Способность слова связываться с другими проявляется в словосочетании

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.И. Постниковой: «Способность слова связываться с другими

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Ваш ответ

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

решение вопроса

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,319
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Способность слова связываться с другими проявляется в словосочетании

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.И. Постниковой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

текста:« И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. Но я не про пятнадцать. Я про шесть . »

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса.

(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (Ю)Они наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (ЗО)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34) И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть.

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг. (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Пояснение . 15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.

Нельзя не согласиться с высказыванием современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Словосочетание — самая маленькая единица синтаксиса, в составе которой отдельные слова приобретают способность взаимодействовать с другими словами и образовывать речевые компоненты.

Для подтверждения справедливости слов И. Постниковой обратимся к отрывку из текста А. Лиханова. В тексте немало выразительных словосочетаний. Так, например, в предложении № 12 («Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен») в словосочетании «простые мысли» заключен глубокий смысл: мысли героини о том, что не должно быть брошенных детей, которые очень нуждаются в помощи, автор называет простыми, то есть естественными, ведь для человека свойственны милосердие, сострадание и желание помочь. В описании детей интерната используются словосочетания: «маленькие люди» (предложение № 6), «печальные маленькие люди» (предложение № 7). Акцент сделан автором на слове «люди», которым он называет детей, подчеркивая тем самым их нелегкую судьбу, и дополняет определение прилагательными «печальные», «маленькие», которые уж очень не по-детски характеризуют воспитанников интерната.

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.

15.2 Финальные строчки текста Альберта Лиханова я понимаю так: нельзя считать результат «пятнадцать – шесть» хорошим или плохим, когда речь идёт о человеческих судьбах, о детских душах. Шестерых ребят вернули в детский дом – это ещё один удар для них, уже получавших удары судьбы. Вот почему героиня так переживает об этом.

Подтвердим наше предположение примерами из текста. Воспитательнице детского дома задалась целью найти детям приёмных родителей. Зачем ей это? Ведь, как сотни других людей, она бы могла спокойно ходить на работу, хорошо её выполнять, но не брать на себя лишних забот. Нет, она не могла. Потому что она неравнодушный человек, ей жалко своих питомцев, её сердце открыто для сострадания и милосердия. Она ласково называет своих воспитанников «птенцами» (предложение 5). За любовь они отплатили ей тем же: ребята назвали её самым дорогим словом «мама» (предложения 42-43).

Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать. Героиня Альберта Лиханова обладает этими качествами. Хорошо бы, если таких людей было бы больше.

15.3 Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, наверное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

В тексте Альберта Лиханова рассказывается о воспитательнице детского дома, которая задалась целью найти детям приёмных родителей. Зачем ей это? Ведь, как сотни других людей, она бы могла спокойно ходить на работу, хорошо её выполнять, но не брать на себя лишних забот. Нет, она не могла. Потому что она неравнодушный человек, ей жалко своих питомцев, её сердце открыто для сострадания и милосердия.

Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком! Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других?

Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

тезис доказан на бытовом уровне

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

ОГЭ по русскому сочинение 15.1. Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания лингвиста И.И. Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в слово­сочетании». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Как известно, словосочетание — это соединение двух са­мостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматиче­ски. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавлива­ется по вопросам, которые мы задаем от главного слова к зависимому, а грамматическая выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов.

Так, словосочетание «пасли лошадей» указывает на дей­ствие и предмет, на который оно переходит. Зависимость су­ществительного от глагола выражена в нем окончанием -ей.

Такая же смысловая связь и в словосочетании «ходили в кустах», но в нем зависимость существительного от глагола выражена не только окончанием -ах, но и предлогом в.

Поэтому права лингвист И.И. Постникова, считающая, что «способность слова связываться с другими словами про­является в словосочетании».

Вариант 2

Лингвист И.И. Постникова считает, что «способность слова связываться с другими словами проявляется в слово­сочетании».

Мы знаем, что слово имеет лексическое и грамматиче­ское значения. Поэтому, обладая ими, оно иногда способно объединяться с другими словами.

Рассмотрим это на примерах. Так, слова «белоснежный», «лилия» называют явления, связанные между собой в дей­ствительности, поэтому они могут образовать словосочета­ние. Однако для этого их нужно связать еще и грамматиче­ски: «белоснежных лилий» (предл. 19). Оба слова стоят в форме родительного падежа, множественного числа.

А вот слова «матери», «ежедневно» в предложении 3 словосочетанием быть не могут, так как лексическое и грамматическое значения этих слов исключают взаимную сочетаемость.

Следовательно, чтобы слова объединились в словосочета­ние, нужно, чтобы они были связаны по смыслу и грамма­тически.

Вариант 3

«Способность слова связываться с другими словами про­является в словосочетании», — утверждает известный фи­лолог И.И. Постникова.

Это в самом деле так. От смысла слова зависит, каким способом оно соединится с другим словом, однако смысловое соединение невозможно без грамматической связи.

Так, словосочетание «поплыли к берегу» указывает на действие и предмет, на который оно переходит. Зависимость существительного от глагола выражена в нем не только окончанием -у, но и предлогом к.

А вот в предложении 20 есть слова, которые, объединен­ные грамматически, казалось бы, не подходят друг другу по лексическому значению: зелеными ладошками (листьев). Но главное слово здесь употреблено в переносном значении и называет то, на что похожи листья, а поэтому закономерно входит в структуру этого предложения.

Следовательно, известный лингвист права.

Текст для работы

(1)До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине. (2)Когда же от солнца пожухла трава, выпасы перенесли на заречные луга.

(З)Там река была широкая, течение сильное, и табун пе­регоняли через реку без жеребят. (4)Первое время, когда взрослые кони спускались к броду, малыши беспокойно но­сились по берегу, тянули морды вслед своим матерям и то­ненько и нервно голосили.

(5)Но вскоре они привыкли к тому, что их матери еже­дневно исчезали за рекой. (б)Только Мальчик, озорной и непослушный жеребенок, подолгу стоял, тревожно всматри­ваясь в заречную даль, где ходили в кустах взрослые кони. (7)Часто, обнюхав воздух, Мальчик осторожно входил в во­ду, но, испуганный сильной волной, шарахался к берегу и, раздувая ноздри, прерывисто и заливисто ржал. (8)И столь­ко в его голосе было обиды и нетерпения, что Райка, его мать, иногда показывалась на том берегу и, встряхивая гри­вой, качала головой, словно хотела успокоить сына.

(9)И вот однажды он вошел в воду и пустился вплавь. (Ю)Лешка увидел его, когда тот уже был на самой быстри­не. (11)Лешка его звал, но жеребенка заметно сносило вле­во. (12)Он старался прибиться к берегу, но его уносило все дальше и дальше, туда, где берег исчезал в болотистой пой­ме, заросшей камышами.

(13)И тогда Лешка бросился в воду и, подхваченный те­чением, поплыл наперерез. (14)Волна била в его лицо, кача­ла перед глазами пену и водоросли, но он плыл и плыл, по­ка вдруг не возникла перед ним голова жеребенка. (15)Тогда он ухватился за его скользкую и убегающую шею.

(16) Жеребенок косил на него расширенным от ужаса зрачком. (17)«Держись, Мальчик!» — устало просил его Лешка, подгребая рукой воду. (18)В шуме бегущей воды подросток слышал, как глухо и быстро стучит сердце жере­бенка.

(19)Теперь их уже вместе несло вниз. (20)Мимо Лешки и Мальчика, чуть в стороне, медленно проплывали бутоны бе­лоснежных лилий, поддерживаемые зелеными ладошками листьев. (21)Это надвигалась болотная пойма.

(22)Неизвестно, хватило ли бы у них сил выбраться на берег, но вдруг послышалось далекое и тревожное ржанье. (23)Это кобыла Райка, вытянув шею с развевающейся гри­вой, мчалась вдоль реки.

(24)Поднимая брызги, лошадь влетела в воду и поплыла. (25)Вскоре она была перед ними и, гулко фыркая, мягкими губами прихватила Мальчика за холку. (26)Огромные и си­зые глаза ее жадно оглядывали сына, а на длинных ресни­цах, как слезы, блестели капельки воды.

Лешка взобрался на скрытый под водой Райкин круп, схватил Мальчика за гриву, и теперь все они вместе спокойно и медленно, как на буксире, поплыли к берегу.

Вот Райка ступила на дно. (29)Из воды показались ее рыжая блестящая шея со спутанной гривой, перевитой сте­бельками речной травы, потом широкая, как палуба, спина, на которой восседал Лешка. (30)3а ним тянулся обессилен­ный Мальчик. (ЗІ)Дрожь волнами перекатывалась по его влажной шелковистой коже.

(32)Лешка спрыгнул с лошади, молча отжал рубаху, по­глядел на другой берег, туда, где остались жеребята, потре­пал Мальчика за ухом. (ЗЗ)Тот, ответив на ласку, потерся о Лешкину щеку. (34)Глаза его снова озорно и ярко вспыхну­ли, и вдруг он тоненько и победно заржал.

(Зб)Лешка притянул к себе Мальчика, рассмеялся и ска­зал: «Пора и тебе в табун!»

📸 Видео

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский языкСкачать

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский язык

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урокСкачать

Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урок

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Сергей Данилов Значения слов и их смысл Полная лекцияСкачать

Сергей Данилов   Значения слов и их смысл Полная лекция

Задание 6 | Сложные случаи (заменить слово) | ЕГЭ по русскому языку с твоей русичкойСкачать

Задание 6 | Сложные случаи (заменить слово) | ЕГЭ по русскому языку с твоей русичкой

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

ДОБРОТА. Что такое доброта? Образец сочинения ОГЭ.Скачать

ДОБРОТА. Что такое доброта? Образец сочинения ОГЭ.

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | Русский языкСкачать

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | Русский язык

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

10 класс. Лексическая сочетаемость слов.Скачать

10 класс. Лексическая сочетаемость слов.

Как понимать текст, если в нём есть непонятные слова? ВОПРОС-ОТВЕТ: Николай Ягодкин 6+Скачать

Как понимать текст, если в нём есть непонятные слова? ВОПРОС-ОТВЕТ: Николай Ягодкин 6+
Поделиться или сохранить к себе:
Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
2
1
0
С2К2: Наличие примеров-аргументов
3
2
1
0
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
2
1
0
С2К4: Композиционная стройность работы
2