- Составьте словосочетания: директор (музей), командующий (армия)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 26 Упр. 130 Составьте словосочетания
- Материалы к уроку русского языка в 10 классе (углубленный уровень) по теме «Трудные случаи употребления имен существительных»
- 📹 Видео
Видео:Николай Платошкин про нового директора музея Пушкина ЛихачевуСкачать
Составьте словосочетания: директор (музей), командующий (армия)
Составьте словосочетания:
директор (музей), командующий (армия), заслужить (одобрение), заслуживать (одобрение).
Ответ: директор музея, командующий армией, заслужить одобрение, заслуживать одобрения
Добавить комментарий Отменить ответ
ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.
ЗАПРЕЩЕНО копирование материалов без указания активные ссылки на источник
В случае нарушения авторских прав, правообладателям обращаться по адресу:
Видео:И.Антонова директор музея им.Пушкина 1986Скачать
ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 26 Упр. 130 Составьте словосочетания
Кто может помочь? Составьте словосочетания.
Зд..роваются(когда? с кем?) . , . ; д..рить(что? кому?) . , . ; благодарить (кого? за что?) . , . ; изв..ниться(перед кем? за что?) . , . ; поздравить (как? кого?) . , . ; похв..лить (кого? за что?) . ,
. ; восхищение (какое? чем?) . , . ; оценивать (что? как?) . , . ; прощание (с кем? на какое время?)
Я помогу.
Здороваются (когда?) утром (с кем?) с учителем; дарить (что?) подарок (кому?) маме; благодарить (кого?) друга (за что?) за помощь; извиниться (перед кем?) перед учителем (за что?) за опоздание; торжественно (как?) поздравить (кого?) сестру; похвалить (кого?) ученика (за что?) за успеваемость; немое (какое?) восхищение (чем?) природой; оценивать (что?) знания (как?) с помощью диктанта;
прощание (с кем?) с приятелями (на какое время?) до
следующего лета.
Видео:Новый директор ГМИИ имени А.С. Пушкина: что известно о Елизавете Лихачевой?Скачать
Материалы к уроку русского языка в 10 классе (углубленный уровень) по теме «Трудные случаи употребления имен существительных»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 10 классе (углубленный уровень)
Имя существительное как часть речи. Трудные случаи употребления имен существительных.
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
По значению делятся на собственные и нарицательные.
Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов (фамилии, псевдонимы, прозвища, имена, отчества людей, клички животных, географические и астрономические названия, названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, предприятий, кораблей).
Нарицательные имена существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений (машина, лекция, снегопад).
Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
Одушевленные служат названиями людей и животных и отвечают на вопрос кто? (студент, летчик, волк).
Неодушевленные служат названиями неживых предметов и предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (море, рисунок, сосна, поле). К неодушевленным относятся также имена существительные типа народ, толпа, молодежь, детвора.
Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому, среднему. Имена существительные по родам не изменяются. Есть имена существительные общего рода. Эти существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому, если обозначают лиц женского пола (плакса, непоседа, выскочка, злюка, неряха).
Некоторые существительные (эти слова называют лиц по профессии, должности, роду занятий) обозначают как лиц мужского пола, так и лиц женского пола). Если речь идет о мужчине, то глагол-сказуемое и прилагательное-определение употребляют в мужском роде (Операцию делал известный врач Петров). Если речь идет о женщине, то глагол-сказуемое употребляется в женском роде, а прилагательное определение по-прежнему определяется в мужском роде (Операцию делала известный врач Петрова).
Имена существительные изменяются по числам. Если речь идет об одном предмете, то существительное употребляется в единственном числе (дом, дерево, книга), если имеется в виду несколько предметов, то существительное употребляется во множественном числе (дома, деревья, книги).
Некоторые существительные употребляются только в одном числе: или в единственном (молодежь, человечество, сталь, ловкость), или во множественном (качели, шорты, консервы, чернила).
Имена существительные изменяются по падежам. В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения имен существительных.
К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием –а (-я) в именительном падеже единственного числа (картина, земля) и существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (мужчина, дядя).
Существительные первого склонения, изменяясь по падежам, принимают такие окончания:
Особо склоняются существительные на –ия (лекция, секция). В Д.п. ед.ч. они принимают окончание –и в П.п. ед.ч. –и, в Р.п. мн.ч. –ий.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (день), с окончанием –о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -0, -е в именительном падеже единственного числа (дело, поле).
Особо склоняются существительные на -ий и –ие (планетарий, состязание). В предложном падеже единственного числа они оканчиваются на –и.
К ТРЕТЬЕМУ СКЛОНЕНИЮ относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п. ед.ч. (печь, лошадь).
Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.
Трудные случаи употребления имен существительных.
Род имен существительных.
В русском языке род имен существительных определяется по двум основаниям: по окончанию И.п. ед.ч. и по значению существительного, а именно по отнесенности лиц и животных, называемых этим существительным, к естественному полу. Принято выделять пять групп слов-существительных по их родовой принадлежности: существительные мужского рода; существительные женского рода; существительные среднего рода; существительные общего рода;
существительные, род которых определить невозможно.
К мужскому роду относятся существительные, оканчивающиеся на твердый согласный основы или на –й (дом, чай), все существительные на -тель (учитель), названия месяцев, заимствованные существительные с основой на –ль, -нь, -рь (ансамбль, рояль, календарь). К женскому роду относятся существительные с окончанием –а, -я (жена, земля), существительные оканчивающиеся на мягкий согласный основы (жизнь), существительные, оканчивающиеся на твердый шипящий (молодежь, ложь, рожь, гуашь). К среднему роду относятся существительные с окончанием –о, -е (окно, поле), все существительные на –мя (время) и существительное дитя. Исключение составляют существительные с окончанием –а, -я и существительные с нулевым окончанием на мягкий согласный, которые относятся к мужскому роду, так как обозначают лиц мужского пола (дядя, юноша). К мужскому роду относится и существительное подмастерье. К существительным общего рода относятся слова, обозначающие лиц как мужского, так и женского пола и обычно имеющие оценочное значение: плакса, задира, обжора, умница, ябеда, жадина.
Существительные общего рода, обозначающие лиц мужского пола, согласуются с формами мужского рода прилагательных, местоимений и глаголов прошедшего времени или сослагательного наклонения, а существительные, обозначающие лиц женского пола, — с формами женского рода: Он такой умница! Она такая умница! Мой коллега внимательно ознакомился с документами. Моя коллега внимательно ознакомилась с документами.
Немалые трудности возникают при употреблении существительных, обозначающих лиц по роду деятельности или по профессии. Существительные мужского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола типа врач, инженер, технолог менеджер, коммерсант, как правило, согласуются с прилагательными в форме мужского рода (т.е. по окончанию), а с глаголами – в форме мужского или женского рода в зависимости от принадлежности лица к мужскому или женскому полу (т.е. по значению): Опытный адвокат Иванова выиграла процесс. – Опытный адвокат Иванов выиграл процесс. Участковый врач Смирнова посетила больных. Участковый врач Смирнов посетил больного.
Немалые трудности в аспекте культуры речи представляют существительные, которые не изменяются по падежам – несклоняемые. Попытки изменять такие слова приводят к грубым ошибкам: Он вернулся за пальтом. Русские несклоняемые слова подчиняются правилам:
Несклоняемые сложносокращенные слова (аббревиатуры) имеют род, соответствующий главному слову. Однако слова, оканчивающиеся на согласный, мы формально относим к м.р., потому ТАСС (агентство) традиционно ставят в мужском роде, БАМ (магистраль) – относят к мужскому роду. Некоторые результаты этого влияния уже вполне нормативны: ЗАГС (запись актов) уже давно имеет форму мужского рода, МИД – м.р.
Субстантивированные слова (т.е. перешедшие в существительные из другой части речи) относят к среднему роду: первое люблю, очередное «пиф-паф».
Иноязычные по происхождению несклоняемые слова имеют такие закономерности определения рода:
Все иноязычные аббревиатуры ставятся в ср.р. (ЮНЕСКО).
Существительные, обозначающие неодушевленные предметы, должны иметь ср.р. (фойе, кино, пальто, хаки). Исключения: 1) кофе (м.р.), кольраби, салями (ж.р.); 2) не считают грубым нарушением, если несклоняемые неологизмы (галифе, цунами, бикини, авеню), по общему правилу относящиеся к ср.р., употребляются иногда в грамматическом роде, соответствующем родовому названию. Тогда цунами – волна (ж.р.), бикини (купальник) – м.р., такси (машина, автомобиль – м. р., ж.р., галифе (брюки) приобретает форму мн.ч. без родовой характеристики; 3) названия букв относятся к словам среднего рода: русское А, заглавное В; названия звуков – среднего или мужского рода: безударный А – безударное А; названия нот – среднего рода: долгое ми;
Существительные, обозначающие людей, имеют род в соответствии с реальным полом человека: леди – ж.р., мадам – ж.р., денди – м.р.
Существительные, обозначающие животных, птиц, насекомых относят к м.р. (маленький колибри, пестрый какаду). К ж.р. такие существительные относят только при указании в тексте на то, что речь идет о самке.
Сущ., обозначающие географические названия, имеют род, соответствующий родовому наименованию: любимый Тбилиси (город), Онтарио (озеро) вышло из берегов. Исключения немногочисленны: пятиглавый Бештау (гора), Северное Борнео (остров). Здесь действует формальный грамматический признак – в русском языке большинство слов на –о относится к ср.р. Действует аналогия «Новые Сочи» — по аналогии с названиями, имеющими мн.ч. Чебоксары.
Сложносоставные слова (диван-кровать, кафе-ресторан) могут быть двух видов: составные сложные и слитные сложные. Род определяется по первому слову. Склоняются оба составных элемента (диван-кровать, инженер-электрик, письмо-жалоба, ракета-носитель). Слитные сложные слова обладают большей смысловой слитностью составляющих и информативной значимостью второго слова, поэтому род определяется по второму слову и при склонении изменяется только второе слово (плащ-палатка, дизель-мотор, вакуум-камера, матч-реванш, штаб-квартира, роман-газета, наименование людей по должности, профессии, общественному положению: камер-юнкер, премьер-министр, лорд-канцлер; воинские звания (генерал-полковник).
Большинство существительных, обозначающих названия лиц по профессии, должности, званию употребляются только в м.р. (юрист, судья, педагог, доцент, мастер спорта). Парных образований, признанных нормой, очень мало: ткачиха-ткач, учитель-учительница. Формы типа: докторша, кондукторша, врачиха запретны, т.к. 1) фамильярны; 2) обозначают и названия женской профессии и название жены человека с такой профессией.
Можно запомнить и редкое исключение из общей направленности. Слова балерина, машинистка, сиделка, маникюрша не имеют эквивалента в форме мужского рода. Вместо такой формы используют описательный оборот.
Иностранные фамилии с окончанием на согласный звук склоняются, если речь идет о мужчине, остаются неизменными, если речь идет о женщине (о Жюле Верне).
Иностранные фамилии с окончанием на гласный звук, кроме безударных А, Я не склоняются (романы Дюма, Этюды Моне ). Оканчивающиеся на безударное А, Я фамилии склоняются: Стихи Пабло Неруды .
Не склоняются фамилии на АГО, ЯГО, ЫХ, ИХ, ОВО: Дурново, Живаго .
Рекомендуется не склонять фамилии, совпадающие с названием животного, птицы или неодушевленного предмета ( ВОРОН)
Украинские фамилии на КО (Шевченко) в современном языке не склоняются.
В русских двойных фамилиях первая часть склоняется, если она сама по себе употребляется как фамилия: Стихи Лебедева-Кумача. Если первая часть не образует фамилии, то она не склоняется: исследования Грум-Гржимайло.
Если при фамилии два мужских имени, то она ставится в форму множественного числа: Генрих и Томас Манны.
Если при фамилии два женских имени, то она ставится в форму ед.ч.: Ирина и Тамара Пресс.
Если мужское и женское имя, то фамилия в форме ед.ч.: Билл и Хиллари Клинтон.
Если при фамилии два нарицательных существительных, которые указывают на разный пол, то она в форме единственного числа: лорд и леди Гамильтон.
При сочетании муж и жена, брат и сестра фамилия в форме мн.ч.: брат и сестра Эстремы.
При слове супруги – в форме ед.ч.: супруги Кент.
При словах братья, сестры – форма ед.ч.: братья Гримм, сестры Кох.
При слове семья – форма ед.ч.: семья Оппенгейм.
Тренировочные упражнения. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления имен существительных.
Задание 1. Допишите окончания. Выбор мотивировать.
1. В детстве он охотно читал Жюл…Верн… 2. Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол… Сартр… 3. Сказки Ганс…Христиан…Андерсен…любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август…Шлегел…5. Это письмо было написано американской девочкой Самант…Смит…6. Декларация была подписана Роберт…Смит… 7. Заседание состоялось на кафедре профессора Гордейчук…8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк…9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк…10. На концерте прозвучали произведения Майбород…11. Эти сказки написали братья Гримм…12. Новое произведение Генрих…и Томас…Манн…было выпущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт…посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон… прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робсон… совершили путешествие на яхте около западного побережья. 16. Мы привыкли к предсказаниям Павла Глоб…
Задание 2. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значение и выбор грамматической формы.
1. Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль 2. Своей внешностью она произвела впечатление типичн… инженю. 3. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял. ярк. бикини. 5. Густ. контральто ее звучал. ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн. денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн. тогда регб и . 8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен. зеро.9. Местных жителей мучил. бери-бери, котор. казал. неизлечим. . 10. Эт… выскочка, сделавш… головокружительную карьеру, эт. парвеню, котор. просочил. в высшее общество, теперь отворачивал. от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск. кольраби — особый вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн. иваси, застрявш. в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк. и по-своему миловидн. шимпанзе. 14. В Багдаде я учился в болып. медресе у знаменитых ученых. 15. Дети сели в сани, и пони побежал … по снежному кругу. 15. Перед путешественниками открыл… сь знаменит .. Миссисипи. 16. «Тайм с « опубликовал … очень интересную статью. 17. Меня познакомили с молод .. крупье. 18. На мо.. визави было великолепное платье.
Задание 3. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания. 1. ЛДПР (выступил — выступила). 2. ПМБ (закрыт — закрыта — закрыто). 3. (Наше — наша) ПВО. 4. СКВ (принималась — принималось — принимался). 5. (Обновленный — обновленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил – объявила — объявило). 7. КПСС (распалась – распался). 8. СНГ (было образовано – был образован). 9. ЖКХ (объявило – объявил). 10. КНР (распалась – распался). 11. МИД (выступил – выступило с протестом). 12. ТАСС (заявил – заявило), 13. РОНО (инспектировало – инспектировал). 14. ЦРУ (преследовало – преследовал). 15. МГИМО (набирало – набирал). 16. ФБР (контролировало – контролировал). 17. МВД (работало – работал).
Задание 4. Подберите прилагательные и составьте словосочетания со следующими географическими названиями: Баку, Титикака, Канны, Перу, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Афины, Хонсю.
Задание 5. Определите род несклоняемых существительных. Согласуйте с ними определения. Вульгарно…арго, рискован…антраша, звучащ…банджо, выдержан…бри, опасн…динго, красив…драпри, ярк…индиго, юн…кабальеро, больш…гну, забавн…гризли, крошечн…колибри, бескрыл…киви-киви, остроумн…конферансье, маленьк…кули, прохладн…мацони, уважаем…кюре, сочн…манго, молод…марабу, прекрасн…пери, стар…рантье, заброшен…ранчо, матов…габбро, справедлив…рефери, увлекательн…шоу, установлен…эмбарго.
Задание 6. Распределите следующие фамилии по подгруппам: а) неизменяемые; б) изменяемые; в) самостоятельная подгруппа Сидоренко, Снегирев, Живаго, Стендаль, Мороз, Бальзак, Доброво, Чапаев, Шендерович, Польских, Дымарский, Немирович-Данченко, Зайцев, Черняк, Пятница, Римский-Корсаков, Семенец, Михайленок, Коломиец, Телегин, Берг, Крамская, Маршак, Кобылин, Седых.
Задание 7. Исправить грамматические ошибки.
1. В Белой зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки. 2. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 3. Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи. 4. Он уехал в Тбилиси, о которой мечтал с детства. 5. Заговорив об этих неприятных вещах, он словно наступил на мой больной мозоль. 6. Я купила немного апельсин, банан, лимон, яблок и других фруктов. 7. МГУ объявило об открытии новой специальности на историческом факультете. 8. У нас не принято, чтобы мужчины ходили без носок даже в летнее время. 9. Возрождается в России старое КГБ. 10. Звание Мисс «Русское Чикаго» присвоено девушке из глубинки. 11. Все равно это лучше, чем остаться на всю жизнь Квазимодой. Директор предприятия ушла, да здравствует новое И.О. 12. Мадридское «Атлетико» одержало победу в прошлой игре.
Задание 8. Объяснить разницу в значении слов. Составить словосочетания.
Адреса – адресы, года – годы, колена – колени, меха – мехи, мужья – мужи. ОБРАЗА – ОБРАЗЫ, ордена – ордены, пропуска – пропуски, сыновья – сыны, учителя – учители, хлеба – хлебы, тона – тоны, кренделя – крендели, тормозы – тормоза.
Трудные случаи употребления имен существительных. Падежные формы имен существительных.
Все склоняемые существительные употребляются в речи в том или ином падеже. Остановимся на вариантах падежных форм.
При использовании форм именительного падежа следует обратить внимание на вариантное употребление окончаний А/Я, Ы/И в формах множественного числа существительных мужского рода.
Существительные в И.п. мн.ч. могут быть представлены следующими группами:
Существительные, имеющие только окончание –а, -я (глаза, дома, доктора, профессора)
Существительные, имеющие только окончание –ы, -и (авторы, актеры, офицеры);
Формы на -А, -Я чаще всего образуют односложные слова (бока, снега, шелка). Это же окончание имеют многосложные слова с ударением в ед.ч. на первом слоге (округа, перепела, окорока, черепа). Если многосложное слово имеет в ед.ч. ударение на среднем слоге основы, то формы И.п. мн.ч. оканчиваются на –ы, -и (аптекари, бухгалтеры, инструкторы, композиторы, ораторы).
В словах латинского происхождения с суффиксами –тор-, -сор- необходимо обращать внимание на то, одушевленным или неодушевленным является существительное. Неодушевленные существительные имеют нормативное окончание –ы, -и (детекторы, индукторы, конденсаторы, рефлекторы). Одушевленные существительные латинского происхождения с суффиксами –тор-, -сор- имеют в одних случаях окончание –а (директора, профессора, доктора), в других –ы (книжный оттенок: инспекторы, инструкторы, корректоры, лекторы, редакторы, ректоры, ораторы).
3. Существительные, у которых формы с окончаниями –а (-я) и –ы (-и) различаются стилистически (шоферы – шофера – разг.; договоры – договора – разг).
4. Существительные, у которых формы с окончаниями –а (-я) и -ы (-и) различаются по значению: образы (типы, характеры) – образа (иконы); тоны (звуковые) – тона (переливы цвета), зубы (орган во рту) – зубья (острый выступ); кондукторы (приспособление в технике) — кондуктора (работники транспорта).
В современной русской речи обнаруживается тенденция к более широкому употреблению окончаний –а, -я.
Трудности в употреблении форм родительного падежа единственного числа существительных м.р. связаны с вариантностью форм на –а, -я или –у, -ю (сахара – сахару, спора – спору). В современном русском языке наблюдается тенденция к употреблению в данных формах окончаний –а, -я как нормативных и основных для всех стилей русского языка.
Окончание –у, -ю сохраняется главным образом в следующих случаях: у сущ. с вещественным значением (купить гороху); у некоторых собирательных существительных при количественном значении; у сущ. с уменьшительным суффиксом (чайку, творожку); для обозначения части целого или неопределенного множества (бочка меду, кружка чаю, много народу, килограмм сахару); у некоторых отвлеченных сущ. при количественном значении для выражения степени действия, качества, состояния (наделать шуму), во многих ф.о. (с глазу на глаз), в некоторых сочетаниях после предлогов из, от, с, до, без и после частицы ни (упустить из виду, без году неделя, ни слуху ни духу); в отрицательных выражениях – покою нет.
Но если при сущ. есть определение, то должна быть использована только форма А (Я): стакан сладкого чая. Научный стиль допускает только форму А (Я).
Широко представлены варианты окончаний и в формах родительного падежа множественного числа. Следует запомнить хотя бы такое деление на формы окончания и с окончанием различных типов.
Форму с нулевым окончанием имеют следующие группы существительных:
существительные, называющие ряд лиц по национальности (главным образом с основой на н и р): много армян, болгар, румын, цыган, туркмен (но! много французов, немцев, эстонцев);
существительные, называющие людей по месту жительства на –анин/-янин: горожанин — горожан, инопланетянин – инопланетян;
существительные, называющие детенышей, невзрослых существ с суффиксом –онок/енок: волчат, котят;
названия по принадлежности к некоторым родам войск, воинским соединениям: партизан, солдат, гусар (но! летчиков, разведчиков, стрелков, минеров, саперов);
существительные, называющие парные предметы: ботинок, валенок, сапог, чулок, манжет, эполет, бот (но! ботфортов, гольфов, носков, рогов);
существительные, называющие меры и единицы измерения: несколько ампер, ватт, герц, рентген (но! литров, метров, килограммов, ньютонов, эргов, граммов).
Формы с окончанием –ов, -ев в Р.п. мн.ч. имеют следующие группы существительных:
названия некоторых плодов и овощей: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; в устной разговорной речи допустимо килограмм помидор, мандарин;
существительные на –ко: колесиков, плечиков, очков (но! войск, яблок, яблочек).
Формы винительного падежа существительных тесно связаны с их одушевленностью или неодушевленностью. Колебания в форме В.п. существительных наблюдаются:
в названиях некоторых организмов, отнесение которых к одушевленным или неодушевленным вызывает определенные трудности: бактерии, бациллы, микробы, зародыши, личинки. В современном русском языке их считают неодушевленными, поэтому окончания В.п. совпадают с И.п.: уничтожать микробы; исследовать бацилл.
в сочетании сущ. с простыми числительными два, три, четыре: поймать четырех рыб – поймать четыре рыбы. Литературным считается употребление форм В.п., совпадающих с Р.п.: купить четырех коров. Если же указанные сущ. употребляются с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, то нормативным считается та форма В.п., которая равна форме И.п.: проэкзаменовать двадцать два студента.
в названиях планет форма В.п. равна И.п.: видеть Нептун, наблюдать Марс;
в названиях карточных фигур форма В.п. равна Р.п.: открывать валета, забрать туза;
в названиях живых существ, употребленных в заголовках, форма В.п. равна Р.п.: прочитать «Ревизора».
Вариантные окончания творительного падежа мн.ч. существительных связаны с возможностью употребления окончаний –ами (-ями) или –ьми: дверыми – дверьми. Варианты окончаний Т.п., мн.ч. сущ. М.р. 3 скл. Здесь борются устаревшее, разговорное, сниженное окончание –ьми и современная литературная норма –ями. То есть в парах: дочерьми – дочерями, дверьми – дверями, костьми – костями первый вариант допустим как разговорный, второй – общеупотребительный литературный. Следует запомнить, что у слов дети, люди в качестве единственного в литературном языке используется окончание –ьми: детьми, людьми.
Варианты окончаний П.п., ед.ч. сущ. М.р. у некоторых слов существуют параллельные формы в быту/в быте, в цеху/ в цехе. Форма на –у,-ю имеет разговорно-сниженный или профессиональный оттенок. Вариант окончания –е общеупотребителен. Но чаще эти формы не синонимичны, а различаются по значению: окончание УЮ имеет значение обстоятельства (времени, места), окончание –е – значение объекта. Сравним: в «Лесе» Островского, в лесу под Гомелем. При наличии определения при существительном предпочтение отдается окончанию –е: на ветру – на сквозном ветре, в снегу – в пушистом снеге.
Задание 1. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Ответ аргументировать.
На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. Для своей работы кочегар располагал целым набором больших и малых (кочерга). Из свежих (опенок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. В универмаге был большой ассортимент изящных (туфля), узорных (чулки), безразмерных (носки), модных дамских (сапоги). Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. Хозяевами многих (дупла) стали дикие пчелы и осы. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.
Задание 2. От предложенных существительных образуйте формы И.п. и Р.п. мн.ч. Составьте предложения. Кайма, кий, кочерга, дно, звено, шило, брелок, бюллетень.
Образуйте форму ед.ч. и согласуйте с ней подобранные определения: жирафы, скирды, яблоки, ставни, шинели, унты, клавиши, манжеты, занавеси, старосты, рельсы, босоножки, погоны, бандероли, ботфорты, шампуни, боты, плаксы, банкноты, судьи, балерины, пожарища, грозди, тюли, мозоли.
Задание 3. От приведенных существительных образуйте формы И.п. мн.ч.
1. Адрес… Бег… Берег… Бок… Борт… Буер… Буфер… Веер… Век… Вексель… Вензель… Вечер… Ворох… Глаз… Голос… Город… Директор… Доктор… Дом… Егерь…Желоб… Жемчуг… Жернов… Кивер… Китель… Колокол… Край… Купол… Кучер… Лес…Луг… Мастер… Невод… Номер… Окорок… Округ… Ордер… Парус… Паспорт… Перепел… Повар…Погреб… Поезд… Профессор… Рог… Рукав… Снег… Сорт… Сторож… Тенор… Терем… Тетерев… Фельдшер… Флюгер… Холод… Хутор… Череп… Шелк… Штемпель…
Задание 4. Выберите и подчеркните правильный вариант. Ответ обоснуйте.
Правая бакенбарда — правый бакенбард, болезненный заусенец — болезненная заусеница, стальная рельса — стальной рельс, новая туфля — новый туфель, серая мышь — серый мышь, яблочный шампунь — яблочная шампунь, скороспелая картофель — скороспелый картофель, кожаный тапок — кожаная тапка.
Бот – бота, желатин – желатина, клавиш – клавиша, кювет – кювета, просек – просека, банкнот – банкнота, ботфорт – ботфорта, клипс – клипса, скирд – скирда, зал – зала, катафалк – катафалка, мирт – мирта , ставень – ставня, тальк – талька, рельс – рельса, статуй – статуя, ласт – ласта.
Задание 5. Допишите окончания. Мотивируйте выбор.
Прохожий купил пачку табак… Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося ча… Больной принял таблетку пирамидон… Крик… и визг… было столько, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Иные судят обо всем с наскок…Уступите ему смех… ради. В компот положили много изюм… и чернослив…
Стакан ча… Сортировка ча… Стакан крепкого ча…Ложка сахар…Производство сахар…Много снег…Задержание снег…Много народ…История народ…Присутствие дух…И дух…чтоб твоего здесь не было. Банка лак…Изготовление лак… Пачка табак… Много изюм… и чернослив…
Задание 6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от слов:
Апельсины, ботинки, валенки, граммы, дупла, мандарины, носки, помидоры, яблоки, баклажаны, солдаты, грабли, дрязги, ясли, рожки (макаронные изделия), южане, партизаны, плечи, персы, цыгане, туфли, сапоги, простыни.
Башкиры, буряты, грузины, гуцулы, киргизы, монголы, мордвины, осетины, персы, румыны, туркмены, узбеки, цыгане, эскимосы, якуты.
Задание 7. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариа н т.
1. Необходимо устранить все (тормозы — тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари-токаря) и (слесари — слесаря) — инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы — образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски — пропуска). 5. На встрече были подписаны важные (договоры -договора). 6. На стене висели (образы — образа). 7. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы — хлеба).
Задание 8. Вставьте пропущенные буквы.
1. Рядом с торговым центром открыт…кафе-столовая. 2. Плетен…кресло-качалка стоял…на террасе. 3. Театр-студия О.Табакова воспитал…немало талантливых актеров. 4. С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой пополнил…новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для автолюбителей издан…и поступил… в продажу. 6. Архитектор Серова рассказал…корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был…отмечен…наградами правительства. 8. Все, даже мама, был…сегодня против него. 9. «Фигаро» опубликовал…новые сведения о похищении французского бизнесмена.
Задание 9. Расставить ударение.
Августовский, агрономия, алкоголь, алфавит, аналог, анатом, апартаменты, арест, аристократия, афера, базироваться, баловать, бензопровод, бескорыстный, блокирование, блокировать, бомбардировать, бытие, валовой, верба, верование, вероисповедание, втридорога, выборы, выговоры, высокопоставленный, высокопроизводительный, газированный, газопровод, гарантированный, гегемония, генезис, глубокоуважаемый, гербовый, группировать, гусеница, давнишний, демократия, диалог, дипломатия, диспансер, добыча, договор, договоры, договоренность, дозвониться, документ, доллар, досуг, молодёжь.
Еретик забронировать (закрепить) забронировать (покрыть броней) завидно заговор задолго закупорить злоба знамение значимый избаловать избалованный избранник издавна изобретение импорт индустрия инженеры инструкторы инструмент информировать искра исповедание исподволь исчерпать каталог каучук квартал километр
кичиться кладбище кладовая клеить коклюш комбайнер и комбайнёр компрометировать
констатировать корысть костюмированный крапива красивее кухонный магазин мальчиковый маневр медикамент меновая металлургия мизерный
Род некоторых имен существительных в современном русском языке
📹 Видео
Директор Музея МПГУ Т.К.Жаров. Проект "150 ученых МПГУ: труды из коллекции Библиотеки вуза"Скачать
Лекция директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой «Что такое русский импрессионизм»Скачать
Новый директор пушкинского музея. Сталин сдохСкачать
Николай Платошкин о скандале с директором Пушкинского музея.Скачать
Директор Театрального музея Наталья Метелица о великих современникахСкачать
Пять любимых экспонатов в Главном здании. Взгляд Елизаветы Лихачёвой.Скачать
Музей им. Савицкого: большое интервью нового директораСкачать
Директор музеяСкачать
Директор художественного музея снял видеоклип о картинах в изоляцииСкачать
Марина Лошак. Интервью с директором Пушкинского музеяСкачать
"Поход в музей не должен быть событием!" - директор музея рассказал о борьбе со стереотипами.Скачать
Директор Пушкинского музея: Сталин как Микки МаусСкачать
5 каверзных вопросов ДИРЕКТОРУ МУЗЕЯСкачать
Высшая музейная награда. Интервью с генеральным директором музея Н.В. Павличковой (ГТРК Кострома)Скачать
Директор музея политрепрессий Пермь-36 В. ШмыровСкачать
Свое ТВ_Скончалась директор музеяСкачать
Генеральный директор музея о выставочной деятельностиСкачать