Студенты читают словосочетание или нет

Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

Словосочетание состав­ля­ют сло­ва, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу. Не все соче­та­ния слов удо­вле­тво­ря­ют этим тре­бо­ва­ни­ям и явля­ют­ся словосочетаниями.

Как пра­ви­ло, сло­во­со­че­та­ние состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва, кото­рые свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос.

Не все соче­та­ния слов явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Например, нель­зя назвать сло­во­со­че­та­ни­ем под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , так как они состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния и меж­ду ними суще­ству­ет рав­но­прав­ная связь:

Во-вторых, соче­та­ния слу­жеб­ных слов (сою­зов, частиц, пред­ло­гов) со зна­ме­на­тель­ны­ми не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми, например:

  • тоже нари­сую, так­же при­ся­ду (союз и глагол);
  • какой чудес­ный, слов­но шёл­ко­вый (части­ца и прилагательное);
  • буд­то при­слу­ши­ва­ет­ся (части­ца и глагол).

Нужно обра­тить осо­бое вни­ма­ние на соче­та­ния суще­стви­тель­ных или место­име­ний (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ных частей речи) с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми, кото­рые лег­ко спу­тать с дру­ги­ми частя­ми речи, например:

Не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми слож­ные и состав­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла, состав­ные сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и наре­чий, например:

  • буду петь, будешь верить, пус­кай гово­рит, пусть напи­шет, давай постро­им, давай­те подумаем;
  • более кра­си­вый, менее сон­ный, наи­бо­лее силь­ный, наи­ме­нее тон­кий, самая вни­ма­тель­ная, гром­че всех.

Студенты читают словосочетание или нет

Ряды одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния , соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью, так­же не назо­вём словосочетаниями:

Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, или фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты , не чле­нят­ся на состав­ля­ю­щие их сло­ва. Они явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния. Фразеологизм обыч­но мож­но заме­нить словом-синонимом, например:

  • не раз­мы­кать уст — молчать;
  • пове­сить нос — расстроиться;
  • кри­вить душой — обманывать;
  • ни свет ни заря — рано.

Соответственно фра­зео­ло­гизм не явля­ет­ся словосочетанием.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что не является словосочетанием в русском языке

Студенты читают словосочетание или нет

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Основные признаки

По типу связи слов сочетания могут быть классифицированы на подчинительные и сочинительные. Определить, словосочетание это или нет, на конкретных примерах помогут некоторые признаки:

Студенты читают словосочетание или нет

  1. Наличие минимум двух знаменательных единиц, среди которых нет сочетания подлежащего и сказуемого. В последнем случае речь идет о предложении. Например, «я сижу» — это короткое нераспространенное предложение, состоящее из главных членов, но не словосочетание.
  2. Присутствие грамматической связи. Компоненты, входящие в состав этой синтаксической единицы, должны быть объединены между собой. К примеру, «кошка духовка» — это не словосочетание, а набор двух не связанных между собой грамматически слов.
  3. Лексико-семантическая сочетаемость. Слова должны быть объединены не только грамматически, но и логически по значению, то есть семантически.

Относительно способа связи существуют две противоположные позиции. Одни лингвисты полагают, что словосочетанием могут называться слова, объединенные между собой исключительно подчинением («читать журнал», «синяя кофта», «гулять в лесу»).

Обороты типа «красивый и здоровый», «дикие и домашние», «в лесу и в поле» к подобным единицам не относятся, поскольку элементы в них объединены по принципу сочинения, то есть являются равнозначными. Другие же языковеды уверены, что и такие конструкции могут быть названы сочетаниями, поскольку словами либо предложениями они быть не могут.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Определение термина

Чтобы отличить словосочетание от не словосочетания, следует запомнить следующее определение синтаксической единицы — это некоммуникативный элемент синтаксиса, в который включены значимые слова (два и более), объединенные между собой подчинительной связью, обладающие конкретным лексическим и грамматическим значением, сочетающиеся на семантическом уровне. Таким образом, словосочетание характеризует определенное явление действительности, но в более развернутом и сложном виде, чем это сделало бы простое слово.

Сравним «платье» и «красное платье». В первом случае становится очевидным, что речь идет о конкретном предмете одежды, во втором примере человек получает более подробную информацию, узнав о расцветке текстильного изделия.

Студенты читают словосочетание или нет

Еще один пример: «в лесу» и «грибы в лесу» — две простые конструкции, относящиеся к синтаксису. Но в первом случае становится понятным только место действия — лес. Это слово с предлогом. Во втором варианте читатель получает более детальную информацию, узнает, что в лесу находятся грибы.

Словосочетание является составной частью предложения и само по себе в процессе коммуникации не участвует. При синтаксическом разборе предложения иногда важно выделить все имеющиеся в нем сочетания слов. Пример: «Осенью в лесу можно встретить многообразие грибов: подберезовиков и подосиновиков, опят и маслят». Здесь можно найти несколько сочетаний:

  1. Осенью в лесу.
  2. Многообразие грибов.
  3. В лесу можно.
  4. Многообразие грибов в лесу.

В каждую из этих конструкций входит более чем одно знаменательное слово. В своем сочетании они позволяют детальней охарактеризовать предмет или явление действительности, чем это сделало бы одно слово. Однако конструкции «можно встретить» или «в лесу» к числу рассматриваемых лексических единиц не относятся. В первом случае речь идет о составном глагольном сказуемом, во втором — о слове с предлогом. Они не являются словосочетаниями, и примеры наглядно иллюстрируют разницу.

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Фразеологизмы и другие исключения

Есть несколько групп-классов лексических и синтаксических единиц, которые нельзя отнести к категории сочетаний. Хоть в их состав входят две знаменательных единицы и более, объединенных между собой по смыслу, назвать их словосочетаниями нельзя. К их числу относятся несколько групп:

Студенты читают словосочетание или нет

Студенты читают словосочетание или нет

  1. Фразеологизмы. Например, «повесить нос», «спустя рукава», «как кошка с собакой». Как правило, данные сочетания можно заменить синонимичной единицей или оборотом. Например, в первом случае это «приуныть», во втором — «кое-как, недобросовестно», в третьем — «врагами», «недружно». Такие устойчивые идиоматические единицы очень похожи на словосочетания, но не относятся к этому классу грамматических конструкций. Их отличительные черты — наличие единого смысла и возможность замены синонимом.
  2. Сочетание подлежащего и сказуемого. Это грамматическая основа. Даже если имеются только они без какого-либо распространения, то речь идет о простом нераспространенном предложении. Здесь подлежащее может быть выражено существительным, сказуемое — глаголом («светит солнце», «гуляют дети», «льет дождь»). Еще пример — «льет сильный дождь». Это предложение, в котором главными членами являются «льет (подлежащее) дождь (сказуемое)», а существительное с прилагательным «сильный дождь» представляет собой словосочетание, поскольку связь между ними подчинительная.
  3. Сочетания однородных членов. Некоторые исследователи относят их к числу сочетаний, но большинство языковедов склоняется к тому, что ключевым признаком таких конструкций является наличие подчинения. К примеру, «красные и зеленые» — это не словосочетание, а пара однородных определений в составе предложения, а «красные шары» — словосочетание. Причем и те и другие могут входить в состав текста, делая его более информативным и интересным для читателя либо слушателя.
  4. Сочетание слова с предлогами (даже сложными) — это не словосочетание. Например, «около магазина» — это слово с предлогом, поскольку «около» не несет в себе смысловой нагрузки. «Напротив школы», «на уроке» — это сочетания существительных и предлогов.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Поиск в предложении

Чтобы выделить словосочетание в тексте, важно помнить его основные признаки, то есть наличие двух слов — главного и зависимого. От главного можно задать вопрос к зависимому: «грибы в лесу» — грибы (где?) — в лесу; «красное платье» — платье (какое?) — красное. «Правильный выбор» — тоже словосочетание.

Отсутствие равноправия — также важный признак. Пытаясь выявить, где скрываются словосочетания в предложении или тексте, важно помнить, что их должна связывать подчинительная связь, то есть одно слово должно быть зависимо от другого по значению.

Состоять между собой в подчинении, согласно наиболее популярной позиции языковедов, они не могут. Следующая возможность выявить словосочетание — задать вопрос от главного слова к зависимому. Когда речь идет о ряде однородных членов, то сделать это не получится, даже если они обладают противоположным значением.

Студенты читают словосочетание или нет

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Варианты типологии

Есть несколько видов словосочетаний. Самыми распространенными являются именные, в которых главный компонент — имя существительное, прилагательное, местоимение или числительное («красивый фрукт», «определяющим фактором», «гадкий я», «семеро милых»). Вопрос в этом случае задается от имени к зависимой части: фрукт (какой?) красивый, я (какой?) гадкий, семеро (каких?) милых.

Глагольные сочетания — такие, в которых главным словом выступает глагол, причастие либо деепричастие («бежать быстро», «бежавший на скорость», «бегая рысью»). Можно и осложнить: «бежать изящной рысью». Это сложное сочетание, в котором содержится несколько вариаций: бежать (как?) рысью, рысью (какой?) изящной.

Следующий тип — наречные, в них главное слово выражено наречием. «Очень хорошо» — пример такого сочетания, главной и зависимой лексемами являются наречия.

Чтобы выявить словосочетание в тексте, важно знать общие признаки этой синтаксической единицы, а также уметь задавать вопросы от главного слова к зависимому. Избыточные обозначения, например, принадлежность элементов разным частям речи, также помогут не допустить ошибки.

Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Студенты читают словосочетание или нет

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

📽️ Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Учительница Русского языка в Морской школеСкачать

Учительница Русского языка в Морской школе

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»

Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать

Свободные и несвободные (цельные словосочетания)

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shorts

ЧТО БЕСИТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗа?Скачать

ЧТО БЕСИТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗа?

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Поделиться или сохранить к себе: