- ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §5. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Упражнение №76
- Решение
- Способы словообразования
- А) Морфологический способ словообразования
- Б) Сращение словосочетания в одно слово
- В) Переход из одной части речи в другую
- Технологическая карта урока: «Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования. Сращение сочетания слов в слово»
- 💥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §5. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Упражнение №76
Используя данный план, а также материалы § 5, подготовьте сообщение на тему «Основные способы образования сложных слов и слов с одним корнем».
− суффиксальный;
− приставочный;
− приставочно−суффиксальный;
− бессуффиксный;
− переход прилагательных и причастий в имена существительные.
2 . Основные способы образования сложных слов:
− сложение (разные виды);
− сращение словосочетания в одно слово.
Решение
Мы узнали, что способы словообразования делятся на две большие группы:
1 ) образование слов с одним корнем;
2 ) образование сложных слов;
Первая группа включает в себя несколько вариантов:
1 . суффиксальный: дело → делать
2 . приставочный: большой → небольшой
3 . приставочно−суффиксальный: приморский
4 . бессуффиксный: переводить → перевод
5 . переход прилагательных и причастий в имена существительные (больной ребенок − больной выздоровел)
Вторая группа:
1 . Сложение:
− с соединительной гласной (о/е): головоломка
− сложение без соединительной гласной: физическая культура − физкультура
2 . Сращение словосочетания в одно слово (долго играющая девочка − долгоиграющий диск).
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Способы словообразования
Приветствую всех! В этом уроке речь пойдёт о способах словообразования.
Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:
А) морфологический способ (с помощью словообразовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
А) Морфологический способ словообразования
Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.
Основные разновидности морфологического способа словообразования.
Способ словообразования | Примеры |
---|---|
1. Приставочный | В-ли —ть ← ли —ть; не-глубок —ий ← глубок —ий; бес-порядок □ ← порядок □ ; на-завтра ← завтра . |
2. Суффиксальный | Прыг-ну —ть ← прыг/а —ть; киевл-янин □ ← Киев ; горяч-о ← горяч —ий. |
3. Нулевая суффиксация | Рассказ -Ø □ ← рассказ/а —ть; зелень -Ø * □ ← зелён —ый. |
4. Приставочно-суффиксальный | Без-вер-и [ j ] —е ← вер —а; при-школь-н —ый ← школ —а. |
5. Сложение** | Лес-о-степь □ ← лес □ , степь □ ; овощ-е-хранилищ -е ← овощ □ , хранилищ —е. |
* Знаком Ø принято обозначать нулевой суффикс, т.е. значимое отсутствие суффикса.
** Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
- сложение производящих слов.
Например: диван-кровать ← диван □ , кровать □ ; платье-костюм ← платье, костюм □ ; школа-интернат ← школа, интернат □ ; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .
Например: лесостепь – лес-о-степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен-о-тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер-о-син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн-о-исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз-е-вод-о-лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр-е-ног —а ← тр —и, ног —а;
- сложение производящих основ без соединительной гласной.
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
1) Аббревиатуры инициального типа, с двумя подтипами: а) образования из сочетаний начальных звуков слов: высшее учебное заведение — вуз, загс, МХАТ, ТЮЗ; б) образования из названий начальных букв слов: Союз Советских Социалистических Республик — СССР, ЦК, РСФСР, ВДНХ (произносится: эсэсэсэр, цека, эрэсэфэсэр, вэдээнха).
2) Аббревиатуры из сочетания начальных частей слов («слоговые»): местный комитет — местком, продмаг, завхоз, комсомол.
3) Смешанный тип образований, совмещающий элементы двух предыдущих: социальное обеспечение — собес, городской отдел народного образования — гороно, главк, сельпо, ГОСТ.
4) Аббревиатуры из сочетания начальной части слова (слов) с целым словом: запасные части — запчасти, роддом, оргработа, гострудсберкасса.
5) Аббревиатуры из сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: командир роты — комроты, поммастера, завкафедрой, управделами.
6) Аббревиатуры из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мотоциклвелосипед — мопед, эскадренный миноносец — эсминец, военный комиссариат — военкомат, торговое представительство — торгпредство, стекло и кристалл — ситалл (спец., назв. нового материала). Этот тип используется реже предыдущих.
Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово:
водопровод-чик □ ← водопровод □ ; разноголос-иц —а ← разноголос —ый.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод-о-провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).
2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод-чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Б) Сращение словосочетания в одно слово
Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных.
Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию.
Ср.: быстрорастворимый кофе – кофе, быстро растворимый в воде.
Видео:Все способы словообразованияСкачать
В) Переход из одной части речи в другую
Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий).
Рулевой, командующий, мороженое, гостиная.
Использованы материалы с сайтов licey.net и scicenter.online
12,723 просмотров всего, 9 просмотров сегодня
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Технологическая карта урока: «Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования. Сращение сочетания слов в слово»
Морфемика. Словообразование. Орфография
Тема: «Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования.
Сращение сочетания слов в слово» — 1 ч
Содержание урока: неморфологический способ образования слов.
— образовательная: повторить основные способы слово образования ,
— развивающая: развивать навыки сравнения, сопоставления;
— воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте.
— усвоить способы образования новых слов; распознавать способы образования новых слов;
— повторить, углубить свои знания.
Цель содержательная: расширить понятийную базу об основных способах образования слов.
Цель деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами, образованными сложением слов и основ.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Личностные: уважительное отношение к русскому языку, к своему народу и его творческому потенциалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: контролировать правильность и полноту ответов; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные : знать правило выбора соединительных гласных, уметь применять его при выполнении заданий.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение о богатстве русского языка, его красоте и выразительности; описывать содержание действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других .
Технологическая карта урока
Называют тему урока.
Познава-тельные, личностные (умение высказывать свое мнение), регулятивные (планируют свою работу, ставят цель урока)
3. Этап актуали-зации
1. Работа в тетради.
2. Работа с учебником.
1.Записывают тему урока.
2.Ученики по очереди (цепочке) читают правило на стр. 152.
Познава-тельные (применять полученные знания на практике)
4. Этап «открытия» нового знания
3. Слово учителя.
Сращение , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания , то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Например: у малишённый – ума лишённый человек . Сумасшедший – с ума сшедший человек . Долгоиграющий – долго играющая пластинка .
При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишенный»); вышеуказанный («выше указанный»). При перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания, совершенно не меняясь: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много .
Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре. Например: учительская, учащийся, мороженое .
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного). Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает ; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.). Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.);
столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
Познавательные (умение извлекать информацию)
5. Этап закрепле-ния с прогова-риванием во внеш-ней речи
3. Работа в тетради и у доски.
Стр. 153, упражнение 191 (письменно).
3. Один у доски (по цепочке), остальные в тетради.
6. Этап включения изученного в систему знаний
Упражнение 192 (письменно).
Познават.(умение применять знания на практике), коммуникатив.
7.Этап рефлексии учебной деятель-ности на уроке
— При перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания, которые изменяются?
— Скоропортящийся — от скоро портящийся (можно переставить: портящийся скоро) ?
— Цель урока мы достигли?
— Нет, они совершенно не меняются, даже если их элементы переставить местами.
— Подписавшийся ниже, пригодный мало (для работы).
Познавательные, личностные (высказывать свое мнение), коммуни-кативные
Интерактивная игра: «Микрофон». Продолжите предложения: «Сегодня я узнал…», «Я научился…», «Я выполнял задания и запомнил…», «теперь я могу…»
💥 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Одночлен и его стандартный вид. Алгебра, 7 классСкачать
Одночлены. 7 класс.Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
7 класс - Русский язык - Словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы словаСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Словообразование самостоятельных частей речи. Урок 3. Русский язык 7 классСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 7 класс ПРИМЕРЫ формулы КАК РЕШАТЬ урок 1Скачать
Алгебра 7 класс (Урок№21 - Произведение одночлена и многочлена.)Скачать