Словосочетания в научной речи

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Речемы научного стиля

Важным строительным материалом научного текста и стилевым маркером научной речи является словосочетание как структурированная номинативная единица и функциональная целостность. На этой основе образуются различные синтагмы, см. хотя бы в предыдущем текстовом примере: стилистическое единство, автор произведения искусства, творцы стиля эпохи, более внимательное изучение стилей, большинство высокохудожественных произведений, один из признаков их художественного богатства. Фактически позицию члена предложения здесь занимает не отдельное слово, а словесная структура, характеризующаяся логико-понятийной цельностью значения. Часть таких структур — это составные термины (атмосферное давление, культ предков, коэффициент полезного действия), другая часть — свободные словосочетания (перепады давления, изучение начертательной геометрии, следовать культу предков). В стилистическом отношении научна;] речь настроена на стандартную сочетаемость, что полностью согласуется с информативной доминантой языка науки. Используются все разновидности стандартных сочетаний книжных и межстилевых (нейтральных) лексических единиц. В структурном отношении наиболее распространены именные словосочетания, субстантивные и атрибутивные. Они встречаются как в области терминологии, так и за её пределами. Атрибутивные словосочетания полностью отвечают основной функции данных синтаксических единиц: они служат номинативному уточнению родового понятия: славянское язычество, шаманский ритуал, дифференциальное уравнение. Парадигмы таких речем одновременно организуют видовую дифференциацию понятия (материальная культура и духовная культура; знаменательные и служебные части речи; металлические, керамические, деревянные украшения).

Наиболее употребительны в научной речи субстантивные именные словосочетания с зависимым существительным в родительном падеже (эволюция мировоззрения, роспись пещер, необратимость процесса, средства производства, способ нагревания, теория множеств, атомы углерода, значение слова). Это грамматическое клише может распространяться путем последовательного приращения форм родительного падежа, а также подключения согласованных определений на той или иной ступени распространения. Комбинации субстантивных и атрибутивных именных словосочетаний являются повсеместным стандартом научного изложения: физика твёрдого тела, особенности композиции художественных произведений; материальные признаки социального превосходства, изменение форм погребального обряда, объективные критерии определения границ процесса, потребности светского общественного строя Древней Руси.

Примененный родительный падеж имени существительного -одна из самых частотных лингвем научного текста. Возможно, высокая частотность данной формы и всей формулы данного субстантивного словосочетания связана с той ролью, которой они наделены в тексте. В научной речи употребителен родительный падеж со значением целого, тогда как формально управляющее им главное слово словосочетания указывает на аспект, часть целого, действие с целым и др.: композиция (аспект) произведения (целого), форма слова, редактирование текста, часть речи, спряжение глагола, запуск космических станций, отработка аппаратуры. Подобные структуры удобны для последовательного логического деления содержания текста, что чрезвычайно важно в сфере науки.

Речема [сущ. + сущ.р,,] характерна для всех книжных стилей. Научной, деловой или другой более конкретной её делает лексическое наполнение, ср.: синтез белка, смещение линий спектра, кривая изменения блеска затемнённых переменных (научный стиль) и выполнение плана, охрана труда, снижение трудозатрат, выплата компенсаций, развитие пенсионного обеспечения (официально-деловой стиль).

Глагольно-именные словосочетания в научной речи устойчиво воспроизводимы. Это связано и с формально-грамматической ролью глагола, и с фразеологизацией стандартов: вести поиски, придерживаться взглядов, отвечать принципу (чего, какому), входить в состав (чего), выражаться отношением (каким).

Причастия и деепричастия широко применяются в научной речи — как в одиночном, так и в распространённом виде: Используя лучистую энергию Солнца, посредством механизма, суть которого нам до сих пор непонятна, именно живое вещество при обычных температурах и давлении производит химические изменения, которые в областях нашей планеты, лишённых жизни, достигаются только при огромных давлениях и повышенных температурах. Построенные на специфически научной лексике или более нейтральные по лексическому составу, книжные по грамматико-стилистической отмеченности, причастные и деепричастные обороты (обособленные определения и обстоятельства) — это типичнейшая черта научного стиля. Отметим её также в качестве важного средства логического деления информации на более и менее важную. Обособление указывает на неглавную роль заключённой в нём информации, последняя дополнительна по отношению к той, что выражена в основном корпусе высказывания.

Таким образом, сочетаемость слов в научном стиле практически полностью стандартна. Тяжеловатые для неподготовленного восприятия двучленные и многочленные именные сочетания книжных лексических единиц, разбавленные более короткими книжными и нейтрально-книжными, составляют основную массу текста. По внутренним требованиям логики и текстового ритма иногда они перемежаются контрастирующим явлением: отсутствием или малым количеством словосочетаний. Короткие фразы такого типа обычно выделяют логически значимое суждение или композиционно важный отрезок текста. Например: Ситуация эта существует около тысячи лет. Эта начальная фраза из исторического труда открывает абзац в 17 строк, в котором за нею следует разъяснение причин данного коротко сформулированного положения. При этом используются преимущественно обширные (до 29 слов) предложения, включающие в себя типичные именные словосочетания (какая-то часть накольчатых (лендельских) племён, славянский этногенетический процесс, инородные племена со стороны Северного моря и Балтики, один из центров развития этой мегалитической культуры и др.), причём предложения ещё и осложнены однородностью, обособленными оборотами.

Из числа закреплённых приёмов выразительности научная речь отбирает немногие. В этой сфере особенно ярко проявляется ориентация па информативность и открытую логичность стиля. Все фигуры, нацеленные на усиление интенсивности, эмоциональной насыщенности, образной силы впечатления, создающие эффект неожиданности, парадоксальности, — отвергаются. В академической речи практически не применяются такие фигуры, как амплификация, зевгма, оксюморон, анадиплосис (стык), градация, эллипсис, фигура умолчания и ми. др. С осторожностью отбираются для использования только те приёмы, которые отражают логические соположения, да и они заполняются особым лексическим материалом (обычно книжным по стилистической окраске). Такие фигуры, как антитеза, анафора, асиндетон, полисиндетон, синтаксический параллелизм, выступают в функции организатора логического деления текста, помогают установлению логической связи содержательных фрагментов текста, в том числе крупных. Так, например, группы однородных членов предложения, образующие перечислительные ряды с союзами (полисиндетон) или без союзов (асиндетон), на логических основаниях разделяют и в то же время связывают между собой однопорядковые объекты, в авторской речи чаще всего умозрительные, в иллюстрациях — конкретно-предметные: Для стиля эпохи характерны и излюбленные темы, мотивы, подходы, и повторяющиеся элементы внешней организации произведений — перечислительный ряд фиксирует признаки стиля, причём с их внутренней группировкой; Многие конструктивные приёмы в готической архитектуре были открыты в английской готике раньше, чем в континентальной: например, стрельчатая арка (собор в Чичестере, восточный трансепт собора в Линкольне), нервюрный свод (собор в Дареме) — двойной перечислительный ряд.

Применение фигур речи не играет заметной роли в научном тексте, но при их использовании возрастает чёткость сопоставлений, формируется представление о полноте раскрытия проблемы, адресату легче воспринимать взаимосвязь явлений, о которых идёт речь, так что данные модели входят в арсенал речем научного стиля. Приведём ряд примеров (Ъ — знак абзацного деления).

  • 1) Под термином «консолидация» фактически подразумевают два разнотипных процесса. 7 Первый из них — межэтническая консолидация. Она представляет собой . Второй — внутриэтническая консолидация, при которой . Шрифтовым способом выделен приём синтаксического параллелизма, эксплицирующий выделение видовых терминов. Видовая однотипность подчёркивается использованием порядковых числительных. Соотносительность терминов подчёркнута префиксальным противопоставлением: меж- и внутри-. Далее в тексте научной статьи применяются внутренние заголовки: межэтническая консолидация и внутриэтническая консолидация.
  • 2) Снаружи замок построен в стиле поздней английской готики. Внутри же он выстроен в стиле римской античности. Типично научная антитеза, основанная на языковых антонимах Она абсолютно прозрачна и совсем не подразумевает экспрессивного эффекта, единственная цель — организовать логическое противопоставление. Подкрепляется синтаксическим параллелизмом и лексическим корневым повтором сказуемых.
  • 3) Примерами естественной ассимиляции могут служить. Z Подобными же процессами связаны. И Ассимиляционные процессы идут и в. Продемонстрирована анафора (единоначатие) в типичном научном применении. На основе семантического и лексико-семантического повтора начальных фраз абзацев обеспечивается тесная логическая связь этих фрагментов, в приведённой иллюстрации отождествительная. Гадать о характере связи не приходится, поскольку она эксплицирована дополнительно (см. конкретизаторы подобными же, и в). Научная анафора обычно не характеризуется полным лексическим тождеством начальных фрагментов аналогичных фраз, здесь естественна и относительная свобода расположения повторяющегося фрагмента, однако общая идея синтаксического параллелизма всё же не нарушается.
  • 4) Якутский комплекс оформления шаманских костюмов представлен кафтанами трёх покроев: со станом в талию, цельношкурным с клиньями и прямоспинным. На всех якутских кафтанах, без различия покроя, мы можем отметить специфическое якутское оформление. Оно по сравнению с алтайским, тувинским, тофаларским и хакасским содержит значительно большее количество металлических подвесок разного рода. Использование однородных членов предложения без союзов демонстрирует заботу автора о полноте и точности логического ряда, отнюдь не нацеленного специально на задачу выразительности. Такие ряды либо собирают видовые разновидности родового явления, либо организуют выделение какого-либо явления (здесь — якутского шаманского кафтана) в ряду подобных. Целостное экспрессивное задание отсутствует даже при обширности перечислительного ряда, например: В Сицилии могут быть отмечены влияния финикийцев, греков, карфагенян, римлян, готов, византийцев, арабов, норманнов, немцев, французов, испанцев, австрийцев, англичан.Это наталкивает на вопрос: фигура ли это (в данном случае асиндетон)?
  • 5) Эти изменения вызваны совокупным действием этнических, демографических и миграционных процессов. В нашей статье речь пойдёт о процессах этнических.Инверсия в научной речи служит целям логического выделения инверсированного слова, в данном случае акцентируется вид процесса.
  • 6) Что такое эклектика и какова её роль? (далее следует раскрытие обеих позиций); При каких условиях появляются в земной коре алмазные атомы и графитные атомы? (далее следует характеристика этих условий). Использование «лекторского вопроса» имеет общее с другими приёмами направление. Форма вопросительного предложения служит способом ввода в проблему или помогает композиционно-логическому структурированию текста. Обычно данный приём используется при постановке проблемы или организации вводной части структурированного фрагмента. Такое применение вопросительного предложения далеко уводит его от фигуры риторического вопроса, усиливающего эмоциональность высказывания и рассчитанного на эмоциональный отклик адресата. Лекторский вопрос нацелен на прослеживание авторской логики и направляется интересами её понимания адресатом.

Таким образом, научная речь весьма избирательна по отношению к риторическим фигурам, а также функционально специализирована в области отобранного. Доминирование информационно-логической программы и в этой области бесспорно.

Переходя к характеристике научного стиля на основе понятия функционально-смыслового типа речи (ФСТР), мы вплотную приближаемся к тексту. Функционально-смысловой тип речи -это столько же речевая структура, сколько и текстовое образование. Типичные для научной речи структуры такого рода — это рассуждение и описание. Повествование (нарратив) используется фрагментарно и по особым коммуникативным требованиям (в изложении хода эксперимента, истории вопроса, реальных подступов к решению проблемы, в отдельных иллюстрациях).

Различая эмпирические и теоретические научные тексты [1] , отметим их различную функционально-смысловую ориентированность. Эмпирический текст является отражением эмпирического познания. Он строится на осмыслении суммы научных данных (определении их характерных признаков, группировки по выделенным признакам) и классификации как итоге такого анализа. Его оптимальным завершением является установление эмпирического закона, основывающегося на предшествующем анализе. Всем этапам данного типа познания соответствуют содержательные фрагменты соответствующего текста, получающие типичное речетекстовое оформление, причём классификационное описание в эмпирическом тексте играет очень важную роль.

Например, в статье Д. С. Лихачёва «Контрапункт стилей как особенность искусств» рассматривается материал европейского искусства под углом зрения совмещения нескольких стилей в одном произведении. Предварительно обосновывается целесообразность выбора материала и формулируется основание этого выбора: Наиболее простые и наглядные примеры сочетания различных стилей даёт архитектура (начальное предложение). 7. Особенно богата соединениями различных стилей история английского искусства (начальное предложение 2-го абзаца; искусство здесь сведено к архитектуре). Далее весь этот раздел статьи представляет собой сумму описаний, сначала английской архитектуры (демонстрируется мысль о совмещении английской готики с другими архитектурными стилями), затем архитектуры Сицилии, затем — в обобщающем виде — европейской архитектуры в целом. Описательные блоки, особенно обширный первый, состоят из описательных же фрагментов, па конкретных примерах умножающих мысль автора о соединении стилей. Во всей этой достаточно сложной структуре, дополненной к тому же авторскими отступлениями и параллелями, доминирует типичная для описания статичность изложения: автор организует ряд научных данных, характеризуя их по отличительным признакам совмещающихся архитектурных стилей. Весь раздел строится па повторении логической структуры «Ы представляет собой соединение стилей», сказуемое представляет собой повторено четырежды. Проявляется единство аналитического подхода, терминологическая точность, фактическая обеспеченность. Соблюдается стандартная композиционная структура описания: от краткого общего ввода — к пространной детализации. Детализация основана на перечислении признаков с вводом по речевым моделям «для NN характерно [что]», «здесь наблюдается [что]» и др.: То же структурное единство двух стилей характерно для английской живописи и английской скульптуры; Здесь введён контраст двух стилей; Перед нами ослабленные формы соединения различных стилей.

Если целью научного текста является представление классификации, то разобранная выше функционально-смысловая структура (группировка материала на основании характерного признака) вписывается в текст как его часть. В виде описания оформляется также характеристика каждого отдельного класса объектов, в числе других классов, выделенных на том же основании. Кроме того, в тексте-классификации предварительно требуется определить объём изучаемого понятия (явления) и характер его функционирования, а также обсудить основание (основания) деления исходного объекта (исходного множества объектов) на классы. Обе эти задачи опять-таки могут оформляться описательным способом. Так, в объёмной научной работе Е. Д. Прокофьевой «Шаманские костюмы народов Сибири» вводная часть строится в виде композиции описательных фрагментов (представим их содержание, цитируя обобщённые вводы описаний цитатным способом): в изучаемый период. у одних народов бытовая сложный комплект шаманской одежды (характеризуется, у каких народов, из чего состоял комплект) > другие пароды не имели такого полного комплекта (описание по той же модели) > шаманский костюм включает в себя (детализируется, что именно) (описывается, наряду с какими и каких именно представлений) > основное значение шаманского костюма — зверь или птица (описывается, какие именно и как оформлены костюмы) > шаманский костюм изготовлялся строго по традиции (описывается, как поддерживалась традиция) > мы исследуем материал, из которого изготавливали костюм, и его покрой, а также основные комплекты подвесок (описываются самые характерные признаки материала, покроя, подвесок). Далее автор последовательно представляет свою систематизацию материала, соединяя два основания: вспомогательное этнографическое (разделы Ненцы; Энцы; Нганасаны; Кеты; и др., по этнонимам народов Сибири) и основное материально-культурное, которому соответствует единый план рассмотрения (материал, покрой, подвески шаманского костюма). Каждый вид и подвид описывается в деталях.

Таким образом, повсюду, где осуществляется констатация научного положения, информация вводится автором без демонстрации доказательства, в научной речи применяется функционально-смысловой тип речи «описание». По крайней мере, три такие позиции наблюдаются повсеместно: это представление объекта исследования, исходной теории и класса понятий. Классификация в целом представляет собой сумму описаний.

Теоретический текст отражает ситуацию теоретического (абстрактно-логического) познания, которое происходит в условиях сформированной научной картины мира. Учёный представляет собственную идею, отталкиваясь от определённой научной концепции, развивая её или, реже, противостоя ей. В теоретическом тексте отражаются такие фазы исследования, как осмысление исходной теоретической системы, в рамках которой действует автор; построение собственной теории на базе выдвигаемой автором гипотезы; объяснение эмпирического знания на базе выдвинутой теории. В стилистике научной речи применяются свободные терминологические параллели «старое знание» для первой фазы теоретического познания и «новое знание» для второй и третьей фазы [2] . «Старое знание», как правило, преподносится описательно: Для дальнейшего понимания связи сознания и цивилизации вспомним сформулированный Декартом закон мышления, имеющий отношение ко всем человеческим состояниям. По Декарту (далее — изложение содержания закона), «Новое знание», т.е. собственная концепция автора-учёного, требует использования рассуждения, т.е. применения аргументативных структур. По данным Т. Б. Трошевой, количество ФСТР «рассуждение» с развитием науки всё увеличивалось, аргументативные предложения в XX в. достигают объёма в 45% от общего числа предложений научного текста [3] . Рассуждение может быть частным фрагментом, реализованным в виде сложноподчинённого предложения с придаточным предложением причины или следствия, более крупным фрагментом, состоящим из ряда предложений, а может и составлять композиционно-логическую базу всей основной части научного текста, содержащей «новое знание». Аргументативные структуры могут соединяться в блоки, сопровождаться вариативными повторами и отступлениями, включать в себя описания или составлять часть описательных ФСТР. Научная речь оперирует функционально-смысловыми типами речи с большой свободой, см. в статье М. Мамардашвили:

(Логический тезис): Это право или закон могут существовать лишь в том случае, когда средства достижения целей, в свою очередь, законны, т.е. в растворённом виде содержат в себе дух самого закона. (вариант тезиса, данный «от противного»): Нельзя волепроизвольными и административными, т.е. внезаконными, методами внедрять закон, даже руководствуясь при этом наилучшими намерениями и высокими соображениями, «идеями» (логический аргумент): ибо его приложения распространяют тогда прецедент и образец беззакония, содержащегося в таких средствах. (дублирующий обобщённо-фактический аргумент) Скажем так: если я могу в один прекрасный день установить специальную цепу на определённые товары, скрывать и тайно перераспределять доходы, назначать льготы (вывод на основании предшествующего аргумента), то в тот же самый день (и впредь — по вечной параллели) это же будет делаться кем-то и где-то. из совершенно других соображений. Из личной корысти, путём спекуляции, обмана, насилия, кражи, взятки (частный тезис), конкретные причины и мотивы в структурах безразличны, взаимозаменимы. (Вывод к предшествующему тезису): Потому что закон един и неделим во всех точках пространства и времени, где действуют люди и между собой связываются. (Вывод к общему логическому тезису): Следовательно, цели законов достигаются только законными путями.

Таким образом, для научного стиля в целом в равной степени важны такие ФСТР, как описание и рассуждение. Их своеобразие определяется прежде всего лексическим содержанием, доминирование же одного или другого ФСТР направляется особенностями познавательного процесса и реализуется не в границах целого стиля, а в рамках жанра. Повествование же используется во вспомогательной роли.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Фразеологические средства научного стиля

Фразеологические сочетания научного стиля также характеризуются своими особенностями. Здесь употребляются общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции: глухой согласный, наклонная плоскость, десятичная дробь, щитовидная железа, очаг заболевания, точка кипения, магнитная буря, демографический взрыв . Первоначально свободные словосочетания вследствие устойчивости формы и воспроизводимости превращаются во фразеологизмы терминологического характера (составные термины). В отличие от других типов словосочетаний терминологические словосочетания утрачивают образность и не имеют синонимов.

К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише : представляют собой, включает в себя, состоит из. применяется в (для). заключается в. относится к . и т. п.

Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской, а также слова ограниченной сферы употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т. д.).

Морфологические средства научного стиля

Научный стиль с морфологической точки зрения характеризуется преобладанием имен существительных над глаголами , широким употреблением имен существительных на -ние, -ие, -ость, -ка, -ция, -фикация и т. п. со значениями признака действия, состояния, изменения.

Отвлеченность и обобщенность научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода : излучение, определение, воззрение, умонастроение, перераспределение, напряжение, возникновение, окисление и т. д. Среди существительных мужского и женского рода многочисленны слова с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность, потребность, форма, масса, величина, интенсификация и т. д.

Своеобразно представлены в научной речи формы числа и падежа имен существительных . Большинство существительных употребляется только в форме единственного числа , что связано с широким использованием отглагольных существительных, а также существительных, обозначающих названия химических элементов, веществ и т. д. Для научного стиля характерно употребление единственного числа в значении множественного: Лупа — самый простой увеличительный прибор; Ежегодно тысячи людей отправлялись в тайгу на охоту за соболем . В данных случаях существительные, обозначающие считаемые предметы (лупа, соболь), называют целый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеют собирательное значение.
При этом абстрактные и вещественные существительные в научном стиле обычно употребляются в форме множественного числа , приобретая конкретное значение ( шумы в сердце, мощности, емкости и т. п.) или значение ‘сорт’, ‘разновидность’ ( смазочные масла, активные кислороды, низкие температуры, белые и красные глины и т. д.).
Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа , которые часто выступают в функции определения: реакция соединения, попытка решения, температура плавления, норма литературного языка, язык межнационального общения, теорема Пифагора, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур . После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы творительного падежа: открыт Менделеевым, установлен Ньютоном, определен Павловым .

В научной речи употребляются преимущественно аналитические формы сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных ( более сложный, более компактный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный ). Причем превосходная степень обычно образуется путем сочетания положительной степени прилагательного и наречий наиболее, наименее ; иногда используется наречие очень и почти не употребляется самый .

Краткие прилагательные в научном стиле, в отступление от общей закономерности русского языка, выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений: Чистый этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор, бром ядовиты .

Особенности употребления глагола связаны с его видовременными формами. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Они выражают чаще всего атрибутивное значение или значение констатации факта и выступают в отвлеченном временном значении (настоящее вневременное): Углерод входит в состав углекислого газа; При нагревании тела расширяются . Так как глаголы в форме настоящего времени обозначают постоянные признаки, свойства, процессы или закономерности явлений, при них возможно употребление слов обычно, всегда, как правило, постоянно и т. п.
Отвлеченность значения распространяется на формы глаголов прошедшего и будущего времени, приобретающие вневременное значение: Исследования производились ; Определим площадь треугольника; Составим уравнение .
В научном стиле распространены формы 3-го лица единственного и множественного числа глаголов как наиболее отвлеченно-обобщенные по значению. Формы 1-го лица множественного числа глаголов и употребляющееся при них местоимение МЫ характеризуются дополнительными смысловыми оттенками. Они обычно служат не для обозначения каких-либо определенных, конкретных лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенного значения. Сюда относится «мы совместности» (мы с вами), выражающее оттенок соучастия слушателя или читателя, а также употребление МЫ для обозначения всякого человека, человека вообще: мы придем к выводу. ; если мы обозначим . Данное значение часто выражается личной формой глагола при отсутствии местоимения ( можем определить. ; если обозначим. ).

Возможна замена личной конструкции безличной или инфинитивной : можно определить. можно прийти к выводу. если обозначить.

Формы 1-го лица единственного числа глаголов и местоимение Я в научной речи почти не употребляются, так как здесь внимание сосредоточено в первую очередь на содержании и логической последовательности изложения, а не на его субъекте.

В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от. сравнительно с. в связи с. в меру и др. Такие предлоги и союзы позволяют более определенно и точно выражать мысль.

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Молодым учёным в помощь

Сайт аспирантов и соискателей учёных степеней

Видео:Что такое словосочетание за 1 минуту с примерамиСкачать

Что такое словосочетание за 1 минуту с примерами

Об использовании стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте

Видео:Научный стильСкачать

Научный стиль

5. Работа над рукописью диссертации

5.5. Об использовании стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте

Чтобы грамотно оформить научную работу, необходимо освоить лексику научного языка. С этой целью начинающему исследователю рекомендуется обращаться к стандартным словосочетаниям и выражениям, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Это позволит молодому ученому вести диалог на одном языке с маститыми учеными и сделать материал своих научных работ воспринимаемым для научной среды. Постоянное возвращение к подобным стандартным словосочетаниям и выражениям творческий исследователь обязан выработать свой стиль изложения результатов исследований, выносимых на суд научной общественности. Только в этом случае можно рассчитывать на признание в научном мире.

Проф. Ф.А.Кузин [87] рекомендует применять своего рода стандартные варианты, выполняющие в научных работах роль средств связи между предложениями. В табл.2, заимствованной из другой книги Ф.А.Кузина [88], приведены лексические средства, стандартные словосочетания и выражения, наиболее часто применяемые в научных текстах.

свидетельствует
указывает
подтверждает
дает возможность
позволяет
способствует
имеет значение

Речевая функцияЛексические средства
Причина и следствие,
условие и следствие
(и) поэтому (потому, так как)
поскольку
отсюда (откуда) следует
вследствие
в результате в силу (в виду) этого
в зависимости от
в связи с этим (согласно этому)
в таком (в этом) случае
в этих (при таких) условиях
(а) если (же)…, то …

что что

Временная
соотнесенность
и порядок
изложения
сначала, прежде всего, в первую очередь
первым (последующим, предшествующим) шагом (этапом)
одновременно, в то же время, здесь же
наряду с этим
предварительно (ранее, выше)
еще раз (вновь, снова)
затем (далее, потом, ниже)
в дальнейшем (в последующем, впоследствии)
во-первых, во-вторых и т.д.
в настоящее время (до настоящего времени)
в последние годы (за последние годы)
наконец (в заключение)
Сопоставление и противопоставлениеоднако (но, а, же)
как…,так и…( так же, как и …)
не только, но и
по сравнению (если…, то…)
в отличие (в противоположность, наоборот)
аналогично (также, таким образом)
с одной стороны (с другой стороны)
в то время как (между тем, вместе с тем)
тем не менее
Дополнение или уточнениетакже и (причем, при этом, вместе с тем)
кроме (сверх, более) того
главным образом (особенно)
Ссылка на предыдущее или последующее высказываниетем более, что
в том числе (в случае, то есть, а именно)
как было (сказано, показано, отмечено, упомянуто, установлено, получено, обнаружено, найдено, учтено)
как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше
согласовано (сообразно, соответственно) этому (тому)
в соответствии с этим (в связи с этим)
в связи с вышеизложенным (вышеприведенным)
данный (названный, рассматриваемы и т,д,)
такой (такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного)
вида (типа, рода)
следующий (последующий, некоторый)
многие из них (один из них, некоторые из них)
большая часть (большинство)
Обобщение, выводтаким образом (итак, следовательно)
в результате (в итоге, в конечном счете)
отсюда (из того) следует (вытекает, понятно, ясно)
это позволяет сделать вывод (сводится к следующему, свидетельствует)
наконец (в заключение)
Иллюстрация сказанногонапример (так, в качестве примера)
примером может служить
такой как
в случае (для случая)
о чем можно судить (что очевидно)
Введение новой информацииРассмотрим следующие случаи
Остановимся подробно на
Приведем несколько примеров
Основные преимущества этого метода (способа, методики, прибора, оборудования)
Некоторые дополнительные замечания (пояснения, выводы, идеи
Несколько слов о перспективах проведения исследований по теме

Н.И.Гендиной (цит. по [76, с. 210-212]) предложен набор стандартизированных выражений, которые часто применяются в научных текстах, в том числе и диссертациях, для раскрытия наиболее важных их элементов.

1.Для раскрытия актуальности проблемы:
1.1. Особенность, исключительность, важность проблемы:

  • Одной из наиболее актуальных проблем является …;
  • В настоящее время особую актуальность приобретает…

1.2. Сложность, трудность решения проблемы:

  • Большим препятствием является… поэтому издание…- насущная проблема…;
  • При составлении… сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование… — сложная проблема…

1.3. Необходимость какого-то действия:

  • Необходимость применения…можно обосновать следующим образом..;
  • Необходимость обусловлена…;
  • Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, направлений, характеристик) является…;
  • Одна из… заключается в…;
  • Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение) приобретает…;
  • Особое место занимает…;
  • Огромную роль играет…;
  • Все большее внимание уделяется…;
  • При … возникает сложная проблема (разнообразие задачи)…

2. Для раскрытия авторского подхода:
2.1. Уточнение используемой терминологии или авторского определения исходных понятий:

  • В данной статье (разделе, главе)…задача …будет рассмотрена как…;
  • При этом под… будем понимать…;
  • Под…здесь понимается…

2.2. Сознательное сужение границ предпринятого исследования:

  • В данной работе рассматривается только…;
  • В описываемом исследовании нас интересовали в основном…;
  • Такой подход обусловлен…

2.3. Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода:

  • Именно поэтому… должно состоять не только из…, но и содержать…;
  • Исходя из этих соображений, следует… строить не на…, а на…

3. Для отражения целевой установки:

  • Цель (целью, задачей) настоящей (данной) статьи (работы, публикации, диссертации, раздела) является (была, заключается в …)…;
  • В настоящей (данной) статье (работе, публикации, заметке) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются,предлагаются, рассмотрены, приведены…)…;
  • Настоящая (данная) статья (работа) посвящена…

4. Для описания известного варианта решения:

4.1. Дистантная связь с предшествующими работами автора или других исследователей:

  • В работе (работах) И.И.Петрова (Ян Смита) показано (выделено, предложено, выдвигалалась, описывалась, обосновывалась…)…

4.2. Указания на то, что какое-либо решение уже известно в науке:

  • Все большее распространение получают…

4.3. Перечисление известных решений:

  • Для записи … используются различные способы…, например, …;
  • Для записи … известны способы…;
  • В … используются различные подходы, например…

5. Для описания недостатков известного варианта решения:

  • Основной недостаток … заключается в том, что …;
  • Недостатком является то, что …;
  • Что касается…, то эта проблема еще не решена.

5.1. Характеристика отношений противопоставления, несоответствия:

  • Однако … имеет ряд существенных недостатков …;
  • Однако … не позволяет …
  • Характеристика какой-либо негативной ситуации:
  • В … игнорируется…;
  • В большинстве работ … рассматривается без учета …
  • Констатация трудностей, сложности реализации известных ранее вариантов решения:
  • Рассмотренная система является весьма сложной и характеризуется большой длительностью обслуживания …;
  • Трудоемкость существующих методов … существенно снижает …

6. Для описания предлагаемого варианта решения:

  • В настоящей статье предлагается средство …;
  • Предлагаемый … основан на …;
  • Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы …;
  • Перейдем непосредственно к описанию …;
  • В данной статье излагается один из подходов к …

7. Для представления места исследования:

  • В (на) … действует (создан, была создана, разработана, разрабатывается, эксплуатируется, проводилась, проведен, ведутся …)…;
  • Назначение предмета рассмотрения:
  • ИПС … предназначена для …;
  • Матричные перфокарты используются для …

8. Для представления технических средств реализации:

9. Для представления примеров:

10. Для наглядного представления информации:

  • На рисунке (таблице, схеме) показано (приведено, представлены …) …

11. Для описания математического аппарата:

  • Употребление аббревиатур и символических обозначений …

12. Для описания экспериментальной проверки:

  • Эсперимент … проводился на массиве …;
  • Для подтверждения …был проведен эксперимент …

13. Для описания преимуществ предлагаемого варианта решения:

  • Преимущество этого способа состоит в том, что…;
  • Следовательно, преимущества ИПС состоят не только в …, но и в …
  • Достоинством такой ИПС является …;
  • Данный метод не дает потерь при поиске …;
  • Применение …сократило время, исключило субъективность …;
  • Метод дает возможность рассчитать и обеспечить …
  • Применение … повысит и позволит …

14. Для описания особенностей предлагаемого варианта решения:

  • Существенной особенностью … является ..;
  • Особенность … состоит в том, что …

15. Для представления результатов:

  • Результаты показали следующее: …;
  • Параметры системы …: шум – 40% …;
  • Количество нерелевантных документов составляет 40% от …

16. Для представления выводов:

  • Итак, можно сделать вывод, что …;
  • Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы …;
  • Итак, подводя итоги, можно сказать, что …;
  • В заключение подчеркнем следующее …;
  • Анализ … позволяет утверждать …

17. Для представления рекомендаций:

  • Как …, так и … может быть рекомендовано в качестве …;
  • Система может быть рекомендована для …;
  • … код может быть использован для ..;
  • Разработанный язык может применяться в … для …

18. Для представления назначения предмета рассмотрения:

  • Как …, так и может быть использовано в качестве …;
  • В заключение можно отметить, что … могут использоваться не только в …, но и в …

Интересный набор стандартизированных словосочетаний для научных текстов предлагает Н.Н. Пречаткина (цит. по [76]). Этот набор приведен в табл. 3.

ПараметрСловосочетания для раскрытия сущности
Оценка ситуацииТочнее сказать; трудно себе представить; кажется весьма удивительным, что ..; лучше всего; сопряжено с огромными трудностями; несколько лучше дело обстоит в случае с …; однако не вполне ясно …
УверенностьМы можем быть уверены; без сомнения; безусловно
АкцентированиеОсобо следует остановиться; лучше сказать …; и в этом смысле …; до такой степени, что …; именно в этом отношении; и именно в силу того, что …
ВероятностьВероятно
КатегоричностьНельзя не назвать
ЭмоциональностьК сожалению
СопоставлениеБолее или менее; наоборот; тем не менее …
ПояснениеА именно; а значит; в частности; или; правильнее, в смысле, в том числе
ОбусловленностьОтсюда ясно, что …; вот почему
СубъективностьС моей точки зрения; мне кажется, что …; на мой взгляд …
КонкретизацияДо сих пор …; до настоящего времени …; укажем здесь …; в данном случае …; что касается …
ОпределениеТак называемый …; указанный …; настоящий …; в виде
ВремяВ настоящий момент …; до сих пор …; в свое время …; прежде всего …; не раньше, чем …; до тех пор, пока
УточнениеДо известной степени …; в данном случае …; в первый раз
СредствоС помощью …
СсылкаПодобное говорится в …; такие примеры наблюдаются в …
ИллюстрацияНапример, …; в качестве примера …; к примеру …
МестоЗдесь …; имеет место …; на первом месте…, в своем месте ..
ПричинаПо причине …; является причиной …; нет причин
ПоследовательностьВследствие этого …; отсюда вытекает, что …; исходя из …; во-первых; во-вторых и т.д.
ЦельС этой целью …; для этого …; с таким расчетом, чтобы …; с той целью, чтобы …; для краткости …
УсловиеПри таких условиях …; при этих условиях …; при прочих равных условиях …, при условии, что …
ОбоснованиеС таким же основание …; с учетом …; с полным основанием …; не без основания …; на основании …;
СопоставлениеДля сравнения …; по сравнению …; соответственно этому; согласно с этим …
СоответствиеВ соответствии с …, по отношению с…; по аналогии с …
ПротивопоставлениеВ противоположность этому …
ДополнениеВ дополнение к этому; в том числе и …

Глава «Обзор литературы по теме и выбор направления исследований» содержит много материала по проведенным ранее исследованиям, систематизация которых вызывает затруднения у начинающего соискателя. Н.И. Колесникова рекомендует использовать при оформлении этой обзорной главы диссертации следующие стандарты словосочетаний и выражения [76]:

  • Авторы по-разному (одинаково) определяют (что), (подходят к чему)…
  • Рассмотрим один из возможных случаев…
  • Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где?) одинаково (по-разному).
  • В работе (работах) показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась…).
  • Н. использует разные подходы (методики, методы) решения задачи…
  • Основной недостаток такого решения состоит в том, что…
  • Недостатком являет то, что…
  • Что касается…, то эта проблема (задача) не решена…
  • Н. игнорирует условия эксперимента, при которых…
  • В большинстве работ …рассматриваются общие условия…
  • Однако, не смотря на явные достоинства, этот подход имеет свои недостатки.
  • Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос (о чем)…
  • Оба автора обращают внимание на то, что (на что?)…
  • В работе Н. этой проблеме уделяет большое (малое) внимание,
  • Эти мысли Н. явно перекликаются с идеей (гипотезой) ….
  • По мнению Н. (всех авторов, исследователей) …
  • Эта проблема затрагивается также (где?)…
  • Н., так же как и М., обращает внимание на то, что….
  • Подобно Н., М. анализирует (что?)…
  • В отличие от Н., М. указывает, что…
  • Если Н. считает, что …, то М. придерживается другой точки зрения,
  • Что касается М., то он считает, что …
  • М. анализирует современный материал, а Н. основывается на исторических фактах,
  • М. опирается на богатый фактический материал, тогда как Н. частично оперирует гипотезами,
  • Н. утверждает, что …, тогда как М. опровергает это,
  • Н. убежден, что . между тем как М. сомневается в этом…
  • Можно отметить, что … могут быть использованы не только в …, а и в …
  • В то время как Н. – сторонник (чего?)…, М. придерживается …

Такой перечень можно было продолжить и далее. Соискатель должен сам понять особенности построения подобных фраз и проявлять творчество, а также свою индивидуальность и подготовку. Каждый начинающий ученый, должен помнить, что научный текст – это результат творческого мыслительного процесса человека, продукт его умственного труда.

Материалы этого раздела рекомендуются главным образом начинающему исследователю, оформляющему свои первые научные работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый пользователь! Если у Вас есть что рассказать сообществу будущих и настоящих учёных, присылайте нам свои статьи по форме обратной связи. Может быть даже мы найдем как Вас отблагодарить.

🎦 Видео

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Стили речиСкачать

Стили речи

Научный стиль речи | 3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023Скачать

Научный стиль речи | 3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023

🥐как быстро выучить стих🥐Скачать

🥐как быстро выучить стих🥐

Научный стиль речи: основные признакиСкачать

Научный стиль речи: основные признаки

Русский язык. Коммуникативная задача научного текста.Скачать

Русский язык. Коммуникативная задача научного текста.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИСкачать

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ  РЕЧИ

Русский язык 10 класс (Урок№17 - Научный стиль.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№17 - Научный стиль.)

Русский язык. 8 класс. Бесконечное пространство космоса. Научный стиль речи /14.12.2020/Скачать

Русский язык. 8 класс. Бесконечное пространство космоса. Научный стиль речи /14.12.2020/

СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИСкачать

СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Как запоминать всё что угодно за 20 минут. Метод ЭббингаузаСкачать

Как запоминать всё что угодно за 20 минут. Метод Эббингауза

Научный стильСкачать

Научный стиль

Логичность научного текстаСкачать

Логичность научного текста

GS501.2 Rus 17. Синтаксис научной речиСкачать

GS501.2 Rus 17. Синтаксис научной речи

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: