- Строение словосочетания, 8 класс план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 8 класс Урок №13. Строение и грамматическое значение словосочетания.
- Просмотр содержимого документа «8 класс Урок №13 Строение и значение словосочетаний»
- Уроки по теме «Словосочетание» в 8 классе (учебник С.Г.Бархударова)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 🔥 Видео
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Строение словосочетания, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_slovosochetaniya_8_klass.doc | 145 КБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Наше занятие посвящено повторению материала о словосочетании. Как вы знаете, словосочетание является одной из единиц синтаксиса. Это номинативная единица синтаксиса. Объясните это понятие. В ответе опирайтесь на вопросы
- В чем сходство слова и словосочетания?
- Чем отличается слово от словосочетания?
- Чем отличается предложение от словосочетания?
- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?
Вопрос: Подумайте и ответьте, какие группы из вышеперечисленных слов являются словосочетаниями, а какие нет.
Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.
( Ответ . Идет снег и мнение высказано словосочетаниями не являются, так как они представляют собой простые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Главные члены предложения не являются словосочетанием.)
Вопрос: Расскажите о словосочетании, пользуясь вопросным планом на слайде.
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
- Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Г рамматическая — с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечн ый день (какой?) прил. + сущ.
- Словами, каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, иллюстрирующую то, что нам известно о видах словосочетаний по главному слову.
главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием
главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным
главное слово выражено наречием
Говорить громко, читать книгу
Деревья в лесу, недовольный работой
По-прежнему важно, незадолго до концерта
- Что вы можете сказать о словосочетаниях:
Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое — кто из студентов, золотые руки.
Это неделимые словосочетания со значение совместности, с количественным значением, устойчивые (фразеологические) сочетания слов, собственные наименования, которые в предложении выполняют роль одного члена предложения.
- Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?
Золотая монета — монета из золота, Спортивная обувь — обувь для спорта, Кожаная куртка — куртка из кожи, Правка редактора — редакторская правка, Кленовый лист — лист клена.
- Какие способы связи слов в словосочетании вам известны? Заполните таблицу.
4. Самостоятельная работа (Слайд 14, 15)
1. Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания
Не находим следов
В современном веке
Останется в литературе
Каменеют в неподвижности
При жизни авторов
Недаром поступили в роль
Вдумывающемуся в роль
Затерявшись в толпе
Остановиться на выводах
2. Из данных предложений выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор.
1 вариант: Позади молодой осинки высится старый лес.
2 вариант: Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
5. Подведение итогов
На занятии мы повторили, что такое словосочетание, выяснили, в чем заключаются особенности его строения и грамматического смысла, составили таблицы, иллюстрирующие виды словосочетаний и способы связи в них, закрепили материал о словосочетании в ходе выполнения письменных упражнений.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления о взаимосвязи внутреннего строения ли.
Стебель. Внутреннее и внешнее строение.Задачи: — показать роль стебля в жизни растения; — познакомиться с внешним и внутренним строением стебля; — установить взаимосвязь особеннос.
Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура.
Рельеф, геологическое строение 8 класс тест.
Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока: повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз.
Технологическая карта урока «Словосочетание. Строение словосочетаний».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
8 класс Урок №13. Строение и грамматическое значение словосочетания.
В ходе урока учащиеся восстанавливают и углубляют знания о словосочетании, его строении и грамматическом значении; развивают мышление, речь. Разработка урока сопровождается мультимедийной презентацией.
Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №13 Строение и значение словосочетаний»
Строение и грамматическое значение словосочетания.
восстановить и углубить знания учащихся о словосочетании, его строении и грамматическом значении;
развивать мышление, речь;
воспитывать культуру умственного труда.
учащиеся называют признаки словосочетаний, объясняют, в чем отличие словосочетаний от других сочетаний слов, различают сочинительные и подчинительные словосочетания, находят главное и зависимое слово и определяют грамматическое значение словосочетаний
презентация, учебник, интерактивный плакат «Словосочетание»
Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды. Мотивация на успех.
Актуализация опорных знаний. Метод «Думай, объединяйся, делись» (индивид, пары, группа)
— Запишите все, что вы знаете о словосочетании, пользуясь вопросным планом:
Из каких частей состоит словосочетание?
Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
— Расскажите товарищу по парте, сидящему рядом, все, что записали о словосочетании. При возникновении разногласий – обсуждение аргументов с целью прихода к единому мнению или вынесение спорного положения на обсуждение всем классом.
— Проверка работы с одновременным заполнением в тетрадях таблицы
— Исходя из темы урока, определите, что вы хотите узнать? Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.
Работа по теме урока.
— Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение.
— Укажите, какие союзы являются сочинительными?
а) так как, чтобы
в) потому что, зато
Словосочетание — это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные.
День и ночь в полях бушевала вьюга.
х
На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.
(Сказуемое и дополнение)
Сочинительные и подчинительные словосочетания
Сочинительная связь объединяет равноправные слова, и основным средством связи здесь будут являться сочинительные союзы (И, ИЛИ, НО и др.). Сочинительные словосочетания состоят из слов, относящихся к одной части речи. В предложении сочинительные словосочетания образуют ряды однородных членов предложения. В сочинительных словосочетаниях от одного слова к другому нельзя задать вопрос.
Подчинительные словосочетания могут состоять из слов разных частей речи, являющихся разными членами предложения. Одно из слов в подчинительном словосочетании будет главным, другое — зависимым. Узнать, какое слово является главным, а какое — зависимым, можно, если от одного слова в словосочетании к другому задать вопрос. Слово, от которого задан вопрос, всегда будет главным, а слово, к которому направлен вопрос — зависимым.
— Попробуйте, выполняя упражнение, распределить сочинительные и подчинительные словосочетания по столбикам таблицы.
Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.
— Укажите верное утверждение.
1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова.
2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
Грамматическое значение словосочетания.
— Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Грамматическое значение словосочетаний
1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.
2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.
3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака.
Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.
Грамматическое значение словосочетаний
Грамматическое значение словосочетания
Предмет и его признак
большой дом, яркий свет, интересная книга
Действие и предмет
построить дом, читать книгу, решать задачу
Действие и его признак
бегать быстро, говорить громко, писать грамотно
— Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.
— Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.
Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.
— Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…
1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;
2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;
3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;
4) сколько слов входит в словосочетание.
Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.
Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.
1. Укажите верное определение.
а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.
в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.
2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…
а) главного и придаточного слова
б) равноправных слов
в) однородных слов
г) из главного и зависимого слова
3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.
а) березы и осины; раннее утро
б) было тихо; дождь и снег
в) реки и озера; тонкий, но прочный
г) услышали шум; скрип дверей
4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.
а) грибы и ягоды
б) открывать окно
в) пасмурный день
г) быстро соображать
5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…
а) подчинительного словосочетания
б) любого словосочетания
в) сочинительного словосочетания
г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.
Таблица ЗХУ: учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания о словосочетании, его строении, правилах выделения словосочетания из предложения.
Ученики работают самостоятельно, затем объединяются в пары и группы.
Формулируют цели, записывают вопросы во вторую колонку таблицы ЗХУ «ХОЧУ УЗНАТЬ»
— Как связываются слова в словосочетании?
— Чем может выражаться грамматическая связь?
Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Уроки по теме «Словосочетание» в 8 классе (учебник С.Г.Бархударова)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составьте из данных слов словосочетания. Выделите главное слово аж..рный ж..лудь ж..ри ж..г (руку) ш..колад борж..ми веч..рка ц..рк ц..плёнок ш..лковый ш..в ож..г (руки) печ..нка расч..ска
Синтаксис. Словосочетание 8 класс
Синтаксис (syntaxis, греч.) – составление, сочетание. Раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц и принципы построения связной речи.
Словосочетание – это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.
Схема словосочетания главное слово зависимое слово + = словосочетание летний день высоко над землёй пролить воду главное зависимое
Упражнение 61 1 ряд – главное слово обозначает предмет 2 ряд – главное слово обозначает признак 3 ряд – главное слово обозначает действие
согласование Виды подчинительной связи управление примыкание
главное и зависимое слово совпадают род Согласование – вид связи число падеж
учёный кот сущ. какой? прилагат. Рассуждаем так:
Зависимые слова при согласовании : местоимения порядковые числительные причастия прилагательные
мой чемодан чей? местоимен.
летящую стрекозу какую? сущ. причастие
при согласовании оба слова, главное и зависимое, совпадают в роде, числе, падеже, то есть согласуются. Вывод:
Упражнение 62 Выпишите словосочетания, построенные по типу согласования
Управление вид подчинительной связи главное слово требует от зависимого слова определённой падежной формы
Зависимые слова при управлении: существительное местоимение
помогать мне глагол кому? мест. Д.п.
идти в парк куда? сущ. В.п.
при управлении главное слово управляет другим.
Упражнение 62 Выпишите словосочетания, построенные по типу управления
Примыкание порядок слов и интонация подчинения
Зависимые слова при примыкании: неизменяемые слова или формы слов деепричастие наречие инфинитив
приехать издалека инфинитив откуда? наречие
готов помочь краткая форма прилагат. к чему? инфинитив
работать не переставая инфинитив как? деепричастие
при примыкании главное и зависимое слова сосуществуют по-соседски, не совпадая в формах и не требуя друг от друга падежей.
Упражнение 62 Разберите оставшиеся словосочетания
Именные существительные прилагательные числительные местоимения пасмурный день вялый по натуре третий от края кто-то в плаще вялый вялый
Глагольные глагол в различных формах смотрю фильм стучал в дверь дать добро
Наречные наречие особенно приятно больно до слёз
Не являются словосочетаниями: — сочетание подлежащего и сказуемого: Библиотека закрыта. Поезд уезжает. День пасмурный.
Не являются словосочетаниями: ̶ ряд однородных членов предложения: цветы и травы то дождь, то снег связаны сочинительной связью
Не являются словосочетаниями: форма сложного будущего времени: буду петь
Не являются словосочетаниями: ̶ составная форма превосходной степени прилагательных: самый надежный наименее опасный
Не являются словосочетаниями: ̶ фразеологические обороты сесть в лужу ̶ опростоволоситься дурак без царя в голове ̶
Домашнее задание § 7, из упр.70 схему переписать в конспекты и выучить; Со словами из рамок с § 1-7 (включительно) составить по 3 словосочетания на каждый тип связи и разобрать их. Подготовиться к словарному диктанту по этим словам.
Словосочетание 8 класс
Словарный диктант. Взаимопроверка Экспрессия, ровесник, сверстник, президент, приоритет, преследование, профессия, олицетворять, ландшафт, аллегория, истинный, подлинный, гениальный, директор, секретарь, стипендия, преданность, митинг, кандидат, аттестат, диплом. Критерии: без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2»
Упражнение 65 1 – именные словосочетания (сущ.) 2 — именные словосочетания (прил.) 3 – именные словосочетания (числ.) 4 – глагольные словосочетания 5 – наречные словосочетания Дополнительно: определить тип связи (согласование, управление, примыкание)
Взаимопроверка Управление, примыкание
Взаимопроверка Управление, примыкание
Тренировочные упражнения Упр.64 (устно) Упр.67, 69 (письменно)
Тестирование Выберите один или несколько правильных ответов
1. Выберите примеры с подчинительной связью согласование 1) зеленый чай 2) послушная дочь 3) опоздать на урок 4) первый ученик 5) сидеть допоздна
2. Выберите примеры с подчинительной связью управление 1) петь громко 2) русский язык 3) общаться с миром 4) ударить в гонг 5) спеть песню
3. Выберите примеры с подчинительной связью примыкание 1) идти припевая 2) шагать уверенно 3) кричать громко 4) кричать на брата 5) петь самозабвенно
4. Выберите именные словосочетания 1) парта из дерева 2) игривый котенок 3) зеленый луг 4) бежать от страха 5) решать спешно
5. Выберите варианты правильного продолжения следующего предложения. Словосочетанием не является. 1) сочетание подлежащее + сказуемое 2) сочетание глагол + существительное 3) сочетание прилагательное + существительное 4) сочетание слов, выражающее сложное будущее время
6. Компоненты словосочетания 1) могут быть связаны между собой одним из трех видов подчинительной связи. 2) выражены только знаменательными частями речи. 3) выражены только служебными частями речи. 4) вообще никак не связаны между собой.
7. Выберите правильные утверждения 1) Словосочетанием называется несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. 2) Словосочетание имеет главное и зависимое слово. 3) Словосочетание имеет законченную мысль. 4) Словосочетание, в отличие от предложения, не имеет законченной мысли. 5) Словосочетание состоит из равноправных компонентов.
8. Выберите наречные словосочетания 1) плаксиво мямлить 2) злобно поглядывать 3) злая пчела 4) душно на улице 5) горько на душе
9. Выберите глагольные словосочетания 1) шагать в будущее 2) сбить спесь 3) желать удачи 4) милый ребенок 5) яблоко из папье-маше
10. Выберите словосочетания 1) буду смотреть 2) дам на хлеб 3) дождь прошел 4) выглянуть из окна 5) около дома
Эталон 1) 1; 2; 4; 2) 3; 4; 5; 3) 1; 2; 3; 5; 4) 1; 2; 3; 5) 1; 4; 6) 1; 7) 1; 2; 4; 8) 4; 5; 9) 1; 2; 3; 10) 2; 4; Отметка: 10 – «5» 8-9 – «4» 5-7 – «3» 4-0 – «2»
Рефлексия Составьте словосочетание (-я), построенное(-ые) по типу примыкания, охарактеризовав ваше настроение на сегодняшнем уроке
Домашнее задание Повторить конспект; Упр.72 (морфемный разбор)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 810 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 325 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов
- Плисова Юлия АлександровнаНаписать 3342 25.09.2016
Номер материала: ДБ-211543
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 25.09.2016 804
- 25.09.2016 253
- 25.09.2016 320
- 25.09.2016 1940
- 25.09.2016 666
- 25.09.2016 2639
- 25.09.2016 277
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
🔥 Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать
Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать
Русский язык 8 кл/С.Г.Бархударов/ Тема 9: Грамматическое значение словосочетаний/12.11.22Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Строение и грамматическое значение предложенийСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать