Составьте словосочетания с синонимами входящими в ряд воспоминания мемуары

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №180

Решение 1

Если слышишь данные слова, непонятно, о чём идёт речь, так как данные звуки могут обозначать разные звуки и, следовательно, разные слова:
лу [ к ] − лук, луг;
об [ и ] жать − обижать, обежать;
м [ и ] чи − мечи, мячи;
ро [ т ] − рот, род.

Решение 2

Горький лук − альпийский луг.
Обижать словами − обежать столб.
Стальные мечи − баскетбольные мячи.
Открытый род − древний род.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Практическое занятие по дисциплине «Русский язык» для ПГК

Задачи практического занятия № 2

  1. Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Использовать в своей речи ключевые понятия и термины.
  4. Выполнить упражнения по выявлению лексических и фразеологических ошибок в тексте, их исправлению.
  5. Выполнить творческие задания по моделированию текста.

Краткие теоретические материалы

по теме практического занятия

Лексика – совокупность слов (словарный состав языка).

Семантика – значение слова.

Полисемия (многозначность). Многозначные слова – это слова с двумя и более связными между собой значениями, одно из которых является первоначальным, прямым, а другие – переносными.

Пример: море цветов, лес рук.

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению.

Пример: экономный (бережливый) – экономичный (выгодный).

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различаются либо оттенками смысла, объемом понятия, заключенного в них (сравните понятия: способный – талантливый – гениальный), либо сферой употребления или экспрессивной окраской (похитить – украсть – стащить).

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и произношению, но разные по значению.

Пример: русская печь, печь пироги.

Антонимы – слова, противоположные по значению (добро – зло).

Тавтология – это неуместное, ничем не оправданное повторение одного и того же слова или однокоренных слов (например: в рассказе рассказывается).

Плеоназм – это информативная избыточность, дублирования смысловых компонентов высказывания.

Пример: отступить назад («отступить» значит «отойти, отодвинуться назад»).

Лексическая сочетаемость – способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением.

Пример: повысить можно то, к чему приложим параметр «высокий».

  • Высокая урожайность – повысить урожайность;
  • Высокая скорость – повысить скорость.

Поэтому нельзя сказать: повысить подготовку специалистов, но можно сказать: улучшить подготовку…. Нельзя говорить: повысить выпуск станков (можно: увеличить выпуск станков).

Фразеология – это устойчивые, обычно выразительно-изобразительные сочетания слов, которые называют одно понятие.

Типы лексических ошибок:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
  2. Нарушение сочетаемости слов (дешевые цены).
  3. Неумелое использование многозначных слов, омонимов, синонимов (студенты прослушали важное сообщение, мальчики послали за гранатами).
  4. Неумелое использование иноязычных слов.
  5. Речевая избыточность, недостаточность.

Фразеологические ошибки:

  1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
  2. Ошибки в усвоении формы фразеологизмов.

Типы фразеологизмов:

  • фразеологические единства;
  • фразеологические сращения;
  • фразеологические выражения.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что является предметом изучения лексики?
  2. Что такое лексическое значение слова?
  3. Что называется полисемией? Приведите примеры.
  4. Что называется омонимами, синонимами, паронимами, антонимами? Приведите примеры.
  5. Что понимают под лексико-фразеологической нормой?
  6. Типы фразеологических единиц.
  7. Какие типы нарушений лексических норм Вы знаете?

Задания для практического занятия № 2

Задание № 1: Определите значение следующих слов. Составьте словосочетания.

Абонемент, аксиома, аллегория, амплуа, апофеоз, ассоциация, баллотировать, вираж, виртуоз, витраж, габарит, гарантия, гипотезы, гравюра.

Задание № 2: Ответьте на вопрос: правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в приведённых ниже предложениях? Исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

  1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки.
  2. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

Задание № 3: Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

  1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.
  2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
  3. Ученики пристально заслушали выступление артиста.
  4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить свои мысли о Базарове.

Задание № 4: Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Абонент — абонемент, осудить — обсудить, нетерпимый — нестерпимый, глинистый — глиняный.

Задание № 5: Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

Задание № 6: Составьте словосочетания с синонимами, входящими в ряд.

  1. Воспоминания, мемуары, записки.
  2. Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).

Задание № 7: Укажите слова, ставшие причиной тавтологии. Исправьте предложения.

  1. Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все.
  2. Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать рассказам Баяна не следует.

3.Это свойство свойственно всем писателям.

4.Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.

Задание № 8: Найдите ошибки, связанные с многословием, исправьте предложения.

  1. О моей биографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  2. В институте разработаны новые методики разработки по новой программе.
  3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
  4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.

Тестовые задания

Вариант 1

  • Установите соответствие между словами и их анто­нимами:

1) грошовый; А) водянистый;

2) лаконичный; В) диссонанс;

3) полигамия; С) единобрачие;

Вариант 2

  • Определите тавтологические словосочетания:
    1. выдающийся виртуоз;
    2. торжественная инаугурация;
    3. высокий рейтинг;
    4. горячий снег;
    5. заразная инфекция.
  • Найдите выражение, которое является цитатой:
    1. один за всех, и все за одного;
    2. за себя и за того парня;
    3. ни пуха, ни пера;
    4. где раки зимуют.

Вариант 3

  • Установите соответствие между заимствованными словами и их синонимами:

1) рефлексия; А) отборный;

3) сакральный; С) священный;

  • Определите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость:
    1. Большую роль имеет аттестат.
    2. Надо смело ставить свои требования.
    3. Главный акцент ставится на знание теории вопроса.
    4. Львиную часть заданий уже выполнили.
    5. Большое влияние на молодых имеет телевидение.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

ГДЗ.Русский язык.6. класс.Ладыженская.§ 8 Словосочетание.Задание 43.Составьте словосочетания.

Как выполнить ?
Составьте словосочетания. Задайте вопросы от главного слова к зависимому. Запишите эти вопросы. 1 2 3
1. Приближаться, аллея, к; ориентироваться, обстановка, в; нуждаться, поддержка, в; беспокоиться, товарищ, о.
2. Опушка, роща; книга, библиотека, из; обложка, книга; красный, стыд, от; полезный, здоровье, для.
3. Поздним, вечер; проезжая, дорога, по; о, изобретение, великое.

📸 Видео

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

EMİN feat. JONY - КАМИН (Lyrics )Скачать

EMİN feat. JONY - КАМИН (Lyrics )

EMIN feat JONY - КаминСкачать

EMIN feat JONY - Камин

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

EMIN feat. JONY - КАМИНСкачать

EMIN feat. JONY - КАМИН

Слово. Значение слова. Синонимия. Типы синонимовСкачать

Слово. Значение слова. Синонимия. Типы синонимов

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Emin & Jony Камин (караоке, текст) КаминСкачать

Emin & Jony Камин (караоке, текст) Камин

EMIN Feat. JONY - КаминСкачать

EMIN Feat. JONY - Камин

EMIN Feat. JONY - КаминСкачать

EMIN Feat. JONY - Камин

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

EMIN feat. JONY - КАМИНСкачать

EMIN feat. JONY - КАМИН

EMIN feat. Jony Камин (текст)Скачать

EMIN feat. Jony Камин (текст)

Elman & Jony - КаминСкачать

Elman & Jony - Камин

53. Синонимы - слова, похожие по смыслуСкачать

53. Синонимы - слова, похожие по смыслу

Как найти синоним словаСкачать

Как найти синоним слова
Поделиться или сохранить к себе: