Сокули ломоносовский район ударение

Содержание
  1. Сокули ломоносовский район ударение
  2. В 18 в. деревня в Копорском уезде.
  3. В Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) хранится Копия межевой книги генерального межевания от 19.06.1775 г. части И-4 земли в Копорском у. — мызы Гостилицы с деревнями Сокули и Новая владения графа Разумовского Кирилла Григорьевича[1].
  4. Фонетический разбор слова «сокули»
  5. Фонетический разбор «сокули»:
  6. «Сокули»
  7. Характеристики звуков
  8. Смотрите также:
  9. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  10. Морфологический разбор слова «сокули»
  11. Фонетический разбор слова «сокули»
  12. Карточка «сокули»
  13. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  14. Что такое фонетический разбор?
  15. Фонетическая транскрипция
  16. Как сделать фонетический разбор слова?
  17. Пример фонетического разбора слова
  18. Фонетика и звуки в русском языке
  19. Гласные звуки в словах русского языка
  20. Фонетика: характеристика ударных гласных
  21. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  22. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  23. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  24. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  25. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  26. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  27. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  28. Позиционное оглушение/озвончение
  29. Мягкие согласные в русском языке
  30. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  31. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  32. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  33. Памятный знак на месте гибели И. К. Скуридина
  34. Фотографии
  35. Описание

Видео:В Ломоносовском районе решают судьбу дачных угодийСкачать

В Ломоносовском районе решают судьбу дачных угодий

Сокули ломоносовский район ударение

Спроси у краеведа

Интересующей вас информации о научных работах В.А. Лапина в фондах ЛОУНБ обнаружено не было.

1. Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского, Информационный центр петербурговедения.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки,44.

2. Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Адрес: 190000,Санкт-Петербург, Театральная пл., д.3.

3. Российская национальная библиотека

Адрес:191069, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 18

Телефон : (812) 718-85-92

Номер запроса: 1822
Цель запроса: Познавательная
Населенный пункт: г. Тольятти
ФИО: Свердлова Олимпиада Евгеньевна Вопрос:
Здравствуйте! В связи с поисками информации о погибшем в годы ВОВ дедушке интересует деревня Буяницы Волосовского района Ленинградской обл. Существовала ли в Ленингр. обл. с 1914г. по настоящее время ещё одна деревня с таким же названием? Существовала ли (или существует) в Ленингр. обл. деревня БуяниНцы и, если да, то когда и где? Спасибо! Ответ:

Деревня Буяницы находится в Зимитицком сельском поселении Волосовского района Ленинградской области.[1]

[1] Административно-территориальное деление Ленинградской области / под общ. ред. В. А. Скоробогатова, В. В. Павлова, сост. В. Г. Кожевников. — СПб., 2007. – С. 153.

В 18 в. деревня в Копорском уезде.

В Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) хранится Копия межевой книги генерального межевания от 19.06.1775 г. части И-4 земли в Копорском у. — мызы Гостилицы с деревнями Сокули и Новая владения графа Разумовского Кирилла Григорьевича[1].

В 19 в. деревня входила в Ораниенбаумский (Петергофский) уезд.

Два крестьянина – жители Сокуль – Матвей Казин и Осип Матвеев были ополченцами в войну 1812 г., умерли 9.11.1812 г.[2]

В 1838 г. владелец Сокуль – полковник Потемкин. Деревня находится в 1-м стане уезда, в 30 в. от Ораниенбаума и в10 от местопребывания пристава. Число жителей по ревизии: 94 м. п., 101 ж. п.[3]

На 1848 г. дер. Сокули (Suokyla или Pihkowitz) отмечено как место обитания ижор, здесь проживало 18 душ м. п. и 15 ж. п. «при 126 маймистах обоего пола (в т. ч., 10 Эвремейсет и 116 Савакот)[4].

В 1856 г. по-прежнему деревня принадлежит Потемкину. Расстояние до Петергофа 25 в., от стана 30 по проселочной дороге. Число дворов: 38, душ мужского пола 76.[5]

В 1860 г. число душ крепостных людей: 70, число дворов: 30. Земли: 8,75 усадебной, 411,50 пахотной, 95,75 сенокосной, 29,25 под выгоном[6].

Местонахождение владельческой деревни на 1862 г. – по Копорской дороге, при колодце, от уездного города и становой квартиры в 25 в. Число дворов: 30, душ 66 м. п., 67 ж. п.[7]

В ЦГИА хранится план надела крестьян дер. Сокули за 1862 г.

В 1860-е года здесь были обнаружены последователи секты «скакунов». В частности, в ЦГИА хранятся документы «О переходе крестьянки Агафьи Авраамиевой из православного вероисповедания в секту скакунов» (1892-1896)[8].

В Сокульском сельском обществе на 1890 г. было 69 души, облагаемых хлебным сбором в сельские запасные магазины и содержавших хлебные запасы в натуре. На 1889 г. в магазинах не было ни озимого, ни ярового хлеба, все состояло в ссудах и недоимках[9]. Вообще отмечено, что общественный амбар для хранения хлеба очень мал и некоторым домохозяевам «дозволено» хранить его в собственных.

В 1891 г. с установлением санного пути земство собиралось вывезти камень на Сокули-Глядинский участок Красносельского тракта для сплошной засыпки щебнем на плохих участках дороги[10]. От Сокуль к Ропше вела уездная дорога 5 верст.[11]

В 1902 г. крестьяне подали жалобу на причисление к их обществу мещанина Александра Ильина[12].

В 1903 г. в деревне вспыхнула эпидемия сыпного тифа, для прекращения которой был нанят особый фельдшер и открывался временный приемный покой, в котором лежало 27 человек[13]. На содержание и обзаведение временного заразного барака было выделено земством 411 р. 05 к.[14]

На 1905 г. деревня входит в Гостилицкую вол., 2 земский уч., 3 стан, составляет Сокульское сельское общество, которое владело 111 дес. – участок мызы Забородье.[15]

На 1907 г. от дер. Сокуль в Гостилицком санитарном попечительстве представлен крестьянин Козин Иосиф Иванович[16].

В 1909 г. были судимы жители деревни – Верейский А. В. (приговорен к 6 мес. тюрьмы) и Карелин И. Р. (к 2 мес. тюрьмы)[17].

В 1910 г. был утвержден устав общества потребителей дер. Сокули Петергофского уезда[18].

На карте состояния садоводства и огородничества в Петергофском уезде за 1913 г. отмечено, что в дер. Сокули занимаются огородничеством.[19]

В 1900 г., 9 октября была открыта Сокульская земская школа. Ранее дети (12 человек) из деревни с населением 270 душ, ходили за 1-1 ½ в. в Дятлицкую школу.

На учебный год была арендована за 35 р. без дров обыкновенная деревянная, одноэтажная крестьянская изба на сплошном каменном фундаменте в ½ аршина вышины. Местоположение высокое, сухое, для игр детей служит широкая улица. Классная комната и квартира учительницы помещаются в одной комнате, разделенной легкой перегородкой на 2 неравные части. Пол щелистый, с накатом, потолок дощатый, стены голое дерево. Окна крошечные. Мебель – 7 парт из управы, сидят по трое, для остальных простые лавки и плоский стол. Комната учительницы темная, похожа больше на чулан. Класс душный, из соседнего коровника при топке тянет воздух. Посещает 30 учеников.[20]

На 1902 г. училище получает субсидию из Министерства народного просвещения.[21] Отмечена как переполненная, не имеет ни форточек, ни вентиляторов, проветривается только при помощи топки печи, построена более 20 л. назад[22].

С октября 1902 г. учителем служит Касалайнен Юлий Андреевич с жалованием в 300 р.[23] На 1911 г. оно составляет 338 р. 40 к. + добавочные за выслугу 60р.+ единовременное за выслугу лет 120 р.[24] На 1911 г. учитель тот же[25].

В течение 1903 года школа была закрыта – сельское общество отказалось содержать школьное помещение[26].

На 1905 г. школа обозначена как финская[27].

В 1909 г. на хозяйственное содержание школы было выделено 25 р.[28] В 1910 г. жалованье учителю за вычетом 6% в пенсионную кассу было вделено 338 р. 40 к., добавлено 30 р. за выслугу лет; за уроки Закона Божьего и разъездные было выделено 90 р. 75 к.; на хозяйственное содержание школы – 170 р.[29]

Итоги дальнейших обследований: открытие школы – 1908, постройки здания 1896. Здание деревянное, одноэтажное, Учащиеся из 2 деревень. В школе 3 отделения, 1 классная комната. Посещает 21 мальчик, 9 девочек (11 русских, 18 финнов, 1 эстонец/латыш; 11 православных, 19 лютеран).

Устройство пола ординарное, отделка стен бревенчатое, фундамент каменный, крышка покрыта дранкой. Здание не обшито снаружи и не отделано внутри. Освещение недостаточное и неправильное. С пола и из дверей сильно дует. Раздеваются в классе, вешалок нет. Ретирад общий для мальчиков и девочек, помещается на дворе, отдельно от школы, темный. Вместо выгреба – в земле просто яма. Помойной ямы нет. Классная доска 2 года не красилась. При школе нет умывальника, термометров и плевательниц. Резервуара для кипяченой воды при школе нет, дети пьют сырую воду.[30]

Осмотр состояние здоровье детей: 15 человек болезни глотки, 11 дистрофия зубов, 4 гиперплазия миндалин; глазные: 12 трахома, 1 конъюнктивит; у 1 лишай, у 2 чесотка[31].

Православные жители деревни принадлежали приходу Покровской церкви в Дятлицах, которая находилась в 2 в. от деревни. Кроме землепашества, крестьяне занимались заготовкой дров и извозом; женский пол проводил лето за сельскими работами, а зимой жил в Петербурге в услужении. В прихожанах отмечалась беспечность и леность к сельским работам: для женщин — пахать землю или косить траву считалось бесчестием. Зато прихожане отличались усердием к храму Божиему»[32].

Лютеране дер. Сокули (Suokylä) принадлежали приходу Serepetta / Серепетта, Жеребятки[33].

В гражданскую войну здесь проходили бои. Деревня упомянута в романе А. Куприна «Юнкера»[34].

С 1917 год по февраль 1923 г. Сокули входят в Сокульский с/с, Гостилицкую вол., Петергофский уезд.

2.1923-8.1927 Дятлицкий с/с, Гостилицкая вол., Гатчинский у. (Троцкий)[35].

Материалы об организации и деятельности Сокульского ЕПО Троцкого уезда (27 июня 1921 г. – 16 марта 1923 г.)[36], дело по наблюдению за деятельностью Сокульского потребительского общества (11 октября 1929 г. — 12 марта 1930 г.) хранятся в Ленинградском областном государственном архиве в г. Выборге. [37]

В ЦГА хранится переписка о наследовании имущества после смерти гражданки дер. Сокули Ев. Козиной (1922 г.) – фамилия родовая для дер. Сокули[38].

В марте 1923 г. в деревне произошел пожар, в результате чего было заведено уголовное дело[39].

8.1927-7.1930 Дятлицкий с/с, Ораниенбаумский р-н, Ленинградский округ.

На 1928 г. здесь проживало 342 человека.

7.1930-4.1960 Дятлицкий с/с, Ораниенбаумский (Ломоносовский р-н)[40]

На 1936 г. сельсовет обслуживает почтовое отделение Гостилицы, ближайшая железнодорожная станция – Ораниенбаум Балтийской ветки Окт. ж. д.[41]

В годы репрессий был выслан в 1932 г. крестьянин-финн Мавнуков И. А. (1873), расстреляны уроженцы и жители деревни – финны: Буйлов М. О. (1895 г. р.), Карелин А. Г. (1916 г. р.), Косолайнен М. М. (1883), Мавнуков П. И. (1888), Реузова Е. М.[42].

С августа 1941г. по январь 1944г. деревня была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.

В годы Великой Отечественной войны деревня Сокули оказалась в зоне активных боевых действий. Деревня была оккупирована. Линия фронта прошла в 9 км северо-западнее – там с начала сентября 1941 г. начал действовать Ораниенбаумский плацдарм. Освобождена деревня была в ходе операции «Январский гром» в январе 1944 г.

В ходе освобождения деревни совершил свой подвиг старший сержант Иван Спирин. Часть, в которой он служил, вела бои за освобождение дер. Сокули 17 января 1944 г. На пути наступающих советских войск оказалась огневая точка противника. Иван Скуридин вызвался уничтожить ее. Под непрерывным огнем он подполз к ней и бросил гранаты, но пулемет противника продолжал стрелять. Тогда Скуридин, поднявшись во весь рост, с возгласом «За Ленинград, товарищи!» закрыл амбразуру своим телом. Пулемет замолк. Воодушевленные подвигом Скуридина, бойцы в стремительном броске опрокинули врага и овладели селом Сокули.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1944 года старшему сержанту И. К. Скуридину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На одном из домов расположенной недалеко деревни Вильповицы в память о герое-комсомольце установлена мемориальная доска[43].

В 1942 г. были высланы в Якутию семья Авгузевых, Лавонин В. А. (1932). В те же года мобилизованы в «Челябметаллургстрой» Кюбек П. И. (1923), Мавнуков П. И. (1917)[44].

В годы войны скончались Карелин П. А. (1934; похоронен на Таменгонтском кладб.) и Карелина А. А. (1927; похоронена в дер. Порожки Ломоносовского р-на)[45].

В бою за дер. Сокули 17 января 1944 г. старший сержант Иван Куприянович Скуридин (1914 г. р.) закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, ценой жизни способствуя выполнению боевой задачи отделением. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 300 м. к северу от деревни был поставлен стела-памятник. Останки героя перенесены в Гостилицы. Решением Леноблисполкома № 189 от 16.05.1988 года памятник был признан объектом культурного наследия регионального значения. Именем И. Скуридина была названа улица в Ломоносове[46].

В 1948 г. Ораниенбаумский район был переименованы в Ломоносовский район.

В 1960 г. Дятловский сельсовет вошел в Гостилицкий. В период с февраля 1963 г. по январь 1965 г. входил в Гатчинский район.

На 1965 г. население в деревне составляло 28 человек[47], ближайшая к деревне железнодорожная станция – Ораниенбаум – в 37 км.[48]

На 1973 г. дер. Сокули в 8 км. от административного центра сельсовета[49].

Решением ленинградского облсовета № 528 от 21.12.1987 г. дер. Сокули была снята с учета[50].

В ЛОГАВе хранятся похозяйственные книги дер. Сокули за 1944-1982 г.[51]

[1] [Сокули] [Электронный ресурс] // Архивы Санкт-Петербурга. – Режим доступа:

[2] Список погибших ополченцев (сведения даны на август 2012 г.) [Электронный ресурс] // Архивы Санкт-Петербурга. – Режим доступа:

[3] Описание Санктпетербургской губернии по уездам и станам. – СПб., 1838. – С. 136.

[4] Кеппен П. Селения, обитаемые ижорами, в С.-Петербургской губернии / П. Кеппен // Ученые записки императорской Академии наук по I и III отд. Т. II. Вып. 3. – С. 415.

[5] Алфавитный список селений по уездам и станам С.-Петербургской губернии / сост. при Губ. стат. ком. – СПб., 1856. – С. 37.

[6] Сведения о помещичьих имениях : приложения к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. – СПб., 1860. – С. 26-27.

[7] Санкт-Петербургская губерния : список насел. мест по сведениям 1862 г. / Центр. стат. ком-т Мин-ва внутр. дел / под ред. И. Вильсона. – СПб., 1864. – С. 142.

[9] Отчёт земской управы Петергофского уезда за 1890 г.— СПб., 1890. – С. 54-55.

[10] Отчёт земской управы Петергофского уезда за 1891 г.— СПб., 1891. – С. 57, 72.

[11] Отчет земской управы … за 1890 г. – С. 72.

[13] Доклады С.-Петербургской губернской земской управы С.-Петербургскому губернскому собранию очередной собранию С.-Петербургскому уездному земскому собранию на 1904 г. — СПб., 1904. – С. 123.

[14] Денежный отчет Петергофской уездной земской управы за 1903. — СПб., 1904. — С. 149.

[15] Памятная книжка С.-Петербургской губернии : описание губернии с адресными и справочными сведениями. – СПб., 1905. – С. 285-286, 293.

[16] Земская медицина и санитарное состояние Петергофского уезда С.-Петербургской губ. в 1907 и 1908 годы. – СПб., 1910. — С. 101.

[17] Ведомость справок о судимости. 1909, кн. 5 : Списки лиц, приговоренных к наказаниям, означенным в п.п. I-II ст. 17 и п.п. I-V ст. 30 (ст. 137 и 137¹) Улож., в п. 4 ст. 1 (ст. 6) Уст. о нак., в ст. 437-468 Уст. о сс. и в п.п. 1-6 ст. 1 Угол. улож / изд. М-ва юстиции. – СПб., 1909.

[19] [Карта состояние садоводства и огородничества в Петергофском уезде] Огородничество и Садоводство в Петергофском уезде С.-Петербургской губернии в 1913 г. и предполагаемое развитие их в 1914 г. / [сост.] И. М. Степанов. – СПб., 1913.

[20] Амстердамский А. В. Санитарное описание школ Петергофского уезда. В 2 ч. Ч. 2. – СПб., 1901. – С. 49, 90-91.

[21] Отчёты и доклады по народному образованию Петергофской уездной земской управы очередному земскому собранию 1902 г. — СПб., 1902. – С. 72-73.

[22] Санитарное состояние школ Петергофского уезда. Ч. 1. Школы, открытые или построенные между 1900 и 1911 гг. / сост. А. В. Дитрих. – СПб., 1912. – С. 14, 22,.31.

[23] Отчеты и доклады по народному образованию … 1902 г. – С. 72-73.

[24] Отчеты и доклады по народному образованию Петергофской уездной земской управы Земскому Собранию 1911 года. – СПб., 1911. — С. 38-39.

[25] Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1914-1915 гг. / изд. СПб. Губ. Стат. Ком-та. – СПб., 1914. – С. 250.

[26] Отчёты и доклады по народному образованию Петергофской уездной земской управы очередному земскому собранию 1903 г. — СПб., 1903. – С. 4.

[27] Памятная книжка. — 1905. – С. 299.

[28] Денежный отчет. за 1909 г. – С. 110.

[29] Денежный отчет. за 1910. – С. 158-159.

[30] Отчеты и доклады по народному образованию. 1911. — С. 91.

[31] Там же. — С. 162-163.

[32]Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дятлицах // Санкт–Петербургская епархия. – Режим доступа : http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spbpfdyatlitsy.

[33] Serepetta / Серепетта, Жеребятки [Электронный ресурс] // Inkeri.ru. – Режим доступа : http://www.inkeri.ru/virt/p.php?id=29

[34] Куприн, А. И. [Сочинения]. Юнкера [Электронный ресурс] : роман. — С. 285 // РГБ. — Режим доступа : http://dlib.rsl.ru/viewer/01005435584#?page=285

[35] Справочник по истории административно – территориального деления Ленинградской области (1917 – 1969 гг.). Т. 8. Алфавитный перечень населенных пунктов Р – Т / СПб. гос. учреждение «ЦГИАСПб»; сост. А. С. Дубин, П. Г. Лебедева. – Л., 1969. – С. 233.

[36] Материалы об организации и деятельности Сокульского ЕПО Троцкого уезда (27 июня 1921 г. – 16 марта 1923 г.) [Электронный ресурс] // Архивы Ленинградской области. – Режим доступа : http://archiveslo.ru/object/58795609

[37] Дело по наблюдению за деятельностью Сокульского потребительского общества (11 октября 1929 г. — 12 марта 1930 г.) [Электронный ресурс] // Архивы Ленинградской области. – Режим доступа : http://archiveslo.ru/object/54066139

[39] Уголовное дело о пожаре в дер. Сокули Гостилицкой волости [Электронный ресурс] // Архивы Ленинградской области. – Режим доступа : http://archiveslo.ru/object/25322872

[40] Справочник по истории. – С. 233.

[41] Административно-экономический справочник по районам Ленинградской области. — М., 1936. – С. 44,

[42] [Сокули] [Электронный ресурс] // Возвращенные имена. — Режим доступа : http://visz.nlr.ru/person

[43]Гришина, Л. И.Памятные места Ленинградской области / Л. И. Гришина, Л. А. Файнштейн, Г. Я. Великанова. – Ленинград :Лениздат, 1973. – С. 303-304.

[44] Список репрессированных финнов [Электронный ресурс] // Inkeri.ru. — Режим доступа : http://www.inkeri.ru/rep/

[45] [Сокули] [Электронный ресурс] // Блокада. — Режим доступа : http://visz.nlr.ru/blockade

[46] Схема территориального планирования Ленинградской области : положение о территориальном планировании : (проект). Кн. 2 / Гос. унит. предприятие «Науч.-исслед. и проектный ин-т Ген. плана г. Москвы». – СПб., 2012.

[47] Справочник по истории.

[48] Административно-территориальное деление Ленинградской области: справ. — Л. : Лениздат, 1966. – С. 172.

[49] Административно-территориальное деление Ленинградской области: справ. — Л., 1973. – С. 240.

[50] Реестр нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010, Ленинградская область [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестр. – Режим доступа: WWW.URL: http://www.rosreestr.ru/upload/www/files/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%203.pdf.

[51] Дятлицкий сельсовет Ломоносовского района и его исполком [Электронный ресурс] // Архивы Ленинградской области. – Режим доступа : http://archiveslo.ru/object/1278998

Гостилицкий сельсовет Ломоносовского района и его исполком [Электронный ресурс] // Архивы Ленинградской области. – Режим доступа :. — http://archiveslo.ru/object/1182078

Номер запроса: 1819
Цель запроса: Познавательная
Населенный пункт: Г.Подпорожье, Ленинградской области
ФИО: Волков Николай Николаевич Вопрос:
История развития деревень вдоль реки Яндеба. Ответ:

Видео:[4K] Село Вачелай, Сосновоборский район (3.01.2024)Скачать

[4K] Село Вачелай, Сосновоборский район (3.01.2024)

Фонетический разбор слова «сокули»

Видео:Погорелое городище Зубцовский район что творятСкачать

Погорелое городище Зубцовский район что творят

Фонетический разбор «сокули»:

Видео:На Профсоюзной улице произошел обвал котлованаСкачать

На Профсоюзной улице произошел обвал котлована

«Сокули»

Видео:Заповедная область. Киришский районСкачать

Заповедная область. Киришский район

Характеристики звуков

Видео:Жители Тарко-Сале и поселениях Пуровского района провели новогодние каникулы с пользойСкачать

Жители Тарко-Сале и поселениях Пуровского района провели новогодние каникулы с пользой

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «сокули»

Фонетический разбор слова «сокули»

Карточка «сокули»

Видео:В Новичихинском районе отремонтировали школу в селе МельниковоСкачать

В Новичихинском районе отремонтировали школу в селе Мельниково

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:В Неклиновском районе нашли незаконную свалку с отходами четвертого класса опасностиСкачать

В Неклиновском районе нашли незаконную свалку с отходами четвертого класса опасности

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Солигалич/ Самый дальний город Центральной России/ Костромская областьСкачать

Солигалич/ Самый дальний город Центральной России/ Костромская область

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:В деревне Мальковичи сгорела хозпостройкаСкачать

В деревне Мальковичи сгорела хозпостройка

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:В Столинском районе работники скорой помощи спасли косулюСкачать

В Столинском районе работники скорой помощи спасли косулю

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Посёлок Плотниково. Промышленновский район. КузбассСкачать

Посёлок Плотниково. Промышленновский район. Кузбасс

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Мост в деревне Судалица Олонецкого района восстановилиСкачать

Мост в деревне Судалица Олонецкого района восстановили

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Ловкость слов и никакого мошенничества. (Сабинский район)Скачать

Ловкость слов и никакого мошенничества. (Сабинский район)

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:1966г. Московская область. осушение болот. Талдомский районСкачать

1966г. Московская область. осушение болот. Талдомский район

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:1978г. п. Междуреченск. Усогорск. Благоево. Удорский район КомиСкачать

1978г. п. Междуреченск. Усогорск. Благоево. Удорский район Коми

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:1982г. село Долматово Судиславский район Костромская облСкачать

1982г. село Долматово Судиславский район Костромская обл

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:Жители поселка в Приозерском районе Ленобласти вышли на народный сход из-за коммунальных проблемСкачать

Жители поселка в Приозерском районе Ленобласти вышли на народный сход из-за коммунальных проблем

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Видео:Село Ломоносово в Холмогорском районе Архангельской области, на Курострове, на реке Северная Двина.Скачать

Село Ломоносово в Холмогорском районе Архангельской области, на Курострове, на реке Северная Двина.

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Памятный знак на месте гибели И. К. Скуридина

Фотографии

Сокули ломоносовский район ударение

Описание

«Здесь 16 января 1944 года закрыл своим телом амбразуру вражеского ДЗОТа Герой Советского Союза комсорг 6-ой стрелковой роты старший сержант Иван Куприянович Скуридин».

Гранитный памятник расположен в деревне Сокули в 2,5 км северо-восточнее деревни Дятлицы.

Ценой собственной жизни И. К. Скуридин 17 января 1944 года закрыл своим телом амбразуру вражеского ДЗОТа. 13 февраля 1944 года за проявленные героизм и мужество старшему сержанту было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле мемориала Гостилицкий в одноименном поселке.

Памятный знак на месте гибели И. К. Скуридина 57 км на юго-запад от Санкт-петербурга — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Ленинградской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Поделиться или сохранить к себе: