Статуя афины промахос ударение

Видео:Афинский акрополь. Парфенон -великолепный храм древнегреческой цивилизацииСкачать

Афинский акрополь. Парфенон -великолепный храм древнегреческой цивилизации

Словари

Памятник древнегреческой архитектуры в Афинах.

АКРО́ПОЛЬ, акрополя. муж. (греч. akropolis) (ист.). В древнегреческих городах — центральная укрепленная часть, кремль. Афинский акрополь.

АКРО́ПОЛЬ, -я, муж. В древнегреческих городах: центральная укреплённая часть, обычно на холме. Афинский а.

Укрепленная часть древнегреческого города, расположенная на холме.

Акрополи в звериной пестроте, линялый мрамор выкрашенных статуй и смуглый мрамор липких алтарей (Волошин).

От греческого akropolis (← akros ‘верхний’ и polis ‘город’).

Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищенный нижний город. Был крепостью и служил убежищем в военное время. В акрополе находились храмы божеств, покровителей города. В развалинах ряда акрополей найдены памятники материальной культуры. Большой археологический заповедник с музеем создан в афинском акрополе, где сохранились выдающиеся произведения архитектуры и скульптуры, преимущественно V в. до н. э.

В древнегреческих городах: сооружение, представляющее собой центральную укрепленную часть города, расположенную обычно на холме;

Син.: крепость, кремль.

Раскопки Трои завершались в той части, где раньше находился акрополь.

АКРО́ПОЛЬ -я; м. [греч. akropolis от àkros — вверх и polis — город]. Центральная укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость. Афинский а.

акро́поль (греч. akrópolis), возвышенная и укреплённая часть древне-греческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен акрополь в Афинах.

Статуя афины промахос ударение

АКРОПОЛЬ — АКРО́ПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (см. ПИСИСТРАТ) (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла (см. ПЕРИКЛ) на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию (см. ФИДИЙ), который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры (см. АГОРА) к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней (см. ПАНАФИНЕИ) процессия афинян, ведет к Пропилеям (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)), имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат (см. КАЛЛИКРАТ)).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (см. ЭРЕХТЕЙОН) (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер (см. ПЕРИПТЕР). Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе (см. НАОС), стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп (см. МЕТОПЫ) по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

АКРОПОЛЬ (греч. akropolis) — возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах.— АКРОПОЛЬ в Афинах — укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. История созданияАфинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.Пропилеи и храм Ники АптеросСвященная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.

Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).ЭрехтейонПосле того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный План; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — Портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый Портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.Парфенон Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (Парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы.К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.Ансамбль АкрополяАкрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. Акрополь в последующие эпохи В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.Литература:Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.В. Е. Сусленков АКРОСТИХ (греч. akrostichis — букв. — краестишие), стихотворение, в котором начальные буквы стихов (строк) образуют слово или фразу (часто имя автора или адресата стихотворения).

Центральная укрепленная часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость, кремль.

АКРОПОЛЬ (греч. «высокий город»), в Афинах, большая сложенная известняком скала, возвышающаяся над окружающим городом на 70-80 м, с почти плоской площадкой наверху (максимальные размеры 270*155 м) и крутыми склонами со всех сторон, кроме западной. С древних времен это было естественное убежище окрестных жителей в случае вражеских набегов. Акрополь стал обитаемым с позднего каменного века, вероятно ок. 4000 до н.э. (называют и более раннюю дату — 7000 до н.э.), однако от первых трех тысячелетий сохранилось лишь несколько керамических фрагментов и принадлежавших первым обитателям инструментов. В конце бронзового века, ок. 1250-1200 до н.э, когда Афинам угрожали вторжения с севера, холм был окружен массивной стеной циклопической кладки, похожей на стены Тиринфа и Микен. Возведение этой стены относят к временам афинского мифического героя Тесея, который победил критское чудовище, человекобыка Минотавра, и в качестве царя Афин объединил под своей властью всю Аттику. В древней крепости были укрепленные ворота на западе и потайной выход с северо-восточной стороны. Воду в изобилии давал скрытый в скале источник, к которому спускались по хитроумно устроенной лестнице.

Статуя афины промахос ударение

Многократно перестраивавшаяся внушительная крепостная стена была столь высока, что закрывала обзор отовсюду, кроме одной точки в юго-западном углу. Когда в 480 до н.э. Акрополь осадили персы, они не смогли взять его штурмом, хотя защищали его в основном старики (практически все население Афин ушло из города). Овладели они им лишь после того, как несколько человек смогли подняться по считавшемуся неприступным северному склону (вероятно, обнаружив еще одну малозаметную лестницу) и вызвали среди осажденных панику. Персы вывезли из крепости все ценности, ограбили и сожгли храмы, превратив все здесь в груду развалин, а недостроенный первый Парфенон был уничтожен жаром горевших строительных лесов. Сотни выпущенных персами стрел были найдены на северном склоне Акрополя. Когда после победы, одержанной греками над персидским флотом при Саламине, жители вернулись в Афины, они поспешно возвели стену и с севера, использовав для этого как незавершенные, предназначавшиеся для храмов барабаны колонн, так и обломки зданий.

На протяжении следующих 30 лет значительных работ на Акрополе не велось, однако начиная с середины 5 в. до н.э. там был возведен ряд новых зданий из пентелийского (гора Пентеликон в 20 км к северо-востоку от Афин) мрамора. Четыре здания, описываемые ниже, наряду с менее знаменитыми памятниками и статуями, были созданы между 450 и 400 до н.э., и в этот период крепость приобрела тот вид, который и сохраняла до конца классической эпохи.

Пропилеи. Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других, почти 4,3 м. Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические портики. Внешний фасад намного глубже и сложнее по композиции, его колонны поставлены на верхней площадке четырехступенной лестницы, а широкий средний проход имеет вместо ступеней пандус, по обе стороны которого расположено шесть внутренних ионических колонн в два ряда. С севера и юга к внешнему, западному фасаду примыкают два крыла, небольшие трехколонные дорические портики которых обращены к главной оси Пропилей. Северное крыло (Пинакотека) использовалось в качестве картинной галереи. Высказывались предположения, что проект Мнесикла предусматривал куда большее здание, нежели построенное в реальности, что было связано с нараставшей оппозицией политике Перикла и угрозой Пелопоннесской войны, разразившейся в 431 до н.э., и оно осталось незавершенным архитектурным шедевром. Однако вряд ли это так: Мнесикл делал свой проект именно с учетом реальной ситуации, соседства храмов Афины Ники и Артемиды Бравронии. В древности Пропилеи считались самым прославленным сооружением Акрополя, о них упоминали чаще, чем даже о самом Парфеноне. На высоком бастионе, выступающем к юго-западу от Пропилей, стоит маленький храм Афины Ники, более известный как храм Ники Аптерос. Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и исторических сражений. Храм проектировал архитектор Калликрат ок. середины 5 в. до н.э., а в новое время его дважды восстанавливали с использованием частей первоначального здания, которое турки разрушили в 1686. Под мраморным храмом обнаружены остатки раннего значительно меньшего храма и архаического алтаря, что доказывает глубокую древность культа Афины Паллады. С трех сторон бастион окружал скульптурный мраморный парапет, и на всех сохранившихся плитах с великолепными рельефами мы видим крылатую Победу.

Парфенон. Войдя на Акрополь через внутренний фасад Пропилей, мы видим перед собой северо-западный угол Парфенона. Главный храм Акрополя, Парфенон, построили в 447-438 до н.э., пользуясь указаниями Перикла, архитекторы Иктин и Калликрат (см. также ПАРФЕНОН).

Эрехтейон. К северу от Парфенона сохранился фундамент другого раннего храма, также посвященного Афине, а между ним и северной стеной Акрополя стоит Эрехтейон. Эта жемчужина архитектуры, созданная в ионическом стиле, была завершена после смерти Перикла, но Эрехтейон несомненно был органической частью его плана реконструкции Акрополя. Эрехтейон — храм, в котором отправляли культ нескольких божеств, главным из которых являлась Афина, разделившая свое святилище с Посейдоном и Эрехтеем, древним царем Афин. Внутри Эрехтейона находился колодец Посейдона с соленой водой, который, согласно мифу, возник после того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу Акрополя. Поскольку здание должно было служить сразу нескольким целям, оно было спроектировано как сложное сооружение с двумя главными входами, северным и восточным, каждый из которых имел портик, покоившийся на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.

Менее значительные памятники. Некогда Акрополь украшали другие, менее значительные святилища и памятники. К юго-востоку от Пропилей сохранился фундамент святилища Артемиды Бравронии, а перед восточным входом в Парфенон виднеются руины круглого храма римской эпохи, посвященного культу Ромы и Августа. Самой впечатляющей из множества статуй была Афина Промахос, колоссальная выполненная Фидием бронзовая фигура с копьем и щитом, стоявшая на Акрополе за Пропилеями. Сверкающий шлем богини-воительницы, возвышавшийся над стенами Акрополя, был виден морякам, приближавшимся к гавани Пирея, еще от мыса Сунион, с расстояния ок. 50 км.

Склоны Акрополя. Весь холм Акрополя, в том числе и его склоны за пределами стен, считался священной землей, и потому здесь располагались многие почитаемые святилища, а также менее значительные культовые объекты. Восточная часть южного склона предназначалась почитанию Диониса. На посвященном ему участке земли рядом с двумя храмами этого божества существовал также театр Диониса под открытым небом, где впервые ставились бессмертные шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, а восточнее был выстроен крытый музыкальный зал (одейон, или одеон), возведенный Периклом и носивший его имя. К западу от театра находятся остатки святилища бога врачевания Асклепия и его дочери Гигиеи. Далее к западу сохранились руины крытого театра римской эпохи, возведенного во 2 в. н.э. Иродом Аттиком, богатым покровителем искусств, и посвященного памяти его жены Региллы. В пещерах, образованных нависающим уступом скалы по северному склону холма, более изрезанному и обрывистому, чем южный, приютились еще несколько святилищ. На северо-западе над источником Клепсидрой (что означает «Тайные воды») расположились три культовые пещеры, посвященные Аполлону, Зевсу и Пану. Примерно посреди склона, в расщелине скалы находилась пещера Аглавры, сестры Пандросы. Отсюда, согласно легенде, бросились вниз и разбились дочери Кекропа Аглавра и ее сестра Герса — они заглянули в запретный ларец, где находился в форме змеи их брат Эрехтей. Третья сестра, Пандроса, послушалась повеления богини Афины и отказалась заглядывать в ларец. Далее на восток под открытым небом находилось святилище Афродиты «в садах», посвященное этой богине плодородия, обнаруживающей восточные черты. Почести воздавались здесь Афродите вместе с ее сыном Эросом. Проведенные на месте раскопки обнаружили также множество небольших алтарей, на которых совершались примитивные жертвоприношения. Эти святилища, как и многие другие, располагались между стеной Акрополя и древней дорогой, опоясывавшей холм. Территория, ограниченная этой дорогой, вместе с участком внутри стен образует священную землю, предназначавшуюся исключительно для религиозных целей.

Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968 Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973 Акрополь. Варшава, 1983

Статуя афины промахос ударение

Акрополь в Афинах.

АКРОПОЛЬ (греческое akropolis — верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесенный в список Всемирного наследия.

Видео:Ἀθηνᾶ Πρόμαχος - Athena PromachosСкачать

Ἀθηνᾶ Πρόμαχος - Athena Promachos

Дизайн интерьера и архитектура

Видео:Статуя Афины Парфенос описаниеСкачать

Статуя Афины Парфенос описание

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Видео:ПромахосСкачать

Промахос

Акрополь

Статуя афины промахос ударениеАкрополь ( от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

Статуя афины промахос ударение

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

Статуя афины промахос ударение

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • Парфенон — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.

Статуя афины промахос ударение

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • Эрехтейон — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

Статуя афины промахос ударение

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

Статуя афины промахос ударение

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

Статуя афины промахос ударение

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен архитектором Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

Статуя афины промахос ударение

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Архитектура храма отличается простотой и изяществом.

Статуя афины промахос ударение

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

Статуя афины промахос ударение

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

Статуя афины промахос ударение

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

Статуя афины промахос ударение

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

Статуя афины промахос ударение

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в экстерьере которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

Статуя афины промахос ударение

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

Статуя афины промахос ударение

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

Статуя афины промахос ударение

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

Статуя афины промахос ударение

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.

Статуя афины промахос ударение

Видео:СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ // ЧУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА // Я Короче УзналСкачать

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ // ЧУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА // Я Короче Узнал

Акрополь : 1 комментарий

Греческая архитектура пережила много веков и считается классической во всем мире. На ее образцах и сейчас учатся молодые архитекторы. И дело не только в грациозности и четком совершенстве линий построек эллинистического периода. Древнегреческое зодчество — это настоящее искусство, дошедшее до наших дней в храмовых постройках.

Видео:Афины. Мегаполисы древнего мираСкачать

Афины. Мегаполисы древнего мира

Акрополь — достопримечательность, в отзыве не нуждающаяся

Вот уж что не нуждается в отзыве — Акрополь. В списке наследия ЮНЕСКО. Все про него знают, почти все читали, многие бывали. Но, побывав там в четвертый раз, захотелось поделиться. Постараюсь не углубляться в историю — разве что — совсем чуть-чуть.

Что такое Акрополь? Крутая скала, в центре долины, залитая постоянным солнечным светом. На скале достаточно просторная площадка. У подножья — самое необходимое для жизни — источники питьевой воды. Как можно было не заселить это место? Заселили, конечно, еще в доисторическую эпоху. Самые старые следы пребывания человека, найденные здесь археологами датируются примерно 3500 — 3200 гг. до н. э. неолит.

Статуя афины промахос ударение

К Микенской эпохе (1600—1100 гг. до н. э.) на Акрополе жили пеласги. На самой вершине было место поклонения богини Афины, рядом — дворец местного правителя. В 13 веке плоскую вершину скалы обносят защитой — выстраивают мощнейшие стены. Стенами же защищают и расщелину с источником. Стена была столь мощной, что впоследствии подобные сооружения стали называть киклопическими. Видимо, ни с чем, кроме циклопов эта громада не ассоциируется.

Статуя афины промахос ударение

Чуть позже выстроили второй ряд стены. Как раз в 13 веке небольшие общины объединяются и зарождается новое государство со столицей в Афинах. Если верить грекам, то инициатива образования их страны и столицы принадлежит легендарному царю Тесею.

Уже к 8 веку до н. э. на месте дворца микенского периода был возведен храм, посвященный Афине Палладе, покровительнице Афин. Храм упоминает даже Гомер в своей «Илиаде», говоря о нем «пышная твердыня».

Статуя афины промахос ударение

В начале 5 века до н. э. греки победили персов — знаменитая битва при Марафоне. Вот в честь этого великого события они решили отблагодарить свою богиню — покровительницу (благодарили бы Мальтиада, с его полководческим талантом) и на Акрополе начинают сооружать мраморный храм. Начали… но так и не завершили. Персы отомстили — вторглись в Аттику и сожгли Афины и Акрополь (может, Греции потребовать у Ирана компенсацию?). Хорошо еще, что стратег Фемистокл был очень прозорлив, вывез население на остров Саламин, успел. Вот там-то, афинский флот разгромил персидский. И афиняне смогли вернуться домой и захоронить то, что осталось от священных сооружений и статуй Акрополя. Спрятали все это в полостях скалы, за что им большое спасибо от археологов и благодарных любителей древности. Некоторые фрагменты встроили в новую стену, вот их можно увидеть до сих пор в северной части Акрополя.

Статуя афины промахос ударение

В 450 году до н. э. к власти пришел самый талантливый из афинских правителей Перикл. Он создал просто грандиозную строительную программу, которую начали активно реализовывать. Так были построены Пропилеи, монументальный вход на священный Акрополь; а затем Парфенон, мраморный храм (мечты сбываются). Он стал символом Афин той эпохи. В период Пелопонесской войны со Спартой (это та, которая окончилась «Пирровой победой») денежный поток стал тоньше, строительство замедлилось, но не остановилось! Были возведены небольшое святилище Афины — Ники и Эрехтейон.

Статуя афины промахос ударение

В 4 веке на Акрополе были установлены статуи Праксителя и Леохара. После победы Александра Македонского на реке Герника (334 г. до н. э.) щиты проигравших персов были вывешены в Парфеноне.

Несмотря на полный раздрай в рядах наследников — царей Александра Македонского, после его смерти, каждый внес свою лепту и Антиох Эпифан, Эвмен Второй, Аттал Второй понастроили кучу всего в Афинах и на Акрополе.

Статуя афины промахос ударение

А далее, Афины развивались, несмотря на римское владычество (начиная с 30 года до н. э.). Но, северные народы не давали покоя и в 267 году город разрушили и сожгли Акрополь. В результате пожара был поврежден и Парфенон. Спустя сотню лет, при римском императоре Юлиане, все восстановили вновь.

В 6 веке, когда началась активная христианизация Европы, а Афины стали провинцией, храмы начали превращать в церкви. Парфенон стал Храмом Софии (Мудрости Божьей), а затем Богородицы Афинской.

Статуя афины промахос ударение

Примерно в 1000 году византийский император Василий Второй реконструировал Парфенон и украсил его внутри фресками.

Вот только в 12 веке Афины разграблены в очередной раз, сарацинами. Когда в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, владения Византии были поделены и Афины были отданы Оттону Деларошу, бургундцу. После него этот переходящий приз был в руках каталонцев, флорентийцев и венецианцев. И Акрополь вновь становится мощнейшей крепостью, Парфенон стал католическим (после православного) храмом, Пропилеи — дворцом Иноземных правителей, а Эрехтейон и вовсе стал жилым домом!

Статуя афины промахос ударение

В 1456 году в Афины вошли турки. И почти на четыре столетия Акрополь стал жилым кварталом, А Парфенон — мечетью. К одному из углов даже минарет пристроили. Больше всего повезло Эрехтейону — там разместили гарем коменданта города.

Первые серьезные зарисовки Акрополя были сделаны в 1674 году, художником Ж. Карри, который прибыл в Афины в свите маркиза де Нуантеля, посла французского короля Людовика 14, Короля — Солнца. Он сделал бесценные зарисовки скульптур храма. Когда спустя 13 лет армия венецианского маршала Морозини осадила Акрополь, бомба венецианцев попала в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад. БОльшая часть храма взлетела на воздух. А потом еще «просвещенные» венецианцы, покидая город пытались отковырять коней с фронтона разрушенного храма, кони упали и разбились вдребезги…. Венецианцы всегда тащили в свою норку все, что плохо лежит. Впрочем, что хорошо — тоже.

Статуя афины промахос ударение

А в следующие столетия к венецианцам присоединились другие европейцы — налетели, как коршуны. Британец Томас Брюс, седьмой граф Элгин, снял 56 из 97 уцелевших плит фриза, 19 статуй с фронтона, и 15 с южной стороны! На этом беды не закончились — потерпели крушение два корабля, перевозившие бесценные сокровища — на «Менторе» погибли 17 ящиков со скульптурами. Правда, островные ныряльщики часть подняли. А собрание Элгина было продано британскому правительству и передано в Британский Музей. Где все это хранится и поныне…

Во время греческой революции 1821 года Акрополь вновь становится театром боевых действий. Вновь — между греками и турками. В мае 1827 года греки сдали Акрополь туркам. К счастью, в 1830 году было признано Греческое государство и по приказу Оттона (сына баварского короля Людвига), ставшего первым королем Греции, объявляет Афины столицей. Начинается спасение Акрополя. Были отрыты захоронения архаической эпохи, ставшие самыми лучшими экспонатами Музея Акрополя. Реставрационные работы шли до Второй Мировой Войны.

Статуя афины промахос ударение

Но следующая опасность, постигшая Акрополь — загрязнение окружающей среды, и как следствие — порча мрамора, и окисление металлических конструкций, используемых при реставрации. В 1975 году создали Межотраслевую Комиссию по Консервации Памятников Акрополя, которая изучает и проводит работы.

Статуя афины промахос ударение

Так, с историей справились. Теперь непосредственно об Акрополе.

Великий швейцарский архитектор, живший во Франции (кстати, гад и нацист) сказал об Акрополе: «На Акрополе, в молчаливых объятиях извлеченного из доисторической эпохи пейзажа возвышается страстное слово, почти крик, возглас — краткий, незавершенный, мощный, сжатый, объемный, резкий, пронзительный, решительный: мрамор храмов несет голос человеческий».

Статуя афины промахос ударение

Кстати, само слово «Акрополь» состоит из двух частей: «акра» — «вершина» и «полис» — «город». Вот так выглядит Акрополь сегодня:

Статуя афины промахос ударение

2. Храм Афины — Ники.

7. Храм Ромы и Августа.

8. Святилище Пандиона.

9. Святилище Зевса Полиея.

10. Алтарь Афины.

13. Статуя Афины Промахос.

14. Святилище Дионисия Элевферского.

16. Святилища Апполона, Зевса и Пана.

17. Святилище Афродиты и Эрота.

18. Святилище Аглавры.

Статуя афины промахос ударение

1. Пропилеи Мнесикла — «предвратие» — в свое время было совершенно новаторское сооружение. Раньше сюда вела дорога, но во времена императора Клавдия она была заменена монументальной лестницей (52 год до н. э.). В 1959 году часть плит, которые положили в 19 веке при реконструкции разобрали и соорудили покрытую плитами дорожку, по которой многочисленные посетители поднимаются до сих пор.

Статуя афины промахос ударение

2. Храм Афины — Ники. Располагается к юго-западу от Пропилей, на оборонной башне микенского времени, реконструированной в классическую эпоху. Сооружение изящное и совсем небольшое. Именно здесь молились за победы в сражениях, а затем благодарили богиню за помощь. В храме очень интересный внутренний декор, украшенный рельефными изображениями фриз (частично в Британском музее, частично в Музее Акрополя). На фронтонах — битва афинян с амазонками (и чего бились, надо было подружиться). На наружной поверхности парапета восхитительные изображения Крылатых Ник, а между ними — вооруженная Афина.

Статуя афины промахос ударение

Статуя афины промахос ударение

3. Парфенон. Огромный, великолепный храм богини Афины. «Парфенос» — «дева». Архитектором храма были Иктин и Калликрат, но главную роль в его создании сыграл Фидий. Архитектура дорийского и ионийского стилей создала новый, аттический стиль. Парфенон был построен с удивительной скоростью — за девять лет! Правда, скульптуры фронтонов закончили через шесть лет. Это был самый большой храм дорийского ордера во всем древнегреческом мире, и единственный храм, созданный почти полностью из мрамора. Скульптурный декор Парфенона можно изучать часами.

Статуя афины промахос ударение

А на следующем фото мраморная плитка, почти черепица, которой был крыт Парфенон:

Статуя афины промахос ударение

4. Эрехтейон. Расположен к северу от Парфенона. Здесь хранился «ниспосланный с неба» деревянный ксоан Афины. Его наряжали в новый пеплос на празднике Панафиней. Название связано с легендарным царем Эрехтеем, который позже был отождествлен с Посейдоном.

Это сооружение было посвящено богине Афине Полладе, покровительнице города. А заодно и Посейдону — Эрехтею. Под мраморным морем находился колодец с морской водой, из которого, по словам путешественника 2 века Павсания, было слышно шум волн при дуновении южного ветра. В южном портике Эрехтейона точные копии подлинных Кориатид.

Статуя афины промахос ударение

Статуя афины промахос ударение

5. «Древний храм». В 1885 году был обнаружен фундамент большого храма, о существовании которого узнали из античных источников.

Статуя афины промахос ударение

6. Халкотека. Фундамент прямоугольного сооружения середины 5 века до н. э. Здесь хранились бронзовые предметы — оружие, статуэтки и гидрии. Это были дары, посвященные богине Афине.

Статуя афины промахос ударение

7. Храм Ромы и Августа. Когда-то к востоку от Парфенона находился небольшой храм, посвященный афинянами богине Роме и императору Августу. Сооружение ионийского ордера было круглым, без стены за колоннами (моноптерн).

Статуя афины промахос ударение

8. Святилище Пандиона. Там, где сейчас находится здание старого Музея Акрополя, было основано святилище в честь легендарного афинского царя Пандиона. Оно состояло из большой прямоугольной ограды, разделенной на два участка.

Статуя афины промахос ударение

9. Святилище Зевса Полиея. От этого сятилища, посвященного Зевсу, сохранились только скудные следы. Изначально это был прямоугольный двор, небольшой храм, стол-алтарь и высеченная в скале яма для пепла от жертвоприношений. Здесь во время праздника Дииполий совершались жертвоприношения быка. Жертвенник посыпали ячменем, перемешанным с пшеницей. Когда животное подходило, и начинало есть зерно, один из жрецов, которого называли «буфон» — «убийца быка» убивал его, а затем обращался в бегство. А Афиняни устраивали суд над орудием убийсва — секирой. Этот странный обычай был связан с переходом культов. От того, когда богам посвящали плоды, к более позднему, требовавшему кровавых жертвоприношений.

Статуя афины промахос ударение

10. Алтарь Афины. Перед святилищем Зевса было местонахождение древнейшего алтаря Афины. Это был главный большой жертвенник, который в течении нескольких веков обслуживал все храмы, строившиеся на сколе Акрополя.

Статуя афины промахос ударение

11. Пандросейон. Святилище Пандросы, дочери легендарного царя Кекропа. В святилище можно было попасть через стену Эрехтейона. По легенде, когда-то здесь росла маслина, подаренная городу самой Афиной, но в 480 году до н. э. персы сожгли дерево (тоже в список требований к Ирану — компенсация), однако уже на следующий день на месте сожженного ствола появился росток высотой в 1 локоть (46 см). Сегодняшняя маслина была посажена в начале 20 века.

Статуя афины промахос ударение

12. Аррефорий. Фундамент этого сооружения 5 века считают Аррефория, т. е. жилищем аррефор. Аррефорами были две девочки в возрасте от 7 до 11 лет из лучших афинских семей, которые в течении определенного времени жили в святилище Афины. Они так назывались потому, что переносили «аррета» — таинственные священные предметы во время праздника Аррефорий. Как рассказывает Павсаний, в ночь таинственного обряда, аррефоры брали таинственные предметы, закрытые таким образом, что бы их никто не увидел, и спускались по тайному ходу с Акрополя в соседнее святилище Афродиты в Садах. Там один из жрецов принимал священные предметы, передавал аррефорам другие, тоже тщательно закрытые, а аррефоры переносили их на Акрополь и передовали там жрице Афины. После этого девочки возвращались домой, а их место занимали другие девочки. Еще одно занятие для аррефор — они ткали новый пеплос для ксоана Афины.

Статуя афины промахос ударение

13. Статуя Афины Промахос. О бронзовых и мраморных статуях, стоявших когда-то на Акрополе, свидетельствуют только выбоины в скале и тексты Павсания и других авторов. Наиболее впечатляющей была колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос. Это раннее произведение Фидия, на создание которого афиняне использовали часть военной добычи, взятой при Марафоне.

Статуя афины промахос ударение

14. Святилище Диониса Элевферского. Театр Диониса. Святилище Диониса было основано в 6 веке до н. э. Был построен храм и круглое пространство для совершения культовых представлений в честь Диониса. Это и стало ядром позднейшего театра. Позднее был выстроен новый храм, но от них остались лишь скудные следы.

Статуя афины промахос ударение

Театр Диониса связан с одним из самых блестящих изобретений древних греков — драмой. Предшественником драмы был дифирамб — импровизированная песнь, которую исполняли во время пляски в честь Диониса, бога растительности, вина и опьянения. Все три формы античной драмы — трагедия, сатировская драма и комедия — достигли своего совершенства в Афинах 5 века до н. э. (Аристофан, Софокл, Эсхил, Еврипид).

Статуя афины промахос ударение

Театр в те времена являлся частью религиозных праздников и носил характер состязания. Они проходили во время Великих Дионисий, пышного городского праздника. В состязаниях принимали участие по три поэта — трагика и пять поэтов — комедиографов, которые представляли свои произведения от рассвета до заката в течении нескольких дней. После чего комиссия из 10 членов объвляла победителей.

Статуя афины промахос ударение

Театр состоял из трех частей: орхестры (от глагола «танцевать») — это круглая площадка, на которой происходило действие; скены («палатка») -сооружение, в котором актеры меняли одежду; чаши — склон в форме амфитеатра, места для зрителей.

Вместимость театра составляла около 16000 зрителей.

В Средние века он был скрыт слоем почвы, а раскопали его в 1862 — 1895 годах.

Статуя афины промахос ударение

15. Клепсидра. Точнее — ее остатки. Это был самый значительный источник Акрополя. Название происходит от слов «воровать воду».

16. Святилище Зевса, Пана и Апполона. Три пещерообразные углубления в скале, в которых находились святилища.

Первая посвящена богу Пану — козлоногому богу, который якобы оказывал помощь афинянам в битве при Марафоне. Вторая пещера посвящена Зевсу Зевсу Олимпийского или Астрапея (Молниеблещущего). Третья пещера — святилище Апполона Гипоакрея (Подвершинного). По преданию, Апполон сочетался здесь с Креусой, дочерью легендарного царя Эрехтея, вследствии чего на свет появился Ион.

Статуя афины промахос ударение

17. Святилище Афродиты и Эрота. Святилище под открытым небом, в котором почитали Афродиту и ее сына Эрота, как божества рождаемости и плодородия. При раскопках здесь обнаружилиразного рода предметы, и кусочки статуй.

Статуя афины промахос ударение

18. Священная пещера Аглавры. Это самая большая пещера города, находящаяся на восточном склоне города. В 1980 году здесь была обнаружена мраморная стела, представляющая собой постановление в честь Тимокриты, жрицы Аглавры (в Музее Акрополя). Согласно мифу, Аглавра, одна из дочерей царя Кекропа, во воле Оракула добровольно принесла себя в жертву, бросившись вниз со стены Акрополя, что бы спасти Афины от многолетней осады. В это святилище приходили афинские эфебы, едва достигшие 18 — летия, что бы принести клятву в готовности защищать родину, не щадя собственной жизни.

Согласно Геродоту, именно через эту пещеру на Акрополь ворвались персы. Вот, собственно, почти все. Конечно, об Акрополе можно писать и рассказывать часами, я ни словом не обмолвилась о Святилище Нимфы, об Одеоне Герода Аттика, о Кузнице, об экспонатах, находящихся под навесом, о портике Эвмена, о Хорегиальных памятниках Никии и Фрасилла, об Одеоне Перикла, об античных дорогах, о крепостной стен, о святилище Артемиды Бравронской……

Но, тогда это написание затянется на долгое время, и чтение — на не менее долгое. Хватит. И, я рекомендую — увидеть все это собственными глазами! И, оказаться в мире древней Эллады, ее героев и богов, мифов и легенд.

Часы работы:

в летнее время с 8.00. до 18.30. с понедельника по пятницу;

суббота, воскресенье с 8.00. по 14.30.;

в зимнее время с 8.00. до 16.30. с понедельника по пятницу;

суббота, воскресенье с 8.00. до 16.30.

Via Dionysion Areopagiton str.

Стоимость входного билета:

🌟 Видео

Статуя Афины в Испании #валенсия #испания #жизньвиспанииСкачать

Статуя Афины в Испании #валенсия #испания #жизньвиспании

Возникновение и развитие Афинского государства | История Древнего мира, 5 классСкачать

Возникновение и развитие Афинского государства | История Древнего мира, 5 класс

АКРОПОЛЬСкачать

АКРОПОЛЬ

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Греция, Афины - Акрополь и ПарфенонСкачать

Греция, Афины - Акрополь и Парфенон

В городе богини АфиныСкачать

В городе богини Афины

«Колоссальные статуи в классической Греции». Лекция искусствоведа Эльвиры РамазановойСкачать

«Колоссальные статуи в классической Греции». Лекция искусствоведа Эльвиры Рамазановой

Афины - Храм Зевса и Парфенон. Греция#4Скачать

Афины - Храм Зевса и Парфенон. Греция#4

HGUC 1/144 Athena Promachos Custom Build by MechaClawСкачать

HGUC 1/144 Athena Promachos Custom Build by MechaClaw

Мифы древней Греции. Афина. Мудрая воительница. Эпизод 05.Скачать

Мифы древней Греции. Афина. Мудрая воительница. Эпизод 05.

43. Высокая классика - ФидийСкачать

43. Высокая классика - Фидий

УДАРЕНИЕ, РЕДУКЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ В РУССКОЙ РЕЧИСкачать

УДАРЕНИЕ, РЕДУКЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ В РУССКОЙ РЕЧИ

Что прикрыли язычеством? Гибель Гипербореи и миграция в ИндиюСкачать

Что прикрыли язычеством? Гибель Гипербореи и миграция в Индию

Скульптура и искусство Древней Греции (рус.) История древнего мираСкачать

Скульптура и искусство Древней Греции (рус.) История древнего мира
Поделиться или сохранить к себе: