Видео:Лекция 18. Изучение синтаксиса и пунктуации в начальной школеСкачать
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Работа над предложением
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.
Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
Лексикой родного языка учащиеся овладевают также на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно (вне предложения, как известно, слово может иметь несколько значений).
В методической литературе советского периода вопросы изучения предложения в начальных классах рассматриваются М. Л. Закожурниковой, Н. А. Щербаковой, И. В. Прокопович и др. В последнее десятилетие большой вклад в разработку данного вопроса вносит Г. А. Фомичева.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:
1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).
2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Работа над словосочетанием и предложением
Работа над словосочетанием и предложением
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Osnovnymi_sintaksicheskimi_edinicami_yazyka_yavlyayutsya_slovosochetaniya_i_predlozheniya.docx | 18.79 КБ |
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Работа над словосочетанием и предложением
Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетания и предложения.
Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
В словосочетании есть главное и зависимое слово. Словосочетание называет предметы, действия предметов и их признаки, но более конкретно: писать письмо, сильный ветер.
Модели словосочетания усваиваются в детстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразовании и использовании словосочетаний развивают речь, повышают ее культуру, вырабатывают правильную речевую интуицию.
Работа над словосочетанием проводится:
-как выделение словосочетаний в предложении и в установлении связей между словами при помощи вопросов;
-в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении частей речи и при активизации новых слов.
Наиболее распространено в школе выделение словосочетаний в предложении и постановке вопросов от главного слова к зависимому. Например:
Высоко в небе летел караван журавлей.
Летел (где?) в небе
Летел (как?) высоко
Караван (кого?) журавлей
Привычка ориентироваться в предложении, в его структуре и а зависимостях между членами дает основу для осознанного пользования синтаксическими конструкциями в собственной речи.
Ученики работают над словосочетанием в составе предложений, где они выстраиваются в подчинительные цепи и составляют отдельные изолированные словосочетания, которые затем можно включать в предложения. Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтаксическими.
Упражнения соединяют грамматико- орфографическую работу с развитием речи учащихся .Так, при изучении склонения имен прилагательных дети склоняют прилагательные вместе с существительными и составляют предложения с формами косвенных падежей этих словосочетаний.
В работе над словосочетанием нужно обращать внимание на:
— грамматическую структуру( синтаксические связи, вопросы, части речи);
-семантику словочетания, выражающего то или иное значение.
Предложение- это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной заключенностью.
Предложение- это единица речи, следовательно, к упражнениям с предложениями применены все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям.
Предложение – это грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением неотделима от курса грамматики, и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений.
Предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основной предложения, над его значением и оттенками знания , над их зависимостью от структуры предложения.
Очень важна интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.
Любая форма речевой деятельности-это составление предложения, выражение мысли в предложении. Приемы работы над предложением могут быть разделены на две группы:
— имеющие синтаксическую (теоретическую) основу;
-не имеющие таковой.
В зависимости от степени самостоятельности и познавательности активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы
- Упражнения на основе образца,
- Конструктивные упражнения,
- Творческие упражнения.
На основе образца упражнения предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных связей, их внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте.
- Чтение и записи образцов предложений, обработка интонации и выразительности, выяснение значений и смысловых центров предложения, а в некоторых случаях- запоминание, заучивание предложений.
- Построение предложений по вопросам учителя
- Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре.
Конструктивные упражнения включают задания на построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей
- Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста.
- Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения. Этих упражнения помогают детям находить границы предложения в собственной речи.
- Распространение предложений с помощью вопросов.
- Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное.
- Построение предложений заданного типа(изученной конструкции).
- Составление предложений по данной синтаксической схемы
Творческие упражнения не содержат ни образца, ни частых конструктивных задач. Выполняя их, школьники опираются на чувство языка, на устроенные ранее закономерности.
1.составление предложения по данной теме.
2. составление предложения по предметной или сюжетной картинке.
3. составление предложения по 1-3 опорным словам.
4.составление предложений с использованием заданного словосочетания ( фразеологическое выражение).
5.составление предложений без какого-либо задания, без темы, картинки, без опорных слов.
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Методика работы над словосочетанием
Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации
Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях способствуют пониманию детьми текста при чтении и развитию речи (правильному образованию предложений и грамматически точному их использованию).
Синтаксис — это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и нашего взаимопонимания.
Основная единица синтаксиса — предложение.
Основная направленность речи — это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация — все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому синтаксис важен с первых шагов изучения родного языка.
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения, (в том виде, в каком она существовала в первых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно) связанной с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании (морфологическая схема до сих пор используется в школьной практике). По этой схеме подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в эту схему, и это подсказывается языковым чутьем. Например: У меня болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.
Методика работы над словосочетанием
В практике начального обучения употребляются термины «словосочетание», «пара слов».
Работа над словосочетанием в начальной школе решает такие задачи:
1) Развитие мышления и речи (изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте)
2) Формирование орфографического навыка:
— умения выделить словосочетания
— правильно ставить вопрос от слова к слову
— на основе установления зависимости между словами определить падежное окончание частей речи
3) Осознание словосочетаний как особой единицы языка служащей для образования предложений (включение словосочетаний в состав предложения, где каждый член словосочетания становится членом предложения. Начиная с 3 класса дети учатся выделять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу слова). При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два).
Анализ словосочетания позволяет показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления.
Рассмотрим целесообразные формы и приемы работы над словосочетанием:
1. Составление словосочетаний из данных слов: березка, дом, книга, село, интересный, деревенский, зеленый, дальний.
2. Постановка вопросов от слова к слову: ходить по лесу, яркое солнце, решать задачу.
3. Составление сочетаний и определение рода, числа и падежа.
4. Склонение словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного: высокая гора, низкий пень.
5.Составление глагольных словосочетаний и распознавание падежей существительных: рисую чем?. ; рисую где. ; рисую что?. .
6. Составление словосочетаний, с использованием глаголов и предлогов:
(Подчеркнуть приставки и предлоги) пришли в . вышли из. отошли от. подошли к. зашли за. .
7. Замена сочетаний слов противоположными по смыслу: привязать коня, отплыть от берега, подойти к столу.
8. Подбор словосочетаний, близких по смыслу: густой лес, громко кричать, говорить тихо.
Для формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных рекомендуются следующие виды упражнений в составлении словосочетаний:
1. Поставить существительные в нужном падеже, выделить падежные окончания существительных: рассказ о (герой), письмо от (брат), подплыть к (лодка), жить в (деревня, город).
2. Включить в состав предложения слова, данные в скобках, установить связь между словами, выделить падежные окончания существительных: Два дня ребята были в (поход). Рано утром они вышли из (город). Потом поехали на (поезд, машина). Вечером подъехали к (деревня).
3. Выписать словосочетания из предложений.
4. Подобрать к данному слову зависимые слова: Помогать (кому?). (в чем?). (чем?) . Принести (кому?). (что?) . (в чем?) . .
5.Составить словосочетания, используя слова: у сосны, от сосны, к сосне, на сосну. Определить падеж существительных.
Работа над словосочетаниями способствует развитию речи и мышления, обогащению словаря учащихся, формированию орфографического навыка, повышению культуры речи.
📺 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Перцева Н.К. Видео-лекция «Работа над связями в начальной школе»Скачать
Как избавиться от ошибок в тетради за 1 урок. Как писать слова без ошибок. Орфографическая зоркостьСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Словосочетания: зачем и как искать?Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Как сделать урок математики интересным? Урок математики в начальной школе. Школа молодого учителяСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯСкачать
Словосочетание. Управление.Скачать