Видео:СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ.Скачать
Шишкин. Среди долины ровныя
Посмотрим ещё одну работу И.И. Шишкина.
(1832-1898) «Среди долины ровныя . »
1883г, холст, масло, 136,5×203,5 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев
Картина создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова (1778—1830) Он не был профессиональным поэтом в современном понимании этого слова. Он сделал неплохую по тем временам карьеру — учитывая, что родился в весьма небогатой купеческой семье, — став профессором Московского университета[4], выступал с лекциями по словесности, издавал журнал «Амфион», занимался переводами произведений древних греческих и римских поэтов и еще писал стихи.
Cлова, давно ставшая народной, песни композитора Степана Давыдова на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя»
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдет ли красно солнышко —
Кого под сень принять?
Ударит ли погодушка —
Кто будет защищать?
Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Это стихотворение было создано в 1810 году и посвящено той, кого он любил, но с которой не суждено ему было соединиться, — его ученице Анисье Вельяминовой-Зерновой; слова были сочинены в подмосковном имении отца Вельяминовой-Зерновой Жо;дочи.
Стихотворение в аллегорической форме говорит об одиночестве. Могучий и прекрасный дуб оказался никому не нужен.
Огромный дуб, возвышающийся посреди поля, кажется еще больше в этой низкорослой пустоте, где только травы да лопухи, а вдали уложенные снопы сена.
Во всём полотне — пронизывающая тоска.
От одиночества не спасает даже тоненькая тропинка — она такая тоненькая и тоже такая одинокая, никто по ней не идет…
Взгляд на обширную панораму в картине открывается с небольшой возвышенности. Визуальное однообразие равнинной плоскости разбивается композиционными приемами.
Ближний план с сочно написанными полевыми травами и цветами придает образу физическую убедительность и материальную ощутимость дыхания реальной природы.
Почему-то считается, что именно в этой картине особо прозвучала русская душа художника в сочетании с величественной русской природой.
Специалисты-искусствоведы считают, что это не зарисовка с натуры, а художник сам создал придуманный им для этого полотна пейзаж, а за образец взяты европейские впечатления (картина «Дубы» 1865 года, созданная в Дюссельдорфе.
Изображения деревьев на двух этих разных полотнах действительно сходны, но какая же разница в настроении, их передающем! Первый дуб, появившийся на полотне «Дубы» в 1865 году, — был этюдом к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И. Шишкин получил звание академика.
И хотя этот Дюссельдорфский дуб тоже возвышался среди других деревьев, выказывая свою силу и могущество, он не давил одиночеством — да он и не одинок! — это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, — а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют.
Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак. Местонахождение картин «Дубы» и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданных еще до всех горестей и трагедий художника: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И вот впервые — после смерти второй жены — появился дуб, давящий своим одиночеством и трагизмом. Особую трагическую глубину картине придает чередование насыщенности цветов..
В 1887 году, то есть спустя четыре года после создания картины «Среди долины ровныя…», Шишкин создаст сразу две картины с изображением дубов — «Дубы», где он запечтлел только стволы нескольких деревьев, освещенных солнцем, и «Дубовая роща» — тоже солнечная картина. Но солнечные блики лишь продираются сквозь толщу. Созвучия радости и теплу нет и в этих полотнах.
Тема одинокого мощного дерева — как бы символ впустую растраченных сил — стала близка творчеству художника.
Одиночество — постоянное одиночество художника… И некуда от него деться.Это пейзаж и автопортрет.
Видео:Юрий Гуляев - Среди долины ровныя (1969, CD)Скачать
Словари
Из стихотворения «Среди долины ровныя» (авторское название «Песня», 1811) поэта Алексея Федоровича Мерзлякова (1778- 1830), впоследствии ставшее словами популярной песни:
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет могучий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах.
«На часах» — на посту, как часовой.
Поэт М. А. Дмитриев (1796-1866) в своей книге «Мелочи из запаса моей памяти» («Русский Архив», 1869) сообщает, что он был свидетелем того, как эта песня была написана Мерзляковым: «Он разговорился о своем одиночестве, говорил с грустью, взял мел и на открытом ломберном столе написал почти половину этой песни. Потом ему подложили перо и бумагу: он переписал написанное и кончил тут же всю песню».
Мерзляко́в Алексей Фёдорович (1778-1830), русский поэт, переводчик, критик, профессор Московского университета. Некоторые его песни стали народными («Среди долины ровныя. », «Чернобровый, черноглазый» и др.). Лекции и статьи по эстетике в духе классицизма.
МЕРЗЛЯКОВ Алексей Федорович — МЕРЗЛЯКО́В Алексей Федорович (1778-1830), русский поэт, эстетик, переводчик. Песни, ставшие народными («Среди долины ровныя. » и др.). Лекции и статьи по эстетике в духе классицизма.
То же, что пролысина (в 1 и 2 знач.).
На затылке его стала видна маленькая, с пятак, проплешина. Почивалин, Среди долины ровныя.
На дворе Василева глухо тявкнул старый, в проплешинах пес. Сартаков, Хребты Саянские.
Под невысокими соснами лежал светлый мох, кое-где виднелись песчаные проплешины. Шефнер, Сестра печали.
См. тяжелый день
(иноск.) — день несчастный (беда, нужда)
Ср. Черный день придет, приятели откинутся.
Ср. Вообще на деньги она смотрит, как на что-то исключительное, волшебное, долженствующее прийти на выручку в черный день.
Салтыков. Пестрые письма. 4.
Ср. Одних я сам пугаюся, другой бежит меня,
Все верны, все приятели до черного лишь дня.
А.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя».
ни роду, ни племени (у него) — иноск.: нет никакого родства; одинокий
Ср. Боялись, чтоб крестьян не продал (барин) на вывоз — не видать тогда дочки до гробовой доски, не знавать и ей ни рода, ни племени. на чужой стороне.
Мельников. На горах. 2, 19.
Ср. Ни роду нет, ни племени в чужой мне стороне,
Не ластится любезная подруженька ко мне.
А.А. Мерзляков. Песня. „Среди долины ровныя».
См. один как перст.
Ср. О родина святая!
Какое сердце не дрожит
Жуковский. Певец во стане р. в.
Ср. Чье сердце не дрожит,
Ср. Родина святая,
Край прелестный мой!
Все тобой мечтая,
Рвусь к тебе душой.
Козлов. Пленный грек в темнице.
Ср. Возьмите же все золото, все почести назад:
Мне родину, мне милую, мне милый дайте взгляд.
А.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя».
Ср. Was auch draus werde, — steh’zu deinem Volk!
Es ist dein angeborner Platz.
Schiller. W. Tell. 8, 2.
Ср. A tous les coeurs bien nés que la patrie est chère!
Voltaire. Tancrède. 3, 1.
Ср. La patrie, c’est le bien où nous avons reçu le jour, c’est notre alma parens.
Ср. Casa mia — Cara mia. — Casa mia — Mama mia.
Ср. Non è questo’l terren ch’i’ toccai pria?
Non è quest’l mio nido,
Ove nudrito fui si dolcemente?
Non è questa la patria in ch’io mi fido,
Madre benigna e pia,
Che copre l’uno e l’altro mio parente?
Petrarca. Sonetti e Canzoni.
Ср. Alma mater (parens).
Родная мать (кормилица).
Ср. Patriae solum omnibus carum est.
Вся земля родины всем дорога.
Cicer. J. Catil. 4, 7.
Ср. Πότνια μήτηρ.
Ср. Высокий дуб развесистый, один у всех в глазах,
Один, один бедняжечка, как рекрут на часах.
А.А. Мерзляков. Песня. „Среди долины ровныя».
См. один как перст.
был таков (иноск.) — исчез
Ср. Встречаюсь ли с знакомыми: поклон, да был таков.
А.Ф. Мерзляков. Песня «Среди долины ровныя».
Ср. Ворона каркнула во все воронье горло;
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Крылов. Ворона и Лисица.
МЕРЗЛЯКОВ Алексей Федорович (1778-1830) — русский поэт, эстетик, переводчик. Песни, ставшие народными («Среди долины ровныя. » и др.). Лекции и статьи по эстетике в духе классицизма.
Ши́шкин Иван Иванович (1832-1898), живописец и график. Член Товарищества передвижных художественных выставок. В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889; «Корабельная роща», 1898), раскрывая красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной), стремился к точной передаче бесконечного разнообразия форм растительного мира. Добиваясь живописно-тонального единства композиции, обращался подчас к мотивам изменчивого состояния природы («Сосны, освещённые солнцем», 1886). Мастер литографии и офорта.
ШИШКИН Иван Иванович — ШИ́ШКИН Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта.
ШИ́ШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан — 8 (20) марта 1898, Петербург], русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма (см. РОМАНТИЗМ) и реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) .
Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама (см. КАЛАМ Александр). Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя. » (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким (см. САВИЦКИЙ Константин Аполлонович), 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович) и Г. И. Чорос-Гуркин (см. ЧОРОС-ГУРКИН Григорий Иванович). Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) ).
В Елабуге открыт дом-музей художника.
ВАРИА́ЦИИ в музыке (от лат. vanatio — изменение) — муз. форма, суть к-рой в изменяемых повторах темы. В инструмент. музыке темой В. обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Тема м. б. оригинальной (сочиненной специально для данных В.) либо заимствованной (из фольклора, из музыки др. автора, из церк. обихода). Изменения темы при повторе могут касаться ее мелодич. структуры, фактуры, лада, тональности, гармонии, соотношения контрапунктирующих голосов, ритма, метра, жанровых признаков, тембра (инструментовки), темпа, регистра и т. д. Следуя друг за другом, В. образуют цикл, к-рый м. б. самостоят. произв., частью многочастного соч. (сонаты, симфонии и др.) или разделом соч. сложной формы (напр., «эпизод нашествия» в 1-й части симфонии № 7 Шостаковича). В. — одна из древнейших муз. форм, существующая в фольклоре всех народов, возникли в импровизац. изменениях осн. мелодии, в куплетных повторах хоровой песни или в процессе повтора танцевальных инструмент. наигрышей. В проф. зап.-европ. музыке форма В. кристаллизуется в 16 в. Одни из осн. типов В. — полифонические В. на неизменный бас (basso ostmato, пассакалья, чакона). Такие В. писали Фрескобальди, Вивальди, Пахельбель, Перселл, Бах, Гендель, Куперен и др. композиторы эпохи барокко. В дальнейшем этот тип В. встречается у Брамса (финал симфонии № 4), у композиторов нововенской школы (Шенберг, Берг, Веберн) неоклассич. направления (Хиндемит, Стравинский), у Танеева (пассакалья из фп. квинтета) и особенно у Шостаковича (2 ч. фп. трио, пассакалья из Первого скрипичного концерта, антракт между 4-й и 5-й картинами оперы «Катерина Измайлова»).
Др. тип В. — гомофонные В. В 16-17 вв. их часто сочиняли на темы популярных песен. В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) такие В. встречаются и как самостоят. соч., и в составе сонаты, квартета, концерта, реже — симфонии Классические В. наз «строгими» из-за ограничений, соблюдаемых композиторами при варьировании темы (не подлежала варьированию форма и тактовая структура темы, ее гармонич. остов, изменения тональности ограничивались лишь одноименным мажором и минором). Такие В. были также распространенной формой виртуозной импровизации на эстраде, и мн. выдающиеся композиторы-виртуозы блестяще импровизировали В. на заданную тему (Моцарт, Бетховен, Гуммель, Черни, Мендельсон, Вебер, Паганини, Лист, Шопен).
В творчестве композиторов-романтиков 19 в. (Шуман, Мендельсон, Лист, Брамс, Григ и др.) и далее, в 20 в., ограничения при варьировании темы постепенно снимаются (отсюда название «свободные» В.). Возможности контрастных преобразований темы расширяются за счет эволюции самого муз. языка и влияния на В. жанров новой сюиты, симфонич. поэмы, романтич. концерта, балетной музыки. В свободных В. 19-20 вв. нередко возникает стилевой контраст между темой, принадлежащей более ранней муз.-историч. эпохе, и языком самих В., напр. В. Брамса на темы Генделя, Гайдна, В. на тему 24-го каприса Паганини Брамса, Рахманинова («Рапсодия на тему Паганини»), Лютославского, В. Рахманинова на тему Корелли, В. Регера на тему Моцарта и др.
В рус. музыке кон. 18 — нач. 19 в. имеется множество В. на темы рус. нар. песен (Хандошкин и др.). Среди наиб. ярких произв. этого рода — фп. В. Глинки на тему песни «Среди долины ровныя». Начиная с Глинки в рус. вокальной музыке утвердился тип В. на неизменную мелодию (soprano ostinato) в виде куплетно-вариационной формы («Персидский хор» и хор «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» и песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» Мусоргского, романс Чайковского «Я ли в поле да не травушка была»), а также в б. сложном, симфонизир. варианте в «Камаринской» Глинки, в симфонич. картине «В Средней Азии» Бородина, в «эпизоде нашествия» (разработке) 1-й части симфонии № 7 Шостаковича. Мн. из рус. муз. В. пол. 19-20 в. строятся на жанровом контрасте — варьировании темы в характере вальса, мазурки, менуэта, романса и т. п. Таковы В. Чайковского на тему рококо для виолончели с оркестром и финал 3-й сюиты, В. Рахманинова на темы Корелли и Шопена, В. Лядова для фп. на тему Глинки, соч. 35, финал симфонии № 2 Прокофьева, финал сонаты для фп. № 2 Шостаковича и мн. др.
Новый импульс в развитии формы В. в 20 в. дал импровизационный джаз. Б. ч. джазовых импровизаций представляет собой строгие В. с сохранением тактовой и гармонич. структуры темы (стиль бибоп). Крупнейшие мастера-импровизаторы В. в джазе — Л. Армстронг, Б. Эванс, Д. Брубек, О. Питерсон, Э. Фицджеральд, Д. Гиллеспи и др., среди отечеств. — А. Цфасман, Г. Лукьянов, И. Бриль, Л. Чижик, Д. Голощекин, А. Козлов.
Лит.: Протопопов Вл. Вариации в рус. классич. опере. М., 1957; Цуккерман В. А. Анализ муз. произведений. Вариационная форма. М., 1974.
ДАВЫ́ДОВ Степ. Ив. (1777-1825) — композитор, дирижер, педагог. Муз. образование получил в Придворном хоре (1786-95). Благодаря проявленной «редкой способности к сочинению» был определен для занятий композицией к Д. Сарти (1795-1801) в звании «пансионера». В 1800-04 и 1806-10 — капельмейстер Петерб. т-ров, учитель пения в театр. школе, в 1814-24 в тех же должностях в Москве. Первые соч. для т-ра — балеты «Увенчанная благость» (1801) и «Жертвоприношение благодарности» (1802), пост. И. В. Вальберхом. Автор опер «Леста, днепровская русалка» (1805) и «Русалка» (1807) как продолжений переводных опер венского комп. Ф. Кауэра «Днепровская русалка», ч. 1 и 2 (1803, 1804). Сотрудничал с чл. державинской «Беседы. «: музыка к трагедии «Ирод и Мариамна» Г. Р. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Грузинцова (1809), «Амбоар и Оренгцеб или Нашествие моголов» П. А. Корсакова (1814) и др. В период антинаполеоновской борьбы с огромным успехом ставились в Москве его дивертисменты: «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815), «1 мая, или Гулянье в Сокольниках» и «Гулянье на Воробьевых горах» (оба в 1816), «Праздник жатвы» (1823) и др. Д. «единственный соперник Бортнянского по духовной части», по словам знатоков, написал Полную Литургию Иоанна Златоуста, 12 четырехголосных и 4 двухорных концертов (песня из к-рого «Среди долины ровныя» на стихи А. Мерзлякова стала народной).
МЕРЗЛЯКО́В Ал. Фед. (1778-1830) — поэт, переводчик, лит. критик, педагог. Из семьи мелкого торговца. Образование получил в Пермском нар. уч-ще, Моск. ун-тской г-зии и Моск. ун-те. В 1804-30 занимал здесь каф. рос. красноречия и поэзии, с 1817 декан ф-та. Читал курс теории красноречия в Моск. ун-тском Благородном пансионе. В печати дебютировал в 1792 одой на заключение мира со Швецией. Один из инициаторов Дружеского лит. об-ва. В раннем творчестве тяготел к высоким обществ. темам, его «Ода на разрушение Вавилона» (1801), гимн «Слава» (1799-1801), пер. из Тиртея (1805) оказали воздействие на гражд. лирику преддекабристской эпохи. Сильны в сознании М. и идеи народности лит-ры, в 1803-10 он создает ряд песен и романсов, опирающихся на фолькл. традицию и оказавших влияние на последующее развитие жанра «русской песни» («Чернобровый, черноглазый», «Ах, что же ты, голубчик», «Среди долины ровныя» и др.). Один из видных лит. критиков и теоретиков своего времени (опираясь на нормативную поэтику классицизма в его просветительском варианте, полемизировал с романтиками), популярный лектор, среди учеников и слушателей к-рого М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский, А. И. Полежаев и др.
А. Ф. Мерзляков. Гравюра К. Афанасьева. 1820-е гг.
ШИ́ШКИН Ив. Ив. (1832-98) — живописец, пейзажист, гравер-аквафортист. Род. в Елабуге, в семье купца. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. После его окончания в 1857 поступил в АХ, где занимался под рук-вом проф. С. М. Воробьева. В 1860 получил Большую зол. медаль за два вида местности Куокко, на Валааме. В 1861 как пенсионер АХ был отправлен в Мюнхен, посещал мастерские нем. художников. В Цюрихе Ш. работал над изображением животных с натуры. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» был удостоен в России звания акад. В 1866 вернулся в СПб., выставлял свои работы в АХ и Т-ве передвижных худож. выставок (ТПХВ). Являлся чл.-учредителем ТПХВ. В 1873 за картину «Лесная глушь» получил звание проф. С 1892 руководил уч. пейзажной мастерской АХ. К пейзажной живописи Ш. обратился еще в ученич. годы. Осн. темой его творчества стала рус. природа. Ранним работам свойственны излишняя детализация, увлечение описательностью. Чрезмерная реалистичность изображения иногда заслоняет общее настроение, создавая впечатление этюда («Рубка леса», 1867). Но на более поздних полотнах пейзаж уже приобретает целостность, худож. завершенность, передает поэтич. облик рус. природы («Среди долины ровныя», 1883). Современники отмечали, что среди рус. пейзажистов Ш. является одним из сильнейших рисовальщиков, но находили недостатки в колорите. Демократичность и нар. характер сближает творчество Ш. с иск-вом передвижников.
Лит.: Иван Иванович Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1984.
И. И. Шишкин. Охотник на болоте
ЯМБ (греч. ἴαμβος — ямб) — в силлабо-тонич. системе стихосложения — метр, образуемый двусложными стопами с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место — безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Я.: — — . , где «-» — сильное место, — слабое место, «» — обязательно-ударное место). Кол-во стоп определяет размер ямбич. стиха: наиб. упоребительными являются: 3-стопный Я. («Среди долины ровныя», А. Ф. Мерзляков), 4-стопный Я. («Мой первый друг, мой друг бесценный», А. С. Пушкин), 5-стопный Я. («Суровый Дант не презирал сонета», Пушкин), 6-стопный Я. с цезурой («Мой голос для тебя и ласковый и томный», Пушкин); среди разностопного Я. — урегулированное чередование 4- и 3-стопников, 6- и 4-стопников, а также разностопный неурегулированный вольный стих. В Я., как и в хорее, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), поэтому осн. ритмич. формы ямбич. размеров различаются не в завис. от того, какие места заняты ударениями, а на каких они пропущены; частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно. В рус. стихосложении Я. как самостоят. стопу впервые выделил В. К. Тредиаковский («Новый и краткий способ к сложению рос. стихов», 1735), за ним — М. В. Ломоносов. Первые опыты ямбич. стиха на рус. яз. появились в кон. 17 — нач. 18 в. и принадлежали иностранцам (Э. Глюк, И. В. Паус). Освоению Я. рус. поэзией положила начало реформа Тредиаковского — Ломоносова. «Ода.. на взятие Хотина» Ломоносова — первое оригинальное произв., напис. Я. В метрич. репертуаре рус. поэзии Я. наиболее популярен. В 18 в. он господствует безраздельно; 4-стопный — в одах и стансах, 6-стопный (наиб. употребительный) — в посланиях и элегиях, вольный Я. — в баснях и пиндарич. лирике (Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.). В нач. 19 в. его доля в метрич. репертуаре неск. снижается, но зато расширяется жанровый и тематич. репертуар старых ямбич. размеров и происходит освоение новых — 5-стопного (драма, поэма, элегия) и разностопного Я.; 4-стопный Я. в этот период становится ведущим размером и осознается как нейтральный (В. А. Жуковский, Н. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков и др.). Сер. 19 в., осваивающая новые 3-сложные размеры, берет из предшествующей эпохи наиб. разработанные и привычные ямбич. размеры (гл. обр. 4-, 5-и 6-стопные), неск. изменяя их ритмич. рисунок (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, К. К. Случевский и др.) В нач. 20 в. в период освоения неклассич. размеров эксперименты в обл. метрики распространяются и на классич. ямбич. размеры, в к-рых начинают использоваться новые клаузульные и цезурные разновидности (А. А. Блок, И. Ф. Анненский, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.); появляются сверхдлинные Я. (напр., 10-стопный цезурованный у И. Северянина). В совр. поэзии наиб. употребительными являются 4- и 5-стопный Я.
Елабуга. Дом-музей И.И. Шишкина.
ШИШКИН Иван Иванович (1832 — 98), российский живописец и график. Передвижник. В эпических образах («Среди долины ровныя. «, 1883; «Лесные дали», 1884) раскрыл красоту и величие русской природы (преимущественно лесной). Мастер пейзажного рисунка, литографии и офорта.
И.И. Шишкин. «Рожь». 1878. Третьяковская галерея.
И.И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы».
И.И. Шишкин. «Сосны, освещённые солнцем». 1886. Масло.
Видео:Николай Кондратюк Среди долины ровныя Nikolai KondratyukСкачать
Среди долины ровныя -старинная русская песня
СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ
Слова Алексея Мерзлякова, музыкальная вариация М.И Глинки
исполнение — Светлана Страусова
1.Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
2.Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдет ли красно солнышко –
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка –
Кто будет защищать?
Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.
3.Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Есть много сребра, золота –
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей –
Но с кем их разделить?
4.Встречаюсь ли с знакомыми –
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими –
Поклон да пара слов.
5.Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До черного лишь дня!
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет!
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!
Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не вьются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!
6.Возьмите же всё золото,
Все почести назад;
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!
(Информация из интернета)
Самая известная песня Алексея Мерзлякова.
Но, что самое интересное: разные источники, в том числе современные, автором этой популярной мелодии называют совершенно разных лиц, игнорируя друг друга и без всяких доказательств. А именно упоминают имена Д. Кашина — постоянного соавтора Мерзлякова, О. Козловского и С. Давыдова.
Русские народные песни. / Сост. И вводн. тексты В. В. Варгановой. М.: Правда, 1988: Песня «Среди долины ровныя…» — одна из самых известных, варианты которой записываются собирателями фольклора до сих пор. В основе напева — мелодия композитора О. А. Козловского; одна из музыкальных вариаций создана М. И. Глинкой.
🌟 Видео
Олег Погудин - Среди долины ровныяСкачать
Среди долины ровныя Мария МаксаковаСкачать
Леонид Фёдоров - Среди долины ровныя (слова - А.Ф. Мерзляков)Скачать
Среди долины ровныя. Хор под упр. А.В.СвешниковаСкачать
Среди Долины Ровныя - Русская народная песняСкачать
Андрей Сихра. «Среди долины ровныя». Andrey Sychra.Variations on the folk song «In the Valley»Скачать
M.T.Vysotsky | М. Т. Высотский : «Среди долины ровныя» | Борис КИМ / Boris KIMСкачать
04 Среди долины ровныяСкачать
Иван Паницкий. «Среди долины ровныя» и «Светит месяц»Скачать
EL1R - Среди долины ровныя (А.Ф.Мерзляков)Скачать
Иван Скобцов - Среди долины ровныя (запись 1964г)Скачать
М. Глинка. Вариации на русскую народную песню "Среди долины ровныя", ля минор. Ван Ханьци 9 лет.Скачать
М.Овчинников баян Паницкий"Среди долины ровныя"Скачать
Среди долины ровныя... из х.ф. "Гроза" (1957)Скачать
«Среди долины ровныя» обр. А.Луканина сл.А.МерзляковаСкачать
Песня "Среди долины ровныя" (Муз. М.Глинка, сл. А.Мерзляков) - акапеллаСкачать