- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Ю В Юминова Фразеологизмы Тренировочные упражнения и задания
- Просмотр содержимого документа «Вариант ученика»
- Просмотр содержимого документа «Вариант учителя»
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- 📸 Видео
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
по дороге длиннее,
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
- 0 0 0 0 0 0
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Ю В Юминова Фразеологизмы Тренировочные упражнения и задания
В материале представлены тренировочные упражнения и задания,которые помогут учителю подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Вариант ученика»
Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Упражнение 1. Замените фразеологизм синонимичным словом или словосочетанием.
1) Служить верой и правдой –________________________________________
2) Оказаться (быть) между двух огней –________________________________
3) Поразить до глубины души – ______________________________________
4) Добиться любой ценой – __________________________________________
5) Мчаться сломя голову – ___________________________________________
6) Промокнуть до нитки – ___________________________________________
7) Трудиться бок о бок – _____________________________________________
8) Согласиться скрепя сердце – _______________________________________
9) Говорить положа руку на сердце – __________________________________
10) Оставить с носом – ______________________________________________
11) Обвести вокруг пальца – _________________________________________
12) Появиться как снег на голову – ____________________________________
13) Клевать носом – ________________________________________________
14) Развязать себе руки – ____________________________________________
15) Вертеться как белка в колесе – ____________________________________
Что отличает фразеологизм от подобранного вами словосочетания?
Упражнение 2. С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Составьте предложения с любыми из них.
1) До глубины души
2) От (всей) души __________________________________________________________________
6) Всей душой (всем сердцем)
Упражнение 3. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Объясните свой выбор.
1) По вспыльчивости своей он часто выходил из себя; но бешенство его не всегда и не вдруг обнаруживалось неистовыми криками. (С.Аксаков)
2) [Стамов] был в том подавленном состоянии духа, когда сознание одной допущенной неловкости влечет за собой другую. (Ю.Крымов)
3) Прошлой весной река рано вышла из берегов.
4) Мы проехали станицу из конца в конец. (В.Короленко)
5) Алексей слушал ее краем уха. Думы его были далече. (А.Мельников-Печерский)
6) Оскорбили человека, втоптали его в грязь и беседуют теперь как ни в чем не бывало. (А.Чехов)
7) Приехали мы в чудесное имение Давыдова, который принял нас с распростертыми объятиями. (И.Аксаков)
8) Кавторанг Карпов не давал бить баклуши, дважды в неделю – шлюпочные занятия. (Ю.Давыдов)
9) Высокая, белая-белая коса во всю спину, до колена будет – вся, говорят, в матерь, а может, еще и покрасивше была. И тихая, воды не замутит. (Ф.Абрамов)
10) Чакмарь… поглядывая на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. (Л.Толстой)
11) На бруствере траншеи во весь рост стоял человек и смотрел на восточный берег в бинокль. (Э.Казакевич)
12) Злые языки объясняли ласковость моей матери тем, что она хотела сбыть с рук золовку. (С.Аксаков)
13) Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. (В.Телешов)
Подумайте, какими особенностями обладают фразеологические единицы.
При синтаксическом анализе предложения фразеологический оборот нельзя дробить на более мелкие отрезки. «. в предложении фразеологизм выступает как единое целое и неделим на части». Эта особенность фразеологизма проявляется в том, что к нему можно подобрать синоним – слово или словосочетание.
Упражнение 4. Восстановите устойчивые выражения, назовите глагол.
1) Говорить, не касаясь сути дела (обиняками) – ____________________ вокруг да около. 2) Освоиться с положением, обязанностями кого-нибудь – ____________________ в роль. 3) Вспомнить – ____________________ в памяти. 4) Лишать кого-либо уверенности поддержки – ____________________ почву из-под ног. 5) Приходить или приводить в состояние крайнего раздражения – ____________________ из себя. 6) Увидеть самому – ____________________ своими собственными глазами. 7) Перестать подчиняться, слушаться кого-либо – ____________________ от рук. 8) Раскупить мгновенно – с руками ____________________ 9) Притворяться, создавать видимость – ____________________ вид.
Можно ли использовать другие глаголы? Какую особенность фразеологизма позволяет увидеть упражнение?
1) Ходить; 2) войти, входить; 3) всплыть; 4) выбивать; 5) выходить; выводить; 6) увидеть; 7) отбиться; 8) оторвать; 9) выбить, выбивать; 10) делать.
Пропущенные глаголы легко восстанавливаются, использовать другие нельзя, потому что фразеологический оборот не создается каждый раз заново из отдельных слов, а воспроизводится. Одна из его важных черт – воспроизводимость.
Упражнение 5. Определите, что обозначают данные фразеологизмы, когда они употребляются в речи, какую оценку содержат.
1) С глазу на глаз – _________________________________________________
2) Иметь голову на плечах – _________________________________________
3) Семи пядей во лбу – ______________________________________________
4) Курам на смех – _________________________________________________
5) Кровь с молоком – _______________________________________________
6) Пожинать лавры – ________________________________________________
7) Цены нет (кому-, чему-либо) – _____________________________________
8) На живую нитку – _______________________________________________
9) Ни рыба ни мясо – _______________________________________________
10) Рубаха-парень – ________________________________________________
Упражнение 6. Подумайте: с какими пометами вошли в словари эти фразеологизмы? Как вы их понимаете? Приведите свои примеры.
1) Пальца в рот не клади – ___________________________________________
2) Отойти в вечность – ______________________________________________
3) в хвост и в гриву – ___________________________________________
4) Кануть в Лету – _________________________________________________
5) Лебединая песня – _______________________________________________
6) Навострить лыжи – _______________________________________________
7) Темна вода во облацех – __________________________________________
8) Закрыть (закрывать) на что-либо глаза – _____________________________
9) В аккурат – ______________________________________________________
10) Вправить (вправлять) мозги – _____________________________________
Упражнение 7. В данных предложениях найдите фразеологические обороты, выпишите их. Устно объясните значение устойчивых выражений.
1) В речах своих он был юношески горяч, великолепно владел острым словом, метко, как художник, попадал им в цель. (М.Горький)
2) Иван Иванович не мог более владеть собою: губы его дрожали; рот изменил обыкновенное положение «ижицы» и сделался похожим на «о»; глазами он так мигал, что сделалось страшно. (Н.Гоголь)
3) Сначала он упорно боролся с ними, но потом увидел, что эта борьба не влечет за собой никаких последствий, кроме утомления души. (М.Горький)
4) Мы вступаем в жизнь с чистой, белой страницей, на которой можно писать вновь хорошее и дурное. (Л.Толстой)
5) Осень все больше вступала в свои права. Небо все чаще заволакивалось тучами, окрестности тонули в туманном сумраке; потоки дождя шумно лились на землю. (В.Короленко)
6) – Так чего же вы торчите здесь? Времени вам не жаль? – громко сказал старик, стараясь не выказать волнения от мысли, что договор его с Алексеем о совместной работе уже вступает в силу. (В.Ажаев)
7) Идут они сегодня по песку – солнышко их жжет; на другой день идут болотистым берегом – ноги вязнут; выбились из сил, а лоцман то и дело кричит: – Што стали, пошли живо! (Ф.Решетников)
8) В воспитании и в жизни детей домашние животные играют. благотворную роль. (А.Чехов)
9) Я видел, что казаки торопятся домой и пошел навстречу их желанию. (В.Арсеньев)
10) Мокрые бревна и дрова вылавливаются со дна реки, сушатся и идут в дело. (Г.Успенский)
11) «Жуковский, – продолжает автор, – напечатал в прошедшем году. отрывки из “ Илиады ” . Здесь в первый раз увидели мы в Гомере такое качество, которого не находили в других переводах. » Автор имел в виду Кострова. (А.Пушкин)
12) Несомненно, мы имеем дело с каким-то плато, которое впоследствии разделилось на ряд столовых гор. (В.Арсеньев)
Упражнение 8. Восстановите авторский текст. Замените приведенные в скобках значения фразеологическим оборотом. Сравните свой вариант с авторским.
1) Сейчас было уже поздно. Екатерина Васильевна, очевидно, уложила детей и _____________________________________(«в самое ближайшее время») должна постучать в окно. (А.Н. Толстой)
2) В три-четыре недели он уже так _____________________________________(«приобрел умение, стал опытным в каком-либо деле») в таможенном деле, что знал решительно все: даже не весил, не мерил, а по фактуре узнавал, сколько в какой штуке аршин сукна или иной материи; взявши в руку сверток, он мог сказать вдруг, сколько в нем фунтов. (Н.Гоголь)
3) Ну вот прежде всего я вижу прилежного земледельца, вижу я, что этот земледелец ковыряет землю и _____________________________________(«с большим усердием, напряжением») добывает хлеб. (В.Слепцов)
4) Он посмотрел на нее и, должно быть, заметив тень на ее лице, прибавил: – Простите, что я вспоминаю. Эти годы нужно _____________________________________(«заставить себя забыть»). (В.Гаршин)
5) – А давай-ка, Светлана, надень ты свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твое яблоко, мой табак, спички, нож, булку и уйдем из этого дома _____________________________________(«куда захочется, куда угодно»). (А.Гайдар)
Упражнение 9. Выполните тестовые задания, выбрав из четырех ответов один.
1. В каком предложении нет фразеологизма? Выпишите номер предложения.
1) То и дело норовят затащить в компании, забрасывают ненужными подарками, соблазняют заманчивыми предложениями, стараются ублажить так и этак – ты сам не успеваешь ничего толком захотеть, так и живешь тем, что захотели и придумали другие.
2) Так и живешь без смысла и места.
3) А как тяжко обаятельным, да еще, не дай бог, и красивым, в любви!
4) И такая досада разбирает – хоть вешайся. (По М.Булгакову)
2. В каком из указанных предложений употреблено устойчивое выражение? Выпишите фразеологизм.
1) Я расстелил на земле куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья.
2) Облака терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
3) Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
4) Был в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. (По Ю.Ковалю)
3. В каком предложении использовано устойчивое выражение? Выпишите его.
1) Какой бухгалтер возьмется теперь подсчитывать выгоду операции?!
2) Спро́сите: что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?
3) Ничего не случится с вашим зверьем.
4) Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: «Мы? Лоси погибли от чего-то другого». (По В.Пескову)
4. В каком из указанных предложений не использован фразеологизм? Выпишите номер предложения.
1) Жизнь Миклухо-Маклая складывалась из рук вон.
2) Из университета его тоже исключили с «волчьим билетом» – «без права поступления в другие высшие заведения России».
3) В 18 лет он уезжает в Германию и ведет нищенскую жизнь, экономя на каждом куске хлеба.
4) Молодостью и жизнью заплатил он за краски южных морей и блеск тропического солнца. (По В.Кожевникову)
5. В каком предложении использован фразеологизм? Выпишите его.
1) Настя посылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
2) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.
3) Они (палые листья) громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (К.Паустовский)
6. Найдите предложение, в котором использован фразеологизм. Выпишите его.
1) В раскаленные дни штурма Севастополя из города приходили на фронт подкрепления.
2) Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом.
3) Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем Федя с наганом.
4) Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули ее из крепкого тела. (Л.Соболев)
Упражнение 10. В приведенных фрагментах из художественных произведений найдите все фразеологические обороты.
1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок. И деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А.С. Пушкин)
2) Через пятнадцать лет после второго сына у него родился третий сын. Ему было сейчас двенадцать лет, и отец несколько тревожился, что может не успеть поставить его на ноги. А время настолько изменилось, что однажды сын ему сказал с горестным недоумением:
– Папа, почему мы такие нищие?
Вопросу сына он поразился как грому среди ясного неба.
– Какие мы нищие! – воскликнул он, не в силах сдержать раздражения. – Мы живем на уровне хорошей интеллигентной семьи! (Ф.Искандер)
3) Так оно и было на самом деле. Денег, по мнению отца, вполне хватало на жизнь, хотя, конечно, жизнь достаточно скромную. Но в школе у сына внезапно появилось много богатых друзей, которые хвастались своей модной одеждой, новейшей западной аппаратурой да и не по возрасту разбрасывались деньгами. И это шестиклассники! (Ф.Искандер)
4) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:
– Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!
– Ты у меня выиграешь. – презрительно ответил сын. – Папа, у тебя крыша поехала!
– Но ты согласен на условия?
Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.
То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие. (По Ф.Искандеру)
5) Когда несколько лет назад сын только научился плавать, он панически боялся глубины. И тогда, чтобы приучить сына к глубине, Георгий Андреевич пустился на хитрость. Он немного отплыл от берега и позвал сына к себе, вытащив руки из воды и подняв их над собой в знак того, что он стоит на дне. На самом деле он до дна не доставал, но, сильно работая одними ногами, держался на плаву. Сын клюнул на эту удочку, поплыл к нему и так постепенно приучился плавать на глубине. (Ф.Искандер)
6) В пару со мной угодил пожилой боец. Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. Мой напарник вынул из тощего и тоже серого вещмешка ложку. Сразу я упал духом: такую ложку мог иметь только опытный и активный едок. Деревянная, разрисованная когда-то лаковыми цветочками не только по черенку и прихвату, но и в глуби своей, старая, заслуженная ложка была уже выедена по краю, даже трещинками ее начало прошибать по губастым закруглениям, обнажая какое-то стойкое, красноватое дерево, должно быть, корень березы. Весной резана ложка, и весенний березовый сок остановился и застыл сахаристой плотью в недрах ложки. А у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая. (По В.Астафьеву)
7) Шел май сорок третьего года. Вокруг зеленела трава, зацветали сады. Без конца и края золотились, желто горели радостные одуванчики, возле речки старательно паслись коровы, кто-то стирал в речке белье, и еще недоразрушенные церкви и соборы поблескивали в голубом небесном пространстве остатками стекол, недосгоревшей позолотой куполов. (В.Астафьев)
8) Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! –
выйдя из оцепенения, прорычал я. Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял ее и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что. (По В.Дроганову)
9) Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? Что мне показалось не тем? Чего я ожидал? И я понял, что не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. Там не было никого, похожего на Паганеля. Все было нормально, тихо и деловито.
Зайдя домой, я еще раз внимательно прочитал программу поступления и обучения, которую получил на биологическом факультете. Обнаружил там, что львиную долю программы составляет химия. И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак. (По Е.Гришковцу)
Журнал «Русский язык» ИД «Первое сентября» (http://1september.ru).
Подписка по каталогу «Почта России». Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)
Просмотр содержимого документа
«Вариант учителя»
Упражнение 1. Замените фразеологизм синонимичным словом или словосочетанием.
1) Служить верой и правдой –
2) Оказаться (быть) между двух огней –
3) Поразить до глубины души –
4) Добиться любой ценой –
5) Мчаться сломя голову –
6) Промокнуть до нитки –
7) Трудиться бок о бок –
8) Согласиться скрепя сердце –
9) Говорить положа руку на сердце –
10) Оставить с носом –
11) Обвести вокруг пальца –
12) Появиться как снег на голову –
13) Клевать носом –
14) Развязать себе руки –
15) Вертеться как белка в колесе –
Что отличает фразеологизм от подобранного вами словосочетания?
1) Служить (честно) преданно. 2) В трудной ситуации. 3) Поразить очень сильно. 4) Добиться любыми средствами. 5) Мчаться стремительно (быстро). 6) Промокнуть насквозь. 7) Трудиться, работать вместе, совместно, преодолевая трудности и объединяя усилия для достижения общей цели. 8) Согласиться с (большой) неохотой. 9) Говорить чистосердечно. 10) Дурачить, обманывать. 11) Обмануть ловко. 12) Появиться неожиданно (внезапно). 13) Дремать, впасть в забвенье. 14) Получить полную свободу действовать. 15) Быть в беспрестанных хлопотах, заботах, не достигая желаемых результатов.
Упражнение 2. С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Составьте предложения с любыми из них.
1) До глубины души; 2) От (всей) души; 3) По душам; 4) Душа в душу; 5) С душой; 6) Всей душой (всем сердцем).
1) Взволновать, поразить, потрясти. 2) Поздравить, поблагодарить, смеяться. 3) Поговорить, побеседовать. 4) Жить. 5) Работать. 6) Верить, любить; хотеть, стремиться; сочувствовать, поддерживать, быть на стороне кого-либо.
Упражнение 3. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Объясните свой выбор.
1) По вспыльчивости своей он часто выходил из себя; но бешенство его не всегда и не вдруг обнаруживалось неистовыми криками. (С.Аксаков)
2) [Стамов] был в том подавленном состоянии духа, когда сознание одной допущенной неловкости влечет за собой другую. (Ю.Крымов)
3) Прошлой весной река рано вышла из берегов.
4) Мы проехали станицу из конца в конец. (В.Короленко)
5) Алексей слушал ее краем уха. Думы его были далече. (А.Мельников-Печерский)
6) Оскорбили человека, втоптали его в грязь и беседуют теперь как ни в чем не бывало. (А.Чехов)
7) Приехали мы в чудесное имение Давыдова, который принял нас с распростертыми объятиями. (И.Аксаков)
8) Кавторанг Карпов не давал бить баклуши, дважды в неделю – шлюпочные занятия. (Ю.Давыдов)
9) Высокая, белая-белая коса во всю спину, до колена будет – вся, говорят, в матерь, а может, еще и покрасивше была. И тихая, воды не замутит. (Ф.Абрамов)
10) Чакмарь… поглядывая на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. (Л.Толстой)
11) На бруствере траншеи во весь рост стоял человек и смотрел на восточный берег в бинокль. (Э.Казакевич)
12) Злые языки объясняли ласковость моей матери тем, что она хотела сбыть с рук золовку. (С.Аксаков)
13) Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. (В.Телешов)
Подумайте, какими особенностями обладают фразеологические единицы.
При синтаксическом анализе предложения фразеологический оборот нельзя дробить на более мелкие отрезки. «. в предложении фразеологизм выступает как единое целое и неделим на части». Эта особенность фразеологизма проявляется в том, что к нему можно подобрать синоним – слово или словосочетание.
1) Выходил из себя (раздражался) – сказуемое. 2) Влечет за собой (вызывает) – сказуемое. 3) Вышла из берегов (разлилась) – сказуемое. 4) Из конца в конец (по всему протяжению) – обстоятельство. 5) Краем уха (невнимательно) – обстоятельство. 6) Втоптали (его) в грязь (унизили) – сказуемое; как ни в чем не бывало (словно ничего не случилось) – обстоятельство. 7) С распростертыми объятиями (радушно, приветливо) – обстоятельство. 8) Бить баклуши (бездельничать) – прямое дополнение. 9) Воды не замутит (скромная, кроткая) – определение. 10) Душа в душу (дружно, в согласии) – обстоятельство. 11) Во весь рост (выпрямившись) – обстоятельство. 12) Злые языки (сплетники) – подлежащее; сбыть с рук (отделаться) – часть составного глагольного сказуемого. 13) Первые шаги (начало какой-либо деятельности) – прямое дополнение.
Упражнение 4. Восстановите устойчивые выражения, назовите глагол.
1) Говорить, не касаясь сути дела (обиняками) – . вокруг да около. 2) Освоиться с положением, обязанностями кого-нибудь – . в роль. 3) Вспомнить – . в памяти. 4) Лишать кого-либо уверенности поддержки – . почву из-под ног. 5) Приходить или приводить в состояние крайнего раздражения – . из себя. 6) Увидеть самому – . своими собственными глазами. 7) Перестать подчиняться, слушаться кого-либо – . от рук. 8) Раскупить мгновенно – с руками. 9) Притворяться, создавать видимость – . вид.
Можно ли использовать другие глаголы? Какую особенность фразеологизма позволяет увидеть упражнение?
1) Ходить; 2) войти, входить; 3) всплыть; 4) выбивать; 5) выходить; выводить; 6) увидеть; 7) отбиться; 8) оторвать; 9) выбить, выбивать; 10) делать.
Пропущенные глаголы легко восстанавливаются, использовать другие нельзя, потому что фразеологический оборот не создается каждый раз заново из отдельных слов, а воспроизводится. Одна из его важных черт – воспроизводимость.
Упражнение 5. Определите, что обозначают данные фразеологизмы, когда они употребляются в речи, какую оценку содержат.
1) С глазу на глаз –
2) Иметь голову на плечах –
3) Семи пядей во лбу –
4) Курам на смех –
5) Кровь с молоком –
6) Пожинать лавры –
7) Цены нет (кому-, чему-либо) –
8) На живую нитку –
9) Ни рыба ни мясо –
1) Наедине, без свидетелей; 2) быть умным, рассудительным, сообразительным. Человек характеризуется положительно; 3) очень умный, образованный, мудрый, выдающийся. Положительно характеризует человека. Фразеологизм содержит устаревшее слово, используется в разговорной речи; 4) бессмысленно, глупо, нелепо; передает отрицательную оценку чего-либо. Используется в разговорной речи; 5) здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица, с румянцем. Положительно характеризует человека. Используется в разговорной речи; 6) пользоваться плодами успеха. В современной речи в обыденных ситуациях используется не часто, имеет оттенок книжности; 7) кто-либо (или что-либо) обладает высокими качествами (достоинствами); 8) делать что-либо наспех, кое-как. Дает отрицательную оценку; 9) ничем не выделяющийся, посредственный человек. В словаре имеет помету разг., пренебр.; 10) общительный, бескорыстный, простой в обращении человек.
Упражнение 6. Подумайте: с какими пометами вошли в словари эти фразеологизмы? Как вы их понимаете? Приведите свои примеры.
1) Пальца в рот не клади –
2) Отойти в вечность –
3) в хвост и в гриву –
4) Кануть в Лету –
5) Лебединая песня –
6) Навострить лыжи –
7) Темна вода во облацех –
8) Закрыть (закрывать) на что-либо глаза –
10) Вправить (вправлять) мозги –
1) Прост. 2) Книжн. 3) Прост. 4) Книжн. Быть забытым, бесследно исчезнуть. 5) Книжн. 6) Прост. 7) Книжн. Непонятно, неясно. Встряхивая свежими номерами «Дэлоса», говорили [рецензенты] не без иронии: «Посмотрим, увидим, пока еще темна вода во облацех». (А.Н. Толстой) 8) Разг. 9) Прост. Точно, как раз. Как сделаешь все в аккурате, такой тебе, Сысой Псоич, магарыч поставлю, просто сказать, угоришь. (А.Островский) 10) Прост. Прибегая к крайним мерам воздействия, заставлять кого-либо одуматься и изменить образ мыслей, поведение и т.п. – Соревнование соревнованием, – сказал он тете Даше, – а за лошадьми вы обязаны следить и не допускать, чтобы мучили скотину. Если кой у кого совести нет, надо мозги вправлять. (С.Антонов)
Упражнение 7. В данных предложениях найдите фразеологические обороты, выпишите их. Устно объясните значение устойчивых выражений.
1) В речах своих он был юношески горяч, великолепно владел острым словом, метко, как художник, попадал им в цель. (М.Горький)
2) Иван Иванович не мог более владеть собою: губы его дрожали; рот изменил обыкновенное положение «ижицы» и сделался похожим на «о»; глазами он так мигал, что сделалось страшно. (Н.Гоголь)
3) Сначала он упорно боролся с ними, но потом увидел, что эта борьба не влечет за собой никаких последствий, кроме утомления души. (М.Горький)
4) Мы вступаем в жизнь с чистой, белой страницей, на которой можно писать вновь хорошее и дурное. (Л.Толстой)
5) Осень все больше вступала в свои права. Небо все чаще заволакивалось тучами, окрестности тонули в туманном сумраке; потоки дождя шумно лились на землю. (В.Короленко)
6) – Так чего же вы торчите здесь? Времени вам не жаль? – громко сказал старик, стараясь не выказать волнения от мысли, что договор его с Алексеем о совместной работе уже вступает в силу. (В.Ажаев)
7) Идут они сегодня по песку – солнышко их жжет; на другой день идут болотистым берегом – ноги вязнут; выбились из сил, а лоцман то и дело кричит: – Што стали, пошли живо! (Ф.Решетников)
8) В воспитании и в жизни детей домашние животные играют. благотворную роль. (А.Чехов)
9) Я видел, что казаки торопятся домой и пошел навстречу их желанию. (В.Арсеньев)
10) Мокрые бревна и дрова вылавливаются со дна реки, сушатся и идут в дело. (Г.Успенский)
11) «Жуковский, – продолжает автор, – напечатал в прошедшем году. отрывки из “ Илиады ” . Здесь в первый раз увидели мы в Гомере такое качество, которого не находили в других переводах. » Автор имел в виду Кострова. (А.Пушкин)
12) Несомненно, мы имеем дело с каким-то плато, которое впоследствии разделилось на ряд столовых гор. (В.Арсеньев)
1) Владеть словом – обладать способностью точно и выразительно говорить (писать). 2) Владеть собой – проявлять самообладание, сохранять хладнокровие; уметь сдерживать свои порывы. 3) Повлечь за собой – вызывать, иметь следствием что-либо. 4) Вступать в жизнь – начинать жить самостоятельно. 5) Вступать в свои права – проявляться в полную меру, в полную силу. 6) Вступать в силу – становиться законным, действующим. 7) Выбиться из сил – очень устать от какой-либо работы, занятия. 8) Играть роль – иметь значение. 9) Пойти навстречу – оказать содействие (помощь). 10) Идти в дело – находить применение, использоваться. 11) Иметь в виду – подразумевать, понимать определенным образом. 12) Иметь дело – вступать в какие-либо отношения, входить в какие-либо связи.
Упражнение 8. Восстановите авторский текст. Замените приведенные в скобках значения фразеологическим оборотом. Сравните свой вариант с авторским.
1) Сейчас было уже поздно. Екатерина Васильевна, очевидно, уложила детей и («в самое ближайшее время») должна постучать в окно. (А.Н. Толстой)
2) В три-четыре недели он уже так («приобрел умение, стал опытным в каком-либо деле») в таможенном деле, что знал решительно все: даже не весил, не мерил, а по фактуре узнавал, сколько в какой штуке аршин сукна или иной материи; взявши в руку сверток, он мог сказать вдруг, сколько в нем фунтов. (Н.Гоголь)
3) Ну вот прежде всего я вижу прилежного земледельца, вижу я, что этот земледелец ковыряет землю и («с большим усердием, напряжением») добывает хлеб. (В.Слепцов)
4) Он посмотрел на нее и, должно быть, заметив тень на ее лице, прибавил: – Простите, что я вспоминаю. Эти годы нужно («заставить себя забыть»). (В.Гаршин)
5) – А давай-ка, Светлана, надень ты свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твое яблоко, мой табак, спички, нож, булку и уйдем из этого дома («куда захочется, куда угодно»). (А.Гайдар)
1) С минуты на минуту; 2) набил руку; 3) в поте лица; 4) вычеркнуть из памяти; 5) куда глаза глядят.
Упражнение 9. Выполните тестовые задания, выбрав из четырех ответов один*.
3адания сформулированы по-разному намеренно: многие ошибки детей при выполнении тестов вызваны тем, что они невнимательно читают предлагаемые задания.
1. В каком предложении нет фразеологизма? Выпишите номер предложения.
1) То и дело норовят затащить в компании, забрасывают ненужными подарками, соблазняют заманчивыми предложениями, стараются ублажить так и этак – ты сам не успеваешь ничего толком захотеть, так и живешь тем, что захотели и придумали другие.
2) Так и живешь без смысла и места.
3) А как тяжко обаятельным, да еще, не дай бог, и красивым, в любви!
4) И такая досада разбирает – хоть вешайся. (По М.Булгакову)
2. В каком из указанных предложений употреблено устойчивое выражение? Выпишите фразеологизм.
1) Я расстелил на земле куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья.
2) Облака терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
3) Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
4) Был в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. (По Ю.Ковалю)
3. В каком предложении использовано устойчивое выражение? Выпишите его.
1) Какой бухгалтер возьмется теперь подсчитывать выгоду операции?!
2) Спро́сите: что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?
3) Ничего не случится с вашим зверьем.
4) Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: «Мы? Лоси погибли от чего-то другого». (По В.Пескову)
4. В каком из указанных предложений не использован фразеологизм? Выпишите номер предложения.
1) Жизнь Миклухо-Маклая складывалась из рук вон.
2) Из университета его тоже исключили с «волчьим билетом» – «без права поступления в другие высшие заведения России».
3) В 18 лет он уезжает в Германию и ведет нищенскую жизнь, экономя на каждом куске хлеба.
4) Молодостью и жизнью заплатил он за краски южных морей и блеск тропического солнца. (По В.Кожевникову)
5. В каком предложении использован фразеологизм? Выпишите его.
1) Настя посылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
2) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.
3) Они (палые листья) громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (К.Паустовский)
6. Найдите предложение, в котором использован фразеологизм. Выпишите его.
1) В раскаленные дни штурма Севастополя из города приходили на фронт подкрепления.
2) Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом.
3) Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем Федя с наганом.
4) Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули ее из крепкого тела. (Л.Соболев)
2. 3) приходить в голову (о мыслях, идеях);
3. 4) бить тревогу
4. 4); 5. 4); 6. 3) вошел в историю.
Упражнение 10. В приведенных фрагментах из художественных произведений найдите все фразеологические обороты.
1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок. И деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А.С. Пушкин)
2) Через пятнадцать лет после второго сына у него родился третий сын. Ему было сейчас двенадцать лет, и отец несколько тревожился, что может не успеть поставить его на ноги. А время настолько изменилось, что однажды сын ему сказал с горестным недоумением:
– Папа, почему мы такие нищие?
Вопросу сына он поразился как грому среди ясного неба.
– Какие мы нищие! – воскликнул он, не в силах сдержать раздражения. – Мы живем на уровне хорошей интеллигентной семьи! (Ф.Искандер)
3) Так оно и было на самом деле. Денег, по мнению отца, вполне хватало на жизнь, хотя, конечно, жизнь достаточно скромную. Но в школе у сына внезапно появилось много богатых друзей, которые хвастались своей модной одеждой, новейшей западной аппаратурой да и не по возрасту разбрасывались деньгами. И это шестиклассники! (Ф.Искандер)
4) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:
– Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!
– Ты у меня выиграешь. – презрительно ответил сын. – Папа, у тебя крыша поехала!
– Но ты согласен на условия?
Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.
То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие. (По Ф.Искандеру)
5) Когда несколько лет назад сын только научился плавать, он панически боялся глубины. И тогда, чтобы приучить сына к глубине, Георгий Андреевич пустился на хитрость. Он немного отплыл от берега и позвал сына к себе, вытащив руки из воды и подняв их над собой в знак того, что он стоит на дне. На самом деле он до дна не доставал, но, сильно работая одними ногами, держался на плаву. Сын клюнул на эту удочку, поплыл к нему и так постепенно приучился плавать на глубине. (Ф.Искандер)
6) В пару со мной угодил пожилой боец. Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. Мой напарник вынул из тощего и тоже серого вещмешка ложку. Сразу я упал духом: такую ложку мог иметь только опытный и активный едок. Деревянная, разрисованная когда-то лаковыми цветочками не только по черенку и прихвату, но и в глуби своей, старая, заслуженная ложка была уже выедена по краю, даже трещинками ее начало прошибать по губастым закруглениям, обнажая какое-то стойкое, красноватое дерево, должно быть, корень березы. Весной резана ложка, и весенний березовый сок остановился и застыл сахаристой плотью в недрах ложки. А у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая. (По В.Астафьеву)
7) Шел май сорок третьего года. Вокруг зеленела трава, зацветали сады. Без конца и края золотились, желто горели радостные одуванчики, возле речки старательно паслись коровы, кто-то стирал в речке белье, и еще недоразрушенные церкви и соборы поблескивали в голубом небесном пространстве остатками стекол, недосгоревшей позолотой куполов. (В.Астафьев)
8) Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! –
выйдя из оцепенения, прорычал я. Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял ее и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что. (По В.Дроганову)
9) Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? Что мне показалось не тем? Чего я ожидал? И я понял, что не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. Там не было никого, похожего на Паганеля. Все было нормально, тихо и деловито.
Зайдя домой, я еще раз внимательно прочитал программу поступления и обучения, которую получил на биологическом факультете. Обнаружил там, что львиную долю программы составляет химия. И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак. (По Е.Гришковцу)
1) Ни свет ни заря – очень рано;
2) поставить на ноги – вырастить, воспитать, довести до самостоятельности; как гром среди ясного неба – о чем-л. неожиданном и тяжелом, неприятном;
3) разбрасываться деньгами – тратить безрассудно;
4) крыша поехала (у кого-то) разг. – человек принимает неадекватное решение; во что бы то ни стало – несмотря ни на что, непременно; взять себя в руки – сдержать себя, успокоиться, овладеть собой; то и дело – беспрестанно, беспрерывно;
5) пуститься на хитрость – схитрить; держаться на плаву – держаться, оставаться на поверхности воды; клюнуть на удочку – дать себя обмануть;
6) упасть духом – прийти в уныние, отчаяться;
7) без конца и края – всюду, везде;
8) готов провалиться сквозь землю – о чувстве неловкости, стыда;
9) львиная доля – самая большая часть чего.-л.; закрыть вопрос – решить не возвращаться к нему, больше не рассматривать.
Журнал «Русский язык» ИД «Первое сентября» (http://1september.ru).
Подписка по каталогу «Почта России». Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)
Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Таблица с примерами
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Словосочетание. 8 классСкачать
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
📸 Видео
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
11 класс. СловосочетаниеСкачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать