- Конспект «Смыслоразличительная роль ударения»
- Русский язык. 5 класс
- 10 примеров к смыслоразличительной функции ударения?
- Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
- В каком варианте ударение не выполняется смыслоразличительной функции?
- В каком варианте ударение не выполняется смыслоразличительной функции?
- Помогите ребята что значит : «двоеточие может выполнять смыслоразличительную функцию»?
- 15 слов с двойным ударением пример ?
- Приведите примеры смыслоразличительных частиц?
- Приведите примеры смыслоразличительных частиц?
- 10 предложений со смыслоразличительными частицами?
- Частица НЕ смыслоразличительная или формообразующая?
- Как известно, русское ударение может быть подвижным и выполнять смыслоразличительную функцию : пОля — полЯ, насЫпать — насыпАть?
- 🎥 Видео
Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Конспект «Смыслоразличительная роль ударения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Смыслоразличительная роль ударения.
Садитесь, откройте тетради, запишите число
2.Определение темы урока.
1. Назовите второй звук в слове «ш у тка» .
Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем
2. Назовите второй слог в слове «по да рок». Запишем.
3. Назовите первый слог в слове « ре ки». Запишем
4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «нож ни цы»
Назовите второй слог. Запишем.
5. Эта буква последняя в слове « украшени е » Запишем.
— Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ
— Как вы думаете, почему мы его написали?
— Что вы знаете об ударении?
— гласные всегда ударные
-если в слове 1 гласный, то он и ударный
— ё всегда ударная
-Чтобы правильно поставить ударение, надо позвать слово к себе
3. Картинный диктант.
— Я буду показывать вас картинки, а вы записывайте, что видите. Поставьте в словах ударение.
Школа, алфавит, портфель, карандаш, аквариум, з а мок, зам о к.
4. Знакомство с омографами.
— Что вы можете сказать о двух последних словах?
-Сколько букв, слогов, звуков?
-Чем различаются? (местом ударения)
— Что можно сказать про эти слова? ( Ударение меняет значение этих слов)
В русском языке есть слова, в которых ударение меняет значение. От одной маленькой черточки оказывается, очень многое зависит. Послушайте, какой случай однажды произошел.
Сказка про ударение .
В некотором царстве, в некотором государстве под названием « Гласное» жили царь и царица и была у них дочка-буковка А. Вот однажды в честь дня рождения Буковки А царь решил устроить пир и пригласить гостей дорогих.
В назначенный день стали собираться гости. На пир пришли и подружки принцессы Буковки И, Е, Ю, Я, Э, У, О, Ы и уважаемые Слоги и Звуки с подарками для дочери царя. А вот ударение позвать забыли.
В разгар бала в дверь громко постучали. Это было Ударение. Оно было очень сердитое и крикнуло: «Я вам сейчас покажу, как веселиться без меня!»
И стало Ударение по словам ударять где не надо, со слога на слог перепрыгивать. А потом и вовсе ушло жить в другое государство.
И началась в стране Гласных неразбериха. Огромный ЗАмок превратился в маленький замОк, только люди воды в крУжки наберут, а они кружкАми становятся, по морю плавали пирОги, и вдруг поплыли пирогИ, географический Атлас превратился в атлАс, утюг вместо того, чтобы пАрить брюки, стал парИть в облаках, белОк стал бЕлкой и поскакал в лес, мукА превратилась в мУку.
Тут к счастью мимо проезжал принц Буква Ё. Он то и навёл порядок в государстве, так как всегда в словах был ударный.
Всё в государстве стало по-прежнему. Только ударение всё таки затаило обиду и иногда подшучивает над словами. То твОрог, то творОг.
-Давайте вспомним, у каких слов ударение поменяло значение. Давайте запишем эти слова, поставим ударение.
З а мок-зам о к, б е лки-белк и
А тлас-атл а с, и рис-ир и с.
-Давайте составим предложение с этими словами.
5. Работа со словами на доске.
(Слова, выделенные жирным, учитель пишет заранее на доске, потом показывает детям. Они высказывают свои мнения, затем педагог открывает предложения полностью)
Комар подлетел к
У рубашки вышит
— Можно понять, о чем речь?
По предложению можно понять, о чем речь.
— Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.
6. Пальчиковая гимнастика.
8. Работа по карточкам.
— Возьмите в руки карандаши, положите перед собой карточки. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Поставьте ударение.
Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе расцвел фиолетовый ирис.
Лена мела пол. Саша принес кусочек мела.
9. Работа с предложениями на доске.
Ворона меньше ворона .
-Поставьте ударение в первом и третьем словах. (Работа над лексическим значением этих слов, можно показать картинки с птицами.)
10. Работа над скороговоркой.
Проворонила ворона вороненка.
-Когда говорим «проворонила»?
-Кто такой вороненок?
Проговаривание с увеличением темпа.
— А у утки кто? у гуся? У грача? У галки?
— А одним словом как их назвать?
11. Индивидуальная работа — сопоставление.
Видео:Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)Скачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Слог. Ударение. Орфоэпия.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Представление о слоге как единице фонетике.
- Особенности и роль ударения в русском языке.
- Представление об орфоэпии как разделе лингвистики.
Орфоэпия – (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.
Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 14; 143.
1. Панов М. В., Русский язык. 5 класс.//Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 113-114.
2. Бунеев Р.Н., Русский язык. 5 класс. //Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 23, 41.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения.// Розенталь Д.Э. – М.:ОНИКС. Мир и Образование, 2009. – с. 8-11.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог – это фонетическая единица языка. Слог – это один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: не-бо, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: кар-та, кос-тюм, чёр-ный).
Если в слове два слога или больше, то на один из них падает ударение. Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, травá, óзеро, небéсный.
Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, зáмок (строение) – замóк (приспособление для запирания двери).Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат, называются омóграфами. Например: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки.
В русском языке ударение разноместное, так как может быть на любом слоге, например на первом: бéгать, вéчером; на втором: бежáть, ребёнок; на третьем: прибежáть; на четвёртом: аккордеóн; на пятом слоге: наперегонкú. Ударение в русском языке может быть на любой морфеме, например на приставке: úзморозь, нáдпись, на корне: мúрный, молóчный, на суффиксе: дубóвый, рожóк, на окончании: горячá, неслá. Русское ударение при склонении или спряжении может сохраняться на той же морфеме, что и в начальной форме: сúний – сúнего (корень), курúный – курúного (суффикс), может перемещаться на другую: рекá – рéки, игрá – úгры(окончание – корень). При словообразовании ударение также может сохраняться на морфеме, например: дóм – дóмик(корень), может переходить на другую, например: лéс – леснóй(корень – окончание). Общего правила сохранения и перемещения ударения в русском языке нет. В случае затруднениямы обращаемся к орфоэпическому словарю.
Литературный язык имеет нормы (правила) произношения. Нормами произношения и ударения занимается наука орфоэпия. Она изучает и описывает все расхождения в написании и произношении слов, особенности звучания некоторых сочетаний звуков, правильную постановку ударений в русском языке.
Запомните несколько орфоэпических норм (правил) русского языка.
В первом предударном слоге а и о после твёрдого согласного произносятся как [а]: в[а]да, к[а]са, с[а]ма.
В первом предударном слоге после мягкого согласного а, е, и произносятся как [и]: т[и]нуть, б[и]да, п[и]сать.
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка.
На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.
Чтобы лучше знать нормы произношения, нужно пользоваться орфоэпическим словарём.
Теоретический материал для углубленного изучения
Правила переноса слов
1. Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы. Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш).
2. Если в слове есть корень и окончание, его нужно переносить по слогам. Бе-рё-за.
3. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.
4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия).
5. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра.
6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. Ссо-ра, по-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбери правильную транскрипцию слова КРУЖКА
а) [кружка] б) [крушка]
Вспоминаем орфоэпические нормы: в конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются. [ж] – звонкий согласный, [к] – глухой, следовательно происходит оглушение [ж] и должен быть [ш]. Ответ: б.
- Выбор элемента из выпадающего списка.
Выбери правильное утверждение.
В русском языке ударение
а) всегда падает на последний слог;
б) чаще всего падает на предпоследний слог;
в) обычно падает на первый слог;
г) может падать на любой слог.
Разбор задания: вспоминаем, что во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом, например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском – обычно на первый, а в польском – чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение разномéстное, поэтому оно может падать на любой слог. Ответ: г.
Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
10 примеров к смыслоразличительной функции ударения?
Русский язык | 5 — 9 классы
10 примеров к смыслоразличительной функции ударения.
6) пАрить — парИть
7) острОта — остротА
8) бредОвый — брЕдовый
10) шЕлковый — шелкОвый.
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
Составьте с этими словами предложения.
Ква´ртал – кварта´л, за´пах – запа´х, по´дать – пода´ть, ве´реск – вере´ск, ку´хонный – кухо´нный, мы´сы — мысы´, у´точка — уто´чка.
Видео:Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать
В каком варианте ударение не выполняется смыслоразличительной функции?
В каком варианте ударение не выполняется смыслоразличительной функции?
Видео:Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать
В каком варианте ударение не выполняется смыслоразличительной функции?
В каком варианте ударение не выполняется смыслоразличительной функции?
Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Помогите ребята что значит : «двоеточие может выполнять смыслоразличительную функцию»?
Помогите ребята что значит : «двоеточие может выполнять смыслоразличительную функцию»?
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать
15 слов с двойным ударением пример ?
15 слов с двойным ударением пример :
Видео:Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Приведите примеры смыслоразличительных частиц?
Приведите примеры смыслоразличительных частиц.
Для чего эти частицы служат в предложении?
Видео:Ударение в испанском языкеСкачать
Приведите примеры смыслоразличительных частиц?
Приведите примеры смыслоразличительных частиц.
Для чего эти частицы служат в предложении?
Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
10 предложений со смыслоразличительными частицами?
10 предложений со смыслоразличительными частицами.
Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Частица НЕ смыслоразличительная или формообразующая?
Частица НЕ смыслоразличительная или формообразующая?
Видео:Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)Скачать
Как известно, русское ударение может быть подвижным и выполнять смыслоразличительную функцию : пОля — полЯ, насЫпать — насыпАть?
Как известно, русское ударение может быть подвижным и выполнять смыслоразличительную функцию : пОля — полЯ, насЫпать — насыпАть.
Укажите слова, которые имеют только один вариант постановки ударения.
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос 10 примеров к смыслоразличительной функции ударения?, относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 — 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.
Карина собирала красную и сочную смородину , а Дима собирал сладкую черную чернику. Алина садила в своем сада красные розы, а валя яркие тюльпаны. Карина — сущ. , Дима — сущ. Собирала и собирал гл. Красную, сочную, сладкую, и черную прил. , смо..
— Здраствуйте я бы хотела зпабранировать билет на лето! — Здраствуйте! А ку да вам билет? — В Воронеж — Сочи — Хорошо щас посмотрю! — Я жду — У нас есть билеты! Сколько вам билетов? — Мне 3 — хорошо вот — Спосибо — Пожалуйсто хорошего вам отпус..
— Доброго дня! — Здраствуйте! — Меня цікавлять білети Воронеж — сочи. Чи є вони? — Так є на 15. 10 — Яка ціна і о котрій годині? — 500 рублів о 17 : 50 — Дякую . Допобачення — Бувайте.
При приставка бежал корень аканчание нулевое.
Да нужна запятая Да да да нужна .
Е : желтоватый, шерстяной, зачерствлеть, подешеветь, почернеть, черта, шептать, щелчок, расчесаться, вышел. Ё : жёсткий, чёрный, жёлтый, чёрствый, дешёвый, счёт, учёт, решётка, чёткий, щёлкать, подошёл, шёрстка, щёточка, причёска, отошёл. О : крыжо..
Прилагательныес приставкой НЕ : нечаянная встреча, неплохой человек, небрежный почерк, некрасивая внешность. Прилагательные с частицей НЕ : не мягкий, а твёрдый характер ; нисколько не интересный рассказ ; совсем не удобная одежда ; не короткая, а д..
Слово «реке» Дательный падеж(кому? Чему? ).
(в чём? ) — реке — предложный падеж.
1 . Сегодня Вася сочиняет интересный рассказ 2. А вчера он сочинил сказку про лесу 3. Завтра Ерлан пересказывать стихотворение о зиме 5. Не знаю.
🎥 Видео
Что такое ударение ?Скачать
Русский язык. Лекция 1. Русское ударениеСкачать
Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. ЭкзамерСкачать
Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать
Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать
СТРАНА ЗВУКЛЯНДИЯ дом для звука 4 частьСкачать
Русский язык 1 класс 34 неделя. Ударение. Звуки и буквы. АлфавитСкачать