Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Составьте словосочетания, подбирая к словам из первой группы зависимые слова из второй. Обозначьте в глаголах приставки.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Ваш ответ
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
решение вопроса
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,319
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. 11 класс
Словосочетания
Во всех возможных словосочетаниях предложения «С горы видна внизу высокая плотина, крепко замкнувшая стремительный бег реки.» выделите малиновым цветом главное слово, голубым — зависимое.
Высокая плотина — согласование;
Стремительный бег — согласование;
Плотина замкнувшая — согласование;
Видна с горы — управление;
Замкнувшая бег — управление;
Бег реки — управление;
Видна внизу — примыкание;
Крепко замкнувшая — примыкание.
Словосочетание
Выберите правильный ответ. Словосочетанием с подчинительной связью не являются:
существительное с предлогом
подлежащее и сказуемое
Главные и зависимые слова в предложении
Согласуйте зависимые слова с главными в предложенных словосочетаниях, вставив пропущенные окончания
Заросш кустарником устье реки; к речке, разливш ся в этом месте; имена героев, совершивш подвиг в дни Великой Отечественной войны; броненосец «Петропавловск», шедш на бой с японской эскадрой и нарвавш ся на мину; находящ ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш в момент взрыва на палубе и делавш зарисовку начинающ ся боя; мальчиком, интересующ ся книгами о космосе.
Термины
Найдите слова, связанные с темой урока.
Составление словосочетаний
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
1) Горный , гористая ; ветреный , ветряная ; будний , будничные ; дружный , дружеский , дружественное ; генеральный , генеральский ; гуманистический ; дипломатичный , дипломатический ; конструктивное , конструкторское ; почтенный , почтительный .
2) Обсуждать , осуждать ; оплатить , заплатить за ; одеть , надеть ; суметь , смочь ; представить в , развиваться , развеваться ; сыскать , снискать ; обосновать , основать .
Грамматические ошибки
Установите соответствие между предложениями и грамматическими ошибками, допущенными в них.
Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.
ошибка в построении сложного предложения
Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.
Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.
После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.
О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.
Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.
Грамматические ошибки
Исключите словосочетание, в котором есть грамматическая ошибка.
Благодаря долгого ожидания
Вместо знакомой равнины
Кроме двух последних страниц
Знаки препинания в повествовательных предложениях
Поставьте знаки препинания в следующих предложениях.
- Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
- Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
- Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.
- В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
- Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.
- Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
- Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
- Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
- В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
- Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
Грамматические и синтаксические нормы
В представленных предложениях вставьте слова, заключённые в скобки, в нужной форме:
1) Благодаря (система условностей) возник особый язык византийской живописи.
2) По (приезд) в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
3) По (окончание) университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.
4) Благодаря (труд реставраторов) мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
5) Вопреки (желание больного) , его положили в госпиталь.
Термины и определения
Проанализируйте таблицу «Словосочетание и простое предложение». Заполните пустые ячейки таблицы, используя предложенные варианты ответов.
Термин | Определение понятия |
---|---|
Сочетание слов, в котором от одного из них можно задать вопрос к другому. | |
Предложение, в котором содержится одна грамматическая основа. | |
Предложение, в котором в качестве грамматической основы используется только подлежащее. | |
Простое предложение с интонацией вопроса. | |
Тип связи слов в словосочетании, при котором слова связаны только по смыслу. |
Причастные и деепричастные обороты
Найдите предложения с ошибками, связанными с употреблением причастных и деепричастных оборотов. Зачеркните эти предложения.
1 . В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2 . Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
3 . Живущие в Сибири родственники, приехав в Москву, поселились у нас.
4 . Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.
5 . Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
6 . Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
7 . Когда мы читаем «Грозу» А. Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».
8 . Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
9 . Когда я перечитываю пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.
10 . Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
11 . Когда мы проехали 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
12 . Когда студенты прочитали рекомендованную литературу, им стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
13 . Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
Обособленные определения
Выделите цветом обособленные определения.
1 . Его лицо, обросшее волосами и изъеденное рябинами , и едва видные из-за густых нависших бровей глаза имеют выражение угрюмой суровости.
2 . После проведённой неизвестно где одной ночи , красный и непричёсанный , он вернулся домой рано утром в сильно возбуждённом состоянии.
3 . На очень неприглядной на вид, с оклеенными писчею бумагой низкими потолками и с полами, неровными, щелистыми , даче было только три комнаты .
Однородные члены предложения
Подчеркните однородные члены предложения.
1 . Занятие у него особое: он писал обличающие письма в редакцию какой-нибудь газеты либо прямо самому автору не угодившей ему статьи. (Тэффи)
2 . Очень много писалось о том, что надо беречь русский язык, обращаться с ним осторожно, не портить , не искажать , не вводить новшеств. (Тэффи)
3 . Сняли городской театр на всю зиму и сдавали его на короткие сроки то малороссийской труппе , то фокуснику , то местным любителям . (Ч.)
4 . Юрия Андреевича окружала блаженная , полная счастья , сладко дышащая жизнью тишина. (Паст.)
5 . Тюльпаны весной и висящие над степью зоркие точные птицы и вообще что-то такое одновременно и раздольное , и щемящее , чего не хватает потом ни в больших городах, ни в наших уютных и, я бы сказал, миниатюрных перелесочках . (Сол.)
6 . Рассветные туманы мне виделись обязательно розовыми, плавающие среди водорослей рыбки представлялись обязательно золотыми , с красными перьями , роса на траве — то крупный жемчуг , то бриллианты ; вода — чистейший хрусталь, любая дорожка — в заповедную сказку. (Сол.)
7 . Душа её раскрывалась, и что-то нежное , справедливое , хорошее не то вливалось в её сердце, не то вырастало в нём. (Т.)
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Упражнения по русскому языку на тему «Словосочетание»
Упражнения по теме «Словосочетание»
Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.
Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета
а) к материалу , из которого он сделан;
б) к месту его расположения;
в) к времени его существования;
д) к причине его возникновения.
Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.
2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.
Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:
1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.
Упражнение 5.
Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.
Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).
Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.
Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?
Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.
1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.
Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.
Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора , самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов , может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?
Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.
Упражнение 15.
Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.
Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.
Упражнение 16.
Образуйте словосочетания разных видов связи с:
1) наречиями
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными
Тест по теме «Словосочетание»
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?
1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?
1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?
1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?
1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам
10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.
12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Впервые вижу его днем.
13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?
Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
1. — 3)
2. — 2)
3. — 1)
4. — 1)
5. — 2)
6. — 4)
7. — 1)
8. — 3)
9. — 2)
10. — пересчитать нельзя
11. — активно формируется
12. — вижу его
13. — за своими товарищами
14. — 5
15. — приехал оттуда
16. — для России заказан
17. — управление
📽️ Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Как правильно написать сокращение Ф. И. О.? Варианты, о которых знают не все! | Русский языкСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание - что это такоеСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Однокоренные слова. Как подбирать однокоренные слова?Скачать
Главное слово в словосочетанииСкачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ//КАК ЕГО УЗНАТЬ//ПРИЗНАКИ//КАК ДОКАЗАТЬСкачать
Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое словоСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать