- Изучение цельных словосочетаний в условиях школы учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания
- Типы словосочетаний по структуре
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- 💡 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Изучение цельных словосочетаний в условиях школы
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Изучению этой непростой темы в школе отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения. Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное определение этого понятия.
Главная цель этого урока – сформировать у учащихся понятие о цельном словосочетании, ознакомить их со значением, функционированием этой синтаксической единицы в языке и речи. Представленные в учебнике словосочетания охарактеризованы как с формальной, так и с семантической стороны. Правда, не совсем полно. А информацию об особенностях функционирования цельных словосочетаний в речи авторы вообще оставили за пределами учебника.
Практическая часть комплекса представлена главным образом упражнениями опознавательного характера. Их недостаточно, чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы упражнения, обеспечивающие совершенствование речевых и коммуникативных умений, способствующие формированию сознательного отбора этих языковых единиц в речи.
Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_tselnyh_slovosochetaniy_v_usloviyah_shkoly.docx | 25.23 КБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Цельные словосочетания изучаются в школе недавно [9]. Введение этой темы в программу и учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой мотивировано идеей усиления практической направленности преподавания русского языка в школе: учить школьников хорошей речи [7] на родном языке. А, как известно, цельные словосочетания часто употребляются в речи.
Изучению этой непростой темы отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения.
Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное определение этого понятия, дифференцирующими признаками которого называет недостаточную смысловую полноту главного слова и способность данной конструкции выступать в роли одного члена предложения.
Практическая часть комплекса представлена главным образом упражнениями опознавательного характера. Их недостаточно, чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы упражнения, обеспечивающие совершенствование речевых и коммуникативных умений, способствующие формированию сознательного отбора этих языковых единиц в речи.
Предлагаем материалы к уроку, которые, на наш взгляд, помогут учителю научить детей правильно и уместно использовать эту синтаксическую единицу в речи.
I. Объяснение нового материала
Работа со схемами практической части учебника В.В. Бабайцевой (см. с. 18).
1. Рассмотрим словосочетания: пять минут, часть задания, юноша с загорелым лицом, одного из знакомых . Эти словосочетания называют цельными. Заглянем в «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой [6]: «Цельный. То же, что неразложимый».
– Проверим, действительно ли неразложимы цельные словосочетания? Попробуем оставить в речи только один какой-либо компонент этого словосочетания и установим, сохраняется ли при этом его смысл?
Итак, заложенный в цельных словосочетаниях смысл утрачивается. Таким образом, они неразложимы.
2. Теперь прочитаем первый абзац § 160 и установим, почему эти словосочетания разложить нельзя. (В них главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, т.к. основную смысловую нагрузку несет зависимое слово.)
– Какую же роль в языке выполняют эти словосочетания? (Являются одним членом предложения.)
– Докажите это, анализируя предложенные в учебнике примеры. Запись рассуждения фиксируйте в тетрадях (Упражнение взято из учебника В.В. Бабайцевой).
– На доске записаны термины, указывающие на значения цельных словосочетаний. Прочитайте их: значение количества, избирательности, совместимости, портретной детали. Укажите значения цельных словосочетаний в только что проанализированных примерах.
– А теперь перечитайте обозначенные цифрами абзацы § 160 и установите, какие термины используют авторы, а какие – нет?
II. Закрепление изученного.
Задание 1 . Упр. № 50. Укажите, какое значение имеют цельные словосочетания, какими частями речи выражены, какую синтаксическую роль выполняют?
Задание 2 . Рассмотрите таблицу. Приведите свои примеры свободных и цельных словосочетаний.
Различия свободных и цельных словосочетаний в русском языке
Главное слово информативно достаточное.
В предложении каждое слово словосочетания выполняет роль отдельного члена предложения.
Серьезные проблемы, играть в шахматы, молча наблюдать, езда на велосипеде, удивительная история, чтение книг
Главное слово информативно недостаточно, хотя и значимо
В предложении всё словосочетание выполняет роль одного члена предложения.
Низкого роста, восемнадцати лет, с умным взглядом, кто-то из толпы, море цветов, уметь мастерить, трое обучающихся
Задание 3 . Сравните каждую пару предложений. Посмотрите, как согласуется сказуемое с подлежащим, укажите, в каком случае оно согласуется по смыслу и грамматически (т.е. в роде, числе), а в каких – только по смыслу. Ответьте на вопрос, в каком случае подчеркивается значение подлежащего, а в каком – сказуемого?
1. К крепости шли двадцать лодок. – К крепости шло двадцать лодок. 2. Несколько человек лежали, закрыв лицо руками. – Несколько человек лежало, закрыв лицо руками. 3. Множество восковых свечей озаряло палату. – Множество восковых свечей озаряли палату.
Задание 4. Опираясь на результаты только что проведенного наблюдения, закончите сложные предложения с подчинительной связью, включая подходящую по смыслу информацию.
При подлежащем со значением количества сказуемое может употребляться как в единственном, так и во множественном числе. Это значит, что допускается согласование двух видов: 1) только по смыслу и 2) по смыслу и грамматически.
Чтобы сосредоточить внимание на значении подлежащего, используется согласование по ___ ___ ___ . Если надо подчеркнуть в речи группу сказуемого, то его согласуют с подлежащим ___ ___ ___ .
– Запишите только сложные предложения, графически объясните знаки препинания.
Задание 5 . В какой форме вы употребили бы сказуемое в следующих примерах, включающих в себя подлежащее со словами множество, большинство, ряд, число и со значением количества? Обоснуйте, когда вы выбирали согласование по смыслу и грамматически, а когда – только по смыслу.
Запишите полученные предложения.
1. Большинство писателей (вести) записные книжки.
2. Множество свечей (озарять) хоромы барина.
3. Значительная часть школьников (сознавать) важность экзаменов.
4. Ряд заданий контрольной работы (оказаться) очень легким.
Задание 6. Составьте четыре предложения с цельными словосочетаниями, предложенными в схемах. Укажите, словами каких частей речи выражены зависимые компоненты цельных словосочетаний, а также установите их значение.
Задание 7. Проанализировав данную ниже таблицу, составьте аналогичную (на выбор): «Цельные словосочетания в функции сказуемого», «Цельные словосочетания в функции обстоятельства», «Цельные словосочетания в функции дополнения». Примеры для таблицы подберите из повестей И.С. Тургенева или рассказов А.П. Чехова.
Цельные, то есть синтаксически неделимые словосочетания,
в функции подлежащего
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже
Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из
Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!)
Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже
Стоял конец сентября . .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)
Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие
Млечный Путь разостлался по небу.
Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя
Что-то неприятное было во всем его облике.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.
Задание 7. Найдите подлежащее в предложениях, определите способ его выражения.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями (И. Тургенев). Каждый из нас держал свое ружье над головой (И. Тургенев). Уже более трех часов протекло с тех пор, как я присоединился к мальчикам (И. Тургенев). Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне (И. Тургенев). Половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи (Чехов). Когда Николай с женой пришли отыскивать Пьера, он был в детской (Л. Толстой). Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (Чехов).
Задание 8. Найдите сказуемое в предложениях, определите способ его выражения.
С каждым часом положение становится тревожней (Лавров). Объект изучения – жизнь во всем ее многообразии – один и тот же и у науки и у литературы (Паустовский). Замечательнейшим свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (И. Тургенев). Новый жилец оказался человеком непоседливым (Шолохов). Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза ее казались золочеными (Паустовский). Знаки препинания – это как нотные знаки (Паустовский).
Задание 9. Определите, какими второстепенными членами предложения являются цельные словосочетания.
В это время, от двенадцати до трех часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться (И. Тургенев). С раннего детства его память была полна разных волшебных историй (Паустовский). Но на другой день, по непредвиденным обстоятельствам, я должен был выехать из Москвы (И. Тургенев). Обещанного три года ждут (Пословица).
Задание 9. Отметьте предложения, в которых имеются цельные словосочетания. Какими членами предложения они являются?
а) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель (Солоухин).
б) Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну (Пришвин).
в) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым (Пушкин).
г) Большие паруса только сильный ветер может надуть (Пословица).
д) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области (Бианки).
е) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами (Тургенев).
IV. Домашняя работа (творческое закрепление)
Составьте письменное рассуждение «Какую роль в совершенствовании моей речи сыграло изучение темы “Словосочетание”».
Видео:Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельствоСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.
статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве.
Зачетная работа по курсам повышения квалификации ИОЧ «Современный урок русского языка». «Специфика заданий при изучении темы «Словосочетание»
Содержание работы:1. Пояснительная записка2. Введение. Русский язык — один из важнейших учебных предметов.3. Основные положения теории словосочетаний.4. Словосочетания — сквозная тема всей школьной пр.
Задания при изучении темы «Словосочетание»
Данная работа содержит задания для изучения и закрепления темы «Словосочетание».
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА КУЛИНАРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
раскрывает методы повышения качества подготовки выпускников.
Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив.
Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»
Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену.
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации.
Видео:Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания
Словосочетание является синтаксически членимым, если каждый его компонент (главный и зависимый) в предложении будет отдельным членом предложения. Это становится возможным потому, что и главный, и зависимый компонент являются лексически полноценными и каждый из них выполняет в словосочетании предназначенную ему роль: главный компонент обладает номинативной функцией и называет предмет, действие, признак, состояние, отношение, бытие; зависимый компонент, употребленный в соответствующей грамматической форме, несет конкретизирующую информацию о том, что названо главным компонентом, т.е. заключает в себе синтаксическое значение признака или объекта.
Так, словосочетание теплая куртка является синтаксически членимым: главный компонент называет предмет, зависимый — конкретизирует его признаком; смысловые отношения между компонентами определительные, что и обусловило синтаксическую членимость данного словосочетания: главный компонент в предложении будет выполнять функцию подлежащего или дополнения, а зависимый — функцию определения: Теплая куртка висела в чулане; Ваня надел теплую куртку. Словосочетание написать письмо также является синтаксически членимым, его компоненты лексически полноценны, смысловые отношения между ними — объектные: главный компонент в предложении будет выполнять функцию сказуемого, а зависимый — дополнения: Утром я написал Аркадию письмо. Синтаксически членимыми являются также словосочетания очень холодно, черный от копоти, лестница на чердак, по-детски наивно, прийти проститься, совсем новый, шум ветра, обложка книги.
Словосочетание является синтаксически нечленимым, если в предложении оно может быть употреблено в роли какого-то одного члена предложения.
Например, словосочетание три грузовика синтаксически нечленимо: в предложении оно может быть либо подлежащим, либо дополнением: К заводским воротам подъехало три грузовика; Все оборудование мы погрузили на три грузовика. Словосочетание несколько шагов в предложении может быть либо подлежащим, либо обстоятельством меры: От края пропасти меня отделяло несколько шагов; Я отошел от машины на несколько шагов.
Синтаксическая нечленимость большинства словосочетаний объясняется семантической неприспособленностью их грамматически главных слов быть распространяемыми: два окна, несколько прыжков, большинство избирателей, охапка васильков, кто-то из студентов, любой из нас, что-то тяжелое, где-то за рекой, намереваться посетить, обязан контролировать, оказался боксером и т.п. Это означает, что грамматически главные слова таких словосочетаний не формируют с грамматически зависимыми от них словоформами подчинительных отношений и, следовательно, семантических структур, обусловливающих определительные, обстоятельственные и объектные отношения между компонентами.
Отношения между элементами синтаксически нечленимых словосочетаний являются комплетивными (восполняющими). Синтаксическая конструкция, возникающая па их основе, имеет статус синтаксического компонента — составной части какого-либо смыслового и структурного целого (синтаксически членимого словосочетания, простого предложения).
Различают следующие группы синтаксически нечленимых словосочетаний:
- 1) количественно-именные словосочетания:
- • две тетради, три вышки, четверо мужчин, одиннадцать поправок;
- • несколько человеку большинство замечаний, часть книгу много туристов;
- • два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина;
- • бутылка воды, коробка конфет, пачка сигарет;
- • груда камней, охапка колосьев, вязанка дров, пучок укропа;
- 2) неопределенно- или обобщенно-избирательные:кто-то из студентов, один из пассажиров, любой из них, никто из жильцов;
- 3) неопределенно-признаковые:что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, где-то сверху, куда-то вниз;
- 4) словосочетания совместного действия, отношения, признака:мать с бабушкой <уехали), мы с братом <слушали), дед с дядей Ваней <не любили), у пас с Колей <таких игрушек не было);
- 5) словосочетания, называющие особенность какого-либо неотъемлемого признака предмета или действия:река с крутыми берегами, котенок с белыми лапками, обувь большого размера, говорить тихим голосом, ехать с большой скоростью, отказаться по непонятной причине;
- 6) словосочетания, главное слово которых является служебной частью составного сказуемого:хотеть уехать, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, можно построить, начать посещать, перестать писать, оказаться пустой, притворяться спящим, работать токарем;
- 7) словосочетания, главное слово которых (имя существительное) имеет метафорическое значение:лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, журавль колодца.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Типы словосочетаний по структуре
По структуре (количеству компонентов) словосочетания бывают простыми и сложными.
Простым является словосочетание, которое состоит из двух компонентов: одного главного и одного зависимого. В простом словосочетании компоненты (главный либо зависимый или оба одновременно) могут быть выражены:
- 1) словом или словоформой: розовые облака, мебель для гостиной, открыть окно, серый от пыли;
- 2) синтаксически нечленимым словосочетанием: рекас крутыми берегами, купитьдве тетради, стать седымот горя, два года работать токарем;
- 3) устойчивым сочетанием слов: нести ответственностьза детей, совершить посадкув Омске, оказать давлениена свидетеля, пойти на сговор во избежание невосполнимых потерь;
- 4) фразеологизмом: поехатьза длинным рублем, бежатьчто есть духу,гонять лодырявсем классом.
Простое синтаксически членимое словосочетание, войдя в предложение, дает ему два члена предложения.
Сложным является словосочетание, состоящее более чем из двух компонентов — трех, четырех, пяти: дом с белыми колоннами, всегда строгий к лентяям, купить в магазине книгу о шахматах, построить большой дом на высоком берегу. В сложном словосочетании, как и в простом, компоненты могут быть выражены словом, словоформой, синтаксически нечленимым словосочетанием, устойчивым сочетанием слов, фразеологизмом. Например: Мне надо было зайти в магазин и купить Юле несколько тетрадей; Нам удалось своевременно произвести обработку садового участка. Сложное синтаксически членимое словосочетание, войдя в предложение, дает ему столько членов предложения, сколько в таком в сложном словосочетании компонентов. Например, сложное (трехкомпонентное) словосочетание дом с белыми колоннами при вхождении в предложение дает ему три члена предложения: подлежащее <дом),несогласованное определение (с колоннами) и согласованное определение <белыми)'. Дом с белыми колоннами когда-то был госпиталем.
Видео:Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?Скачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство | Русский языкСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
💡 Видео
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать