Соответствуют литературной норме словосочетания

Содержание
  1. Тесты для зачета по дисциплине
  2. Олимпиада по русскому языку 8 класс
  3. 8 класс
  4. Ниже в произвольном порядке расположены слова древнегреческого языка. Соедините слова в пары так, чтобы из их корней получились русские слова с такими значениями: 1) защитник общечеловеческих интересов; 2) человек, способный к языкам; 3) наука о шифровании текста; 4) разновидность врачебной профессии; 5) наименование магазина. Какие слова у вас получились? Запишите каждое из слов под тем номером, под которым указано его значение.
  5. γράφω [графо] пишу παιδ- [пайд- / пед-] ребенок
  6. πολύς [полюс / полис] многий, многочисленный γλοόττα [глотта] язык γαστήρ [гастер] желудок κρυπτός [крюптос / криптос] скрытый
  7. νόμος [номос] закон ’ι ατρός [иатрос] врач
  8. κόσμος [космос] порядок, мир πολίτης [политес] гражданин
  9. Даны словосочетания: Какие из них являются ошибочными, а какие – закрепились в русском языке и соответствуют литературной норме?
  10. Ваш ответ
  11. решение вопроса
  12. Похожие вопросы
  13. 💥 Видео

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Тесты для зачета по дисциплине

«Культура устной и письменной речи»

1. Правильно составлены ряды слов, близких по зна­чению:

1) эскорт — свита, сопровождение, прикрытие, конвой +

2) идефикс — состав, раствор, закрепитель

3) штемпель — знак, метка, отметка, клеймо, печать +

4) фетиш — идол, кумир, божок

5) пресс-секретарь — ходатай, адвокат, посредник

2. Соотношение заимствованных слов и русских со­ответствий:

1) КонсервацияБ а) приспособление

2) АккумуляцияВ б) сохранение

3) ДекларацияЕ в) накопление

4) ГибридизацияЖ г) разграничение

д) официальное одобрение

е) официальное заявление

3. Не обозначает техническое устройство слово:

4. Соответствуют литературной норме предложе­ния:

1. В итоге долгого обсуждения было сделано устроившее всех коммюнике.

2. Замдекана Сергеева оперативно решил наш вопрос.

3. Жажда к новому — отличительная особенность этих студентов. +

4. Наша завлаборатории всегда очень пунктуальна.

5. Этот командующий армией оставил незабываемый след в истории. +

5. Тавтологичными являются словосочетания:

1) период времени

2) запретительное вето +

3) беспрецедентное вето

4) авторитетный лидер

5) сильнейшие мытарства

6. Не содержат ошибок предложения:

1) У половины группы еще нет допусков к защите ди­плома.

2) Недостающая сумма должна быть доплочена в кассу.

3) Не надо декларировать о реформах — надо их осу­ществлять. +

4) ГЭК рекомендовала Татьяну Сидорову в аспирантуру.

5) Возбужденное уголовное дело вызвало всеобщее не­доумение.+

7. Соответствуют норме словосочетания:

1) согласно правилам внутреннего распорядка универ­ситета +

2) благодаря невнимательности секретаря +

3) наперекор здравого смысла

4) вопреки указаний

5) сообразно интересам студентов +

8. Соответствуют норме предложения:

1) Пираньи и ламантины, кайманы и анаконда, дельфины и водяные свиньи, всевозможные рыбы — это большая толика удивительных существ, населяющих Амазонку.

2) В гробнице Тутанхамона были найдены великолепные золотые брелоки. +

3) Если подтверждений нет, то броня на квартиру или гостиницу автоматически снимается.

4) Пажеские корпуса были созданы в России в 1759 году. +

5) В учебнике математики формулы были выделены маркёром.

9. На месте е произносится [э] в словах:

10. Ударение поставлено правильно в выделенных сло­вах:

1) рост мощносте́й опытного производства +

2) программа борьбы с наркомани́ей

3) материальное обеспече́ниесотрудников

4) установка новых жалюзи́ +

11.Не являются названиями современных профессий слова:

12.Соответствуют норме словосочетания:

1) посягательство против свободы личности

2) предложение к изменению состава учёного совета

3) расписаться в получении премии +

4) свойственный современному университету +

5) тенденция снижения уровня грамотности

13.Правильно определены значения слов:

1) прецедент — случай, служащий примером или оправ­данием для последующих случаев этого же рода +

2) пертурбация — внезапное изменение, осложнение в обыч­ном ходе чего-нибудь, вносящее расстройство, беспорядок +

3) некролог — статья, посвящённая жизни и деятельно­сти известного человека

4) кредо — чьи-либо убеждения, мировоззрение +

5) духовник — глава церковной иерархии

14.Близкие по значению слова представлены в парах:

1) бизнесмен — предприниматель +

2) демарш — марафон

3) менеджер — управленец +

4) катарсис — воспаление

5) дизайнер — художник-конструктор +

15.Все слова употреблены правильно в предложениях:

1) Проследите, пожалуйста, чтобы письмо дошло до адресанта.

2) Недавно на факультете открылся тренинговый класс, оборудованный по последнему слову техники.

3) Нас попросили составить реноме на каждого препода­вателя факультета. +

4) На каждый экзамен она приносит маленького плюше­вого щенка, объясняя всем, что это ее фетиш. +

16. Правильно определены значения слов:

1) Генезис — происхождение, история зарождения. +

2) Гуру — любитель и ценитель изысканной пищи.

3) Де-факто — фактически, на деле.+

4) Де-юре — юридически, формально. +

5) Конъюнктура — совокупность предпосылок сложив­шейся экономической ситуации. +

17.Соответствуют литературной норме словосочета­ния:

1) заведующий кафедры

2) заместитель декана +

3) инструктор по плаванию +

4) командующий армии +

5) управляющий фонда

18.Правильно использованы заимствованные слова в предложениях:

1. Если вам нужен кредит — обращайтесь к дебитору.

2. Французы наслаждались пятидневной декадой рус­ского балета в Париже.

3. Иванову удалось сохранить своё реноме. +

4. Мой друг разослал своё резюме по нескольким уни­верситетам. +

19.Соответствует норме ударение в выделенных сло­вах:

1. Необходимо выполнять договорные обязательства.

2. На конференции собрались астрономы из разных стран Европы. +

3. Кандидатуры для участия в конкурсе расположены по алфавиту.

4. Отечественная кинематография переживает бурное развитие. +

5. Магистерскиедиссертации представляются за две не­дели до защиты. +

6. Отделом ма’ркетинга проведены социологические опросы. +

20.Произнесение [э] на месте буквы е является непра­вильным в словах:

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Олимпиада по русскому языку 8 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Задания .doc

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Всероссийской олимпиады школьников

2014 – 2015 учебный год

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственной языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно-речевых навыков.

На выполнение всех заданий Вам отводится 1,5 астрономических часа. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Внимательно читайте формулировку заданий.

Ответы оформляются в тетрадях в линию (12 листов, обложка тетради без рисунка). На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер.

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 80.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Желаем успешной работы!

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Школьный этап Всероссийской олимпиады

2013 – 2014 учебный год

8 класс

Задание 1 ( 10 баллов)

Ниже в произвольном порядке расположены слова древнегреческого языка. Соедините слова в пары так, чтобы из их корней получились русские слова с такими значениями: 1) защитник общечеловеческих интересов; 2) человек, способный к языкам; 3) наука о шифровании текста; 4) разновидность врачебной профессии; 5) наименование магазина. Какие слова у вас получились? Запишите каждое из слов под тем номером, под которым указано его значение.

γράφω [графо] пишу παιδ- [пайд- / пед-] ребенок

πολύς [полюс / полис] многий, многочисленный γλοόττα [глотта] язык γαστήρ [гастер] желудок κρυπτός [крюптос / криптос] скрытый

νόμος [номос] закон ’ι ατρός [иатрос] врач

κόσμος [космос] порядок, мир πολίτης [политес] гражданин

Задание 2 (8 баллов)

Вставьте недостающие слова в пословицы.

Овчинка _________ не стоит. ________ место пусто не бывает. Бедному собраться – только ________. ________ворона и куста боится. На словах – что на гуслях, а на деле – что на ________. Соловья _________ не кормят. _____________ — знак согласия. Привычка – вторая ________.

Задание 3 (8 баллов)

Выберите ряд, в котором приставка ДО— с постфиксом –СЯ (-СЬ) образует слова со значением «доведение действия до отрицательного результата». Запишите номер этого ряда.

Докопаться, достучаться, додуматься, докричаться.

Довериться, дожиться, добиться, довестись.

Доводиться, добавиться, достаться, добываться.

Добегаться, доиграться, досмеяться, доработаться.

Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, и исправьте ошибки:

Ответ по заявлению, уделять большое внимание на учёбу, оперировать с неточными данными, поступить вопреки правил приличия, коллега по профессии, тосковать по семье, играть важную роль, иметь огромное значение, четверо учениц, благодаря героизму.

Задание 5 (5 баллов)

Объясните причину орфографических ошибок в следующих словах: дезынфекция, дезынформация, контрыгра, сверхызящно.

Задание 6 (5 баллов)

Запишите прилагательное 265-летний без использования цифр.

Задание 7 (8 баллов)

Какие художественные приемы и средства используются в подчеркнутых фрагментах?

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

2. Я пережил и многое и многих

И многому изведал цену я.

3. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, тот, конечно, поймет мое желание передать, нарисовать эти волшебные картины. (М.Ю.Лермонтов)

4. Стань свободным, словно ветер, / К путешествиям готовый. (А.Б.Кердан).

Задание 8 (30 баллов).

Прочитайте отрывок из миниатюры М.Пришвина. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта миниатюра? Какова её идея? Какие типы речи соединены в этом тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка.

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. И от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

Новые и новые препятствия встречает вода. И ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

Выбранный для просмотра документ Ключи .doc

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Школьный этап Всероссийской олимпиады

2013 – 2014 учебный год

Максимальное количество баллов – 80.

Задание 1 (10 баллов: по 2 балла за каждое слово).

1) космополит; 2) полиглот, 3) криптография, 4) педиатр, 5) гастроном.

Задание 2 (8 баллов: за каждое вставленное слово – 1 балл).

Выделки. Свято. Подпоясаться. Пуганая. Балалайке. Баснями. Молчанье. Натура.

Задание 3 (За верный ответ – 8 баллов, за неверный ответ – 0 баллов).

Задание 4 (Максимально — 6 баллов. За каждую ошибку вычитать 0,5 балла из общего зачета)

Ответ на заявление, уделять большое внимание учёбе, оперировать неточными данными, поступить вопреки правилам приличия, коллега, четыре ученицы.

Задание 5 (5 баллов)

На конце этих приставок произносятся твердые согласные. Поэтому в соответствии с нормами русской орфоэпии после них вместо [и] произносится [ы], что и стало причиной орфографических ошибок.

Задание 6 (5 баллов).

Задание 7 (8 баллов: по 2 балла за каждый верный ответ)

1. Риторическое обращение. 2. Лексический повтор. 3. Эпитеты. 4. Сравнение.

Задание 8 (30 баллов)

Критериальная модель оценивания творческого задания

(восприятие, оценка, понимание идеи произведения)

Верно описана художественная картина, изображенная автором в произведении, выражены мысли и чувства

Верно определена идея

Определены типы речи, приведены доказательства.

(3 балла за определение типов речи: по 1 баллу за каждый тип речи в каждой микротеме и 9 баллов за доказательства: по 3 балла за каждый тип речи).

Названы ведущие языковые средства, помогающие создать художественные образы, приведены примеры из текста.

(по 1 баллу за каждое средство)

Соблюдено единство стиля текста.

Текст отличается композиционной стройностью и логичностью.

Выводы аргументированы, результаты исследования убедительны (удачно приведены цитаты из текста).

Позиция автора текста выражена четко

Речевое оформление текста соответствует требованиям хорошей речи

Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки

В творческом задании оценивается умение

умение выразить свои мысли и чувства, понимание авторской идеи (5 и 5 баллов) Идея философской миниатюры-притчи выявляется через приём олицетворения природы, сопоставления жизни природы и человека: ручей (вода) не боится преград, человек должен черпать мудрость у природы, не отчаиваться, учиться преодолевать трудности, которые лишь закаляют характер, дают новые силы для жизни. В преодолении трудностей, в вечной борьбе заключается смысл жизни;

способность применять знания лингвистики и стилистики на практике: определение типа речи (12 баллов: 3 балла за правильное определение типа речи, 9 баллов за развёрнутое доказательство).

Текст первого абзаца можно охарактеризовать как повествование (глаголы иду, вижу, слушаю, думаю передают действия героя повествования, обозначают цепочку событий).

Во втором и третьем абзацах представлено описание с элементами рассуждения: картины природы переданы как мысли автора по поводу увиденного.

Доказательство выявленных типов речи: вопрос к микротеме, структура микротекста, средства связи между предложениями, морфологические и синтаксические особенности.

изобразительно-выразительные средства (5 баллов):

— сравнение (будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе) (1 балл);

— инверсия (вижу я; новые и новые препятствия встречает вода) (1 балл);

— олицетворение (вода встречает преграду… распускает пузыри) (1 балл);

— другое (задание не может быть исчерпывающим) (2 балла)

конструировать текст-сочинение по основным риторическим канонам (8 баллов).

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Даны словосочетания: Какие из них являются ошибочными, а какие – закрепились в русском языке и соответствуют литературной норме?

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Ваш ответ

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

решение вопроса

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,096
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

💥 Видео

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

10 класс. Элективный курс "Нормы литературного русского языка". О языковой нормеСкачать

10 класс.  Элективный курс "Нормы литературного русского языка". О языковой норме

Орфоэпические нормы современного русского языка. Русский язык. 11 классСкачать

Орфоэпические нормы современного русского языка. Русский язык. 11 класс

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Тест по ЛИТЕРАТУРЕ. Писатели и произведенияСкачать

Тест по ЛИТЕРАТУРЕ. Писатели и произведения

ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать

ЦТ А27. Синтаксические нормы
Поделиться или сохранить к себе: