Смыслоразличительная роль словесного ударения

Видео:Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударенияСкачать

Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! ?

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Аннотация: Фонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произноси­тельную сторону речи.

Статья:

Фонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произноси­тельную сторону речи. Словесное ударение играет изве­стную роль в обеспечении внятности речи: если в словах не соблюдается правильное ударение, затрудняется понимание речи. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи необходимо осуществлять соответ­ствующую работу по формированию навыков словесного ударения.

Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с боль­шей протяжностью гласного звука. Ударение как бы спаивает звуки в единый речевой комплекс— слово. От­сутствие его делает слово простым набором звуков.

Словесное ударение является организующим звеном ритмической структуры слова.

Словесное ударение в русском языке’ выступает в ка­честве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы сталкиваемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов опреде­ляется местом ударения в слове: замокзамок, атласатлас, стоитстоит.

С помощью словесного ударения можно также опре­делить иногда ту или иную грамматическую форму сло­ва; например: питьМы пили чай; пилитьИди пили дрова. Таким образом, в русском языке словесное ударе­ние имеет немаловажное значение.

Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего оно разноместно. В раз­ных словах ударение может приходиться на разные сло­ги: на первый слог (парта, книга, школа), на второй слог (катушка, окно, морковь), на третий слог (пароход, па­ровоз, огурец) и т. д.

Второй особенностью словесного ударения является его подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой. Так, .например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственное числа рука, нога ударение стоит на втором слога в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: руки, ноги.

Разумеется, что при овладении ударением глухие учащиеся будут испытывать известные трудности.

Работая над словесным ударением, сурдопедагогу необходимо решить несколько задач: прежде всего на! учить глухих детей технике выделения ударного слога т. е. силой голоса, более длительным произнесением ударного гласного звука выделять один из слогов слова. Далее глухих нужно научить правильной постановке ударения в словах. Глухой ученик должен уметь не только! выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно слог необходимо выделить — первый, второй или третий. Наконец, глухие учащиеся должны обладать подвижностью ударения.

Работа над словесным ударением начинается с первых дней пребывания учащихся в школе. Техника выделения ударного слога и правильной постановки словесного ударения вырабатывается с первых лет обучения

Обучение технике выделения ударного слога, как правило, начинается на слоговом материале. Школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов! Так, например, разучивается ритм, состоящий из двух! слогов — из ударного и безударного слога: гага, сасал вава, заза и т. д. Здесь учащиеся овладевают техников выделения ударного слога в двухсложных словах с ударением на первом слоге. Затем берутся другие ритмы гагата (капуста), гагата (виноград), тата (окно) и т. д.! Обучение технике выделения ударного слога в том или! ином ритме проводится следующим образом: прежде всего внимание учащихся обращается на более интенсивную вибрацию в области гортани и на длительное произнесение гласного звука. При этом опираются на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, зрительное восприятие и слуховые ощущения (остатки слуха). Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемым ритм отхлопывается. При этом хлопком большей интенсивности выделяется ударный слог слова, менее сильным хлопком сопровождается безударный слог. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование 1 . Обучение технике выделения ударного слога на опре­деленном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующих данному ритму, например: тата — парта, книга, школа, Лида. Разумеет­ся, что берется словарь, которым владеют учащиеся дан­ного класса. Желательно первоначально каждый ритм разучивать в отдельности. Начинать надо со слогов и сразу переходить к словам. В дальнейшем можно вести работу параллельно над несколькими ритмами. Приве­дем наиболее часто встречающиеся пять ритмов, на ко­торых глухие учатся и технике выделения ударного слога, и правильной постановке ударения в словах.

тата — лампа, палка, космос

тататаулица, курица, дедушка, девочка

татата — капуста, рубашка, собака

тататаогород, молодец, пароход Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у учащихся навыков дирижирования. Глухие дети должны обучаться дирижированию, так как оно помогает овладению правильным словесным ударе­нием. Сущность дирижирования состоит в том, что ритм воспроизводится движением руки в воздухе. Для обо­значения ударного слога используется более энергич­ное движение руки, а безударные слоги выделяются слабее.

Различаются два вида дирижирования. Первый из них состоит в том, что движением руки сопровождается каждый слог произносимого слова. Ударный слог выде­ляется более интенсивным и длительным движением в момент звучания гласного звука, безударный слог со­провождается менее интенсивным и менее длительным движением руки. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только удар­ный слог. В первом случае дирижирование дает возмож­ность обозначать место ударения в слове и количество слогов, во втором случае лишь обозначается место в сло­ве. Глухой ребенок должен овладеть прежде первым видом дирижирования, затем на последующих годах обучения можно применять второй вид дирижирования! Однако если у детей появляются затруднения в правили ной постановке ударения в слове, в определении количиства слогов, необходимо вновь вернуться к первому виду дирижирования.

Обучать дирижированию рекомендуется как на слого­вом материале, так и на материале слов, фраз и связном текста. Для овладения дирижированием необходим подготовка. Сначала у глухих вырабатывается умением выделить один из слогов силой голоса. Затем произнесение сопровождается отхлопыванием, отстукиванием и, наконец, дирижированием. Так же проводится работа над материалом слов, фраз и текста. В дальнейшем учяащиеся переходят на самостоятельное дирижирования Для обучения глухих правильному дирижированию можно рекомендовать такие, например, виды работы: 1) учащиеся сопровождают дирижированием чтение речевом материала; 2) под дирижирование ученика класс произносит хором тот или иной речевой материал. Здесь очень хорошо использовать стихотворные тексты, загадки, nословицы, материалы обиходно-разговорной речи.

Дирижирование учителя — один из приемов, которые следует пользоваться для выделения словесного ударения, для обучения дирижированию глухих детей. Учитель должен использовать оба вида дирижирования. Выбор вида дирижирования определяется степенью знакомств с речевым материалом учащихся, их возрастными особенностями и задачами, которые стоят перед учителем (коррекция или обучение), видом работы.

Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках и т. д. При обучении глухих учащихся словесному ударению необходимо использовать разнообразные виды работ, о которых мы скажем дальше. Приведем отдельные уроки, на которых у учащихся формируются навыки правильного ударения в словах.

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Логопедическое занятие по теме «Смыслоразличительная роль ударения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ Ирбинская СОШ №6

Конспект логопедического занятия

Тема: Смыслоразличительная роль ударения.

Цель: знакомство детей со словами-омографами (без введения термина).

Задачи: — показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов; развитие чувства языка; продолжить работу над развитием языкового анализа;

— продолжить работу по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа, активизировать словарь, развивать мелкую моторику;

— продолжить работу над развитием психических процессов: логического мышления(операция сопоставления), памяти, внимания.

— продолжать воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи.

Оборудование: — картинки с изображением слов-омографов или натуральные предметы,

— карточки с написанием слов-омографов: Замок-замок, белки-белки, атлас-атлас, ирис-ирис, мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки;

— карточки с предложениями к заданию 8;

карточки – таблицы к заданию 11;

-карточки с наложенными контурами предметов к заданию 13.

Продолжаем школьный день,

И из класса гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

Садитесь, откройте тетради, запишите число

2.Определение темы урока.

1. Назовите второй звук в слове «ш у тка» .

Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем

2. Назовите второй слог в слове «по да рок». Запишем.

3. Назовите первый слог в слове « ре ки». Запишем

4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «нож ни цы»

Назовите второй слог. Запишем.

5. Эта буква последняя в слове « украшени е » Запишем.

— Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ

— Как вы думаете, почему мы его написали?

— Что вы знаете об ударении?

— гласные всегда ударные

-если в слове 1 гласный, то он и ударный

— ё всегда ударная

-Чтобы правильно поставить ударение, надо позвать слово к себе

3. Картинный диктант.

— Я буду показывать вас картинки, а вы записывайте, что видите. Поставьте в словах ударение.

Школа, алфавит, портфель, карандаш, аквариум, з а мок, зам о к.

4. Знакомство с омографами.

— Что вы можете сказать о двух последних словах?

-Сколько букв, слогов, звуков?

-Чем различаются? (местом ударения)

Что можно сказать про эти слова? ( Ударение меняет значение этих слов)

В русском языке есть слова, в которых ударение меняет значение. От одной маленькой черточки оказывается, очень многое зависит. Послушайте, какой случай однажды произошел.

Сказка об ударении.

( Текст сказки см. в книге Ефименковой «Исправление недостатков устной и письменной речи учащихся».

-Давайте вспомним, у каких слов ударение поменяло значение. Давайте запишем эти слова, поставим ударение.

З а мок-зам о к, б е лки-белк и

А тлас-атл а с, и рис-ир и с.

-Давайте составим предложение с этими словами.

На двери висит замок

Кто его открыть не смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

6. Работа со словами на доске.

(Слова, выделенные жирным, учитель пишет заранее на доске, потом показывает детям. Они высказывают свои мнения, затем педагог открывает предложения полностью)

Комар подлетел к

У рубашки вышит

— Можно понять, о чем речь?

По предложению можно понять, о чем речь.

— Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.

7. Пальчиковая гимнастика.

Еж, барсук, медведь, енот.

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

8. Работа по карточкам.

— Возьмите в руки карандаши, положите перед собой карточки. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Поставьте ударение.

Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе расцвел фиолетовый ирис.

Лена мела пол. Саша принес кусочек мела.

9. Работа с предложениями на доске.

Ворона меньше ворона.

-Поставьте ударение в первом и третьем словах. (Работа над лексическим значением этих слов, можно показать картинки с птицами.)

10. Работа над скороговоркой.

Проворонила ворона вороненка.

-Когда говорим «проворонила»?

-Кто такой вороненок?

Проговаривание с увеличением темпа.

— А у утки кто? у гуся? У грача? У галки?

— А одним словом как их назвать?

11. Индивидуальная работа- сопоставление.

Найди пару по образцу ( в таблице могут быть слова или изображения, дети пишут или рисуют )

12. Знакомство с другими парами слов.

— А вы умеете изменять слова.

-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.

М у ка-мук а, гв о здики- гвозд и ки, стр е лки-стрелк и.

Работа с лексическим значением слов.

13. Узнайте что изображено на картинке. Сначала поработайте самостоятельно. Покажите друг другу, какие предметы нашли.

(Детям предлагается картинка с контурными наложенными изображениями предметов, с которыми они работали на уроке.)

-С какими словами сегодня познакомились?

— Что нового сегодня узнали?

-Что показалось наиболее интересным?

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно ставить под удар.

Расскажите дома о тех словах, в которых ударение меняет значение. Найдите сами такие слова.

Смыслоразличительная роль словесного ударения

  • Титкова Ирина ИвановнаНаписать 5301 03.02.2016

Номер материала: ДВ-409076

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    02.02.2016 7048
    02.02.2016 1299
    02.02.2016 2373
    02.02.2016 2928
    02.02.2016 461
    02.02.2016 536
    02.02.2016 838

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

Смыслоразличительная роль словесного ударения

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Смыслоразличительная роль словесного ударения

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Слог. Ударение. Орфоэпия.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Представление о слоге как единице фонетике.
  2. Особенности и роль ударения в русском языке.
  3. Представление об орфоэпии как разделе лингвистики.

Орфоэпия – (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.

Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 14; 143.

1. Панов М. В., Русский язык. 5 класс.//Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 113-114.

2. Бунеев Р.Н., Русский язык. 5 класс. //Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 23, 41.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения.// Розенталь Д.Э. – М.:ОНИКС. Мир и Образование, 2009. – с. 8-11.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог – это фонетическая единица языка. Слог – это один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – наименьшая единица произнесения слова.

Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: не-бо, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: кар-та, кос-тюм, чёр-ный).

Если в слове два слога или больше, то на один из них падает ударение. Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, травá, óзеро, небéсный.

Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, зáмок (строение) – замóк (приспособление для запирания двери).Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат, называются омóграфами. Например: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки.

В русском языке ударение разноместное, так как может быть на любом слоге, например на первом: бéгать, вéчером; на втором: бежáть, ребёнок; на третьем: прибежáть; на четвёртом: аккордеóн; на пятом слоге: наперегонкú. Ударение в русском языке может быть на любой морфеме, например на приставке: úзморозь, нáдпись, на корне: мúрный, молóчный, на суффиксе: дубóвый, рожóк, на окончании: горячá, неслá. Русское ударение при склонении или спряжении может сохраняться на той же морфеме, что и в начальной форме: сúний – сúнего (корень), курúный – курúного (суффикс), может перемещаться на другую: рекá – рéки, игрá – úгры(окончание – корень). При словообразовании ударение также может сохраняться на морфеме, например: дóм – дóмик(корень), может переходить на другую, например: лéс – леснóй(корень – окончание). Общего правила сохранения и перемещения ударения в русском языке нет. В случае затруднениямы обращаемся к орфоэпическому словарю.

Литературный язык имеет нормы (правила) произношения. Нормами произношения и ударения занимается наука орфоэпия. Она изучает и описывает все расхождения в написании и произношении слов, особенности звучания некоторых сочетаний звуков, правильную постановку ударений в русском языке.

Запомните несколько орфоэпических норм (правил) русского языка.

В первом предударном слоге а и о после твёрдого согласного произносятся как [а]: в[а]да, к[а]са, с[а]ма.

В первом предударном слоге после мягкого согласного а, е, и произносятся как [и]: т[и]нуть, б[и]да, п[и]сать.

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка.

На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.

Чтобы лучше знать нормы произношения, нужно пользоваться орфоэпическим словарём.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила переноса слов

1. Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы. Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш).

2. Если в слове есть корень и окончание, его нужно переносить по слогам. Бе-рё-за.

3. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия).

5. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра.

6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. Ссо-ра, по-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбери правильную транскрипцию слова КРУЖКА

а) [кружка] б) [крушка]

Вспоминаем орфоэпические нормы: в конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются. [ж] – звонкий согласный, [к] – глухой, следовательно происходит оглушение [ж] и должен быть [ш]. Ответ: б.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка.

Выбери правильное утверждение.

В русском языке ударение

а) всегда падает на последний слог;

б) чаще всего падает на предпоследний слог;

в) обычно падает на первый слог;

г) может падать на любой слог.

Разбор задания: вспоминаем, что во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом, например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском – обычно на первый, а в польском – чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение разномéстное, поэтому оно может падать на любой слог. Ответ: г.

💥 Видео

Что такое русское словесное ударениеСкачать

Что такое русское словесное ударение

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

А. A. Зализняк: История русского ударения

Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)

Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

38 - Словесное ударениеСкачать

38 - Словесное ударение

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой Лариной

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать

Интонация  Логическое ударение. Уроки русского языка

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

УдарениеСкачать

Ударение

Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

Русский язык. Фонетика. Ударение
Поделиться или сохранить к себе: