- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Слова, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО? ( упр- ния к уроку. Часть 3)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – на вопрос «что?»
- Приложение
- 🎦 Видео
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Слова, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО? ( упр- ния к уроку. Часть 3)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Часть 3 (упражнения) 2 класс А Р Ю Ш Ф
Спиши, вставляя подходящие слова. Семена, лес, дятлы, тишина, корм, шишки, кора, морозы. Трещат … . В … … . Только … стучат по … . Они ищут себе … под … . Дятлы любят долбить … . Там есть вкусные … .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Трещат морозы . В лесу тишина . Только дятлы стучат по коре. Они ищут себе корм под корой . Дятлы любят долбить шишки . Там есть вкусные семена .
Составь и запиши словосочетания и подчеркни слова, отвечающие на вопрос КТО? Заяц, лиса, Воркует, воет, ласточка, плавает, каркает, рыба, волк, стрекочет, кузнечик, гогочет, скачет, уж, голубь, порхает, гусь, ворона. ворует, ползает.
Выпиши эти словарные слова в 2 столбика: кто? что? (можно по вариантам) Г_рой, п_тух, _гурец, г_рох, л_сица, м_две_ь, м_л_ток, с_бака, п_м_дор, д_рога, пл_ток, п_льто, н_ро_, к_пуста, уч_ник, р_бочий.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Кто? Герой, петух, лисица, медведь, собака, народ, ученик, рабочий. Что? Огурец, горох, молоток, помидор, дорога, платок, пальто, капуста.
Спиши, подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто? что? Жаркий июль, голубые гл_за, рыжая л_са, звёздное небо, бархатная тра_ка, в_сёлые стр_ж_, капризный м_лыш, левая рука, надёжный дру_, благородный поступок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 312 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 623 человека из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Кирилова Светлана ГеннадьевнаНаписать 233 02.08.2020
Номер материала: ДБ-1259244
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 02.08.2020 0
- 02.08.2020 0
- 02.08.2020 0
- 02.08.2020 0
- 02.08.2020 0
- 02.08.2020 0
- 02.08.2020 0
- 02.08.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – на вопрос «что?»
Цели и задачи урока:
1) Познакомить детей с понятием имя существительное.
2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.
3) Развивать речь детей, умение думать, анализировать, высказывать свои мысли и доказывать их примерами.
3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма элементов букв.
4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику.
5) Воспитать умение работать в паре: советоваться с товарищем, уметь выслушать его мнение.
Оборудование: картинки с изображением предметов, слова с названием этих предметов; фотографии с изображением городов Москва и Сыктывкар, слова с названием этих городов; карточки для самостоятельной работы; карточки со словами коса, сон, мак, капля; со словами – имя существительное, кто?, что?, одушевлённые, неодушевлённые, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы.
У.: — Сегодня у нас очень интересный урок. Но как мы будем работать, чтобы урок прошёл с пользой для каждого из вас?
Д.: — Надо чтобы внимательно слушали не только учителя, но и своих товарищей: советовались друг с другом, выслушивали мнение каждого, помогали друг другу; работали старательно и прилежно.
У.: — Посмотрите на тему нашего урока (Слайд 1. Презентация), как вы думаете,а что мы будем изучать? Что означают эти таинственные слова?
— Какие задачи поставим перед собой?
Д.: — Узнать, что такое имя существительное. Какими признаками оно обладает.
У.: — Посмотрим, кто из вас оказался прав. А теперь познакомимся с планом нашего урока.
(Слайд 2, кроме того на партах у каждого ребенка напечатан план урока)
2. Введение в новую тему. Актуализация темы.
На доске перепутаны картинки (девочка, собака, заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с названием предметов на картинке (работа в паре).
У.: — Распределите картинки по группам. Объясните свой выбор, почему вы так распределили.
Д.: — Живые и неживые предметы, одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?.
Какой вывод вы сделаете?
Д.: Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что?
3. Открытие новых знаний:
а) Беседа по новому материалу.
У.: — Сегодня мы начинаем новый раздел, который так и называется “ Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?”. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 35. Самостоятельно прочитайте ещё раз тему раздела. Найдите упражнение 48, кто прочитает задание к этому упражнению?
У.: — Рита, прочитай слова, которые отвечают на вопрос кто?
— Ребята, а что означают эти слова?
Д.: — Живые предметы, людей и животных.
У.: — Саша, а теперь ты прочитай слова, которые отвечают на вопрос что?
— Что означают эти слова?
Д.: — Неживые предметы.
б) Самостоятельное выведение учащимися правила.
У.: — Какой вывод вы сделаете по упражнению?
Д.: — О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах — на вопрос что?
У.: — А вы знаете, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто и что?
Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, называются именами существительными. А как вы думаете, почему их так назвали?
в) Работа со словарными словами.
— Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это за слова?
Д.: — Это слова, которые надо запомнить. Словарные слова.
У.: — Прочитайте первое слово (на доску). На что надо обратить внимание в этом слове?
Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.
— А как вы понимаете эти слова? Что значит быть человеком? Настоящим человеком? А в наше время надо ли накапливать знания? Для чего?
— А какой группе нужно отнести слово Москва? (На доску). Почему?
Что обозначает это слово? Почему оно написано с большой буквы? На что ещё надо обратить внимание при записи этого слова?
Д.: — На безударную гласную о.
У.: — Запишите это слово. Да, Москва — это главный город, столица России (показать на карте, обозначить флажком). Какие пословицы вы знаете о Москве? Есть даже такая пословица: Москва – мать всех городов. (Слайд 3). Может быть кто-то бывал из вас в этом городе? В этом замечательном городе очень много красивых исторических мест (Слайд 4).
— А кто из вас знает, как называется главный город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в переводе означает это слово?
Д.: — Город на реке Сысола.
У.: — С какой буквы вы напишете это слово? (Сыктывкар — столица Республики Коми— показ на карте, флажок). В Сыктывкаре тоже есть много очень красивых мест (показ иллюстраций на слайде).
— А к какой группе слов отнесёте слово Сыктывкар? Почему?
— Какие имена существительные ещё вы бы добавили в каждый столбик?
г) Первичное закрепление.
У.: — А теперь я предлагаю вам продолжить работу.. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа (обратить внимание на посадку при письме).
— У вас на партах лежат листочки. Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать слова-предметы, посоветовавшись со своей парой, найти лишнее слово-предмет и выписать его в тетрадь.
У.: — Сейчас я ещё раз прочитаю слова. Услышав то слово-предмет, которое вы посчитали лишним, вы хлопните в ладошки.
— Объясните, почему вы выделили это слово?
— Какой вывод можно сделать по этому заданию?
Д.: — Слова, которые отвечают на вопрос кто? – обозначают живые предметы, а слова, которые отвечают на вопрос что? – неживые.
У.: -Как по-другому можно назвать слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?
Д.: — Имена существительные.
4. Практическая часть урока.
а) Задание по выбору.
У.: — А теперь предлагаю задания ещё интереснее. Возьмите листочки на партах.
— Скажите, что вы там увидели?
Д.: — Разные задания.
У.: — Прочитай те первое задание. Встаньте те, кто считает, что справится с этим заданием. А теперь прочитай те второе задание. Кто справится с этим заданием? А теперь встанут те, кто справится с последним заданием. Предлагаю вам прочитать ещё раз все задания, хорошо подумать, выбрать и выполнить то задание, с которым вы считаете что справитесь без труда.
1 группа заданий – поставить вопросы к именам существительным (слова распределены по группам)
Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
2 группа заданий – выбрать слова и записать по столбикам:
Задание 2: Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой — на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.
3 группа заданий – подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти слова.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.
У.: — Поднимите руки те, кто выполнил задание 1. Прочитайте слова с вопросами.
— Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.
— А теперь те, кто не испугался 3-го задания? Прочитаем слова с вопросами.
У.: — Что обозначают слова, которые вы выписали?
Д.: — Предметы: живые и неживые.
У.: — На какие вопросы они отвечают?
Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)
У.: — Как вы спросите про эти слова?
Что это? — коса, мак, капля, сон. А сейчас на несколько минут мы с вами превратимся в волшебников и сделаем волшебные превращения. Итак, сейчас мы закроем наши глазки и внимательно послушаем задание.
Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)
— Запишите эти слова с вопросом.
Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).
5. Подведение итогов урока.
У.: — Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие слова мы будем называть именами существительными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Оказывается, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто называют одушевлёнными, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.
— Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?
— Довольны ли вы своей работой на уроке? Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы поставили перед началом вашей работы? Добились ли этого? Оцените свою работу на листочках.
6. Домашнее задание.
— Упр.34 с.18 или составить задание для товарища “Четвертый лишний”.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Приложение
1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.
2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.
3. Работа со словарными словами.
4. Просмотр иллюстраций.
6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.
7. Самостоятельная работа.
8. Игра “ Волшебное превращение”.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Маша, огонь, лошадь, корова.
Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.
Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.
1 группа заданий:
Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
2 группа заданий:
Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета, газета, Света.
3 группа заданий:
Подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.
🎦 Видео
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
Что такое словосочетание?Скачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Словосочетание - что это такоеСкачать