Стих топи да болота ударения

Видео:Сергей Есенин - Топи да болотаСкачать

Сергей Есенин - Топи да болота

Занятие I. Хорей

План занятия:
1. Определение хорея.
2. Распространённые хореические размеры.
3. Равносложные хореические размеры.
4. Разностопные хореические размеры.
5. Разнообразие хореических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.

1. Хорей – двусложный стихотворный размер, в стопах которого ударения приходятся преимущественно на первые слоги, или на нечётные слоги строки, считая слева направо: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17. В отдельных стопах реального хорея могут вообще отсутствовать ударения, или наоборот стоять сверхсхемные ударения, но ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её нечётных слогах.

Количество стоп и слогов в строках хорея, в зависимости от вида рифмы, и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.

Например: в строке трёхстопного хорея, заканчивающейся дактилической или мужской рифмой по 5 слогов (причём в мужской рифме последний слог ударный), в строке, оканчивающейся женской рифмой — 6 слогов. В хорее строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат нечётное количество слогов. Сроки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют чётное число слогов.

Рассмотрим на примерах различные хореические размеры.

1.1. Вот короткие пушкинские строки:

Милый мой, сегодня
Бешенных повес
Ожидает сводня,
Вакх и Геркулес.

Для определения размера любого стихотворения необходимо, во-первых расставить в словах ударения, а затем выделить в строках стопы. Ударения ставят во всех членах предложений, использованных в строках стихотворения. В служебных частях речи, т.е. в предлогах, союзах, частицах и междометиях, состоящих из одного слога и не являющихся членами предложений, ударения не ставят.
В нашем примере ударения в словах выделим заглавными гласными, которые находятся под ударением. Чтобы не путать заглавную букву начала строки и ударную букву в сказуемом «ожидает» запишем его со строчной буквы. Получим следующее:

МИлый мОй, сегОдня
БЕшенных повЕс
ожидАет свОдня,
ВАкх и ГеркулЕс.

Выделим в строках стопы, т.е. пары слогов, и отделим их друг от друга знаком дефис:

МИлый — мОй, се — гОдня
БЕшен — ных по — вЕс
ожи — дАет — свОдня,
Вакх и — Герку — лЕс.

Мы видим, что в первой строке прилагательное «милый» совпадает с первой стопой. Вторая стопа образована местоимением «мой» и первым слогом слова «се — годня». Последние два слога этого слова образуют третью стопу. Во второй строке первая стопа задается двумя слогами прилагательного «бешен — ных», его окончание и предлог «по» образуют вторую стопу, которая не имеет ударных слогов. В третьей строке первая стопа также безударная.
Стопы, не имеющие ударения, не редкость в стихах и в двусложных размерах имеют название, пришедшее из греческого языка, – «пиррихий». Для простоты мы их будем называть по-русски – безударные стопы. Наличие в строках рассматриваемого стихотворения безударных стоп несколько затрудняет определение стихотворного размера, но не сбивает сам размер, который чётко проявляется в первой и четвёртой строках, содержащих по три ударных слога и, являющихся, с точки зрения определения размера, ключевыми. Таким образом, четверостишие написано трёхстопным хореем, поскольку количество стоп определяется по максимально возможному числу ударных слогов в сроках стихотворения.

Схематически строки четверостишия выглядят так:

Кроме метра размер стихотворения определяют количество слогов в строках и схема рифмовки. В приведённом выше примере в нечётных строках по 6 слогов, а в чётных по 5 слогов. В нечётных слогах используется так называемая женская рифма с ударением на предпоследнем слоге, а в чётных строках мужская рифма с ударением на последнем слоге. Схема рифмовки перекрёстная, т. е. первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Такая рифмовка является наиболее совершенной. (Самой слабой рифмовкой считается смежная, при которой рифмуется пара строк. В указанном нами сборнике такая рифмовка встречается только в 14 стихотворениях из 212).
В рукописи стихов после заголовка или первой строки полезно указывать подробный размер стихотворения, включающий такие характеристики, как количество стоп соответствующего метра и количество слогов в строках, схема рифмовки и виды рифм в нечётных и четных строках. Для рассмотренного стихотворения запись этих сведений выглядит так:
Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5/6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м/ж/м.
Примечание. Поскольку при перекрёстной рифмовке количество слогов и рифмовка первых двух строк четверостишия идентичны соответствующим характеристикам двух последующих строк, постольку размер стихотворения может быть записан более кратко, применительно к паре строк: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Подобную сокращённую запись мы и будем применять далее. При кольцевой (охватной,опоясывающей) рифмовке строк четверостишия, а также при рассмотрении более сложных строф, в которых применяется смешанная рифмовка, стихотворный размер придется записывать подробно.

1.2. Такой же размер имеет есенинское стихотворение:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Расставим ударения в четверостишии:
ТОпи да болОта,
СИний плАт небЕс.
ХвОйной позолОтой
ВзвЕнивает лЕс.

Выделим в строках стопы:
ТОпи — да бо — лОта,
СИний — плАт не — бЕс.
ХвОйной – позо — лОтой
ВзвЕни — вает лЕс.

Представим строки четверостишия схематически:

Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Если в рассматриваемом фрагменте стихотворения нет ключевой строки, то надо либо перейти к следующему отрывку, либо анализировать строки данного фрагмента в совокупности.

1.3. А. Величанский

Осени плачевной
наступил черёд –
листьев предвечерних
кончен перелёт.

Расставим ударения в четверостишии:

Осени плачЕвной
наступИл черЁд –
лИстьев предвечЕрних
кОнчен перелЁт.

В словах, содержащих букву «ё» ударение приходится именно на неё. По этой причине в стихах целесообразно писать букву «ё» последовательно, а не выборочно.

Выделим в строках стопы:

Осе — ни пла — чЕвной
Насту — пИл че — рЁд –
лИстьев – предве — чЕрних
кОнчен – пере — лЁт.

Представим строки четверостишия схематически:

Во всех строках фигурирует по одной безударной стопе. Тем не менее, из схемы видно, что во всех строках ударения приходятся на нечётные слоги: в первой, третьей и четвертой строках – на первые и пятые слоги, во второй строке – на третий и пятый слоги, что характерно для хорея. Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Понятно, что слишком короткие строки требуют много рифм, а слишком длинные строки затрудняют их чтение, так как рифмы встречаются редко и стихи перестают восприниматься стихами. Вспомним пушкинское: «Не много рифм и много прозы». Тем не менее, встречаются стихи и с более длинными строками:

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Расставим ударения в четверостишии:

МИлый мАльчик, тЫ так вЕсел, так светлА твоЯ улЫбка,
Не просИ об Этом счастьЕ, отравлЯющем мирЫ,
ТЫ не знАешь, тЫ не знАешь, чтО такОе Эта скрИпка,
ЧтО такОе тЕмный Ужас начинАтеля игрЫ!

Выделим в строках стопы:

МИлый — мАльчик, — тЫ так — вЕсел,- так свет- лА тво- Я у -лЫбка,
Не про- сИ об Этом — счастьЕ, — отрав- лЯю -щем ми -рЫ,
ТЫ не — знАешь, — тЫ не знАешь, — чтО та –кОе – Эта — скрИпка,
ЧтО та — кОе — тЕмный — Ужас – начи – нАте -ля иг- рЫ!

Представим строки четверостишия схематически:

В третьей и четвёртой строках «что» – местоимения, которые находятся под ударением. Ключевой для определения размера является третья строка четверостишия. Размер стихотворения: 8-ми стопный хорей: 16/15 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2. Самыми распространёнными хореическими размерами являются 4-х, 5-ти и 6-ти стопные хореи. Количество стоп при этом во всех в строках одинаковое, а вот количество слогов разное, некоторые строки, чётные или нечётные могут быть короче на один слог за счёт использования мужской рифмы.

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Расставим ударения в четверостишии:

ТОлько глЯнет сквозь утЕсы
КоролЕвский стАрый фОрт,
Как весЕлые матрОсы
ПоспешАт в знакОмый пОрт.

Выделим в строках стопы:

ТОлько- глЯнет- сквозь у-тЕсы
Коро-лЕвский – стАрый — фОрт,
Как ве-сЕлы- е мат-рОсы
Поспе-шАт в зна- кОмый — пОрт.

Представим строки четверостишия схематически:

Как видно, во всех строках присутствуют безударные стопы. Наиболее близки к хорею первая, вторая и четвёртые строки. Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2.2. А вот стихотворение, написанное разновидностью 4-х стопного хорея.

Я проснулся ровно в шесть
И взглянул на жизнь трезвее.
Утро, верно, мудренее.
В этом тоже что-то есть. С. 15.

Расставим ударения в четверостишии:

Я проснУлся рОвно в шЕсть
и взглянУл на жИзнь трезвЕе.
Утро, вЕрно, мудренЕе.
В Этом тОже чтО-то Есть.

Выделим в строках стопы:
Я прос — нУлся — рОвно — в шЕсть
и взгля — нУл на — жИзнь трез — вЕе.
Утро, — вЕрно, — мудре — нЕе.
В Этом — тОже — чтО-то — Есть.

Как следует из схемы, ключевыми строками являются первая и четвёртая.
Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 7/8/8/7 слогов; рифмовка кольцевая м/ж/ж/м.

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи.
Мы меняем души, не тела.

Расставим ударения в четверостишии:

ТОлько змЕи сбрАсывают кОжи,
Чтоб душА старЕла и рослА.
МЫ, увЫ, со змЕями не схОжи.
МЫ менЯем дУши, не телА.

Выделим в строках стопы:
ТОлько — змЕи — сбрАсы — вают -кОжи,
Чтоб ду — шА ста- рЕла — и рос- лА.
МЫ, у — вЫ, со — змЕя -ми не — схОжи.
МЫ ме — нЯем — дУши, — не те — лА.

Представим строки четверостишия схематически:

Несмотря на наличие безударных стоп во всех строках, первая, третья и четвёртая строки позволяют определить размер стихотворения как 5-ти стопный хорей: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2.4. Реже встречается следующая разновидность пятистопного хорея:

Время лечит? Время не лечи!
Что со мною будет с исцеленным?
Позабуду горя плеск соленый
И обиды жаркие лучи. С. 59.

Расставим ударения в четверостишии:

ВрЕмя лЕчит? ВрЕмя не лечИ!
Что со мнОю бУдет с исцелЕнным?
ПозабУду гОря плЕск солЕный
И обИды жАркие лучИ.

Выделим в строках стопы:

ВрЕмя — лЕчит? — ВрЕмя — не ле — чИ!
Что со — мнОю — бУдет — с исце — лЕнным?
Поза — бУду гОря — плЕск со — лЕный
И об — Иды — жАрки — е лу — чИ.

Представим строки четверостишия схематически:

Во второй строке «что» – местоимение, а не союз, по этой причине ударение на нём уместно. Несмотря на наличие в каждой строчке безударных стоп, в целом схема четверостишия показывает, что размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/10/10/9 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.

2.5. А вот пример 6-ти стопного хорея:

ПЕСНЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Занесенный чистым снегом или вымыт
Самым грустным, самым ласковым дождем,
Он меня к себе каким угодно примет
И согреет,
Словно голубь,
Под крылом. С. 75.

Расставим ударения в четверостишии:

ЗанесЕнный чИстым снЕгом или вЫмыт
САмым грУстным, сАмым лАсковым дождЕм,
Он менЯ к себЕ какИм угОдно прИмет
И согрЕет,
СлОвно гОлубь,
Под крылОм.

Выделим в строках стопы:

Зане –сЕнный – чИстым- снЕгом- или — вЫмыт
САмым -грУстным,- сАмым -лАско — вым дож — дЕм,
Он ме — нЯ к се — бЕ ка — кИм у — гОдно — прИмет
И сог — рЕет,-
СлОвно — гОлубь,
Под кры — лОм.

Представим строки четверостишия схематически:

Как видно из схемы, ключевой строкой является третья строка, размер стихотворения: 6-ти стопный хорей: 12/11 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

3. Если в строках одинаковое число стоп и рифма одного вида, то и количество слогов в строках одинаково.

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

Расставим ударения в четверостишии:

Он поклЯлся в стрОгом хрАме
Перед стАтуей МадОнны,
Что Он бУдет вЕрен дАме,
ТОй, чьИ взОры непреклОнны.

Выделим в строках стопы:

Он по- клЯлся — в стрОгом — хрАме
Перед – стАту -ей Ма — дОнны,
Что Он — бУдет — вЕрен — дАме,
ТОй, чьИ — взОры – непре — клОнны.

Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимених «Он» и «чьИ» знаками «+»:

Итак, первая строка четверостишия является ключевой поскольку хорей в ней представлен идеально. Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/8 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

Мы стояли у Москвы-реки,
Ветер шелком платья шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел –

Расставим ударения в четверостишии:

МЫ стоЯли у МосквЫ-рекИ,
ВЕтер шЕлком плАтья шелестЕл.
ПочемУ-то вдруг из-пОд рукИ
На менЯ тЫ стрАнно посмотрЕл –

Выделим в строках стопы:

МЫ сто — Яли — у Мос — квЫ-ре — кИ,
ВЕтер — шЕлком – плАтья — шелес — тЕл.
Поче — мУ-то — вдруг из — пОд ру — кИ
На ме — нЯ тЫ — стрАнно — посмот — рЕл –

Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+»:

Несмотря на наличие безударных стоп, схемы двух первых строк указывают на пятистопный хорей. Размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

3.3. Н. Крандиевская-Толстая

Яблоко, протянутое Еве,
Было вкуса – меди, соли, желчи,
Запаха – земли и диких плевел,
Цвета – бузины и ягод волчьих.

Расставим ударения в четверостишии:

Яблоко, протЯнутое Еве,
БЫло вкУса – мЕди, сОли, жЕлчи,
ЗАпаха – землИ и дИких плЕвел,
ЦвЕта – бузинЫ и Ягод вОлчьих.

Выделим в строках стопы:

Ябло — ко, про — тЯну — тое — Еве,
БЫло — вкУса – мЕди, — сОли, — жЕлчи,
ЗАпа — ха – зем — лИ и — дИких — плЕвел,
ЦвЕта – бузи — нЫ и — Ягод — вОлчьих.

Представим строки четверостишия схематически:

Вторая строка, являясь ключевой, позволяет определить размер стихотворения как 5-ти стопный хорей: 10/10 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

В том лесу белесоватые стволы,
Выступали неожиданно из мглы,

Расставим ударения в двустишии:

В тОм лесу белесовАтые стволЫ,
ВыступАли неожИданно из мглЫ,

Выделим в строках стопы:

В тОм ле — су бе — лесо — вАты — е ство — лЫ,
Высту — пАли – нео – жИдан — но из — мглЫ,

Представим строки двустишия схематически:

Обе строки изобилуют безударными стопами, но имеющиеся ударения приходятся на нечётные слоги: 1,7, и 11 в первой строке, и 3, 7, и 11 во второй строке, что характерно для хорея. Размер стихотворения: 6-ти стопный хорей: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.

Соловьи на кипарисах и над озером луна,
Камень черный, камень белый, много выпил я вина.
Мне сейчас бутылка пела громче сердца моего:
Мир лишь луч от сердца друга, все иное тень его!

Расставим ударения в четверостишии:

СоловьИ на кипарИсах и над Озером лунА,
КАмень чЕрный, кАмень бЕелый, мнОго вЫпил Я винА.
МнЕ сейчАс бутЫлка пЕла грОмче сЕрдца моегО:
МИр лишь лУч от сЕрдца дрУга, всЕ инОе тЕнь егО!

Выделим в строках стопы:

Соловь — И на — кипа — рИсах — и над — Озер — ом лу — нА,
КАмень — чЕрный, — кАмень — бЕелый, — мнОго — вЫпил — Я ви — нА.
МнЕ сей — чАс бу — тЫлка — пЕла — грОмче — сЕрдца – мое — гО:
МИр лишь — лУч от — сЕрдца -дрУга, -всЕ и — нОе ¬- тЕнь е — гО!

Представим строки четверостишия схематически:

Ключевыми строками являются вторая и четвёртая. Размер стихотворения: 8-ми стопный хорей: 15/15 слогов; рифмовка смежная: м/м.

Рифма в равносложном хорее может быть и дактилической:

3.6. Н. Крандиевская-Толстая

В кухне крыса пляшет с голоду,
В темноте гремит кастрюлями.
Не спугнуть ее ни холодом,
Ни холерою, ни пулями.

Расставим ударения в четверостишии:

В кУхне крЫса плЯшет с гОлоду,
В темнотЕ гремИт кастрЮлями.
Не спугнУть еЕ ни хОлодом,
Ни холЕрою, ни пУлями.

Выделим в строках стопы:

В кУхне — крЫса — плЯшет — с гОлоду,
В темно — тЕ гре — мИт кас- трЮля- ми.
Не спуг- нУть е — Е ни — хОло — дом,
Ни хо- лЕро — ю, ни — пУля- ми.

Представим строки четверостишия схематически:

В первой строке пятистопный хорей проявляется почти идеально. Поскольку все строки заканчиваются дактилическими рифмами, постольку последние слоги строк безударные. Размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.

4. Иногда стихотворения пишут разностопным хореем, используя в строках разное число стоп.

Радость всех невинных глаз
– Всем на диво! –
В этот мир я родилась –
Быть счастливой,

Расставим ударения в четверостишии:

РАдость всЕх невИнных глАз
– ВсЕм на дИво! –
В Этот мИр Я родилАсь –
БЫть счастлИвой,

Выделим в строках стопы:

РАдость — всЕх не — вИнных — глАз
– ВсЕм на — дИво! –
В Этот — мИр Я – роди — лАсь –
БЫть счас — тлИвой,

Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:

Ключевыми строками являются все, кроме третьей. Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный хорей: 7/4 слога; рифмовка перекрёстная: м/ж.

4.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)

– Муженек, не спорь со мной,
Не сердись напрасно.
Стала я твоей женой –
Не рабой безгласной!

Расставим ударения в четверостишии:

– МуженЕк, не спОрь со мнОй,
Не сердИсь напрАсно.
СтАла Я твоЕй женОй –
Не рабОй безглАсной!

Выделим в строках стопы:

– Муже — нЕк, не — спОрь со — мнОй,
Не сер — дИсь нап — рАсно.
СтАла — Я тво — Ей же — нОй –
Не ра — бОй без — глАсной!

Представим строки четверостишия схематически:

В нечётных строках четырёхстопный хорей. На это однозначно указывает третья строка, являющаяся в этом смысле ключевой. В остальных строках первые стопы безударны. Тем не менее, в чётных строках ясно виден трёхстопный хорей. В целом размер стихотворения: 4-х/3-х стопный хорей: 7/6 слогов; рифма перекрёстная: м/ж.

Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.

Расставим ударения в четверостишии:

РАз, полУнощной порОю,
Сквозь тумАн и мрАк,
Ехал тИхо над рекОю
УдалОй казАк.

Выделим в строках стопы:

РАз, по — лУнощ — ной по — рОю,
Сквозь ту — мАн и — мрАк,
Ехал — тИхо — над ре — кОю
Уда — лОй ка — зАк.

Представим строки четверостишия схематически:

В первых трёх строках имеются безударные стопы. Четвёртая строка – идеальный трёхстопный хорей. Таким образом, в четных строках – трёхстопный хорей, в нечётных – четырёхстопный хорей. Запишем размер четверостишия: 4-х/3-х стопный хорей: 8/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Ночь – как ночь, и улица пустынна.
Так всегда!
Для кого же ты была наивна
И горда?

Расставим ударения в четверостишии:

НОчь – как нОчь, и Улица пустЫнна.
ТАк всегдА!
Для когО же тЫ былА наИвна
И гордА?

Выделим в строках стопы:

НОчь – как ¬- нОчь, и — Ули — ца пус — тЫнна.
ТАк все — гдА!
Для ко — гО же — тЫ бы — лА на — Ивна
И гор — дА?

Представим строки четверостишия схематически:

Невзирая на наличие безударных стоп в нечётных строках, и анализируя их вместе, приходим к выводу, что в них по пять стоп хорея.Схема второй строки показывает, что а в четных строках по две стопы хорея. Итак, размер стихотворения: 5-ти стопный/двустопный хорей: 10 слогов/3 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном – туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон Жуан?

Расставим ударения в четверостишии:

ТЯжкий, плОтный зАнавес у вхОда,
За ночнЫм окнОм – тумАн.
ЧтО тепЕрь твоЯ постЫлая свобОда,
СтрАх познАвший ДОн ЖуАн?

Выделим в строках стопы:

ТЯжкий, — плОтный — зАна — вес у — вхОда,
За ноч — нЫм ок — нОм – ту — мАн.
ЧтО те — пЕрь тво — Я пос — тЫла — я сво — бОда,
СтрАх поз — нАвший — ДОн Жу — Ан?

Представим строки четверостишия схематически:

Размер чётных строк определяем по четвёртой строке, являющейся ключевой. Размеры нечётных строк определяем отдельно, подсчитывая число стоп, включая и безударные. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный/6-ти стопный/4-х стопный хорей: 10/7/12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

К разностопному хорею приводит и использование дактилической рифмы в двух строках четверостишия:

4.6. Н. А. Некрасов

«Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.

Расставим ударения в четверостишии:

«СтОй, ямщИк! ЖарА неснОсная,
ДАльше Ехать не могУ!»
ВИшь, порА-то сенокОсная –
ВсЯ дерЕвня на лугУ.

Выделим в строках стопы:

«СтОй, ям — щИк! Жа — рА нес – нОсна — я,
ДАльше — Ехать — не мог — У!»
ВИшь, по — рА-то – сено- кОсна — я –
ВсЯ де — рЕвня — на лу — гУ.

Представим строки четверостишия схематически:

Ключевой строкой, позволяющей определить размер стихотворения, является первая строчка. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный хорей: 9/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

4.7. Н. Крандиевская-Толстая

Фаусту прикидывался пуделем,
Женщиной к пустыннику входил,
Простирал над сумасшедшим Врубелем
Острый угол демоновых крыл.

Расставим ударения в строках:

ФАусту прикИдывался пУделем,
ЖЕнщиной к пустЫннику входИл,
ПростирАл над сумасшЕдшим ВрУбелем
Острый Угол дЕемоновых крЫл.

Выделим в строках стопы:

ФАус — ту при — кИды — вался — пУде — лем,
ЖЕнщи — ной к пус- тЫнни — ку вхо — дИл,
Прости — рАл над — сумас — шЕдшим — ВрУбе — лем
Острый — Угол — дЕемо — новых — крЫл.

Представим строки четверостишия схематически:

Схема четверостишия усыпана безударными стопами. В нечётных строках по шесть стоп и дактилические рифмы, в чётных строках по пять стоп и мужские рифмы. Размер стихотворения: 6-ти/5-ти стопный хорей:11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м

5. Хореическими размерами могут писаться не только двустишия и четверостишия, но и строфы с другим количеством строк.

5.1. Н. Крандиевская-Толстая

За спиной свистит шрапнель.
Каждый кончик нерва взвинчен.
Бабий голос сквозь метель:
«А у Льва Толстого нынче
Выдавали мервишель!»

Расставим ударения в строках:

За спинОй свистИт шрапнЕль.
КАждый кОчик нЕрва взвИнчен.
БАбий гОлос сквозь метЕль:
«А у ЛьвА ТолстОго нЫнче
ВыдавАли мервишЕль!»

Выделим в строках стопы:

За спи — нОй свис — тИт шрап — нЕль.
КАждый — кОчик — нЕрва — взвИнчен.
БАбий — гОлос — сквозь ме — тЕль:
«А у — ЛьвА — Тол — стОго — нЫнче
Выда — вАли — мерви — шЕль!»

Представим строки схематически:

Размер строфы из пяти строк: 4-х стопный хорей: 7/8/7/8/7 слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/м.

5.2. Н. Крандиевская-Толстая

В небе авиаигрушки,
Ни покоя им, ни сна.
Ночь в прожекторах ясна.
Поэтической старушкой
Бродит по небу луна.

Расставим ударения в строках:

В нЕбе авиаигрУшки,
Ни покОя Им, ни снА.
НОчь в прожекторАх яснА.
ПоэтИческой старУшкой
БрОдит пО небУ лунА.

Выделим в строках стопы:

В нЕбе — ави — аиг- рУшки,
Ни по — кОя — Им, ни — снА.
НОчь в про – жекто — рАх яс — нА.
Поэ – тИчес — кой ста — рУшкой
БрОдит — пО не — бУ лу — нА.

Представим строки схематически:

Размер строфы из пяти строк: 4-х стопный хорей: 8/7/7/8/7 слогов; рифмовка сложная: ж/м/м/ж/м.

5.3. Е. Баратынский

Что за звуки? Мимоходом
Ты поешь перед народом,
Старец нищий и слепой!
И, как псов враждебных стая,
Чернь тебя обстала злая,
Издеваясь над тобой.

Расставим ударения в строках:

Что за звУки? МимохОдом
ТЫ поЕшь перед нарОдом,
СтАрец нИщий и слепОй!
и, как псОв враждЕбных стАя,
ЧЕрнь тебЯ обстАла злАя,
издевАясь над тобОй.

Выделим в строках стопы:

Что за — звУки?- Мимо — хОдом
ТЫ по — Ешь пе — ред на — рОдом,
СтАрец — нИщий — и сле — пОй!
и, как — псОв враж- дЕбных — стАя,
ЧЕрнь те — бЯ об- стАла — злАя,
изде – вАясь — над то — бОй.

Представим строки схематически:

Размер шестистишия: 4-х стопный хорей: 8/8/7/8/8/7 слогов; рифмовка смешанная: Ж/Ж/м/ж/ж/м. Примечание. Обстать – (устар. поэт.) окружить, обступить.

5.4. Н. Крандиевская-Толстая

Вещи есть совсем обычные,
Незаметные, привычные, –
И не думаем о них,
Например, вот эта палочка,
Путевод и выручалочка,
Антигона всех слепых.

Расставим ударения в строках:

ВЕщи Есть совсЕм обЫчные,
НезамЕтные, привЫчные, –
И не дУмаем о нИх,
НапримЕр, вот Эта пАлочка,
ПутевОд и выручАлочка,
АнтигОна всЕх слепЫх.

Выделим в строках стопы:

ВЕщи — Есть сов — сЕм о — бЫчны — е,
Неза — мЕтны — е, при — вЫчны — е, –
И не – дУма — ем о — нИх,
Напри — мЕр, вот — Эта пА — лочка,
Путе — вОд и — выру — чАлоч — ка,
Анти — гОна — всЕх сле — пЫх.

Представим строки схематически:

Первая и последняя строки наглядно демонстрируют, что пару строк пятистопного хорея с дактилической рифмой завершает четырёхстопный хорей с женской рифмой.
Размер строфы из шести строк: 5-ти стопный/5-ти стопный/4-х стопный/5-ти стопный/5-ти стопный/4-х стопный хорей: 9/9/7/9/9/7 слогов; рифмовка смешанная: Дактил./Дактилич./ж/дактил./дактил./ж.

6. Задания для самостоятельной проработки.

Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения.Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

Мама ходит на работу,
кормит птичку на окне,
мама добрую заботу
проявляет обо мне… С. 123.

Лунным светом пыль к земле прибита,
И дорога белая видна.
Столько тьмою перепутий скрыто,
Столько бед, а Родина одна. С. 21.

Дерево упало – стало больше света!
Только ветер взвился, ветви шевеля.
Поглядел направо – вертится планета,
Влево глянул – крутится матушка-земля. С. 81.

Мимо Клина и Любани
По немеряной России
Мягко шли снега,
ступали,
Будто ноженьки босые. С. 33.

5. Н. Дружининский.

Поплавок мой из гусиного пера.
Клюй смелей, стальная густера! С. 63.

Город сильных
за Полярным кругом
стал мне первым комсомольским другом. С. 180.

Помнишь, ночь была на свете, ночь без времени и края?
На недвижимые воды звезды падали, сгорая… С. 132.

Мелкий дождь идет на нет,
окна смотрят сонно.
Вот и выключили свет
в красной ветке клена. С. 76.

Родина! Великая, большая,
видная с обоих полушарий –
другу и врагу!

Захожу я в горницу –
пышут калачи,
вечная работница
вечно у печи. С. 142.

Видео:С.Есенин - Топи да болота (Стих и Я)Скачать

С.Есенин - Топи да болота (Стих и Я)

Сергей Есенин — Топи да болота: Стих

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Видео:Проект "Живая поэзия". Сергей Есенин. "Топи да болота..". Читает Сергей Безруков.Скачать

Проект "Живая поэзия". Сергей Есенин. "Топи да болота..". Читает Сергей Безруков.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

Видео:С.А. Есенин " Топи да болота "| Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать

С.А. Есенин " Топи да болота "| Учи стихи легко | Караоке  | Аудио Стихи Слушать Онлайн

Стихотворение и анализ «Топи да болота…»

Синий плат небес.

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

По лугу со скрипом

Пахнет от колес.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Краткое содержание

Стих топи да болота ударения

В. Менк. Утро на болоте. 1880

Русская природа была для Есенина музой на протяжении всего его творчества. Данное стихотворение подтверждает это буквально каждой своей фразой. Очень ярко и выразительно, не приукрашивая, описывает поэт осень в своем родном Константиново. В стихотворении видны не только зрительные образы, но слышатся звуки и ощущаются запахи осенней поры.

Топи и болота, яркое синее небо, зелень хвойного леса – все пребывает в гармонии, наполнено жизнью и умиротворением. Благодаря простым, народным выражениям, текст становится максимально приближенным к разговорной речи. Слышно, как «тенькает синица», «взвенивает лес», «со скрипом тянется обоз». Ощущается запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Есенин практически не пользуется высокой лексикой, поэтому его произведения понятны представителю любого сословия – и крестьянину, и городскому жителю. Они наполняют сердце любовью, учат видеть прекрасное в простых сельских пейзажах.

Анализ

История создания

Данное стихотворение было написано в 1914 году. Это время относится к раннему периоду творчества С.А. Есенина. Он только что переехал в Москву, поэтому тоска по родным местам, где прошли его детство и юность, очень сильно одолевала поэта. Воспоминания о Константиново, его природе, о близких сердцу уголках и стали поводом для создания этого произведения.

Весь текст стихотворения – это один огромный сгусток любви к родине. Здесь явно прослеживается так характерная для раннего творчества Есенина идеализация сельских пейзажей и всего деревенского уклада в целом. Впервые произведение было напечатано в есенинском сборнике стихов «Радуница» в 1916 году.

Персонажи и образы

Вся пейзажная лирика Есенина выстроена на образах родной природы. Поэт не просто рисует поля, небеса, деревья, топи, он наделяет их чертами и свойствами живых существ, которые все понимают и чувствуют. Они словно находятся в постоянном ожидании того светловолосого мальчика, который рос в этих краях, а потом покинул их. Слова «Край ты мой забытый, край ты мой родной» являются этому подтверждением. Лирический герой, на которого спроецирован образ самого Есенина, здесь выражен не явно. Но он присутствует, потому что именно его глазами читатель видит всю описываемую картину.

Композиция

Сюжет, как его принято понимать, здесь отсутствует. Композиция линейная, относительно простая, без выраженных композиционных точек. Экспозицию и завязку можно наблюдать в первом четверостишии, когда читатель знакомится с лесом, благодаря краткому, но точному описанию.

После этого начинается развитие действия: пение синицы, спящие ели, скрип обоза, ветер над ракитами. С помощь этих деталей создается красочный образ сельской жизни. В последних двух строках содержатся и кульминация, и развязка. В них заключена непомерная тоска поэта по покинутому родному краю.

Произведение относится к литературному направлению имажинизм, но содержит и элементы романтизма. Литературный род – лирика, жанр – стихотворение о природе, или пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

При создании стихотворения использовался трехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ) и множеством неточных рифм, характерных для поэзии Серебряного века: болота – позолотой, скрипом – липой.

Стихи Есенина о природе насыщены средствами художественной выразительности. Данный текст содержит: эпитеты: «синий плат», «лесные кудри», «темные ели»; метафоры: «синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»; олицетворения: «лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной». Помимо этого автор пользуется живыми образными словами, так называемыми просторечиями: «тенькает», «слухают», а также применяет собственный окказионализм (новое, нигде до этого не встречающееся слово, придуманное самим поэтом, авторский неологизм).

Проблематика и основная идея произведения

Поэт не поднимает в данном стихотворении никаких проблем, он просто выражает восхищение красотой родного края. Тема эта также не нова для его творчества, она обусловлена горячей сыновьей любовью к родине, светлыми чувствами к русской природе. Произведение учит беречь природу, относиться к ней так, если бы это было понимающее и чувствующее существо, никогда не забывать отчий край, то место, где появился на свет.

🎬 Видео

С.Есенин - «Топи да болота», читает Колесникова АнастасияСкачать

С.Есенин - «Топи да болота», читает Колесникова Анастасия

Топи да болота - Сергей Есенин #shortsСкачать

Топи да болота - Сергей Есенин #shorts

"Топи да болота" / БДХ / Есенин / ПахмутоваСкачать

"Топи да болота" / БДХ / Есенин / Пахмутова

Г. Свиридов - Топи да болота - Дмитрий ХромовСкачать

Г.  Свиридов  - Топи да болота  -  Дмитрий Хромов

Стихотворение С.Есенина "Топи да болота"Скачать

Стихотворение С.Есенина "Топи да болота"

"Топи да болота" сл. Сергей Есенин. муз. Алексей Кузнецов.Скачать

"Топи да болота" сл. Сергей Есенин. муз. Алексей Кузнецов.

Сергей Александрович Есенин, "Топи да болота"Скачать

Сергей Александрович Есенин, "Топи да болота"

"Топи да болота..." С.А. Есенин.Скачать

"Топи да болота..." С.А. Есенин.

Топи да болота Песня на стихи Сергея ЕсенинаСкачать

Топи да болота Песня на стихи Сергея Есенина

Топи да болота. Есенин.Скачать

Топи да болота. Есенин.

Страна читающая — Ульяна Грушина читает произведение «Топи да болота...» С. А. ЕсенинаСкачать

Страна читающая — Ульяна Грушина читает произведение «Топи да болота...» С. А. Есенина

Страна читающая — Демид Колесов читает произведение «Топи да болота...» С. А. ЕсенинаСкачать

Страна читающая — Демид Колесов читает произведение «Топи да болота...» С. А. Есенина

Сергей Есенин "Топи да болота…" | читает Мусави СейедхоссейнСкачать

Сергей Есенин "Топи да болота…" | читает Мусави Сейедхоссейн

Топи да болота , ЕсенинСкачать

Топи да болота , Есенин

И.А. Крылов " Свинья под дубом" | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать

И.А. Крылов " Свинья под дубом" | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать Онлайн

Н. Тихонова - "Шел по улицам Бог"Скачать

Н. Тихонова - "Шел по улицам Бог"
Поделиться или сохранить к себе: