- «Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- 263,Анализ стихотворения А, с, пушкин «няне»
- Анализ стихотворения ПУШКИН «НЯНЕ»
- 1. История создания
- Заключение
- «Няне» А.Пушкин
- Анализ стихотворения Пушкина «Няне»
- Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
- 📺 Видео
Видео:Стихотворение А.С. Пушкин "Няне" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Онлайн СлушатьСкачать
«Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Видео:А.С. Пушкин " Няне " | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
Видео:«Няне» А.С. Пушкин. Анализ стихотворенияСкачать
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.
Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Видео:А.Пушкин - Няне (Стих и Я)Скачать
Композиция
Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Видео:Александр Пушкин Няне (Подруга дней моих суровых...) стихотворение А. С. ПушкинаСкачать
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».
Видео:А. С. Пушкин "Няне"Скачать
263,Анализ стихотворения А, с, пушкин «няне»
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Видео:Стихотворение "Няне"🔴А.С.Пушкин🔴 литературное чтение 4 классСкачать
Анализ стихотворения ПУШКИН «НЯНЕ»
Проанализируйте стихотворение. Каким предстает образ лирического героя в этом стихотворении?
Это стихотворение А.С. Пушкин посвятил Арине Родионовне Яковлевой, доброй и заботливой своей няне, оберегающей поэта в трудные жизненные минуты. Оно было написано в 1826 году, во время разлуки с ней после двух лет совместной жизни в Михайловском.
Лирический герой этого стихотворения — искренний, нежный, любящий, хранящий в своей душе образ родного человека — своей няни. Она бесконечно дорога ему, потому что всегда была рядом. Читатель чувствует искреннюю любовь поэта уже в первой строфе. Характерно его обращение к няне: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!». Он внимателен к ней, чутко относится к ее чувствам, понимает, что она переживает о нелегкой судьбе поэта:
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
Как лирический герой тоскует в разлуке со своей няней, так и она, проникнутая материнским чувством, мечтает увидеться со своим воспитанником:
Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия,заботы Теснят твою всечасно грудь.
Здесь исподволь возникает мотив блудного сына, разлученного с родным домом, близкими людьми. В голосе лирического героя звучат грустные, тревожные нотки.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»), сравнение («горюешь, будто на часах»), лексический повтор («давно, давно ты ждешь меня»). На фонетическом уровне находим аллитерацию и ассонанс («Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе…»).
Таким образом, лирический герой Пушкина раскрывает свой внутренний мир через отношение к близкому ему человеку.
Здесь искали:
- анализ стихотворения пушкина няне
- анализ стихотворения няне
- анализ стихотворения пушкина няня
Видео:Няне. Пушкин. АнализСкачать
1. История создания
Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.
И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.
Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.
Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.
Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.
Видео:Факты о няне Пушкина: нас вводили в заблуждение с детстваСкачать
Заключение
Таким образом, можно сказать, что:
- Стихотворение несет в себе послание. Оно передает чувства Пушкина к няне, подчеркивает их теплые взаимоотношения.
- Стихотворение передает глубоко личные эмоции поэта. Несмотря на простоту, в нем раскрываются глубокие чувства, показаны душевные переживания самого автора и его няни.
- Стихотворение отражает не только отношения Пушкина с няней, оно раскрывает чувства всех матерей и их детей: любовь, тревога, нежность, тоска, забота, грусть.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину « дряхлой голубкой », указывая, таким образом, на ее возраст.
Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Видео:Александр Пушкин "Няне" (Подруга дней моих суровых...) Читает Павел Морозов. Учи стихи легкоСкачать
«Няне» А.Пушкин
«Няне» Александр Пушкин
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе.
Анализ стихотворения Пушкина «Няне»
В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.
Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.
В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.
«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.
Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…». Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.
Видео:Литературное чтение 4 класс (Урок№9 - А.С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча».)Скачать
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Разделы: Литература
— познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;
— развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
— закреплять умение определять стихотворный размер;
— обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
— развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году
1. Поэтическая разминка: составление синквейна к словам: няня, подруга.
2. Объявление темы, целей урока.
Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?
3. Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).
Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!
– напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.
Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение
4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.
5. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
6. Анализ стихотворения.
Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.
Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
— Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда — более светлыми цветами.
Каким настроением пронизано это стихотворение?
— Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
— В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.
Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.
Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.
Поэтому жанр стихотворения – послание.
В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.
Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.
Первые 2 строки стихотворения — обращение лирического героя к няне.
7. Образное рисование.
Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?
— Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
— Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
— Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
— Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.
1 часть — обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
8. Работа по таблице.
Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:
Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) | Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) | Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) | Синтаксический уровень (структура предложений, их количество) |
9. Работа выполняется в группах.
Обсуждение результатов работы.
Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) | Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) | Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) | Синтаксический уровень (структура предложений, их количество) |
Существительные — 16 Глаголы — 6 (все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания) местоимения — 8 (из них 4 — личных) Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер. |
10. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.
Пункты плана | Примерные речевые конструкции |
1. Автор и название стихотворения | |
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?) | Стихотворение посвящено… |
Тема стихотворения -… В стихотворении … (автор , название стихотворения) описывается…
…перед читателем возникает образ…
…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…
…с первых строк…
настроение этого стихотворения…
Настроение меняется на протяжении стихотворения…
(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)
Б) Какие картины вам представляются?
В) Какие приемы использует автор?
(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)
Г) Как звучит стихотворение?
(Размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)
Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
Для создания настроения автор использует…
С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…
Звучание стихотворения создает …ритм…
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…
Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…
…остаются в памяти…
11. Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.
12.Домашнее задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.
📺 Видео
Обзор (анализ) стихотворения Александра Пушкина "Няне".Скачать
Стихи Пушкина НянеСкачать
А.С. Пушкин - Няне | Подруга дней моих суровых | Стихи слушать аудиоСкачать
Стихотворение А.С. Пушкина НянеСкачать
А.С.Пушкин - НянеСкачать
Александр Сергеевич Пушкин "Няне"Скачать
Няне. Пушкин А. С. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Слушать стихотворение ПушкинаСкачать
О судьбе и удивительном характере няни Александра Сергеевича Пушкина.Скачать
НянеСкачать