Паронимы ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ — ЧЕЛОВЕЧНЫЙ
1.Лексическое значение паронимов человеческий — человечный
2.Примеры словосочетаний с паронимом человеческий
3.Примеры предложений с паронимом человеческий
4.Примеры словосочетаний с паронимом человечный
5.Примеры предложений с паронимом человечный
1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ — ЧЕЛОВЕЧНЫЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ — связанный с человеком, свойственный человеку, характерный для человека.
ЧЕЛОВЕЧНЫЙ — достойный звания человека, отзывчивый, гуманный.
2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
1)Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Ф.М.Достоевский)
2)Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого. (И.Кант)
3)Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всём протяжении человеческой истории. (И.В.Жолтовский).
4)Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается, если же не употреблять, ржавчина его съедает. (Катон Старший)
5)Тайны человеческой жизни велики, а любовь – самая недоступная из этих тайн. (И.С.Тургенев)
6)Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни. (А.П.Чехов. Студент)
7)Издавна люди придумывали назидательные рассказы о человеческой жизни в форме иносказания, то есть притчи.
8)В национальном гении раскрывается всечеловеческое, через своё индивидуальное он проникает в универсальное. (Н.А.Бердяев)
9)Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. (Ю.Фучик)
10)Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. (И.Кант)
11)Человеческая память несет в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет. (Ю.В.Бондарев)
12)Все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не богом, а человеком и умом человеческим. (Ги де Мопассан)
13)Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л.Н.Толстой)
14)В то время среди учёных, изучавших происхождение человеческих племён, шли напряжённые споры. Одни утверждали, что все человеческие племена, все народы произошли от единого корня, от единого ствола, что разный уровень культуры народов зависит не от врождённых свойств, а от пройденного ими исторического пути; другие учили, будто народы произошли от разных, чуждых друг другу корней и в силу этого неравноценны: белые якобы самой природой предназначены для господства, «цветные» — для подчинения. (По Л.К. Чуковской. На всех широтах)
15)Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях! (По В.М.Пескову)
16)Мне, например, полагалось укладывать книги. Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность. (Б.Л.Васильев. Летят мои кони…)
17)Благодаря литературе мы с вами можем заглянуть в самые скрытые уголки человеческой души, в самые сокровенные мысли людей. (Г.Матвеев)
18)Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… (В.М.Шукшин)
19)Человеческий глаз представляет собой замкнутый объём примерно сферической формы.
20)Настало время осознать каждому, что наша планета – человеческий дом!
21)Звуки скрипки похожи на человеческий голос, способный передать чувства человека.
22)Каковы человеческие ценности? Что приносит человек в этот мир? Эти вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас.
23)В диких лесах в одной из волчьих стай вырос человеческий детеныш.
24)Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих. (М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Тамань)
25)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине? (По В.М.Пескову)
26)В романе «Плаха» Ч.Т.Айтматов выражает тревогу за всё человеческое в мире.
27)Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. (По С.Львову)
28) 19 марта 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, от семьи, от свободного человеческого существования.
29)Как использовали пропорцию для изображения человеческой фигуры в Древнем Египте и в Древней Греции?
30)В чем видит Анна Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
31)В некоторых произведениях А.П.Чехов бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества.
32)Человеческий организм – сложнейший комплекс различных систем и органов.
33)В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
34)Кто желает знать человеческий дух в его благороднейшей борьбе с суеверием и мраком, пусть листает летопись арктических путешествий историю мужей, которые во времена, когда зимовка среди полярной ночи грозила верной смертью, все-таки бодро шли с развевающимися знаменами к неизвестному. (Ф.Нансен)
35)Семья для Л.Н.Толстого- это почва для формирования человеческой души.
36) Хорошая книга – это ценный подарок, завещанный автором человеческому роду. (Д.Аддисон )
37)Совесть – чуткий страж человеческих поступков. (В.А.Сухомлинский)
38)Во время ленинградской блокады люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.
39)Калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали ее нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версии, про тех, кто не брезговал ее съесть, говорили: “Дошел до ручки”. Сегодня это выражение означает совсем опуститься, потерять человеческий облик.
40) По мнению церковнослужителей, музыка должна была быть холодной, строгой, лишённой жизненных тревог. А произведения И.С.Баха воплощали в себе живые человеческие чувства.
41)Свою задачу Б.С.Житков видел в создании увлекательных, динамичных и в то же время поучительных книг для детей, отражающих бесценный человеческий опыт.
4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЧЕЛОВЕЧНЫЙ
6)человечный экзаменатор
7)человечная натура
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Лексические нормы — это точность и правильность употребления слов с учетом их значения.
Норма словоупотребления зависит от значения слова, сферы его употребления, правильности выбора слова из синонимического ряда, его стилистической окраски, а также правильности употребления паронима.
В словарном составе языка можно рассматривать различные лексические группы. Это синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Паронимами являются слова, разные по значению, но сходные по звучанию (артистичный — артистический). Точное употребление паронимов является лексической нормой. Именно словоупотребление паронимов проверяется в заданиях ЕГЭ.
1. Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Слова для справки: оттенок, участок, вал, надел, червь, бал, период, дворец, ветер, побоище.
2. Подберите к глаголам-паронимам существительные и местоимения.
Слова для справки: костюм, на палец, себя, в меха, шляпу, под пиджак, вас, на него, сапоги, желающих .
3. Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.
Классный _______________ классовый_____________________
Доверчивый ______________ доверительный_________________
4. Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.
5. Составьте словосочетания с паронимами.
Поэтический, поэтичный (талант, человек)
Скрытный, скрытый (интерес, характер)
___________________________________________________________________________ Практичный, практический (совет, костюм)
Злобный, злостный (нарушитель, взгляд)
___________________________________________________________________________ Скучный, скучающий (фильм, телезритель)
6. Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель.
7. Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?
Бережный (кто? что?) _____________________________________________________
Бережливый (кто? что?) ___________________________________________________
Деловитый (кто? что?) ____________________________________________________
Деловой (кто? что?) _______________________________________________________
Искусственный (кто? что?)_________________________________________________
Искусный (кто? что?) _____________________________________________________
Обидный (кто? что?) ______________________________________________________
Обидчивый (кто? что?) ____________________________________________________
Удивленный (кто? что?)____________________________________________________
Удивительный (кто? что?) __________________________________________________
8. Составьте и запишите предложения, из которых становятся понятными различия в значении паронимов.
1. Экономия — экономика___________________________________________________
_______________________________________________________________________ 2. Песочный — песчаный_________________________________________________
3. Отвергать — опровергать_______________________________________________
4. Эффектно — эффективно_______________________________________________
9. Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1. В этом старинном великом архитектурном ансамбле воплощен грандиозный замысел архитектора.________________________________________________________________
2. Критик В.Г. Белинский изображает свои взгляды на творчество Пушкина в ряде критических статей. _____________________________________________________________________________
3. Творчество писателей второй половины XIX века носит преимущественно реальный характер._____________________________________________________________________1 0. В каком предложении вместо слова доходчивый нужно употребить доходный!
1. Благодаря доходчивому объяснению преподавателя, я хорошо усвоил тему.
2. Его доводы были доходчивыми и убедительными.
3. Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
4. Твое выступление нужно сделать доходчивым и ярким.
11. В каком предложении вместо слова материальный нужно употребить материалистический?
1. Его материальное положение было незавидным.
2. Нельзя жить только материальными интересами.
3. Он проявил материальную заинтересованность в данном деле.
4. Учение материальное одержало победу над учением идеалистическим.
12. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жалкий или жалостливый.
1. Свой товар он продавал за____________________________ копейки.
2. Его взгляд был_______________________________ и сочувствующим!
3. Такая____________________________, всем бедным помогает!
4. Вместо помощи и поддержки он получил_______________________ подачку.
5. Ребенок услышал чьи-то ________________________ слова.
13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу паронимы: жилой или жилищный.
1. В ______________________доме требуется ремонт крыши.
2. Смета на ремонт дома составляется в __________________управлении.
3. За год вырос целый микрорайон________________________домов.
4. Постепенно квартира приобрела_________________________вид.
5. Изменения в планировке квартиры требуется согласовать в __________________ комиссии.
14. В каком предложении уместнее вместо слова старый употребить старинный?
1. В старых часах сломался механизм.
2. В музее открылась выставка старых часов.
3. Старые часы пора поменять на новые.
4. В ящике письменного стола среди ненужных вещей лежали старые часы.
15. В каком предложении уместнее вместо слова особый употребить особенный 1 ?
1. Для выращивания этих цветов нужны особые условия.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Составьте и запишите словосочетания. ГДЗ, Упр. 99, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Леканта П.А.
1. Составьте и запишите словосочетания «прил. + сущ.» со следующими именами существительными.
женский род
бандероль
мозоль
шинель [н’]
мышь
фасоль
2. Просклоняйте существительные шампунь и фасоль.
Ценная бандероль, больная мозоль, солдатская ши-
нель, серая мышь, вкусная фасоль, душистый шампунь, молодой
картофель, белый лебедь, кружевной тюль, прочный толь, ста-
ринный рояль.
📺 Видео
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Все способы словообразованияСкачать
Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Определяем падежи имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.Скачать
Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в ед. ч. | Русский язык 4 класс #5 | ИнфоурокСкачать
Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
ФразеологизмыСкачать
Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать
Словосочетание. Примыкание.Скачать
Как найти грамматическую основу предложения?Скачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Самостоятельные и служебные части речиСкачать
Составное именное сказуемоеСкачать