Соотношение успеха в деятельности и самооценки называется словосочетанием

Содержание
  1. Связь самооценки и уровня успешности деятельности
  2. 1. Психологическая сущность самооценки
  3. 2. Различные взгляды на понятие самооценка в психологической науке
  4. 3. Определение категории «успешность деятельности» в психологии
  5. Выводы
  6. Выводы
  7. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. Особенности самооценки пожилых людей
  9. Особенности мотивации к учебной деятельности у старшеклассников
  10. Примеры похожих учебных работ
  11. Психодиагностические методы исследования личности
  12. Психология индивидуальности личности
  13. Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных страдающих депрессивными .
  14. Влияние самооценки учащихся на уровень стрессоустойчивости
  15. Самооценка подростков и уровень их ситуативной тревожности
  16. Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика сформированности трудовых .
  17. Самооценка и успех в жизни и деятельности
  18. 📺 Видео

Видео:Сила уверенности в себе. Брайан Трейси. [Аудиокнига]Скачать

Сила уверенности в себе. Брайан Трейси. [Аудиокнига]

Связь самооценки и уровня успешности деятельности

Спасибо инвесторам из Азино 777

Связь самооценки и уровня успешности деятельности.

Видео:Правильная САМООЦЕНКА для УСПЕХА, любви и созидания - какая она?Скачать

Правильная САМООЦЕНКА для УСПЕХА, любви и созидания - какая она?

1. Психологическая сущность самооценки

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается прежде всего под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди: человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек является на самом деле) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности. Самооценка зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. На ранних ступенях развития ребенка оценки окружающих играют в формировании самооценки исключительно большую роль, поскольку анализ собственной деятельности еще малодоступен ребенку. В дальнейшем, по мере накопления опыта, все больше значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Успешность педагогического воздействия на ребенка в значительной мере определяется тем, какую самооценку удается сформировать в процессе обучения и воспитания. Достаточно высокая адекватная самооценка позволяет ребенку легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, критично воспринимать опыт и оценки других. Доброжелательность к ребенку, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм – необходимые условия развития адекватной самооценки.

Анализируя тот смысл, в котором используется понятие самооценка во многих психологических работах, мы можем сказать, что в одних работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию «представление о себе». В других работах под самооценкой имеется в виду общее отношение к себе. ( С. Л. Рубинштейн, Л. В. Бороздина, К. Левин, Л. И. Божович, А. В. Петровский, У. Джемс, К. Хорни и д.р.) Это неодинаковая позиция авторов отражает истинное положение, так как самооценка действительно, по сути – и представление и отношение личности к себе. Однако, на наш взгляд в ряде исследований понятие самооценка употребляется не по назначению и вернее было бы использовать понятие представление о себе. В понятии самооценка в большей степени отражено именно отношение к себе личности, хотя, естественно, отношение строится на представлении. Таким образом, и в ряде других случаев понятие адекватность представления о себе значительно более точно отразит суть измеряемого параметра, чем понятие адекватности самооценки. Говоря о самооценке личности как об отношении к себе, мы должны иметь в виду, что общая самооценка личности, по сути, представляет собой структуру самооценок. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоциональное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.

Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.

Итак, знания о себе человек черпает в общении с окружающими, а его индивидуальный опыт есть не что иное, как реализация усвоенных форм общественного сознания, поле практической проверки этих знаний, позволяющей преломить сквозь призму собственных переживаний оценки, усвоенные в общении. Окружающие транслируют ребенку не только свой собственный образ его, но и отношение к нему, «вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образами и делами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать». Противопоставление, абсолютизация роли «другого» или индивидуального опыта в формировании самосознания и самооценки как его компонента лишено оснований, поскольку они действуют в диалектическом единстве. Более целесообразным представляется функциональное разведение этих факторов. Так, М.И. Лисина высказывает точку зрения, согласно которой индивидуальный опыт больше участвует в формировании у ребенка когнитивной части образа самого себя, в то время как его аффективная часть конструируется в основном под влиянием общения.

Осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо прежде всего отдавать себе отчет в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное «я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития? С решением этих вопросов связан выбор качеств самооценки, которые мы будем формировать у ребенка.

Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализ ситуации оценивания, а можно строить ее как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности. Структурные компоненты, формы, виды самооценки находятся в неоднозначных связях и отношениях; их единство и взаимодействие и определяет ценность и значимость этого личностного образования как фактора саморегуляции.

Видео:КАК ПОВЫСИТЬ СВОЮ САМООЦЕНКУ / СТАТЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕСкачать

КАК ПОВЫСИТЬ СВОЮ САМООЦЕНКУ / СТАТЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ

2. Различные взгляды на понятие самооценка в психологической науке

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной–У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности – ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Ведущая роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.

Итак, в исследованиях решаются проблемы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с другой – самосознания и самооценки. Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.

Сложность изучения проблемы самооценки определяется также тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый. Изучение специфики репрезентации в самооценке этих аспектов сопряжено с разными задачами исследования: с задачей раскрытия путей, условий и способов ее порождения, развития и функционирования и с задачей выявления ее показателей как личностного образования, интегрирующего в определенные системы знания человека о себе и его отношение к себе.

Двуединая природа самооценки нашла отражение и в тех определениях, которые ей даются в психологической литературе: в них либо актуализируются ее операциональные характеристики, фиксируются способы, с помощью которых человек оценивает себя, либо выделяются показатели ее как личностного образования. В самооценке видят проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами форму отражения отношения к себе, личностное суждение о собственной ценности, позитивную или негативную установку на себя и т. п.

Проявления самооценки как личностного образования изучены более широко, в то время как ее процессуальные характеристики раскрыты далеко недостаточно. Вместе с тем подход к самооценке как к сложноструктурированному системному образованию необходимо связан с реализацией комплексного исследования – изучения присущей человеку специфики самооценивания в единстве с его итогами и условиями, обеспечивающими ее оптимальное формирование.

Оценить какое-либо проявление объективного или субъективного мира значит определить свое отношение к нему, установить его значимость, меру соответствия общественно принятым нормам, критериям, выработанным человеком принципам. Содержательная сторона оценки – одобрение или осуждение, принятие или критика, симпатия или антипатия – определяется многими факторами: социальной позицией человека, его установками, взглядами, мировоззрением, интеллектуальным и нравственным развитием; мотивами, средствами и целями действия, его условиями, местом в системе ценностей человека.

Ситуация самооценивания (если это ситуация подлинно самооценочная) ставит человека перед необходимостью решения двух задач: задачи, ориентированной на анализ объекта, по отношению к которому он примеривает свои силы, и самого себя как носителя психических качеств, подлежащих оценке. В этих условиях самооценка представляет собой результат анализа человеком этих двух реальностей, приобретая характер интеллектуально-рефлексивного действия. Исследование процесса ее порождения и функционирования связано с изучением употребляемых человеком средств ее обоснования.

В немногочисленных работах, посвященных решению данного вопроса, в качестве средств самооценки выделяются «личностные смыслы» как преобразованные в ходе индивидуального опыта значения, языка, выработанные человеком эталоны, идеальные уровни выраженности качества, кристаллизующиеся в его сознании стандарты, субъективные координаты опыта и т. п. Основанием самооценки выступают и прямые обращения человека к внешним оценкам, к своей эмоционально-потребностной сфере. Человек использует названные выше средства либо автоматически, интуитивно, либо соотнося их с комплексным анализом оценочной ситуации; при этом как механизм саморегуляции самооценка обретает разную степень действенности и надежности; большую высоту им придает обращение человека к вычерпыванию объективных и субъективных факторов, заложенных в оценочной ситуации, поскольку в этих условиях более выражение проявляются позитивные показатели самооценки, например ее реалистичность и критичность.

Наличие данных зависимостей позволяет поставить вопрос об особой роли в формировании самооценки оснований и средств ее обеспечения и рассматривать их в качестве факторов, определяющих ее регулятивные функции.

В реальной жизнедеятельности человека самооценка функционирует как на вербально-осознанном, так и на интуитивном уровнях. Неосознанный уровень ее функционирования адекватен либо стандартным, привычным для него ситуациям, либо, наоборот, экстремальным условиям, требующим от него быстрого принятия решений. На ранних этапах развития ребенка самооценка также чаще функционирует на неосознанном уровне, проявляясь как непосредственное отражение оценок окружающих. Развитый уровень самооценки соотносим с наличием у человека умения обосновать ее актуализировать используемые средства ее обеспечения. Становление самооценки как механизма произвольной психической регуляции связано, с одной стороны, с усилением процессов самосознания, с другой – с их свертыванием и автоматизацией.

Функционирование самооценки как интеллектуального действия придает ей рефлексивный характер. Именно рефлексия, по мысли Л.С. Выготского, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать «я» действующее, рассуждающее и оценивающее. Рефлексия, как отмечает X. Хекхаузен, наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может «оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих». Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением.

Как особый психологический феномен самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания, как «образ я» и «я-концепция». «Образ я» есть некоторая система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы «образа я» в исследованиях рассматривается «образ самого себя, репрезентирующий целостное отношение ребенка к себе». «Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне – как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер; в «я-концепции» исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности. Отражение в «я-концепции» интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождественность и целостность. «Я-концепция» детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон собственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «я-концепции», обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе. Р. Бернс отмечал, что в более узком смысле «я-концепция» и есть самооценка.

Будучи сложноструктурированной системой, самооценка функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Ее структура представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Некоторые исследователи выделяют третий компонент–поведенческий, однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности – от элементарных представлений до концептуально-понятийных; эмоциональный – отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей.

Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.

Итак, знания о себе человек черпает в общении с окружающими, а его индивидуальный опыт есть не что иное, как реализация усвоенных форм общественного сознания, поле практической проверки этих знаний, позволяющей преломить сквозь призму собственных переживаний оценки, усвоенные в общении. Окружающие транслируют ребенку не только свой собственный образ его, но и отношение к нему, «вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образами и делами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать». Противопоставление, абсолютизация роли «другого» или индивидуального опыта в формировании самосознания и самооценки как его компонента лишено оснований, поскольку они действуют в диалектическом единстве.

Видео:ЗДОРОВАЯ САМООЦЕНКА. ТРИ ШАГА К УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ | РАДИСЛАВ ГАНДАПАССкачать

ЗДОРОВАЯ САМООЦЕНКА. ТРИ ШАГА К УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ | РАДИСЛАВ ГАНДАПАС

3. Определение категории «успешность деятельности» в психологии

Успешность является одним из наиболее трудных понятий для определения, так как у разных людей оно вызывает различные ассоциации и к тому же связано с индивидуальной системой оценок и ценностей. Вместе с тем в силу ориентации современного человека на успех данное понятие привлекательно в разных социальных кругах – среди бизнесменов, политиков, молодежи.

Человек, являясь существом социальным по своей природе, постоянно находится в пространстве контекстов и смыслов. Любые представления, в том числе и представления об успехе/успешности, формируют и во многом определяют систему ценностей личности, оказывая влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний.

С точки зрения психологической теории понятие «успешность» может рассматриваться в различных контекстах. Как концепт оно соотносимо с определенным социальным явлением и описывает его с позиций той или иной психологической концепции (теории мотивации, развития и пр.). Также его можно расценивать как своего рода конструкт, имеющий социальную природу, но, тем не менее, существующий в сознании индивида, участвуя наряду с другими понятиями в формировании картины мира.

Таким образом, в качестве предмета социально-психологического изучения успешность предстает в двойственном, субъективно-объективном понимании. Объективность заключается в проявлении данного феномена в конкретно-социальной сфере бытия, взаимосвязи с условиями и обстоятельствами жизни человека при его взаимодействии с другими людьми. Субъективность подразумевает связь с внутренним миром личности, что определяет специфически-индивидуальное восприятие жизни, ее осмысление и выработку эмоционально окрашенного отношения к ней.

На основе обзора существующих в психологии различных концепций понятия «успешность», рассматривающих его в качестве основной характеристики человеческой деятельности, можно отметить следующее. «Успешность» определяется, во-первых, как одна из базовых потребностей индивида и изучается в качестве стимула его поступков; во-вторых, как основной мотив поведения и тогда анализируется в качестве цели, на достижение которой направлены значительные усилия индивида; и, в-третьих, как результат эффективной деятельности, предстающий в качестве оценки как со стороны самого субъекта, так и со стороны окружающих.

В качестве элемента структуры индивидуальных представлений «успешность» может выступать либо как понятие или значение (в случае обобщения и систематизации полученной информации об окружающем мире), либо как личностный конструкт, имеющий индивидуальную и коллективную составляющие. Индивидуальное содержание основано на биографическом опыте, а коллективное – представляет собой преломленные в личном сознании коллективные представления об успехе, успешной деятельности и успешно действующей личности, свойственные современникам данного индивида.

Рассматривая понятие «успешность» в качестве конструкта, мы допускаем, что человек, вкладывая в него определенное содержание, начинает истолковывать окружающие его явления, себя, людей и предметы сквозь призму этого содержания, и организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (‘конструирует’) будущие события.

Изучение успешности в таком понимании предполагает выделение особых категориальных структур, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности – структур обыденного сознания. В то же время следует отметить, что исследований успешности в подобном общетеоретическом плане практически не проводилось, поэтому сложно описать, что скрывается за данным понятием в представлениях различных групп населения.

Семантическое поле понятия «успешность» представлено достаточно разнопланово, оно гетерогенно и поливариативно по своему характеру, что подтверждает многозначность самого понятия.

Выделяют четыре основных компонента, которые являются его базовыми характеристиками. Это, прежде всего, благополучная социализация индивида, которая особенно важна в юности и молодости, так как обеспечивает поддержку и признание, совместное времяпрепровождение, подразумевающее общность интересов и совместные занятия, служит источником и удовлетворенности.

Второй компонент указывает на социально-экономический аспект успешности и обозначен как внешняя сторона успешности. Это в определенной степени стереотипный образ, наиболее обобщенное представление об успешности или успешных людях, существующий в обществе.

Третий компонент называет факторы, которые позволяют достичь результатов. Выявляются как внутренние ресурсы личности, так и внешние условия (удача). Данный компонент обозначен как ресурсы в достижении успешности.

Четвертый фактор объединяет деятельностные сферы успешности и получил название успешность как результат деятельности

В общем можно сказать, что успешность понимается двояко: во-первых, как активность, достижение чего-то или результат достижений, во-вторых, как состояние. В зависимости от этого выделяются ее различные аспекты. В первом случае понятие «успешность» связано с ресурсами и результатами (общественное положение, материальная обеспеченность). Во втором случае имеется в виду эмоциональная сторона, субъективная оценка, или обладание чем-то: материальные блага, друзья.

Изучение успешности в качестве конструкта является значимым для выявления ценностных ориентаций личности, что способствовало бы разработке и оптимизации программ по адаптации, повышению эффективности личности не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Выяснение ценностных ориентаций различных социальных групп, в свою очередь, служило бы хорошей базой для разработки тренингов, ориентации образовательных программ, выяснении целевой аудитории. Безусловно, данные подобных исследований могли бы найти применение в рекламе, менеджменте, консультировании.

Выбор психодиагностического инструментария осуществляется в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик. Можно выделить три наиболее подходящие методики.

1. Личностный опросник для молодёжи HSPQ Р. Кетелла. Методика представляет собой вариант адаптированного опросника Р.Кетелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов, обозначенных соответствующими латинскими буквами, – в связи с названиями этих факторов. Опросник содержит 105 положений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов, и заполняется так, что испытуемый должен выбрать один из возможных ответов.

2. Методика самооценки (Будасси). Методика позволяет определить три уровня самооценки (низкая, высокая и средняя). Из предложенного списка слов респонденты выбирают те, которые на их взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Из выбранных 20 слов выбираются наиболее неприятные для респондентов. Далее из оставшихся 19 слов так же выбирается наиболее неприятное качество и ставится напротив этого слова цифра 2 и так далее.

3. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник включает следующие шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого; Шкала I – самоуважение; Шкала II – аутосимпатия; Шкала III – ожидание положительного отношения от других; Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Видео:КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценкеСкачать

КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценке

Выводы

В результате изучения основ взаимодействия самооценки и успешности мы выявили многогранность понятий самооценка и успешность в фокусе психологической науки.

Многие известные психологи характеризовали понятие самооценка. В итоге можно сформулировать основное о данном понятии:

1. самооценка функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Ее структура представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Некоторые исследователи выделяют третий компонент–поведенческий

2. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «я-концепции», обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе.

3. Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.

Касаемо самооценки, как фактора успешности личности необходимо отметить, что психологами выявлена прямая связь: чем выше самооценка, тем выше уровень успешности. Но есть предел – относительная величина при достижении которой высокая самооценка сводит к нулю уровень успешности.

Видео:🚀 Бесплатный вебинар «Составляем личный астропрогноз на 2024 год»Скачать

🚀 Бесплатный вебинар «Составляем личный астропрогноз на 2024 год»

Выводы

Успешность и самооценка очень сильно взаимосвязаны. Реализация себя, как успешной личности практически невозможна с низким уровнем самооценки.

Анализ имеющихся в исследованиях теоретических и эмпирических данных позволяет охарактеризовать самооценку как системное образование и предложить следующую ее структурно-динамическую модель: самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности.

Опосредствованная познанием внешнего мира, активным взаимодействием с ним субъекта, самооценка является по своей природе социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и важнейшее личностное образование.

Как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития.

Самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах: общей и частной; первая отражает обобщенно-интегральные знания субъекта 6 себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая – оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств.

Структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным, отражающими знания субъекта о себе и отношение к себе, качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

Временная отнесенность содержания самооценки определяет ее виды: самооценка функционирует как прогностическая, актуальная и ретроспективная; в своем развитии эти виды претерпевают постоянные взаимопроникновения и взаимопереходы.

Онтогенез самооценки связан с формированием у ребенка дифференцированных и обобщенных знаний о себе как внутреннего условия развития устойчивых ориентации относительно себя и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Становление самооценки в возрастном и индивидуальном аспектах – единый и непрерывный процесс, в ходе которого каждая ее составляющая (компоненты, формы, виды, показатели) как сложноструктурированного, системного образования обнаруживает свою динамику.

Составляющие самооценки характеризуются как специфическими, так и идентичными показателями, становление которых определяет ее уровневые проявления как развивающейся системы, надежность и действенность ее функционирования как механизма саморегуляции.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общением с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование.

1 Анищенко С.А. Курс «Основы гендерной психологии» на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ //Психология в ВУЗе: Ежеквартальный научно-методический журнал №3.: Изд-во Москва-Обнинск, 2004.

2 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3 Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол. 1971. № 3.

4 Гербет. О.И. Роль самооценки в самореализации личности. //Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы 8-й региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся. В 2-х частях. Бийский гос. пед. ун-та им. В.М. Шукшина. – Бийск: РИО БПГУ имени В.М. Шукшина, 2006.

5 Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. 1980. № 4.

6 Ильин Е. П., Сафонов В. К., Киселев Ю. Я. Психология спорта: современные направления в психологии. Л., 1989.

7 Квинн В.Н. Прикладная психология. – СПб.: Феникс, 2005.

8 Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания. – СПб.: Питер, 2001.

9 Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал, 1981, № 3.

10 Кордуэлл Майк. Психология. Словарь. – М., 1999

11 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

12 Психологический словарь для родителей (и не только для них)//www.psyholog.ru

13 Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991.

14 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004.

15 Самооценка младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. // Вестник МГУ. Психология. – М.: 2001.

16 Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у студенческой молодежи. М.: Академия, 2000.

17 Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990.

18 Соколова Е.Т., Столинн В.В. Самосознание и самооценка личности подростка. – М.: Просвещение, 200.

19 Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры. СПб., 1999.

20 Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Просвещение, 2003.

21 Субъективная оценка в структуре деятельности / Отв. ред. Ю. М. Забродин. Саратов, 1987.

22 Теплов Б. М. Избр. труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1985.

23 Фолкэн Чак Т. Психология – это просто. – М.: Гранд, 2002.

24 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2 т. // Пер. с немецкого. / Под ред. Величковского Б.М.. – М.: Педагогика, 2005.

25 Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности. – М.: Юнити, 2000.

26 Чеснокова И.И.. Особенности развития самосознания. – М.: Академия, 2004.

27 Чеснокова И.И.. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 2001.

28 Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.

29 Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах, 2003.

30 Эфорина В.Л. Методы и тесты по выявлению уровня самооценки. – М.: Юнити, 2006.

Видео:ЗДОРОВАЯ САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ: ультимативный гайдСкачать

ЗДОРОВАЯ САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ: ультимативный гайд

СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи самооценки и уровня успешности деятельности 4

1.1. Самооценка и уровень притязаний 4

1.2. Мотивация и успешность деятельности 9

2. Практическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня успешности деятельности 16

2.1. Подготовка и проведение исследования 16

2.2. Анализ результатов и выводы 20

2.3. Психокоррекция самооценки и мотивации 24

Список использованной литературы 28

Приложение 1 29

Приложение 2 31

Одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самосознание.

В самосознании проявляется сложная совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. В нем соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления человека, в результате чего личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности.

В настоящие время такой подход к изучению самосознания личности активно развивается в рамках отечественной психологии личности и общей психологии.

В последнее время резко возросло количество различных психических травм и неврозов, связанной с деятельностью или потерей работы у многих профессиональных категорий людей (научные работники, военные, педагоги и т.д.).

Значение знаний о самоотношении, как части общей Я-концепции, при этом резко возрастает в интересах оказания психологической помощи.

Стратегия профессиональной карьеры, успешность в выбранной сфере деятельности во многом зависит и от уровня притязаний людей. Если они разумно сочетаются с требовательностью к себе, то способствуют повышению деловой активности, достижению лучших результатов и получению более полного удовлетворения от работы. Пониженный уровень притязаний обычно сопровождается сокращением требовательности к себе, ожиданием указаний от руководства, пассивностью. Чрезмерная рефлексивность снижает активность и подавляет инициативу, мешает успешной карьере.

С позиций психологии эта проблема наиболее полно исследована зарубежными учеными (А.Митчеллом, А.Бандурой, Д.Роттером и др.), оформившись в теорию социального научения [16, c.373]. Согласно этой теории одним из особо значимых качеств является самоэффективность личности. Ряд исследователей выдвинули и эмпирически подтвердили предположение о том, что к базисным личностным качествам работников, обладающих высоким уровнем мотивации к карьере, относятся самоэффективность и самоуважение. Этот феномен психологически связан с наличием (или отсутствием) у человека уверенности, что он обладает необходимой компетенцией для достижения желаемого результата. Ожидание высокой эффективности становится условием начала и устойчивого продолжения (несмотря на трудности) того или иного вида деятельности. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет его дальнейшее поведение: расширяет или ограничивает возможности выбора сфер деятельности и характера карьеры, позволяет верно определить возможности роста, место среди коллег по работе. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, уровень критичности и требовательности к себе, отношение к успехам или неудачам.

Особенности самооценки пожилых людей

. самооценки. 4. Провести эмпирическое исследование самооценки одиноких пожилых людей. Предмет исследования: анализ самооценки пожилых одиноких людей. Объект исследования: пожилые одинокие люди. Предмет исследования: корреляция между генезисом самооценки пожилого человека и уровнем . Профессионализм педагогической деятельности. СПб., . программы в отношении населения . Психология изучения личности. СПб., .

Во второй половине ХХ в. мотивационные концепции разрабатывались в трудах Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. В отечественной психологии А.Н.Леонтьевым была создана теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. Мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М.Ш. Магомед-Эминов, Т.В. Корнилова, И.М. Палей и многими другими. Вопросы взаимосвязи мотивации деятельности и самооценки личности разрабатывались психологами различных направлений (бихевиористсткого, когнитивного, гуманистического).

Объект исследования: самооценка.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и мотивации деятельности.

Цель исследования: изучить взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности.

Гипотеза исследования: преобладание мотивации к успеху или мотивации к избеганию неудач связано с уровнем самооценки индивида.

 провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме взаимосвязи самооценки и успешности деятельности;

 показать зависимость самооценки и уровня притязаний от успешности деятельности;

 изучить концепции мотивации достижения и неудач;

 провести экспериментальное исследование самооценки, уровня притязаний, мотивации к успеху и избеганию неудач;

 выявить взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией деятельности;

 дать рекомендации по коррекции уровня притязаний и мотивации деятельности для повышения ее успешности.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, экспериментальный метод (тестирование).

Исследование проводилось на базе института.

В выборку исследования вошли 25 студентов 1 курса (из них 16 девушек и 8 юношей; средний возраст – 17 лет)……..

Список использованной литературы

1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. – С.90-91.

Особенности мотивации к учебной деятельности у старшеклассников

. старшего школьного возраста. Предмет исследования: мотивационная сфера личности старшеклассников. Цель исследования: изучить особенности мотивации к учебной деятельности у юношей и девушек старшего . данной работе исследуется вопрос о мотивации старшеклассников к учебной деятельности, а также различия между мотивацией юношей и девушек. Объект исследования: личности юношей и девушек .

2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 1992. – Т.13, №4.– С.99-101.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

4. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии. – 1984. — №1.

5. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

8. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

10. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – С.116-129.

11. Психология личности. Хрестоматия: В 2-х т. – Т.1. – Самара: Бахрах, 1999. – С.31.

12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с.

13. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С.34-37.

14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. – Т.2. – М.: Педагогика, 1986.

15. Хисамбеев Ш.Р. Оценка мотивации учащихся как средство экспертизы программ дополнительного образования // Развитие и саморазвитие ученика и учителя. Материалы Всероссийской конференции, Орск, 6-7 апреля 2001 г. Часть 3. – Оренбург: Изд-во ИПКРО, 2001. – С. 34-41.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

17. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. – 1996. — №3. – С.116-131.

Примеры похожих учебных работ

Психодиагностические методы исследования личности

. самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. 2.Метод исследования личности ( Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн) К методикам, направленным на исследование самооценки, следует .

Психология индивидуальности личности

. способностей и умений, темперамента и характера. В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго .

Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных страдающих депрессивными .

. отметить, что исследование нарушений личности не носит однозначного характера. Оно может выражаться в анализе изменений строения мотивов, их иерархии, их смыслообразования, в нарушении самооценки и уровня притязания, нарушения общения, .

Влияние самооценки учащихся на уровень стрессоустойчивости

. может ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. Уровень притязаний является одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека. Адекватный .

Самооценка подростков и уровень их ситуативной тревожности

. присутствия наблюдателей и уровня самооценки подростков с уровнем их ситуативной тревожности. Объект исследования — ученики 5 — 6 классов школы № 20 г. Череповца, перед ситуацией деятельности по решению анаграмм .

Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика сформированности трудовых .

. образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в . ; физических , умственных и нравственных . Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, .

Видео:15 советов моего психолога, которые сделали жизнь качественнейСкачать

15 советов моего психолога, которые сделали жизнь качественней

Самооценка и успех в жизни и деятельности

Соотношение успеха в деятельности и самооценки называется словосочетанием

С возрастом у каждого из нас появляется какая-то оп-ределенная область знания или практики, наиболее для нас существенная, интересная, соответствующая, как мы считаем, нашим потребностям, склонностям, способнос-тям, деятельность в этой области воспринимается как весь-ма социально значимая, а успехи в осуществлении этой деятельности переживаются нами как личностно значи-мые. С.Л. Рубинштейн говорил так об этом: «Я очень люб-лю пение, с величайшим удовольствием слушаю и очень ценю хороших певцов, но никто не уязвит меня, если взду-мает сказать, что я не умею петь. Я это сам отлично знаю и как ни люблю прекрасный человеческий голос, особен-но не страдаю от сознания, что сам им не обладаю. Но для человека, избравшего профессию певца, но для юноши, который мечтает именно на этом поприще завоевать себе славу, такое сознание было бы убийственным» 1 .

Самооценка человека в решающей степени складыва-ется на основании успеха или неуспеха в значимой для него деятельности и формирует тот или иной уровень при-тязаний личности на достижения в этой области. Реализо-ванный в деятельности уровень притязания личности ук-репляет ее самоуважение, нереализованный — разрушает или не дает возможности вообще сформироваться.

Американский психолог У. Джеймс вывел формулу са-мооценки, которую обозначал термином «самоуважение»: «Наше довольство собой в жизни, — писал он, — обуслов-лено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действи-тельных способностей к потенциальным, предполагаемым — дробью, в которой числитель выражает наш действи-тельный успех, а знаменатель — наши притязания.

Таким образом, уровень самоуважения порождается двумя противоположными тенденциями: тенденцией под-держивать свою самооценку, свой успех в деятельности на как можно более высоком уровне; тенденцией снижать свои притязания, чтобы не потерпеть неудачи и тем самым не нанести ущерба привычной самооценке. Умение «прими-рить» эти тенденции и в ходе конкретной деятельности реалистически отнестись к себе, к своим достижениям — одно из важных условий эффективности деятельности и развития личности. От уровня достижений в деятельности зависит уровень притязаний личности. Поэтому так важ-но, чтобы уровень достижений соответствовал реальному вкладу труда и творчества человека в деятельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. В противном слу-чае притязания будут формироваться как бы на «пустом месте», что может привести человека к разочарованию не только в деятельности, но и в себе самом, к нервному срыву и т.д. «Если ты что-нибудь делаешь, — говорил Л.Н. Толстой, — делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай». Эту же мысль высказывал Г. Лихтенберг: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу,чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

Еще на один аспект отношения человека к деятельности и к себе в этой деятельности необходимо обратить внима-ние: успех и неуспех могут быть поняты по-разному — или как чисто личный успех или как успех коллектива, успех общественного дела. Это зависит от мотивов деятельности: во имя чего человек работает. Великие люди потому, навер-ное, и становятся великими, что думают об успехе дела, которым они поглощены, а не о своем успехе и даже не о своей судьбе. Например, оставляя Москву без боя в 1812 г., вопреки мнению большинства русских военачальников, вразрез с требованиями царя и правящих сфер Петербурга, мало того, вразрез с голосом большинства армии и народа, М.И. Кутузов рисковал своим личным успехом полковод-ца, своей репутацией. Бессмертное величие М.И. Кутузова в том, что он не испугался страшной тяжести взятой на себя ответственности и сделал то, что по совести считал единственно правильным 1 .

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и про-изводные от него. Каждый из этих видов деятельности име-ет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах челове-ческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, прак-тической, в сфере нравственности, религии и пр.

Все основные виды деятельности — игра, учение, труд — присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих де-ятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, созда-вая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требует-ся особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни дея-тельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие — меньшее. А.Н.Ле-онтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степе-ни способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обус-ловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на дан-ной стадии его развития.

Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельно-стью является игра, для школьника — учебная деятельность, для взрослого — труд. Игровая и учебная деятельность со-здают условия для развития способностей и личности ре-бенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхож-дения в трудовую деятельность взрослых.

Соотношение успеха в деятельности и самооценки называется словосочетанием

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

📺 Видео

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Самый практичный способ обрести уверенность в себе (3 важных этапа)Скачать

Самый практичный способ обрести уверенность в себе (3 важных этапа)

Брайан Трейси: Чем выше ваша самооценка, тем большего вы сможете достигнуть.Скачать

Брайан Трейси: Чем выше ваша самооценка, тем большего вы сможете достигнуть.

Про самоценность и уверенность. Подкаст #1Скачать

Про самоценность и уверенность. Подкаст #1

7 Привычек Людей С низкой СамооценкойСкачать

7 Привычек Людей С низкой Самооценкой

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл КарнегиСкачать

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл Карнеги

Аффирмации "Уверенность в себе" 💪 Лучшие аффирмации на уверенность от гипнолога Елены Вальяк! 🎯Скачать

Аффирмации "Уверенность в себе" 💪 Лучшие аффирмации на уверенность от гипнолога Елены Вальяк! 🎯

Самооценка и смысл жизни. Лекция Ольги ДемчукСкачать

Самооценка и смысл жизни. Лекция Ольги Демчук

низкая самооценка? посмотри это видеоСкачать

низкая самооценка? посмотри это видео

Самооценка: почему это не так важно, как кажется.Скачать

Самооценка: почему это не так важно, как кажется.

Аффирмации на каждый день🌀Сильнейшие аффирмации для поднятия самооценкиСкачать

Аффирмации на каждый день🌀Сильнейшие аффирмации для поднятия самооценки

Как повысить самооценку?!Скачать

Как повысить самооценку?!
Поделиться или сохранить к себе: