Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Содержание
  1. Предлоги падежей существительных в русском языке
  2. Падежи существительных и предлоги
  3. Таблица
  4. Родительный падеж и предлоги
  5. Предлоги дательного падежа
  6. Предлоги винительного падежа
  7. Предлоги творительного падежа
  8. Предлоги предложного падежа
  9. Предлоги нескольких падежей
  10. Примеры
  11. Все падежи русского языка
  12. Что такое падежи?
  13. Таблица падежей
  14. Вопросы падежей
  15. Именительный падеж
  16. Как определить именительный падеж
  17. Употребление имен существительных в именительном падеже
  18. Родительный падеж
  19. Как определить родительный падеж
  20. Значение имен существительных в родительном падеже
  21. Дательный падеж
  22. Как определить дательный падеж
  23. Значение дательного падежа
  24. Винительный падеж
  25. Как определить винительный падеж
  26. Значение винительного падежа
  27. Творительный падеж
  28. Как определить творительный падеж
  29. Значение имен существительных в творительном падеже
  30. Предлоги творительного падежа
  31. Предложный падеж
  32. Склонение имен существительных в предложном падеже
  33. Значение предложного падежа
  34. Косвенные падежи
  35. Значение косвенных падежей
  36. Разница между родительным и винительным падежами
  37. Предлоги падежей
  38. Несклоняемые существительные
  39. Падежи прилагательных
  40. Несклоняемые прилагательные
  41. Видеоурок на тему падежи русского языка
  42. Упражнения на все падежи русского языка
  43. Урок русского языка Тема «»Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»; план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
  44. Скачать:
  45. Предварительный просмотр:

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Предлоги падежей существительных в русском языке

Предлоги паде­жей суще­стви­тель­ных упо­треб­ля­ют­ся в рус­ском язы­ке для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

Укажем, какие пред­ло­ги участ­ву­ют в выра­же­нии грам­ма­ти­че­ской фор­мы опре­де­лен­но­го паде­жа име­ни существительного.

Имя суще­стви­тель­ное — это изме­ня­е­мая само­сто­я­тель­ная часть речи. Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по чис­лам и падежам.

Со скло­не­ни­ем имен суще­стви­тель­ных свя­за­на грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия паде­жа. Падеж — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак суще­стви­тель­но­го. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, а в древ­не­рус­ском язы­ке их было пят­на­дцать.

Каждый падеж отве­ча­ет на опре­де­лен­ный вопрос, по кото­ро­му мож­но его опре­де­лить в соче­та­нии с окон­ча­ни­ем существительного.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Падежи существительных и предлоги

Грамматические фор­мы паде­жей суще­стви­тель­ных могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них.

Начальная фор­ма суще­стви­тель­но­го — име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла. Это пря­мой падеж, кото­рый нико­гда не име­ет пред­ло­га. Существительные в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — подлежащего.

Все осталь­ные паде­жи назы­ва­ют­ся кос­вен­ны­ми. Существительные в фор­мах кос­вен­ных паде­жей явля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Они часто упо­треб­ля­ют­ся с пред­ло­га­ми. Рассмотрим, какие пред­ло­ги харак­тер­ны для каж­до­го кос­вен­но­го паде­жа существительного.

Таблица

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Родительный падеж и предлоги

В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных исполь­зу­ют­ся непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные предлоги:

Форма роди­тель­но­го паде­жа име­ет зна­че­ние отсут­ствия предмета:

Многие падеж­ные фор­мы с пред­ло­га­ми обо­зна­ча­ют место:

  • сто­ит (где?) у окна;
  • класть воз­ле печки;
  • дви­гать­ся вокруг дома;
  • ока­зать­ся впе­ре­ди колонны;
  • остать­ся сре­ди поля;
  • выгля­нуть (отку­да?) из-за угла;
  • достать из ящика;
  • пада­ет с неба.

Производные и непро­из­вод­ные пред­ло­ги в фор­мах роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го участ­ву­ют в обо­зна­че­нии времени:

Предлоги дательного падежа

Грамматическую фор­му датель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных вме­сте с окон­ча­ни­ем созда­ют предлоги:

Для обо­зна­че­ния пред­ме­та, к кото­ро­му направ­ле­но дей­ствие, упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «к»:

Предлог «по» в фор­ме датель­но­го паде­жа обо­зна­ча­ет место, где про­ис­хо­дит действие;

  • бро­дить (по чему? где?) по лесам и полям;
  • шарить (по чему? где?) по столу.

Производные пред­ло­ги «вопре­ки», «напе­ре­кор», «соглас­но» исполь­зу­ем толь­ко в фор­ме датель­но­го паде­жа существительных:

Предлоги винительного падежа

Имя суще­стви­тель­ное в вини­тель­ном паде­же обо­зна­ча­ет объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие. В этой падеж­ной фор­ме исполь­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие сло­ва слу­жеб­ной части речи:

  • в, во (идем в лес, сто­ит во поле);
  • за (взять за руку);
  • на (класть на стол);
  • про (рас­ска­зать про орла);
  • сквозь (прой­ти сквозь огонь, воду и мед­ные трубы);
  • через (пры­гать через костер);
  • спу­стя (спу­стя год);
  • вклю­чая ( вклю­чая товарища);
  • несмот­ря на ( несмот­ря на погоду).

Предлоги творительного падежа

В фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • за (спря­та­лось за лесом);
  • меж­ду, меж (плу­тать меж­ду деревьями);
  • над (под­нял­ся над крышей);
  • под (ока­зал­ся под водой);
  • перед (рас­тет перед домом);
  • в свя­зи с (в свя­зи с указанием);
  • с (с подру­гой, с ножом).

Предлоги предложного падежа

Предложный падеж, как гово­рит назва­ние, все­гда обра­зу­ет­ся с помо­щью слов слу­жеб­ной части речи.

В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся предлоги:

  • в (скрыл­ся в доме);
  • на (ехать на машине);
  • о, об (сооб­щить о ново­сти, рас­спро­сить об армии);
  • при (ого­род при школе).

Предлоги нескольких падежей

Отметим, что ряд пред­ло­гов упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах несколь­ких паде­жей суще­стви­тель­ных. Предлоги «меж­ду», «меж» мож­но исполь­зо­вать в роди­тель­ном и тво­ри­тель­ном падеже:

  • р. п. прой­ти меж­ду (меж) домов;
  • т. п. ока­зать­ся меж­ду (меж) домами.

Предлоги «за», «под» обра­зу­ют фор­мы вини­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го падежа:

  • в. п. уехать за море; упа­ло под диван;
  • т. п. ока­зать­ся за морем, най­ти под диваном.

Предлоги «в», «во», «на», «о», «об» исполь­зу­ют­ся в двух падежах:

  • в. п. поло­жить в сум­ку, при­лечь на кро­вать, уда­рить­ся об косяк двери;
  • п. п. искать в сум­ке, лежать на кро­ва­ти, сооб­щить о друге.

В фор­мах трех паде­жей суще­стви­тель­ных отме­тим пред­ло­ги «с», «со» и «по»:

  • р. п., в. п, т. п. сбро­сить со сто­ла, высо­той с дере­во, встре­тить­ся с другом;
  • д. п., в. п, п. п. сплав­лять по рекам, тра­ва по щико­лот­ку, по окончании.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, най­дем сло­во, от кото­ро­го оно зави­сит в пред­ло­же­нии, и поста­вим от него падеж­ный вопрос. Также обра­тим вни­ма­ние на падеж­ное окон­ча­ние существительного.

Примеры

Вскоре я вышел (на что?) на берег (в. п.) неболь­шой речонки.

Много лодок сто­я­ли (на чем?) на берег у (п. п.) реки.

Желтые листья пада­ют (с чего?) с берёз ы (р. п.).

Эта ёлоч­ка уже ростом (со что?) с берез у (в. п.) под моим окном.

В рус­ском фольк­ло­ре мно­го песен свя­за­но (с чем?) с берез ой (т. п.).

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Все падежи русского языка

В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?

Что такое падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Видео:Родительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать

Родительный падеж. Существительные. Часть 1 || Падежи

Таблица падежей

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Видео:№ 219 Грамматика русского языка : предлоги родительного падежа.Скачать

№ 219   Грамматика русского языка : предлоги родительного падежа.

Вопросы падежейСловосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Видео:Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать

Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Как определить именительный падеж

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.

Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Употребление имен существительных в именительном падеже

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:

— Подлежащего (имеет номинативное значение).

Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.

— Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)

Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.

Обращения (имеет вокативное значение).

Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.

Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:

— Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).

Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.

— Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).

Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);

Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);

Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

Дополнением (Он устал от работы);

Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);

Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Видео:Родительный падеж с предлогомСкачать

Родительный падеж с предлогом

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж

Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Видео:Родительный падеж с предлогами из, с, со. Вопрос: откуда?Упражнения. 1 частьСкачать

Родительный падеж с предлогами из, с, со. Вопрос: откуда?Упражнения. 1 часть

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.

Как определить винительный падеж

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);

Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);

Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Видео:Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?Скачать

Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.

Как определить творительный падеж

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);

Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);

Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);

Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.

Видео:Родительный падеж с предлогами места. Упражнения.Скачать

Родительный падеж с предлогами места. Упражнения.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.

Склонение имен существительных в предложном падеже

Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.

Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).

Значение предложного падежа

В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:

Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);

Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);

Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).

Видео:Сложное предложение со словами которого, которой, которых. Родительный падеж. Упражнения.Скачать

Сложное предложение со словами которого, которой, которых. Родительный падеж. Упражнения.

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один — именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном — «кого?», «чего?»; в дательном — «кому?», «чему?» и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Разница между родительным и винительным падежами

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

— на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);

— в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);

— в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

— на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);

— в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);

— в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Видео:Russian grammar: case prepositions / ПРЕДЛОГИ ПАДЕЖЕЙ / грамматикаСкачать

Russian grammar: case prepositions / ПРЕДЛОГИ ПАДЕЖЕЙ / грамматика

Предлоги падежей

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать

Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно?  | Русский язык TutorOnline

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Видео:Словосочетания с предлогом НАСкачать

Словосочетания с предлогом НА

Падежи прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Видео:Уроки русского Родительный падежСкачать

Уроки русского  Родительный падеж

Несклоняемые прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Видео:Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонениеСкачать

Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонение

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.

Видео:16. Предлоги родительного падежа. 1 частьСкачать

16. Предлоги родительного падежа. 1 часть

Упражнения на все падежи русского языка

Упражнения по этой теме Вы сможете найти в другой нашей статье здесь.

Урок русского языка Тема «»Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Словосочетания в родительном падеже с предлогом или без

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Филимонова О.М.

Предметная область: русский язык

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина

Тип урока: урок построения системы знаний.

Тема урока: «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока : формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника;

4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Развитие умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Развитие умения владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2. Формирование представления о родительном падеже имени существительного,

3. Формирование знаний для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже

Поделиться или сохранить к себе: