Структура и семантика словосочетаний классификация словосочетаний

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Структура и семантика словосочетаний

Структуру словосочетания составляет совокупность 4-х конструктивных признаков:

1) грамматическая природа сочетающихся слов;

2) вид подчинительной связи;

3) наличие или отсутствие служебных слов;

4) порядок слов. В современном русском языке словосочетания строятся по определенным структурным схемам, моделям. Например, «прилагательное + существительное» — сильная держава, веселый смех; «глагол + существительное в винительном падеже» — принимать бюджет, читать статью; «глагол + наречие» — говорить громко, повторить вслух; «числительное + существительное в родительном падеже» — три студента и др.

Словосочетание обладает свойственным лишь ему грамматическим значением, которое определяется характером синтаксических отношений между зависимым и главным компонентами.

Выделяются четыре основные типа синтаксических отношений в словосочетании:

1. Атрибутивные (определительные) отношения — это отношения — это отношения между предметом и его признаком. Они возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных с прилагательными, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, полными причастиями, существительными, наречиями, инфинитивом: городской сад, наш дом, третий курс, прочитанная лекция, радость победы, кофе по-турецки, стремление выступить. Атрибутивные отношения выделяются при помощи вопросов какой? чей? В этом случае зависимое слово в предложении выступает в роли определения.

2. Объектные отношения — это отношения между действиями и предметами приложения действия. Они возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов с именами существительными, местоимениями-существительными и реже с инфинитивом: писать лекцию, провожать его, просить беречь. Объектные отношения могут складываться и в словосочетаниях с главным словом прилагательным, существительным и категорией состояния: покорение вершины, достоин помощи, жаль товарища. Объектные отношения выявляются в том случае, если к зависимому слову можно поставить только вопрос косвенного падежа. В этом случае зависимое слово в предложении выступает в виде дополнения.

3. Обстоятельственные отношения — это отношения действия к различным обстоятельствам, в которых оно совершается. Они свойственны глагольным словосочетаниям, так как действия всегда происходят в каком-то месте, времени: отдыхать у моря, возвращаться утром, пропустить по болезни, уехать осенью, читать быстро. Среди этих отношений выделяются пространственные, временные, причинные, целевые, условные, уступительные. Данные отношения позволяют ставить «обстоятельственный» грамматический вопрос от главного слова к зависимому. В этом случае зависимый компонент в предложении выступает в роли обстоятельства.

В особую группу выделяются комплетивные (восполняющие) отношения — «предметы и их количества». Они возникают при информативной недостаточности главного слова, когда появляется необходимость в смысловом добавлении. Зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова: две березы, много сказок, слыть чудаком, маю звезд, в третьем часу. В слово-сочетаниях с восполняющими отношениями нельзя поставить смысловой вопрос от главного слова к зависимому, так как главное слово информативно недостаточно и составляет с зависимым словом тесное единство. Словосочетание с этим значением выполняет обычно роль одного члена предложения.

Задания для самопроверки

1. Определите тип синтаксических отношений в словосочетаниях.

I. Тетрадь студента, интересное сочинение, составить тезисы, любоваться морем, солнечный день, три месяца, чтение книги, помочь товарищу, измерить площади, находиться в аудитории, скошенная трава, рассказывать улыбаясь, отсутствовать по болезни, второй отряд, писать карандашом, важный вопрос, говорит!, с увлечением, повернуть назад, тихо шептать, осенние цветы, интересоваться искусством, идти прихрамывая, заниматься в библиотеке, платок сестры, пришел вечером, поймать окуня, выехать из города, третий с краю, доволен успехами, множество цветов.

II. Сильные морозы, поднять температуру, снежный покров, бежать вдогонку, лепить из снега, строить замок, песочные часы, два человека, поехать на экскурсию, интересный собеседник, серое небо, много вопросов, готовый к бою, обладающий знаниями, вестник лугов, память о чуде, цепочка из золота, староста группы, рекомендовать посмотреть, ехать наугад, ряд вопросов, много снега, вред здоровью, город на Неве, впереди на шаг, рисовать узорами.

Виды словосочетаний

По степени синтаксической спаенности в синтаксисе различаются синтаксически свободныеи синтаксически несвободные (цельные) словосочетания.

Свободные словосочетания — это такие, которые состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Каждый их компонент выполняет в предложении роль отдельного члена предложения. Компоненты свободных словосочетаний могут замещаться словами соответствующей категории: золотая осень, ранняя осень, холодная осень, дождливая осень.

Несвободные(нечленимые, неделимые, цельные) — это словосочетания, тесно лексически связанные и нечленимые в данном контексте. Хотя каждое слово в них сохраняет самостоятельное лексическое значение, в предложении они всегда являются одним членом предложения: три друга, маю слов несколько учеников, никто из них, хотел поступать, начал учиться, готов помочь и др. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания обнаруживаются только при функционировании в предложении, где они утрачивают раздельность компонентов: Один из студентов вернулся поздно (один из студентов -подлежащее).

От свободных и синтаксически несвободных словосочетаний следует отграничивать устойчивые, фразеологические сочетания, в которых компоненты утрачивают самостоятельность: гонять лодыря, бить баклуши, зайти в тупик, строить воздушные замки, держать нос по ветру, дать слово, филькина грамота.

Задание для самопроверки

1. Определите, какие словосочетания являются синтаксически свободными, какие — синтаксически несвободными (цельными), какие — фразеологическими. Докажите это.

1) Крутая гора, упасть с лестницы, интересное сообщение, попасть впросак, три книги, думать о жизни, тянуть время, тянуть канат, тянуть лямку.

2) Сидеть дома, что-то странное, на седьмом небе, на седьмом этаже, воспитание детей, много песен, отец с матерью, кровь с молоком, любовь к Отчизне, жить в деревне, сидеть молча.

3) Зеленая листва, зеленая тоска, зеленая крыша, зеленая молодежь, двое из группы, дом из кирпича, начал рассказывать, пришел в ярость, тихой сапой, лепить бабу, золотой юбилей.

4) Трое из сидевших, витать в облаках, перистые облака, начал помогать, между двух огней, никто из детей, любить детей, низкого роста, уметь мастерить.

5) Остался дома, остался с носом, чувство локтя, прекрасное чувство, сесть на диван, сесть в лужу, хотел поступить, кто-то из толпы, бабье лето.

При делении словосочетаний по структуре принято выделять простые и сложные.

Простыесловосочетания состоят из двух знаменательных слов: принять решение, красивое пальто, курс обучения, тропинка из рощи. Эти словосочетания построены на основе одного вида связи (или согласования, или управления, или примыкания). Как правило, простые словосочетания двусловны, но могут иметь в своем составе и три слова при наличии аналитических форм (самый красивый город, будет учить в школе).

Сложные словосочетания состоят из трех и более знаменательных слов. Они образуются на основе разных видов связи: увлеченно смотреть новый фильм, первые цветы в апреле. Чаще всего сложные словосочетания образуются из простых словосочетаний путем различной комбинации их:

1) словосочетания, в которых связь исходит из одного слова: защитить диплом в срок; великая сила души; тихо рассказывать сказку.

2) словосочетания, в которых связь исходит из разных слов: выступление молодых актеров; показать интересный фильм; свет яркой звезды.

При такой классификации простых и сложных словосочетаний все внимание направлено на вид связи. Существует еще группа словосочетаний, переходных от простых к сложным; в них входят словосочетания, в составе которых имеются синтаксически несвободные словосочетания: девочка семи лет, юноша с голубыми глазами, знать много песен, купить три тетради.

Таким образом, при определении количественно-структурного типа словосочетаний следует обращать внимание не только на количество слов, но и на количество случаев связи: в словосочетании самый приятный отдых — 3 слова, но один случай связи между словоформой самый приятный и словом отдых — согласование, поэтому такое словосочетание называется простым. А между словом самый и приятный связи нет, потому что это сложная форма сравнительной степени прилагательного.

Задание для самопроверки

1. С данными словами образуйте сложные словосочетания двух видов: а) чтобы связь исходила от одного главного слова; б) чтобы связь исходила от разных главных слов.

Образец:

Желание выиграть время — сложное словосочетание, в котором связьисходит от главного слова выиграть; желание выигратьи выиграть время,

Стены кирпичного дома — сложное словосочетание, в котором связь исходит от разных главных слов: стены дома, кирпичного дома.

Читать, тропинка, ждать, надежный, полезнее, город.

2. Определите структурно-количественные типы словосочетаний: простые (двухкомпонентные и трехкомпонентные) и сложные. Охарактеризуйте несвободные компоненты простых (трехкомпонентных) словосочетаний. Укажите особенность строения сложных словосочетаний.

Образец:

Любить спорт — свободное простое (двухкомпонентное) словосочетание;

Будем искать решение — свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из компонентов словосочетания — будем искать -представляет собой аналитическую форму глагола (сложное будущее время);

Бежать сломя голову — свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из членов словосочетания — сломя голову — является фразеологически несвободным компонентом;

Встретиться с интересными людьми — сложное свободное словосочетание.

I. Наши южные просторы, самая справедливая политика, неудержимо желать увидеться, досками забить дверь, приходили раньше всех, будем играть с ровесниками, девушка с прекрасными глазами, самые дальние полеты, спал мертвым сном, желание выиграть пари, написать письмо матери, проезд к трем деревням, послание от двух друзей, испорчен до мозга костей.

2. Проснуться ни свет ни заря, увидеть что-нибудь интересное, вернуться вечером, пригласить друзей, за друга ручаюсь головой, вернуть книгу в библиотеку, самое большое озеро, рад видеть ее, более высокие оценки, будем учиться в университете, смелый в бою воин, желание покорить сердце, менее полезная поездка, оставить одного из студентов, самое приятное заблуждение, сильный туман, строить воздушные замки.

III. Пустынный остров, дом с черепичной крышей, охотничий домик в лесу, буду спускаться с вершины, знакомы с давних пор, уметь строить здание, говорить по-дружески, очень теплое сообщение, человек могучего здоровья, жить душа в душу, любоваться синим морем, твой родной город, первая гроза в мае, говорить с юмором, послать три письма, занятие музыкой, заниматься по четвергам, работать на осеннем поле, ехать лесом, добывать хлеб насущный, сражаться с ветряными мельницами.

Классификация словосочетаний по главному слову опирается на морфологическое выражение главных слов. В соответствии с этим различаются следующие типы словосочетаний:

1. Именные словосочетания, которые в зависимости от характера имени делятся на:

а) субстантивные(главное слово — имя существительное): зимний день, мой дом, отрывок из повести, умение нравиться, свидание с другом, седьмой день.

б) адъективные (главное слово — имя прилагательное): полезный для здоровья, едва слышный, широкий в плечах, способный организовать, очень известный, равнодушный ко всему.

в) с главным словом числительным: три друга, два студента, один из немногих, пятый по списку.

2. С главным словом местоимением: кто-то из ребят, нечто необычное, кто-нибудь из знакомых, каждый из них, некто в сером, что-нибудь особенное, любой из выступающих.

3. Глагольные словосочетания. В роли главного слова выступают различные формы глагола (причастия и деепричастия): доверить другу, нарушить границу, стремиться к знаниям, думающий о жизни, вспоминая о прошлом.

4. Наречные(адвербиальные) словосочетания. В роли главного слова выступает наречие или категория состояния: очень громко, по-осеннему холодно, больно руку, далеко от дома, мне весело, высоко в горы, хорошо в лесу. Следует отметить, что некоторые лингвисты выделяют словосочетания с категорией состояния в роли главного слова (очень больно, мне грустно, трудно с ним) в отдельную группу.

Задания для самопроверки

1. Выпишите словосочетания, сгруппировав их в зависимости от принадлежности главного слова к определенной части речи:

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

§ 17. Семантика словосочетаний

Изучение строения и особенно грамматического значения словосочетаний (см. с. 10) готовит почву для углубленного изучения членов предложения, которые обобщают грамматические значения словосочетаний.

Обобщая эти более частные значения в определительные отношения, которые сводятся в теории членов предложения к одной синтаксической категории — определению, мы создаем легко обозримую картину значений второстепенных членов.

Выделение дополнений и обстоятельств как членов предложения также основано на обобщении более частных значений, которые выявляются у компонентов словосочетаний, ближе стоящих к слову, чем члены предложения. Значения компонентов словосочетаний являются промежуточным звеном между лексико- граммдаическим значением словоформ и членов предложения.

Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний:

  1. Атрибутивные (определительные) отношения — «предметы и их признаки», например: чудесный вечер, наша молодежь,

Связь между подлежащим и сказуемым называют также «координацией форм подлежащего и сказуемого», «формальным уподоблением главных членов», «взаимным подчинением».

первый ученик, зеленеющее поле; туфли из замши, платье из кримплена, дом из блоков; дом отца, книга брата, гнездо ласточки; синева неба, красота девушки, свет солнца; полет космонавта, приказ командира, распоряжение директора и т.

В предложении зависимое слово выполняет роль определения.

  1. Объектные отношения — «действия и предметы приложения действия», например: любить музыку, слушать песню, писать сочинение; читать сыну, подарить другу, писать матери; рубить топором, пилить пилой, писать мелом; писать о планах, мечтать о подвигах, думать о весне и т. д.

В предложении зависимое слово выполняет роль дополнения.

  1. Обстоятельственные отношения —: «действия и обстоятельства, характеризующие (определяющие) действия», например: быстро бегать, ходить пешком, ехать налегке; сидеть дома, гулять в саду, бегать на стадионе; въехать в село, спускаться с горы, подняться за облака; работать по вечерам, приехать в среду, спать днем.

В предложении зависимое слово выполняет роль обстоятельства.

  1. Комплетивные (восполняющие) отношения — «предметы и их количества», например: три пальмы, два друга, много песен, мало ошибок, множество звезд и т. д.

Словосочетания с этим значением обычно выполняют роль одного члена предложения.

Выделенные группы можно конкретизировать по характеру атрибута (признака), объекта (предмета), обстоятельства и т. д. Наиболее разнообразны значения обстоятельственных слов, обычно распространяющих глагол и его формы.

Грамматическая семантика словосочетаний базируется на категориальных значениях их компонентов, лексическая — на лексических значениях слов, входящих в состав словосочетаний. Категориальные значения, как самые общие, присущи частям речи, лексическиё — конкретным словам (лексемам). Так, словосочетания яркий свет, белое платье, синее море и под. имеют различную лексическую семантику, но одно, общее грамматическое значение «предмет и его признак», что соответствует категориальным значениям прилагательных и существительных, образующих эти словосочетания.

Однако далеко не всегда грамматическую семантику словосочетаний можно «вывести» из суммы категориальных значений их компонентов В словосочетаниях, как единицах более высокого уровня, элементы могут изменить свои значения под влиянием тех отношений, которые складываются между ними.

Выявляя грамматические значения словосочетаний, нужно иметь в виду существование синонимичных словосочетаний, разных по строению, но близких по грамматическому (типовому) значению, например: сцена театра — театральная сцена, пожар в лесу — лесной пожар, берег моря — морской берег, работать с увлечением — увлеченно работать и т. д. Такие словосочетания нередко взаимозаменяемы, однако они различаются тонкими оттенками в значениях, которые особенно очевидны в тех случаях, когда такая взаимозаменяемость невозможна, например: правка редактора (редактор правит) и редакторская правка (характер правки — любой человек правит, в том числе и редактор)

Знание синонимичных словосочетаний помогает при синтаксическом разборе предложения. Ср.: берег моря и морской берег. Существительное море в предложении выполняет роль несогласованного определения. Это легко доказывается преобразованием его в прилагательное — согласованное определение.

Этот прием «не работает» в тех случаях, когда замена невозможна. Однако очевидно, что если словосочетание, не имеющее синонимичной пары, входит в группу словосочетаний с определенным типовым строением и значением, то и оно обладает тем же значением. Например: берег моря (морской берег) и берег пруда; книга сестры (сестрина книга) и книга брата; луч солнца (солнечный луч) и луч прожектора и т. д.

Возможны и словосочетания, одинаковые по строению, но разные по значению. Так, словосочетания, построенные по схеме

«сущ+сущ. в род. п.», могут выражать определительные и объектные отношения (значения)

Значение определения зависимое слово имеет в следующих случаях:

    Главное слово называет предмет, а зависимое — лицо, которому этот предмет принадлежит: дом отца, книга брата, альбом сестры и т.

Подобные словосочетания могут быть преобразованы в предикативные сочетания: Летчик летает; Командир приказывает; Директор распоряжается, близкие по лексическому составу, но существенно отличающиеся по грамматическим свойствам — наличие модально-временного плана.

  1. Главное слово называет признак, а зависимое—лицо или предмет, обладающее этим признаком: белизна снега, красота девушки, простодушие ребенка, сырость болота, любознательность студентов и т. д. Типовое значение этих словосочетаний — «признак и его носитель».

Эти словосочетания также допускают трансформацию: белизна снега — белый снег — Снег белый; красота девушки — красивая девушка — Девушка красивая и т. д. По грамматической семантике ближе словосочетания белизна снега и белый снег, их можно квалифицировать как синтаксические синонимы; предикативные сочетания, несмотря на общность лексического состава (белый снег и Снег белый и т.

Значение объекта (в предложении — дополнения) зависимое слово имеет в тех случаях, когда главное слово является отглагольным существительным, соотносительным с переходным глаголом, требующим винительного падежа: защита отечества — защищать отечество, чтение книги — читать книгу, проверка тетрадей — проверять тетради, жажда счастья — жаждать счастья, изучение истории — изучать историю, составление плана — составлять план и т. д.

Здесь отмечена лишь часть значений родительного падежа существительного, знание которых необходимо для разграничения определений и дополнений в предложении.

Разное значение при одинаковом строении могут иметь словосочетания с одним и тем же главным словом: занимаюсь братом^, но занимаюсь с удовольствием и т. д. Здесь в область синтаксиса вторгается лексика, лексико-семантические группировки слов.

Большое количество словосочетаний может иметь синкретичное значение, то есть совмещать несколько значений, отмеченных как основные. Так, могут совмещаться атрибутивные и объектные значения (тарелка с пирожками, мечта о счастье и т. д.), атрибутивные и обстоятельственные значения (поездка на Урал, домик в лесу и т. д.), объектные и обстоятельственные значения (сердиться из-за письма, лететь над морем и т. д.), обстоятельственные значения времени и условия (гулять при луне и т. д.) и др.

Подводя итоги, еще раз отметим, что семантика конкретных словосочетаний включает как грамматическое, так и лексическое значения. Например, в словосочетании холодный дождь значение предмета и его признака дополняется лексическими значениями слов холодный и дождь, называющих явления действительности.

Лексическая семантика словосочетаний не простая сумма лексических значений его компонентов; словосочетание — это такое лексико-грамматическое единство, в котором устанавливаются между словами отношения, дополняющие «смыслы» сочетающихся слов.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Структура и семантика словосочетаний классификация словосочетаний

Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.

🎦 Видео

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | Видеоурок

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Как язык тела выдаёт ложь? Самооценка в мимике и жестах. Кинетик Валентин ШишкинСкачать

Как язык тела выдаёт ложь? Самооценка в мимике и жестах. Кинетик Валентин Шишкин

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание
Поделиться или сохранить к себе: