Словосочетания в винительном падеже

Видео:Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать

Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?

Винительный падеж существительных

Винительный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект или обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кого? или что?

Выясним, что такое вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме вини­тель­но­го падежа.

Словосочетания в винительном падеже

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое винительный падеж существительных?

Чтобы понять, что такое вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вспом­ним неко­то­рые важ­ные момен­ты об этой части речи.

Имя суще­стви­тель­ное — это изме­ня­е­мая само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет. Её посто­ян­ным при­зна­ком явля­ет­ся кате­го­рия рода (муж­ско­го, жен­ско­го или сред­не­го), в соот­вет­ствии с кото­рой и харак­тер­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми боль­шин­ство имен суще­стви­тель­ных рас­пре­де­ля­ют по трём основ­ным типам склонения.

СклонениеРодОкончаниеПримеры
Первоемуж­ской-а, -яюнош а
дяд я
жен­скийптиц а
земл я
Второемуж­скойнуле­воеотец
день
сред­ний-о, -езерн о
счасть е
Третьежен­скийнуле­воедочь
рожь

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. В систе­ме скло­не­ния суще­стви­тель­ных выде­ля­ют один пря­мой падеж, кото­рый назы­ва­ет­ся име­ни­тель­ным, и пять кос­вен­ных падежей.

Рассмотрим один из кос­вен­ных паде­жей. Винительный падеж суще­стви­тель­но­го выра­жа­ет син­так­си­че­скую зави­си­мость сло­ва этой части от гла­го­ла или дру­го­го существительного.

Чтобы обра­зо­вать вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.

К оду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му от гла­го­ла зада­дим вопрос кого? К неоду­шев­лён­но­му суще­стви­тель­но­му зада­дим вопрос что?

Значения винительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных выра­жа­ет объ­ект­ные и обсто­я­тель­ствен­ные значения:

1. обо­зна­ча­ет объ­ект, на кото­рый направ­ле­но действие

2. обо­зна­ча­ет направление

3. выра­жа­ет вре­мя действия

4. образ действия

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Окончания винительного падежа существительных

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти суще­стви­тель­но­го и его при­над­леж­но­сти к опре­де­лён­но­му скло­не­нию в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа сло­ва име­ют харак­тер­ные окончания.

1 скло­не­ние

Существительные пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния -у/-ю в фор­ме един­ствен­но­го числа:

  • вижу (кого?) собак у , Мит ю
  • вижу (что?) сосн у , башн ю

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ния вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ют у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных, у неоду­шев­лен­ных — вини­тель­но­го и име­ни­тель­но­го падежа:

  • в.п. корм­лю (кого?) собак — р.п. лай (кого?) собак
  • в.п. вижу (что?) сосн ы — и.п. сосн ы растут

2 скло­не­ние

Для оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в един­ствен­ном чис­ле харак­тер­но окон­ча­ние -а/-я, во мно­же­ствен­ном -ей, -ов/-ев

  • узнаю (кого?) друг а , друз ей
  • позо­ву (кого?) мат­рос а , мат­рос ов
  • знаю (кого?) гени я , гени ев
  • вижу (кого?) мед­вед я , мед­вед ей

Неодушевленные суще­стви­тель­ные име­ют нуле­вое окон­ча­ние в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, а во мно­же­ствен­ном чис­ле — -а/-я, -ы/-и

  • видим (что?) лист , листь я
  • вижу (что?) про­вод , про­вод а
  • стро­им (что?) мост , мост ы
  • кру­чу (что?) обруч , обруч и

Существительные един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ют окон­ча­ние -о/-е, в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла — соот­вет­ствен­но -ых или -а/-я:

  • живот­но е — пасёт (кого?) живот­но е , животн ых
  • крыльц о — стро­им (что?) крыльц о , крыльц а
  • дерев о — поса­дим(что?) дерев о , деревь я

3 скло­не­ние

Существительные жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла тре­тье­го скло­не­ния отли­ча­ют­ся нуле­вым окон­ча­ни­ем, а в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют флек­сии -ей, -и:

  • дочь — вижу (кого?) дочь — дочер ей
  • брешь — закро­ем (что?) брешь — бреш и

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные име­ют сле­ду­ю­щие окончания:

  • дитя — вижу (кого?) дит я , дет ей
  • стре­мя — вста­нет (на что?) на стрем я , стре­мен а

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Предлоги винительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных обра­зу­ет­ся как без пред­ло­гов, так и с пред­ло­га­ми. Для форм вини­тель­но­го паде­жа харак­тер­ны непро­из­вод­ные пред­ло­ги в (во), за, на, по, под, про, через.

  • зашёл в воду
  • лест­ни­ца на чердак
  • спря­тал­ся за дом
  • бурьян по пояс
  • задви­ну­ла под кровать
  • рас­сказ про героя
  • про­шел через испытание

Винительному паде­жу свой­ствен­ны про­из­вод­ные пред­ло­ги сквозь, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • све­тить сквозь стекло
  • прий­ти спу­стя час
  • про­честь вклю­чая эпилог
  • вый­ти в сад несмот­ря на дождь

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Как определить винительный падеж существительного?

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по задан­но­му вопро­су и по харак­тер­но­му окон­ча­нию. К тому же при сов­па­де­нии фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа у неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных обра­ща­ем вни­ма­ние на нали­чие пред­ло­га. Прямой падеж не име­ет предлога.

Словосочетания в винительном падеже

Существительное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим, а фор­ма вини­тель­но­го паде­жа при­над­ле­жит вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния — допол­не­нию или обстоятельству.

Сравним:

Невозможно смот­реть на солн­це широ­ко откры­ты­ми гла­за­ми (в.п.)

Чтобы не пере­пу­тать вини­тель­ный и роди­тель­ный падеж оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода, вос­поль­зу­ем­ся мето­дом под­ста­нов­ки. Вместо суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода под­став­ля­ем оду­шев­лён­ное суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла, фор­мы кото­ро­го в вини­тель­ном и роди­тель­ном паде­же отли­ча­ют­ся окончаниями.

  • нет (кого?) брат а — нет сестр ы
  • вижу (кого?) брат а — вижу сестр у .

Видео:Именительный или винительный падеж? Учимся определять!Скачать

Именительный или винительный падеж? Учимся определять!

Видеоурок

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?

Винительный падеж

Словосочетания в винительном падеже Словосочетания в винительном падеже

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 453.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 453.

Cуществительные в винительном падеже отвечают на вопросы Кого? Что?. Данный падеж обладает характерными особенностями, которые подробно описаны в этой статье. Для удобства запоминания информации приведены таблицы, примеры, важные моменты.

Словосочетания в винительном падеже

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?

Что такое винительный падеж?

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Видео:Творительный падеж. Как определить творительный падеж?Скачать

Творительный падеж. Как определить творительный падеж?

Как определить винительный падеж?

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Мужской род

Мужской род
ед. числомн. число
1 склонениеОдушевленноеМужчину,
Дядю
Мужчин,
Дядь
Неодушевленное
2 склонениеОдушевленноеСтоляра, ПекаряСтоляров, Пекарей
НеодушевленноеСтол,
Тополь
Столы,

Тополя3 склонениеОдушевленное––Неодушевленное––РазносклоняемыеОдушевленное––Неодушевленное––

Женский род

Женский род
ед. числомн. число
1 склонениеОдушевленноеКрасавицу,
Тетю
Красавиц,
Теть
НеодушевленноеАнтенну,
Вишню
Антенны,
Вишни
2 склонениеОдушевленное
Неодушевленное
3 склонениеОдушевленноеМать
Рысь
Матерей,

РысейНеодушевленноеТетрадь
НовостьТетради,

НовостиРазносклоняемыеОдушевленное––Неодушевленное––

Средний род

Средний род
ед. числомн. число
1 склонениеОдушевленное
Неодушевленное
2 склонениеОдушевленноеСущество,

НасекомоеСуществ,

НасекомыхНеодушевленноеПолотно,
РешениеПолотна,
Решения3 склонениеОдушевленное––Неодушевленное––РазносклоняемыеОдушевленноеДитяДетейНеодушевленноеПуть,

ВремяПути,

Времена

Видео:Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать

Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

  • Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
  • Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
  • Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Винительный падеж — вопросы, правило и примеры склонения слов

Словосочетания в винительном падеже

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Винительный падеж

Чтобы всегда знать правильные окончания слов, необходимо выучить все 6 падежей русского языка. Один из них — это винительный, который очень легко большинство людей путает с родительным и просто забывает, на какие вопросы тот или иной падеж отвечает. Изучая эту тему, следует делать максимальный упор на предлоги или вспомогательные слова. Тогда запомнить правило окажется намного легче.

Словосочетания в винительном падеже

Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? что?», является косвенным и выражает определённое значение, то есть объект происходящего. Он обозначает переход конкретного действия на предмет, связь с наречием и временным отрезком. Предлоги винительного падежа бывают следующими: в, про, через, на, за.

Многие школьники и люди, которые изучают русский язык, интересуются, как отличить винительный падеж от родительного. На самом деле всё довольно просто: достаточно применить вспомогательные слова. Разница между ними довольно существенная. При определении родительного падежа обычно используется частица «нет» и, соответственно, вопросы на одушевлённое и неодушевлённое «кого? чего?». А чтобы убедиться, что существительное находится в винительном, следует применить глагол «вижу» и вопросы «кого? что?».

Например, в предложениях «книги на полке нет» и «кота на полке нет» в подлежащих будет использован родительный падеж. Нет книги, нет кота — эти существительные отвечают на вопросы «нет кого? нет чего?». А вот в предложениях «я не вижу на шкафу кота», «я не вижу на шкафу мячик» существительные стоят в винительном. Проверить это можно достаточно легко самостоятельно, отличия сразу же будут видны.

Примеры глагольных сочетаний в винительном падеже: ждать поезд, ждать ответ, заплатить за Витю, посадить саженец, родить котёнка, выпить отвар, уважать старшего, слышать песню, ненавидеть врага, укоротить жизнь, двигать диван, чувствовать любовь, пересыпать муку, ставить мебель, выращивать сад, скопировать папку, любить мужа, создавать уют, строить дом, разорить землю, разрушить крепость, нести ответственность.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Склонение существительных

Как известно, все существительные, прилагательные и числительные в русском языке делятся на три рода. Их окончания меняются в зависимости от падежа. В винительном их легко запомнить:

Словосочетания в винительном падеже

  • Мужской род, неодушевлённое: это кофе, я люблю пить кофе.
  • Мужской род, одушевлённое: это кот, я купаю своего кота.
  • Женский род, неодушевлённое: это кукла, я дарю куклу.
  • Женский род, одушевлённое: это сестра, я обожаю свою сестру.
  • Средней род, неодушевлённое: это кино, я смотрю кино.

Однако существует несколько исключений. Первое из них: слова в женском роде, которые заканчиваются на мягкий знак, не будут менять своё окончание. Вижу (кого?) мать, это (кто?) мать. В мужском роде одушевлённые существительные, окончания которых «а» или «я» изменяются так же, как и в женском. Например: это (кто?) папа. Я вижу (кого?) папу.

Некоторые жители морского мира или животные, такие как «краб», относятся и к одушевлённым, и к неодушевлённым. Всё зависит от конкретного предложения и само́й ситуации. Если в значении продукта питания, тогда это предмет. А в предложении «дети нашли большого краба» слово обозначает живое существо.

Видео:Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?Скачать

Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?

Практика и закрепление материала

В классе учитель обычно даёт множественные задания, чтобы проверить знания учеников по теме и немного попрактиковаться на письме. Но квалифицированные филологи придумали несколько интересных упражнений и для домашнего обучения.

Приведение слова в необходимую форму

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо правильно раскрыть скобки:

Словосочетания в винительном падеже

  1. Я очень люблю своего … (папа), десятого числа мы едем с ним на море.
  2. Мы целый день ищем … (кастрюля), которая бы подошла для вкусного борща.
  3. На свой праздник Надя пригласила … (сестра).
  4. Я нарисую это в … (блокнот), иначе могу забыть.
  5. В июне магазин наконец-то открыл … (новый филиал).
  6. Сегодня прекрасный день, я приглашу … (друг) со мной погулять.
  7. Я просто ненавижу купать свою … (собака), но это необходимо делать каждый раз после прогулки.
  8. Ежегодно наш фонд проводит … (благотворительная акция), которая направлена на поддержку бездомных животных.
  9. Уже через пару дней мне нужно будет отдать … (книга), которую я взяла в долг у своей знакомой.
  10. На юбилей я подарю своей бабушке … (рубиновое кольцо).
  11. Куда бы положить этот неподлежащий … (магнит)?

Рассказ о любимой картине

Это упражнение будет очень полезно как и детям, так и взрослым. Его суть заключается в том, чтобы рассказать как можно больше о своей любимой картине. Начинать свою историю следует с названия предмета искусства. Далее, всё варьируется в зависимости от содержания картины. Вот пример одного из рассказов:

Словосочетания в винительном падеже

«На моей стене висит прекрасная копия картины Боттичелли „Весна“. Я вижу роскошный апельсиновый сад с интересными персонажами. На ней изображены божества и единственный ангелок, летающий над ними. Посередине расположена прекрасная Венера, которая олицетворяет любовь и природу. Она является центром картины, её главенство подчёркнуто с помощью главного атрибута — листьев мирта.

А также я замечаю мелкие детали, такие как детализация нарядов героев, их мимика и яркие апельсины на деревьях. Все персонажи будто бы парят над землёй, что показывает их божественное происхождение.»

Польза от этого упражнения не ограничивается повторением изучаемого падежа. Это ещё и хорошая психологическая тренировка, которая направлена на развитие креативного мышления и распознавание мельчайших деталей. А также, описывая картину, можно развивать свой словарный запас, иногда заглядывая в словарь, чтобы посмотреть значение нарисованных предметов.

Тест по пройденной теме

Каждый школьник всегда сталкивается с контрольными работами по родному языку. Чаще всего они вовсе не сложные и можно ограничиться лишь поверхностными знаниями. Но тест по лингвистике значительно отличается. Он направлен выявлять главные пробелы в знаниях, что значительно облегчит дальнейшую учёбу.

На какие вопросы отвечает винительный падеж:

Словосочетания в винительном падеже

В каком роде слова, оканчивающиеся на мягкий знак, не будут изменять своей формы:

В каком из словосочетаний существительное поставлено в изучаемый падеж:

Словосочетания в винительном падеже

  1. Передать подруге.
  2. Забыть о встрече.
  3. Лежать у пруда.
  4. Записать фразу.

Какое существительное в этом предложении стоит в нужном падеже «Маша досмотрела дополнительную серию фильма и порекомендовала его подруге»:

В каком из предложных предложений нет существительного в рассматриваемом падеже:

Словосочетания в винительном падеже

  1. Даше подарили куклу.
  2. Мама купила новое платье.
  3. Следование запутанного дела.
  4. Завтра я спою песню Земфиры.

Если ученик ответил на всё вопросы правильно, то тогда он точно знает тему на твёрдую 5. В случае когда появились какие-либо загвоздки, то это верный признак того, что необходимо ещё детальнее изучить правило и немного попрактиковаться.

Иногда бывает так, что новую орфограмму оказывается очень сложно запомнить. В такие моменты необходимо спланировать порядок своих занятий и работы над ошибками. При грамотной организации своего времени выучить винительный падеж не составит труда. Важно никогда не отчаиваться и всегда быть готовым «грызть гранит науки».

🔥 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Словосочетание. Управление.Скачать

Словосочетание. Управление.

Винительный падеж. Как определить винительный падеж?Скачать

Винительный падеж. Как определить винительный падеж?
Поделиться или сохранить к себе: