Субъектные отношения в словосочетаниях

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Смысловые отношения в словосочетаниях

Словосочетания по смысловым отношениям между компонентами делятся на 5 видов.

  1. атрибутивные,
  2. объектные,
  3. обстоятельственные,
  4. субъектные,
  5. комплетивные.

Субъектные отношения в словосочетаниях

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Атрибутивные (определительные) отношения

Главное слово называет предмет, отвлеченное действие или отвлеченный признак, а зависимое слово дает характеристику этому предмету, действию, признаку. Такие смысловые отношения выражаются при помощи смыслового вопроса от главного слова к зависимому: какой? как? каким образом? в какой степени?

Примеры: вкусный компот, буран с севера, звезды с неба, возможность приехать, искренне радоваться.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Объектные отношения

Главное слово действие или признак, а зависимое — предмет или лицо, то есть объекты, охваченные действием или признаком. При таком типе отношений используются смысловые вопросы косвенных падежей.

Примеры: вызывать родителей, воспитание мужества, заклеивая камеру, попросить уйти, далекий от реальности.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Обстоятельственные отношения

Главное слово называет действие, а зависимое слово называет обстоятельство, при котором протекает это действие. Зависимое слово отвечает на вопросы: каким образом? когда? где? куда? почему? с какой целью?

Примеры: приехать вовремя, поет из-за грусти, поздоровался из вежливости.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Субъектные отношения

Главное слово обозначает отвлеченное действие или признак, а зависимое слово в родительном падеже обозначает того, кто совершает действие или обладает признаком.

Примеры: чириканье воробьев, блеск огней, приезд комиссии.

Зависимое слово может использоваться в дательном падеже со значением субъекта. Примеры: маме весело, братику больно.

Данные словосочетания легко перестроить в предложение, а родительный и дательный падеж заменить именительным падежом: чириканье воробьев — воробьи чирикают.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Комплетивные (восполняющие) отношения

Значение главного слова требует восполнения от зависимого слова своего значения. Наблюдается в цельных словосочетаниях, в которых нельзя поставить смысловой вопрос.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Вавилова Е. Н. Синтаксис современного русского языка

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

4. Синтаксические (смысловые) отношения в словосочетании

Структура: Главное слово + Зависимое слово

1) а трибутивные смысловые отношения (определительные /какой, чей?)

любая часть речи

* красивая одежда, твоя книга, первая встреча, брат подруги,

желание учиться, кофе по-турецки

При атрибутивных смысловых отношениях зависимое слово является определением (синтаксическая функция, член предложения)

Некоторые ученые выделяют так называемые оппозитивные смысловые отношения. Например, утес-великан, озеро Байкал . Их тоже можно назвать атрибутивными.

2) субъектные смысловые отношения. Они характерны для словосочетаний, в которых

существительное в Родительном падеже (кого? чего?)

обозначает субъект, который выполняет действие, названное существительным, главным словом.

* бег спортсмена, разлив реки, приезд брата

В таких словосочетаниях зависимое слово является определением.

В некоторых учебниках (Н.С.Валгина) субъектные отношения понимаются шире: к субъектным относятся словосочетания, которые состоят из причастий и существительных в Творительном падеже (кем? чем?).

*построенный студентами, проверенный учителями.

3) объектные смысловые отношения

обозначает объект, на который направлено это действие

*купить книгу, написать

обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие. В таком случае употребляется Творительный орудийный (чем?)

* пилить пилой, писать ручкой

обозначает объект, на который направлен этот признак

*гордый победой, счастливый в любви, надежный в дружбе

При объектных отношениях зависимое слово в предложении является дополнением.

4) адвербиальные (обстоятельственные) смысловые отношения. Возникают между компонентами: а)

наречие, существительное, местоимение, инфинитив

дает различную характеристику этому действию

* жить в общежитии, приехать вечером, сказать по ошибке, поехать отдыхать, бежать быстро

Эти отношения могут конкретизироваться как пространственные, временные, причинные, целевые, определительно-обстоятельственные.

б) Они могут возникать также, если

обозначает степень проявления признака

*очень красивый, весьма недурной

При адвербиальных смысловых отношениях зависимое слово в предложении является обстоятельством.

5) комплетивные (восполняющие) смысловые отношения характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов.

*назвался груздем, два листа, слыть простаком

В совокупности компоненты словосочетания выполняют одну синтаксическую функцию (один член предложения).

Синкретизм смысловых отношений. Это соединение, объединяющее смысловые отношения. Возникает в словосочетаниях, где главное слово имеет сложную семантику (предмет и действие).

* любовь к Родине (атрибутивные и объектные отношения),

ночевка в лесу (атрибутивные и адвербиальные)

5. Способы синтаксической связи

Синтаксические связи — это формы выражения смыслов. Существуют на разных уровнях (в словосочетаниях, в простых и сложных предложениях).

Сочинительная связь (только в пределах предложения) – связь между однофункциональными по своему синтаксическому статусу единицами (*между одинаковыми членами предложения).

Подчинительная связь — связь между синтаксическими единицами, когда один из компонентов выступает как главный.

Способы связи в словосочетании (и в сложном предложении):

1) согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется форме главного в одноименных грамматических категориях, т.е. роде, числе, падеже.

Согласование может быть полным (*зеленая трава, маленький мальчик) или неполным.

*После беседы с ним она ходила какой-то грустной.

Особая разновидность – в приложении (полное и неполное *на озере Байкал).

2) управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определенной формы (*падежа), отличной от формы главного компонента.

Виды управления различаются

А) по характеристике главного слова:

— приглагольное (* купить книгу, подъехать к дому );

— приименное (* стакан воды, два брата, вид спорта, покорный судьбе)

— принаречное (* украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой ).

Б) В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управление:

— предложное (* любовь к родине, вернуться на родину );

— беспредложное (* написать письмо, понятный всем, полный надежды ).

—вариативное (* соскучился о тебе, по тебе ..)

В) Управление может быть сильным и слабым .

—При сильном управлении главное слово требует для зависимого определенную падежную форму:

а) переходный глагол + имя в Винительном падеже (* подарить подарок );

б) переходный глагол с отрицанием + имя в Родительном/Винительном падеже (* не видел книгу /и );

в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях * пять человек );

г) если предлог соответствует приставке глагола (* дойти до дома, зайти за угол );

д) косвенно-переходный глагол + имя в Творительном падеже (* дирижировать оркестром ).

—При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова.

* подарить подарок – сильное управление; подарить в 2 часа – слабое управление.

3) примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (неизменяемая часть речи) выражает свою зависимость от главного только местоположением и смыслом. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив.

* читать вслух, приехать поздно, сидеть согнувшись, хотеть учиться, очень хороший

1) форма зависимого слова /окончания/ * директор школы, изучать лингвистику ;

2) предлог /уточняет значение падежных форм/ * любовь к родине , разлука с родиной ;

3) в предложении — союзы (при однородных членах предложения)

4) порядок слов (* сравните: хорошая погода / Погода хорошая! ). Падежные зависимые формы ( говорить с другом ), зависимый инфинитив ( пойти обедать ), обстоятельственные наречия ( остаться здесь ) обычно находятся в постпозиции.

5) в предложении – интонация. В словосочетании — только при примыкании, как средство обнаружения главного и зависимого слова.

Главное слово — Зависимое слово

Возникает на основе смысловых отношений между компонентами

Оно носит обобщающий характер и зависит от структуры словосочетания и пр.

морфологический способ выражения

Внизу обозначаем части речи

Стрелка обозначает подчинительный способ связи.

Указываем средства связи.

Указываем количество компонентов /объем словосочетания

*Разбор: красный шар берег моря

прил. + сущ. сущ. + сущ. в Р.п.

признак предмет предмет признак

2. Дополнительный материал:

Смысловые отношения в конструкциях на уровне предложения.

1. Смысловые отношения в предложении.

1) Форма предложения – это его грамматическая основа. В двусоставных предложениях – это подлежащее и сказуемое, в односоставных предложениях — один главный член предложения.

Значение грамматической основы складывается из субъекта и его предикативного признака. То есть субъект — носитель предикативного признака. Следовательно, основные синтаксические отношения — субъектно-предикативные смысловые отношения (в двусоставных и односоставных предложениях).

Подлежащее отличается от субъекта тем, что оно является элементом структуры (формы), а субъект — это элемент семантики (грамматического значения) предложения. В некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально.

*Поют. Потеплело. В аудитории жарко.

Итак, форма предложения – грамматическая основа, смысловые отношения — субъектно-предикативные .

2) обособленные члены предложения.

Смысловые отношения в них — полупредикативные (значение добавочного сообщения), имеют потенциальную возможность стать основными.

* бежит, подпрыгивая * Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.

3) однородные члены предложения.

Смысловые отношения равноправия .

* Мальчик купил книгу и тетрадь.

Они занимают одинаковую синтаксическую позицию (член предложения — дополнение).

4) уточняющие члены предложения. Это такие члены предложения, которые уточняют семантику слов с более общим значением

* Там, вдали за рекой.

Смысловые отношения пояснительные .

5) Парцеллированные члены предложения. Смысловые отношения присоединительные .

Парцелляция возникает в процессе речевой деятельности, когда говорящий хочет выделить какой-то элемент, он выносит его за структуру предложения. *Продается квартира. Недорого.

6) Вводные единицы. Смысловые отношения — соотносительные (соотношение высказывания с мыслями говорящего).

* Зима, к счастью, была не очень холодной.

7) Обращение — фатические смысловые отношения — контактоустанавливающие.

*Девушка, скажите, пожалуйста, который час?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что такое словосочетание?

2. Чем отличается словосочетание от предложения, от сочетания слов?

3. Какие существуют классификации словосочетаний?

4. Какие существуют типы словосочетаний по главному слову

5. Что такое словосочетание простое и сложное, синтаксически свободное и несвободное?

6. Каковы синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание?

7. Какие существуют виды синтаксической связи (в словосочетании и предложении)?

8. Что такое полное и неполное согласование?

9. Что такое сильное и слабое управление?

10. Что такое примыкание?

11. Составьте план данного раздела.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

1. Предложение. Основные признаки.

Основные признаки предложения – это

Грамматическая основа (ГО) — это форма. Содержание предложения, его грамматическое значение — это предикативность. Наиболее обоснованно предикативность определил В.В.Виноградов: «Значение и назначение предикативности заключается в соотнесенности предложения к действительности». Это соотнесённость проявляется в следующих грамматических категориях:

Ученики Виноградова (напр., Н.Ю.Шведова) рассматривают предикативность как модально-временную характеристику (т.е. лицо).

Модальность — это соотнесённость содержания предложения к действительности с точки зрения отношения говорящего к тому, что он сообщает, обращая внимание на сообщение как реальное/нереальное.

Таким образом, модальность – это реальность/нереальность события + отношение к нему говорящего. Следовательно, модальность разграничивается на

Объективная модальность — это соотнесённость содержания предложения к действительности с точки зрения реальности/нереальности события.

Для выяснения объективной модальности прежде всего используется морфологический способ (анализируется форма наклонения). Изъявительное наклонение указывает на реальность события. Повелительное и условное /сослагательное наклонение указывают на нереальность события. Следовательно, объективная модальность, в свою очередь, делится на реальную и нереальную.

Второй способ определения модальности — конструктивный (конструктивно-синтаксический). Имеются в виду конструкции, в которых сказуемые имеют нулевые показатели.

* У лукоморья дуб зеленый. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..

Нулевой показатель указывает на реальные события (модальность объективная, реальная).

Это отношение говорящего к тому, что он сообщает. Он не только передает информацию, но и передает свое отношение к ней.

Средствами выражения прежде всего являются:

— вводные единицы (* к счастью, к сожалению )

— логическое ударение на каком-либо компоненте

*Девочка умна. Девочка умна!

— частицы, междометия * умна -то , Ах! Увы !

— так называемые специализированные предложения, которые характеризуются субъективной модальностью. *Всем женихам жених.

На основе этих двух типов модальности ученые пришли к мнению, что в предложении может быть два типа содержания:

1. Объективное содержание — диктум .

Для того чтобы определить диктум, нужно соотнести высказывание с действительностью и определить фрагмент реальности. Например:

— местоположение * у магазина

— обладание * У него 2 книги.

— явление природы *Наступила зима .

Субъективное содержание — модус.

Через модус Говорящий реализует свои интенции — намерения (то есть желание выразить: к кому обращена речь? с какой целью? каков может быть результат? где можно использовать?).

Кроме того, через модусную характеристику можно выявить личные качества автора, связанные с характером мышления, уровнем интеллектуального развития и т.д.

2. Структурная схема

Кроме названных признаков предложение обладает способностью к абстрагированию, т.е. предложение имеет структурную схему. Структурная схема — это отвлеченный образец, по которому построено предложение.

* Птицы поют. Студенты опаздывают. и т.п.

Схема: Им.п. существительного + спрягаемая форма глагола (деятель и его состояние/процесс).

Схема: Им.п. существительного (указание на наличие предмета, явления).

Парадигма — это система форм предложения. Полная парадигма простого предложения семичленна (имеет 7 форм). Какие компоненты входят в парадигму?

-3 времени реального наклонения (индикатива):

настоящего * Дочь играет .

прошедшего * Дочь играла.

будущего времени * Дочь будет играть.

+ 4 компонента нереального наклонения:

сослагательное: * Дочь играла бы.

долженствования * Играй, дочь.

желательность * Поиграла бы дочь.

побудительное наклонение * Пусть играет дочь. (АГ — 70)

3. Строение, грамматическое значение, лексическое наполнение предложения.

ГО (грамматическая основа = главные члены предложения)

2) значение структурной схемы (*деятель и его состояние)

* Завод работает — конкретное действие

* Мальчик смеется — эмоциональное состояние (эти два примера разграничиваются на лексическом уровне).

Грамматическое значение + Лексическое наполнение предложения = Семантическая структура предложения.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Семантика словосочетаний. Субъектные и комплетивные синтаксические отношения. Три фактора зависимости синтаксических отношений в словосочетании

Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Семантика словосочетаний

Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным:

  1. 1) атрибутивным,
  2. 2) объектным,
  3. 3) обстоятельственным.

Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.

Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными существительными или прилагательными.

Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях.

Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.

Видео:Объектные отношения при личностных расстройствах. Екатерина Базарова.Скачать

Объектные отношения при личностных расстройствах. Екатерина Базарова.

Субъектные и комплетивные синтаксические отношения

В лингвистической литературе выделяются также субъектные и комплетивные (восполняющие) синтаксические отношения,

1) синтаксические отношения меры и

2) синтаксические отношения степени.

  1. 1. Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.
  2. 2. Комплетивны е синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент, например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.
  3. 3. Определительные синтаксические отношения, это отношения, при которых предмет, явление, признак определяются со стороны своего внешнего или внутреннего свойства, качества, а также получают различные обстоятельственные характеристики.

Синтаксические отношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов, действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным или глаголом, в семном составе которых обязательна сема величины (количественная сема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественные семы) и т.д. Для синтаксических отношений меры обязательным является семантическое согласование качественно-количественных сем стержневого и зависимого компонентов, например: интервал в десять секунд, двухминутный интервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей и т.п.

На уровне предложения синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемом и обстоятельствах меры.

Синтаксические отношения степени являются субъективными и возникают между предметом и признаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичном состоянии, являются разновидностью атрибутивных (в широком смысле) и обстоятельственных синтаксических отношений, сравните: невыносимые разочарования, обморочный восторг, огромный кот, широченный мост, стремительно мчаться, невероятно разволноваться и т.п.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Три фактора зависимости синтаксических отношений в словосочетании

Итак, синтаксические отношения в словосочетании зависят от

  • 1) общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальных значений,
  • 2) от лексического значения сочетающихся слов,
  • 3) от контекста, более широкого, чем словосочетание.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Анализ словосочетания

При анализе словосочетания следует помнить, что словосочетание как синтаксическая единица существует в предложении и, характеризуя ее, нельзя не учитывать окружающего контекста, поскольку семантика словосочетания так же, как и слова, обусловлена не только внутренними семантическими отношениями между компонентами (для слова это есть словарное значение), но и внешними отношениями с другими словами в предложении, поэтому значение словосочетания должно специально уточняться.

Схема анализа словосочетания

  1. 1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).
  2. 2. Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).
  3. 3. Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выражения главного и зависимого компонентов).
  4. 4. Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установить причину, по которой словосочетание является несвободным: информативная недостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).
  5. 5. Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения между компонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен, проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить сему согласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).
  6. 6. Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи, способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составе словосочетания, предлоги, порядок слов).

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место — это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому — история формирования и развития наречий.

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Субъектные отношения в словосочетаниях26.08.2016, 5388 просмотров.

🎬 Видео

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Семенова Д.Ю. Вопросы и ответы про объектные отношенияСкачать

Семенова Д.Ю. Вопросы и ответы про объектные отношения

Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.Скачать

Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Психоанализ | Теория объектных отношенийСкачать

Психоанализ | Теория объектных отношений

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание
Поделиться или сохранить к себе: