Субстантивное управление в словосочетании

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Словосочетания глагольные, именные, наречные

Укажем типы сло­во­со­че­та­ний (имен­ные, гла­голь­ные, нареч­ные) в зави­си­мо­сти от того, какой частью речи явля­ет­ся в его соста­ве глав­ное слово.

Как и само­сто­я­тель­ное сло­во, сло­во­со­че­та­ние слу­жит сред­ством номи­на­ции, то есть назы­ва­ет толь­ко более конкретно:

  • пред­мет (пла­тье в полос­ку, дру­же­ское руко­по­жа­тие, час пик);
  • при­знак (очень кра­си­вый, весь­ма при­вле­ка­тель­ный, абсо­лют­но неза­ви­си­мый);
  • дей­ствие (стре­ми­тель­но подой­ти, стре­лять вхо­ло­стую);
  • состо­я­ние (быст­ро рас­цве­тать, лег­ко почув­ство­вать).

В сло­во­со­че­та­нии в каче­стве стерж­не­во­го сло­ва могут высту­пать име­на суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, место­име­ния, чис­ли­тель­ные, а так­же гла­го­лы и наре­чия. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют гла­голь­ные, имен­ные и нареч­ные словосочетания.

Субстантивное управление в словосочетании

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)

1. гла­гол + суще­стви­тель­ное (при­ме­ры)

  • постро­ить дом;
  • постро­ив­ший дом;
  • постро­ив дом;
  • не думая о последствиях;
  • соеди­нив­шись с дорогой;
  • про­во­див товарищей;
  • ска­зав слово;
  • вой­ти в галерею;
  • дого­во­рить­ся о постройке;

2. с зави­си­мым инфи­ни­ти­вом или деепричастием:

3. с зави­си­мым наречием:

Субстантивное управление в словосочетании

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Именные словосочетания

Субстантивные (главное слово — имя существительное)

1. суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (без пред­ло­га и с пред­ло­гом) (при­ме­ры):

2. суще­стви­тель­ное + прилагательное:

3. суще­стви­тель­ное + местоимение-прилагательное:

4. суще­стви­тель­ное с зави­си­мым поряд­ко­вым числительным:

5. суще­стви­тель­ное с причастием:

6. суще­стви­тель­ное с наречием:

7. суще­стви­тель­ное + гла­гол (инфи­ни­тив) (при­ме­ры):

Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное

1. с зави­си­мым име­нем существительным:

2. с зави­си­мым местоимением:

3. с наре­чи­ем в каче­стве зави­си­мо­го слова:

4. с инфи­ни­ти­вом:

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова

  • двое из ларца;
  • трое в лодке;
  • семе­ро в штатском;
  • пер­вый из соревнующихся;
  • вто­рой на пье­де­ста­ле почёта;

Словосочетания с местоимением в качестве главного слова

  • каж­дый из нас;
  • мы с друзьями;
  • они с соседями;

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Наречные словосочетания

1. с зави­си­мым наречием:

2. с зави­си­мым существительным:

Перечисленные типы сло­во­со­че­та­ний мож­но рас­пре­де­лить так­же в три груп­пы сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ СТЕРЖНЕВОГО СЛОВА.

В зависимости от принадлежности стержневого слова к той или иной части речи словосочетания делятся на глагольные, субстантивные, адъективные, наречные.

Глагольные словосочетания. В глагольных словосочетаниях в роли главного слова выступает глагол. Например: слушать радио, строить дом, думать об экзамене.

Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства.

Зависимое слово в глагольных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: учить детей, строить школу, стучать в окно.

б) наречием: учиться хорошо, возвратиться поздно;

в) инфинитивом: просить подождать, ехать отдыхать;

г) деепричастием: идти не оглядываясь;

д) местоимением: слушать его.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главного слова, поскольку это глагольные формы: сияющий от счастья, почерневший от пыли, вспоминая о прошлом. В таких словосочетаниях выделяются две начальные формы: сиять от счастья – сияющий от счастья; вспоминать о прошлом – вспоминая о прошлом.

Субстантивные словосочетания. К субстантивным словосочетаниям относятся такие, в которых в роли главного слова выступают имена существительные: заячьи следы, эта река, первое занятие, ветка березы.

Зависимое слово в субстантивных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным во всех косвенных падежах, с предлогом и без предлога: сочинение ученика, письмо другу, любовь к человеку;

б) именем прилагательным: пасмурным днем, ударный труд, жаркое лето, высокая мечта;

в) местоимением: наш класс, этот доклад, мой дом ;

г) порядковым числительным: седьмой вагон;

д) причастием: написанная статья, забитые гвозди;

е) наречием: дверь налево, чай вприкуску, судак по-польски;

ж) инфинитивом: счастье жить, мастер говорить.

Адъективные словосочетания. В адъективных словосочетаниях в роли главного слова выступает имя прилагательное. Зависимое слово в адъективных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в родительном, дательном и творительном падежах без предлога и во всех косвенных падежах с предлогами: мягкий по натуре, славный делами, умный от природы, внимательный к людям;

б) местоимением: нужный мне, близкий нам, дружеский со всеми;

в) наречием: поразительно резкий, очень добрый.

Наречные словосочетания. В наречных словосочетаниях в качестве главного слова выступает наречие. Зависимое слово может быть выражено:

а) наречием: очень хорошо, удивительно точно;

б) именем существительным: обидно до слез, белее снега;

в) субстантивированным словом: далеко от родных.

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ (КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ).

Между компонентами словосочетания устанавливаются различные семантико-синтаксические отношения, определяемые их лексическими и грамматическими значениями.

Различают следующие типы синтаксических отношений:

а) атрибутивные (определительные);

Атрибутивные отношения складываются на основе значения предметности стержневого компонента и значения признака зависимого компонента: высокий человек, деревянный стол, третий участок.

В качестве стержневого компонента словосочетаний, выражающих атрибутивные отношения, выступают имена существительные или субстантивированные слова, в качестве зависимого – прилагательные (серьезная работа, местоимения (твоя школа), порядковые числительные (пятый маршрут), причастия (выполненное задание); наречия (поездка налегке), инфинитивы (приказ выступать).

Разновидностями атрибутивных отношений являются объектно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на принадлежность, материал, наличие или отсутствие каких-либо предметов и т.д.: двери комнаты, перекрытия из железобетона, женщина с зонтиком, троллейбус без кондуктора, и обстоятельственно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на обстоятельства, сопровождающие предмет : критика снизу, езда верхом, отдых летом.

Субстантивное управление в словосочетании

Объектные отношения складываются на основе значения действия как процесса и значения объекта, на который направлено действие. Такие отношения передаются прежде всего сочетанием переходного глагола в качестве стержневого компонента и существительного в винительном падеже (родительном) без предлога в качестве зависимого компонента: читать газету, писать статью, рисовать картину; других глаголов и других существительных в косвенных падежах: рассуждать о жизни, прийти с товарищем.

В словосочетаниях, передающих объектные отношения, в роли зависимого компонента, кроме имен существительных, могут выступать местоимения (встретить его, искать их), числительные (узнать двоих), субстантивированные слова (читать избранное, уважать смелого).

Обстоятельственные отношения создаются на основе значений действий, состояний, признаков, сопровождаемых теми или иными обстоятельствами. Обстоятельственные отношения устанавливаются в глагольных, именных и наречных словосочетаниях: работать с огоньком, говорить медленно, свободный по субботам.

Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое существительное называет производителя действия, обозначаемого стержневым словом – причастием, отглагольным существительным, категорией состояния: воспитанный родителями, приход весны, рассказ учителя, данный им, освобожденный солдатами, приезд отца, страшно мне, весело ребятишкам.

Комплетивные отношения (восполняющие) возникают в результате смысловой недостаточности стержневого слова: два друга, много слов, стая птиц. Эти отношения характерны для синтаксически несвободных словосочетаний.

ПАРАДИГМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

У большинства типов словосочетаний главное слово является изменяемым

(кроме наречных словосочетаний и тех, у которых главным словом является слово категории состояния).

Вследствие изменения главного слова по свойственным ему грамматическим категориям создается система форм словосочетания – парадигма словосочетания. Так, в субстантивном словосочетании новая тетрадь главное слово – имя существительное – изменяется по падежам и числам, в результате чего образуется следующая парадигма этого словосочетания:

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетанииЕдинственное число Множественное число

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетанииИ.п. – новая тетрадь новые тетради

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Р.п. – новой тетради новых тетрадей

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Д.п. – новой тетради новым тетрадям

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании В.п. – новую тетрадь новые тетради

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Т.п. – новой тетрадью новыми тетрадями

П.п. – о новой тетради о новых тетрадях

Если в словосочетаниях главным словом является глагол, то парадигма такого словосочетания образуется в результате изменения глагола по грамматическим категориям наклонения, времени, лица, числа, рода (в прошедшем времени) и вида; формы действительного причастия и формы деепричастия также входят в парадигму глагольного словосочетания. Например: изменение главного слова (глагола) по категориям наклонения и времени образует следующую парадигму глагольного словосочетания:

Субстантивное управление в словосочетании

1) Субстантивное управление в словосочетаниииграть в шахматы

2) Субстантивное управление в словосочетаниииграю в шахматы

3) Субстантивное управление в словосочетаниииграл в шахматы

4) Субстантивное управление в словосочетаниибуду играть в шахматы

5) Субстантивное управление в словосочетаниииграл бы в шахматы

6) играй в шахматы

В результате же изменения глагола в настоящем времени по лицам и

числам образуется следующая парадигма словосочетания играть в шахматы:

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Единственное число Множественное число

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании1-ое лицо – играю в шахматы играем в шахматы

Субстантивное управление в словосочетании2-ое лицо – играешь в шахматы играете в шахматы

Субстантивное управление в словосочетании3-е лицо – играет в шахматы играют в шахматы

Таким образом, полная парадигма словосочетания играть в шахматы образуется следующими его формами:

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании1) играть в шахматы; 2) играю в шахматы; 3) играл в шахматы;

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании4) буду играть в шахматы; 5) играл бы в шахматы; 6) играй в шахматы;

7) играешь в шахматы; 8) играет в шахматы; 9) играем в шахматы;

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании10) играете в шахматы; 11) играют в шахматы; 12) будешь играть в шахматы; 13) будет играть в шахматы; 14) будем играть в шахматы;

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании15) будете играть в шахматы; 16) будут играть в шахматы;17) играла в шахматы; 18) играло в шахматы; 19) играли в шахматы; 20) играющий в шахматы; 21) игравший в шахматы; 22) играя в шахматы.

Глагольные словосочетания имеют самую разветвленную парадигму по сравнению с другими типами словосочетаний. Кроме того, парадигма глагольных словосочетаний существенно отличается, например, от субстантивных словосочетаний: в глагольных словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова своей формы не меняют – в субстантивированных же словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова также изменяют свою форму.

Наречные словосочетания, вследствие неизменяемости главного слова – наречия, не имеют парадигмы. Лишь некоторые наречные словосочетания имеют парадигму, состоящую из формы положительной степени и формы сравнительной степени:

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетаниидалеко от родины – дальше от родины

слева от окна – левее от окна.

Словосочетания, в которых главное слово является словом категории состояния на – о, имеют парадигму, состоящую из двух форм: формы положительной степени и формы сравнительной степени:

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетанииуютно с костром – уютнее с костром

трудно без друзей – труднее без друзей

Если в словосочетании главным словом является количественное числительное, то парадигма такого словосочетания состоит всего из двух падежных: из форм именительного и винительного падежей (внешне эти формы совпадают). Так словосочетания три книги, десять домов и т.п. имеют парадигму:

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетанииИ.п. – три книги, десять домов

В.п. – три книги, десять домов

Если количественное числительное имеет форму именительного или винительного падежа, то такое количественное числительное будет главным словом в количественно-именном словосочетании. Если же количественное числительное имеет форму любого другого падежа, то оно является зависимым словом, а главным будет имя существительное.

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетанииНапример: Р.п. – трех книг, десяти домов

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании Д.п.- трем книгам, десяти домам

Т.п. – тремя книгами, десятью домами

Субстантивное управление в словосочетании Субстантивное управление в словосочетании П.п. – о трех книгах, о десяти домах.

Как показывают примеры, в родительном, дательном, творительном и предложном падежах зависимое слово – имя числительное – имеет ту же падежную форму, что и главное слово – имя существительное.

У словосочетания, имеющего парадигму, принято отмечать начальную форму. Чтобы поставить словосочетание в начальную форму, необходимо поставить в начальную форму главное слово словосочетания. Так, для субстантивного словосочетания начальной формой будет форма именительного падежа единственного числа главного слова (фруктовый сад, широкая река, картофельное поле); для адъективного словосочетания – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (серый от пыли, синий в полоску); для глагольного словосочетания – форма инфинитива главного слова (думать о будущем, построить завод). Если главное слово выражено особой формой глагола – причастием, то у такого словосочетания можно отметить две начальные формы: 1) форму именительного падежа единственного числа мужского рода причастия (построивший завод, радостно улыбающийся) и 2) форму инфинитива глагола, от которого образовано данное причастие (построить завод, радостно улыбаться); если главное слово выражено деепричастием, то начальной формой будет форма инфинитива глагола, от которой образовано деепричастие: читая книгу – читать книгу, услышав крики — услышать крики.

СХЕМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Словосочетания строятся по определенным схемам. Таких схем насчитывается несколько десятков. По ним можно построить бесчисленное множество конкретных словосочетаний.

Схема словосочетания – это отвлеченный образец, после заполнения которого конкретными словами образуются конкретные словосочетания. Схема словосочетания представляет собой запись, которая показывает:

1) какими частями речи выражены компоненты словосочетания;

2) какой компонент словосочетания является главным, а какой

3) морфологическую форму главного компонента (если его форма

определяет форму зависимого компонента) и морфологическую форму зависимого компонента (если он является изменяемым);

4) расположение компонентов относительно друг друга.

Таким образом, дать схему словосочетания – это значит отразить

Субстантивное управление в словосочетанииосновные структурные признаки словосочетания. Например, словосочетание новая тетрадь построено по схеме:

прилагат. ж.р., ед.ч., им. пад. + существ. ж.р., ед. ч., им. пад.

Субстантивное управление в словосочетанииУлыбающиеся лица

прич. мн.ч., им. п. + сущ. мн.ч., им.пад.

Субстантивное управление в словосочетанииДве книги

колич. числит. в им./ вин. пад. + сущ. в род. пад., ед. ч.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Какие бывают словосочетания по составу? Какие словосочетания

по составу выделяет «Грамматика–70»?

2. Какими способами образуются сложные словосочетания ?

3. Можно ли упростить сложное словосочетание? Если да, то каким

4. Все ли сложные словосочетания можно упростить?

5. Как определяется тип словосочетания? Какие выделяют типы

словосочетаний по способу выражения главного слова?

6. Какими частями речи может распространяться имя

существительное? Приведите примеры.

7. Какими частями речи может распространяться имя прилагательное?

8. Какими частями речи может распространяться глагол? Приведите

9. Какими частями речи могут распространяться наречия и слова

10. Какая часть речи в русском языке является наиболее активной по

своей способности распространяться другими частями речи?

11. Какие смысловые отношения устанавливаются между компонентами словосочетания?

12. Что такое парадигма словосочетания?

13. В чем состоит отличие парадигм субстантивных словосочетаний типа интересный рассказ, моя тетрадь, зеленеющее поле, первый вагон от парадигм субстантивных словосочетаний типа ветка сирени, дом с колоннами, прогулка пешком, приказ наступать?

УПРАЖНЕНИЕ 1

Выделите простые и сложные словосочетания.

1. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса

свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками или с зелеными длинными напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прежнего волосатого вербного одеяльца выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка. Даже стволы пестрых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел будущей мутовки (Пришвин). 2. На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазками цвета капусты (Паустовский). 3. В могучей тишине пустынного острова, среди первобытной полярной природы невольно замирал дух, сдавливало дыхание, человек становился маленьким, ничтожным, одной из снежинок (Первенцев). 4. Комиссар, очень похожий на вдруг постаревшего артиста Чиркова, выслушал доклад лейтенанта, пожал руку, указал, куда сесть…(Б.Васильев). 5. Под седлами чернели черпаки с красными звездами по углам (Закруткин).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выпишите в две колонки простые и сложные словосочетания.

Установите, каким способом образованы сложные словосочетания.

Майское утро, доброе сердце матери, сделать попытку скрыться, не пройти мимо главного, старый пятиэтажный дом, говорить громким голосом, стоять рядом с домом, почерк сестры, встретить с открытой душой, красивая шкатулка из дерева, очень быстро, говорить громким голосом, старинная посуда из серебра, узнать правду от друга, иметь возможность наблюдать, работать спустя рукава, достойный высокой оценки, купить газету в киоске, бабочка с желтыми крылышками, заинтересовать детей рассказом.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Из данных предложений выпишите сложные словосочетания.

В полдень Никита прилег около маленького ручья, текущего из родника по дну балки. Он задремал на земле под солнцем, в сентябрьской траве, уже уставшей расти здесь с давней весны. Пыль лета высоко стояла в воздухе, сделав более неясным и слабым небесный свет. Вдруг Никита поднялся и сел. Ему приснился страшный сон, что его душит своей горячей шерстью маленькое, упитанное животное, вроде полевого зверька, откормившегося чистой пшеницей (Платонов).

УПРАЖНЕНИЕ 4

Образуйте сложные словосочетания, распространив данные глаголы двумя знаменательными словами. При этом зависимые слова должны обозначать:

1) время и объект. Образец: купить – утром газету.

Написать, срубить, переделать, разнести, думать;

2) объект и место: Образец: посадить – сирень под окном.

Поставить, отправить, перенести, строить;

3) место и причину. Образец: вернуться – вернуться домой из-за дождя.

Переехать, опоздать, работать, сойти, остаться;

4) место и цель. Образец: прийти – прийти на завод работать.

Вернуться, прибежать, улететь, спуститься, подойти.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Охарактеризуйте данные словосочетания по способу выражения

Ответить на письмо, совершенно случайно, удивительно тонкий, тяжелый камень, две телеграммы, вернувшись из поездки, вялый от усталости, весело с друзьями, стремительно победить, каждый из нас, заметив ошибку, весь белый, тепло у костра, третий от окна, его книга, кто-то в сапогах, легкая спортивная куртка, очень удачно, дать отпор противнику, опоздав на поезд, бег по кругу, несколько листов, уверенный в успехе, мало зелени, чуть-чуть надломленный, большинство выступающих.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Образуйте глагольные словосочетания, распространив приведенные ниже глаголы:

1. Распространите именами существительными.

Шить, позаботиться, бороться, наткнуться, перебежать.

2. Распространите наречиями.

Лететь, рассказывать, созреть, покачиваться, ослабить, переписать,

3. Распространите инфинитивом.

Прийти, уехать, попросить, посоветоваться, стремиться, намереваться.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Выпишите и сгруппируйте словосочетания по выражению в них главного слова той или иной частью речи (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные).

1. В толпе идущих на станцию пригородной дорогой она шла медленным, но спорным, нисколько не отстающим шагом своих негнущихся ног, вполне готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон

московского трамвая, и к долгой зиме со всеми ее метелями и морозами (Сергеев-Ценский). 2. Еще несколько дней провела Аксинья в дороге (Шолохов). 3. Какая-то красивая дама громко беседовала с военным в красной фуражке (Чехов). 4.Буря длилась двое суток (Паустовский).

УПРАЖНЕНИЕ 8

В приведенных ниже словосочетаниях определите смысловые отношения.

1)Красное яблоко: главное слово обозначает предмет, зависимое – признак: смысловые отношения определительные;

2) открыть двери: главное слово обозначает процесс, зависимое предмет: смысловые отношения объектные;

3) откровенно ответить: главное слово обозначает процесс, зависимое признак: смысловые отношения обстоятельственные;

4) найденный охотником: главное слово обозначает признак по действию, зависимое – субъекта, то есть лицо, которое совершило действие: отношения объектные.

1. Яркая звезда, заходящее солнце, угольки костра, мост без перил.

2. Посадить яблоню, начертить схему, помочь товарищу.

3. Медленно спускаться, прийти домой, очень тонкий, жить у моря.

4. Созданный художником, исполняемый оркестром, не спится мне.

5. Портфель брата, первый рейс, прочитать статью, прочитать быстро, красный от мороза, написанный осенью, наша работа, журчанье ручейка, блокнот для записей, написать сестре, сломанный ветром, предельно ясный, листья березы.

УПРАЖНЕНИЕ 9

В данных словосочетаниях определите смысловые отношения, поставьте вопрос от главного компонента к зависимому.

Моя шапка, кирпичный завод, прочитать детям, рев медведя, седой от инея, добраться вплавь, его работа, заплакать от горя, прийти попрощаться, родиться в Омске, хорошая сумка, копье из железа.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Определите значение данных словосочетаний.

Интересная книга, веселый человек, синее небо, седые волосы, овальный стол, усы колечком, пятилетний мальчик, старое дерево, моя тетрадь, земля колхоза, перстень с камнем, девушка в очках, лицо со шрамом, ящик из фанеры, чаша из серебра, синева неба, красота лица, свет луны, звуки гитары, крыша дома, ствол ружья, ветка черемухи, лай собак, ящик для писем, студент педуниверситета, артист театра, уголь из Донбасса, вологодские кружева, дом у дороги, дверь в столовую, Харьков сегодня, мыть посуду, пить воду, подмести пол, готовить завтрак, рассуждать о поэзии, почувствовать опасность, сообщить мне, подарить невесте, отправить отцу, писать карандашом, рыть лопатой, моргать глазами, сделать из металла, обильный ягодами, полезный детям, строгий к себе, согретый солнцем, обдуваемый ветром, создаваемый людьми, охраняемый государством, размытый дождем, покрытая снегом, скучно мне, страшно мальчику, весело ребятишкам, стыдно проказнику, прийти пешком, сообщить по телефону, очень приятно, слишком шумно, сладкий до приторности, отдыхать в беседке, знакомый с детства, дежурить до утра, бороться до победы, серый от пыли, удобный для работы, развернуть для чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Дайте парадигмы приведенных ниже субстантивных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям падежа и числа, и глагольных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям лица и числа (в настоящем времени). Обратите внимание на формы зависимых слов при изменениях главных. Сделайте вывод об особенностях парадигмы субстантивных и глагольных словосочетаний.

1. Большой пень, новое здание, темная ночь.

2. Строить мост, косить комбайном, увидеть на стене.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Дайте парадигмы приведенных ниже словосочетаний, изменяя их главные слова по грамматическим категориям падежа и числа. Обратите внимание на форму зависимого слова. Сделайте вывод.

Его книга, ее поступок, их продукция, твоя книга, мой поступок, наша продукция.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Дайте схемы приведенных ниже словосочетаний.

Большая семья, дом у реки, плавно снижаться, мой карандаш, доступный школьникам, ночью холодно, каждый из нас, ученик с развитой речью, проживающий в Харькове, три вопроса, выйдя из театра.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Из данных предложений выпишите столбиком все словосочетания и рядом дайте схему каждого словосочетания.

Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город. На этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, упавшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю (Платонов).

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Именные словосочетания

Именные сло­во­со­че­та­ния — это соче­та­ния, в кото­рых глав­ным явля­ет­ся сло­во, при­над­ле­жа­щее к имен­ной части речи. Приведем при­ме­ры имен­ных сло­во­со­че­та­ний.

Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Понятие о словосочетании

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве может быть зави­си­мое сло­во. Например, при гла­го­ле «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

Два сло­ва, глав­ное и зави­си­мое, состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Слова в нем свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Причем глав­ное сло­во дик­ту­ет опре­де­лен­ную связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. Такая связь явля­ет­ся под­чи­ни­тель­ной.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым.

Главное сло­во может быть выра­же­но лек­се­ма­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ны­ми частям речи:

  • гла­го­лом и гла­голь­ны­ми фор­ма­ми (идти быст­ро, усме­ха­ясь иро­нич­но),
  • суще­стви­тель­ным (домик у реки),
  • при­ла­га­тель­ным (склон­ный к пол­но­те),
  • наре­чи­ем (вдво­ем с подру­гой) и пр.

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи выра­же­но глав­ное сло­во, раз­ли­ча­ют типы сло­во­со­че­та­ний:

Субстантивное управление в словосочетании

Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Что такое именные словосочетания?

Если в сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем или чис­ли­тель­ным, тогда речь идет об имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях.

Именные сло­во­со­че­та­ния — это соче­та­ния лек­сем, глав­ным в кото­рых явля­ет­ся сло­во имен­ной части речи: имя суще­стви­тель­ное, имя при­ла­га­тель­ное, имя чис­ли­тель­ное или место­име­ние.

Например:

  • сто­рож­ка в лесу (суще­стви­тель­ное),
  • рад отве­тить (при­ла­га­тель­ное),
  • тре­тий по сче­ту (чис­ли­тель­ное),
  • кто-то из вас (место­име­ние).

Различают суб­стан­тив­ные и адъ­ек­тив­ные имен­ные сло­во­со­че­та­ния.

Субстантивное управление в словосочетании

Видео:Словосочетание. Управление.Скачать

Словосочетание. Управление.

Субстантивные словосочетания

Латинское сло­во substantivum зна­чит «имя суще­стви­тель­ное». Таким обра­зом, глав­ным сло­вом суб­стан­тив­но­го сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся лек­се­ма, при­над­ле­жа­щая к этой части речи.

Примеры именных словосочетаний

Приведем при­ме­ры имен­ных сло­во­со­че­та­ний с суще­стви­тель­ным.

1. Существительное + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него) свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния:

  • лист зем­ля­ни­ки,
  • коман­ду­ю­щий арми­ей,
  • бег на месте,
  • мас­ло в гор­шоч­ке,
  • пла­тье в полос­ку,
  • полет над зем­лёй.

2. Существительное + при­ла­га­тель­ное:

  • стро­гий судья,
  • неис­пра­ви­мый при­твор­щик,
  • радост­ное настро­е­ние,
  • гром­кий голос,
  • певу­чая речь,
  • длин­ные воло­сы,
  • дере­вян­ные пери­ла.

3. Существительное + местоимение-прилагательное:

  • свой путь,
  • наши при­ви­ле­гии,
  • твое мне­ние,
  • этот дом,
  • какой-то незна­ко­мец.

4. Существительное + поряд­ко­вое чис­ли­тель­ное:

  • седь­мой том,
  • тре­тья стра­ни­ца,
  • один­на­дца­тое зада­ние,
  • мил­ли­он­ный поку­па­тель.

5. Существительное с при­ча­сти­ем:

  • зре­ю­щая пше­ни­ца,
  • лаяв­шая соба­ка,
  • изу­ча­е­мый язык,
  • сорван­ный листик,
  • про­се­ян­ная мука.

6. Существительное с наре­чи­ем свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью при­мы­ка­ния:

  • кусок поболь­ше,
  • поход­ка враз­вал­ку,
  • пово­рот напра­во,
  • дом напро­тив,
  • взгляд иско­са.

7. Существительное + инфи­ни­тив (при­мы­ка­ние):

  • реше­ние усту­пить,
  • надеж­да поми­рить­ся,
  • вре­мя обе­дать,
  • уме­ние уго­во­рить,
  • нау­ка обоб­щать.

Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Адъективные словосочетания

Латинское сло­во adjectivum обо­зна­ча­ет «имя при­ла­га­тель­ное». Этот вид имен­ных сло­во­со­че­та­ний содер­жит в себе в каче­стве глав­но­го сло­ва имя при­ла­га­тель­ное.

Примеры адъективных словосочетаний

1. С зави­си­мым суще­стви­тель­ным (связь управ­ле­ния):

  • крас­ный от него­до­ва­ния,
  • луч­ший из уче­ни­ков,
  • нужен детям,
  • готов к рабо­те,
  • рад пред­ло­же­нию.

2. С зави­си­мым место­име­ни­ем (связь управ­ле­ния):

  • согла­сен с вами,
  • бес­по­лез­ный для него,
  • покор­ный ей,
  • дол­жен мне.

3. С зави­си­мым наре­чи­ем (при­мы­ка­ние):

  • по-прежнему весе­лый,
  • абсо­лют­но оши­боч­ный,
  • слиш­ком угрю­мый,
  • спар­тан­ски стро­гий,
  • крайне небреж­ный,

4. С инфи­ни­ти­вом (при­мы­ка­ние):

  • готов поми­рить­ся,
  • спо­со­бен ока­зать­ся,
  • наме­рен оста­вить,
  • дол­жен учить.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Именные словосочетания с числительным

В этих имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния:

  • чет­ве­ро котят,
  • двое детей,
  • семе­ро муд­ре­цов,
  • три жела­ния.

🎬 Видео

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shorts

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения заданияСкачать

ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения задания

Словосочетание. Примыкание.Скачать

Словосочетание. Примыкание.

Согласование, управление и примыкание. Что такое управление? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать

Согласование, управление и примыкание. Что такое управление? 4 задание ОГЭ по русскому #shorts

Виды подчинительной связи в словосочетании. УправлениеСкачать

Виды подчинительной связи в словосочетании. Управление

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Поделиться или сохранить к себе: