- Презентация по русскому русскому языку на тему «Способы грамматической связи в словосочетании» ( 5 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Русский язык. 5 класс
- Урок русского языка в 5-м классе по теме «Виды словосочетаний. Способы связи»
- Ход урока
- I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
- II. Слово учителя. Презентация. Приложение №1.
- III. Сценка.
- IV. Тематический словарь “Овощи и фрукты”. Проверка домашнего задания.
- V. Слово учителя:
- VI. Станция “Теоретическая”.
- X. Станция “Космическая”.
- XI. Подведение итогов урока.
- 🔍 Видео
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Презентация по русскому русскому языку на тему «Способы грамматической связи в словосочетании» ( 5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Словосочетание. Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Цель Знать: способы выражения грамматической связи в словосочетании Уметь: определять средства грамматической связи в словосочетании составлять словосочетания Повторение: правописание безударной гласной в корне слова
Словарная работа Составить и записать словосочетания. Вставить пропущенные буквы, графически обозначить выбор орфограммы.
Пом…гать, друг; чудес(?)ный, картина; пр…сить, помощь; ше…ствуешь, малыши; окрес(?)ный, природа; прекрас(?)ная, принц; яркая, со…нце.
Помогаешь друг у Кому? Шефствуешь малыш над ами Над кем?
Вывод: из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что изменились окончания в зависимых словах, то есть главное слово связывается с зависимым не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и предлога.
Тренировочные упражнения Из данных слов составить словосочетания. Обозначить смысловую и грамматическую связь между главной и зависимой частями словосочетания. Образец: чудесное путешествие какое?
Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок; восхищаться, подвиг.
Участвовать, соревнование; виднеться , долина;
Тренировочные упражнения 2. Составить и записать словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко. Вывод: если зависимое слово выражено наречием – неизменяемой частью речи – связь слов в словосочетании только по смыслу.
Средства связи в словосочетании Средства связи Примеры Окончание прилагательного Окончание существительного (с предлогом или без) По смыслу Прелестного цветка Идти по дороге Смотреть внимательно
Распределительный диктант Распределить словосочетания по группам по средствам связи (по вариантам). Участвовать в уборке; гигантские горы; пришел поздно; яростные порывы; объединиться в борьбе; поседеть от переживаний; отломить ровно.
Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль. теплый ветер пролетает над полями пролетает и поднимает пролетает ветер поднимает пыль цветочную пыль 3,4
Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. весенние ветерки пахнули травой ветерки пахнули травой и гнездами свежей травой птичьими гнездами весенние гнездами 3,4,7
Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в старые ложбинки. дорога к станции вилась к станции дорога вилась вилась по тропинке вилась и спускалась вилась в ложбинки в сырые ложбинки в ложбинки 3,5,8
Вопросы на повторение Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него? Как связываются слова в словосочетании? Как найти зависимое слово в словосочетании? Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?
Домашнее задание : Знать правила, упр.128
Цели урока: Знать: виды словосочетаний (глагольные, именные) Уметь : различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам; Повторение: орфограммы (гласные и согласные ) в корне слов.
Как связываются слова в словосочетании? С помощью вопроса от главного слова к зависимому С помощью предлога и окончания По смыслу и грамматически Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? Какими средствами выражается грамматическая связь в словосочетании? С помощью окончания По смыслу
Записать словосочетания по образцу Узкая тропинка (Прил.+Сущ.) Именные Какая?
Тянутся по дороге по чему? Глаг. + сущ. глагольные
Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы, посвящение другу.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 804 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 324 человека из 66 регионов
- Синьковская Елена АнатольевнаНаписать 2243 03.03.2017
Номер материала: ДБ-241638
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 03.03.2017 260
- 03.03.2017 383
- 03.03.2017 356
- 03.03.2017 201
- 03.03.2017 196
- 03.03.2017 450
- 03.03.2017 571
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Виды словосочетаний. Способы связи»
1) Совершенствовать умения по различению типов словосочетаний (глагольные и именные).
2) отработать умения определять смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетаниях.
3) формировать знаний о способах подчинительной связи.
Форма урока: Путешествие.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; учебник; опорные карточки; карточки для самоконтроля; тренажер “Космическое путешествие”, корзинка с овощами и фруктами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
II. Слово учителя. Презентация. Приложение №1.
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
Осенняя пора… Богатый урожай овощей и фруктов…
А знаем ли мы, как правильно писать то, что любим вкусно покушать? Я приглашаю вас в овощной магазин “Витаминчик”.
III. Сценка.
Продавец: Вкусные овощи! Сладкие фрукты! Не проходите мимо! Только сегодня и только у нас осенние скидки: при покупке двух килограммов овощей и фруктов третий – в подарок!
Покупатель: Здравствуйте, взвесьте мне, пожалуйста, один килограмм помидоров, два килограмма мандаринов и бананов.
Продавец: Пожалуйста. Я Вам предлагаю три килограмма овощей и фруктов бесплатно, если Вы правильно напишете словарные слова.
IV. Тематический словарь “Овощи и фрукты”. Проверка домашнего задания.
Учащийся работает на интерактивной доске, вставляет пропущенные буквы. Класс работает со словарными словами на листах самоконтроля.
Продавец: Вы справились с заданием и в подарок Вам корзинка с овощами и фруктами.
Покупатель: Спасибо, до свидания.
Продавец: Пожалуйста, приходите еще, будем рады.
Учитель предлагает усложнить работу и выполнить следующее задание: образовать от данных слов форму множественного числа Р. П.
Помидор-помидоров
Баклажан-баклажанов,
Апельсин-апельсинов,
Мандарин-мандаринов,
Банан-бананов,
Килограмм-килограммов
но
Яблоко-яблок.
Учащиеся записывают слова в словарики.
V. Слово учителя:
Сегодня мы проведем урок в форме путешествия по станциям.
Условия игры – путешествия: мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса, состоящие из трех команд. Если мы успешно выполним все задания – испытания, то полетим на далекую межгалактическую планету “Словосочетания”. Мы работаем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.
Результатом сегодняшнего урока станет подготовка к написанию тестовой работы. Поэтому необходимо записать домашнее задание: Составить 4-5 предложений на тему “Путешествие в космосе”.
Выписать 6 словосочетаний, определить тип и способ подчинительной связи.
VI. Станция “Теоретическая”.
Теоретическая разминка для команд класса.
Активным путешественникам за правильные ответы – космические звездочки и отличные оценки!
1) Задание командам: придумайте по одному словосочетанию и определите смысловую и грамматическую связь.
2) Что означит “словосочетания связаны грамматически”? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
3) Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
4) Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
Теоретическая разминка для капитанов команд. (Работа на интерактивной доске.)
Задание: допишите предложения.
1) Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по ______________
2) От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
3) В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают ______________________ и __________________________.
Работа по карточкам.
Три представителя от каждой команды работают у доски по карточкам и определяют вид словосочетаний.
Работа с классом. Задание “Продолжи ряд”.
(учащиеся команд выполняют задание на интерактивной доске).
Внимательно прочитайте данную запись на доске. Сформулируйте к ней своё задание.
1. маленький росток,…
2. пахнет ароматно,…
3. прилагать усилия,…
4. подарок брату,…
Справка: предложить решение, выглядеть великолепно, красивое растение, запах полыни.
(Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок).
– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
(Словосочетания нужно подбирать по следующему признаку: по составу словосочетаний).
– Какие словосочетания надо включить в первый ряд? Показываю пример записи в тетради.
Задание. Определите виды словосочетаний, нарисуйте их схемы и запишите в грамматическую тетрадь, дополните по одному словосочетанию из упражнения учебника.
Встаньте, ребята, из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.
Изучение новой темы на основе наблюдения.
Работа учащихся с опорной карточкой. Приложение №3.
Учитель: В русском языке есть следующие способы подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание
(Учитель работает на интерактивной доске, показывает образец оформления записи в тетрадях).
Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное.
Зависимое слово находится при главном в форме определенного падежа.
Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу.
Зарядка для глаз (звучит музыка).
1. Встаньте из-за парт. Выпрямите спинки. Закройте глаза (счет от 1 до 4). Зажмурьте крепко. Откройте, часто поморгайте.(1-4).Выполняем 2 раза.
2. Возьмите ручку или карандаш, медленно проведите вертикальную линию вниз. (1-8). Задержите взгляд внизу.
Медленно поднимите глаза вверх (1-8) и остановите взгляд. Выполняем 1 раз.
3. Проведите горизонтальную линию вправо (1-8) и зафиксируйте взгляд в сторону. Голову держите прямо. Проведите горизонтальную линию влево (1-8). Выполняем 1 раз.
4. Опустите руки, встряхните кисти рук. Поднимите руку на уровне глаз, согните в локте. Смотрим на кончик карандаша (1-4), потом на доску (1-4). 2 раза.
5. Проводим медленно линию по часовой стрелке. Фиксируем взгляд. (1-12). Голову не поворачиваем в сторону.
Затем против часовой стрелки. Выполняем по одному разу.
Учитель: Представь себе, что ты фокусник. Твоя волшебная палочка – словосочетание. С его помощью ты можешь сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению.
(Правильные ответы на слайдах интерактивной доски закрашены. Позже ученик откроет варианты ответов).
Линейка (провел по линейке, торжественная линейка).
Печь (печь пироги, русская печь).
Лук (горький лук, лук со стрелами).
X. Станция “Космическая”.
Тренажер “Космическое путешествие” Презентация. Приложение №4.
(Задания тренажера упрощены применительно к 5 классу. Кроме того, для создания эффекта “полета” тренажер сопровождается текстовой зарисовкой, подготовленной творческой группой учащихся 5 класса).
Учитель: Мы находимся в центре управления космическим кораблем. Чтобы начать путешествие в космосе, необходимо правильно выполнить задания. Слайды 1-3. В центре управления космическим кораблем.
У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем, проверяем себя.
Посмотрите, какое красивое звездное небо! Для успешного полета к далеким мирам, космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством и записывать свои наблюдения в бортовой журнал. А вы должны указать глагольные словосочетания. Слайд 4. Звездное небо.
Будьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной. Для успешного продолжения полета укажите именное словосочетание. Слайд 5. Встреча с кометой.
А сейчас мы подлетаем к неизвестной планете, расположенной далеко от Земли. Разглядывая планету в мощный телескоп, мы наблюдаем пустынные горы и вечную мерзлоту. Укажите именные словосочетания. Слайд 6. Пустынные горы.
Мы долго путешествуем, наблюдая и восхищаясь неизвестной планетой. Укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 7. Облака.
Находясь в звездной системе, мы наблюдали метеоритный дождь и сделали его фотоснимки. Это необыкновенно красиво. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 8. Метеоритный дождь.
А вот и малые неизученные планеты, которые красиво сияют, освещенные светом звезды. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 9. Малые планеты.
Полет был долгим, интересным. Не обошлось без приключений. Приходилось устранять неполадки, вызванные метеоритным дождем, неудачной посадкой на планету. Нам всем хотелось поскорее вернуться на свою любимую зеленую планету. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании. Слайд 10. Связь с центром управления.
Мы успешно справились со всеми заданиями и благополучно приземлились на Землю. В какой группе нет ошибки в определении типа связи слов в словосочетании? Слайд 11. Безопасное приземление.
А сейчас давайте определим самых активных игроков по количеству набранных звездочек и получим хорошие оценки.
XI. Подведение итогов урока.
Литература и методические пособия:
1. Котынова Е.Ю. Тренажер “Космическое путешествие”.
🔍 Видео
Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 2Скачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
способы связи предложенийСкачать
6 класс - Русский язык - Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в текстеСкачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Способы и средства связи предложений и частей текстаСкачать
Средства связи предложений в текстеСкачать
ЕГЭ по русскому языку. Средства связи предложений в текстеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать