Сращение словосочетания в одно слово примеры 7 класс

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §5. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Упражнение №76

Используя данный план, а также материалы § 5, подготовьте сообщение на тему «Основные способы образования сложных слов и слов с одним корнем».
− суффиксальный;
− приставочный;
− приставочно−суффиксальный;
− бессуффиксный;
− переход прилагательных и причастий в имена существительные.
2 . Основные способы образования сложных слов:
− сложение (разные виды);
− сращение словосочетания в одно слово.

Решение

Мы узнали, что способы словообразования делятся на две большие группы:
1 ) образование слов с одним корнем;
2 ) образование сложных слов;
Первая группа включает в себя несколько вариантов:
1 . суффиксальный: дело → делать
2 . приставочный: большой → небольшой
3 . приставочно−суффиксальный: приморский
4 . бессуффиксный: переводить → перевод
5 . переход прилагательных и причастий в имена существительные (больной ребенок − больной выздоровел)
Вторая группа:
1 . Сложение:
− с соединительной гласной (о/е): головоломка
− сложение без соединительной гласной: физическая культура − физкультура
2 . Сращение словосочетания в одно слово (долго играющая девочка − долгоиграющий диск).

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Способы словообразования

Приветствую всех! В этом уроке речь пойдёт о способах словообразования.

Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:

А) морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

А) Морфологический способ словообразования

Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.

Основные разновидности морфологического способа словообразования.

Способ словообразованияПримеры
1. ПриставочныйВ-ли —ть ← ли —ть; не-глубок —ий ← глубок —ий; бес-порядок □ ← порядок □ ; на-завтра ← завтра .
2. СуффиксальныйПрыг-ну —ть ← прыг/а —ть; киевл-янин □ ← Киев ; горяч-о ← горяч —ий.
3. Нулевая суффиксацияРассказ -Ø □ ← рассказ/а —ть; зелень -Ø * □ ← зелён —ый.
4. Приставочно-суффиксальныйБез-вер-и [ j ] —е ← вер —а; при-школь-н —ый ← школ —а.
5. Сложение**Лес-о-степь □ ← лес □ , степь □ ; овощ-е-хранилищ -е ← овощ □ , хранилищ —е.

* Знаком Ø принято обозначать нулевой суффикс, т.е. значимое отсутствие суффикса.

** Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

    сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван, кровать; платье-костюм ← платье, костюм; школа-интернат ← школа, интернат; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .

Например: лесостепь – лес-о-степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен-о-тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер-о-син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн-о-исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз-е-вод-о-лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр-е-ног —а ← тр —и, ног —а;

  • сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

1) Аббревиатуры инициального типа, с двумя подтипами: а) образования из сочетаний начальных звуков слов: высшее учебное заведение — вуз, загс, МХАТ, ТЮЗ; б) образования из названий начальных букв слов: Союз Советских Социалистических Республик — СССР, ЦК, РСФСР, ВДНХ (произносится: эсэсэсэр, цека, эрэсэфэсэр, вэдээнха).

2) Аббревиатуры из сочетания начальных частей слов («слоговые»): местный комитет — местком, продмаг, завхоз, комсомол.

3) Смешанный тип образований, совмещающий элементы двух предыдущих: социальное обеспечение — собес, городской отдел народного образования — гороно, главк, сельпо, ГОСТ.

4) Аббревиатуры из сочетания начальной части слова (слов) с целым словом: запасные части — запчасти, роддом, оргработа, гострудсберкасса.

5) Аббревиатуры из сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: командир роты — комроты, поммастера, завкафедрой, управделами.

6) Аббревиатуры из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мотоцикл­велосипед — мопед, эскадренный миноносец — эсминец, военный комиссариат — военкомат, торговое представительство — торгпредство, стекло и кристалл — ситалл (спец., назв. нового материала). Этот тип используется реже предыдущих.

Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово:

водопровод-чик □ ← водопровод □ ; разноголос-иц —а ← разноголос —ый.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод-о-провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).

2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод-чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Б) Сращение словосочетания в одно слово

Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных.

Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию.

Ср.: быстрорастворимый кофе – кофе, быстро растворимый в воде.

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

В) Переход из одной части речи в другую

Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий).

Рулевой, командующий, мороженое, гостиная.

Использованы материалы с сайтов licey.net и scicenter.online

12,723 просмотров всего, 9 просмотров сегодня

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Технологическая карта урока: «Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования. Сращение сочетания слов в слово»

Сращение словосочетания в одно слово примеры 7 класс

Морфемика. Словообразование. Орфография

Тема: «Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования.
Сращение сочетания слов в слово» — 1 ч

Содержание урока: неморфологический способ образования слов.

— образовательная: повторить основные способы слово образования ,

— развивающая: развивать навыки сравнения, сопоставления;

— воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте.

— усвоить способы образования новых слов; распознавать способы образования новых слов;

— повторить, углубить свои знания.

Цель содержательная: расширить понятийную базу об основных способах образования слов.

Цель деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами, образованными сложением слов и основ.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Личностные: уважительное отношение к русскому языку, к своему народу и его творческому потенциалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: контролировать правильность и полноту ответов; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные : знать правило выбора соединительных гласных, уметь применять его при выполнении заданий.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение о богатстве русского языка, его красоте и выразительности; описывать содержание действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других .

Технологическая карта урока

Называют тему урока.

Познава-тельные, личностные (умение высказывать свое мнение), регулятивные (планируют свою работу, ставят цель урока)

3. Этап актуали-зации

1. Работа в тетради.

2. Работа с учебником.

1.Записывают тему урока.

2.Ученики по очереди (цепочке) читают правило на стр. 152.

Познава-тельные (применять полученные знания на практике)

4. Этап «открытия» нового знания

3. Слово учителя.

Сращение , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания , то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.

Например: у малишённыйума лишённый человек . Сумасшедшийс ума сшедший человек . Долгоиграющийдолго играющая пластинка .

При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишенный»); вышеуказанный («выше указанный»). При перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания, совершенно не меняясь: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много .

Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре. Например: учительская, учащийся, мороженое .

В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного). Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливаетБольной (сущ.) уже выздоравливает ; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.). Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.);
столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

Познавательные (умение извлекать информацию)

5. Этап закрепле-ния с прогова-риванием во внеш-ней речи

3. Работа в тетради и у доски.

Стр. 153, упражнение 191 (письменно).

3. Один у доски (по цепочке), остальные в тетради.

6. Этап включения изученного в систему знаний

Упражнение 192 (письменно).

Познават.(умение применять знания на практике), коммуникатив.

7.Этап рефлексии учебной деятель-ности на уроке

— При перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания, которые изменяются?

— Скоропортящийся — от скоро портящийся (можно переставить: портящийся скоро) ?

— Цель урока мы достигли?

— Нет, они совершенно не меняются, даже если их элементы переставить местами.

— Подписавшийся ниже, пригодный мало (для работы).

Познавательные, личностные (высказывать свое мнение), коммуни-кативные

Интерактивная игра: «Микрофон». Продолжите предложения: «Сегодня я узнал…», «Я научился…», «Я выполнял задания и запомнил…», «теперь я могу…»

💥 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Одночлен и его стандартный вид. Алгебра, 7 классСкачать

Одночлен и его стандартный вид. Алгебра, 7 класс

Одночлены. 7 класс.Скачать

Одночлены. 7 класс.

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

7 класс - Русский язык - Словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы словаСкачать

7 класс - Русский язык - Словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы слова

Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать

Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | Инфоурок

Словообразование самостоятельных частей речи. Урок 3. Русский язык 7 классСкачать

Словообразование самостоятельных частей речи. Урок 3. Русский язык 7 класс

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 7 класс ПРИМЕРЫ формулы КАК РЕШАТЬ урок 1Скачать

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 7 класс ПРИМЕРЫ формулы КАК РЕШАТЬ урок 1

Алгебра 7 класс (Урок№21 - Произведение одночлена и многочлена.)Скачать

Алгебра 7 класс (Урок№21 - Произведение одночлена и многочлена.)
Поделиться или сохранить к себе: