Согласование нормы построения словосочетаний

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Конспект урока родного русского языка в 8 классе Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок № 9 Дата проведения: 20.01

Тема: Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Цель урока: Знакомство с нормами построения словосочетаний по типу согласования.

1. Воспитывать самостоятельность, оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению

2. Формировать умение опираться на ранее полученные знания.

3. Развивать умение строить словосочетания данного типа

Оборудование : раздаточный материал, запись слов на доске.

Технологическая карта урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне .

— Настрой на рабочий лад

Демонстрируют готовность к уроку

Показывают своё настроение

Личностные: формирование навыков самоорганизации

Проверка домашнего задания.

Цель этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания .

— На прошлом занятии мы говорили с вами о грамматических ошибках. В ВПР задание 6 на распознавании грамматических ошибок. Звучит оно так: Найдите грамматическую(-ие) ошибку (-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

— На столах у вас лежат карточки. Выполните это задание(приложение 1)

Подготовка к ВПР.( Подготовка к УС – задание1)

Прочитайте текст выразительно, определите основную мысль текста.(приложение 2)

-Определите основную мысль текста.

Работают в парах.

Зачитывают ответы, называют грамматическую ошибку

Готовятся к выразительному чтению текста(2 мин.)

Выразительно читает текст 1 обучающийся, другие следят за ошибками

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: р азвитие памяти и логического мышления

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Повторение знаний по теме «Словосочетание».

— Если я называю словосочетание, вы ставите цифру -1, если не словосочетание – 2.

Добрый день, на углу, в лесу, смотрел и радовался, почитал книгу, бежать быстро, громко и весело, рисовал красками, папин шарф, у дороги.

Щифр: 1, 2, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1. 2.

Отвечают на вопросы учителя

Пишут цифровой диктант, двое обучающихся у доски

Меняются местами и проверяют

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: р азвитие памяти и логического мышления

Цель этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

— Какой вид связи словосочетаниях : весёлые друзья, обе подруги, зелёное яблоко?

— Постановка целей и задач урока

Итак, какую цель поставим для работы сегодня? Попробуем сформулировать вместе.

— Чем мы будем заниматься?

Обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопрос

Формулируют тему, цель урока

Отвечают на вопрос, ищут определение слова в словаре

Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; развитие логического мышления

Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.

Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи

Цель: психологическая и физическая разрядка

Согласование нормы построения словосочетаний

Личностные: п онимают значение здоровьесберегающих элементов урока

Закрепление материала через групповую, индивидуальную или самостоятельную работу.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; провести коррекцию

Работа в тетради.(объяснение учителя)

1. Главное слово Зависимое слово

Существительное Прилагательное, причастие, Местоимение, собирательное числительное

Согласование — вид подчинительной синтаксической связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово приобретает такие же грамматические значения, что и главное.

1. Грамматической ошибкой является нарушение норм согласования прилагательных и причастий с существительными.

Листья, гонимые ветром—гонимые листья ветром

Книга, изданное в типографии – книга, изданная в типографии.

2. При согласовании определения с существительным общего рода учитывается пол лица, которое называет существительное: уважаемый коллега и уважаемая коллега.

4.Форма прилагательного уподобляется существительному в роде, числе и падеже. Определение, стоящее между числительным <два, три, четыре) и управляемым существительным, может стоять в форме именительно-винительного или родительного падежа: три верные товарища — три верных товарища. Если определение относится к существительному женского рода, то предпочтительна форма именительно-винительного падежа: четыре чистые тетради; три Юлины подруги.

1. 5. Собирательное числительное ОБА употребляется с существительными мужского и среднего рода, а собирательное числительное ОБЕ употребляется только с существительными женского рода.

1. Выборочный диктант. Выпишите словосочетания со связью согласование.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

— Докажите, что они согласуются в роде, числе и падеже.

2. Обратите внимание на имена существительные.(записаны на доске)

Друг, товарищ, сын, окно, инженер, школа, легенда.

— Употребите эти существительные с собирательными числительными оба или трое.

— Запишите полученные словосочетания в тетрадь.

(ОБА друга, товарища, сына, окна, инженера;

ТРОЕ друзей, товарищей, сыновей, инженеров.)

3. – Я пускаю вам карточку по рядам, ваша задача, вставить вместо пропуска существительное оба или обе.

3. Работа с текстом

Вставьте числительные оба или обе.

1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу______ руками.

3) ______ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны______ оврагов размыты дождями.

5) В_______ случаях ответ был неверным.

Обменяйтесь карточками и проверьте.

Записывают основные сведения в тетрадь

Выписывают словосочетания со связью согласование. Доказывают, что они согласуются в роде, числе и падеже.

Читают слова, записанные на доске.

Употребляют эти существительные с собирательными числительными

Записывают правило в тетрадь

Передают карточку по ряду, дописывают числительные

Обмениваются карточками, проверяют

Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.

Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться

– Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Личностные : самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Общее: выучить записи в тетради, записать по два примера на ошибку., повторить грамматическую основу (ВПР)

Комментированное выставление оценок.

Работают в дневниках

Выставляют и комментируют оценки

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Вася пришёл со школы вовремя.

2) Наряжая ёлку, помните о правилах безопасности.

3) На манекене была шляпка наподобие той, что они видели вчера на незнакомке.

4) Наперекор желания идти всё же придётся.

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Надежда Петровна действовала согласно инструкции.

2) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.

3) За спиной у деда виднелся мешок, похожий на солдатский.

4) Переводя текст, мне понадобился словарь.

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Эта река более глубже.

2) Поднявшись, он смог разглядеть быстро мелькающие тени.

3) В зале было более двести человек.

4) Вылет самолета ожидается в срок.

2. Вася пришёл из школы вовремя.

3. Наперекор желанию идти всё же придётся.

Согласно сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считался знаменательным событием.

Переводя текст, я воспользовался словарём.

Эта река более глубокая.

В зале было более двухсот человек.

(1)И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его «блуждающую судьбу», — всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге. (2)Этот художник — сам Пушкин.

(3)После окончания лицея в 1817 году поэт стал готовить для печати сборник своих стихов. (4)Приблизительно к этому же времени относят ис-следователи и один из первых автопортретов поэта, так называемый «портрет в круге». (5)Автопортрет разительно не похож на все изображения, которые были тогда в моде и прилагались обычно к томикам стихов и поэм. (6)Весьма далек автопортрет и от гравированного Гейтманом. (7)Не оставляет мысль, что уже тогда Пушкин подчеркнуто хотел предстать перед публикой самим собой, а не походить на расхожие стереотипы; хотел чтоб увидели его Пушкиным, а не Байроном.

(8)Пушкин, безусловно, великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. (9)Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. (10)Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. (11)Есть портреты, где он старается как бы заглянуть вперед, представив облик своей старости. (12)Есть шутливые, смешные изображения.

(13)Очень важно знать, в каком месте пушкинской рукописи находится автопортрет. (14)Рисунки в пушкинских рукописях не сами по себе: они как бы часть творческой работы поэта. (15)Нередко одни и те же раздумья рождают поэтическую строку и портрет на полях.

Одним из лучших портретистов А. С. Пушкина был сам поэт.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Содержание:

Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.

Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.

Ошибка

Правильно

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.

Ошибка

Правильно

Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.

Ошибка

Правильно

Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.

Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.

Ошибка

Правильно

Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.

Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.

Ошибка

Правильно

Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.

Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.

  • Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.

Неверно

Верно

Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

  • Ошибки в построении сложного предложения.

Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.

Неверное

Верно

Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

  • Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.

Ошибка

Правильно

По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

  • Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Неправильно

Верно

Папа читает газету и выпил кружку кофе.

Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.

  • Нарушение управления.

Ошибка

Правильно

Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.

Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Нормы согласования и управления

ВопросСинтаксические нормы

Нормы синтаксиса регламентируют построение и употребление словосочетаний и предложений .

Синтаксические нормы регламентируют следующее:

1. Употребление деепричастных оборотов

2. Нормы управления

3. Нормы согласования

Построение предложений с деепричастным оборотом

ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие, и если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

1) основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочноедействие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету

часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определённо-личном предложении (где подлежащее легко восстанавливается)

2) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Деепричастный оборот НЕЛЬЗЯ употреблять в следующих случаях:

1) если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам)):

2) если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относится деепричастный оборот, но есть сочетание глагола с местоимением или существительным в роли дополнения:

3) если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают:

ПравильноНеправильно
Находясь вблизи водопада, нужнобыть осторожнымПлывя к водопаду, у Васи кружилась голова
Петя летел вниз, размахиваяруками и ногами. (Петя летел, и Петя же размахивал руками)Летя вниз, Пете было страшно
Саша прилагал много усилий,стараясь справиться с бурным потоком водыПытаясь выплыть, Саша был спасён отцом

Нормы согласования и управления

Нормы согласования и управления часто нас подводят, а вернее – мы их часто искажаем, несмотря на их кажущуюся доступность.

Согласование — чисто грамматическая связь (в отличие от управления): зная форму главного слова, можно назвать форму зависимого, не обращаясь к лексическому значению какого-либо из компонентов связи

Согласование является слабой связью (в отличие управления), поскольку не существует таких главных слов, которые всегда требовали бы согласованных с ними зависимых в качестве необходимого условия своего употребления. Однако это не исключает наличия случаев, когда зависимое обязательно

Главным словом при согласовании считается то, форма которого определяется исключительно передаваемым в высказывании смыслом; форма зависимого выбирается ещё и в соответствии с формой главного. Однако в некоторых сочетаниях (ср. рус.юноша-студент) данный критерий не позволяет различить главный и зависимый элементы, и они выделяются исключительно из смысловых соображений

Согласование может быть полным и неполным. При неполном согласовании уподобление зависимого слова главному происходит не во всех имеющихся у них одноимённых категориях: к примеру, в сочетаниях с количественными числительными (два больших стола, две больших книги) прилагательное больших согласуется с существительными лишь в падеже, не согласуясь в числе, а числительное два согласуется с существительными в роде, но не в падеже.

Обычно в описаниях грамматик языков согласование представляется как совпадение грамматических значений (или их определённых элементов, например падежа, числа, рода) у существительного и связанного с ним слова. Однако это не единственный способ описания: так, в традиционной эстонской грамматике содержится правило о том, что в эстонском языке при существительном в сопроводительном падеже прилагательное употребляется в родительном падеже. Существует также вариант рассмотрения согласования, при котором общая для компонентов связи граммема объявляется характеристикой не отдельных словоформ, а содержащей их составляющей в целом

Управление — вид подчинительной связи, при к-рой для выражения определённых смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова (существительного) в определённом падеже, с предлогом или без предлога. Напр., глагол видеть требует постановки существительного в вин.п. без предлога, если это существительное называет предмет, к-рый видят: видеть лес, спектакль и др. Главным является то слово, форма к-рого выбирается только по требованию необходимого для данного акта общения смысла, а зависимым является слово, форма к-рого предопределена уже не только потребностями заданного смысла, но и главным словом. Поэтому главное слово можно поставить в любых присущих ему словоизменительных формах, а выбор словоизменительных форм зависимого слова определён главным словом и теми смысловыми отношениями, в к-рых находятся между собой главное и зависимое слова, ср.: видел <видишь, видели, видели бы и т. п.) лес.

Если при согласовании (см.) достаточно знать только грамматическую форму главного слова и не надо ничего знать о его лексическом значении, чтобы назвать форму зависимого слова, также ничего не зная о его лексическом значении (напр., прилагательное — определение при существительном в им. п. муж.рода ед. ч. непременно будет поставлено в тех же формах, что и существительное: сильный ветер), то при У. прежде всего необходимо знать лексико-грамматическое значение главного слова, чтобы определить форму зависимого, ср.: заниматься делом (твор. п.), но делать дело (вин.п.). Следовательно, У. по своей природе является лексико-граммати-ческой связью в отличие от согласования — чисто грамматической связи.

Различают сильное и слабое У. Сильное У. обусловлено тем, что главное слово обладает такими лексико-грамматическими свойствами, что при нём необходимо зависимое слово, находящееся в определённых смысловых отношениях с главным, ср.: написал письмо, выехал из леса. При слабом У. зависимое слово не является обязательным для главного: главное слово может быть употреблено в предложении без зависимого: Я прочитал эту книгу в библиотеке — Я прочитал эту книгу. Число сильно управляемых зависимых слов строго задано лексико-грамма-тическим значением главного слова.

Главным словом в словосочетаниях со связью У. может быть глагол ( читать газету )t имя существительное (движение поезда , стакан молока, распоряжение директора , указ о награждении), имя прилагательное ( сердитый на сына , полный благородства), наречие <наедине с природой)

🎦 Видео

Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать

Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Словосочетание. СогласованиеСкачать

Словосочетание. Согласование

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Виды связи слов в словосочетании СогласованиеСкачать

Виды связи слов в словосочетании  Согласование

Особенности согласования подлежащего и сказуемого. Синтаксические нормы.Скачать

Особенности согласования подлежащего и сказуемого. Синтаксические нормы.

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

4 класс. Русский язык. Словосочетание. СогласованиеСкачать

4 класс. Русский язык. Словосочетание. Согласование

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Видеоурок 11. Нормы построения простого предложения, использование инверсии. Русский язык 8 классСкачать

Видеоурок 11. Нормы построения простого предложения, использование инверсии. Русский язык 8 класс

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shorts

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Поделиться или сохранить к себе: