- Стихотворные размеры
- Сверхсхемное ударение (внеметрическое ударение)
- Сверхсхемное ударение и скандирование
- Сверхсхемное ударение в русской поэзии
- Русская поэзия использует три типа стихов:
- Запрет переакцентуации
- Разновидности сверхсхемного ударения
- Пример сверхсхемного ударения:
- Вторичное ударение в разговорной речи
- Справочник по стихосложению
- 📹 Видео
Видео:Как определить стихотворный размер? // 2 супер способаСкачать
Стихотворные размеры
ЯМБ — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
ХОРЕЙ (греч. choreios — плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos — палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
АНАПЕСТ (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- u uu), 2-й( u- uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.
ПИРРИХИЙ — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге .
СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение на слабом месте стихотворного метра .
СПОНДЕЙ — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
УСЕЧЕНИЕ — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»(7 век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.
ПЕНТАМЕТР — вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не употреблялся.
ЛОГАЭД (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу.
БРАХИКОЛОН — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.
Видео:Литература 5 (Архангельский А.Н.) - Изучаем теорию литературы: ритм, стопа, стих, рифма. ВидеоурокСкачать
Сверхсхемное ударение (внеметрическое ударение)
Сверхсхемное ударение, внеметрическое ударение – это ударение, которое расположено на слабом месте в стихе сверх метрической схемы (см. сильное и слабое место).
Видео:Стихотворные размеры. Ритм стихотворенияСкачать
Сверхсхемное ударение и скандирование
Расположение ударений в стихотворении – основа поэтического ритма. Определение того, какие слоги в стихотворении подвергаются ударению, называется «скандированием». С помощью скандирования, т. е. определения метрической схемы стиха, устанавливается метр стиха. Стихотворный размер задаёт количество ударений в строке и место их расположения – это первичные, схемные ударения. Однако в стихах, кроме первичных ударений, часто присутствует вторичные ударения, т. е. ударения на слогах сверх метрической схемы стиха, которые в стиховедении называются «сверхсхемными ударениями». Метрическое ударение по уровню громкости сильнее, чем внеметрическое.
Видео:СКРУТКА СТОПЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИНГЛ-Х / БОЛЕВОЙ / ОБУЧЕНИЕ BJJСкачать
Сверхсхемное ударение в русской поэзии
Русская поэзия использует три типа стихов:
- силлабический стих;
- акцентный (тонический) стих;
- силлабо-тонический стих.
Силлабо-тонический стих
Силлабо-тонический стих доминирует в русской поэзии более двухсот лет. В силлабо-тонической версификации, при которой фиксируется количество слогов и количество ударений в стихе, сильные места представляют собой ударные слоги, слабые – безударные. Ударные слоги не всегда совпадают с сильными местами, поэтому в силлабо-тонике допускаются отклонения от традиционных метрических схем, например, сверхсхемное ударение.
Сверхсхемное ударение – частое явление в русской поэзии. Дополнительные ударения вводили в свои стихи знаменитые русские поэты А. С. Пушкин, Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, Б. И. Пастернак, А. А. Блок, И. А. Крылов и др.
Слова, занимающие метрически слабое место в стихотворной строке, часто сохраняют ритмическое ударение, которое обозначается сверх метрической схемы стиха, т. е. внеметрическое (сверхсхемное) ударение. Однако, слог, несущий внеметрическое ударение, слабее слога, имеющего метрическое ударение. Таким образом, сверхсхемное ударение возникает, когда ударение падает на слабое место в стихе. Смещение ударений не нарушает общий ритм стиха, служит для придачи ритму разнообразия и подчеркивания отдельных слов.
Видео:Ритм: системы стихосложения и метрыСкачать
Запрет переакцентуации
Слово с внеметрическим ударением по слоговому составу не превышает объем слабого места в стопе, поэтому в двусложных стопах (ямб, хорей) сверхсхемное ударение свойственно односложным словам. Это обусловлено тем, что при размещении рядом двух ударных слогов нарушается закон русской силлабо-тоники «запрет переакцентуанции». Это правило состоит в том, что если ударный слог занимает слабое место, безударный не может занимать соседнее сильное место.
Видео:Короткий сгибатель большого пальца стопы. Flexor hallucis brevis. Анатомия в 3D.Скачать
Разновидности сверхсхемного ударения
Сверхсхемное ударение свойственно преимущественно трёхсложным метрам (анапест, дактиль, амфибрахий). В двусложных стопах преобладает в ямбе, которому присущи две разновидности сверхсхемного ударения:
- хориямб – расположение внеметрического ударения на первом слоге стопы, состоящей из двух ямбов, и пропуск схемного ударения на втором слоге, например: «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов), т. е. сверхсхемные ударения используются в сочетании с пропуском ударения;
- спондей – сочетание внеметрического и метрического ударений в одной стопе, например: «Дым черный клубом вверх летит» (Г. Р. Державин). Спондей не образует самостоятельного метра.
Сверхсхемное ударение зачастую стоит на первом слоге стиха, часто на первом слоге анапеста, например: «Целый город с каким-то испугом» (Н. А. Некрасов; «Размышления у парадного подъезда», 1858).
Видео:Внеметрические (сверхсхемные) ударенияСкачать
Пример сверхсхемного ударения:
На старой башне одинок,
Дух рыцаря стоит…
(Ф. И. Тютчев; «Приветствие духа», 1829)
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Приветствие духа» (1829) написано ямбом, однако вторая строка модифицируется путём введения сверхсхемного ударения, образуя спондей. Оба слова в начале второй строки имеют ритмические ударения. Односложное существительное «дух» занимает в метрической схеме стиха слабое место и его ударение ослабляется, но сохраняется.
Видео:Как определить стихотворный размер? [IrishU]Скачать
Вторичное ударение в разговорной речи
Сверхсхемное ударение в отношении разговорной речи выступает вторичным, или дополнительным, ударением, особенно в сложных (составных) словах. Русские сложные слова, как правило, содержат одно ударение. Однако большинство лингвистов согласны с тем, что длинные слова в русском языке имеют больше одного ударения. В этом случае, первичное ударение обычно падает на самый правый ударный слог, другие ударения воспринимаются как вторичные. Рубен Иванович Аванесов
Русские составные слова, по утверждению советского лингвиста Р. И. Аванесова, имеют вторичные ударения в следующих случаях:
- если слово имеет «специализированное» (научное или технологическое) значение и редко используется, или если первая составляющая сложного слова имеет иностранное происхождение: «гальванопластика», «судоверфь», «фотоснимок»;
- если две составляющих части слова четко разделяются по смыслу: «кораблекрушение», «тёмно-зеленый», «самолётостроение»;
- если вторичное ударение отдалено от первичного ударения: «водонепроницаемый», «времяпрепровождение», «хлопкоочистительный».
При этом, каждое из вышеупомянутых слов может быть выражено как с вторичным ударением, так и без него. Ораторы вводят внеметрическое ударение на последнем слоге для усиления выразительности речи в дополнение к метрическому ударению в середине слова.
Видео:Скрутка стопы (Rolling Toe Hold) от Дина ЛистераСкачать
Справочник по стихосложению
МЕТР. РАЗМЕР. СТОПА.
РИТМ — звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
МЕТР (греч. metron – мера, размер) — упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры
РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А.С. Пушкин)
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков)
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.)
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)
Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
(Н.А. Некрасов)
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Одностопный ямб
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « — » — ударный слог, а «; » — безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах см.также Античный стих
ЯМБ — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « ; — ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
ХОРЕЙ (греч. choreios — плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « — ; ».
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos — палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ;;».
В рабстве спасённое
Сердце народное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «; — ;».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)
АНАПЕСТ (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ;; — ».
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- ; ;;), 2-й( ;- ;;), 3-й(;;-;) и 4-й слог стопы (; ;; -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт) Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, —
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский)
ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « ;; — ;;»
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
ПИРРИХИЙ — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
АНАКРУЗА (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
; Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» — М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
СПОНДЕЙ — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
УСЕЧЕНИЕ — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Горные вершины
Спят во тьме ночной;;
Тихие долины
Полны свежей мглой. ;
(М.Ю. Лермонтов)
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»(7 век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
-;;-;;-//;;-;;-;;-; ; -;;-;;-;//;-;;-;;-; («;» — безударная часть, «-» — ударная часть, «//» — словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод «Илиады»), В. А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А.Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)
ПЕНТАМЕТР — вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: -;;-;;-//-;;-;;-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.
ЛОГАЭД (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
БРАХИКОЛОН — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.
Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)
Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл —
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
📹 Видео
Короткий сгибатель пальцев стопы. Flexor digitorum brevis. 3-D анатомия.Скачать
Ритм и смысл. Функции ритма в поэзии. Ч 2. Ритмический рисунокСкачать
Как определить стихотворный размер и типы рифмовки? | УмскулСкачать
Вся базовая теория для ЕГЭ за 1 урок | Литература ЕГЭСкачать
Метр и ритм: в чём разница? Есть ли ритм в верлибре?Скачать
Задания ЕГЭ с кратким ответом на максимум | Литература ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать
Ритм, метр, размер стихотворенияСкачать
ЕГЭ по Литературе 2022. Теория - Системы стихосложения, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибрСкачать
Зафиксировано сверхсветовое движение? Стоп...что? / Иллюзия сверхсветового движенияСкачать
Эти термины точно будут на ЕГЭ по литературе 2024 | Мария КоршуноваСкачать