- Значение слова «стяжение»
- стяже́ние
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Функции словообразованияв процессе языковой коммуникации Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
- Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Присная Л. Л., Рукавицына О. Н.
- Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Присная Л. Л., Рукавицына О. Н.
- Текст научной работы на тему «Функции словообразованияв процессе языковой коммуникации»
- Стяжение словосочетания в одно слово
- 🔥 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Значение слова «стяжение»
СТЯЖЕ́НИЕ, -я, ср. Действие по глаг. стянуть (в 3 и 4 знач.).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Стяже́ние (контракция) — слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг. Стяжение, как и другие фонетические изменения (диссимиляция, лениция и т. д.), бывает чисто фонетическим (беглое произношение, языковой закон), но может носить морфонологический характер, то есть становится частью морфологии языка. В русском языке формы глаголов приду и приму возникли путём стяжения гласных: при-иду > приду, при-иму > приму; в костромских говорах возникли стяжённые формы глаголов вследствие выпадения j в интервокальном положении с последующим стяжением гласных: понимаешь > понимашь, понимает > понимат. Распространено в севернорусском наречии, различающем говоры с полным (в долгий гласный) и неполным (в дифтонг) стяжением гласных в окончаниях прилагательных и глагольных формах. Неполное стяжение гласных в окончаниях прилагательных и глагольных формах — характерная черта старого петербургского произношения.
Морфонологическое стяжение следует отличать от элизии, так как стяженные формы морфологически описаны, тогда как сокращенные в результате элизии нет.
СТЯЖЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. стянуть в 1 знач. — стягивать.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стяже́ние
1. действие по значению гл. стянуть
2. лингв. слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг ◆ Повестуть ‘говорит, повествует’ ― вряд ли пропуск е; скорее это севернорусское стяжение с долгим гласным типа работа: т ‘работает’, требу: т ‘требуют’. А. А. Зализняк, «Берестяные «окна» в прошлое», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Появление новых долгот благодаря стяжению гласных несомненно имело большое влияние на развитие просодической системы отдельных славянских языков. Н. С. Трубецкой, Письма Р. О. Якобсону, 1920-1938 г. (цитата из НКРЯ)
3. геол. минеральное тело, резко отличающееся от вмещающих пород по физическим свойствам, структуре и составу ◆ Гетит и гидрогетит встречаются в рудах в виде небольших округлых стяжений скрытокристаллического строения, которые содержат тонкую примесь терригенного кварца и чешуек слоистых алюмосиликатов. «Комплексирование минералого-аналитических методов при изучении оксидных марганцевых руд», 2001.11.14 г. // «Геоинформатика» (цитата из НКРЯ) ◆ Шарики эти оказались обыкновенными известковыми стяжениями, вероятно вымытыми из почвы большой водой. М. А. Лялина, «Путешествия H. М. Пржевальского в восточной и центральной Азии», 1891 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полудрёма — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Функции словообразованияв процессе языковой коммуникации Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Присная Л. Л., Рукавицына О. Н.
Исследованию подвергнуты функциональные особенности единиц словообразовательного уровня в процессе языковой коммуникации. Выделены четыре функции, выполняемые словообразованием : уплотнение информации , семантическая конденсация , культурная идентификация, выражение этноязыковой культуры в этикетных формах.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Присная Л. Л., Рукавицына О. Н.
Видео:Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое словоСкачать
Текст научной работы на тему «Функции словообразованияв процессе языковой коммуникации»
ФУНКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Л. Л. Присная 11 О. Н. Рукавицына 21
1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет
2) Военно-морская академия, г. Санкт-Петербург
prisnaja@bsu.edu.ru lazebnaja_74 @mail.ru
Исследованию подвергнуты функциональные особенности единиц словообразовательного уровня в процессе языковой коммуникации. Выделены четыре функции, выполняемые словообразованием: уплотнение информации, семантическая конденсация, культурная идентификация, выражение этноязыковой культуры в этикетных формах.
Ключевые слова: словообразование, процесс коммуникации, информация, семантическая конденсация, этноязыковая культура, этикет.
В последние десятилетия происходит «обращение к живому функционированию языка», «прагматизация лингвистических исследований», являющаяся следствием стремления «учитывать «человеческий фактор» в речевой деятельности» [1].
Этот постулат в самой большой степени касается использования носителем языка словообразовательных средств в процессе языковой коммуникации.
Порождение нового слова (акт словопроизводства) происходит в процессе речевой деятельности, как и порождение любой другой единицы языковой системы, (В. Гумбольдт, А. А. Потебня, Ф. де Соссюр, М. М. Бахтин, Т. Г. Винокур, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, и др.), осуществляется в соответствии с ее законами, носит деятельностный характер.
Для осуществления акта словопроизводства должна возникнуть коммуникативная ситуация, в контексте которой возникнет потребность (мотивы) для обозначения какого-либо нового знания с помощью лексической единицы, то есть коммуникативная ситуация породит ситуацию ономасиологическую, один из коммуникантов будет включен в ономасиологический контекст (С. М. Васильченко, О. А. Габинская, М. С. Малеева, И. С. Торопцев, И. А. Устименко). Коммуниканты только используют способность языка через минимум средств к «достаточно дифференцированной и точной репрезентации бесконечно разнообразного при помощи ограниченного набора конвенций и соответствующих языковых образований (в новых ситуациях) [2, с. 72]. Дж. Гринберг справедливо замечает, что некоторые слова для носителя языка с очевидностью «являются расчленимыми в том смысле, что они составлены тем или иным регулярным образом с помощью сложения или деривации из более мелких единиц, встречающихся либо изолированно, либо в других сочетаниях» [6, с. 61].
Динамическое, процессуальное словообразование, словопроизводство, деривация описаны 1) с точки зрения деятельностного подхода [7] как вид деятельности по созданию лексической единицы с помощью средств словообразования; 2) с ономасиологической, психолингвистической точки зрения: И. С. Торопцевым [11] предложена структура общеязыковой словопроизводственной модели, которой интуитивно, на бессознательном уровне пользуется носитель языка при необходимости образовать новое слово, обозначить новое знание с помощью производной лексической единицы; з) представителями когнитивной лингвистики (А. А. Залевская, Е. С. Кубрякова
и др.) с точки зрения кодирования и декодирования информации в ходе коммуникативного акта.
Е.А. Земской [7] выделены 5 функций словообразования в языке: номинативная, конструктивная, компрессивная, экспрессивная, стилистическая; Л. А. Вараксиным [4] рассмотрены словообразовательные средства, обслуживающие эти функции. Все эти функции И.Б. Голуб рассматривает со стилистической точки зрения на примере анализа литературных текстов, авторского словообразования [5].
Цель настоящей статьи — рассмотреть, какие функции выполняет словообразование в акте языковой коммуникации, как словообразование характеризует коммуникантов с точки зрения их отношения к родному языку и своей речи. По нашему мнению, учитывать данные проведённого исследования особенно важно при обучении русскому языку иностранных студентов.
Функция уплотнения информации
Коммуникативный акт совершается во времени, коммуниканты этим временем ограничены. Постоянно увеличивающийся поток информации приводит к поискам наиболее экономных средств передачи информации, которые позволили бы в минимальную единицу времени передать максимальный семантический объем информации. Передача информации через предикативные синтаксические единицы оказывается наименее экономным способом, та же информация может быть передана с помощью словообразовательных моделей путём свёртывания, стяжения синтаксической формы выражения, сокращения материальной части коммуникативного процесса до номинативного. Стяжение материальной оболочки используется прежде всего для сокращения временных параметров потока речи и проходит, как правило, несколько этапов, этап деривации — последний. Ярким примером подобного «поступенчатого» сокращения является возникновение слова автогражданка, созданного ведущими (и сразу несколькими) телевизионных новостных программ12: обязательное страхование гражданской ответственности владельца автомобильного транспорта -автогражданская ответственность — автогражданка. Это случай стяжения материальной оболочки, казалось бы, против всяких правил: автогражданская ответственность — это ответственность владельца или автомобиля? Тем не менее, слово принято уже на этой ступени, и содержание слова автогражданка одинаково было понято и принято всеми носителями языка. Однако стилистически маркированное как разговорное, слово не могло войти в официальный документ — Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельца автомобильного транспорта. Потребовался нейтральный, а то и маркированный официально-деловым стилем термин — возникла «на наших глазах» аббревиатура ОСАГО, которая и была использована при создании Закона. С одной и той же целью использованы два разных способа создания нового слова: с одной стороны это суффиксальное образование, употребление которого ограниченно разговорным стилем, с другой стороны — аббревиация, способ также стилистически маркированный, но на этот раз принадлежащий к официально-деловому стилю. Уплотнение информации часто осуществляется в акте коммуникации с помощью сокращений слов, особенно в речи молодёжи: зам, комп, нал, преп, уд, неуд, фан, чел и под. Эта функция, в сущности, по Е. А. Земской, — компрессивная, однако и стилистическая.
Л.А. Вараксин относит эти явления к компрессивному словообразованию. Сюда же он включает и семантические конденсаты, или универбаты, или компресси-вы [3; 4]. Однако явление семантической конденсации имеет, на наш взгляд, иные
1 Мнения разные — от отмены автогражданки до её немедленного введения. ОРТ, 14.10.2003. Дума рассматривает вопрос об автогражданской ответственности. Что будет с автогражданкой — неизвестно. РТР, 15.10.2003.
корни, и это явление мы предпочитаем рассмотреть как отдельную функцию словообразования в процессе языковой коммуникации.
Функция семантической конденсации
Уже на приведённом примере мы заметили, что содержание созданной носителем языка производной единицы может быть шире её морфемного состава, и единица, созданная в процессе коммуникативного акта, в этом случае может быть понята только в контексте этого акта. К таким явлениям принадлежит конденсация плана содержания в процессе словопроизводства, связанная с мотивировкой всем содержанием при выборе в качестве производящего одного из компонентов мотивирующего словосочетания: нефтяная промышленность — нефтянка, социальная сфера — социалка и под.
Е. Д. Поливанов видел основной фактор, причину подобных явлений в уменьшении расхода трудовой энергии, которая «склонна осуществляться. лишь до тех пор, пока сокращение энергии не угрожает бесплодностью всего данного трудового процесса.», «пружина этого механизма» есть, по образному выражению автора, «лень человеческая» или — что то же — стремление к экономии трудовой энергии» [9, с. 81] и может проявляться в виде экономии психической деятельности: сюда относится экономия мыслительных (конструирующих синтаксический и грамматический состав фразы) процессов во время речи [9, с. 83 — 84]. А. В. Исаченко считает закон экономии усилий «одним из основных законов развития лексики вообще» [8, с. 139].
Н. М. Шанский видит проявление принципа «экономии усилий» в устранении названий с расчлененной формой и универбации, в «сжатии в слово номинативных словосочетаний целостной семантики и частого употребления» [13, с. 158], то есть в явлении семантической конденсации и формальной стяженности.
О продуктивности «приема конденсации» свидетельствует то, что в «Толковом словаре русского языка конца XX века. Языковые изменения» зафиксировано более двухсот семантических конденсатов, отмечается и их многозначность. Так, для слова отказник словарь дает четыре значения: 1. В советск. время: тот, кому отказано в праве выезда за границу. . он не описал . еврейских «отказников» .[Огонек, 1992, 10]; 2. Тот, кто отказывается повиноваться властям, администрации и т.п. в знак протеста против чего-л. . зек А1-452. ставит задачу: что легче — работать или, став «(отказником», сидеть в карцере. [Огонек, 1991, 3]; 3. Призывник, отказавшийся от службы в армии по идеологическим, религиозным и др. причинам; 4. Ребенок, оставленный на попечение государства в результате отказа от него родителей (или одного из них); отказной ребенок. Только последнее значение фиксируется впервые. На основании материалов СМИ можно выделить и 5 значение: ‘отказавшийся от лидера, отступивший от него, предавший его’. Появились новые « Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Стяжение словосочетания в одно слово
Универбация (универб’ация, -и)
۩ (лат. unus один + verbum слово) (3).
▲ Компрессивное словообразование – образование слова на базе словосочетания, которому оно синонимично. используется не для обозначения словом нового понятия, а для однословного обозначения понятия, уже имеющего в языке устойчивое наименование, но неоднословное. Основной объект суффиксальной универбации – определительные словосочетания, в которых определительное слово опускается, а к основе определяющего слова присоединяется тот или иной суффикс. (7)
Ослабление или утрата членимости часто употребляющимся, устойчивым сочетанием двух слов: вприпрыжку, так-сяк, более-менее. (2)
► лингв. образование, слова на базе словосочетания, которому оно синонимично, напр. зачетная книжка -» зачетка, автомобиль иностранной марки — иномарка.
◄ В статье придаётся большое значение одному из видов образования сокращённых слов – универбации, которая приобретает особенно широкое распространение. В настоящее время около 50% аббревиатурного образования идёт по этому способу, что вытекает из закона сохранения усилий или наименьшего усилия. (4)
Термин «универбация» впервые был употреблен К. Бругманном в 1904 г. для обозначения звуковых единиц, «возникших на основе словосочетаний внешне цельнооформленных, но не обладающих содержательной изолированностью» [6; 130 — 149]. Впервые как предмет обучения «универбаты» используются в работе Т.Д. Соколовской «Категория нормативности во вторичных наименованиях сокращенного типа». (5)
▼ 1. Универбаты с предметным значением (микроволновка, морозилка, стиралка, музыкалка, минералка).
2. Универбаты с непредметной семантикой (заманушка, обязаловка, показуха, встречка). (5)
1) смысл целого словосочетания вкладывается в слово, имеющее основу одного из его членов и грамматически оформленное как другой его член;
Ярким показателем служит конденсация атрибутивного словосочетания, выраженная существительным женского рода с последующей суффиксацией: нержавейка, незамерзайка, тормозуха, солярка. Правильное понимание смысла подобных слов обеспечивается устойчивым характером исходных сочетаний, представляющих собой целостное по смыслу, но раздельно оформленное наименование одной из разновидностей чего-либо. Таковы названия дорог: канатка, грунтовка, гравийка, проселок, сыпуха. Однословные наименования этого типа особенно продуктивны в разговорной и профессиональной речи, при этом, попадая в печать, сопровождаются кавычками, в знак их непривычности и новизны. Многозначность некоторых конденсатов не мешает их употреблению, так как каждая социальная группа пользуется ими только в одном значении. Так, автомобилисты под минералкой понимают «минеральное масло», а в обычном контексте — минеральную воду. Слово канатка в зависимости от контекста может быть прической или универбом, образовавшимся из словосочетания канатная дорога.
2) смысл словосочетания сосредоточен в одном из его компонентов;
Определяющие слова включают в себя значение определяемых (Нижний
Новгород — Нижний; шампанское вино — шампанское; благоверный муж -благоверный; борзая собака — борзая).
3) смысл выражается сложносокращенным словом;
Этот словообразовательный тип превращает словосочетания в слово с применением усечения членов, дающих следующие разновидности:
— усеченная часть + целое слово (запчасти запасные части, турбодизель турбинный дизель);
— усеченная часть +начальная усеченная часть (компромат компрометирующие материалы).
4) смысл выражается аббревиатурой: ДТП дорожно-транспортное происшествие, МКАД московская кольцевая автомобильная дорога. (8)
→ стяжение, семантическая конденсация, семантическая компрессия (6)
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник». В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.
Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка . Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев . 1998.
Словарь иностранных слов, 2006.
Молодыченко А.В. “Семантическая компрессия в современном публицистическом заголовке”.
Универбация как вид компрессивного словообразования в современном русском языке. Копоть Лилия Владимировна.
🔥 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ//КАК ЕГО УЗНАТЬ//ПРИЗНАКИ//КАК ДОКАЗАТЬСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетания с предлогом НАСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать