Стержневой компонент в словосочетании

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА
РУССКАЯ ГРАММАТИКА

§ 1881. Словосочетание — это синтаксическая конструкция, образующаяся на основе подчинительных связей: согласования, управления и примыкания. В словосочетание полностью переносятся все те отношения, те общие и частные, более конкретные значения, которые возникают при присловной подчинительной связи: эти отношения представляют собой значения словосочетаний.

В составе словосочетания выделяются компонент стержневой (или главенствующий) и компонент зависимый (компоненты зависимые): стержневым компонентом является грамматически главенствующее слово, своими лексико-грамматическими свойствами предопределяющее связь; зависимым компонентом — форма слова (формы слов), грамматически подчиненная (подчиненные).

В зависимости от того, какое слово является стержневым, все словосочетания делятся на глагольные (стержневое слово — глагол), субстантивные (стержневое слово — существительное, включая местоимение-существительное и числительное), адъективные (стержневое слово — прилагательное), наречные (стержневое слово — наречие); к наречным словосочетаниям условно относятся также словосочетания со стержневым словом — компаративом.

Словосочетания строятся по определенным абстрактным образцам. Эти образцы (типы) словосочетаний представляют собой отвлечения от таких грамматических и лексико-семантических характеристик соединившихся слов, которые существенны для формального устройства и значения словосочетания. В одних случаях для установления образца словосочетания достаточно указания только на самые общие грамматические характеристики соединяющихся слов. Таков, например, абстрактный образец словосочетаний «существительное — согласуемое с ним прилагательное» ( новый дом ), значением которых являются собственно определительные отношения. В других случаях определение образца должно включать в себя более конкретные языковые характеристики, необходимые для установления его значения, например: «глагол — конкретное существительное в форме род. п. с предлогом пространственного значения»: ехать с горы , писать из города (отношения определительные [обстоятельственные] — пространственные); «существительное с процессуальным значением — род. п. существительного, способного называть субъект действия»: приезд ревизора , деятельность института (значение субъектно-определительное); «существительное с конкретным значением — род. п. существительного с конкретным значением»: дом отца , крыльцо дома , парки Москвы (значение определительное — по принадлежности, обладанию); «существительное с процессуальным значением — род. п. существительного, способного называть объект действия»: чтение книги , постройка дома , изучение вопроса , излечение больного (значение объектное). Все те характеристики, которые даются при описании отношений, возникающих при подчинительных связях, одновременно являются необходимыми характеристиками образцов словосочетаний, образующихся на основе этих связей; примеры, иллюстрирующие подчинительную связь, одновременно являются и примерами соответствующих словосочетаний.

Образцы словосочетаний существуют в языке независимо от предложения: они формируются на основе лексико-грамматических свойств знаменательных слов (см. § 1723). Как и всякая синтаксическая единица, словосочетание — в определенном своем лексическом наполнении — предстает в предложении, в составе текста или — вне предложения — в качестве именующей единицы (в названиях, заголовках, надписях).

§ 1882. Словосочетание, построенное по тому или иному отвлеченному образцу, в предложении всегда заключает в себе какую-то информацию; но, в отличие от предложения, словосочетание никогда не является относительно законченным сообщением, относящим эту информацию в тот или иной объективно-модальный и временной план (см. § 1894). В этом смысле правомерно противопоставление словосочетания как единицы именующей, т. е. такой, которая не заключает в себе относительно законченного сообщения, предложению как единице сообщающей, т. е. такой, которая является относительно законченным сообщением.

Словосочетание ни при каких условиях не может «перейти» в предложение, стать предложением: это единицы разного синтаксического качества, с разными синтаксическими признаками. Грамматическими признаками словосочетания, отличающими его от предложения, являются: 1) формальная и лексико-семантическая организация, предопределенная тем или иным видом подчинительной (присловной) связи; 2) языковое значение, равное отношению, возникающему при такой связи; 3) возможности изменения, определяющиеся правилами формоизменения главенствующего слова; 4) свои собственные правила распространения и вхождения в более сложные, развернутые конструкции той же самой грамматической природы (см. § 1886-1888); 5) свои правила функционирования (см. § 1987-2002); 6) свои системные соотношения со словосочетаниями другого строения. Ни по одной из этих характеристик (существующих, как и характеристики любой другой языковой единицы, всегда нераздельно, в комплексе) словосочетание не совпадает с предложением, которое имеет комплекс своих — и совершенно иных — языковых характеристик (см. § 1890-1907). Поэтому, сопоставляя, например, словосочетания встреча в Москве , старик в тулупе , дача у озера , темная ночь с предложениями Встреча — в Москве ; Старик — в тулупе ; Дача — у озера ; Темная ночь (и Ночь — темная ), следует помнить, что эти сопоставляемые единицы совпадают — только в данном их виде и в отвлечении от очевидных интонационных различий — лишь по входящим в них словоформам. Они не совпадают ни по правилам изменения (ср.: встреча в Москве , встречей в Москве , о встрече в Москве . и Встреча — в Москве — Встреча была в Москве — Встреча будет в Москве . ), ни по своим синтаксическим значениям ( встреча в Москве — отношения определительные, Встреча — в Москве — отношения предикативного признака и его носителя; см. § 1913), ни по соотношениям с Другими конструкциями (ср.: встреча в Москве — московская встреча и Встреча — в Москве — Встреча происходит в Москве ), а также ни по одной из других названных выше языковых характеристик.

§ 1883. Словосочетание может быть свободным и несвободным. В свободном словосочетании полностью сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в него знаменательных слов: читать книгу , жить в городе , велеть сыну учиться , выполнение заказов , идти медленно , удачливый в делах . В несвободных словосочетаниях лексическая самостоятельность одного из компонентов ослаблена или утрачена, и такое словосочетание в целом по характеру своего значения приближается к отдельному слову: дать пощечину , железная дорога , белый гриб . Те несвободные словосочетания, в которых отсутствуют современные живые синтаксические связи и отношения, предметом грамматики не являются (например, шутка сказать ; не разлей вода (о неразлучной дружбе, друзьях), разг.). Не являются также предметом грамматики несвободные словосочетания с утраченным, стершимся лексическим значением одного из компонентов ( бить баклуши , точить лясы , балясы ) или, тем более, обоих компонентов ( ничтоже сумняшеся , шутл.; с бухты — барахты . разг.).

Свободные словосочетания могут быть лексически не ограниченными и лексически ограниченными. Первые образуются на основе связей, не ограниченных лексико-семантически, вторые — на основе связей, лексико-семантически ограниченных или закрытых (см. § 1717). Степень лексико-семантической ограниченности может быть очень различна; в большинстве случаев при образовании словосочетаний действуют те или другие ограничения, идущие от лексических значений соединяющихся слов; такие ограничения отмечены при описании подчинительных связей слов, а также при описании значений форм слов.

§ 1884. Как уже сказано, словосочетание имеет свое значение: это — то отношение, которое возникает между знаменательными словами, соединившимися на основе того или другого вида подчинительной связи. Значение словосочетания лежит в области грамматической семантики. Характер его двойственный. Для одних словосочетаний значение целиком определяется грамматическими значениями соединившихся слон и характером связи; таковы, например, определительные отношения при согласовании; для других словосочетаний — и таких большинство — самый характер связи предопределяется фактором не только грамматическим, но и лексико-семантическим. Например, в словосочетании, возникающем на основе соединения глагола с вин. п. беспредложным, значения объектное ( читать книгу ) и обстоятельственное ( читать час ) разграничиваются на основе лексической семантики зависимого слова, обусловливающей собою разный характер связи: управление в первом случае и падежное примыкание — во втором.

В зависимости от той реальной ситуации,которую словосочетание называет в данном, конкретном предложении, одно и то же словосочетание может обозначать разные виеязыковыс отношения: мой класс : (класс, в котором я учусь), (класс, в котором я учу), (класс, в котором я работаю вожатым), (класс, для которого я организую экскурсию) и мн. др.; стол отца : (стол, который принадлежит отцу), (стол, за которым работает отец), (стол, который сделал отец) и мн. др. Такие ситуативные значения словосочетаний в «Грамматике» не рассматриваются.

Существуют словосочетания, совмещающие в себе два значения (два разных отношения). Таковы словосочетания типа чтение Маяковского , посещение родственников , приглашение юриста , открытие мастера . Вне языкового окружения (контекста) здесь можно констатировать только значение отношения действия и предмета, с которым это действие связано. Значение же более определенное, а именно — одно из двух: определительно-субъектное или объектное ((читает Маяковский) или (читают Маяковского), (посетили родственники) или (посетили родственников), (пригласил юрист) или (пригласили юриста), (открыл мастер) или (открыт мастер)) выявляется у таких словосочетаний в условиях контекста и проверяется показанными здесь соотношениями.

§ 1885. Словосочетание имеет систему изменений, целиком предопределенную системой форм стержневого слова. Если стержневое слово не имеет форм изменения, то не изменяется и словосочетание ( налево от угла , быстрее всех ). Изменение словосочетания совпадает или с формоизменением стержневого слова ( читать книгу , читаю книгу , читая книгу . ; дом соседа , к дому соседа , в доме соседа . ; ехать быстро , еду быстро , ехал быстро . ), или с формоизменением обоих его компонентов ( интересная книга , интересную книгу , интересной книгой , интересные книги , читающий народ , читающего народа . ). И те и другие изменения не связаны с выявлением каких-либо частных грамматических значений словосочетания: характер отношений между словами при таких изменениях, производных от формального изменения стержневого слова, остается тем же самым.

§ 1886. По своему составу словосочетания могут быть простыми, сложными и комбинированными.

Простое словосочетание образуется на основе: 1) одиночной сильной или слабой связи: согласования ( новый дом , весь народ , город Москва ), одиночного управления ( строить дом , бояться грозы , разувериться в друзьях , сильнее смерти ) или примыкания ( идти пешком , шинель внакидку , очень умный , решить остаться , стоить рубль , черный с проседью , звонок из редакции ); 2) двойной сильной связи ( отдать книгу ученику , присвоить звание ученому , вдохновить солдат на подвиг , снабдить экспедицию снаряжением , вбить гвоздь в стену , велеть ученику читать ); 3) такого соединения сильной и слабой связи, при котором слабая связь возможна только при наличии сильной связи ( прострелить фуражку врагу , открыть дверь гостю ; пустить прохожего ночевать , отдать часы починить ). Как единый компонент словосочетания ведут себя также примыкающие нечленимые двупадежные группы; следовательно, простыми являются такие словосочетания, как повторять изо дня в день , беседовать с глазу на глаз , жить душа в душу , дорога от села до леса . Соответственно простые словосочетания могут быть двучленными, трехчленными, а в случаях типа перевезти материалы со склада в цех , перемотать нитки с клубка на катушку , перевести книгу с английского на русский (см. § 1755) — также и четырехчленными. Простое словосочетание является минимальной конструкцией, на основе которой образуются словосочетания усложненных типов.

§ 1887. Сложное словосочетание образуется на основе двух и более разных подчинительных связей, исходящих от одного главного слова, т. е. на основе совместных связей (§ 1808, 1861). Комбинации связей здесь могут быть различны; это может быть согласование и примыкание ( новая квартира со всеми удобствами , веселые прогулки по вечерам , неудержимое желание странствовать ), согласование и управление ( долгожданный вестник победы , неожиданный приход начальника ), управление и примыкание ( приготовить еду к обеду , взять письмо со стола , лов рыбы зимой , толпа зевак у входа , дважды повторить просьбу ), примыкание и примыкание ( лежать на диване с книгой , вышивка крестом по канве , возвращение ночью домой ), управление и управление ( осмотр больного врачом ). Сложные словосочетания способны к своим собственным дальнейшим осложнениям — при условии исхождения всех связей от одного стержневого слова: критиковать руководство за ошибки — резко критиковать руководство за ошибки — на собрании резко критиковать руководство за ошибки , вышивка крестом по канве — красивая вышивка крестом по канве , поссориться с другом из — за пустяка — вечером при посторонних неожиданно поссориться с другом из — за пустяка .

§ 1888. Комбинированное словосочетание образуется на основе связей, исходящих от разных стержневых слов; зависимое слово в таком словосочетании одновременно само является стержневым словом какого-то простого (или сложного) словосочетания: увлеченно читать интересную книгу , три ледяных глыбы , лечь на диван с книгой отдохнуть часок после работы , заниматься под руководством известного ученого , удобный для работы стол , хороший друг моего отца , безусловно верить в полную победу своего дела , отправить мальчика учиться мастерству , выгоревший мешок за спиной усталого солдата , мечтать согреться остатками спитого чая из жестяной кружки с помятым боком .

§ 1889. Комбинированные словосочетания могут быть несвязанными и связанными. Несвязанные комбинированные словосочетания образуются на основе свободно расчленимых простых или сложных словосочетаний; здесь возможны самые разнообразные комбинации (примеры из газет): исследовать из космоса состав земной коры ; обсудить план ускоренного возведения жилых домов ; отдать товар по цене рубль за штуку , [люди] осознали значение права быть хозяевами всемирной Олимпиады ; [утка] вывела потомство после месячного насиживания в дупле низко склонившейся над прудом ветлы ; [он] имеет право требовать дать ему возможность принести пользу отечеству в борьбе против злейшего врага ; [приехали] редакторы отделов всех крупнейших газет республик .

Связанные комбинированные словосочетания образуются в тех случаях, когда в них вводятся по разным причинам нерасчленяемые простые или сложные словосочетания: собака по кличке Фрам , человек под фамилией Поляков , сорок пять дней , роман на четыреста страниц , наши дедушка с бабушкой , ребята один другого увлеченнее , комиссия под председательством директора , дядя с о стороны отца , канал имени Москвы , турнир памяти Капабланки . К связанным комбинированным словосочетаниям относятся также все те многочисленные конструкции, в которых из образовавшегося соединения не может быть изъято согласуемое определяющее слово: явиться двадцатого февраля , письмо от пятого мая , прийти на другой день , работать новым методом , победа любой ценой , любовь с первого взгляда , отдых в выходные дни , девочка с голубыми глазами , уйти под благовидным предлогом , работать в комедийном жанре , карта в крупном масштабе , сидеть с правой стороны , человек с трудной судьбой , лететь на бреющем полете , неудачник по собственной вине , судья республиканской категории , кабинет карельской березы , панель заводской готовности .

Многочленные комбинированные словосочетания характерны для официальной, деловой, научной, специальной речи; примеры из газет и из научно-технической речи: разработка и внедрение комплексной механизации процессов производства при изготовлении электродвигателей малой мощности ; внедрение высокопроизводительного способа производства кабелей дальней связи с алюминиевыми оболочками взамен свинцовых ; серийное строительство судов нового класса смешанного плавания » река — море «; разгон до режима максимальной скороподъемности при подъеме на небольшие высоты ; прогрессивные методы промышленного разведения клеточных пушных зверей ; нарушение правил хранения взрывоопасных химических элементов .

Функционируя в предложении, словосочетания занимают в нем разные позиции; при этом они могут претерпевать существенные формальные и семантические изменения. Все такие явления описаны в § 1987-2002.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ СТЕРЖНЕВОГО СЛОВА.

В зависимости от принадлежности стержневого слова к той или иной части речи словосочетания делятся на глагольные, субстантивные, адъективные, наречные.

Глагольные словосочетания. В глагольных словосочетаниях в роли главного слова выступает глагол. Например: слушать радио, строить дом, думать об экзамене.

Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства.

Зависимое слово в глагольных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: учить детей, строить школу, стучать в окно.

б) наречием: учиться хорошо, возвратиться поздно;

в) инфинитивом: просить подождать, ехать отдыхать;

г) деепричастием: идти не оглядываясь;

д) местоимением: слушать его.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главного слова, поскольку это глагольные формы: сияющий от счастья, почерневший от пыли, вспоминая о прошлом. В таких словосочетаниях выделяются две начальные формы: сиять от счастья – сияющий от счастья; вспоминать о прошлом – вспоминая о прошлом.

Субстантивные словосочетания. К субстантивным словосочетаниям относятся такие, в которых в роли главного слова выступают имена существительные: заячьи следы, эта река, первое занятие, ветка березы.

Зависимое слово в субстантивных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным во всех косвенных падежах, с предлогом и без предлога: сочинение ученика, письмо другу, любовь к человеку;

б) именем прилагательным: пасмурным днем, ударный труд, жаркое лето, высокая мечта;

в) местоимением: наш класс, этот доклад, мой дом ;

г) порядковым числительным: седьмой вагон;

д) причастием: написанная статья, забитые гвозди;

е) наречием: дверь налево, чай вприкуску, судак по-польски;

ж) инфинитивом: счастье жить, мастер говорить.

Адъективные словосочетания. В адъективных словосочетаниях в роли главного слова выступает имя прилагательное. Зависимое слово в адъективных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в родительном, дательном и творительном падежах без предлога и во всех косвенных падежах с предлогами: мягкий по натуре, славный делами, умный от природы, внимательный к людям;

б) местоимением: нужный мне, близкий нам, дружеский со всеми;

в) наречием: поразительно резкий, очень добрый.

Наречные словосочетания. В наречных словосочетаниях в качестве главного слова выступает наречие. Зависимое слово может быть выражено:

а) наречием: очень хорошо, удивительно точно;

б) именем существительным: обидно до слез, белее снега;

в) субстантивированным словом: далеко от родных.

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ (КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ).

Между компонентами словосочетания устанавливаются различные семантико-синтаксические отношения, определяемые их лексическими и грамматическими значениями.

Различают следующие типы синтаксических отношений:

а) атрибутивные (определительные);

Атрибутивные отношения складываются на основе значения предметности стержневого компонента и значения признака зависимого компонента: высокий человек, деревянный стол, третий участок.

В качестве стержневого компонента словосочетаний, выражающих атрибутивные отношения, выступают имена существительные или субстантивированные слова, в качестве зависимого – прилагательные (серьезная работа, местоимения (твоя школа), порядковые числительные (пятый маршрут), причастия (выполненное задание); наречия (поездка налегке), инфинитивы (приказ выступать).

Разновидностями атрибутивных отношений являются объектно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на принадлежность, материал, наличие или отсутствие каких-либо предметов и т.д.: двери комнаты, перекрытия из железобетона, женщина с зонтиком, троллейбус без кондуктора, и обстоятельственно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на обстоятельства, сопровождающие предмет : критика снизу, езда верхом, отдых летом.

Стержневой компонент в словосочетании

Объектные отношения складываются на основе значения действия как процесса и значения объекта, на который направлено действие. Такие отношения передаются прежде всего сочетанием переходного глагола в качестве стержневого компонента и существительного в винительном падеже (родительном) без предлога в качестве зависимого компонента: читать газету, писать статью, рисовать картину; других глаголов и других существительных в косвенных падежах: рассуждать о жизни, прийти с товарищем.

В словосочетаниях, передающих объектные отношения, в роли зависимого компонента, кроме имен существительных, могут выступать местоимения (встретить его, искать их), числительные (узнать двоих), субстантивированные слова (читать избранное, уважать смелого).

Обстоятельственные отношения создаются на основе значений действий, состояний, признаков, сопровождаемых теми или иными обстоятельствами. Обстоятельственные отношения устанавливаются в глагольных, именных и наречных словосочетаниях: работать с огоньком, говорить медленно, свободный по субботам.

Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое существительное называет производителя действия, обозначаемого стержневым словом – причастием, отглагольным существительным, категорией состояния: воспитанный родителями, приход весны, рассказ учителя, данный им, освобожденный солдатами, приезд отца, страшно мне, весело ребятишкам.

Комплетивные отношения (восполняющие) возникают в результате смысловой недостаточности стержневого слова: два друга, много слов, стая птиц. Эти отношения характерны для синтаксически несвободных словосочетаний.

ПАРАДИГМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

У большинства типов словосочетаний главное слово является изменяемым

(кроме наречных словосочетаний и тех, у которых главным словом является слово категории состояния).

Вследствие изменения главного слова по свойственным ему грамматическим категориям создается система форм словосочетания – парадигма словосочетания. Так, в субстантивном словосочетании новая тетрадь главное слово – имя существительное – изменяется по падежам и числам, в результате чего образуется следующая парадигма этого словосочетания:

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетанииЕдинственное число Множественное число

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетанииИ.п. – новая тетрадь новые тетради

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Р.п. – новой тетради новых тетрадей

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Д.п. – новой тетради новым тетрадям

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании В.п. – новую тетрадь новые тетради

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Т.п. – новой тетрадью новыми тетрадями

П.п. – о новой тетради о новых тетрадях

Если в словосочетаниях главным словом является глагол, то парадигма такого словосочетания образуется в результате изменения глагола по грамматическим категориям наклонения, времени, лица, числа, рода (в прошедшем времени) и вида; формы действительного причастия и формы деепричастия также входят в парадигму глагольного словосочетания. Например: изменение главного слова (глагола) по категориям наклонения и времени образует следующую парадигму глагольного словосочетания:

Стержневой компонент в словосочетании

1) Стержневой компонент в словосочетаниииграть в шахматы

2) Стержневой компонент в словосочетаниииграю в шахматы

3) Стержневой компонент в словосочетаниииграл в шахматы

4) Стержневой компонент в словосочетаниибуду играть в шахматы

5) Стержневой компонент в словосочетаниииграл бы в шахматы

6) играй в шахматы

В результате же изменения глагола в настоящем времени по лицам и

числам образуется следующая парадигма словосочетания играть в шахматы:

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Единственное число Множественное число

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании1-ое лицо – играю в шахматы играем в шахматы

Стержневой компонент в словосочетании2-ое лицо – играешь в шахматы играете в шахматы

Стержневой компонент в словосочетании3-е лицо – играет в шахматы играют в шахматы

Таким образом, полная парадигма словосочетания играть в шахматы образуется следующими его формами:

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании1) играть в шахматы; 2) играю в шахматы; 3) играл в шахматы;

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании4) буду играть в шахматы; 5) играл бы в шахматы; 6) играй в шахматы;

7) играешь в шахматы; 8) играет в шахматы; 9) играем в шахматы;

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании10) играете в шахматы; 11) играют в шахматы; 12) будешь играть в шахматы; 13) будет играть в шахматы; 14) будем играть в шахматы;

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании15) будете играть в шахматы; 16) будут играть в шахматы;17) играла в шахматы; 18) играло в шахматы; 19) играли в шахматы; 20) играющий в шахматы; 21) игравший в шахматы; 22) играя в шахматы.

Глагольные словосочетания имеют самую разветвленную парадигму по сравнению с другими типами словосочетаний. Кроме того, парадигма глагольных словосочетаний существенно отличается, например, от субстантивных словосочетаний: в глагольных словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова своей формы не меняют – в субстантивированных же словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова также изменяют свою форму.

Наречные словосочетания, вследствие неизменяемости главного слова – наречия, не имеют парадигмы. Лишь некоторые наречные словосочетания имеют парадигму, состоящую из формы положительной степени и формы сравнительной степени:

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетаниидалеко от родины – дальше от родины

слева от окна – левее от окна.

Словосочетания, в которых главное слово является словом категории состояния на – о, имеют парадигму, состоящую из двух форм: формы положительной степени и формы сравнительной степени:

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетанииуютно с костром – уютнее с костром

трудно без друзей – труднее без друзей

Если в словосочетании главным словом является количественное числительное, то парадигма такого словосочетания состоит всего из двух падежных: из форм именительного и винительного падежей (внешне эти формы совпадают). Так словосочетания три книги, десять домов и т.п. имеют парадигму:

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетанииИ.п. – три книги, десять домов

В.п. – три книги, десять домов

Если количественное числительное имеет форму именительного или винительного падежа, то такое количественное числительное будет главным словом в количественно-именном словосочетании. Если же количественное числительное имеет форму любого другого падежа, то оно является зависимым словом, а главным будет имя существительное.

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетанииНапример: Р.п. – трех книг, десяти домов

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании Д.п.- трем книгам, десяти домам

Т.п. – тремя книгами, десятью домами

Стержневой компонент в словосочетании Стержневой компонент в словосочетании П.п. – о трех книгах, о десяти домах.

Как показывают примеры, в родительном, дательном, творительном и предложном падежах зависимое слово – имя числительное – имеет ту же падежную форму, что и главное слово – имя существительное.

У словосочетания, имеющего парадигму, принято отмечать начальную форму. Чтобы поставить словосочетание в начальную форму, необходимо поставить в начальную форму главное слово словосочетания. Так, для субстантивного словосочетания начальной формой будет форма именительного падежа единственного числа главного слова (фруктовый сад, широкая река, картофельное поле); для адъективного словосочетания – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (серый от пыли, синий в полоску); для глагольного словосочетания – форма инфинитива главного слова (думать о будущем, построить завод). Если главное слово выражено особой формой глагола – причастием, то у такого словосочетания можно отметить две начальные формы: 1) форму именительного падежа единственного числа мужского рода причастия (построивший завод, радостно улыбающийся) и 2) форму инфинитива глагола, от которого образовано данное причастие (построить завод, радостно улыбаться); если главное слово выражено деепричастием, то начальной формой будет форма инфинитива глагола, от которой образовано деепричастие: читая книгу – читать книгу, услышав крики — услышать крики.

СХЕМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Словосочетания строятся по определенным схемам. Таких схем насчитывается несколько десятков. По ним можно построить бесчисленное множество конкретных словосочетаний.

Схема словосочетания – это отвлеченный образец, после заполнения которого конкретными словами образуются конкретные словосочетания. Схема словосочетания представляет собой запись, которая показывает:

1) какими частями речи выражены компоненты словосочетания;

2) какой компонент словосочетания является главным, а какой

3) морфологическую форму главного компонента (если его форма

определяет форму зависимого компонента) и морфологическую форму зависимого компонента (если он является изменяемым);

4) расположение компонентов относительно друг друга.

Таким образом, дать схему словосочетания – это значит отразить

Стержневой компонент в словосочетанииосновные структурные признаки словосочетания. Например, словосочетание новая тетрадь построено по схеме:

прилагат. ж.р., ед.ч., им. пад. + существ. ж.р., ед. ч., им. пад.

Стержневой компонент в словосочетанииУлыбающиеся лица

прич. мн.ч., им. п. + сущ. мн.ч., им.пад.

Стержневой компонент в словосочетанииДве книги

колич. числит. в им./ вин. пад. + сущ. в род. пад., ед. ч.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Какие бывают словосочетания по составу? Какие словосочетания

по составу выделяет «Грамматика–70»?

2. Какими способами образуются сложные словосочетания ?

3. Можно ли упростить сложное словосочетание? Если да, то каким

4. Все ли сложные словосочетания можно упростить?

5. Как определяется тип словосочетания? Какие выделяют типы

словосочетаний по способу выражения главного слова?

6. Какими частями речи может распространяться имя

существительное? Приведите примеры.

7. Какими частями речи может распространяться имя прилагательное?

8. Какими частями речи может распространяться глагол? Приведите

9. Какими частями речи могут распространяться наречия и слова

10. Какая часть речи в русском языке является наиболее активной по

своей способности распространяться другими частями речи?

11. Какие смысловые отношения устанавливаются между компонентами словосочетания?

12. Что такое парадигма словосочетания?

13. В чем состоит отличие парадигм субстантивных словосочетаний типа интересный рассказ, моя тетрадь, зеленеющее поле, первый вагон от парадигм субстантивных словосочетаний типа ветка сирени, дом с колоннами, прогулка пешком, приказ наступать?

УПРАЖНЕНИЕ 1

Выделите простые и сложные словосочетания.

1. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса

свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками или с зелеными длинными напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прежнего волосатого вербного одеяльца выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка. Даже стволы пестрых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел будущей мутовки (Пришвин). 2. На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазками цвета капусты (Паустовский). 3. В могучей тишине пустынного острова, среди первобытной полярной природы невольно замирал дух, сдавливало дыхание, человек становился маленьким, ничтожным, одной из снежинок (Первенцев). 4. Комиссар, очень похожий на вдруг постаревшего артиста Чиркова, выслушал доклад лейтенанта, пожал руку, указал, куда сесть…(Б.Васильев). 5. Под седлами чернели черпаки с красными звездами по углам (Закруткин).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выпишите в две колонки простые и сложные словосочетания.

Установите, каким способом образованы сложные словосочетания.

Майское утро, доброе сердце матери, сделать попытку скрыться, не пройти мимо главного, старый пятиэтажный дом, говорить громким голосом, стоять рядом с домом, почерк сестры, встретить с открытой душой, красивая шкатулка из дерева, очень быстро, говорить громким голосом, старинная посуда из серебра, узнать правду от друга, иметь возможность наблюдать, работать спустя рукава, достойный высокой оценки, купить газету в киоске, бабочка с желтыми крылышками, заинтересовать детей рассказом.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Из данных предложений выпишите сложные словосочетания.

В полдень Никита прилег около маленького ручья, текущего из родника по дну балки. Он задремал на земле под солнцем, в сентябрьской траве, уже уставшей расти здесь с давней весны. Пыль лета высоко стояла в воздухе, сделав более неясным и слабым небесный свет. Вдруг Никита поднялся и сел. Ему приснился страшный сон, что его душит своей горячей шерстью маленькое, упитанное животное, вроде полевого зверька, откормившегося чистой пшеницей (Платонов).

УПРАЖНЕНИЕ 4

Образуйте сложные словосочетания, распространив данные глаголы двумя знаменательными словами. При этом зависимые слова должны обозначать:

1) время и объект. Образец: купить – утром газету.

Написать, срубить, переделать, разнести, думать;

2) объект и место: Образец: посадить – сирень под окном.

Поставить, отправить, перенести, строить;

3) место и причину. Образец: вернуться – вернуться домой из-за дождя.

Переехать, опоздать, работать, сойти, остаться;

4) место и цель. Образец: прийти – прийти на завод работать.

Вернуться, прибежать, улететь, спуститься, подойти.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Охарактеризуйте данные словосочетания по способу выражения

Ответить на письмо, совершенно случайно, удивительно тонкий, тяжелый камень, две телеграммы, вернувшись из поездки, вялый от усталости, весело с друзьями, стремительно победить, каждый из нас, заметив ошибку, весь белый, тепло у костра, третий от окна, его книга, кто-то в сапогах, легкая спортивная куртка, очень удачно, дать отпор противнику, опоздав на поезд, бег по кругу, несколько листов, уверенный в успехе, мало зелени, чуть-чуть надломленный, большинство выступающих.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Образуйте глагольные словосочетания, распространив приведенные ниже глаголы:

1. Распространите именами существительными.

Шить, позаботиться, бороться, наткнуться, перебежать.

2. Распространите наречиями.

Лететь, рассказывать, созреть, покачиваться, ослабить, переписать,

3. Распространите инфинитивом.

Прийти, уехать, попросить, посоветоваться, стремиться, намереваться.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Выпишите и сгруппируйте словосочетания по выражению в них главного слова той или иной частью речи (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные).

1. В толпе идущих на станцию пригородной дорогой она шла медленным, но спорным, нисколько не отстающим шагом своих негнущихся ног, вполне готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон

московского трамвая, и к долгой зиме со всеми ее метелями и морозами (Сергеев-Ценский). 2. Еще несколько дней провела Аксинья в дороге (Шолохов). 3. Какая-то красивая дама громко беседовала с военным в красной фуражке (Чехов). 4.Буря длилась двое суток (Паустовский).

УПРАЖНЕНИЕ 8

В приведенных ниже словосочетаниях определите смысловые отношения.

1)Красное яблоко: главное слово обозначает предмет, зависимое – признак: смысловые отношения определительные;

2) открыть двери: главное слово обозначает процесс, зависимое предмет: смысловые отношения объектные;

3) откровенно ответить: главное слово обозначает процесс, зависимое признак: смысловые отношения обстоятельственные;

4) найденный охотником: главное слово обозначает признак по действию, зависимое – субъекта, то есть лицо, которое совершило действие: отношения объектные.

1. Яркая звезда, заходящее солнце, угольки костра, мост без перил.

2. Посадить яблоню, начертить схему, помочь товарищу.

3. Медленно спускаться, прийти домой, очень тонкий, жить у моря.

4. Созданный художником, исполняемый оркестром, не спится мне.

5. Портфель брата, первый рейс, прочитать статью, прочитать быстро, красный от мороза, написанный осенью, наша работа, журчанье ручейка, блокнот для записей, написать сестре, сломанный ветром, предельно ясный, листья березы.

УПРАЖНЕНИЕ 9

В данных словосочетаниях определите смысловые отношения, поставьте вопрос от главного компонента к зависимому.

Моя шапка, кирпичный завод, прочитать детям, рев медведя, седой от инея, добраться вплавь, его работа, заплакать от горя, прийти попрощаться, родиться в Омске, хорошая сумка, копье из железа.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Определите значение данных словосочетаний.

Интересная книга, веселый человек, синее небо, седые волосы, овальный стол, усы колечком, пятилетний мальчик, старое дерево, моя тетрадь, земля колхоза, перстень с камнем, девушка в очках, лицо со шрамом, ящик из фанеры, чаша из серебра, синева неба, красота лица, свет луны, звуки гитары, крыша дома, ствол ружья, ветка черемухи, лай собак, ящик для писем, студент педуниверситета, артист театра, уголь из Донбасса, вологодские кружева, дом у дороги, дверь в столовую, Харьков сегодня, мыть посуду, пить воду, подмести пол, готовить завтрак, рассуждать о поэзии, почувствовать опасность, сообщить мне, подарить невесте, отправить отцу, писать карандашом, рыть лопатой, моргать глазами, сделать из металла, обильный ягодами, полезный детям, строгий к себе, согретый солнцем, обдуваемый ветром, создаваемый людьми, охраняемый государством, размытый дождем, покрытая снегом, скучно мне, страшно мальчику, весело ребятишкам, стыдно проказнику, прийти пешком, сообщить по телефону, очень приятно, слишком шумно, сладкий до приторности, отдыхать в беседке, знакомый с детства, дежурить до утра, бороться до победы, серый от пыли, удобный для работы, развернуть для чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Дайте парадигмы приведенных ниже субстантивных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям падежа и числа, и глагольных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям лица и числа (в настоящем времени). Обратите внимание на формы зависимых слов при изменениях главных. Сделайте вывод об особенностях парадигмы субстантивных и глагольных словосочетаний.

1. Большой пень, новое здание, темная ночь.

2. Строить мост, косить комбайном, увидеть на стене.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Дайте парадигмы приведенных ниже словосочетаний, изменяя их главные слова по грамматическим категориям падежа и числа. Обратите внимание на форму зависимого слова. Сделайте вывод.

Его книга, ее поступок, их продукция, твоя книга, мой поступок, наша продукция.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Дайте схемы приведенных ниже словосочетаний.

Большая семья, дом у реки, плавно снижаться, мой карандаш, доступный школьникам, ночью холодно, каждый из нас, ученик с развитой речью, проживающий в Харькове, три вопроса, выйдя из театра.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Из данных предложений выпишите столбиком все словосочетания и рядом дайте схему каждого словосочетания.

Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город. На этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, упавшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю (Платонов).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Лингвистический энциклопедический словарь

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словосочета́ние —

синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыка­ния. Грамматически и семантически главенствующее слово составляет стержневой (главный) компо­нент слово­со­че­та­ния, грамматически подчинённое слово — его зависи­мый (подчинён­ный) компо­нент. По стержневому компонен­ту слово­со­че­та­ния подраз­де­ля­ют­ся на субстан­тив­ные (стержневое слово — существительное), адъективные (стерж­не­вое слово — прилага­тель­ное), глагольные и наречные.

Словосочетание служит средством номинации, обозначая предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым компонентом и уточняемые, конкретизируемые зависи­мым компонентом («зелё­ный абажур», «читать книгу», «весело шагать», «очень близко»). Грамматическое значение слово­со­че­та­ния создаётся отношением, которое возникает между знаменательными словами, соеди­ня­ю­щи­ми­ся на основе того или иного вида присловной подчинительной связи.

Словосочетания строятся по определённым грамматическим образцам, формирующимся в языке на основе категориальных свойств слов. Так, слово­со­че­та­ния типа «зелёный абажур», «интересная книга» формируются по модели «имя существительное — согласуемое с ним слово». Способность слова сочетаться с другими словами и формы проявления этой способности зависят не только от грамма­ти­че­ских свойств слова (прежде всего от принад­леж­но­сти слова к той или другой части речи), но и от его лексического значения.

Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободном слово­со­че­та­нии сохраня­ют­ся само­сто­я­тель­ные лекси­че­ские значения всех входящих в него знаменательных слов; синтакси­че­ская связь его элементов является живой и продуктивной («читать книгу»). В несвободном слово­со­че­та­нии лекси­че­ская само­сто­я­тель­ность одного или обоих его компонентов ослаблена или утрачена, и оно всё цели­ком по характеру значения прибли­жа­ет­ся к отдель­но­му слову («железная дорога», «бить баклуши»). Свободные слово­со­че­та­ния могут быть лексически неограниченными (например, сочетание полного прилага­тель­но­го с существительным: «высокий дом») и лексически ограниченными (напри­мер, глаголь­ные слово­со­че­та­ния с инфинитивом: «начинает работать», где используются в качестве стержне­вых фазовые глаголы, глаголы со значением желания и некото­рые другие).

Различаются сильные и слабые подчинительные связи. При сильной связи всегда реали­зу­ют­ся восполняющие или объектные отношения; сильная связь возникает в тех случаях, когда распро­стра­не­ние слова формами с объектным значением предсказано его лексико-грамма­ти­че­ски­ми свойствами («стать артистом», «почувствовать голод», «добраться до дома»). При слабой связи, предопределяемой только частеречной принадлежностью главенствующего слова, реализуются определи­тель­ные отноше­ния («долгий разговор», «книга брата», «встать рано»).

Со структурной точки зрения различаются слово­со­че­та­ния простые, сложные и комбини­ро­ван­ные. Простые слово­со­че­та­ния могут быть двучленными, трёхчленными и четырёх­член­ны­ми. Двучленные слово­со­че­та­ния образуются на основе одиночной связи («читать книгу», «новый дом»). Трёхчленные и четырёхчленные слово­со­че­та­ния образуются на основе двойной и тройной сильной связи («отдать книгу ученику», «перевести книгу с русского на английский»). Трёхчлен­ные слово­со­че­та­ния могут быть также образованы на основе соединения сильной связи и такой слабой связи, которая невозможна без сильной («открыть дверь гостю»). Сложные слово­со­че­та­ния создаются разными типами связи стержне­во­го слова, например согласованием и примыканием («новый жилец наверху»), управлением и примыканием («быстро выполнить работу»). Комбини­ро­ван­ные слово­со­че­та­ния образуются на основе связей, исходящих от разных стержневых слов, и представляют собой, таким образом, соединение слово­со­че­та­ний. Так, комбинированное слово­со­че­та­ние «увлечённо читать интересную книгу» образо­ва­но соединением трёх простых слово­со­че­та­ний: «читать увлечённо», «читать книгу», «интересная книга».

Словосочетание как единица называющая качественно отлична от предложения как единицы сообщающей: слово­со­че­та­ние лишено основных признаков предложения — синтакси­че­ских категорий модальности, времени, лица, интонации сообщения. Вместе с тем слово­со­че­та­ние тесно связано с предложением, поскольку функционирует оно в составе предложения, обнаруживая здесь разные возможности и разные правила своего употребления. В предложении слово­со­че­та­ние может выступать в неизменённом виде или подвергаться различного рода изменениям лексического и формального характера (напри­мер, приобретать дополнительные оттенки значе­ния под влиянием информативного содержа­ния предложения, менять порядок следования компо­нен­тов в связи с актуальным членением).

Следует различать слово­со­че­та­ния и сложные слова, образованные сращением (слиянием) двух и более слов. Проблема различения тех и других существует прежде всего в языках аналити­че­ско­го типа. Так, в английском языке сложные слова ′black-cock ‘тетерев’, ′ice-cream ‘мороженое’ и т. п. формально отличаются от соответ­ству­ю­щих слово­со­че­та­ний ( ′black ′cock ‘чёрный петух’, ′ice ′cream ‘ледяной крем’) только наличием одного сильного ударения при двух ударениях в слово­со­че­та­ни­ях. Сложные слова, напоминающие по форме слово­со­че­та­ния, встречаются и в русском языке: «вечнозелёный», «долго­игра­ю­щий», «вышеприведённый» и т. п.

Теория словосочетаний, вопросы, касающиеся их структурной классификации, взаимо­от­но­ше­ния слово­со­че­та­ния и предложения и соответ­ствен­но границ слово­со­че­та­ния, разработаны главным образом в русской советской лингвистике. Современные зарубежные лингвисты понятием «слово­со­че­та­ние» пользуются ограниченно и не имеют соответ­ству­ю­ще­го специального термина, применяя в необходимых случаях более широкие по смыслу термины «синтагма» (англ. syntagm ) или «фраза» (англ. phrase ). Иногда эти термины употребляются при определении достаточно близкого к слово­со­че­та­нию понятия. Так, phrase (фраза) определяется как любая группа слов, грамматически экви­ва­лент­ная отдельному слову и не имеющая собствен­но­го подлежащего и сказуемого (Дж. Лайонз). Близок к русскому термину «слово­со­че­та­ние» и польский skupienie в работах З. Клеменсевича.

Мнение о необходимости разграничивать предложение и слово­со­че­та­ние высказывалось многи­ми учёными (особенно чётко этот вопрос поставлен А. А. Шахматовым и Л. В. Щербой), но получа­ло противо­ре­чи­вое разрешение. Предложение и слово­со­че­та­ние рассма­три­ва­лись в одном ряду (ср., напри­мер, законченные и незаконченные слово­со­че­та­ния у Ф. Ф. Фортунатова, предикатив­ные и непреди­ка­тив­ные синтагмы у Н. С. Трубецкого, полные и частичные синтагмы у Ш. Балли). В неко­то­рых классификациях к слово­со­че­та­ни­ям (синтагмам) относи­лись однословные конструк­ции (А. М. Пешковский), сочинительные соединения (Трубецкой).

Последовательное разграничение предложения и слово­со­че­та­ния, чёткое определение границ слово­со­че­та­ния дано в работах В. В. Виноградова и других советских учёных, развива­ю­щих его теорию (Н. Н. Прокоповича, Н. Ю. Шведовой и др.).

  • Грамматика русского языка, т. 2, ч. 1, М., 1954;
  • Ярцева В. Н., Предложение и словосочетание, в сб.: Вопросы грамматического строя, М., 1955;
  • Курилович Е., Основные структуры языка: словосочетание и предложение, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962;
  • Прокопович Н. Н., Словосочетание в современном русском литературном языке, М., 1966;
  • Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;
  • Виноградов В. В., Вопросы изучения словосочетаний, в его кн.: Исследования по русской грамматике, М., 1975;
  • Лайонз Дж., Введение в теоретическую лингвистику, пер. с англ., М., 1978;
  • Русская грамматика, т. 2, М., 1980;
  • Слово и словосочетание в структуре предложения, М., 1981;
  • Klemensiewicz L., Skupienia czyli syntaktyczne grupy wyrazowe, Kraków, 1948.
  • Словарь сочетаемости слов русского языка, 2 изд., М., 1983.

📸 Видео

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетание за 1 минуту с примерамиСкачать

Что такое словосочетание за 1 минуту с примерами

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

СловосочетаниеСкачать

Словосочетание
Поделиться или сохранить к себе: