Стихира евангельская 11 с ударениями

Содержание
  1. Стихира евангельская 11 с ударениями
  2. Вос­крес­ные ек­са­по­сти­ла­рии и еван­гель­ские утрен­ние стихиры
  3. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 1
  4. Ек­са­по­сти­ла­рий 1:
  5. Ек­са­по­сти­ла­рий 1
  6. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 1:
  7. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 1
  8. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 2
  9. Ек­са­по­сти­ла­рий 2:
  10. Ек­са­по­сти­ла­рий 2
  11. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 2:
  12. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 2
  13. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 3
  14. Ек­са­по­сти­ла­рий 3:
  15. Ек­са­по­сти­ла­рий 3
  16. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 3:
  17. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 3
  18. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 4
  19. Ек­са­по­сти­ла­рий 4:
  20. Ек­са­по­сти­ла­рий 4
  21. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 4.
  22. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 4
  23. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 5
  24. Ек­са­по­сти­ла­рий 5:
  25. Ек­са­по­сти­ла­рий 5
  26. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 5.
  27. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 5
  28. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 6
  29. Ек­са­по­сти­ла­рий 6:
  30. Ек­са­по­сти­ла­рий 6
  31. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 6.
  32. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 6
  33. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 7
  34. Ек­са­по­сти­ла­рий 7:
  35. Ек­са­по­сти­ла­рий 7
  36. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 7.
  37. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 7
  38. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 8
  39. Ек­са­по­сти­ла­рий 8:
  40. Ек­са­по­сти­ла­рий 8
  41. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 8.
  42. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 8
  43. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 9
  44. Ек­са­по­сти­ла­рий 9:
  45. Ек­са­по­сти­ла­рий 9
  46. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 5.
  47. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 5
  48. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 10
  49. Ек­са­по­сти­ла­рий 10:
  50. Ек­са­по­сти­ла­рий 10
  51. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 6.
  52. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 6
  53. ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 11
  54. Ек­са­по­сти­ла­рий 11:
  55. Ек­са­по­сти­ла­рий 11
  56. Утрен­няя сти­хи­ра, глас 8.
  57. Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 8
  58. БУДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ
  59. 📺 Видео

Видео:Евангельская стихираСкачать

Евангельская стихира

Стихира евангельская 11 с ударениями

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 349
  • КНИГИ 663 726
  • СЕРИИ 25 539
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 559

М. С. Красовицкая

1. Важность Изучения Устава.

Наверно, нет необходимости говорить о важности изучения богослужения будущим пастырям, будущим катехизаторам, и вообще всем, желающим жить полнокровной церковной жизнью. Участие в богослужении является самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь. Есть и другие, не менее важные и значимые церковные служения: например, служение миссионерское или подвиг христианского милосердия, однако именно богослужение, проживание богослужебных кругов легче и лучше всего вводит человека в Церковь. Когда мы познакомимся с Уставом, когда мы узнаем богослужение, нам не просто станет известна последовательность тех или иных его элементов — мы почувствуем замечательную структуру церковной службы, ее динамику, законы ее развития, смысл, вложенный в ее структуру. Все мы с нетерпением ждем рождественских или пасхальных песнопений, и как они замечательно звучат для нас в первый раз в году! Так нам откроются очень и очень многие песнопения других, пока, может быть, менее известных праздников.

Прежде всего необходимо уяснить себе предмет изучения и разобраться в терминах и понятиях. Хотя в учебной программе этот курс называется «литургика», к нему присоединяется объясняющее, расшифровывающее его слово «Устав». Что означает это слово? Есть книга, которая по-гречески называется «Типикон», а по-славянски «Устав». Может быть, наш курс будет заключаться в подробном изучении этой книги? Она содержит не все богослужения, которые мы совершаем в Церкви. Более того, эта книга не содержит всех указаний, которые нужны для совершения богослужения, поэтому изучения лишь её одной недостаточно. Обязательно нужен живой учитель, наставник, который введет в устную традицию, расскажет о том, что нигде не написано. Что такое Устав, можно почувствовать из самого корня этого слова, заключающего в себе идею установленности, упорядоченности.

Совершение богослужения по Уставу является общей и основной структурой литургической жизни Церкви, и почувствовать это очень просто: даже нарушения Устава, которые, к сожалению, являются нашей сегодняшней действительностью, стремятся стать Уставом. Нарушать какие-то, может быть, слишком сложные, предписания Устава люди стремятся не каждый раз по-разному, а всегда одинаково, т. е. по какому-то сокращенному, может быть, урезанному, но Уставу.

Но все же наш предмет заслуживает более полного названия, того, которое усвоено ему в учебной программе, — литургика. Это слово образовано от греческого слова λειτουργια, означающего «общее дело». И поскольку литургия — это центр богослужения, то и все, что относится к богослужению, будет называться литургической жизнью Церкви.

Однако наука литургика традиционно носит прикладной характер. Раньше на Западе бытовало название «рубрицистика», т. е. изучение некоторых «рубрик», некоторых пунктов Устава. Эта наука, по мысли прот. Александра Шмемана, отвечает на вопрос «как?» Как правильно совершить богослужение? Как правильно, в нужном порядке и правильным образом пропеть и прочитать богослужебные тексты? Но она не отвечает на вопрос «что?» На вопрос «Что совершается за богослужением?» может ответить только литургическое богословие, т. е. осмысление содержания и значения всех предписаний Устава.

Конечно, наш курс не станет курсом литургического богословия и, может быть, даже не станет курсом «введения в литургическое богословие», поскольку это не в наших силах, но такой подход обязательно должен быть нашим ориентиром, нашим горизонтом, не исчезающим из поля зрения, чтобы погружение во внешние предписания не скрывало их смысла. Первым шагом от литургики к литургическому богословию может служить историческое изучение Устава. Именно история Устава легче и проще всего подводит нас ко многим сокровенным и глубоким его смыслам. Например, есть такая рубрика в Уставе: в церковном году существует ряд праздников, когда на литургии не поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а поется другая песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Если мы обратимся к истории, то узнаем, что в древней Церкви в эти дни совершалось крещение большого количества оглашенных, и эта песнь включена в литургию именно потому, что присутствовали за богослужением только что крещеные люди. Сейчас в жизни Церкви этого уже нет, но замена эта, этот пункт в Уставе остался. Почему? Разве не праздным является это предписание, разве оно не стало пустой буквой исполнения традиции? Нет, конечно, это не так. Пение этого гимна ставит совершенно особый акцент на богослужении праздника, выделяет его из круга церковного года, показывает особенное учение Церкви о нем и заставляет совершенно особенным образом его воспринимать. И так каждое, даже самое мелкое предписание полно смысла, который не всегда лежит на поверхности, но который мы должны жадно искать.

Поскольку наш курс будет во многом обращен к изучению различных внешних предписаний, мы должны особенно много сил положить на то, чтобы ясно соотносить форму и содержание того богослужения, о котором мы будем говорить. И форма, в отношении к которой может появиться ощущение некоей вторичности, некоей необязательности, должна быть воспринята нами правильно. Непременно нужно почувствовать ее красоту и глубину. Для этого мне хотелось бы процитировать слова священника Сергия Щукина, автора статьи «Современные думы», появившейся в начале нашего века. Он говорит о проблемах современной ему церковной жизни, но сначала, можно сказать, воспевает гимн Уставу, помогает нам многое почувствовать, подходя к изучению Устава.

Основанием для нашего курса, фундаментом для него должен стать курс изучения церковных таинств. Само разделение курса литургики на две части ставит нас перед очень важной задачей разделения богослужений, их классификации. Дело в том, что в школьном богословии, к преодолению слабых сторон которого мы все так стремимся, было распространено разделение богослужения на общественное и частное. Само это разделение столь сильно не соответствует природе Церкви, что сознание церковного человека не может его принять. Так, к общественным службам причислялись, конечно, литургия, всенощная, панихида, молебен, а также ряд других богослужений. Зато «частными» богослужениями, как будто бы относящимися только к отдельным лицам, считались величайшие таинства Церкви: таинство Крещения, таинство Миропомазания, таинство Брака.

Мы должны найти какую-то новую классификацию, какое-то новое разделение богослужений Православной Церкви. В храме перед нами проходит ряд различных чинопоследований. Сначала читаются часы, потом совершается Божественная литургия, затем служатся молебен, панихида, потом могут быть крестины, потом, вечером, еще какое-то богослужение. И все это нужно как-то разделить и осознать.

Видео:Евангельская стихира 7, глас седьмый (конец XVII века)Скачать

Евангельская стихира 7, глас седьмый (конец XVII века)

Вос­крес­ные ек­са­по­сти­ла­рии и еван­гель­ские утрен­ние стихиры

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 1

Ек­са­по­сти­ла­рий 1:

Со уче­ни­ки взы­дем на го­ру Га­ли­лей­скую, / ве­рою Хри­ста ви­де­ти / гла­го­лю­ща власть при­я­ти выш­них и ниж­них, на­учим­ся: / ка­ко учит кре­ща­ти во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­та­го Ду­ха, язы­ки вся, / и пре­бы­ва­ти с та­ин­ни­ки, яко­же обе­ща­ся, до скон­ча­ния века.

Ек­са­по­сти­ла­рий 1

С уче­ни­ка­ми со­бе­рем­ся на го­ре Га­ли­лей­ской, / что­бы ве­рою уви­деть Хри­ста, / о по­лу­че­нии Им вла­сти над гор­ним и доль­ним воз­ве­ща­ю­ще­го; / узна­ем, как Он учит кре­стить все на­ро­ды / во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха, / и как обе­щал с по­свя­щен­ны­ми в Его тай­ны пре­быть / до скон­ча­ния века.

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 1:

На го­ру уче­ни­ком иду­щим за зем­ное воз­не­се­ние, / пред­ста Гос­подь, и по­кло­нив­ше­ся Ему, / и дан­ныя вла­сти вез­де на­учив­ше­ся, / в под­не­бес­ную по­сы­ла­ху­ся / про­по­ве­да­ти еже из мерт­вых вос­кре­се­ние, / и еже на небе­са воз­ше­ствие: / им­же и во ве­ки спре­бы­ва­ти нелож­ный обе­ща­ся Хри­стос Бог, / и Спас душ наших.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 1

Уче­ни­кам, на го­ру вос­хо­див­шим, / пред Сво­им воз­не­се­ни­ем от зем­ли пред­стал Гос­подь. / И они, по­кло­нив­шись Ему / и узнав о дан­ной Ему по­всю­ду вла­сти, / бы­ли по­сла­ны в под­не­бес­ную про­воз­гла­сить / о вос­кре­се­нии Его из мерт­вых и вос­хож­де­нии на небе­са. / С ни­ми и пре­бы­вать во ве­ки обе­щал / чуж­дый лжи Хри­стос Бог / и Спа­си­тель душ наших.

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 2

Ек­са­по­сти­ла­рий 2:

Ка­мень узрев­ша от­ва­лен, ми­ро­но­си­цы ра­до­ва­х­у­ся, / ви­де­ша бо юно­шу се­дя­ща во гро­бе, / и той тем ре­че: се Хри­стос во­стал есть, / рцы­те с Пет­ром уче­ни­ком: / на го­ру при­спей­те Га­ли­лей­скую, та­мо вам явит­ся, / яко­же пред­ре­че другом.

Ек­са­по­сти­ла­рий 2

Ка­мень уви­дев от­ва­лен­ным, / ми­ро­но­си­цы ра­до­ва­лись, / ибо узре­ли они юно­шу, си­дев­ше­го во гро­бе, / и он им воз­ве­стил: / “Вот, Хри­стос вос­стал; ска­жи­те Пет­ру и всем уче­ни­кам: / По­спе­ши­те на го­ру Га­ли­лей­скую, / там явит­ся Он вам, / как пред­ска­зал Сво­им друзьям”.

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 2:

С ми­ры при­шед­шим яже с Ма­ри­ею же­нам, / и недо­уме­ва­ю­щим­ся, / ка­ко бу­дет им улу­чи­ти же­ла­ние, / яви­ся ка­мень взят, / и Бо­же­ствен­ный юно­ша уто­ляя мя­теж душ их, / во­ста бо, гла­го­лет, Иисус Гос­подь. / Тем­же про­по­ве­ди­те про­по­вед­ни­ком Его, / уче­ни­ком в Га­ли­лею те­щи, / и ви­де­ти Его вос­крес­ша из мерт­вых, / яко Жиз­но­дав­ца и Господа.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 2

Быв­шим с Ма­ри­ей же­нам, / при­шед­шим с бла­го­во­ни­я­ми / и недо­уме­вав­шим, как им до­стичь же­ла­е­мо­го, / явил­ся ка­мень ото­дви­ну­тый / и юно­ша Бо­же­ствен­ный, успо­ка­и­ва­ю­щий смя­те­ние их душ; / “Вос­стал ведь”, го­во­рил он, “Иисус Гос­подь; / по­то­му воз­ве­сти­те про­воз­вест­ни­кам, Его уче­ни­кам, / что­бы они спе­ши­ли в Га­ли­лею / и уви­де­ли Его, вос­крес­ше­го из мерт­вых, / как жиз­ни По­да­те­ля и Господа”.

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 3

Ек­са­по­сти­ла­рий 3:

Яко Хри­стос вос­кре­се, ник­то­же да не ве­ру­ет: / яви­ся бо Ма­рии, по­том же ви­ден бысть на се­ло иду­щи­ма, / та­ин­ни­ком же па­ки яви­ся воз­ле­жа­щим еди­но­на­де­ся­тим, / их­же кре­ща­ти по­слав, / на небе­са воз­не­се­ся, от­ню­ду­же и сни­де, / утвер­ждая про­по­ве­да­ние мно­же­ст­вы знамений.

Ек­са­по­сти­ла­рий 3

В том, что Хри­стос вос­крес, / ни­кто не дол­жен со­мне­вать­ся; / ибо явил­ся Он Ма­рии, / за­тем уви­де­ли Его шед­шие в се­ле­ние, / и сно­ва явил­ся по­свя­щен­ным в тай­ны, – / один­на­дца­ти воз­ле­жав­шим; / по­слав же их кре­стить, / на небе­са воз­нес­ся, от­ку­да и со­шел, / и под­твер­ждал их про­по­ведь мно­же­ством знамений.

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 3:

Маг­да­лине Ма­рии / Спа­со­во бла­го­вест­ву­ю­щей из мерт­вых Вос­кре­се­ние и яв­ле­ние, / не ве­ру­ю­ще же уче­ни­цы, по­но­си­ми бы­ша о же­сто­сер­дии: / но зна­мень­ми во­ору­ж­ше­ся и чу­де­сы, / ко про­по­ве­да­нию по­сы­ла­ху­ся, / и Ты убо, Гос­по­ди, к на­чаль­но­му све­ту воз­несл­ся еси От­цу, / они же про­по­ве­да­ша всю­ду сло­во, чу­де­сы уве­ря­ю­ще. / Тем­же про­све­тив­ше­ся те­ми, / сла­вим Твое еже из мерт­вых вос­кре­се­ние, / че­ло­ве­ко­люб­че Господи.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 3

Уче­ни­ки, не ве­рив­шие Ма­рии Маг­да­лине, / бла­го­вест­во­вав­шей о вос­кре­се­нии из мерт­вых и яв­ле­нии Спа­си­те­ля, / уко­ря­е­мы бы­ли за же­сто­ко­сер­дие; / но, во­ору­жен­ные зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми, / бы­ли по­сла­ны на про­по­ведь. / И Ты, Гос­по­ди, к На­ча­лу све­та – От­цу воз­нес­ся, / а они по­всю­ду про­воз­гла­ша­ли сло­во, / чу­де­са­ми его удо­сто­ве­ряя. / По­то­му мы, ими про­све­щен­ные, / сла­вим Твое из мерт­вых вос­кре­се­ние, / че­ло­ве­ко­лю­би­вый Господи!

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 4

Ек­са­по­сти­ла­рий 4:

Доб­ро­де­тель­ми бли­став­ше­ся, / ви­дим пред­сто­я­ща в жи­во­нос­нем гро­бе / му­жа в бле­ща­щих­ся ри­зах: / ми­ро­но­си­цам пре­клонь­шим ли­ца на зем­лю, / небе­сы Вла­ды­че­ству­ю­ща­го вос­кре­се­нию да на­учим­ся, / и к Жи­во­та гро­бу с Пет­ром при­те­цем, / и со­де­ян­но­му удив­ль­ше­ся, / пре­бу­дем Хри­ста видети.

Ек­са­по­сти­ла­рий 4

Доб­ро­де­те­ля­ми за­бли­став, уви­дим в жи­во­нос­ном гро­бе / му­жей в бли­ста­ю­щих одеж­дах, / пред­став­ших ми­ро­но­си­цам, скло­нив­шим­ся ли­ца­ми к зем­ле; / убе­дим­ся в вос­кре­се­нии Вла­ды­че­ству­ю­ще­го небе­са­ми, / и к Жиз­ни во гро­бе по­спе­шим с Пет­ром, / и, свер­шив­ше­му­ся по­ди­вив­шись, / оста­нем­ся, что­бы узреть Христа.

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 4.

Утро бе глу­бо­ко, / и же­ны при­и­до­ша на гроб Твой, Хри­сте, / но Те­ло не об­ре­те­ся же­ла­е­мое ими. / Тем­же недо­уме­ва­ю­щим­ся, / иже в ри­зах бле­ща­щих­ся пред­став­шии гла­го­ла­ху: / что жи­ва­го с мерт­вы­ми ище­те; / во­ста, яко­же пред­ре­че, / что не помни­те гла­гол Его? / Им­же ве­ро­вав­ша, ви­ден­ная про­по­ве­да­ху, / но мня­ху­ся лжа бла­го­ве­ще­ния: / та­ко бы­ша еще кос­ни уче­ни­цы. / Но Петр те­че, и ви­дев / про­сла­ви Твоя в се­бе чудеса.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 4

Бы­ло утро глу­бо­кое, и же­ны / при­шли ко гро­бу Тво­е­му, Хри­сте, / но не на­шли же­лан­но­го им те­ла. / По­то­му, ко­гда они недо­уме­ва­ли, / пред­став­шие им Ан­ге­лы в бли­ста­ю­щих одеж­дах воз­гла­ша­ли: / “Что ище­те жи­во­го меж­ду мерт­вы­ми? / Вос­стал Он, как пред­ска­зал. / По­че­му не помни­те вы слов Его?” / Им по­ве­рив, они воз­ве­сти­ли об уви­ден­ном; / но пу­стым по­ка­за­лось их бла­го­ве­стие, – / так бы­ли еще непо­нят­ли­вы уче­ни­ки. / Впро­чем, Петр по­бе­жал ко гро­бу и, уви­дев, / про­сла­вил в се­бе Твои чудеса.

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 5

Ек­са­по­сти­ла­рий 5:

Жи­вот и путь, Хри­стос во­ста из мерт­вых, / Кле­о­пе и Лу­це спу­те­ше­ство­ва, / има­же и по­зна­ся во Ем­мау­се, пре­лом­ляя хлеб: / ею­же ду­ши и серд­ца го­ря­ща бя­ху, / егда те­ма гла­го­ла­ше на пу­ти, / и пи­са­ния ска­зо­ва­ше, яже пре­тер­пе. / С ни­ма­же, во­ста, зо­вем, / яви­ся же и Петрови.

Ек­са­по­сти­ла­рий 5

Жизнь и путь – Хри­стос, вос­став из мерт­вых, / Кле­о­пе и Лу­ке со­пут­ство­вал, / и узнан был ими во Эм­мау­се в пре­лом­ле­нии хле­ба. / Их ду­ши и серд­ца го­ре­ли, / ко­гда Он го­во­рил с ни­ми на пу­ти / и изъ­яс­нял пи­са­ни­я­ми, что Он пре­тер­пел. / Вос­клик­нем вме­сте с ни­ми: “Он вос­стал / и явил­ся так­же Петру!”

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 5.

О пре­муд­рых су­деб Тво­их, Хри­сте! / Ка­ко Пет­ру убо пла­ща­ни­ца­ми еди­не­ми, / дал еси ра­зу­ме­ти Твое вос­кре­се­ние, / Лу­це же и Кле­о­пе спу­те­ше­ствуя, бе­се­до­вал еси, / и бе­се­ду­яй не абие се­бе яв­ля­е­ши? / Тем­же и по­но­симь бы­ва­е­ши, яко един при­шель­ству­яй во Иеру­са­лим, / и не при­ча­ща­яй­ся в ко­нец со­ве­та их. / Но Иже вся к со­зда­ния поль­зе строя, / и яже о Те­бе про­ро­че­ствия от­крыл еси, / и вне­гда бла­го­сло­ви­ти хлеб, по­знал­ся еси им, / их­же и преж­де то­го серд­ца к по­зна­нию Тво­е­му рас­па­ла­с­та­ся, / иже и уче­ни­ком со­бран­ным уже / яс­но про­по­ве­да­ста Твое вос­кре­се­ние, / им­же по­ми­луй нас.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 5

О как пре­муд­ры су­ды Твои, Хри­сте! / Как Пет­ру од­ни­ми пе­ле­на­ми / Ты дал по­стиг­нуть вос­кре­се­ние Твое! / С Лу­кой же и Клео­пой пу­те­ше­ствуя, бе­се­ду­ешь, / и, бе­се­дуя, не сра­зу Са­мо­го Се­бя яв­ля­ешь. / По­то­му от них Ты при­ни­ма­ешь и упрек, / что Ты – один из при­шед­ших в Иеру­са­лим / и без­уча­стен к ис­хо­ду за­мыс­лов его. / Но, как все устра­и­ва­ю­щий тво­ре­нию на поль­зу, / Ты и быв­шие о Те­бе про­ро­че­ства рас­крыл, / и при бла­го­сло­ве­нии хле­ба был узнан те­ми, / чьи серд­ца и преж­де то­го го­ре­ли к по­зна­нию Те­бя. / Они и со­брав­шим­ся уче­ни­кам уже яс­но воз­ве­ща­ли / о вос­кре­се­нии Тво­ем, ко­то­рым по­ми­луй нас.

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 6

Ек­са­по­сти­ла­рий 6:

По­ка­зуя, яко че­ло­век еси Спа­се, по су­ще­ству, / по­сре­де став вос­крес от гро­ба, / и браш­на со­при­ча­стил­ся еси, / учил еси кре­ще­нию по­ка­я­ния. / Абие же к Небес­но­му воз­несл­ся еси От­цу, / и уче­ни­ком Уте­ши­те­ля по­сла­ти обе­щал еси, Пре­бо­же­ствен­ный Бо­го­че­ло­ве­че. / Сла­ва Тво­е­му востанию.

Ек­са­по­сти­ла­рий 6

По­ка­зы­вая, что Ты – че­ло­век по есте­ству, Спа­си­тель, / по вос­кре­се­нии из гро­ба Ты вку­сил с уче­ни­ка­ми пи­щи, / и став по­сре­ди них, учил их воз­ве­щать о по­ка­я­нии, / и воз­нес­ся пря­мо к Небес­но­му От­цу, / и обе­щал по­слать Уте­ши­те­ля уче­ни­кам. / Пре­бо­же­ствен­ный Бо­го­че­ло­век, / сла­ва Тво­е­му воскресению!

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 6.

Ис­тин­ный мир Ты, Хри­сте, к че­ло­ве­ком Бо­жий, / мир Твой дая, по во­ста­нии уче­ни­ком, / при­страш­ны по­ка­зал еси я, / мня­щия дух ви­де­ти: / но ути­шил еси мя­теж ду­ши их, / по­ка­за­вый ру­це и но­зе Твои. / Оба­че не ве­ру­ю­щим еще, / бра­шен при­ча­ще­ни­ем, и уче­ний вос­по­ми­на­ни­ем, / от­верзл еси их ум, еже ра­зу­ме­ти Пи­са­ния: / им­же и От­че­ское обе­то­ва­ние обе­щав, и бла­го­сло­вив я, / от­сту­пил еси на небо. / Тем­же с ни­ми по­кла­ня­ем­ся Те­бе, / Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 6

Под­лин­но Ты, Хри­сте, – мир Бо­га с людь­ми! / Мир Твой уче­ни­кам по вос­кре­се­нии по­да­вая, / Ты в страх при­вел их: они по­ду­ма­ли, что ви­дят ду­ха; / но их ду­шев­ное вол­не­ние Ты успо­ко­ил, / им ру­ки Свои и но­ги по­ка­зав. / Меж­ду тем, как они все еще не ве­ри­ли, / Ты вку­ше­ни­ем пи­щи и на­по­ми­на­ни­ем уче­ний / от­верз им ум к ура­зу­ме­нию пи­са­ний. / И, Оте­че­ское обе­то­ва­ние им под­твер­див / и бла­го­сло­вив их, ото­шел на небо. / По­то­му мы вме­сте с ни­ми по­кло­ня­ем­ся Те­бе. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 7

Ек­са­по­сти­ла­рий 7:

Яко взя­ша Гос­по­да, Ма­рии рек­шей, / на гроб те­ча­ста, Си­мон Петр, / и дру­гий та­ин­ник Хри­стов, его­же люб­ля­ше: / те­ча­ста же оба, и об­ре­то­ста пла­ща­ни­цы еди­ны внутрь ле­жа­ща, / и глав­ный же бе су­дарь кро­ме их. / Тем­же па­ки умол­ча­ста, / дон­де­же Хри­ста видеста.

Ек­са­по­сти­ла­рий 7

Ко­гда ска­за­ла Ма­рия, что взя­ли Гос­по­да, / к гроб­ни­це по­бе­жа­ли Си­мон Петр / и дру­гой, по­свя­щен­ный в тай­ны Хри­ста, ко­то­ро­го Он лю­бил; / бе­жа­ли же они вдво­ем и на­шли внут­ри / од­ни пе­ле­ны ле­жа­щие, / был же и плат с го­ло­вы Его от­дель­но от них. / По­то­му они сно­ва успо­ко­и­лись, / по­ка не уви­де­ли Христа.

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 7.

Се тьма, и ра­но, и что у гро­ба, Ма­рие, сто­и­ши, / мно­гую тьму име­ю­щи в ра­зу­ме, / в ней­же, где по­ло­жен бысть во­про­ша­е­ши, Иисус? / Но виждь сри­щу­ща­ся уче­ни­ки, / ка­ко пла­ща­ни­ца­ми и су­да­рем вос­кре­се­ние об­ре­то­ша, / и по­мя­ну­ша яже о сих Пи­са­ния. / С ни­ми­же и ими­же и мы ве­ро­вав­ше, / вос­пе­ва­ем Тя жиз­но­дав­ца Христа.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 7

Вот – тьма и ран­нее утро. / И что у гро­ба ты сто­ишь, Ма­рия, / с глу­бо­ким мра­ком в уме? / Из-за то­го ты ищешь, где по­ло­жи­ли Иису­са; / но по­смот­ри на бе­гу­щих вме­сте уче­ни­ков, / как пе­ле­на­ми и пла­том / они в вос­кре­се­нии удо­сто­ве­ри­лись / и вспом­ни­ли пи­са­ния о том. / С ни­ми и мы, чрез них уве­ро­вав, / вос­пе­ва­ем Те­бя – жиз­ни По­да­те­ля Христа.

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 8

Ек­са­по­сти­ла­рий 8:

Два Ан­ге­ла ви­дев­ши внутрь гро­ба, Ма­рия удив­ля­ше­ся, / и Хри­ста не зна­ю­щи, яко вер­то­гра­да­ря во­про­ша­ше: / гос­по­ди, где по­ло­жил еси те­ло Иису­са мо­е­го? / Зва­ни­ем же То­го по­знав­ши бы­ти Са­мо­го Спа­са, / слы­ша: не при­ка­сай­ся Мне, ко От­цу от­хо­жду, / рцы бра­тии Моей.

Ек­са­по­сти­ла­рий 8

Двух Ан­ге­лов уви­дев внут­ри гро­ба, Ма­рия по­ра­жа­лась / и, Хри­ста не узна­вая, как са­дов­ни­ка Его во­про­ша­ла: / “Гос­по­дин, где по­ло­жил ты те­ло Иису­са мо­е­го?” / Но по воз­гла­су Его узнав, что это – Сам Спа­си­тель, / услы­ша­ла: “Не при­ка­сай­ся ко Мне, / Я ко От­цу от­хо­жу, – / ска­жи об этом бра­тьям Моим!”

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 8.

Ма­ри­и­ны сле­зы не всуе про­ли­ва­ют­ся теп­ле, / се бо спо­до­би­ся и уча­щих Ан­ге­лов, / и ви­де­ния Са­мо­го Иису­са. / Но еще зем­ная мудр­ству­ет, яко же­на немощ­ная: / тем­же и от­сы­ла­ет­ся не при­ка­са­ти­ся Хри­сту. / Но оба­че про­по­вед­ни­ца по­сы­ла­ет­ся Тво­им уче­ни­ком, / им­же бла­го­вест­во­ва­ние но­ся­щи, / еже ко Оте­че­ско­му жре­бию вос­ход воз­ве­ща­ю­щи. / С нею­же спо­до­би и нас яв­ле­ния Тво­е­го, Вла­ды­ко Господи.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 8

Го­ря­чие сле­зы Ма­рии / не на­прас­но про­ли­ва­ют­ся; / ибо вот – она удо­сто­е­на и на­став­ле­ния Ан­ге­лов, / и ли­це­зре­ния Те­бя, о Иису­се! / Но еще о зем­ном она ду­ма­ет, как немощ­ная жен­щи­на, / и по­то­му при­кос­нуть­ся к Те­бе, Хри­сте, не до­пус­ка­ет­ся; / од­на­ко же как про­воз­вест­ни­ца по­сы­ла­ет­ся к Тво­им уче­ни­кам, / ко­то­рым со­об­щи­ла бла­гую весть, / воз­ве­щая о вос­хож­де­нии Тво­ем к Оте­че­ско­му на­сле­дию. / С нею удо­стой и нас яв­ле­ния Тво­е­го, / Вла­ды­ка Господи!

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 9

Ек­са­по­сти­ла­рий 9:

За­клю­чен­ным Вла­ды­ко две­рем, яко вшел еси, / Апо­сто­лы ис­пол­нил еси Ду­ха Пре­свя­та­го, мир­но ду­нув, / им­же вя­за­ти же и ре­ша­ти гре­хи ре­кл еси: / и по ос­ми днех Твоя реб­ра Фо­ме по­ка­зал еси, и ру­це. / С ним­же во­пи­ем: / Гос­подь и Бог Ты еси.

Ек­са­по­сти­ла­рий 9

Ко­гда во­шел Ты, Вла­ды­ка, при за­пер­тых две­рях, / апо­сто­лов ис­пол­нил Все­свя­то­го Ду­ха: / мир да­ро­вав им ду­но­ве­ни­ем, / ве­лел им свя­зы­вать и раз­ре­шать гре­хи; / и че­рез во­семь дней реб­ра Свои и ру­ки по­ка­зал Фо­ме, / с ко­то­рым и мы взы­ва­ем: / “Гос­подь и Бог Ты!”

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 5.

Яко в по­след­няя ле­та, / су­щу поз­де от суб­бот, / пред­стал еси дру­гом Хри­сте, / и чу­де­сем чу­до из­вест­ву­е­ши, / за­клю­че­ным вхо­дом двер­ным, / еже из мерт­вых Твое вос­кре­се­ние. / Но ис­пол­нил еси ра­до­сти уче­ни­ки, / и Ду­ха Свя­та­го пре­по­дал еси им, / и власть по­дал еси остав­ле­ния гре­хов / и Фо­мы не оста­вил еси в невер­ствия по­гру­жа­ти­ся бу­ри. / Тем­же по­даждь и нам ра­зум ис­тин­ный и остав­ле­ние пре­гре­ше­ний, / бла­го­у­тробне Господи.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 5

Как бы в кон­це вре­мен, / в позд­ний час пер­во­го дня по суб­бо­те, / Ты явил­ся Сво­им дру­зьям, Хри­сте, / и чу­дом чу­до под­твер­жда­ешь, – / при­хо­дом при за­пер­тых две­рях / – Твое из мерт­вых вос­кре­се­ние. / И вот, Ты ра­до­сти ис­пол­нил уче­ни­ков, / и Ду­ха Свя­то­го им пре­по­дал, / и да­ро­вал власть про­щать гре­хи, / и не оста­вил Фо­му по­гру­жать­ся в вол­нах неве­рия. / По­то­му и нам по­дай зна­ние ис­тин­ное / и про­ще­ние со­гре­ше­ний, ми­ло­серд­ный Господи!

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 10

Ек­са­по­сти­ла­рий 10:

Ти­ве­ри­ад­ское мо­ре с детьми Зе­ве­де­е­вы­ми, / На­фа­наи­ла с Пет­ром же и со дру­ги­ма две­ма древ­ле, / и Фо­му имя­ше на ло­ве, / иже Хри­сто­вым по­ве­ле­ни­ем одес­ную вверг­ше, / мно­же­ство из­вле­ко­ша рыб: / Его­же Петр по­знав, к Нему бро­дя­ше, / им­же тре­тие яв­лей­ся, / и хлеб по­ка­за, и ры­бу на углех.

Ек­са­по­сти­ла­рий 10

На Ти­ве­ри­ад­ском мо­ре с сы­на­ми Зе­ве­де­е­вы­ми / На­фа­наил и Петр с дву­мя дру­ги­ми / и Фо­ма неко­гда бы­ли на лов­ле. / Они, по ве­ле­нию Хри­ста, за­ки­нув се­ти спра­ва, / вы­та­щи­ли мно­же­ство рыб. / Петр, узнав Его, к Нему по­плыл. / В тре­тий раз явив­шись им, / Он и хлеб пред­ло­жил им, и ры­бу на углях.

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 6.

По еже во ад со­ше­ствии, / и еже из мерт­вых вос­кре­се­нии, / скор­бя­ще яко­же до­сто­я­ше, / о раз­лу­че­нии Тво­ем, Хри­сте, / уче­ни­цы на де­ла­ние об­ра­ти­ша­ся, / и па­ки ко­раб­ли и мре­жи, и ло­ва ни­где­же. / Но Ты, Спа­се, яви­вся яко Вла­ды­ка всех, / одес­ную мре­жи по­ве­ле­ва­е­ши во­вре­щи, / и бысть сло­во де­ло вско­ре, / и мно­же­ство рыб мно­гое, / и ве­че­ря стран­ная го­то­ва на зем­ли: / ея­же при­ча­стив­шым­ся то­гда Тво­им уче­ни­ком, / и нас ныне мыс­лен­но спо­до­би на­сла­ди­ти­ся, / че­ло­ве­ко­люб­че Господи.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 6

По­сле со­ше­ствия во ад и вос­кре­се­ния из мерт­вых, / пе­ча­лясь, как и есте­ствен­но в раз­лу­ке с То­бой, Хри­сте, / уче­ни­ки к ра­бо­те об­ра­ти­лись; / и сно­ва – лод­ки, и се­ти, и уло­ва нет. / Но Ты, Спа­си­тель, явив­шись, как все­го Вла­ды­ка, / по­ве­ле­ва­ешь спра­ва от лод­ки за­ки­нуть се­ти, / и сло­во тот­час ста­ло де­лом: / и рыб мно­же­ство ве­ли­кое, / и тра­пе­за необы­чай­ная го­то­ва на зем­ле. / Как в ней при­ня­ли уча­стие то­гда Твои уче­ни­ки, / так и нас ныне мыс­лен­но на­сла­дить­ся ею удо­стой, / че­ло­ве­ко­лю­би­вый Господи!

ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ УТРЕН­НЕЕ 11

Ек­са­по­сти­ла­рий 11:

По Бо­же­ствен­нем во­ста­нии, / три­жды Пет­ра, лю­би­ши ли Мя, во­про­шая Гос­подь, / Сво­их овец пред­ла­га­ет пас­ты­ре­на­чаль­ни­ка: / иже ви­дя, его­же люб­ля­ше Иисус, во след гря­ду­ща, / во­про­ша­ше Вла­ды­ку: сей же что? / Аще хо­щу, ре­че, пре­бы­ва­ти се­му, / дон­де­же и па­ки при­и­ду, / что к те­бе, дру­же Петре?

Ек­са­по­сти­ла­рий 11

По­сле Сво­е­го Бо­же­ствен­но­го вос­кре­се­ния / Гос­подь, три­жды во­про­сив Пет­ра: “Лю­бишь ли ты Ме­ня?” / на­зна­ча­ет его Сво­их овец пас­ты­ре­на­чаль­ни­ком. / Он, уви­дев то­го, ко­го Иисус лю­бил, во след иду­щим, / спро­сил Вла­ды­ку: “А он что?” / – “Ес­ли Я и хо­чу”, – ска­зал Гос­подь, / – что­бы он пре­бы­вал, до­ко­ле Я вновь не при­ду, / что те­бе до то­го, друг Петр?”

Утрен­няя сти­хи­ра, глас 8.

Яв­ляя Се­бе уче­ни­ком Тво­им, Спа­се, / по вос­кре­се­нии Си­мо­ну дал еси овец паст­ву, / за люб­ве воз­да­я­ние, / яже о пастве по­пе­че­ния ищя. / Тем­же и гла­го­лал еси: / аще лю­би­ши Мя, Пет­ре, / па­си агн­цы Моя, па­си ов­цы Моя. / Он же абие по­ка­зуя дру­го­люб­ное, / о дру­зем уче­ни­це во­про­ша­ше. / Их­же мо­лит­ва­ми, Хри­сте, ста­до Твое со­хра­няй, / от вол­ков гу­бя­щих е.

Еван­гель­ская утрен­няя сти­хи­ра, глас 8

Яв­ляя Се­бя уче­ни­кам Сво­им по вос­кре­се­нии, Спа­си­тель, / Ты Си­мо­ну, в воз­да­я­ние за его лю­бовь, / ста­до овец вру­чил, с за­бо­тою па­сти их тре­буя. / По­то­му Ты и го­во­рил: / “Ес­ли лю­бишь Ме­ня, Петр, / па­си агн­цев Мо­их, па­си овец Мо­их”. / Он же, тот­час по­ка­зы­вая го­ря­чую лю­бовь, / о дру­гом уче­ни­ке спра­ши­вал. / По их хо­да­тай­ствам, Хри­сте, паст­ву Твою со­хра­няй / от вол­ков, рас­хи­ща­ю­щих ее.

Видео:Глас 7. Стихирный напев: сокращенный киевский распев.Скачать

Глас 7. Стихирный напев: сокращенный киевский распев.

БУДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ

ЛЕКЦИЯ 10

У окончания утрени есть два варианта, связанные со знаком службы. Есть праздничное и будничное окончание утрени.

Праздничное окончание утрени — от славословия и выше.

Будничное окончание утрени — шестеричная или беззначная службы.

ПРАЗДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ

В воскресенье по каноне:

Диакон: «Свят Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Диакон: «Яко Свят Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Диакон: «И над всеми людьми Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

«Свят Господь Бог наш» можно спеть прокименовым гласом, но это не обязательно.

Иногда просто поют на стихирный глас (глас данной Недели).

Иногда поют просто на одной ноте, а 3-й раз — с каденцией в конце.

Иногда поют на напев паремий.

И читается (поется) воскресный ексапостиларий.

В ин день по каноне:

Малая ектения и светилен.

Хвалитные стихиры

Их называют еще стихиры на «Хвалитех», т. к. часто повторяется слово «хвалите».

Начинается с погласицы:

Канонарх: «Глас [. ] Всякое дыхание да хвалит Господа».

Правый хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа./ Хвалите Господа с Небес,/ хвалите Его в вышних.// Тебе подобает песнь Богу».

Левый хор: «Хвалите Его вси Ангели Его,/ хвалите Его вся Силы Его.// Тебе подобает песнь Богу».

И читаются хвалитные псалмы (148-й, 149-й, 150-й) по Уставу. В Часослове они даны наряду, но очень неясно указана вариантность. Мы поем 1-ю часть погласицы, потом пропускаем до слов «Вторый лик» и поем 2-ю часть погласицы. Далее либо поем, либо читаем хвалитные стихи, которые чаще всего просто сокращаются.

J Есть в этих псалмах слова, на которых некоторые неопытные чтецы накалываются: «. старцы с юнотами. », читают «с юннатами», «с енотами».

Как и в псалмах на «Господи, воззвах», хвалитные стихи с какого-то момента перестают быть монолитом и становятся запевами к стихирам.

На­ча­ло вос­крес­ных ек­са­по­сти­ла­рий, и утрен­них са­мо­глас­ных, си­речь еван­гель­ских сти­хир. И утрен­нии убо сти­хи­ры суть тво­ре­ние Льва ца­ря Пре­мудра­го; ек­са­по­сти­ла­рии же сы­на его Кон­стан­ти­на царя.Сти­хи­ры Еван­гель­ские утрен­ние – тво­ре­ние им­пе­ра­то­ра Льва Пре­муд­ро­го, ек­са­по­сти­ла­рии же – сы­на его, им­пе­ра­то­ра Константина.
Бо­го­ро­ди­чен: Со уче­ни­ки ра­до­ва­ла­ся еси, Бо­го­ро­ди­це Де­во, / яко Хри­ста ви­де­ла еси вос­крес­ша­го от гро­ба три­днев­на, яко­же ре­че: / им­же и яви­ся, на­учая и яв­ляя луч­шая, / и кре­ща­ти во От­це, и Сыне, и Ду­се по­ве­ле­вая, / еже ве­ро­ва­ти нам То­го во­ста­нию, и сла­ви­ти Тя, Отроковице.Бо­го­ро­ди­чен: С уче­ни­ка­ми Ты ра­до­ва­лась, Бо­го­ро­ди­ца Де­ва, / ибо уви­де­ла Хри­ста, вос­крес­ше­го из гро­ба / на тре­тий день, как Он ска­зал. / Им и явил­ся Он, уча и от­кры­вая выс­шие тай­ны, / и кре­стить во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха по­ве­ле­вая, / что­бы мы ве­ро­ва­ли вос­кре­се­нию Его / и сла­ви­ли Те­бя, Отроковица.
Бо­го­ро­ди­чен: Ан­гел убо при­не­се Де­ве, еже ра­дуй­ся, / преж­де Тво­е­го за­ча­тия, Хри­сте, / Ан­гел же ка­мень от­ва­ли гро­ба Тво­е­го, / вме­сто пе­ча­ли ов убо ра­до­сти неиз­ре­чен­ныя зна­ме­ния, / ов же в смер­ти ме­сто по­да­те­ля Тя жиз­ни про­по­ве­дуя и ве­ли­чая, / и гла­го­ля вос­кре­се­ние же­нам, и таинником.Бо­го­ро­ди­чен: Ан­гел при­нес Де­ве при­вет­ствие “ра­дуй­ся” / пе­ред Тво­им, Хри­сте, за­ча­ти­ем; / Ан­гел же и ка­мень от­ва­лил от Тво­е­го гро­ба. / Пер­вый – вме­сто пе­ча­ли / зна­ме­ния неска­зан­ной ра­до­сти яв­ляя, / вто­рой же – вме­сто смер­ти / о Те­бе, По­да­те­ле жиз­ни, воз­гла­шая, / и ве­ли­чая Те­бя, и воз­ве­щая о вос­кре­се­нии / же­нам и по­свя­щен­ным в Твои тайны.
Бо­го­ро­ди­чен: Воз­си­яв­шее Солн­це, яко от чер­то­га же­них, из гро­ба днесь, / и ад пле­нив, и смерть упразд­нив, / Те­бе Рожд­шия мо­лит­ва­ми, свет нам низ­посли: / свет, про­све­ща­ющ серд­ца и ду­ши: / свет, хо­ди­ти всех на­став­ля­ющ / на сте­зи по­ве­ле­ний Тво­их, и на путь мира.Бо­го­ро­ди­чен: Солн­це, взо­шед­шее в сей день из гро­ба, / как же­них из брач­но­го чер­то­га, / и ад пле­нив­шее и уни­что­жив­шее смерть! / По хо­да­тай­ствам Те­бя Ро­див­шей, свет нам нис­по­шли, / свет, про­све­ща­ю­щий серд­ца и ду­ши, / свет, на­став­ля­ю­щий всех хо­дить / по сте­зям по­ве­ле­ний Тво­их и пу­тя­ми мира.
Бо­го­ро­ди­чен: Ра­до­ва­ти­ся ве­ща­вый, пре­тво­рил еси / пе­чаль пра­ро­ди­те­лей, Гос­по­ди, / ра­дость вно­ся во­ста­ния Тво­е­го в ми­ре: / то­го убо Жи­во­да­вче, Рожд­шею Тя, / свет про­све­ща­ющ серд­ца, / свет щед­рот Тво­их низ­посли, / еже во­пи­ти Те­бе: / че­ло­ве­ко­люб­че Бо­го­че­ло­ве­че, / сла­ва Тво­е­му востанию.Бо­го­ро­ди­чен: “Ра­дуй­тесь” воз­гла­сив, / пе­чаль пра­ро­ди­те­лей из­ме­нил Ты, Гос­по­ди, / вме­сто нее вво­дя в мир ра­дость / о вос­кре­се­нии Тво­ем. / Нис­по­шли же свет его, По­да­тель жиз­ни, / ра­ди Но­сив­шей Те­бя во чре­ве, / свет ми­ло­сер­дия Тво­е­го, про­све­ща­ю­щий серд­ца, / что­бы нам взы­вать Те­бе: / “Че­ло­ве­ко­лю­бец, Бо­го­че­ло­век, / сла­ва Тво­е­му воскресению!”
Бо­го­ро­ди­чен: Пою без­чис­лен­ную Твою ми­лость, Твор­че мой, / яко Се­бе ис­то­щил еси, / по­не­сти и спа­сти че­ло­ве­че­ское есте­ство озлоб­лен­ное: / и Бог сый, из­во­лил еси, от чи­стыя Бо­го­от­ро­ко­ви­цы, / по мне бы­ти, и сни­ти да­же до ада, хо­тя ми спа­сти­ся, / мо­лит­ва­ми Рожд­шия Тя, Вла­ды­ко Всещедрый.Бо­го­ро­ди­чен: Вос­пе­ваю без­мер­ную Твою ми­лость, Со­зда­тель мой; / ибо Ты Са­мо­го Се­бя ума­лил, что­бы с небес сой­ти / и спа­сти есте­ство смерт­ных со­кру­шен­ное; / и, яв­ля­ясь Бо­гом, со­бла­го­во­лил, / ро­див­шись от чи­стой Бо­жи­ей От­ро­ко­ви­цы, / мне упо­до­бить­ся и сой­ти до ада, / же­лая спа­сти ме­ня, Сло­во, / по хо­да­тай­ствам Ро­див­шей Те­бя, / Вла­ды­ка всемилосердный.
Бо­го­ро­ди­чен: Тво­рец со­зда­ния, и Бог всех, / плоть че­ло­ве­че­скую при­ят от пре­чи­стых кро­вей Тво­их, все­свя­тая Де­во, / и ис­тлев­шее мое все есте­ство но­во­со­де­ла, / па­ки яко­же преж­де рож­де­ства оставль по рож­де­стве. / Тем­же Тя вер­но вси вос­хва­ля­ем, зо­ву­ще: / ра­дуй­ся, Вла­ды­чи­це мира.Бо­го­ро­ди­чен: Со­зда­тель тво­ре­ния и Бог все­го, плоть смерт­ную при­нял / от чи­стой кро­ви Тво­ей, все­свя­тая Де­ва, / и, под­лин­но, все есте­ство на­ше по­гиб­шее Он об­но­вил, / со­хра­нив Те­бя по­сле ро­дов, как и до ро­дов, Де­вой. / По­то­му все мы с ве­рою про­слав­ля­ем Те­бя, вос­кли­цая: / “Ра­дуй­ся, Вла­ды­чи­ца мира!”
Бо­го­ро­ди­чен: Ве­лия и пре­слав­ная мене ра­ди соде­ял еси, / Хри­сте мой мно­го­мило­сти­ве: / от Де­вы бо От­ро­ко­ви­цы ро­дил­ся еси неска­зан­но, / и крест подъ­ял еси, и смерть пре­тер­пев, / вос­кресл еси во сла­ве, / и на­ше есте­ство от смер­ти сво­бо­дил еси. / Сла­ва, Хри­сте, сла­ве Тво­ей, / сла­ва си­ле Твоей.Бо­го­ро­ди­чен: Ве­ли­кое и неслы­хан­ное ра­ди ме­ня / со­вер­шил Ты, Хри­сте мой мно­го­мило­сти­вый: / ибо от Де­вы-От­ро­ко­ви­цы Ты ро­дил­ся неизъ­яс­ни­мо, / и Крест при­нял, и смерть пре­тер­пел, / вос­крес во сла­ве и на­ше есте­ство осво­бо­дил от смер­ти. / Сла­ва, Хри­сте, сла­ве Тво­ей, / сла­ва Тво­ей силе!
Бо­го­ро­ди­чен: От Тро­и­цы ро­ди­ла еси, От­ро­ко­ви­це, / еди­на­го неиз­ре­чен­но, во двою есте­ству су­ща, / и су­гу­ба дей­ством и еди­на­го ипо­ста­сию. / То­го убо мо­ли прис­но, о иже ве­рою по­кла­ня­ю­щих­ся, / от вся­ка­го на­ве­та вра­жия из­ба­ви­ти­ся: / яко вси к Те­бе ныне при­бе­га­ем, / Вла­ды­чи­це Богородице.Бо­го­ро­ди­чен: Од­но­го от Тро­и­цы Ты ро­ди­ла неска­зан­но, От­ро­ко­ви­ца, / двой­ствен­но­го по есте­ству, двой­ствен­но­го по дей­ствию, / но еди­но­го по Ипо­ста­си. / Мо­ли же Его все­гда о по­кло­ня­ю­щих­ся Те­бе с ве­рою, / что­бы им от вся­ко­го ко­вар­ства вра­га из­ба­вить­ся, / ибо мы все к Те­бе ныне при­бе­га­ем, / Вла­ды­чи­ца Богородица.
Бо­го­ро­ди­чен: Тво­е­го Сы­на яко ви­де­ла еси от гро­ба вос­крес­ша три­днев­на, / Бо­го­не­вест­ная Пре­свя­тая Де­во, / всю скорбь от­ло­жи­ла еси, юже подъ­яла еси, яко Ма­ти, / егда узре­ла еси страж­ду­ща, / и ра­до­сти ис­полн­ши­ся, / со уче­ни­ки Его по­чи­та­ю­щи То­го, по­е­ши. / Тем­же иже Бо­го­ро­ди­цу Тя ныне ис­по­ве­да­ю­щих спасай.Бо­го­ро­ди­чен: Ко­гда Ты Сы­на Сво­е­го уви­де­ла, / вос­крес­шим из гро­ба в тре­тий день, / Бо­жия Неве­ста, все­свя­тая Де­ва, / то от­ло­жи­ла всю скорбь, / ко­то­рую, как Ма­терь, пре­тер­пе­ла, / взи­рая на Него страж­ду­ще­го; / и, ра­до­сти ис­пол­нив­шись, вме­сте с Его уче­ни­ка­ми, / тор­же­ствуя, вос­пе­ва­ла Его. / По­то­му и ныне спа­сай / ис­по­ве­ду­ю­щих Те­бя Богородицею.
Бо­го­ро­ди­чен: Вос­крес­ша­го Гос­по­да три­днев­на от гро­ба, Де­во, / мо­ли о вос­пе­ва­ю­щих Тя, и лю­бо­вию бла­жа­щих: / Те­бе бо има­мы вси при­бе­жи­ще спа­си­тель­ное, и хо­да­та­и­цу к Нему: / на­сле­дие бо Твое, и ра­би есмы, Бо­го­ро­ди­це, / и к Тво­е­му за­ступ­ле­нию вси взираем.Бо­го­ро­ди­чен: Гос­по­да, вос­крес­ше­го в тре­тий день из гро­ба, / умо­ляй, Де­ва, о Те­бя вос­пе­ва­ю­щих / и с лю­бо­вию бла­жен­ной име­ну­ю­щих, / ибо Те­бя мы все име­ем при­бе­жи­щем спа­си­тель­ным / и по­сред­ни­цею пе­ред Ним; / ведь мы – на­сле­дие Твое и ра­бы Твои, Бо­го­ро­ди­ца, / и к Тво­е­му за­ступ­ни­че­ству все мы об­ра­ща­ем взоры.
Бо­го­ро­ди­чен: О страш­ное та­ин­ство, о пре­слав­ное чу­до! / Смер­тию смерть все­ко­нечне по­губ­ле­на бысть. / Кто убо не вос­по­ет; и кто не по­кло­нит­ся Тво­е­му вос­кре­се­нию, Сло­ве, / и чи­сто рожд­шей Тя пло­тию Бо­го­ро­ди­це? / Ея­же мо­лит­ва­ми, всех ге­ен­ны избави.Бо­го­ро­ди­чен: О страш­ное та­ин­ство! / О необы­чай­ное чу­до! / Смер­тью со­вер­шен­но уни­что­же­на смерть. / Кто же не вос­по­ет Те­бя, / и кто не по­кло­нит­ся Тво­е­му вос­кре­се­нию, Сло­во, / и непо­роч­но по пло­ти ро­див­шей Те­бя Бо­го­ро­ди­це? / Ее хо­да­тай­ства­ми из­бавь всех от геенны.
погласица
148, 149, 150 псалмы
запевы

Запевы начинаются либо на 6:, либо на 4:

На 6: «Сотворити в них суд написан,/ слава сия будет всем преподобным Его».

На 4: «Хвалите Его на силах Его,/ хвалите Его по множеству величествия Его».

Стихир может быть либо 8, либо 4 (в очень редких случаях Минея может дать 6 стихир).

8 стихир бывает в воскресенье. Начинаем с запева на 6: К двум последним стихирам Октоих дает два воскресных стиха: «Воскресни, Господи боже мой, да вознесется. » и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. »

Если в воскресенье есть святой, имеющий хвалитные стихиры (от славословия и выше), то количество хвалитных стихир делится пополам (J логика «фифти-фифти»): 4 стихиры воскресные + 4 стихиры святому. И здесь есть подводный камешек. Запевы есть к 6 стихирам. К двум последним стихирам святому не остается запевов из Часослова, т. е. они оказались не обеспеченные стихами, потому что Октоих дает дополнительные припевы к воскресным стихирам, это другая тематика. Откуда взять стихи к стихирам святому? А их можно взять из этой же службы святому из Минеи со стиховны вечерни, где как раз и есть два недостающих стиха. Стих имеет тематическое единство со своим содержанием.

Если в воскресенье два святых: 4 стихиры воскресные + 2 стихиры 1-му святому + 2 стихиры 2-му святому).

4 стихиры дают службы Минеи.

6 стихир Минея дает очень редко.

Если говорим о соединении двух святых, то количество стихир делится пополам: 2 стихиры 1-му святому + 2 стихиры 2-му святому.

Количество чаще всего сокращается до 4 стихир. Правда, есть храмы, где оставляют одну стихиру до Славы.

Если служим только по Минее:

И НЫНЕ: Богородичен тоже из Минеи, если есть. Если Богородична в Минее нет, то поем Богородичен по гласу Славы из II-го приложения (с «утра»).

Иногда Минея дает первые слова И НЫНЕ: (например: «Владычице, приими молитвы раб Твоих. »), которые следует искать во II-м приложении. Также Минея может дать первые слова «Богородице, Ты еси Лоза Истинная. », а это уже Богородичен 3-го часа.

Но в среду и пятницу утром Богородичнов во II-м приложении нет. Тогда можно взять Богородичен с субботы утра.

J Да, Минея хорошо издевается над регентами.

СЛАВА: Евангельская стихира, одна из 11-ти (по номеру воскресного Евангелия и ексапостилария, из того же цикла).

Евангельскую стихиру может отменить храмовый святой, период пения Постной и Цветной Триодей, службы святым отцам (праотцам). Все эти случаи дают свой Славник, который поется в этом месте, а Евангельская стихира в этом случае будет петься после отпуста, сразу после «Великаго Господина. »

Существует ошибочное мнение, что перед Евангельской стихирой (когда она поется после «Великаго Господина. ») надо петь «Слава и ныне:» Ошибка взята из Триоди. Дело в том, что по Уставу перед 1-м часом служится лития, на которой поются стихиры, а на Славу и ныне: тогда поется Евангельская стихира. Если мы литию не поем, то припев «Слава и ныне:» бессмыслен, поэтому после «Великаго Господина. » следует сразу петь Евангельскую стихиру, без всяких запевов.

Первые 8 стихир по номеру совпадают с номером гласа, далее — 9-я 5-го гласа, 10-я 6-го гласа, 11-я 8-го гласа.

И НЫНЕ: в воскресенье всегда один и тот же Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » 2-го гласа. Это Богородичен седальна по 2-м стихословии на воскресной утрени 2-го гласа. Часто этот Богородичен поют на подобен 2-го гласа «Егда от древа».

Эта стихира не отменяется даже если в воскресенье служится Богородичный двунадесятый праздник. В этом случае стихира на И ныне: праздника поется на Славу, а Евангельская стихира — перед 1-м часом.

Иерей: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Хор: «Слава в вышних Богу. » — поет Великое славословие.

Кому следует произносить возглас, в Типиконе не сказано, существует довольно устойчивая традиция возглашения этого стиха священником.

Великое славословие — это акцентное время утрени. Существует два противоположных взгляда на способ исполнения и трактовку этого момента (в монастырях и на приходах). Это и развело славословие по разным, полярным точкам.

В монастырском служении — это духовная кульминация службы. В монастырях Великое славословие поют на сходе: оба хора спускаются с клиросов и встают перед амвоном в две шеренги, параллельно друг другу. Иногда уже стихиру на И НЫНЕ: поют на сходе. Поют без дирижера, на «биотемпе», либо просто на двух аккордах, либо на 4-х аккордах — Киево-Печерское. Таким образом, Великое славословие — это большая, яркая, соборная молитва, это благодарение за дарованный нам свет (еще несколько минут назад, на ексапостиларии мы молились о даровании этого света, а теперь благодарим за него). Это самая долгая, кульминационная по силе молитва.

Когда критерии стали не очень духовными, им стали появляться замены через эмоционально-чувственную, страстную интонацию, где каждая фраза — на каком-то надрыве. Это — музыкальная кульминация службы, которая часто встречается на приходах, где поют профессиональные правые хоры. Примеры — Великое славословие Архангельского (из его Всенощной), Велиумова, Мясникова.

J Один профессор Парижской консерватории дал ноты Великого славословия Мясникова своим студентам, убрав текст. И попросил их сказать о жанре этой музыки. Говорили о том, что это элегия, романс, все, что угодно, но никто не назвал это духовной музыкой. Страстность «выпирает» во всех ее интонациях.

По Типикону Великое славословие поется «тихо и со гласом» (Типикон, 1-е августа). Заканчивается Великое славословие Трисвятым.

Для такого исполнения («тихо и со гласом») очень удобны два напева: обиходный — на двух аккордах и Киево-Печерский — на 4-х аккордах. В одноголосии — простой знаменный распев.

Хорошая гармонизация у Кедрова, но не простая. Есть хорошие обработки у Архангельского (но не из Всенощной), у Кустовского. Не сложные — у Феофана и из обихода Потулова — Бирюкова.

Тропарь по славословии

Если праздник Владычнего чина (Господского или Богородичного), то поется 1 раз тропарь праздника.

Если праздник святому, то поется 1 раз тропарь святому + СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен воскресный по гласу тропаря (из III-го приложения). В предпразднство и попразднство вместо Богородична поется тропарь праздника.

Если праздник двум святым, то поется 1 раз тропарь 1-му святому, СЛАВА: тропарь 2-му святому, И НЫНЕ: Богородичен воскресный по гласу Славы (из III-го приложения). В предпразднство и попразднство вместо Богородична поется тропарь праздника.

В воскресенье, какой бы святой не служился, даже Богородичный двунадесятый праздник, всегда поется только воскресный тропарь по славословии, один из двух:

1. «Днесь спасение миру бысть. » в Неделю 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов.

2. «Воскрес из гроба. » в Неделю 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов.

Как запомнить какой из этих тропарей петь в Неделю четных гласов, а какой в Неделю нечетных гласов? Очень просто. «Днесь» — ударение на первый слог — в Неделю 1, 3, 5 и 7 гласов. «Воскрес» — ударение -на второй слог — в Неделю 2, 4, 6 и 8 гласов.

В Октоихе дан знаменный распев только для 1-го и только для 2-го гласов, подразумевая, что все остальные гласы мы распоем по этим образцам. Часто только их и используют. Но одноголосные распевы подходят тогда, когда вся служба поется знаменным распевом, в том числе и славословие.

А часто бывает такое: споют Велиумовское славословие, а потом поют знаменное «Днесь. » или «Воскрес. », а потом сугубую ектению обиходного распева в 4-хголосии, эдакий удар по ушам.

Гармонизация Турчанинова — «корявая».

В Уставе сказано петь на глас (Типикон, глава 2), но не сказано, что надо петь именно знаменного распева.

Лучше всего петь эти тропари на глас Недели — либо на стихирные, либо на тропарные гласы. Укладываются тропари замечательно и нет стилистических проблем (J как соединить яичницу с секундными стрелками).

Далее — сугубая ектения (начинается с прошения «Помилуй нас, Боже. »).

Ектения просительная (2 раза отвечаем «Господи, помилуй», далее — «Подай, Господи»).

К этим ектениям пожелания динамические. Динамическая точка — это отпуст, со слов «Премудрость!» — «Благослови!». Мы этими словами как бы будим всех. Чтобы эту точку оттенить, ектении лучше не орать, а спеть их спокойно.

Священник: «Сый благословен. »

Хор: «Амин. Утверди, Боже. »

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Хор: «Честнейшую Херувим. » (Е. Кустовский рассказывает: «Мы иногда этот припев поем не читком, а как на утрени, на обычный распев «Честнейшую. » Но это хулиганство J, но настроение батюшке поднимает).

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе!»

Хор: « Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови!»

Священник: «Воскресый из мертвых. » или «Христос, Истинный Бог наш. »

Хор: «Великаго Господина. »

(И здесь, если мы не пели на хвалитех на Славу, поется Евангельская стихира).

1-й час (с «Приидите, поклонимся. »)

Хор: «Взбранной Воеводе. », кондак Богородице, о котором в Уставе ничего не сказано. Его пение — это устойчивая традиция, ей чуть более 100 лет.

По традиции «Взбранной Воеводе. » заменяют на кондак праздника в сам двунадесятый праздник и его попразднство. Но поскольку это не устав, а традиция, то все споры о том, когда чего надо петь, бессмысленны. Но по логике задостойников — когда мы поем на Литургии задостойник, тогда мы заменяем «Взбранной Воеводе. » на кондак праздника.

«Взбранной Воеводе. » поют на разные напевы. На воскресной Всенощной хорошо спеть на подобен гласа Недели (так поют в храме Трех Святителей на Кулишках).

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови!»

Священник: произносит отпуст.

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

После этого — расход.

Однако, во многих храмах и монастырях, здесь еще что-нибудь поют. В монастырях в это время подходят к мощам, иконам и поют, например, стихиры Кресту «Иже Крестом ограждаеми. », «Крест Твой, Господи, освятися. » и «Господи, оружие на диавола дал еси нам. » Где-то поют тропарь с величанием местно-чтимой иконе, где-то — «Под Твою милость. », «Пресвятая Богородице, спаси нас. »

Традиция хорошая, и прихожане могут попеть J.

БУДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ

По закрытии 9-й песни ирмосом последнего канона поется «Достойно есть. » (чаще поют на 8-й тропарный глас, но лучше спеть на напев ирмоса, т. к. тогда не надо передавать тон, а то услышав паузу, диакон (священник) может сразу возгласить ектению).

Ексапостиларий будничный. Слава: если есть — из Минеи, И ныне: оттуда же. Ексапостиларии будничные есть в приложении Октоиха и во «Вседневном последовании вечерни и утрени» Е. Кустовского. Здесь заканчивается канон.

Сразу после ексапостилария читаются хвалитные псалмы (148-й, 149-й и 150-й) из Часослова, начиная с места «Аще же иный день сице: Хвалите Господа с Небес. Тебе подобает песнь. » Читаются и те стихи, к которым мы привыкли как к запевам, читаются монолитом, не разделяясь. После последнего стиха «Всякое дыхание да хвалит Господа» читается СЛАВА И НЫНЕ: (в службе от славословия и выше здесь пелись бы стихиры на Славу и на И ныне).

Вместо стихир здесь читается текст «Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». В Часослове нужно отлистать пару листов вперед, где это дано наряду после праздничного славословия и воскресных тропарей.

Далее чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и сразу: «Слава в вышних Богу. » — читаемое славословие, которое имеет другую конструкцию, нежели поемое.

J Один чтец прочитал фразу «Слава Тебе, показавшему нам свет», интонационно выделив голосом, как настоятель в алтаре, а потом опять забубнил.

Трисвятого нет, но есть «Сподоби, Господи, в день сей. », которое читается.

В Часослове все это находится одно за другим.

Просительная ектения «Исполним утреннюю молитву. »

Стихиры на стиховне

Всегда поется три стихиры. Запевы — из Часослова, одни и те же.

Стихиры берутся с утрени Октоиха. В период предпразднства и попразднства Минея дает свое наполнение.

1-я стихира без запева;

«Исполнихомся заутра. » — 2-я стихира;

«И буди светлость Господа. » — 3-я стихира;

СЛАВА: если есть — из Минеи.

И НЫНЕ: Богородичен по гласу Славы из II-го приложения (смотри «утра»). Если Славы нет, то И ныне: из Октоиха (в предпразднство и попразднство — Минеи наряду).

«Благо есть. » — текст из Часослова.

Трисвятое. «Отче наш. »

На возглас: «Аминь» и хор поет тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен из IV-го приложения (смотри «в конец утрени»).

Если святых двое, то: тропарь 1-му святому, Слава: тропарь 2-му святому, И ныне: Богородичен по гласу Славы из IV-го приложения.

В период предпразднства и попразднства все Богородичны заменяются на тропарь праздника (предпразднства).

Священник: «Сый благословен. »

Хор: «Амин. Утверди, Боже. »

«Взбранной Воеводе. » и отпуст с «Великаго Господина. »

Трудности бывают при запоминании очередности элементов. Здесь (последовательность элементов утрени) помогает последовательность элементов вечерни (смотри таблицу, 2-ю и 3-ю колонки) — полная аналогия, структура та же, только «Ныне отпущаеши. » заменяется на «Благо есть. »

В окончании праздничной и будничной утрени происходит перекомбинация элементов, ничего не пропадает (смотри таблицу, 1-ю и 2-ю колонки).

📺 Видео

Царице моя преблагаяСкачать

Царице моя преблагая

Драгоценные моменты первой службыСкачать

Драгоценные моменты первой службы

Евангельская стихера 1 го гласа ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ СТИХИРЫ По ОБИХОДНИКУ А И МОРОЗОВАСкачать

Евангельская стихера 1 го гласа ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ СТИХИРЫ По ОБИХОДНИКУ А И МОРОЗОВА

Всякое дихание - Хвалит. стихири - 11 Ев. стихира - Славословие - Глас 8 / Храм "Рождество Христово"Скачать

Всякое дихание - Хвалит. стихири - 11 Ев. стихира - Славословие - Глас 8 / Храм "Рождество Христово"

Стихира ко гласу вопиющаго во пстыниСкачать

Стихира ко гласу вопиющаго во пстыни

Бѡлгарскїѧ пѣснѻпѣнїѧ кѡ Въскрѣшѣнѵїѹ ХрѵстѻвѹСкачать

Бѡлгарскїѧ пѣснѻпѣнїѧ кѡ Въскрѣшѣнѵїѹ Хрѵстѻвѹ

Евангельское чтение в день Торжества Православия, или о горизонтах судьбы христианинаСкачать

Евангельское чтение в день Торжества Православия, или о горизонтах судьбы христианина

Т.Метелёва На реках Вавилонских №2Скачать

Т.Метелёва На реках Вавилонских №2

ПОЛИЕЛЕОС ПРАЗДНИКУСкачать

ПОЛИЕЛЕОС ПРАЗДНИКУ

"С нами Бог, разумейте языцы"Скачать

"С нами Бог, разумейте языцы"

Евангелие и Святые дня. Апостольские чтения. Седмица 11-я по Пятидесятнице. (17.08.23)Скачать

Евангелие и Святые дня. Апостольские чтения. Седмица 11-я по Пятидесятнице. (17.08.23)

Постная Триодь. С чего начать...Скачать

Постная Триодь. С чего начать...

РАСПОРЯДОК ДНЯ ХРИСТИАНИНА. Священник Владислав БереговойСкачать

РАСПОРЯДОК ДНЯ ХРИСТИАНИНА.  Священник Владислав Береговой

Праздничные знакиСкачать

Праздничные знаки

Оружие для борьбы с врагом. Игумен Никон(Воробьев).Скачать

Оружие для борьбы с врагом. Игумен Никон(Воробьев).

Слово перед причастием на Божественной Литургии 11 сентября 2023г.Скачать

Слово перед причастием на Божественной Литургии 11 сентября 2023г.

Стих на 90 псалом. #христианскиестихи #последнеевремя #утешениеСкачать

Стих на 90 псалом.  #христианскиестихи #последнеевремя #утешение
Поделиться или сохранить к себе: