Professor Jones, President Roosevelt, Uncle Tom, King Lear, my friend the captain.
В сочетаниях такого рода первый компонент обычно выражает звание, титул, должность, профессию и т. д., а второй компонент уточняет первый, называя конкретное лицо—-носителя данного звания, титула и т. д. (поэтому второй компонент часто выражен именем собственным).
Для субстантивных словосочетаний современного английского языка характерна весьма тесная связь их компонентов. Аналитический характер грамматического строя современного английского языка требует наличия строго определенного порядка слов и обязательной структурной полноты словосочетаний. Поэтому в субстантивных словосочетаниях во всех тех случаях, когда ведущее слово (существительное) по той или иной причине опускается (обычно с целью избежать повторения), вместо него, как правило, в словосочетание вводятся слова-заместители: one (ones), реже that (those), лишенные какого-либо конкретного лексического значения. При этом слово one, как и существительное, может употребляться с артиклем и иметь форму множественного числа:
The table was a round one (Dickens).
One может замещать существительное и в других типах словосочетаний. Например:
Не had seen no daily paper all week, and strangely to him, felt no desire to see one (London).
That употребляется только с постпозитивным определением, обычно в случаях, когда выражено сравнение:
Gitano’s body was as straight as that of a young man (Steinbeck).
50. Слово-заместитель one не употребляется:
1. Если в словосочетании опускается существительное неислисляемое: I prefer hot milk to cold.
2. Если первый компонент словосочетания сам способен служить эквивалентом словосочетания. Это может быть:
а) Количественное числительное:
«Is there any chance of seeing any of his pictures?» «There’s a little dealer 1 know who has two or three» (Maugham).
б) Притяжательное местоимение (которое в этом случае употребляется в так называемой абсолютной форме; ср. § 114):
I like my caprices and 1 don’t like yours, dear (Galsworthy).
в) Существительное с притяжательным формантом ‘s (см. § 55):
Marie’s letter was not so exciting as Laura’s (Prichard).
В ряде случаев употребление one необязательно:
а) После прилагательных в форме сравнительной или превосходной степени:
This book is the best (one).
б) После порядковых числительных:
This suggestion is much better than the first (one).
в) После местоимений this, that, another, which:
This book is not so interesting as that (one). Here are two books. Which (one) would you like?
Возможность неупотребления one в первых двух случаях объясняется тем, что числительные и прилагательные в форме сравнительной и особенно превосходной степени легко субстантивируются; в третьем же случае one употреблять необязательно потому, что указанные местоимения могут выступать как слова не только обобщенно-качественного, но и обобщенно-предметного значения, т. е. выполнять те же функции, что и существительные (см. «Местоимение»).
Притяжательная конструкция.
§ 51. Притяжательной конструкцией называется сочетание существительного с другим существительным или местоимением, связь между компонентами которого выражена при помощи притяжательного форманта ‘s.
Структура конструкции:
Первый компонент — существительное, субстантивное словосочетание или местоимение обобщенно-предметного значения (§ 98) с присоединенным к нему формантом ‘s. Второй компонент — существительное. Ср.:
On Irene’s lips.
§ 52. Формант ‘s, хотя и присоединяется к первому (зависимому) компоненту притяжательной конструкции, но по существу оформляет всю притяжательную конструкцию в целом. Этот формант произносится [s], [z] или [iz], согласно тем же правилам, что и суффикс множественного
числа (см. § 36): John’s [d3onz], student’s.
Если существительное — первый член притяжательной конструкции — употреблено в форме множественного числа, оканчивающейся на -(e)s, то притяжательный формант сливается с суффиксом множественного числа (на письме отмечается апострофом): students’ books, a few hours’ sleep и т. п. При других (непродуктивных) формах множественного числа притяжательный формант произносится и пишется как обычно: men’s, women’s, children’s и т. п.
При существительных собственных, оканчивающихся на звук [s] или [z], притяжательный формант на письме тоже может отмечаться одним апострофом: Marx’ (или Marx’s), James’ (или James’s); но в произношении звучит [iz].
§ 53. Притяжательные конструкции в английском языке употребляются, как правило, в двух случаях:
а) С первым компонентом — существительным, субстантивным словосочетанием или местоимением, обозначающим одушевленное существо (лицо, группу лиц или животное), причем вся конструкция в целом выражает значение обладания, принадлежности в широком смысле слова: John’s house, Irene’s lips, a dove’s nestthe government’s plans, nobody’s business.
В роли первого компонента притяжательной конструкции этого типа могут употребляться также существительные, связанные со значением «одушевленности» метафорически:
— названия стран (которые часто замещаются местоимением she): England’s history;
— слова sun (замещается местоимением he), moon, ship, boat (замещаются местоимением she; ср. § 109): the sun’s rays, the ship’s crew и т. п.
В особых случаях (персонификация в поэзии, торжественной прозе, сказках) и другие существительные могут приобретать значение «одушевленности» и, стало быть, употребляться в притяжательной конструкции в качестве зависимого компонента; например: Freedom’s voice.
Примечание. В ряде застывших идиоматических выражений пережиточно сохраняется употребление существительных, обозначающих неодушевленные предметы, с притяжательным формантом:, at arm’s length, out of harm’s way, a mind’s picture и некоторые другие, а также в выражениях типа: for appearance’s sake, for old acquaintance’s sake и т. д.
б) С первым компонентом — существительным или субстантивным словосочетанием, обозначающим единицы времени и
пространства, типа: year, month, week, day, hour, minute, mile, kilometre, today, yesterday и т. п., причем вся конструкция в целом выражает временные и пространственные отношения (длительность, расстояние и т. д.): a mile’s distance, а week’s supply, a two hours’ drive, the morning’s paper, a couple of months’ holiday.
It was at least an hour’s walk.
§ 54. Первый компонент притяжательной конструкции может быть выражен не одним существительным, а целым субстантивным словосочетанием. Ср., например:
the pale moon’s light ‘свет бледной луны’ the moon’s pale light ‘бледный свет луны’
В тех случаях, когда возникает опасность смысловой нечеткости или когда зависимое существительное имеет при себе развернутое постпозитивное определение, предпочтительно употребить не притяжательную конструкцию, а сочетание с предлогом of: This, my brothers, was the love of Passuk who died in the snow (London). Невозможно сказать: Passuk’s love who died in the snow или Passuk who died in the snow’s love.
Первый компонент притяжательной конструкции, кроме того, может быть выражен:
— словосочетанием с сочинительной связью: John and Peter’s room (ср.: John’s and Peter’s rooms — Джон и Питер живут порознь).
— словосочетанием со значением титула, ранга: the King of England’s daughter, the Duke of Norfolk’s condemnation (M- Twain).
— фразеологическим сочетанием типа editor-in chief, mother-in-law и т. п.: my brother-in-law’s friend.
§ 55. В некоторых случаях существительные с притяжательным формантом употребляются без следующего за ними существительного, т. е. не в составе конструкции, а самостоятельно (так называемое абсолютное употребление существительного с притяжательным формантом). Это имеет место:
а) Когда второй компонент конструкции опускается с целью избежать ненужного повторения; в этом случае существительное с притяжательным формантом играет роль эквивалента словосочетания. Часто такие конструкции, вводимые предлогом of, имеют партитивное значение (т. е. значение части от целого), например: an old friend of Mrs. Warren’s (т. e. one of Mrs. Warren’s old friends).
б) В конструкциях с предлогом of (внешне аналогичных конструкциям партитивного значения), выражающих те или иные эмоционально-оценочные значения (неодобрение, пренебрежение и т. д.): this idea of Soames’ и т. п.
§ 56. В случаях, где слово, оканчивающееся на ‘s, обозначает предприятие, магазин и т. д., это `s утратило значение притяжательного форманта и играет фактически словообразовательную роль: grocer’s ‘бакалейная лавка’.
Существительные собственные с формантом ‘s в этом случае обозначают место жительства данного лица:
Dinner at Swithin’s (Galsworthy).
Видео:(51) Chunks method. Высокочастотные словосочетания на английском.Скачать
Атрибутивные субстантивные словосочетания в английском научно-техническом дискурсе: проблема восприятия, понимания и перевода Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Видео:Словосочетания в английском на примере слова DecisionСкачать
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авхачева И.А.
Рассматривается круг вопросов, касающихся перевода английских атрибутивных словосочетаний, образованных по модели существительное + существительное. Синтаксическая структура подобных словосочетаний не свойственна русскому языку, что создает определенные трудности в плане восприятия этих синтаксических построений, установления передаваемых ими семантических отношений , которые носят имплицитный характер, и поиска адекватной эквивалентной замены этих словосочетаний на языке перевода. В результате анализа предлагаемых разными авторами правил и приемов перевода рассматриваемых атрибутивных комплексов обнаружилось, что во многих случаях они не работают. Приведенные в статье примеры свидетельствуют о том, что в основе адекватного перевода лежит понимание глубинной сущности семантических отношений , передаваемых подобными словосочетаниями, что, в свою очередь, определяет конкретные приемы перевода, которые далеко не всегда укладываются в рамки имеющихся рекомендаций. Обсуждаются факторы лингвистические и экстралингвистические, способствующие правильному установлению значений словосочетаний данного вида, и факторы, которые могут затруднить принятие переводческого решения. Разграничиваются атрибутивные словосочетания-термины, зафиксированные в словарях, словосочетания со статусом терминологических неологизмов и свободные словосочетания, терминами не являющиеся. В основном трудности понимания и перевода связаны со словосочетаниями второй и третьей группы. Однако иногда переводчику приходится «модифицировать» термин-эквивалент, предлагаемый словарем. Отмечается, что сложность понимания и, соответственно, передачи значения многокомпонентных словосочетаний, образованных по данной модели, не всегда прямо пропорциональна количеству составляющих их существительных. Отсюда следует вывод о необходимости в каждой конкретной ситуации принимать во внимание разноплановые факторы, решая вопрос о совокупном значении атрибутивных субстантивных комплексов и выборе в языке перевода средств передачи их значений.
Видео:50 разговорных фраз для свободного общения на английском - English SpotСкачать
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Авхачева И.А.
Видео:Английские буквосочетания -1 СОГЛАСНЫЕ БУКВЫСкачать
ATTRIBUTIVE SUBSTANTIVE COLLOCATIONS IN ENGLISH SCIENTIFIC AND TECHNICAL DISCOURSE: PROBLEM OF PERCEPTION, COMPREHENSION AND TRANSLATION
The paper focuses on the issues related to the translation aspects of English noun+noun attributive word-combinations. The syntax structure of such phrases has no parallel in the Russian language, which might impede the process of their perception, comprehension of their non-explicitly expressed meanings as well as finding equivalent ways to put these meanings into the Russian language. The analysis of the rules and principles concerning attributive groups’ translation suggested by different authors shows, that not all of their recommendations can be taken for granted. The examples presented prove the fact that, that adequate translation is hardly possible without understanding the in-depth meaning of the word-combinations under question. The latter may be subdivided into three groups technical terms consisting of two or more nouns, which are found in dictionaries, subject-oriented terminological word-combinations not found in dictionaries and those which are free word-combinations. Comprehension and translation difficulties are mainly caused by those belonging to the second and the third group. Another factor, such as the number of constituents in a word-combination, might not necessarily complicate both comprehension and translation of noun+noun attributive complexes. There must be other factors, both linguistic and extra-linguistic, that may facilitate the task of finding an appropriate translation version and, vice versa, make it more difficult. Despite having a similar structure, attributive substantive complexes may express a diversity of semantic relations between their constituents which can be derived by taking into account a variety of factors that determine a particular meaning of an attributive word-combination and the selection of a particular way to transfer that meaning in the course of translation.
Видео:#1 КОРОТКИЕ ФРАЗЫ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ.Скачать
Текст научной работы на тему «Атрибутивные субстантивные словосочетания в английском научно-техническом дискурсе: проблема восприятия, понимания и перевода»
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Российская Федерация
Получена: 21.02.2018 Принята: 16.03.2018 Опубликована: 30.03.2018
АТРИБУТИВНЫЕ СУБСТАНТИВНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ, ПОНИМАНИЯ И ПЕРЕВОДА
Рассматривается круг вопросов, касающихся перевода английских атрибутивных словосочетаний, образованных по модели существительное + существительное. Синтаксическая структура подобных словосочетаний не свойственна русскому языку, что создает определенные трудности в плане восприятия этих синтаксических построений, установления передаваемых ими семантических отношений, которые носят имплицитный характер, и поиска адекватной эквивалентной замены этих словосочетаний на языке перевода. В результате анализа предлагаемых разными авторами правил и приемов перевода рассматриваемых атрибутивных комплексов обнаружилось, что во многих случаях они не работают. Приведенные в статье примеры свидетельствуют о том, что в основе адекватного перевода лежит понимание глубинной сущности семантических отношений, передаваемых подобными словосочетаниями, что, в свою очередь, определяет конкретные приемы перевода, которые далеко не всегда укладываются в рамки имеющихся рекомендаций. Обсуждаются факторы — лингвистические и экстралингвистические, способствующие правильному установлению значений словосочетаний данного вида, и факторы, которые могут затруднить принятие переводческого решения. Разграничиваются атрибутивные словосочетания-термины, зафиксированные в словарях, словосочетания со статусом терминологических неологизмов и свободные словосочетания, терминами не являющиеся. В основном трудности понимания и перевода связаны со словосочетаниями второй и третьей группы. Однако иногда переводчику приходится «модифицировать» термин-эквивалент, предлагаемый словарем. Отмечается, что сложность понимания и, соответственно, передачи значения многокомпонентных словосочетаний, образованных по данной модели, не всегда прямо пропорциональна количеству составляющих их существительных. Отсюда следует вывод о необходимости в каждой конкретной ситуации принимать во внимание разноплановые факторы, решая вопрос о совокупном значении атрибутивных субстантивных комплексов и выборе в языке перевода средств передачи их значений.
Ключевые слова: научно-технический перевод, атрибутивные субстантивные словосочетания, семантические отношения, понимание, контекст, фоновые технические знания.
I.A. Avkhacheva Received: 21.02.2018
n m i |—. | , i ■ Ii* -x Published: 30.03.2018
Perm National Research Polytechnic University,
Perm, Russian Federation
ATTRIBUTIVE SUBSTANTIVE COLLOCATIONS IN ENGLISH
SCIENTIFIC AND TECHNICAL DISCOURSE: PROBLEM OF PERCEPTION, COMPREHENSION AND TRANSLATION
The paper focuses on the issues related to the translation aspects of English noun+noun attributive word-combinations. The syntax structure of such phrases has no parallel in the Russian language, which might impede the process of their perception, comprehension of their non-explicitly expressed meanings as well as finding equivalent ways to put these meanings into the Russian language. The analysis of the rules and principles concerning attributive groups’ translation suggested by different authors shows, that not all of their recommendations can be taken for granted. The examples presented prove the fact that, that adequate translation is hardly possible without understanding the in-depth meaning of the word-combinations under question. The latter may be subdivided into three groups — technical terms consisting of two or more nouns, which are found in dictionaries, subject-oriented terminological word-combinations not found in dictionaries and those which are free word-combinations. Comprehension and translation difficulties are mainly caused by those belonging to the second and the third group. Another factor, such as the number of constituents in a word-combination, might not necessarily complicate both comprehension and translation of noun+noun attributive complexes. There must be other factors, both linguistic and extra-linguistic, that may facilitate the task of finding an appropriate translation version and, vice versa, make it more difficult. Despite having a similar structure, attributive substantive complexes may express a diversity of semantic relations between their constituents which can be derived by taking into account a variety of factors that determine a particular meaning of an attributive word-combination and the selection of a particular way to transfer that meaning in the course of translation.
Keywords: translation of scientific and technical texts, attributive substantive word-combinations, semantic relations, comprehension, context, background technical knowledge.
Перевод, будучи сложной речемыслительной деятельностью, предполагает, что представители этой профессии должны обладать весьма широким спектром языковых компетенций, особым типом мышления, определенными личностными качествами, эрудицией. Если речь идет о научно-техническом переводе, особую значимость приобретают также фоновые технические знания — известно, что среди маститых переводчиков научно-технической литературы есть немало обладателей дипломов инженерных вузов. Тем не менее, по утверждению одного из них, Б.Н. Климзо, «главные трудности, с которыми сталкивается технический переводчик, связаны с языком», и это особенно касается английского языка, для которого характерен «расплывчатый» синтаксис наряду с обилием неоднозначных синтаксических конструкций [1, с. 12].
Потенциально трудными для переводчика могут оказаться те синтаксические особенности английского языка, которые не имеют структурных аналогов в русском языке. К таковым, в числе прочих, лингвисты относят атрибутивные словосочетания, состоящие из двух и более существительных, отмечая при этом, что подобные синтаксические построения не свойственны другим языкам и
представляют собой один из наиболее распространенных типов свободных словосочетаний в современном английском языке вообще и научно-техническом стиле речи в частности [2; 3]. По имеющимся данным среди атрибутивных комплексов доля тех, где в функции препозитивного определения используются существительные, в ряде текстов достигает 40 % [4], и происходит дальнейшее вытеснение словосочетаний модели «прилагательное + существительное» словосочетаниями модели «существительное + существительное» [5, с. 9].
В научно-технических текстах словосочетания, где в качестве атрибута выступает существительное, присутствуют в виде:
— многокомпонентных терминов, которые зафиксированы в словарях (hydrogen ion indicator — индикатор для определения концентрации водородных ионов [6]; anchor pipe — хвостовик; перфорированная труба над пакером [7]);
— технических неологизмов, либо вообще отсутствующих в словарях, либо отсутствующих в том значении, которое они выражают в конкретном тексте (powder bed — предварительно нанесенный порошок; laser metal déposition — лазерное осаждение металла; shape memory polymers — полимеры с эффектом пластической памяти;
— свободных словосочетаний (layer thickness — толщина слоя; material delivery — подача материала). В последнем примере под словом ‘material’ имеется в виду металлический порошок, поэтому с учетом контекста окончательным эквивалентом данного английского словосочетания будет ‘подача порошка’.
Общим для всех словосочетаний с препозитивным определением в виде существительного является отсутствие эксплицитно выраженных отношений между составляющими их словами и больший по сравнению с русским языком диапазон смысловых связей между членами словосочетания [3], что затрудняет «расшифровку» совокупных значений последних вне зависимости от их статуса. Соответственно, лингвисты полагают, что структурные особенности так называемых nouns in groups (термин М. Суона [8]) выступают как один из факторов, обусловливающих грамматическую сложность научно-технических текстов в целом («. its grammatical complexity lies mostly in the structure of the nominal phrase») [9, c. 7].
Широкую распространенность в научной речи субстантивированных словосочетаний с атрибутивным видом связи можно объяснить сущностными характеристиками этого вида дискурса. Так, М.А. Ефимова считает их следствием «синтагматической номинализации», проявлением которой является «конденсация» или «свертываемость» синтаксических конструкций и словосочетаний, за счет чего увеличивается информативная емкость всего предложения [10, с. 36]. Аналогичное мнение высказывает А. Паршин, считающий, что за счет использования данных словосочетаний происходит номинализация описываемых процессов и действий, позволяющая передать максимально возможный объем информации, используя для этого наиболее экономные средства и способы выражения,
которыми располагает язык [11, с. 29]. Не случайно номинативность, или номи-нализация, упоминается в работах по стилистике как одна из стилеобразующих особенностей научного и научно-технического изложения («recognizable resources of scientific discourse are nominalizations» [9, c. 8].
Во многих работах, посвященных проблемам перевода научно-технической литературы, отмечаются не только сам факт распространенности данного лингвистического феномена в английском языке и трудности, которые представляет трансляция этих атрибутивных словосочетаний на русский язык, но содержатся рекомендации по их переводу. Как правило, авторы обращают внимание на то, что главное (или определяемое) слово в составе субстантивного словосочетания занимает последнее место в цепочке, и, соответственно, начинать перевод надо с него. В качестве приемов перевода на русский язык словосочетаний такого рода предлагается использовать следующие:
а) замену атрибута-существительного прилагательным (emergency meeting ^экстренное заседание; computer technology ^ компьютерные технологии);
б) использование при переводе атрибута-существительного в родительном падеже (retention time ^ время удержания; healthcare system ^ система здравоохранения);
в) перевод атрибута-существительного существительным с предлогом (cover girl ^ девушка с обложки; body lotion ^ лосьон для тела);
г) перевод атрибута-существительного причастным оборотом или группой слов (war sufferings ^ страдания, вызванные/причиненные войной; war rehabilitation ^ восстановление разрушенной войной инфраструктуры).
д) перестановку при переводе слов, составляющих субстантивное словосочетание (Assistant Director ^ помощник директора).
Однако безоговорочно следовать этим правилам представляется возможным далеко не всегда. Во-первых, как можно заметить, последняя из приведенных рекомендаций вступает в противоречие с утверждением о том, что определяемое слово занимает последнее место в цепочке, и приведенный выше пример является, отнюдь, не исключением. В работе Б.Н. Климзо приводятся многочисленные примеры словосочетаний, когда существительное в функции определения в составе двухкомпонентного термина становится при переводе с английского языка на русский определяемым словом: schedule estimate ^ ориентировочный график, а не плановая проверка; steel sheet ^ тонколистовая сталь (тогда как steel plate — толстолистовая сталь); jack screw ^ винтовой домкрат; inlet suction ^ всасывающий патрубок; hydrocarbon gases ^ газообразные углеводороды и т.д. [1, c. 51]. Во-вторых, если в отношении отдельных словосочетаний работает какое-то одно из перечисленных выше правил, то передача значений других атрибутивных групп с аналогичной структурой допускает использование нескольких вариантов. Например, словосочетание sapphire sky
можно перевести как ‘небо цвета сапфира’ или ‘небо, по цвету напоминающее сапфир’, и, наконец, как ‘темно-синее небо’ — последний вариант перевода возможен и в силу ассоциации по сходству, и потому, что одним из словарных значений слова sapphire будет прилагательное ‘темно-синий’. В-третьих, часто возникает необходимость в сочетанном использовании приемов перевода. Например, при переводе на русский язык предложения Powder bed based selective laser melting (SLM) allows to manufacture complex structures while shape complexity is limited when applying lased metal deposition (LMD) имеет место одновременное использование приемов перестановки и использования причастного оборота в препозиции в качестве атрибута. Словосочетание powder bed трансформируется в атрибутивное словосочетание ‘предварительно нанесенный порошок’, а свободное словосочетание shape complexity — в сочетание ‘сложная форма деталей’. В результате перевод всего предложения выглядит так: Селективное лазерное сплавление, при котором используется предварительно нанесенный порошок, позволяет производить детали сложной конфигурации, тогда как именно сложная форма деталей ограничивает применение лазерной порошковой наплавки.
Как видим, не всегда существуют одно-однозначные соответствия между рассматриваемыми англоязычными словосочетаниями и их потенциально возможными эквивалентными заменами при переводе на русский язык. Поэтому, как отмечает В.Н. Комиссаров, в основе переводческого решения всегда должен лежать вывод либо о возможности использовании известного приема, либо о необходимости его модификации, либо отказа от типового в пользу уникального и окказионального [12, с. 322].
При полном совпадении синтаксической структуры атрибутивные субстантивные словосочетания могут выражать совершенно разные виды семантических отношений, для передачи которых потребуются различные по своей синтаксической структуре и лексическому составу средства русского языка. Более того, импликативный характер носит не только связь между компонентами словосочетаний, но импликации бывают заложены в значениях слов, образующих эти словосочетания. Так, слова sheet и plate в составе приводимых выше примеров обозначают не просто четырехугольный плоский лист или пластину, но лист меньшей толщины в первом случае и лист б0льшей толщины во втором, что и позволяет эксплицировать эти неявно выраженные компоненты значений слов в соответствующих русскоязычных эквивалентах словосочетаний.
В исследованиях, посвященных анализу семантики субстантивных словосочетаний, обращают на себя внимание два момента: разнообразие семантических отношений, передаваемых в рамках этих синтаксических структур, и отсутствие единства мнений относительно их номенклатуры [13, c. 255-256]. Наиболее детальная классификация, насчитывающая 16 типов семантических отношений между составляющими атрибутивную группу словами, приводится в
диссертационном исследовании Е.В. Юрьевой [5]. При этом она отмечает, что отдельные виды семантических отношений, которые встречаются в речевых произведениях иной функционально-стилистической принадлежности, для научного стиля речи оказываются нехарактерными. Более того, некоторые из них, например, отношения сходства, построенные на метафорическом переносе, в научной речи вообще отсутствуют. С другой стороны, по наблюдениям автора, в научном дискурсе среди семантических отношений, передаваемых посредством атрибутивных субстантивных комплексов, есть те, которые занимают доминирующее положение. Одним из таких видов отношений, по мнению Е.Ю. Юрьевой, является отношение «объект — действие»: information storage — ‘хранение информации’, которое можно интерпретировать как information is stored — ‘информация хранится’. Не менее типичным, на наш взгляд, являются отношения «субъект — действие» (lead exposure — воздействие свинца), характеризующие отношения (heat treatment — термообработка), а также отношения цели или предназначения (pain killer — болеутоляющее средство).
Приведенные примеры согласуются с тезисом, сформулированным авторами многих работ, посвященных проблемам перевода, в том числе научно-технического: предпосылкой успешного перевода является понимание, предшествующее этапу собственно перевода, — идет ли речь о переводе текста в целом на уровне смыслов или отдельных синтаксических структур на уровне значений [3; 12; 14; 15; 16 и др.]. Что же касается атрибутивных субстантивных словосочетаний, установить передаваемые ими семантические отношения порой бывает непросто, главным образом, по причине отсутствия эксплицитного их выражения. А без этого правильная интерпретация передаваемых значений и поиск в языке перевода эквивалентной замены для данного словосочетания оказываются затруднительными.
Факторы, которые могут способствовать выявлению скрытых семантических связей, передаваемых означенными словосочетаниями, разноплановы. Если речь идет о свободных словосочетаниях, а не о терминологических субстантивных комплексах, которые фиксируются словарями, то, по мнению С.К. Мунтеану, понимание «специализированного значения» (specialized meaning) этих синтаксических структур очень сильно зависит от «специализированного знания» (specialized knowledge) реципиента [9, c. 7].
Данная точка зрения лежит в той же плоскости, что и мнение целого ряда теоретиков и практиков перевода относительно роли фоновых технических знаний в деятельности переводчика. И.С. Алексеева в одной из своих работ, посвященных обучению переводу, подчеркивает необходимость освоения любой новой, незнакомой области для представителей переводческой профессии и в качестве подтверждения приводит перечень тем, по которым пришлось работать двум профессиональным переводчикам в течение нескольких месяцев; тематика переводов включала кардиологию, техническую
документацию к автомобилю, строительное оборудование, фармакологию, генераторы и ветряные двигатели и многое другое [17]. По образному выражению Р.К. Миньяра-Белоручева, переводчикам «часто приходится переключаться с космических кораблей на скальпель хирурга», однако, по его же признанию, серьезные научные книги и статьи в основном переводят специалисты в соответствующей области знания [18]. Наиболее категоричную позицию в этом вопросе занимает И.С. Шалыт, утверждающий, что качественный перевод технической документации не под силу людям, получившим лингвистическое, филологическое и даже специальное переводческое образование, если только они не обладают достаточными общетехническими знаниями [19]. Вместе с тем он признает, что умеющих хорошо переводить инженеров-электриков, радиоинженеров, инженеров-теплотехников и представителей других, нелингвистических специальностей мало, и тех из них, кто желает профессионально заниматься научно-техническим переводом, надо учить. Реальность такова, что, учитывая все возрастающие потребности в научно-техническом переводе (по отдельным оценкам его доля составляет 68 % в общем объеме переводческих услуг [20]), им будут заниматься самые разные категории людей: преподаватели иностранного языка, выпускники переводческих факультетов, а также выпускники технических вузов, прошедшие подготовку по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Вероятно, в дополнительной (и непрерывной) подготовке, в том числе за счет самостоятельной работы, в той или иной степени, нуждаются все, кто занимается научно-техническим переводом, так как, по мнению Б.Н. Климзо, «технический переводчик делает себя сам» [1, с. 11], и для представителей этой профессии вся жизнь превращается в учебу [17]. Другое дело, что акценты и приоритеты будут неодинаковыми для переводчиков с лингвистическим образованием и переводчиков-нелингвистов, поскольку разные категории переводчиков могут испытывать разные трудности, связанные с пониманием текста в целом, восприятием и осмыслением значений отдельных слов, оборотов и синтаксических структур.
Помимо необходимой компетенции и хотя бы минимального владения понятийным аппаратом в той области знания, в которой осуществляется перевод, во многих работах отмечается решающая роль контекста для правильного определения семантических отношений между словами атрибутивных словосочетаний [21; 22; 23]. Действительно, в отрыве от контекста значения словосочетаний со структурой «существительное + существительное» могут трактоваться неоднозначно. Так, словосочетание brick warehouse можно интерпретировать и как ‘склад для хранения кирпича’, и как ‘склад, построенный из кирпича’. Разумеется, в научном дискурсе употребление подобных словосочетаний вне контекста представляется маловероятным. Тем не менее, хотя роль контекста для понимания совокупных значений субстантивных словосочетаний в принципе не оспаривается, есть вероятность того, что на практике при восприятии подобных
словосочетаний этот фактор может недооцениваться, особенно если все составляющие словосочетание слова переводчику хорошо знакомы. В своей работе Б.Н. Климзо приводит примеры, иллюстрирующие случаи, казалось бы, не представляющих труда для понимания и перевода словосочетаний, контекстуальное значение которых может не иметь ничего общего с общепринятым. Например, семантически прозрачное на первый взгляд свободное словосочетание business connection, которое не фиксируется словарями, в изолированном виде может восприниматься как «деловая связь» или «деловые отношения». Однако в предложении (The author should state his business connection, the title of his position, and his mailing address) также упоминаются название должности (title of the position) и почтовый адрес (mailing address), а это дает все основания полагать, что речь идет о месте работы [1, c. 67]. Однако во многих случаях учет контекста на уровне предложения оказывается недостаточным для понимания глубинных и часто узкоспециализированных значений, заложенных в словосочетании. Более того, обращение к терминологическим словарям по узкой тематике может лишь усугубить проблему. Показателен в этом отношении пример неверного перевода словосочетания PV work, заимствованный из книги Б.Н. Климзо. В статье, где встречается предложение с этим словосочетанием, речь идет о конструировании скафандра для космонавтов. Обратившись к тематическому ракетно-космическому словарю, переводчик нашел расшифровку сокращения PV — payload vehicle, что означает ‘летательный аппарат с полезной нагрузкой’; на основании этого предложение This results in decrease in the bellows volume with deflection requiring PV work было переведено следующим образом: Это приводит к уменьшению объема сильфона при отклонении, требующемся при работе на летательном аппарате с полезной нагрузкой. По замечанию Б.Н. Климзо, переводчику-инженеру пришел бы на помощь макроконтекст, на основании которого данное словосочетание было бы интерпретировано как ‘работа, затрачиваемая на сжатие газа и равная произведению давления газа P на изменение объема V’. Приводимый автором правильный перевод предложения выглядит так: Это ведет к уменьшению объема сильфона при отклонении руки, что требует затраты работы на сжатие газа [1, с. 207-208].
Рассматривая вопросы функционирования интересующих нас единиц языка в научно-техническом дискурсе, нельзя обойти вниманием следующее обстоятельство. В фокусе внимания лингвистов в основном оказываются двучленные субстантивные словосочетания, передающие атрибутивные отношения. Однако обращение к текстам по самым разным отраслям научного знания показало, что достаточно часто в них встречаются трехчленные словосочетания (data management standards; data analysis software; ion-exchange chromatography; healthcare system problems;), гораздо реже — четырехчленные (gas turbine engine performance; city water supply system; capital investment project execution). Были отмечены атрибутивные комплексы, состоящие даже
из пяти слов (carbide taper ball end mill; minimum film boiling temperature difference). Считается, что смысловые отношения между членами препозитивных субстантивных словосочетаний усложняются по мере увеличения количества слов в их составе, и, соответственно, затрудняются понимание сути этих отношений, а также нахождение подходящего способа их передачи [24].
В принципе с этими выводами трудно не согласиться, однако хотелось бы сделать несколько оговорок. Не всегда существует прямая зависимость между количеством слов в словосочетании и сложностью понимания заключенного в нем значения. Вряд ли вызовет затруднение перевод четырехчленных словосочетаний gas turbine engine performance (рабочие/эксплуатационные характеристики газотурбинного двигателя) и city water supply system (городская система водоснабжения/система городского водоснабжения), даже если их рассматривать изолированно, вне контекста. И в то же время трехкомпонентное словосочетание-термин bubble point pressure (давление насыщения) или двух-компонентные словосочетания tower monkey (верховой рабочий на буровой вышке) и monkey board (полати для верхового рабочего), состоящие, казалось бы, из знакомых даже школьнику слов, стали камнем преткновения для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Лингвистика. Переводоведе-ние». Безусловно, в данном случае проблема легко разрешилась благодаря обращению к отраслевому словарю по нефти и газу, поскольку в нем зафиксированы все три термина-словосочетания. Сложнее оказалась задача по поиску переводческого решения относительно значения трехкомпонентного словосочетания shape memory polymer, тоже, как видим, состоящего из знакомых студентам слов. В словаре по химии и нефтепереработке это словосочетание в полном составе не представлено, но имеется двухкомпонентный термин plastic memory (механические свойства [образца], обусловленные влиянием предыстории). Электронный словарь Мультитран предлагает следующий перевод всего словосочетания: ‘полимер с памятью формы’, сопровождая его пометой ‘нанотехно-логии’. Однако речь в статье шла о цементации нефтяных скважин, и после консультации со специалистами в этой области было принято окончательное решение относительно перевода: ‘полимеры с эффектом пластической памяти’ — их добавляют в раствор для цементирования скважины, чтобы предотвратить растрескивание материала в цементируемой зоне.
Подводя итог изложенному, отметим основные моменты, касающиеся подходов к переводу атрибутивных конструкций с двумя и более существительными в препозиции.
Несмотря на внешнее структурное сходство, следует разграничивать словосочетания-термины, являющиеся объектами лексикографии, и словосочетания, отсутствующие в общетехнических и узкоспециализированных словарях. Последние, в свою очередь, могут представлять собой как терминологические неологизмы, так и свободные словосочетания. Именно эти два вида
субстантивных словосочетаний могут представлять трудности в плане их восприятия как целостной семантически оформленной синтаксической структуры и понимания их совокупного значения. Анализ значений, передаваемых этими словосочетаниями, то есть переход от их поверхностной структуры к глубинной, должен осуществляться с учетом контекста и с опорой на знание предмета научного или научно-технического изложения. Последнее предполагает консультацию со специалистами, если сам переводчик необходимыми знаниями не обладает. Это обязательное условие правильной интерпретации значения словосочетания в целом и выбора стилистически адекватного эквивалента в языке перевода.
Универсальных стратегий и приемов перевода, как известно, не существует. Поэтому, как справедливо отмечают в своих работах В.Н. Комиссаров и В.Н. Крупнов, суть работы переводчика заключается в творческом поиске решения переводческих проблем, неизбежно связанных с языковыми трудностями перевода, в умении применять приемы перевода по-разному в конкретных условиях, при переводе разных текстов для разных целей.
1. Климзо Б.Н. Ремесло технического переводчика. Об английском языке, переводе и переводчиках научно-технической литературы. — М.: Р. Валент, 2003. — 288 с.
2. Ханаху Д.Р. Атрибутивные словосочетания в русском и английском языках (сопоставительно-типологический анализ): автореф. дис. . канд. филол. наук. -Майкоп, 2007. — 29 с.
3. Крупнов И.Н. В творческой лаборатории переводчика. — М.: Международные отношения, 1976. — 192 с.
4. Longman Grammar of Spoken and Written English / D. Biber, S. Johanson [et al.]. -Longman Group UK Ltd., 2004. — 1232 с.
5. Юрьева Е.В. Английские субстантивно-субстантивные словосочетания в стилевой дифференциации языка: автореф. дис. . канд. филол. наук. — М., 2009. — 25 с.
6. Кедринский В.В. Англо-русский словарь по химии и переработке нефти. -6-е изд. — М.: РУССО, 2004. — 768 с.
7. Булатов Ф.И. Современный англо-русский и русско-английский словарь по нефти и газу. — М.: РУССО, 2006. — 752 с.
8. Swan M. Practical English Usage. — Oxford University Press, 1984. — 169 c.
9. Munteanu S.C. English for Science and Technology: Technical texts for academic purposes. Summary of PhD Thesis. — Cluj-Napoca, 2011. — 30 c.
10. Ефимова М.А. Номинативность как лингвостилистическая особенность научного текста // Вопросы лингвистики и методики преподавания. Проблемы языка науки. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — Вып. 5. — С. 32-38.
11. Паршин А. Теория и практика перевода [Электронный ресурс]. — URL: www. eduengl/ru/books/lingvist/parshin_teoria-i-praktika-perevoda.pdf. — 58 c.
12. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение: учеб. пособие. — М.: ЭТС, 2002. — 424 с.
13. Львова Т.В., Гердо И.А. Перевод субстантивных атрибутивных словосочетаний на примере технических текстов по машиностроению // Вестник Чувашского ун-та. Филологические науки. Языкознание. — 2017. — № 2. — С. 254-258.
14. Авакян А.А. Механизмы стратегии понимания и перевода иноязычного текста (на материале анализа вариантов перевода научно-популярного текста на английском языке): автореф. дис. . канд. филол. наук. — Уфа, 2008. — 26 с.
15. Калиш Е.Е. К вопросу о сущности перевода — поиск смысла // Вестник РУДН. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2017. — Т. 8, № 3. — С. 571-581.
16. Цатурова И.А., Каширина Н.А. Переводческий анализ текста. Английский язык: учеб. пособие с методическими рекомендациями. — 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Перспектива: Союз, 2008. — 296 с.
17. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика: учеб. пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. — СПб., 2005. — 288 с.
18. Миньяр-Белоручев А.К. Как стать переводчиком? — М., 1994. — 142 с.
19. Шалыт И.С. Обучение переводу технической документации [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.trpub.ru/articles/obuchenie-perevodu/ (дата обращения: 17.01.2018).
20. Перевод в современном мире [Электронный ресурс]. — URL: https://stud-files.net/preview/1666679/page9/ (дата обращения: 18.01. 2018).
21. Морозов М.М. Контекст и роль детали в контексте // Мосты. — 2007. -1(13). — C. 11-17.
22. Гредина И.В. Перевод в научно-технической деятельности: учеб. пособие. -Томск, 2010. — 121 с.
23. Галецкая И.М. О некоторых трудностях перевода научно-технической литературы [Электронный ресурс]. — URL: https://mai.ru/upload/iblock/d90/o-nekotorykh-trudnostyakh-perevoda-nauchno_tekhnicheskoy-literatury.pdf (дата обращения: 09.02.2018).
24. Пилявских Ю.А., Баскакова Е.С. Особенности перевода атрибутивных групп с английского языка на русский язык // Интерактивная наука. — 2016. — № 3. -С. 126-128.
25. Галеева Н.Л. Основы деятельностной теории перевода. — 1997. — Тверь. — 80 с.
1. Klimzo B.N. Remeslo tekhnicheskogo perevodchika. Ob angliiskom iazyke, pe-revode i perevodchikakh nauchno-tekhnicheskoi literatury [The art of technical translation. On English, translation and translators of academic and technical literature]. Moscow, R. Valent, 2003, 288 p.
2. Khanakhu D.R. Atributivnye slovosochetaniia v russkom i angliiskom iazykakh (sopostavitel’no-tipologicheskii analiz) [Attribute word combinations in Russian and English (comparative-typological analysis)]. Ph. D. thesis. Maykop, 2007, 29 p.
3. Krupnov I.N. V tvorcheskoi laboratorii perevodchika [In the creative laboratory of a translator]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia, 1976, 192 p.
4. Biber D., Johanson S. et al. Longman grammar of spoken and written English]. Longman Group UK Ltd., 2004, 1232 p.
BecmnuK nHHnY. npoöneMU R3UK03nanuR u педагогики № 1 2018
5. Iur’eva E.V. Angliiskie substantivno-substantivnye slovosochetaniia v stilevoi differentsiatsii iazyka [English substantiated collocations in different styles]. Ph. D. thesis. Moscow, 2009, 25 p.
6. Kedrinskii V.V. Anglo-russkii slovar’ po khimii i pererabotke nefti [English-Russian dictionary of chemistry and oil refining]. 6th ed. Moscow, RUSSO, 2004, 768 p.
7. Bulatov F.I. Sovremennyi anglo-russkii i russko-angliiskii slovar’ po nefti i gazu [Modern English-Russian and Russian-English dictionary of oil and gas]. Moscow, RUSSO, 2006, 752 p.
8. Swan M. Practical English usage. Oxford University Press, 1984, 169 p.
9. Munteanu S.C. English for science and technology: Technical texts for academic purposes. Summary of Ph. D. thesis. Cluj-Napoca, 2011, 30 p.
10. Efimova M.A. Nominativnost’ kak lingvostilisticheskaia osobennost’ nauchnogo teksta [Nominativeness as a linguostylistic phenomena of an academic text]. Voprosy lingvistiki i metodiki prepodavaniia. Problemy iazyka nauki. Moscow, Moscow State University, 1981, iss. 5, pp. 32-38.
11. Parshin A. Teoriia i praktika perevoda [Theory and practice of translation]. Available at: www.eduengl/ru/books/lingvist/parshin_teoria-i-praktika-perevoda.pdf.
12. Komissarov V.N. Sovremennoe perevodovedenie [Modern translation studies]. Moscow, ETS, 2002, 424 p.
13. L’vova T.V., Gerdo I.A. Perevod substantivnykh atributivnykh slovoso-chetanii na primere tekhnicheskikh tekstov po mashinostroeniiu [Translation of substantive attributive word combinations in technical texts on mechanical engineering]. Vestnik Chuvashskogo universiteta. Filologicheskie nauki. Iazykoznanie, 2017, no. 2, pp. 254-258.
14. Avakian A.A. Mekhanizmy strategii ponimaniia i perevoda inoiazychnogo teksta (na materiale analiza variantov perevoda nauchno-populiarnogo teksta na angliiskom iazyke) [Mechanisms of strategy of understanding and translation of a foreign language text (by the example of popular science texts in English)]. Ph. D. thesis. Ufa, 2008, 26 p.
15. Kalish E.E. K voprosu o sushchnosti perevoda — poisk smysla [To the question of the essence of translation — search of sense as its ontological component]. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 2017, vol. 8, no. 3, pp. 571-581.
16. Tsaturova I.A., Kashirina N.A. Perevodcheskii analiz teksta. Angliiskii iazyk [Translation analysis of the source text. English language]. 2nd ed. Saint Petersburg, Perspektiva, Soiuz, 2008, 296 p.
17. Alekseeva I.S. Professional’nyi trening perevodchika [Professional training of translators]. Saint Petersburg, 2005, 288 p.
18. Min’iar-Beloruchev A.K. Kak stat’ perevodchikom? [How to become an interpreter?]. Moscow, 1994, 142 p.
19. Shalyt I.S. Obuchenie perevodu tekhnicheskoi dokumentatsii [Teaching translation of technical documents]. Available at: http:// www.trpub.ru/articles/obuchenie-perevodu/ (accessed 17 January 2018).
20. Perevod v sovremennom mire [Translation in the modern world]. Available at: https://studfiles.net/preview/1666679/page9/ (accessed 18 January 2018).
21. Morozov M.M. Kontekst i rol’ detali v kontekste [Context and the role of a nuance in context]. Mosty, 2007, no. 1(13), pp. 11-17.
22. Gredina I.V. Perevod v nauchno-tekhnicheskoi deiatel’nosti [Translation in academic and technical activities]. Tomsk, 2010, 121 p.
23. Galetskaia I.M. O nekotorykh trudnostiakh perevoda nauchno-tekhnicheskoi literatury [On some difficulties of translating academic and technical literature]. Available at: https://mai.ru/upload/iblock/d90/o-nekotorykh-trudnostyakh-perevoda-nauchno_tekhnicheskoy-literatury.pdf (accessed 09 February 2018).
24. Piliavskikh Iu.A., Baskakova E.S. Osobennosti perevoda atributivnykh grupp s angliiskogo iazyka na russkii iazyk [Translation of attribute groups from English into Russian]. Interaktivnyia nauka, 2016, no. 3, pp. 126-128.
25. Galeeva N.L. Osnovy deiatel’nostnoi teorii perevoda [Foundations of activity theory of translation]. 1997, Tver, 80 p.
Сведения об авторе
АВХАЧЕВА Ирина Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, Российская Федерация)
About the author
Irina A. AVKHACHEVA
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dept. of Foreign Languages, Linguistics and Translation, Perm National Research Polytechnic University (Perm, Russian Federation)
Видео:#4 КОРОТКИЕ ФРАЗЫ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ.Скачать
Субстантивация в английском языке
Субстантивация — это переход различных частей речи в категорию существительного. При таком переходе числительное может использоваться с прилагательным и артиклями, а также иметь множественное число.
Случаи перехода числительного в категорию существительного:
hundreds, thousands, millions of. — сотни, тысячи, миллионы
There are hundreds of people on the streets today.
На улицах сегодня собрались сотни людей.
школьные оценки (действительно для России и Великобритании)
Jack has an eight for Maths and two tenths for English.
У Джека восемь баллов по математике и две десятки по английскому.
когда говорится о группах лиц или предметов:
Please arrange the desks in threes!
Поставьте, пожалуйста, парты по три!
при обозначении игральных карт:
the ten of hearts
the six of diamonds
the seven of spades
the eight of clubs
при обозначении десятилетий:
It happened in 1980-s.
Это случилось в восьмидесятые.
при субстантивации порядковых числительных они не меняют своего значения:
She was the first to climb the mountain.
Она первой забралась на гору.
Спасибо за отзыв!
Мы сделаем все возможное, чтобы сделать этот материал более понятным!
Inspeak.ru – один из лидеров на глобальном рынке онлайн-образования. Inspeak.ru работает на рынке дистанционного образования с 2008 года и является одним из пионеров данного образовательного сегмента как в России, так и в мире.
Компания реализует наиболее современные подходы к онлайн обучению иностранным языкам. Команда inspeak.ru объединяет более 20 профессионалов в таких областях как лингвистика, компьютерные науки, интеллектуальные образовательные системы, распознавание естественного языка.
Мы стремимся сделать обучение максимально эффективным, с одной стороны, и максимально комфортным и интересным, с другой. Для достижения этих целей мы используем самые передовые разработки в области геймификации обучения, распознавания речи, интеллектуальных систем управления учебными программами, а также значительное количество других инновационных решений, позволяющих значительно повысить эффективность обучения и удовлетворенность наших клиентов от самого учебного процесса.
🎥 Видео
6 популярных словосочетаний со словом BREAK в английском языкеСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
СЛУШАЕМ ПРОСТЫЕ ФРАЗЫ на английском языке с нуля на фоне. Английский на слух для начинающихСкачать
✓787 Английские фразы. Для начинающих. Учим разговорный английский язык с нуляСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
#5 АНГЛИЙСКИЙ ПО ПЛЕЙЛИСТАМ короткие фразы и словосочетания в предложениях.Скачать
Английский на слух для начинающих. Простые фразы на английском языке для начинающих обучение с нуляСкачать
ПРОВЕРЬ СВОЙ УРОВЕНЬ А2 | Тест на глаголы | английский языкСкачать
#6 АНГЛИЙСКИЙ ПО ПЛЕЙЛИСТАМ короткие фразы и словосочетания в предложениях.Скачать
990 общие фразы на английском языкеСкачать
20 самых популярных словосочетаний на английскомСкачать
Парные словосочетания в английском языкеСкачать
УРОВЕНЬ А1. КОРОТКИЕ ФРАЗЫ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ.Скачать