Способ образования слова от ударения

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Способ образования слова от ударения

§ 191. Объектом изучения в словообразовании являются словообразовательно мотивированные слова, т. е. слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами.

Словообразовательная мотивация — это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо а) определяется через значение другого ( дом — домик ( маленький дом ) , победить — победитель ( тот, кто победил ) ), либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи ( бежать — бег , белый — белизна , быстрый — быстро ).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище ), не находятся между собой в отношениях мотивации.

§ 192. Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим , а другое — мотивированным . Мотивированным признается слово, обладающее следующими признаками.

1) При различии лексических значений сопоставляемых слов мотивированным является то, основа которого характеризуется большей формальной (фонематической) сложностью: горох — горошина , бежать — выбежать .

Примечание . Формально (фонематически) более сложной считается основа, в которой содержится большее количество вычленяемых (помимо корня) звуковых отрезков, независимо от того, обладают ли эти отрезки каким-либо значением или не обладают.

2) При различии лексических значений этих слов и равной формальной сложности мотивированным является слово, характеризующееся большей семантической сложностью, т. е. то, значение которого определяется через другое слово: химия — химик ( тот, кто занимается химией ) , художник — художница ( женщина-художник ) .

3) При тождество всех компонентов значений слов, кроме значения части речи: а) в парах «глагол — существительное, обозначающее действие по этому глаголу» ( косить — косьба , дуть — дутьё , выходить — выход , атаковать — атака ), «прилагательное — существительное, обозначающее тот же признак» ( красный — краснота , синий — синь ), независимо от количества вычленяемых в основах звуковых отрезков, мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного (см. § смелый — смело , но вчера — вчерашний .

4) Слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально. Поэтому, например, образования типа гуманитар , корабел (разг.) мотивированы прилагательными гуманитарный , корабельный , а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательных (см. § 460).

§ 193. Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница — мотивирующее, а по отношению к слову учить — мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить а учитель а учительница .

Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость — слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку:

старый а ста I реть а уста II р еть а устар III е л ый а уста IV р елость .

Слово второй, третьей и т. д. ступени мотивированности может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но и другими предшествующими словами. Например, слово накрахмалить , входящее в цепочку крахмал а крахмалить а накрахмалить , мотивируется не только глаголом крахмалить , но и существительным крахмал . Аналогично прилагательное преподавательский мотивируется не только словом преподаватель , но и словом преподавать .

§ 194 . Словообразовательное гнездо — это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

Пример словообразовательного гнезда:

Способ образования слова от ударения

§ 195. Мотивированное слово всегда включает мотивирующую основу и словообразовательный формант . Мотивирующая основа — это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова (с учетом морфонологических преобразований последней — чередований, наращений, усечений, см. § 206), например: лес — лесок (мотивирующая основа лес -, формант — ок ), партизан — партизанить ( чередование |н- н’ |, мотивирующая основа партиза | н’ |-, формант — и 1-). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация, см. § 203) характеризуются более чем одной мотивирующей основой. Например, в слове землепроходец — две мотивирующие основы: зем | л’ |- и — прохо | д’ |-.

Словообразовательный формант — это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на -, а от слова крахмал — суф. — и 1— и преф. на -; формантом слова накрахмалить является преф. на -. В словах пилотаж , зондаж формантом является суффикс — аж , указывающий на то, что данные слова означают отвлеченное действие, то же, что и мотивирующие глаголы пилотировать , зондировать , а в словах арбитраж , подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данные слова означают действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом ( арбитр , подхалим ).

§ 196. Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом, называется непосредственной мотивацией , а мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов, — опосредствованной мотивацией . Из двух мотиваций 1) крахмалить — накрахмалить ; 2) крахмал — накрахмалить — первая является непосредственной, а вторая — опосредствованной.

Различаются два вида опосредствованных мотиваций.

а) Опосредствованные мотивации, имеющие свой аналог среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации входят в систему словообразовательных типов (см. § 198) и могут быть названы типовыми . Члены типовых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая в других случаях функционирует как единый формант. Так, например, члены мотиваций преподавать — преподавательский , чистый — очистить отличаются друг от друга элементами — тельск -, о — + — и 1-, представляющими собой соответственно совокупность продуктивных аффиксов — тель ( преподавать — преподаватель ) и — ск — ( преподаватель — преподавательский ), — и 1— ( чистый — чистить ) и о — ( чистить — очистить ), которая в других случаях функционирует как единый формант — суффиксальный (- тельск -: издеваться — издевательский ) или префиксально-суффиксальный ( о — + — и 1-: порожний — опорожнить ).

б) Опосредствованные мотивации, не имеющие аналога среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации не входят в систему словообразовательных типов и могут быть названы внетиповыми . Члены внетиповых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант. Например, наряду с парами типа влага — влажнеть нет пар, в которых мотивированное и непосредственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком — не -: все мотивированные глаголы на — не ( ть ) непосредственно мотивируются прилагательными на — н ( ый ), т. е. входят в цепочки типа влага — влажный — влажнеть . Поэтому они выделяют в своем составе суф. — е -, а не — не -. Элемент — не -, которым различаются слова типа влага — влажнеть , не является формантом, так же как и, например, — ни — в грязнить (ср. грязь — грязный — грязнить ), — озность в религиозность ( религия — религиозный — религиозность ).

Словообразовательные мотивации, являющиеся в одних случаях непосредственными, в других случаях могут выступать как опосредствованные. Так, мотивация существительных, называющих лицо по местности, жителем или уроженцем которой оно является, выступает как непосредственная в сущ. с суф. — анин , — ич ( Египет — египтянин , Варшава — варшавянин , Москва — москвич ) и как опосредствованная в сущ. с суф. — ец ( Америка — американский — американец , Европа — европейский — европеец ), непосредственно мотивированных прилагательными (см. § 617).

Примечание . В дальнейшем при описании словообразовательных типов вместо терминов «непосредственно мотивирующий», «непосредственная мотивация» для краткости используются термины «мотивирующий», «мотивация».

§ 197. Слово может мотивироваться одновременно несколькими словами, отличающимися от него одинаковым количеством формантов. Такие мотивации могут быть названы неединственными , например:

Способ образования слова от ударения

Все остальные мотивации — единственные .

Слова, имеющие неединственные мотивации, могут относиться либо одновременно к разным способам словообразования (см. § 202), либо к одному и тому же способу словообразования. Так, слово неравенство может рассматриваться и как префиксальное, будучи мотивированным словом равенство , и как суффиксальное, будучи мотивированным словом неравный . Слова типа проверка , починка , мотивированные как глаголами сов. вида ( проверить , починить ), так и глаголами несов. вида ( проверять , починять ), являются только суффиксальными (суф. — к -).

Неединственные мотивации делятся на сопровождающие и основные. Мотивации словами определенной структуры, никогда не бывающие единственными, могут быть названы сопровождающими . Так, мотивация какого-нибудь слова наречием на — о всегда сопровождает мотивацию прилагательным:

Способ образования слова от ударения

Мотивации, которые могут быть единственными, называются основными . Такова, например, мотивация прилагательными существительных со значением помещения типа холодная , кондитерская (см. § 545), большая часть которых имеет сопровождающую мотивацию существительными.

В разделе «Словообразование» описываются только основные мотивации. Указание на одну из возможных мотиваций не означает обязательного отсутствия у данного слова других мотиваций. Исчерпывающее рассмотрение всех слов, имеющих более чем одну мотивацию, — задача словообразовательного словаря языка. Задача же грамматики — характеристика всех типов мотивации , существующих в словообразовательной системе языка.

§ 198. Основной единицей классификации словообразовательной системы является словообразовательный тип . Это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующихся: а) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и б) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении (морфема или др. словообразовательные средства, см. § 202). То общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа; носителем словообразовательного значения является формант. Так, глаголы прыгнуть , свистнуть , толкнуть принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, так как они: а) мотивируются глаголами ( прыгать , свистеть , толкать ); б) имеют общий формант — суф. — ну 2— со словообразовательным значением однократности (см. § 836).

Словообразовательные типы отличаются друг от друга степенью регулярности и продуктивности.

§ 199 . Словообразовательная регулярность — это повторяемость формальных и семантических отношений словообразовательно соотносительных слов. Например, влажный так относится к влажнеть , как прочный к прочнеть , седой к седеть . Формальная и семантическая регулярность является тем свойством, которое определяет словообразовательный тип.

Семантическая регулярность типа определяется наличием у всех относящихся к нему слов тождественного словообразовательного значения (см. ниже).

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения во всех словах или в подавляющем большинстве слов одинаковы: дом так относится по значению к домик , как стол к столик ; седой так относится к седеть , как прочный к прочнеть ; 2) типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений принципиально не ограничено (например, прилагательные с суф. — н 1-, см. § 794).

Словообразовательное значение типа выводится из тех тождественных или сводимых к более общему значению компонентов лексического значения мотивированных слов, которые не входят в значение мотивирующего слова. У словообразовательных типов первой группы эти компоненты тождественны значению типа. Слова домик ( маленький дом ) , столик ( маленький стол ) образуют тип уменьшительных существительных с суф. — ик ; слова седеть ( становиться седым или более седым ) , прочнеть ( становиться прочным или прочнее ) образуют словообразовательный тип глаголов со знач. становления признака.

У словообразовательных типов второй группы эти компоненты сводятся к более общему значению, которое и является словообразовательным значением типа — общим словообразовательным значением . Так, существительные с суф. — к ( а ) кожанка ( кожаное пальто или куртка ) , дюймовка ( дюймовая доска ) , анисовка ( анисовая водка ) образуют словообразовательный тип с общим значением «предмет, обладающий признаком, названным мотивирующим прилагательным» («носитель признака», см. § 293).

Несмотря на все многообразие лексических значений отдельных слов, входящих в словообразовательные типы второй группы, среди них можно выделить повторяющиеся в ряде слов наиболее распространенные значения, более узкие по сравнению с общим словообразовательным значением типа. Их можно назвать частными словообразовательными значениями ; они составляют более узкие единицы — семантические подтипы в рамках типа. Так, среди существительных с суф. — лк ( а ) с общим словообразовательным значением «предмет, производящий действие или предназначенный для его выполнения» можно выделить следующие семантические подтипы: 1) «предмет, предназначенный для выполнения действия» ( молотилка ); 2) «предмет, приспособление, являющееся субъектом действия» ( коптилка ); 3) «помещение, предназначенное для выполнения действия» ( читалка ); 4) «лицо — субъект действия» ( сиделка ); 5) «животное (возможно и лицо) — субъект действия» ( жужжалка ).

Количество частных словообразовательных значений внутри типов принципиально не ограничено; их исчерпывающее описание не может быть дано в грамматике. В ее задачу входит обобщение всех тех семантических соотношений мотивирующего и мотивированного слов, для выражения которых используется определенный формант. В «Русской грамматике» описываются основные, наиболее распространенные семантические подтипы в пределах типа.

То словообразовательное значение, которое в одних типах является общим, в других типах может выступать как частное.

Преобладающие в рамках словообразовательного типа частные словообразовательные значения неотделимы от общего значения как его основные реализации. Типы с одинаковым общим значением могут различаться по составу своих частных значений и по их удельному весу в рамках типа. Так, прилагательные с суф. — н 1-, — тельн — и — льн -, мотивированные глаголами, имеют одинаковое общее значение — «характеризующийся отношением к действию, названному мотивирующим словом». При этом одно из частных значений — «подвергшийся действию, названному мотивирующим словом, являющийся результатом этого действия» ( резной , лепной ) — отсутствует у прилагательных с суф. — тельн — и — льн -. Для прилагательных же с суф. — льн — характерна преобладающая реализация общего значения — частное значение «предназначенный для выполнения действия, названного мотивирующим словом» ( читальный зал , шлифовальный станок ), хотя возможны и другие употребления, в которых прилагательные данного типа лишены указанной конкретизации общего значения (см. § 651).

В типах с одинаковым общим словообразовательным значением может быть различной продуктивность семантических подтипов (см. § 200).

Мотивированные слова каждой части речи характеризуются своей специфической системой словообразовательных значений. Значения эти рассматриваются в «Русской грамматике» в специальных обобщающих главах, завершающих описание словообразовательных типов отдельных частей речи.

§ 200. В дальнейшем описании каждый словообразовательный тип характеризуется с точки зрения продуктивности . Продуктивность типа — это его способность служить образцом для производства слов. Тип, по которому в современном литературном языке образуются новые слова, является продуктивным, а ряд слов, к нему относящихся, незамкнутым. Тип, по которому не образуются новые слова, является непродуктивным, а ряд слов, к нему относящихся, замкнутым.

Отдельные подтипы, имеющие частные словообразовательные значения, различаются по продуктивности; некоторые подтипы в целом продуктивного типа могут быть непродуктивными. Так, в типе существительных с суф. — ин ( а ), мотивированных прилагательными и имеющих общее значение «носитель признака» (см. § четвертина ).

Возникновению новообразований внутри продуктивного типа иногда препятствует формальная и семантическая невозможность присоединения определенного форманта к основе слова. Кроме того, если новые слова определенного словообразовательного значения активно производятся по образцу какого-либо одного типа, то это обычно сдерживает возможности новообразований по образцу других типов, имеющих то же значение.

Встречающиеся в речи индивидуальные новообразования, присущие только данному контексту, называются окказиональными словами, или окказионализмами . Таковы, например, слова громадьё , паспортина (Маяк.). Отличие таких слов от новых слов, вошедших в язык, ставших общеупотребительными (неологизмов), состоит в том, что они создаются в речи, а не воспроизводятся как готовые единицы языка. Словообразовательные окказионализмы приводятся в иллюстративной части описания словообразовательных типов для показа возможностей образования новых слов и сферы их употребления.

§ 201 . Под словообразовательной системой понимается совокупность словообразовательных типов языка (см. § 198) в их взаимодействии, а также совокупность словообразовательных гнезд (см. § 194).

В разделе «Словообразование» описывается система словообразовательных типов современного русского литературного языка — продуктивных и непродуктивных — с синхронной точки зрения. Таким образом, здесь рассматриваются и структура имеющихся в языке слов («как сделаны слова»), и возможности образования новых слов («как делаются слова»).

Специфика словообразования в структуре языка определяется словообразовательными значениями и средствами их выражения. Словообразовательное значение (см. § 198) присуще слову в целом (а не отдельной словоформе или нескольким словоформам) и формально выражено внутрисловными средствами у части слов, относящихся к данной части речи. В системе языковых значений словообразовательное значение противопоставлено, с одной стороны, лексическому значению, которое свойственно отдельному слову, а также общему компоненту лексических значений, присущему группе семантически близких слов (если этот компонент, объединяя слова в такую группу, не имеет общего для всех них внутрисловного формального выражения). С другой стороны, словообразовательное значение противопоставлено обобщенному морфологическому значению части речи (см. § 1112).

Словообразовательные значения слов одной части речи отличаются и от категориальных морфологических значений (см. § 1115). Последние всегда группируются в такие ряды значений, которые находятся в отношении противопоставления в рамках единой категории, охватывающей все слова одной части речи (например, грамматические значения мужского и других родов, охватывающие весь класс существительных и составляющие грамматическую категорию рода, или значения совершенного и несовершенного вида, составляющие грамматическую категорию глагольного вида). У словообразовательных значений это свойство отсутствует.

Словообразовательным значением является, например, значение становления признака, формально выраженное у глаголов на — еть ( белеть , прочнеть , седеть ). В то же время каждый из этих глаголов имеет индивидуальное лексическое значение, а часть таких глаголов содержит, например, компонент значения «изменение цвета» ( белеть , желтеть , зеленеть ), не имеющий специального формального выражения внутрисловными средствами. Кроме того, эти слова имеют ряд грамматических значений, свойственных глаголу как части речи.

В разделе «Словообразование» описываются все аффиксы, характеризующие слово в целом, выделяющиеся во всех его словоформах. Поэтому среди словообразовательных типов рассматриваются не только образования с аффиксами, выражающими словообразовательные значения, но и с аффиксами, выражающими несловоизменительные морфологические значения (см. § 843).

§ 202 . Способ словообразования — более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (например, префикс, суффикс, постфикс), в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого форманта в разных типах. В современном русском литературном языке существуют следующие способы словообразования.

I. Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу .

1 . Суффиксация . В состав форманта входит словообразовательный суффикс, а также (в изменяемых словах) система словоизменительных аффиксов мотивированного слова; например: учитель (суф. — тель + система флексий сущ. муж. р. I скл.); водный (суф. — н 1— + система флексий прил. адъективного скл.); толкнуть (суф. — ну 2 + система словоизменительных аффиксов глаголов I спр.); трижды (суф. — жды ). Суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым. При нулевой суффиксации ( выход , синь , задира , проезжий ) в состав форманта входят нулевой словообразовательный суффикс (см. § 467).

Суффикс в отличие от префикса и постфикса выполняет классифицирующую функцию: он относит слово к определенному словоизменительному типу; поэтому образования одного суффиксального типа обычно характеризуются и принадлежностью к определенному типу словоизменения. Существуют, однако, словообразовательные типы, в которых вместо единой словоизменительной парадигмы выступает правило выбора парадигмы в зависимости: а) от морфологических признаков мотивированного слова — от значения одушевленности ( громила — точило , § 461).

Кроме того, в отдельных суффиксальных типах вместо единого суффикса выступает правило выбора суффикса. Это относится, например, к типу образования наречий с суф. — ом , — ой , — ю (§ 982), в котором выбор суффикса зависит от типа склонения мотивирующего существительного.

2 . Префиксация . Формантом является префикс: прадед , преогромный , переписать , послезавтра .

3 . Постфиксация . Формантом является постфикс: мыться , бодаться , какой — то .

Префикс и постфикс, в отличие от суффикса, присоединяются к целому слову, а не к основе. Поэтому при префиксации и постфиксации, если эти способы не сочетаются с суффиксацией (см. п. 4, 6), мотивированное слово всегда относится к той же части речи и к тому же словоизменительному классу, что и мотивирующее. Этим свойством они противопоставлены суффиксации, для которой нет подобного ограничения.

4. Префиксально-суффиксальный способ (префиксация в сочетании с суффиксацией, материально выраженной или нулевой): приморье , застольный , безрукий , пересилить , постукивать , по — новому .

5. Префиксально-постфиксальный способ (префиксация в сочетании с постфиксацией): разбежаться , нагуляться .

6. Суффиксально-постфиксальный способ (суффиксация в сочетании с постфиксацией): гордиться , нуждаться .

Три последних способа являются смешанными: формант равен сумме формантов, присущих составляющим способам словообразования. Например, при префиксально-суффиксальном способе формант состоит из префикса и суффикса в сочетании с системой флексий мотивированного слова.

7 . Субстантивация прилагательных и причастий . Формантом является система флексий мотивированного слова (существительного), представляющая собой часть системы флексий мотивирующего (прилагательного или причастия) — систему флексий одного грамматического рода или только мн. ч.: существительные больной , заведующий , операционная , новое , суточные .

§ 203. II. Способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу .

1 (8 ). Сложение ( или чистое сложение ) — способ образования слов, при котором опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляет собой чистую основу. В состав словообразовательного форманта при чистом сложении входят: а) интерфикс, указывающий на связь компонентов сложного слова и сигнализирующий об утрате морфологического значения предшествующего компонента; б) закрепленный порядок компонентов; в) единое основное ударение, преимущественно на опорном компоненте: первоист о чник , лесост е пь , износост о йкий , слепоглухонем о й , полуоберн у ться . Интерфикс может быть нулевым: царь — пушка , грабьармия (разг.). Специфическим словообразовательным значением, характерным для чистого сложения, является соединительное значение, сводящееся к объединению значений составляющих сложную основу мотивирующих основ в одно целостное сложное значение.

Особое место среди сложений занимают образования со связанным опорным компонентом (см. § 759).

2 (9). Смешанный способ словообразования — суффиксально-сложный , или сложение в сочетании с суффиксацией (материально выраженной или нулевой): землепроходец , мимоездом , разноязычный , хлеборез , однорукий . Формант равен сумме формантов, присущих составляющим способам словообразования, а в словообразовательном значении сочетаются соединительное значение, присущее сложению, и одно из значений, характерных для суффиксальных типов (например, агентивное значение в слове землепроходец ).

3 (10 ). Сращение — способ словообразования, отличающийся от сложения тем, что слова, образованные по этому способу, во всех своих формах по морфемному составу полностью тождественны синонимичному словосочетанию и, таким образом, синтаксическая связь этого словосочетания (связь управления или примыкания) сохраняется как живая связь в структуре мотивированного им слова: умалишенный , азотсодержащий (спец.), долгоиграющий , вечнозеленый . В состав форманта входят: а) закрепленный порядок компонентов — препозиция подчиненного компонента; б) единое главное ударение на опорном компоненте.

4 (11 ). Аббревиация — способ словообразования, объединяющий все типы сложносокращенных и сокращенных образований. В состав форманта входят: а) произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ входящих в мотивирующее словосочетание слов (последнее из которых может и не быть сокращено); б) единое основное ударение; в) система флексий в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительных (см. § 588). Например: СССР , вуз , местком , сберкасса , комроты , эсминец . При сращении и аббревиации словообразовательное значение — соединительное, как и при чистом сложении.

Примечание . Аббревиация выступает также (как средство стилистической модификации, см. § 590) при наличии только одной мотивирующей основы.

Незначительное место занимают следующие смешанные способы: префиксально-суффиксально-постфиксальный ( перешучиваться , см. § 589).

Как показывает приведенный обзор, в состав форманта при разных способах словообразования входят не только отдельные морфемы (например, префикс, суффикс), но и их совокупности (система флексий), а при способах образования слов с более чем одной мотивирующей основой — также все те средства (определенный порядок компонентов, единое ударение, способ оформления компонентов, предшествующих опорному), которые отличают мотивированное слово от мотивирующего словосочетания или просто от совокупности мотивирующих слов, взятых в отдельности.

§ 204. Многие мотивированные слова представляют собой эквиваленты словосочетаний , являющихся комплексными (неоднословными) наименованиями. Такие слова употребляются (часто в неофициальной речи) как однословные синонимы соответствующих полных наименований. Они могут относиться к разным способам словообразования: к суффиксации ( лабораторная работа — лабораторка , подсобный рабочий — подсобник , Орловская область — Орловщина , передовая статья — передовица ); к субстантивации ( выходной день — выходной , сборная команда — сборная ); к чистому сложению ( хлебный завод — хлебозавод , лесные посадки или посадки леса — лесопосадки ); к аббревиации ( лесное промышленное хозяйство — леспромхоз ). При суффиксации и субстантивации в структуру таких мотивированных слов входит (полностью или частично) основа лишь одного из составляющих полное наименование слов; при сложении и аббревиации — основы всех или части слов.

§ 205. Словообразовательные типы могут быть полностью или частично синонимичными .

Полностью синонимичными являются словообразовательные типы, имеющие тождественное значение, например, типы глаголов с суф. — е — ( прочнеть ) и — ну 1— ( слепнуть ), мотивированных прилагательными (см. § 642).

Частично синонимичными словообразовательные типы являются в том случае, когда часть семантических подтипов у них совпадает. Например, словообразовательное значение непереходных глаголов с суф. — нича — и — ствова — (см. § 807): слесарничать , учительствовать , шоферить (разг.), дезертировать ; однако общее словообразовательное значение типов глаголов с суф. — и 1— и — ова — шире, чем словообразовательное значение типов глаголов с суф. — нича — и — ствова -.

Синонимичными (как полностью, так и частично) могут быть типы, относящиеся к разным способам словообразования. Например, полностью синонимичны тип наречий с суф. — о ( смело ) и тип префиксально-суффиксальных наречий с преф. по — и суф. — ому ( по — деловому ) (см. § 285).

Отдельные образования, принадлежащие к полностью или частично синонимичным типам и характеризующиеся общим корнем, являются словообразовательными синонимами : узластый — узловатый , слесарить (разг.) — слесарничать , братски — по — братски . Кроме того, возможны словообразовательные синонимы с различными морфами одной морфемы: засеивать — засевать , структурный — структуральный .

§ 206. Дополнительный, вспомогательный характер носят морфонологические различия мотивирующего и мотивированного слов — различие места ударения, чередование, усечение и наращение основы мотивирующего слова в структуре мотивированного слова, совмещение морфов. Они не являются обязательными для всех образований и словообразовательных типов, относящихся к определенному способу словообразования. Эти различия лишь сопровождают формант и не могут выступать в качестве единственного средства при словообразовании.

Особенно широко используются морфонологические различительные средства при суффиксации, реже — при сложении и префиксации.

Различие места ударения выражается в принадлежности мотивированных слов одного словообразовательного типа к определенному акцентному типу или типам (см. § 884).

Усечение заключается в том, что в структуре мотивированного слова отсутствует конечная фонема (фонемы) основы мотивирующего слова. В качестве наиболее регулярных явлений этого рода можно привести отсутствие конечной гласной инфинитивной основы мотивирующего глагола в большом количестве словообразовательных типов (см. § 1068).

Для обозначения существенных в морфонологическом отношении конечных фонем основы в грамматике используется термин финаль . В частном случае финаль может быть морфом — например, отсекаемые финали — н — и — к — основы прилагательного в случаях бездарный — бездарь и низкий — низость являются суффиксальными морфами, а в случаях темный — темь и кроткий — кротость это не морфы.

Противоположно усечению явление наращения , при котором в структуре мотивирующей основы содержится отрезок, отсутствующий в основе мотивирующего слова: драм — а — драмат — ический , драмат — ург ; пас — ти — пасть — ба . Особым случаем наращения является восстановление конечной согласной корня, утраченной на одной из предшествующих ступеней словообразования: дёргать — дёрнуть — выдернуть — выдёргивать .

Под совмещением морфов понимается частичное или полное совпадение соседних морфов в одном звуковом комплексе, наблюдающееся на стыке мотивирующей основы с суф. морфом, входящим в состав форманта: Курск — кур | ск | ий , депо — деп | о вск | ий , лиловый — лил | ов ат | ый , или на стыке корневых компонентов сложений между собой и с интерфиксом: лермонт | о | в ед .

Кроме перечисленных морфонологических явлений, характеризующихся той или иной степенью регулярности, в отдельных образованиях обнаруживаются нерегулярные соотношения мотивирующей основы с основой мотивирующего слова — нерегулярные мены фонем ( тусклый — тускнеть , Дания — датский ), наращения ( столб — столбенеть ), усечения ( Польша — польский ). Названные явления могут выступать в совокупности: иней — индеветь .

Примечание . При рассмотрении морфонологических средств (кроме ударения) основа мотивированного слова сопоставляется с основой исходной формы (см. § 1114) мотивирующего слова (у глаголов с различными основами инфинитива и прош. вр. за исходную принимается основа прош. вр., у прилагательных — основа полной формы), кроме тех редких случаев, когда в структуре мотивированного слова используется основа неисходной формы (форм) мотивирующего слова, отличная от основы исходной формы — например, основа косвенных падежей существительного ( время , времени — временить , современный ; дочь , дочери — удочерить , дочерний ), основа краткого прилагательного ( солёный , солон — солонина , солоноватый ; большой , велик — величина , увеличить , равновеликий ).

Все перечисленные морфонологические явления рассматриваются в разделе «Словообразование» при описании каждого словообразовательного типа. Обобщенная характеристика явлений, связанных с преобразованием фонемного состава основы мотивирующего слова в структуре мотивированного (усечение, наращение, чередование, совмещение морфов), дается в заключительной главе раздела — «Морфонологические явления в словообразовании».

§ 207. В разделе «Словообразование» содержится описание всех словообразовательных типов современного русского литературного языка — продуктивных и непродуктивных; последние представлены полными списками слов, составленными на основе современных толковых и обратных словарей русского языка. Отдельные семантически изолированные образования, не входящие в словообразовательные типы, как правило, не находят отражения в описании.

Материал расположен по частям речи, в рамках каждой части речи — по способам словообразования, а далее — в зависимости от части речи мотивирующего слова.

О словообразовательных типах русского языка даются следующие сведения: а) формант; б) грамматическая характеристика мотивированных слов (например, род существительного, вид глагола); в) общее значение типа и значения подтипов; г) формальные и семантические свойства мотивирующих слов (например, словоизменит. классы мотивирующих глаголов, для некоторых типов — грамматический род и тип склонения мотивирующих существительных, принадлежность мотивирующих слов к определенной семантической группе); д) морфонологические явления — чередования, усечение, наращение, совмещение морфов, ударение; е) продуктивность типа и отдельных подтипов; ж) стилистическая характеристика и сфера функционирования слов данного типа (подтипов); з) дополнительные сведения, обусловленные спецификой отдельных частей речи или способов словообразования (например, отличие синтаксической сочетаемости мотивированных глаголов от сочетаемости мотивирующих).

Примечание . В смешанных способах словообразования с участием суффиксации используются обычно те же морфонологические средства и выступают мотивирующие слова такой же структуры, как и в соответствующих чисто суффиксальных типах с теми же суффиксами. Это касается и распределения суффиксальных морфов. Поэтому при описании смешанных способов словообразования приводятся, как правило, лишь те из названных явлений, которые специфичны для данных способов.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Способ образования слова от ударения

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Способ образования слова от ударения

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минут

Видеоурок

Видео:Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Способ образования слова от ударения

Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Способ образования слова от ударения

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

Способы обра­зо­ва­ния словПримеры
звуковая– слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная– состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная)– объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая– соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная– объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная– объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая– объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Способ образования слова от ударения

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

🔍 Видео

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать

15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

А. A. Зализняк: История русского ударения

Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать

Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слоги

Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать

Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭ

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭ

Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать

Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)
Поделиться или сохранить к себе: