Смысловые отношения в словосочетании письмо отцу

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

План-конспект занятия на тему «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.»(10 класс)

Смысловые отношения в словосочетании письмо отцу

Тема: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Вид занятия: обобщения и систематизации знаний ,совершенствования навыков и умений.

Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания учащихся о словосочетании; формировать умение представлять учебный материал в виде таблицы; формировать умение задавать вопросы к тексту и формулировать проблему текста; отрабатывать умения выполнять синтаксический анализ словосочетания; совершенствовать умения анализировать и обрабатывать научную информацию; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: Учебник Русский язык А.И.Власенко, Л. М. Рыбченко, Карточки. Раздаточный материал.

I . Организационная часть

Подготовка к уроку. Запись темы урока в журнал. Отметить отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

1.Наличие домашнего задания

2.Разбор допущенных ошибок

III . Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

В качестве эпиграфа к уроку возьмём слова известного английского драматурга, философа, прозаика, лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность».

-Как вы понимаете эти слова?

-Объясните постановку знаков препинания в данном предложении.
IV . Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план урока, которые студенты переносят в рабочие тетради.

V . Работа по теме занятия.

1.Разбор основных единиц синтаксиса. Словосочетание

Заполнение таблицы коллективное.

2.Работа над предложением.

Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

Какие сочетание слов нельзя было выписывать и почему?

3.Составление логической схемы «Словосочетание»

Составление схемы производится учащимися коллективно вместе с преподавателем отвечая на наводящие вопросы.

Определите вид подчинительной связи. Выпишите из предложенных вариантов словосочетания: 1группа-именные, 2 группа-глагольные, 3 груп-наречные, один ученик проводит орфографическую работу на доске.

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош. вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

5.Определительный диктант. Определите смысловые отношения в словосочетаниях.

Шелковое платье, письмо отцу, гулять в лесу, по-летнему жарко, мой дом, сидя на стуле, второй вагон.

-К какому из записанных словосочетаний можно подобрать синонимичную конструкцию?

6.Работа с учебником . с.83 упр. № 111, 112.

1. Найдите цельное (несвободное) словосочетание в данных ниже предложениях. Почему вы так думаете?

Мама беспокоилась о ребёнке. Сумерки спустились на землю. В сенях пахло свежим яблоком. Серёжа молчал пять минут.

2. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словосочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

8.Синтаксический разбор словосочетания.

1.Выделить словосочетание из предложения. 2.Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому. 3.Указать вид синтаксической связи (сочинительная, подчинительная).4.Построить схему. 5.Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное или наречное) 6.Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). 7.Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (Чей? Какой? – определительные. Кого? Чего? Кому? Чему? – дополнительные. Куда? Как? Когда? Зачем?- обстоятельственные). 8.Определить вид словосочетания по слитности компонентов (свободное, несвободное).

9. Работа с текстом. с. 83 № 11

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. 2. Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль. 3. К какому типу речи относится этот текст? Докажите свою точку зрения. 4. Из предложения 4 выпишите три словосочетания с разными видами подчинительной связи. Выполните синтаксический разбор одного из них.5. Каким членом предложения является союзное слово который ?

VI. Выдача задания для самостоятельной работы .

Карточка № 1 Игра «Третий лишний»

Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.

1. на вершинах гор

2. карабкались по склону

1. разбросал листья

2. к дремучему лесу

1. мохнатые облака

2. быстро несутся

3. в густую чащу

1. шуршат под ногами

2. тихо перешептываются

3. выехать утром

Карточка № 2 Лингвистическая задача

— Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов — это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

— А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

Карточка № 3 Конструирование словосочетаний.

К данным словосочетаниям подберите синонимичные выражения. Укажите способы подчинительной связи в обоих случаях.

Осенние приметы, листья клены, парусная лодка, относиться с уважением, восторженно аплодировать, роман о приключениях, ожерелье из жемчуга, лунный свет, городские жители, вершины гор, взглянуть с негодованием –

Карточка № 4 Конструирование словосочетаний.

Составьте словосочетания, употребив заключённые в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение)

Карточка № 5 «Тренинг начинающего редактора»

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1) Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4) По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5) Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6) Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7) Это был характерный ему почерк. 8) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 9) Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространённых элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10) На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города

Каковы характерные признаки словосочетания? Для чего важны знания в области синтаксиса и пунктуации?

В начале урока мы говорили об успешности. Постарайтесь оценить свою работу на уроке, поставив себя на лестнице успеха.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Виды словосочетаний в русском языке

Словосочетанием называется соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи (согласование, управление и примыкание).

прекрасный день (согласование), писать письмо (управление), говорить громко (примыкание)

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

1) подлежащее и сказуемое;

2) обособленные члены предложения с определяемым словом;

3) ряды однородных членов;

4) слова с предлогами типа: вокруг дома, по дороге т. п.

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

1) синтаксически свободные:

высокий дом, идти в школу;

2) синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

три сестры, анютины глазки, бить челом.

По структуре словосочетания делятся на простые, состоящие из двух знаменательных слов (главного и зависимого): деревянный стол, и сложные: старый деревянный дом.

Из сложного словосочетания можно выделить простое, например: дом

(какой?) деревянный, деревянный дом (какой?) старый.

В словосочетании выделяются главное (стержневое) и зависимое слова:

Отношения между главным и зависимым словами выражаются грамматически:

1) при помощи окончания:

черное (какое?) пятно; подарок (кому?) отцу;

2) при помощи окончания и предлога:

письмо (к кому?) к матери;

3) по смыслу:

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяются следующие типы словосочетаний:

1) глагольные, где главное слово — глагол (или его формы):

ехать домой, сидя на стуле, написанный тушью;

2) именные, где главное слово:

а) имя существительное:

актуальный вопрос, желание рисовать;

б) имя прилагательное

готовый к отъезду, очень сильный;

в) имя числительное

три брата, трое друзей, первый из вошедших;

кто-то из присутствующих, нечто интересное;

3) наречные, где главное слово — наречие

незадолго до отъезда, где-то в пустыне.

Смысловые отношения в словосочетании определяются при помощи вопросов:

1) чей? какой? который? — определительные:

костюм (чей?) брата; шелковое (какое?) платье;

2) кого? чего? и др. — объектные:

3) куда? как? когда? и др. — обстоятельственные:

гулять (где?) в лесу.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Видео:Русский язык 9 класс (Урок№15 - Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№15 - Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения.)

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССПСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП

Виды связей в словосочетаниях

Смысловые отношения в словосочетании письмо отцу

О чем эта статья:

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Сочинительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложенииСкачать

Сочинительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:СловосочетаниеСкачать

Словосочетание

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

📽️ Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Типы словосочетанийСкачать

Типы словосочетаний

Почему нельзя амортизировать в близких отношениях? Борис ЛитвакСкачать

Почему нельзя амортизировать в близких отношениях? Борис Литвак

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: