Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)

Презентация «Смыслоразличительная роль ударения».
презентация к уроку (5 класс)

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Презентация для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Видео:Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударенияСкачать

Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения

Скачать:

ВложениеРазмер
udarenie_5_kl.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Подписи к слайдам:

Логопедическое занятие по теме: «Смыслоразличительная роль ударения» Подготовила: учитель-логопед ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный Прокофьева Е.В.

Повторение темы: Слог – как часть слова. Выполни устно! Даны слоги, составьте слова из данных слогов. Прочитай их.

Предмет – слово – сколько в нем слогов?

Ударение может падать на любой слог! ДЕ-ло сте-НА РО-зо-вый зе-ЛЁ-ный по-пу-ГАЙ В словах, состоящих из одного слога ударение не ставится. Новая тема.

Ударение может изменить смысл некоторых слов

Белки / Белки / Белки

Полки / Полки / Полки

Кружки / Кружки / Кружки

Цветок Ирис превратился в ирИс

Закончи предложение (устно!) Мама наливала чай в … ЗАмок кружКИ На клумбе расцвел … иРИС КРУЖки Мы купили книжные … ПОЛки Ирис На двери висел … полКИ заМОК

Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Стихотворения для запоминания ударения

Данный материал пригодится и для подготовки к ЕГЭ, и для отработки орфоэпических навыков учащихся.

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

В лабиринтах русского ударения

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе.

Урок на тему :»Ударение. Нормы литературного ударения.» 5 класс.

Урок усвоения новых знаний по теме; «Орфоэпия. Культура речи.

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Роль интонационных моделей и ударения в изучении английского языка.

В своей работе – исследовании на тему «Роль интонационных моделей и ударения в изучении английского языка» мы опирались на обзор работ R.Kingdon «A groundwork of Engli.

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Методическая разработка логопедического занятия по теме: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Конспект логопедического занятия для младших школьников с применением презентации Power Point и использованием компьютерной логопедической программы «Игры для тигры».

СЛОГИ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ. РОЛЬ УДАРЕНИЯ.

Учебник «Русский язык 2 класс» в 2 ч. Ч. 1/ [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]; под ред. С.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф. .

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Ударение. Типы ударения.

Презентация для открытого урока в 10 классе.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№1 - Язык и его роль в жизни человека. Виды речевой деятельности.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№1 - Язык и его роль в жизни человека. Виды речевой деятельности.)

Логопедическое занятие по теме «Смыслоразличительная роль ударения»

Видео:Русский 5 класс. ОрфоэпияСкачать

Русский 5 класс.  Орфоэпия

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

МБОУ Ирбинская СОШ №6

Конспект логопедического занятия

Тема: Смыслоразличительная роль ударения.

Цель: знакомство детей со словами-омографами (без введения термина).

Задачи: — показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов; развитие чувства языка; продолжить работу над развитием языкового анализа;

— продолжить работу по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа, активизировать словарь, развивать мелкую моторику;

— продолжить работу над развитием психических процессов: логического мышления(операция сопоставления), памяти, внимания.

— продолжать воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи.

Оборудование: — картинки с изображением слов-омографов или натуральные предметы,

— карточки с написанием слов-омографов: Замок-замок, белки-белки, атлас-атлас, ирис-ирис, мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки;

— карточки с предложениями к заданию 8;

карточки – таблицы к заданию 11;

-карточки с наложенными контурами предметов к заданию 13.

Продолжаем школьный день,

И из класса гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

Садитесь, откройте тетради, запишите число

2.Определение темы урока.

1. Назовите второй звук в слове «ш у тка» .

Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем

2. Назовите второй слог в слове «по да рок». Запишем.

3. Назовите первый слог в слове « ре ки». Запишем

4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «нож ни цы»

Назовите второй слог. Запишем.

5. Эта буква последняя в слове « украшени е » Запишем.

— Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ

— Как вы думаете, почему мы его написали?

— Что вы знаете об ударении?

— гласные всегда ударные

-если в слове 1 гласный, то он и ударный

— ё всегда ударная

-Чтобы правильно поставить ударение, надо позвать слово к себе

3. Картинный диктант.

— Я буду показывать вас картинки, а вы записывайте, что видите. Поставьте в словах ударение.

Школа, алфавит, портфель, карандаш, аквариум, з а мок, зам о к.

4. Знакомство с омографами.

— Что вы можете сказать о двух последних словах?

-Сколько букв, слогов, звуков?

-Чем различаются? (местом ударения)

Что можно сказать про эти слова? ( Ударение меняет значение этих слов)

В русском языке есть слова, в которых ударение меняет значение. От одной маленькой черточки оказывается, очень многое зависит. Послушайте, какой случай однажды произошел.

Сказка об ударении.

( Текст сказки см. в книге Ефименковой «Исправление недостатков устной и письменной речи учащихся».

-Давайте вспомним, у каких слов ударение поменяло значение. Давайте запишем эти слова, поставим ударение.

З а мок-зам о к, б е лки-белк и

А тлас-атл а с, и рис-ир и с.

-Давайте составим предложение с этими словами.

На двери висит замок

Кто его открыть не смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

6. Работа со словами на доске.

(Слова, выделенные жирным, учитель пишет заранее на доске, потом показывает детям. Они высказывают свои мнения, затем педагог открывает предложения полностью)

Комар подлетел к

У рубашки вышит

— Можно понять, о чем речь?

По предложению можно понять, о чем речь.

— Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.

7. Пальчиковая гимнастика.

Еж, барсук, медведь, енот.

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

8. Работа по карточкам.

— Возьмите в руки карандаши, положите перед собой карточки. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Поставьте ударение.

Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе расцвел фиолетовый ирис.

Лена мела пол. Саша принес кусочек мела.

9. Работа с предложениями на доске.

Ворона меньше ворона.

-Поставьте ударение в первом и третьем словах. (Работа над лексическим значением этих слов, можно показать картинки с птицами.)

10. Работа над скороговоркой.

Проворонила ворона вороненка.

-Когда говорим «проворонила»?

-Кто такой вороненок?

Проговаривание с увеличением темпа.

— А у утки кто? у гуся? У грача? У галки?

— А одним словом как их назвать?

11. Индивидуальная работа- сопоставление.

Найди пару по образцу ( в таблице могут быть слова или изображения, дети пишут или рисуют )

12. Знакомство с другими парами слов.

— А вы умеете изменять слова.

-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.

М у ка-мук а, гв о здики- гвозд и ки, стр е лки-стрелк и.

Работа с лексическим значением слов.

13. Узнайте что изображено на картинке. Сначала поработайте самостоятельно. Покажите друг другу, какие предметы нашли.

(Детям предлагается картинка с контурными наложенными изображениями предметов, с которыми они работали на уроке.)

-С какими словами сегодня познакомились?

— Что нового сегодня узнали?

-Что показалось наиболее интересным?

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно ставить под удар.

Расскажите дома о тех словах, в которых ударение меняет значение. Найдите сами такие слова.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

  • Титкова Ирина ИвановнаНаписать 5574 03.02.2016

Номер материала: ДВ-409076

    02.02.2016 7048
    02.02.2016 1299
    02.02.2016 2373
    02.02.2016 2928
    02.02.2016 461
    02.02.2016 536
    02.02.2016 838

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

Минпросвещения готовит рекомендации по построению «идеальной школы»

Время чтения: 1 минута

Смыслоразличительная роль ударения 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. Ударение

Урок русского языка на тему «Слог. Ударение». 5-й класс

Класс: 5

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения как силового, разноместного и подвижного, понимание cмыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значения слова в зависимости от ударения.

Задачи: знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности русского ударения (его разнообразие и подвижность); уметь сопоставлять словесное и логическое ударения; выстраивать композицию рассуждения.

Создать условия для формирования УУД:

  • Личностные: организовать деятельность по осознанию учащимися практической значимости изучаемого материала.
  • Метапредметные:
    • Р: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.
    • К: осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности, уметь видеть ситуацию с разных позиций и уметь договариваться с людьми иных позиций.
    • П: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.
  • Предметные: дать понятие о том, что русское ударение является силовым, разноместным и подвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

Тип занятия: урок открытия нового знания.

Оборудование: ноутбук, проектор, настенный экран, разрезные пословицы, карточки для самостоятельной работы.

Ход учебного занятия

I. Организационный момент.

Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего хорошего настроения, пожелайте удачи. Садитесь.

Сегодня на нашем занятии вам придётся поработать, засучив рукава. Зарубите себе на носу: в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Ребята, не показался ли вам, мой настрой на работу необычным? Какие мои фразы содержали призыв к активной работе?

Какую тему мы повторили? Как называются такие устойчивые сочетания слов? Видите, ребята, сколько в русском языке много красивых слов и выражений!

II. Проверка домашнего задания.

Игра “Мозговый штурм”.

1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи, называется . . (фонетика)

2. В роли органов речи выступают . . (легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы)

3. Звуки речи делятся на. и . . (согласные и гласные)

4. Гласные звуки состоят из . . (голоса)

5. Согласные звуки состоят из (голоса) . и (шума). или только из. .(шума)

III. Актуализация опорных знаний.

Орфографический диктант. Запишите слова, устно подберите к ним проверочные слова.

Промерзать, поздний, дочь, ночка, легкий, разделить.

Взаимопроверка (по парам) (учащиеся друг у друга проверяют тетради)

На какое правило орфограммы в словах? Посчитайте сколько звуков и букв в первых трех словах? Почему количество букв и звуков не совпадает?

Итак, давайте сравним наши слова, обращая внимание на их звуковой и буквенный состав. Чем слова отличаются друг от друга (количеством звуков и букв).

— Чем еще слова отличаются друг от друга (разные части речи)

IV. Постановка темы и цели занятия.

Разделите первых три слова на слоги? Чем отличаются слова? (количеством слогов.) Все ли слоги мы произносим одинаково? (нет.) А как мы произносим слоги? (некоторые произносятся сильно, выделяем голосом; некоторые — слабо). А как называется слог, который произноситься более сильно? слабо? (ударный, безударный). Ребята, вы уже умеете делить слова на слоги, определять ударный слог. А как вы думаете, всё ли вы знаете про ударение или остались какие-то еще тайны, неизвестные нам? А хотите узнать?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слог, ударение).

Какие цели, согласно нашей теме, мы поставим сегодня перед собой? (расширить и углубить знания об ударении, будем учиться ставить правильно ударение в словах, делить слова на слоги, будем составлять лингвистический рассказ про ударение)

Как мы будем получать знания? Каким способом? (будем добывать знания путем работы в парах, в группах, будем себя оценивать и др.)

V. Первичное усвоение новых знаний. Работа по карточкам в 2 группах.

Чтобы поближе познакомиться с темой урока, давайте разделимся с вами на 2 группы и попробуем составить вместе лингвистический рассказ об ударении. При работе в группе вы можете пользоваться своими знаниями, правилом в учебнике на стр. 73, а также советом товарища. Учащиеся заполняют карточки в группах.

Все слова в русском языке делятся на . . Слог может состоять из . звука или из сочетания согласного и . звуков. Слоги бывают . и . .

Если ударный слог отличается от безударного большей силой и отчетливостью, то тогда такое ударение называют . .

В русском языке ударение может падать на любой слог (на 1, 2, 3 и т. д). Такое ударение называют. .

Как известно, не имеют ударения . . . например, под . . и . не . .

А еще русское ударение может быть . . оно может передвигаться в одном и том же слове с одного. на . например, волнА, вОлны.

Ребята, какую новую информацию об ударении вы узнали из нашего рассказа? (ударение в одном и том же слове может быть подвижным, ударение не имеют служебные части речи)

Я называю слова. Если в слове ударение падает на 1 слог, поднимаете руки вверх, если ударение падает на второй слог – руки в стороны, если на 3 слог — приседаете. Сосна (2), ветер (1), молоко (3), ромашка (2), улица (1), пароход (3).

VI. Первичная проверка понимания

Ребята, как вы думаете, а от разной постановки ударения может в слове измениться смысл? (да, нет). Давайте проверим.

Работа в парах (по 1 слову каждой паре).

По классу развешены слова. Каждая пара может выбрать себе слово, с которым они хотят поработать (1 человек из пары выбирает слово)

Выша задача: составить с этим словом 2 предложения, так чтобы в одном предложении ударение в этом слове падало на первый слог, а во втором предложении – на второй слог.

Стены, руки, ноги, замки, ирис, волны, доски, кружки.

Итак, к какому выводу мы пришли? (от места ударения зависит смысл слова). Здесь, какой был вид ударения? (подвижное)

Ребята, скажите, а если мы не знаем, как правильно произноситься слово, кто нам может помочь? (орфоэпический словарь). При выполнении следующего задания нам и поможет наш словарь.

Работа с учебником. Упр. 202. Дифференцированная работа. Работа со словарем.

Прочитайте задание из учебника. Предлагаю выполнить задание по выбору.

1 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение.

2 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение. Составьте с этими словами словосочетания.

Кто выполнял первое задание, проверьте себя по доске и поставьте себе на полях оценку.

Прочитайте правильно эти слова. Кто выполнял второе задание, назовите словосочетания с этими словами. Поставьте себе оценку на полях.

Ребята, в русском языке ударение может быть не только разноместным, подвижным, но есть еще один вид ударения. А как он называется, попробуем выяснить, выполнив следующее задание.

Работа в 3 группах (устно) (по рядам).

Каждой группе я раздаю разрезанную пословицу, вам нужно ее собрать (учащиеся собирают пословицу, кто быстрее). Прочитайте эту пословицу выразительно. Береги землю родимую, как мать любимую.

О чем эта пословица? (какова тема пословицы) (о Родине) — Как вы ее понимаете?

Задание первой группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом первое слово в пословице. Задание второй группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом второе слово в пословице. Задание третьей группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом третье слово в пословице

Изменился ли смысл пословицы (изменился).

О чем мы сообщаем в первом случае? Во втором? В третьем?

Таким образом, . выделение голосом некоторых наиболее важных слов тоже представляет собой особый вид ударения, с которым можете познакомиться на с. 74.

Как называется этот вид. Что вы о нем узнали? Прочитайте.

На письме этот вид ударения выделяется особым знаком — . .

VII. Первичное закрепление. Работа по карточкам “Ударение”. Самостоятельная работа.

Проверим ваши знания. Выполним задание по карточке.

1. Как называется ударение в словах, если оно может падать на любой слог в одном и том же слове (волна, волны). ______________________________ (подвижное)

2. Какой вид ударения в словах: поздно, страна, пережить _________________(разноместное)

3. Как называется вид ударения, когда голосом выделяется какое-нибудь одно слово, наиболее важное по смыслу _____________ (логическое)

VIII. Итог занятия. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке (по алгоритму). Какой оценкой вы себя оцениваете? Чему научились на уроке (ставить ударение). Что узнали нового об ударении? Какое бывает ударение? (разноместное, подвижное, логическое)

Оцените степень сложности заданий на уроке. Как изученный материал может вам пригодиться при решении жизненных задач?

IX. Домашнее задание: п. 29, выучить правила. По выбору выполнить письменно: с. 73 упр. 198 или с. 74 упр. 204.

📺 Видео

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Как определить ударный слог?Скачать

Как определить ударный слог?

Основные орфограммы 5 классаСкачать

Основные орфограммы 5 класса

5 класс - Русский язык - Что такое речь? Речь монологическая и диалогическая, устная и письменнаяСкачать

5 класс - Русский язык - Что такое речь? Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная

Русский язык 5 класс (Урок№35 - Фонетика. Гласные звуки.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№35 - Фонетика. Гласные звуки.)

Русский язык 5 класс (Урок№3 - Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№3 - Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.)

Русский язык 5 класс (Урок№28 - Предложения с обращениями.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№28 - Предложения с обращениями.)
Поделиться или сохранить к себе: