- Стихира евангельская 11 с ударениями
- Воскресные ексапостиларии и евангельские утренние стихиры
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 1
- Ексапостиларий 1:
- Ексапостиларий 1
- Утренняя стихира, глас 1:
- Евангельская утренняя стихира, глас 1
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 2
- Ексапостиларий 2:
- Ексапостиларий 2
- Утренняя стихира, глас 2:
- Евангельская утренняя стихира, глас 2
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 3
- Ексапостиларий 3:
- Ексапостиларий 3
- Утренняя стихира, глас 3:
- Евангельская утренняя стихира, глас 3
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 4
- Ексапостиларий 4:
- Ексапостиларий 4
- Утренняя стихира, глас 4.
- Евангельская утренняя стихира, глас 4
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 5
- Ексапостиларий 5:
- Ексапостиларий 5
- Утренняя стихира, глас 5.
- Евангельская утренняя стихира, глас 5
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 6
- Ексапостиларий 6:
- Ексапостиларий 6
- Утренняя стихира, глас 6.
- Евангельская утренняя стихира, глас 6
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 7
- Ексапостиларий 7:
- Ексапостиларий 7
- Утренняя стихира, глас 7.
- Евангельская утренняя стихира, глас 7
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 8
- Ексапостиларий 8:
- Ексапостиларий 8
- Утренняя стихира, глас 8.
- Евангельская утренняя стихира, глас 8
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 9
- Ексапостиларий 9:
- Ексапостиларий 9
- Утренняя стихира, глас 5.
- Евангельская утренняя стихира, глас 5
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 10
- Ексапостиларий 10:
- Ексапостиларий 10
- Утренняя стихира, глас 6.
- Евангельская утренняя стихира, глас 6
- ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 11
- Ексапостиларий 11:
- Ексапостиларий 11
- Утренняя стихира, глас 8.
- Евангельская утренняя стихира, глас 8
- БУДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ
- 📺 Видео
Видео:Евангельская стихираСкачать
Стихира евангельская 11 с ударениями
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 280 349
- КНИГИ 663 726
- СЕРИИ 25 539
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 559
М. С. Красовицкая
1. Важность Изучения Устава.
Наверно, нет необходимости говорить о важности изучения богослужения будущим пастырям, будущим катехизаторам, и вообще всем, желающим жить полнокровной церковной жизнью. Участие в богослужении является самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь. Есть и другие, не менее важные и значимые церковные служения: например, служение миссионерское или подвиг христианского милосердия, однако именно богослужение, проживание богослужебных кругов легче и лучше всего вводит человека в Церковь. Когда мы познакомимся с Уставом, когда мы узнаем богослужение, нам не просто станет известна последовательность тех или иных его элементов — мы почувствуем замечательную структуру церковной службы, ее динамику, законы ее развития, смысл, вложенный в ее структуру. Все мы с нетерпением ждем рождественских или пасхальных песнопений, и как они замечательно звучат для нас в первый раз в году! Так нам откроются очень и очень многие песнопения других, пока, может быть, менее известных праздников.
Прежде всего необходимо уяснить себе предмет изучения и разобраться в терминах и понятиях. Хотя в учебной программе этот курс называется «литургика», к нему присоединяется объясняющее, расшифровывающее его слово «Устав». Что означает это слово? Есть книга, которая по-гречески называется «Типикон», а по-славянски «Устав». Может быть, наш курс будет заключаться в подробном изучении этой книги? Она содержит не все богослужения, которые мы совершаем в Церкви. Более того, эта книга не содержит всех указаний, которые нужны для совершения богослужения, поэтому изучения лишь её одной недостаточно. Обязательно нужен живой учитель, наставник, который введет в устную традицию, расскажет о том, что нигде не написано. Что такое Устав, можно почувствовать из самого корня этого слова, заключающего в себе идею установленности, упорядоченности.
Совершение богослужения по Уставу является общей и основной структурой литургической жизни Церкви, и почувствовать это очень просто: даже нарушения Устава, которые, к сожалению, являются нашей сегодняшней действительностью, стремятся стать Уставом. Нарушать какие-то, может быть, слишком сложные, предписания Устава люди стремятся не каждый раз по-разному, а всегда одинаково, т. е. по какому-то сокращенному, может быть, урезанному, но Уставу.
Но все же наш предмет заслуживает более полного названия, того, которое усвоено ему в учебной программе, — литургика. Это слово образовано от греческого слова λειτουργια, означающего «общее дело». И поскольку литургия — это центр богослужения, то и все, что относится к богослужению, будет называться литургической жизнью Церкви.
Однако наука литургика традиционно носит прикладной характер. Раньше на Западе бытовало название «рубрицистика», т. е. изучение некоторых «рубрик», некоторых пунктов Устава. Эта наука, по мысли прот. Александра Шмемана, отвечает на вопрос «как?» Как правильно совершить богослужение? Как правильно, в нужном порядке и правильным образом пропеть и прочитать богослужебные тексты? Но она не отвечает на вопрос «что?» На вопрос «Что совершается за богослужением?» может ответить только литургическое богословие, т. е. осмысление содержания и значения всех предписаний Устава.
Конечно, наш курс не станет курсом литургического богословия и, может быть, даже не станет курсом «введения в литургическое богословие», поскольку это не в наших силах, но такой подход обязательно должен быть нашим ориентиром, нашим горизонтом, не исчезающим из поля зрения, чтобы погружение во внешние предписания не скрывало их смысла. Первым шагом от литургики к литургическому богословию может служить историческое изучение Устава. Именно история Устава легче и проще всего подводит нас ко многим сокровенным и глубоким его смыслам. Например, есть такая рубрика в Уставе: в церковном году существует ряд праздников, когда на литургии не поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а поется другая песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Если мы обратимся к истории, то узнаем, что в древней Церкви в эти дни совершалось крещение большого количества оглашенных, и эта песнь включена в литургию именно потому, что присутствовали за богослужением только что крещеные люди. Сейчас в жизни Церкви этого уже нет, но замена эта, этот пункт в Уставе остался. Почему? Разве не праздным является это предписание, разве оно не стало пустой буквой исполнения традиции? Нет, конечно, это не так. Пение этого гимна ставит совершенно особый акцент на богослужении праздника, выделяет его из круга церковного года, показывает особенное учение Церкви о нем и заставляет совершенно особенным образом его воспринимать. И так каждое, даже самое мелкое предписание полно смысла, который не всегда лежит на поверхности, но который мы должны жадно искать.
Поскольку наш курс будет во многом обращен к изучению различных внешних предписаний, мы должны особенно много сил положить на то, чтобы ясно соотносить форму и содержание того богослужения, о котором мы будем говорить. И форма, в отношении к которой может появиться ощущение некоей вторичности, некоей необязательности, должна быть воспринята нами правильно. Непременно нужно почувствовать ее красоту и глубину. Для этого мне хотелось бы процитировать слова священника Сергия Щукина, автора статьи «Современные думы», появившейся в начале нашего века. Он говорит о проблемах современной ему церковной жизни, но сначала, можно сказать, воспевает гимн Уставу, помогает нам многое почувствовать, подходя к изучению Устава.
Основанием для нашего курса, фундаментом для него должен стать курс изучения церковных таинств. Само разделение курса литургики на две части ставит нас перед очень важной задачей разделения богослужений, их классификации. Дело в том, что в школьном богословии, к преодолению слабых сторон которого мы все так стремимся, было распространено разделение богослужения на общественное и частное. Само это разделение столь сильно не соответствует природе Церкви, что сознание церковного человека не может его принять. Так, к общественным службам причислялись, конечно, литургия, всенощная, панихида, молебен, а также ряд других богослужений. Зато «частными» богослужениями, как будто бы относящимися только к отдельным лицам, считались величайшие таинства Церкви: таинство Крещения, таинство Миропомазания, таинство Брака.
Мы должны найти какую-то новую классификацию, какое-то новое разделение богослужений Православной Церкви. В храме перед нами проходит ряд различных чинопоследований. Сначала читаются часы, потом совершается Божественная литургия, затем служатся молебен, панихида, потом могут быть крестины, потом, вечером, еще какое-то богослужение. И все это нужно как-то разделить и осознать.
Видео:Евангельская стихира 7, глас седьмый (конец XVII века)Скачать
Воскресные ексапостиларии и евангельские утренние стихиры
Начало воскресных ексапостиларий, и утренних самогласных, сиречь евангельских стихир. И утреннии убо стихиры суть творение Льва царя Премудраго; ексапостиларии же сына его Константина царя. | Стихиры Евангельские утренние – творение императора Льва Премудрого, ексапостиларии же – сына его, императора Константина. | |
Богородичен: Со ученики радовалася еси, Богородице Дево, / яко Христа видела еси воскресшаго от гроба тридневна, якоже рече: / имже и явися, научая и являя лучшая, / и крещати во Отце, и Сыне, и Дусе повелевая, / еже веровати нам Того востанию, и славити Тя, Отроковице. | Богородичен: С учениками Ты радовалась, Богородица Дева, / ибо увидела Христа, воскресшего из гроба / на третий день, как Он сказал. / Им и явился Он, уча и открывая высшие тайны, / и крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа повелевая, / чтобы мы веровали воскресению Его / и славили Тебя, Отроковица. | |
Богородичен: Ангел убо принесе Деве, еже радуйся, / прежде Твоего зачатия, Христе, / Ангел же камень отвали гроба Твоего, / вместо печали ов убо радости неизреченныя знамения, / ов же в смерти место подателя Тя жизни проповедуя и величая, / и глаголя воскресение женам, и таинником. | Богородичен: Ангел принес Деве приветствие “радуйся” / перед Твоим, Христе, зачатием; / Ангел же и камень отвалил от Твоего гроба. / Первый – вместо печали / знамения несказанной радости являя, / второй же – вместо смерти / о Тебе, Подателе жизни, возглашая, / и величая Тебя, и возвещая о воскресении / женам и посвященным в Твои тайны. | |
Богородичен: Возсиявшее Солнце, яко от чертога жених, из гроба днесь, / и ад пленив, и смерть упразднив, / Тебе Рождшия молитвами, свет нам низпосли: / свет, просвещающ сердца и души: / свет, ходити всех наставляющ / на стези повелений Твоих, и на путь мира. | Богородичен: Солнце, взошедшее в сей день из гроба, / как жених из брачного чертога, / и ад пленившее и уничтожившее смерть! / По ходатайствам Тебя Родившей, свет нам ниспошли, / свет, просвещающий сердца и души, / свет, наставляющий всех ходить / по стезям повелений Твоих и путями мира. | |
Богородичен: Радоватися вещавый, претворил еси / печаль прародителей, Господи, / радость внося востания Твоего в мире: / того убо Живодавче, Рождшею Тя, / свет просвещающ сердца, / свет щедрот Твоих низпосли, / еже вопити Тебе: / человеколюбче Богочеловече, / слава Твоему востанию. | Богородичен: “Радуйтесь” возгласив, / печаль прародителей изменил Ты, Господи, / вместо нее вводя в мир радость / о воскресении Твоем. / Ниспошли же свет его, Податель жизни, / ради Носившей Тебя во чреве, / свет милосердия Твоего, просвещающий сердца, / чтобы нам взывать Тебе: / “Человеколюбец, Богочеловек, / слава Твоему воскресению!” | |
Богородичен: Пою безчисленную Твою милость, Творче мой, / яко Себе истощил еси, / понести и спасти человеческое естество озлобленное: / и Бог сый, изволил еси, от чистыя Богоотроковицы, / по мне быти, и снити даже до ада, хотя ми спастися, / молитвами Рождшия Тя, Владыко Всещедрый. | Богородичен: Воспеваю безмерную Твою милость, Создатель мой; / ибо Ты Самого Себя умалил, чтобы с небес сойти / и спасти естество смертных сокрушенное; / и, являясь Богом, соблаговолил, / родившись от чистой Божией Отроковицы, / мне уподобиться и сойти до ада, / желая спасти меня, Слово, / по ходатайствам Родившей Тебя, / Владыка всемилосердный. | |
Богородичен: Творец создания, и Бог всех, / плоть человеческую прият от пречистых кровей Твоих, всесвятая Дево, / и истлевшее мое все естество новосодела, / паки якоже прежде рождества оставль по рождестве. / Темже Тя верно вси восхваляем, зовуще: / радуйся, Владычице мира. | Богородичен: Создатель творения и Бог всего, плоть смертную принял / от чистой крови Твоей, всесвятая Дева, / и, подлинно, все естество наше погибшее Он обновил, / сохранив Тебя после родов, как и до родов, Девой. / Потому все мы с верою прославляем Тебя, восклицая: / “Радуйся, Владычица мира!” | |
Богородичен: Велия и преславная мене ради содеял еси, / Христе мой многомилостиве: / от Девы бо Отроковицы родился еси несказанно, / и крест подъял еси, и смерть претерпев, / воскресл еси во славе, / и наше естество от смерти свободил еси. / Слава, Христе, славе Твоей, / слава силе Твоей. | Богородичен: Великое и неслыханное ради меня / совершил Ты, Христе мой многомилостивый: / ибо от Девы-Отроковицы Ты родился неизъяснимо, / и Крест принял, и смерть претерпел, / воскрес во славе и наше естество освободил от смерти. / Слава, Христе, славе Твоей, / слава Твоей силе! | |
Богородичен: От Троицы родила еси, Отроковице, / единаго неизреченно, во двою естеству суща, / и сугуба действом и единаго ипостасию. / Того убо моли присно, о иже верою покланяющихся, / от всякаго навета вражия избавитися: / яко вси к Тебе ныне прибегаем, / Владычице Богородице. | Богородичен: Одного от Троицы Ты родила несказанно, Отроковица, / двойственного по естеству, двойственного по действию, / но единого по Ипостаси. / Моли же Его всегда о поклоняющихся Тебе с верою, / чтобы им от всякого коварства врага избавиться, / ибо мы все к Тебе ныне прибегаем, / Владычица Богородица. | |
Богородичен: Твоего Сына яко видела еси от гроба воскресша тридневна, / Богоневестная Пресвятая Дево, / всю скорбь отложила еси, юже подъяла еси, яко Мати, / егда узрела еси страждуща, / и радости исполншися, / со ученики Его почитающи Того, поеши. / Темже иже Богородицу Тя ныне исповедающих спасай. | Богородичен: Когда Ты Сына Своего увидела, / воскресшим из гроба в третий день, / Божия Невеста, всесвятая Дева, / то отложила всю скорбь, / которую, как Матерь, претерпела, / взирая на Него страждущего; / и, радости исполнившись, вместе с Его учениками, / торжествуя, воспевала Его. / Потому и ныне спасай / исповедующих Тебя Богородицею. | |
Богородичен: Воскресшаго Господа тридневна от гроба, Дево, / моли о воспевающих Тя, и любовию блажащих: / Тебе бо имамы вси прибежище спасительное, и ходатаицу к Нему: / наследие бо Твое, и раби есмы, Богородице, / и к Твоему заступлению вси взираем. | Богородичен: Господа, воскресшего в третий день из гроба, / умоляй, Дева, о Тебя воспевающих / и с любовию блаженной именующих, / ибо Тебя мы все имеем прибежищем спасительным / и посредницею перед Ним; / ведь мы – наследие Твое и рабы Твои, Богородица, / и к Твоему заступничеству все мы обращаем взоры. | |
Богородичен: О страшное таинство, о преславное чудо! / Смертию смерть всеконечне погублена бысть. / Кто убо не воспоет; и кто не поклонится Твоему воскресению, Слове, / и чисто рождшей Тя плотию Богородице? / Еяже молитвами, всех геенны избави. | Богородичен: О страшное таинство! / О необычайное чудо! / Смертью совершенно уничтожена смерть. / Кто же не воспоет Тебя, / и кто не поклонится Твоему воскресению, Слово, / и непорочно по плоти родившей Тебя Богородице? / Ее ходатайствами избавь всех от геенны. | |
погласица |
148, 149, 150 псалмы |
запевы |
Запевы начинаются либо на 6:, либо на 4:
На 6: «Сотворити в них суд написан,/ слава сия будет всем преподобным Его».
На 4: «Хвалите Его на силах Его,/ хвалите Его по множеству величествия Его».
Стихир может быть либо 8, либо 4 (в очень редких случаях Минея может дать 6 стихир).
8 стихир бывает в воскресенье. Начинаем с запева на 6: К двум последним стихирам Октоих дает два воскресных стиха: «Воскресни, Господи боже мой, да вознесется. » и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. »
Если в воскресенье есть святой, имеющий хвалитные стихиры (от славословия и выше), то количество хвалитных стихир делится пополам (J логика «фифти-фифти»): 4 стихиры воскресные + 4 стихиры святому. И здесь есть подводный камешек. Запевы есть к 6 стихирам. К двум последним стихирам святому не остается запевов из Часослова, т. е. они оказались не обеспеченные стихами, потому что Октоих дает дополнительные припевы к воскресным стихирам, это другая тематика. Откуда взять стихи к стихирам святому? А их можно взять из этой же службы святому из Минеи со стиховны вечерни, где как раз и есть два недостающих стиха. Стих имеет тематическое единство со своим содержанием.
Если в воскресенье два святых: 4 стихиры воскресные + 2 стихиры 1-му святому + 2 стихиры 2-му святому).
4 стихиры дают службы Минеи.
6 стихир Минея дает очень редко.
Если говорим о соединении двух святых, то количество стихир делится пополам: 2 стихиры 1-му святому + 2 стихиры 2-му святому.
Количество чаще всего сокращается до 4 стихир. Правда, есть храмы, где оставляют одну стихиру до Славы.
Если служим только по Минее:
И НЫНЕ: Богородичен тоже из Минеи, если есть. Если Богородична в Минее нет, то поем Богородичен по гласу Славы из II-го приложения (с «утра»).
Иногда Минея дает первые слова И НЫНЕ: (например: «Владычице, приими молитвы раб Твоих. »), которые следует искать во II-м приложении. Также Минея может дать первые слова «Богородице, Ты еси Лоза Истинная. », а это уже Богородичен 3-го часа.
Но в среду и пятницу утром Богородичнов во II-м приложении нет. Тогда можно взять Богородичен с субботы утра.
J Да, Минея хорошо издевается над регентами.
СЛАВА: Евангельская стихира, одна из 11-ти (по номеру воскресного Евангелия и ексапостилария, из того же цикла).
Евангельскую стихиру может отменить храмовый святой, период пения Постной и Цветной Триодей, службы святым отцам (праотцам). Все эти случаи дают свой Славник, который поется в этом месте, а Евангельская стихира в этом случае будет петься после отпуста, сразу после «Великаго Господина. »
Существует ошибочное мнение, что перед Евангельской стихирой (когда она поется после «Великаго Господина. ») надо петь «Слава и ныне:» Ошибка взята из Триоди. Дело в том, что по Уставу перед 1-м часом служится лития, на которой поются стихиры, а на Славу и ныне: тогда поется Евангельская стихира. Если мы литию не поем, то припев «Слава и ныне:» бессмыслен, поэтому после «Великаго Господина. » следует сразу петь Евангельскую стихиру, без всяких запевов.
Первые 8 стихир по номеру совпадают с номером гласа, далее — 9-я 5-го гласа, 10-я 6-го гласа, 11-я 8-го гласа.
И НЫНЕ: в воскресенье всегда один и тот же Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » 2-го гласа. Это Богородичен седальна по 2-м стихословии на воскресной утрени 2-го гласа. Часто этот Богородичен поют на подобен 2-го гласа «Егда от древа».
Эта стихира не отменяется даже если в воскресенье служится Богородичный двунадесятый праздник. В этом случае стихира на И ныне: праздника поется на Славу, а Евангельская стихира — перед 1-м часом.
Иерей: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
Хор: «Слава в вышних Богу. » — поет Великое славословие.
Кому следует произносить возглас, в Типиконе не сказано, существует довольно устойчивая традиция возглашения этого стиха священником.
Великое славословие — это акцентное время утрени. Существует два противоположных взгляда на способ исполнения и трактовку этого момента (в монастырях и на приходах). Это и развело славословие по разным, полярным точкам.
В монастырском служении — это духовная кульминация службы. В монастырях Великое славословие поют на сходе: оба хора спускаются с клиросов и встают перед амвоном в две шеренги, параллельно друг другу. Иногда уже стихиру на И НЫНЕ: поют на сходе. Поют без дирижера, на «биотемпе», либо просто на двух аккордах, либо на 4-х аккордах — Киево-Печерское. Таким образом, Великое славословие — это большая, яркая, соборная молитва, это благодарение за дарованный нам свет (еще несколько минут назад, на ексапостиларии мы молились о даровании этого света, а теперь благодарим за него). Это самая долгая, кульминационная по силе молитва.
Когда критерии стали не очень духовными, им стали появляться замены через эмоционально-чувственную, страстную интонацию, где каждая фраза — на каком-то надрыве. Это — музыкальная кульминация службы, которая часто встречается на приходах, где поют профессиональные правые хоры. Примеры — Великое славословие Архангельского (из его Всенощной), Велиумова, Мясникова.
J Один профессор Парижской консерватории дал ноты Великого славословия Мясникова своим студентам, убрав текст. И попросил их сказать о жанре этой музыки. Говорили о том, что это элегия, романс, все, что угодно, но никто не назвал это духовной музыкой. Страстность «выпирает» во всех ее интонациях.
По Типикону Великое славословие поется «тихо и со гласом» (Типикон, 1-е августа). Заканчивается Великое славословие Трисвятым.
Для такого исполнения («тихо и со гласом») очень удобны два напева: обиходный — на двух аккордах и Киево-Печерский — на 4-х аккордах. В одноголосии — простой знаменный распев.
Хорошая гармонизация у Кедрова, но не простая. Есть хорошие обработки у Архангельского (но не из Всенощной), у Кустовского. Не сложные — у Феофана и из обихода Потулова — Бирюкова.
Тропарь по славословии
Если праздник Владычнего чина (Господского или Богородичного), то поется 1 раз тропарь праздника.
Если праздник святому, то поется 1 раз тропарь святому + СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен воскресный по гласу тропаря (из III-го приложения). В предпразднство и попразднство вместо Богородична поется тропарь праздника.
Если праздник двум святым, то поется 1 раз тропарь 1-му святому, СЛАВА: тропарь 2-му святому, И НЫНЕ: Богородичен воскресный по гласу Славы (из III-го приложения). В предпразднство и попразднство вместо Богородична поется тропарь праздника.
В воскресенье, какой бы святой не служился, даже Богородичный двунадесятый праздник, всегда поется только воскресный тропарь по славословии, один из двух:
1. «Днесь спасение миру бысть. » в Неделю 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов.
2. «Воскрес из гроба. » в Неделю 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов.
Как запомнить какой из этих тропарей петь в Неделю четных гласов, а какой в Неделю нечетных гласов? Очень просто. «Днесь» — ударение на первый слог — в Неделю 1, 3, 5 и 7 гласов. «Воскрес» — ударение -на второй слог — в Неделю 2, 4, 6 и 8 гласов.
В Октоихе дан знаменный распев только для 1-го и только для 2-го гласов, подразумевая, что все остальные гласы мы распоем по этим образцам. Часто только их и используют. Но одноголосные распевы подходят тогда, когда вся служба поется знаменным распевом, в том числе и славословие.
А часто бывает такое: споют Велиумовское славословие, а потом поют знаменное «Днесь. » или «Воскрес. », а потом сугубую ектению обиходного распева в 4-хголосии, эдакий удар по ушам.
Гармонизация Турчанинова — «корявая».
В Уставе сказано петь на глас (Типикон, глава 2), но не сказано, что надо петь именно знаменного распева.
Лучше всего петь эти тропари на глас Недели — либо на стихирные, либо на тропарные гласы. Укладываются тропари замечательно и нет стилистических проблем (J как соединить яичницу с секундными стрелками).
Далее — сугубая ектения (начинается с прошения «Помилуй нас, Боже. »).
Ектения просительная (2 раза отвечаем «Господи, помилуй», далее — «Подай, Господи»).
К этим ектениям пожелания динамические. Динамическая точка — это отпуст, со слов «Премудрость!» — «Благослови!». Мы этими словами как бы будим всех. Чтобы эту точку оттенить, ектении лучше не орать, а спеть их спокойно.
Священник: «Сый благословен. »
Хор: «Амин. Утверди, Боже. »
Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Хор: «Честнейшую Херувим. » (Е. Кустовский рассказывает: «Мы иногда этот припев поем не читком, а как на утрени, на обычный распев «Честнейшую. » Но это хулиганство J, но настроение батюшке поднимает).
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе!»
Хор: « Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови!»
Священник: «Воскресый из мертвых. » или «Христос, Истинный Бог наш. »
Хор: «Великаго Господина. »
(И здесь, если мы не пели на хвалитех на Славу, поется Евангельская стихира).
1-й час (с «Приидите, поклонимся. »)
Хор: «Взбранной Воеводе. », кондак Богородице, о котором в Уставе ничего не сказано. Его пение — это устойчивая традиция, ей чуть более 100 лет.
По традиции «Взбранной Воеводе. » заменяют на кондак праздника в сам двунадесятый праздник и его попразднство. Но поскольку это не устав, а традиция, то все споры о том, когда чего надо петь, бессмысленны. Но по логике задостойников — когда мы поем на Литургии задостойник, тогда мы заменяем «Взбранной Воеводе. » на кондак праздника.
«Взбранной Воеводе. » поют на разные напевы. На воскресной Всенощной хорошо спеть на подобен гласа Недели (так поют в храме Трех Святителей на Кулишках).
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».
Хор: «Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови!»
Священник: произносит отпуст.
Хор: «Господи, помилуй» (трижды).
После этого — расход.
Однако, во многих храмах и монастырях, здесь еще что-нибудь поют. В монастырях в это время подходят к мощам, иконам и поют, например, стихиры Кресту «Иже Крестом ограждаеми. », «Крест Твой, Господи, освятися. » и «Господи, оружие на диавола дал еси нам. » Где-то поют тропарь с величанием местно-чтимой иконе, где-то — «Под Твою милость. », «Пресвятая Богородице, спаси нас. »
Традиция хорошая, и прихожане могут попеть J.
БУДНИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ УТРЕНИ
По закрытии 9-й песни ирмосом последнего канона поется «Достойно есть. » (чаще поют на 8-й тропарный глас, но лучше спеть на напев ирмоса, т. к. тогда не надо передавать тон, а то услышав паузу, диакон (священник) может сразу возгласить ектению).
Ексапостиларий будничный. Слава: если есть — из Минеи, И ныне: оттуда же. Ексапостиларии будничные есть в приложении Октоиха и во «Вседневном последовании вечерни и утрени» Е. Кустовского. Здесь заканчивается канон.
Сразу после ексапостилария читаются хвалитные псалмы (148-й, 149-й и 150-й) из Часослова, начиная с места «Аще же иный день сице: Хвалите Господа с Небес. Тебе подобает песнь. » Читаются и те стихи, к которым мы привыкли как к запевам, читаются монолитом, не разделяясь. После последнего стиха «Всякое дыхание да хвалит Господа» читается СЛАВА И НЫНЕ: (в службе от славословия и выше здесь пелись бы стихиры на Славу и на И ныне).
Вместо стихир здесь читается текст «Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». В Часослове нужно отлистать пару листов вперед, где это дано наряду после праздничного славословия и воскресных тропарей.
Далее чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и сразу: «Слава в вышних Богу. » — читаемое славословие, которое имеет другую конструкцию, нежели поемое.
J Один чтец прочитал фразу «Слава Тебе, показавшему нам свет», интонационно выделив голосом, как настоятель в алтаре, а потом опять забубнил.
Трисвятого нет, но есть «Сподоби, Господи, в день сей. », которое читается.
В Часослове все это находится одно за другим.
Просительная ектения «Исполним утреннюю молитву. »
Стихиры на стиховне
Всегда поется три стихиры. Запевы — из Часослова, одни и те же.
Стихиры берутся с утрени Октоиха. В период предпразднства и попразднства Минея дает свое наполнение.
1-я стихира без запева;
«Исполнихомся заутра. » — 2-я стихира;
«И буди светлость Господа. » — 3-я стихира;
СЛАВА: если есть — из Минеи.
И НЫНЕ: Богородичен по гласу Славы из II-го приложения (смотри «утра»). Если Славы нет, то И ныне: из Октоиха (в предпразднство и попразднство — Минеи наряду).
«Благо есть. » — текст из Часослова.
Трисвятое. «Отче наш. »
На возглас: «Аминь» и хор поет тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен из IV-го приложения (смотри «в конец утрени»).
Если святых двое, то: тропарь 1-му святому, Слава: тропарь 2-му святому, И ныне: Богородичен по гласу Славы из IV-го приложения.
В период предпразднства и попразднства все Богородичны заменяются на тропарь праздника (предпразднства).
Священник: «Сый благословен. »
Хор: «Амин. Утверди, Боже. »
«Взбранной Воеводе. » и отпуст с «Великаго Господина. »
Трудности бывают при запоминании очередности элементов. Здесь (последовательность элементов утрени) помогает последовательность элементов вечерни (смотри таблицу, 2-ю и 3-ю колонки) — полная аналогия, структура та же, только «Ныне отпущаеши. » заменяется на «Благо есть. »
В окончании праздничной и будничной утрени происходит перекомбинация элементов, ничего не пропадает (смотри таблицу, 1-ю и 2-ю колонки).
📺 Видео
Царице моя преблагаяСкачать
Драгоценные моменты первой службыСкачать
Евангельская стихера 1 го гласа ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ СТИХИРЫ По ОБИХОДНИКУ А И МОРОЗОВАСкачать
Всякое дихание - Хвалит. стихири - 11 Ев. стихира - Славословие - Глас 8 / Храм "Рождество Христово"Скачать
Стихира ко гласу вопиющаго во пстыниСкачать
Бѡлгарскїѧ пѣснѻпѣнїѧ кѡ Въскрѣшѣнѵїѹ ХрѵстѻвѹСкачать
Евангельское чтение в день Торжества Православия, или о горизонтах судьбы христианинаСкачать
Т.Метелёва На реках Вавилонских №2Скачать
ПОЛИЕЛЕОС ПРАЗДНИКУСкачать
"С нами Бог, разумейте языцы"Скачать
Евангелие и Святые дня. Апостольские чтения. Седмица 11-я по Пятидесятнице. (17.08.23)Скачать
Постная Триодь. С чего начать...Скачать
РАСПОРЯДОК ДНЯ ХРИСТИАНИНА. Священник Владислав БереговойСкачать
Праздничные знакиСкачать
Оружие для борьбы с врагом. Игумен Никон(Воробьев).Скачать
Слово перед причастием на Божественной Литургии 11 сентября 2023г.Скачать
Стих на 90 псалом. #христианскиестихи #последнеевремя #утешениеСкачать