Видео:Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударенияСкачать
Смыслоразличительная роль словесного ударения
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! ?
Аннотация: Фонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произносительную сторону речи.
Статья:
Фонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произносительную сторону речи. Словесное ударение играет известную роль в обеспечении внятности речи: если в словах не соблюдается правильное ударение, затрудняется понимание речи. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи необходимо осуществлять соответствующую работу по формированию навыков словесного ударения.
Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука. Ударение как бы спаивает звуки в единый речевой комплекс— слово. Отсутствие его делает слово простым набором звуков.
Словесное ударение является организующим звеном ритмической структуры слова.
Словесное ударение в русском языке’ выступает в качестве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы сталкиваемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов определяется местом ударения в слове: замок — замок, атлас — атлас, стоит — стоит.
С помощью словесного ударения можно также определить иногда ту или иную грамматическую форму слова; например: пить — Мы пили чай; пилить — Иди пили дрова. Таким образом, в русском языке словесное ударение имеет немаловажное значение.
Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего оно разноместно. В разных словах ударение может приходиться на разные слоги: на первый слог (парта, книга, школа), на второй слог (катушка, окно, морковь), на третий слог (пароход, паровоз, огурец) и т. д.
Второй особенностью словесного ударения является его подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой. Так, .например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственное числа рука, нога ударение стоит на втором слога в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: руки, ноги.
Разумеется, что при овладении ударением глухие учащиеся будут испытывать известные трудности.
Работая над словесным ударением, сурдопедагогу необходимо решить несколько задач: прежде всего на! учить глухих детей технике выделения ударного слога т. е. силой голоса, более длительным произнесением ударного гласного звука выделять один из слогов слова. Далее глухих нужно научить правильной постановке ударения в словах. Глухой ученик должен уметь не только! выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно слог необходимо выделить — первый, второй или третий. Наконец, глухие учащиеся должны обладать подвижностью ударения.
Работа над словесным ударением начинается с первых дней пребывания учащихся в школе. Техника выделения ударного слога и правильной постановки словесного ударения вырабатывается с первых лет обучения
Обучение технике выделения ударного слога, как правило, начинается на слоговом материале. Школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов! Так, например, разучивается ритм, состоящий из двух! слогов — из ударного и безударного слога: гага, сасал вава, заза и т. д. Здесь учащиеся овладевают техников выделения ударного слога в двухсложных словах с ударением на первом слоге. Затем берутся другие ритмы гагата (капуста), гагата (виноград), тата (окно) и т. д.! Обучение технике выделения ударного слога в том или! ином ритме проводится следующим образом: прежде всего внимание учащихся обращается на более интенсивную вибрацию в области гортани и на длительное произнесение гласного звука. При этом опираются на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, зрительное восприятие и слуховые ощущения (остатки слуха). Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемым ритм отхлопывается. При этом хлопком большей интенсивности выделяется ударный слог слова, менее сильным хлопком сопровождается безударный слог. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование 1 . Обучение технике выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующих данному ритму, например: тата — парта, книга, школа, Лида. Разумеется, что берется словарь, которым владеют учащиеся данного класса. Желательно первоначально каждый ритм разучивать в отдельности. Начинать надо со слогов и сразу переходить к словам. В дальнейшем можно вести работу параллельно над несколькими ритмами. Приведем наиболее часто встречающиеся пять ритмов, на которых глухие учатся и технике выделения ударного слога, и правильной постановке ударения в словах.
тата — лампа, палка, космос
татата — улица, курица, дедушка, девочка
татата — капуста, рубашка, собака
татата — огород, молодец, пароход Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у учащихся навыков дирижирования. Глухие дети должны обучаться дирижированию, так как оно помогает овладению правильным словесным ударением. Сущность дирижирования состоит в том, что ритм воспроизводится движением руки в воздухе. Для обозначения ударного слога используется более энергичное движение руки, а безударные слоги выделяются слабее.
Различаются два вида дирижирования. Первый из них состоит в том, что движением руки сопровождается каждый слог произносимого слова. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением в момент звучания гласного звука, безударный слог сопровождается менее интенсивным и менее длительным движением руки. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только ударный слог. В первом случае дирижирование дает возможность обозначать место ударения в слове и количество слогов, во втором случае лишь обозначается место в слове. Глухой ребенок должен овладеть прежде первым видом дирижирования, затем на последующих годах обучения можно применять второй вид дирижирования! Однако если у детей появляются затруднения в правили ной постановке ударения в слове, в определении количиства слогов, необходимо вновь вернуться к первому виду дирижирования.
Обучать дирижированию рекомендуется как на слоговом материале, так и на материале слов, фраз и связном текста. Для овладения дирижированием необходим подготовка. Сначала у глухих вырабатывается умением выделить один из слогов силой голоса. Затем произнесение сопровождается отхлопыванием, отстукиванием и, наконец, дирижированием. Так же проводится работа над материалом слов, фраз и текста. В дальнейшем учяащиеся переходят на самостоятельное дирижирования Для обучения глухих правильному дирижированию можно рекомендовать такие, например, виды работы: 1) учащиеся сопровождают дирижированием чтение речевом материала; 2) под дирижирование ученика класс произносит хором тот или иной речевой материал. Здесь очень хорошо использовать стихотворные тексты, загадки, nословицы, материалы обиходно-разговорной речи.
Дирижирование учителя — один из приемов, которые следует пользоваться для выделения словесного ударения, для обучения дирижированию глухих детей. Учитель должен использовать оба вида дирижирования. Выбор вида дирижирования определяется степенью знакомств с речевым материалом учащихся, их возрастными особенностями и задачами, которые стоят перед учителем (коррекция или обучение), видом работы.
Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках и т. д. При обучении глухих учащихся словесному ударению необходимо использовать разнообразные виды работ, о которых мы скажем дальше. Приведем отдельные уроки, на которых у учащихся формируются навыки правильного ударения в словах.
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Логопедическое занятие по теме «Смыслоразличительная роль ударения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Ирбинская СОШ №6
Конспект логопедического занятия
Тема: Смыслоразличительная роль ударения.
Цель: знакомство детей со словами-омографами (без введения термина).
Задачи: — показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов; развитие чувства языка; продолжить работу над развитием языкового анализа;
— продолжить работу по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа, активизировать словарь, развивать мелкую моторику;
— продолжить работу над развитием психических процессов: логического мышления(операция сопоставления), памяти, внимания.
— продолжать воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи.
Оборудование: — картинки с изображением слов-омографов или натуральные предметы,
— карточки с написанием слов-омографов: Замок-замок, белки-белки, атлас-атлас, ирис-ирис, мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки;
— карточки с предложениями к заданию 8;
—карточки – таблицы к заданию 11;
-карточки с наложенными контурами предметов к заданию 13.
Продолжаем школьный день,
И из класса гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
Садитесь, откройте тетради, запишите число
2.Определение темы урока.
1. Назовите второй звук в слове «ш у тка» .
Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем
2. Назовите второй слог в слове «по да рок». Запишем.
3. Назовите первый слог в слове « ре ки». Запишем
4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «нож ни цы»
Назовите второй слог. Запишем.
5. Эта буква последняя в слове « украшени е » Запишем.
— Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ
— Как вы думаете, почему мы его написали?
— Что вы знаете об ударении?
— гласные всегда ударные
-если в слове 1 гласный, то он и ударный
— ё всегда ударная
-Чтобы правильно поставить ударение, надо позвать слово к себе
3. Картинный диктант.
— Я буду показывать вас картинки, а вы записывайте, что видите. Поставьте в словах ударение.
Школа, алфавит, портфель, карандаш, аквариум, з а мок, зам о к.
4. Знакомство с омографами.
— Что вы можете сказать о двух последних словах?
-Сколько букв, слогов, звуков?
-Чем различаются? (местом ударения)
— Что можно сказать про эти слова? ( Ударение меняет значение этих слов)
В русском языке есть слова, в которых ударение меняет значение. От одной маленькой черточки оказывается, очень многое зависит. Послушайте, какой случай однажды произошел.
Сказка об ударении.
( Текст сказки см. в книге Ефименковой «Исправление недостатков устной и письменной речи учащихся».
-Давайте вспомним, у каких слов ударение поменяло значение. Давайте запишем эти слова, поставим ударение.
З а мок-зам о к, б е лки-белк и
А тлас-атл а с, и рис-ир и с.
-Давайте составим предложение с этими словами.
На двери висит замок
Кто его открыть не смог?
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
6. Работа со словами на доске.
(Слова, выделенные жирным, учитель пишет заранее на доске, потом показывает детям. Они высказывают свои мнения, затем педагог открывает предложения полностью)
Комар подлетел к
У рубашки вышит
— Можно понять, о чем речь?
По предложению можно понять, о чем речь.
— Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.
7. Пальчиковая гимнастика.
Еж, барсук, медведь, енот.
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
8. Работа по карточкам.
— Возьмите в руки карандаши, положите перед собой карточки. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Поставьте ударение.
Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе расцвел фиолетовый ирис.
Лена мела пол. Саша принес кусочек мела.
9. Работа с предложениями на доске.
Ворона меньше ворона.
-Поставьте ударение в первом и третьем словах. (Работа над лексическим значением этих слов, можно показать картинки с птицами.)
10. Работа над скороговоркой.
Проворонила ворона вороненка.
-Когда говорим «проворонила»?
-Кто такой вороненок?
Проговаривание с увеличением темпа.
— А у утки кто? у гуся? У грача? У галки?
— А одним словом как их назвать?
11. Индивидуальная работа- сопоставление.
Найди пару по образцу ( в таблице могут быть слова или изображения, дети пишут или рисуют )
12. Знакомство с другими парами слов.
— А вы умеете изменять слова.
-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.
М у ка-мук а, гв о здики- гвозд и ки, стр е лки-стрелк и.
Работа с лексическим значением слов.
13. Узнайте что изображено на картинке. Сначала поработайте самостоятельно. Покажите друг другу, какие предметы нашли.
(Детям предлагается картинка с контурными наложенными изображениями предметов, с которыми они работали на уроке.)
-С какими словами сегодня познакомились?
— Что нового сегодня узнали?
-Что показалось наиболее интересным?
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно ставить под удар.
Расскажите дома о тех словах, в которых ударение меняет значение. Найдите сами такие слова.
- Титкова Ирина ИвановнаНаписать 5301 03.02.2016
Номер материала: ДВ-409076
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 02.02.2016 7048
- 02.02.2016 1299
- 02.02.2016 2373
- 02.02.2016 2928
- 02.02.2016 461
- 02.02.2016 536
- 02.02.2016 838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Слог. Ударение. Орфоэпия.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Представление о слоге как единице фонетике.
- Особенности и роль ударения в русском языке.
- Представление об орфоэпии как разделе лингвистики.
Орфоэпия – (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.
Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 14; 143.
1. Панов М. В., Русский язык. 5 класс.//Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 113-114.
2. Бунеев Р.Н., Русский язык. 5 класс. //Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 23, 41.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения.// Розенталь Д.Э. – М.:ОНИКС. Мир и Образование, 2009. – с. 8-11.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог – это фонетическая единица языка. Слог – это один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: не-бо, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: кар-та, кос-тюм, чёр-ный).
Если в слове два слога или больше, то на один из них падает ударение. Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, травá, óзеро, небéсный.
Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, зáмок (строение) – замóк (приспособление для запирания двери).Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат, называются омóграфами. Например: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки.
В русском языке ударение разноместное, так как может быть на любом слоге, например на первом: бéгать, вéчером; на втором: бежáть, ребёнок; на третьем: прибежáть; на четвёртом: аккордеóн; на пятом слоге: наперегонкú. Ударение в русском языке может быть на любой морфеме, например на приставке: úзморозь, нáдпись, на корне: мúрный, молóчный, на суффиксе: дубóвый, рожóк, на окончании: горячá, неслá. Русское ударение при склонении или спряжении может сохраняться на той же морфеме, что и в начальной форме: сúний – сúнего (корень), курúный – курúного (суффикс), может перемещаться на другую: рекá – рéки, игрá – úгры(окончание – корень). При словообразовании ударение также может сохраняться на морфеме, например: дóм – дóмик(корень), может переходить на другую, например: лéс – леснóй(корень – окончание). Общего правила сохранения и перемещения ударения в русском языке нет. В случае затруднениямы обращаемся к орфоэпическому словарю.
Литературный язык имеет нормы (правила) произношения. Нормами произношения и ударения занимается наука орфоэпия. Она изучает и описывает все расхождения в написании и произношении слов, особенности звучания некоторых сочетаний звуков, правильную постановку ударений в русском языке.
Запомните несколько орфоэпических норм (правил) русского языка.
В первом предударном слоге а и о после твёрдого согласного произносятся как [а]: в[а]да, к[а]са, с[а]ма.
В первом предударном слоге после мягкого согласного а, е, и произносятся как [и]: т[и]нуть, б[и]да, п[и]сать.
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка.
На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.
Чтобы лучше знать нормы произношения, нужно пользоваться орфоэпическим словарём.
Теоретический материал для углубленного изучения
Правила переноса слов
1. Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы. Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш).
2. Если в слове есть корень и окончание, его нужно переносить по слогам. Бе-рё-за.
3. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.
4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия).
5. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра.
6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. Ссо-ра, по-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбери правильную транскрипцию слова КРУЖКА
а) [кружка] б) [крушка]
Вспоминаем орфоэпические нормы: в конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются. [ж] – звонкий согласный, [к] – глухой, следовательно происходит оглушение [ж] и должен быть [ш]. Ответ: б.
- Выбор элемента из выпадающего списка.
Выбери правильное утверждение.
В русском языке ударение
а) всегда падает на последний слог;
б) чаще всего падает на предпоследний слог;
в) обычно падает на первый слог;
г) может падать на любой слог.
Разбор задания: вспоминаем, что во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом, например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском – обычно на первый, а в польском – чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение разномéстное, поэтому оно может падать на любой слог. Ответ: г.
💥 Видео
Что такое русское словесное ударениеСкачать
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать
Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)Скачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
38 - Словесное ударениеСкачать
Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать
Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
УдарениеСкачать
Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать